- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Великие трагедии Шекспира. Темы и проблематика
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K008022 |
Тема: | Великие трагедии Шекспира. Темы и проблематика |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И. ГЕРЦЕНА» Институт Музыки, Театра и Хореографии. Курсовая работа по дисциплине: «История театра» на тему: «Великие трагедии Шекспира. Темы и проблематика» Выполнила студентка 2 курса, ПО АКТ: Гулимова А. А. Преподаватель: Санкт-Петербург 2016 Содержание. Введение………………………………………………………………………..2 Основная часть………………………………………………………………...4 Заключение Список литературы Введение. «Внешняя красота еще драгоценнее, когда прикрывает внутреннюю. Книга, золотые застежки которой замыкают золотое содержание, приобретает особенное уважение» В. Шекспир. Когда произносят имя Уильяма Шекспира, у каждого человека рождается своя ассоциация. Одни вспоминают, что он великий драматург, вторые, что это английский поэт, третьи, что это автор пьес «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Король Лир» и многих других. Но совершенно точно, что Уильям Шекспир – человек мира. Человек, которого помнит весь мир, которого любит весь мир. Он родился в 1564 г. в семье зажиточного ремесленника и представительницы старинного саксонского семейства. Отец его торговал зерном, мясом, шерстью. Ему принадлежало несколько домов в Стратфорде, поэтому у маленького Уильема была возможность учиться в местной «грамматической» школе. [2] Она отличалась приличным уровнем образования, однако доподлинно неизвестно, закончил ее Уильям или нет, – скорее всего, ему пришлось в связи с семейными финансовыми затруднениями оставить занятия и помогать отцу. 18-летним юношей Уильям женился на забеременевшей Энн Хатауэй, которой было в то время 26 лет. Заключив брак, молодые спаслись от бесчестия и наказания. В 1583 г. у Четы Шекспиров появилась дочь, еще через 2 года - пара разнополых близнецов.[1] Через три года после женитьбы он переехал в Лондон. По легенде, Шекспир бежал от местного помещика, который преследовал его за то, что Уильям убивал оленей во владениях вельможи (убить оленя богача считалось доблестью).[2] В Лондоне Шекспир получил работу в театре. Он присматривал за лошадьми приезжающих, и был поначалу "штопальщиком пьес" ("playpatcher"), или, говоря современным языком, рерайтером — перерабатывал старые пьесы для новых постановок. Вероятно, он пробовал себя как актер, но не стал знаменит. Вскоре Шекпир стал драматургом театра.[2] На протяжении 1595-1596 гг. были написаны знаменитая трагедия «Ромео и Джульетта», а также «Венецианский купец» - комедия, впоследствии впервые названная «серьезной». Если раньше авторами пьес для театра являлись «университетские умы», то к этому времени их роль оказалась утраченной: кто-то перестал писать, кто-то умер. На смену им пришел Шекспир, ознаменовав этим самым новую эпоху в развитии театрального искусства. Его творчество еще при жизни было оценено современниками по достоинству — в 1599 году, когда был образован театр "Глобус" (Globe), Шекспир стал одним из пайщиков. Видимо, в материальном плане его жизнь сложилась благополучно.[2] Через год после этого увидел свет знаменитый «Гамлет», открывающий период «великих трагедий», к которым относятся «Отелло», «Король Лир», «Макбет». Комедии, написанные в это время, также имели гораздо более серьезное, а порой и пессимистичное содержание. В этот же период жизни Шекспир стал дворянином, приобрел в Стратфорде большой, второй по площади в городе, дом. После смерти в 1603 г. королевы Елизаветы и прихода к власти Якова I король сам становится покровителем труппы лорда камергера. 1606-ой стал точкой отсчета для последнего периода в литературной деятельности Шекспира, ознаменованного, в частности, созданием трагедий на основе сюжетов античности («Кориолан», «Антоний и Клеопатра»), а также романтических трагикомедий «Буря», «Зимняя сказка» и др.[1] Примерно в 1612 г. Шекспир, чья карьера развивалась весьма удачно, неожиданно для всех уехал из столицы и возвратился в Стратфорд, к семье. Исследователи предполагают, что причиной столь кардинального шага была тяжелая болезнь. В марте 1616 г. Шекспир составляет свое знаменитое завещание, впоследствии создавшее почву для т.н. шекспировского вопроса, рассматривающего проблему авторства его произведений и самой его личности. 3 апреля 1616 г. один из величайших драматургов мира скончался; его похоронили на окраине родного города в церкви св. Троицы.[1] При жизни сочинения Уильяма Шекспира публиковались лишь в отдельном виде, иногда в виде сборников (сонеты). Первое полное собрание сочинений силами друзей было подготовлено и опубликовано в 1623 г. В так называемый шекспировский канон вошли 37 пьес; при жизни драматурга увидели свет лишь 18 из них. Его творчество ознаменовало собой окончание процесса создания английского языка и культуры, подвело черту под европейским Возрождением. До нашего дня его пьесы являются неотъемлемой частью, основой репертуара театров всего мира. В век новых технологий почти вся шекспировская драматургия была экранизирована.[1] Основная часть. «Кому не хватает решительной воли — не хватает ума» В. Шекспир. Вспоминая всё наследие, оставленное нам У. Шекспиром, нельзя не отметить трагедии. Фактически трагедии выступают как творческий стержень его наследия. Они выражают мощь его гениальной мысли и суть его поры, именно потому последующие эпохи, прежде всего через них осмысливали свои конфликты. [3] «Трагедия - один из основных видов драмы, противоположный комедии. Трагедией называют такие драматические произведения, в которых изображаются исключительно острые, непримиримые жизненные конфликты, таящие в себе катастрофические последствия и чаще всего завершающиеся гибелью героя».[12] С самого начала своей литературной деятельности Шекспир писал трагедии. Одной из первых его пьес стала римская трагедия «Тит Андроник», спустя несколько лет появилась пьеса «Ромео и Джульетта». Однако наиболее знаменитые трагедии Шекспира написаны с 1601—1608 гг. В этот период были созданы четыре великих трагедии — «Гамлет», «Отелло», «Король Лир» и «Макбет», а также «Антоний и Клеопатра» и менее известные пьесы — «Тимон Афинский» и «Троил и Крессида». Эти пьесы можно связать с античными установками жанра. В античных произведениях главный герой должен быть выдающимся, но не лишённым порока человеком, а зрители должны испытывать к нему определённые симпатии и чувства. Все трагические протагонисты у Шекспира имеют способности и к добру, и ко злу. Драматург следует доктрине свободной воли: (анти)герою всегда предоставлена возможность выпутаться из ситуации и искупить грехи. Однако он не замечает этой возможности и идёт навстречу року. [3] «Любовь всесильна: нет на земле ни горя — выше кары ее, ни счастья — выше наслаждения служить ей» В. Шекспир. «Ромео и Джульетта» — одна из наиболее известных трагедий Шекспира, потому что в ней затрагиваются проблемы, которые близки людям разных эпох. Одна из них – проблема любви. [4] Нет человека, которому это чувство было бы незнакомо, но что это такое? Объяснить трудно. Ясно одно: это чувство возникает спонтанно. Проблематика трагедии, несомненно, связана с ее конфликтом. Мы считаем, что в произведении Шекспира два конфликта – любовный (Ромео, Джульетта, Парис – «любовный треугольник») и социальный (вражда Монтекки и Капулетти).[4] Эти два конфликта переплетаются. У них общая развязка – смерть главных героев. Экспозиция трагедии – это хор в начале. Такая традиция идет еще с античных времен, когда хор был одним из действующих лиц трагедии. Расстановка действующих лиц классическая – по старшинству. Трагедия состоит из пяти актов.[4] Однако естественно Шекспир преображает античные каноны написания трагедий. Поэтический язык, возвышенный и одновременно живой, ярко рисует всю полноту жизни, в которой забавные сцены соседствуют с высоким трагедийным пафосом, щедрое остроумие – с вдохновенным лиризмом. Действие сжимается по времени – все происходит необычайно быстро, в каких-нибудь четыре-пять дней. Шекспир делает Ромео и Джульетту очень юными, скажем так, «чистыми». Джульетте – 14 лет, Ромео – на два года больше. Тема любви, конечно здесь основная. Причем затрагивается она не только в контексте отношений Ромео и Джульетты, но и выступая в качестве важной сферы человеческой жизни. О ней говорят многие персонажи, каждый видит в ней своё. Особенно выделяются в любовной линии 5 сцена – бал в доме Капулетти. Здесь тема любви конкретизируется до мотива любви с первого взгляда. Помимо любви между мужчиной и женщиной, в трагедии большое место отводится грани между любовью и влюблённостью, юношеской страстью. Выделяется и тема материнской, отцовской, одним словом семейной любви, а так же любви кормилицы к Джульетте. [5] Ближе к концу трагедии появляется мотив изгнания и очень распространённый в эпоху Возрождения – мотив случая. Вообще эта трагедия вобрала в себя несколько очень важных тем - это и тема любви, и тема кровной мести, и тема смерти, и тема вражды, и тема случая. Все проблемы, темы и мотивы в трагедии связаны друг с другом. Месть и гнев рождают смерть, та в свою очередь побеждается любовью. Но случай – неведомая и всемогущая сила, всё равно настигает тех, кто посмел пойти против системы и порядка, против масонского Великого Архитектора Вселенной, в образе которого у Шекспира просматривается Бог, на которого указывали масоны и теологи, вводя новое понятие. Богоборчество и вольность в соблюдении церковных законов мы видим на протяжении всей пьесы – Ромео, одевшийся на бал монахом, многократно обеими семьями нарушалась важнейшая заповедь «не убий», да и отца и мать герои трагедии вряд ли почитают. [5] Лоренцо тоже совершает грехопадение – венчает Ромео и Джульетту, но он единственный в Вероне, кто действительно понимает, что вражду можно победить только любовью. Сюжет «Ромео и Джульетты» уводит нас к старинной итальянской народной легенде, согласно которой события, описанные Шекспиром, действительно имели место в начале XIV века в городе Вероне.[6] Сейчас там находится знаменитая «гробница Джульетты». Шекспир был далеко не первым, обработавшим этот сюжет, в котором молодые люди тайно от своих родителей женятся, но он первый сумел сделать из него гениальное художественное произведение. Ромео и Джульетта — герои, ставшие символом прекрасной, но трагической любви двух юных существ, разделенных вековой враждой семейных кланов, к которым они принадлежат: Монтекки (Ромео) и Капулетти (Джульетта). [4]. Эта история была известна и раньше, но смерть героев в финале была карой за непослушание. Шекспир подошел к этой истории иначе. Его ренессансный идеал — великая любовь, оказывающаяся выше семейных предрассудков и вековой ненависти. Любовь Ромео и Джульетты — не просто нарушение семейных запретов, а открытый вызов, брошенный ими вековой традиции ненависти, на которой строились государственные устои Вероны. Вражда и вера не противопоставлены друг другу, спасительной для семейств является лишь чистая любовь. Трагедия «Ромео и Джульетта» как сама жизнь полна тем, проблем и их решений. Но если проблему автор ставит ясно, четко – она исходит от самих персонажей, то путей её решения всегда несколько. Герои проходят лишь один из них. Именно эта ценность пьесы как опыта поколений, как иллюстрации общечеловеческих вечных проблем, с которыми сталкиваются всё новые и новые эпохи, и является причиной её живучести.[5] «Излишняя забота — такое же проклятье стариков, как беззаботность — горе молодежи» В. Шекспир. Трагедия «Король Лир» — одно из самых глубоких социально-психологических произведений мировой драматургии. В ней использованы несколько источников: легенда о судьбе британского короля Лира, рассказанная Холиншедом в «Хрониках Англии, Шотландии и Ирландии» по более ранним источникам, история старого Глостера и его двух сыновей в пасторальном романе Филиппа Сиднея «Аркадия», некоторые моменты в поэме Эдмунда Спенсера «Королева фей». Существовала также дошекспировская пьеса «Истинная хроника о короле Лире и его трех дочерях», где все кончалось благополучно. В трагедии Шекспира история о неблагодарных и жестоких детях послужила основой для психологической, социальной и философской трагедии, рисующей картину господствующих в обществе несправедливости, жестокости, корыстолюбия. [3] Исходя из опыта своей эпохи, Шекспир пришел к сознанию, что страшная сила власти губит людей не меньше, чем сила золота. Он проник во все изгибы души человека, который охвачен этой страстью, заставляющей его ни перед чем не останавливаться для осуществления своих желаний. Шекспир показывает, как властолюбие уродует человека. Если прежде его герой не знал предела в своей храбрости, то теперь он не знает предела в своих честолюбивых стремлениях, которые превращают великого полководца в преступного тирана, в убийцу. [3] В «Короле Лире» проблематика семейных отношений тесно сплетена с проблематикой общественной и политической. Лир в начале трагедии- король средневекового типа, упоенный иллюзией своего всемогущества, слепой к нуждам своего народа, распоряжающийся страной, раздаривая её кому угодно. От всех окружающих, даже от дочерей, он требует вместо искренности одной лишь слепой покорности. Этим пользуются две старшие дочери, лицемерно уверяющие его в своей любви. Им противостоит Корделия, знающая один лишь закон- закон правды и естественности. Но Лир глух к голосу правды, и за это он терпит жестокое наказание. Его иллюзии короля, отца и человека рассеиваются. [7] Рядом с историей Лира и его дочерей развертывается вторая сюжетная линия трагедии история Глостера и его двух сыновей. Подобно Гонерилье и Регане, Эдмунд также отверг все родственные и семейные связи, совершив еще худшие злодеяния из честолюбия и корысти. Этим параллелизмом Шекспир хочет показать, что случай в семье Лира - общий и типичный. [7] Насильственная смерть настигает и всех трех дочерей короля Лира: одна отравлена, другая зарезана, а третья — младшая Корделия, явившаяся из Франции с войском, чтобы спасти отца, — удавлена соотечественниками. [7] Хотя все персонажи "Короля Лира" обладают феодальным титулами и званиями, тем не менее, общество, изображаемое в трагедии, не является средневековым. Одну группу персонажей составляют те, в ком индивидуализм сочетается с эгоизмом. В первую очередь это Гонерилья, Регана, Корнуэл и Эдмонд. Эдмонд выступает как выразитель жизненной философии, которой руководствуются все люди такого склада. [7] Безумие короля — следствие моральной деградации окружавших его людей. Смерть короля — закономерный итог разыгравшейся вокруг него кровавой вакханалии. Трагедия в целом — нравственный урок прошлому, настоящему и будущему. [7] В античности считалось, что чем трагичнее действие на сцене, тем сильнее просветляет и возвышает оно человеческую душу. Фактически в этот момент у зрителя должен происходить катарсис – очищение. В «Короле Лире» очень интересна линия Шута. Шут сложно связан с Лиром не только жизненными отношениями, но и поэтическим взаимодействием. Свойства одного предмета выявляются сравнением с другим: во внешне непохожих явлениях открывается внутренняя схожесть. [8] Шут и потешает короля, и выявляет смысл его поступков. Дурак сопутствует королю, если король ведет себя, как глупец. Придворный скоморох становится похожим на тень короля. Только к тени приросли ослиные уши. За королем следует клоун, но вместе с ним плетется и злое воспоминание о совершенных королем нелепостях. Все это не напоминает недвижимые определения символов. Поэтическая идея развивается, возникают новые связи, открываются новые стороны действительности. [8] Постепенно Шут из тени превращается в совесть. Дурак начинает говорить тайными мыслями Короля. Тень говорит ему то, о чём он начал догадываться, но в чём боялся себе признаться. Если сначала Король смеётся над Шутом, то со временем ему становится не до смеха. Шут не расстается с Лиром не только потому, что предан ему. Дурак сопровождает короля, потому что король поступил, как глупец: Тот, кто решился по кускам Страну свою раздать, Тот приобщился к дуракам, Он будет мне под стать. Мы станом с ним рука к руке - Два круглых дурака: Один в дурацком колпаке, Другой - без колпака! ( Перевод С. Маршака.) Шут закапчивает сценическое существование в третьем акте. Он пропадает бесследно, и ни его заключительные слова, ни речи других героев не дают возможности понять причины исчезновения одного из главных действующих лиц в середине пьесы. [8] "Король Лир" - трагедия социально-философская. Ее тема не только семейные отношения, не только государственные порядки, но природа общественных отношений в целом. Сущность человека, его место жизни и цена в обществе - вот о чем эта трагедия. «Видеть и чувствовать — это быть, размышлять, жить» В Шекспир. Основной идеей Возрождения стала идея гуманизма, человечности, то есть ценности каждого человека, каждой человеческой жизни самой по себе. Всё это вошло в трагедию Шекспира «Гамлет». Время Ренессанса впервые утвердило идею о том, что человек имеет право на личный выбор и на личную свободу воли. До этого были утверждены религиозные каноны. Еще очень важной идеей Возрождения стала вера в большие возможности человеческого разума, то есть появляется понятие «антропоцентризм». Искусство и литература в эпоху Ренессанса выходят из-под неограниченной власти церкви, ее догматов и цензуры, и начинают размышлять над «вечными темами бытия»: над загадками жизни и смерти. Впервые возникает проблема нравственного выбора: как вести себя в тех или иных ситуациях, что является правильным с точки зрения человеческого разума и морали? Ведь церковь и религия не дают людям ответы на их вопросы. Гамлет, принц датский, стал литературным героем нового поколения. В его лице Шекспир утверждает ренессансный идеал человека могучего ума, сильной воли. Гамлет способен в одиночку выйти на борьбу со злом. Ренессансный герой стремится изменить мир, влиять на него, и чувствует в себе силы сделать это. До Шекспира героев такого масштаба в литературе не существовало. Поэтому история Гамлета стала «прорывом» в идейном содержании европейской литературы. [3] Основной конфликт в трагедии «Гамлет» между Гамлетом и Клавдием. Причиной этого конфликта становится то, что Гамлет оказался лишним в обществе. Гамлет слишком любил правду, и с ней не хотело считаться его окружение. Это одна из причин ненависти Клавдия к Гамлету. Главный герой узнаёт о том, что его отца убил Клавдий. Гамлетом движет месть и их конфликт с Клавдием настолько силён, что завершиться он может только смертью одного из участников. Но силы в данном случае не равны, хоть на стороне Гамлета правда и справедливость, у Клавдия власть и могущество. Центральный образ в трагедии Шекспира – образ Гамлета. С самого начала пьесы понятна главная цель Гамлета – месть за жестокое убийство его отца. В соответствии со средневековыми представлениями – это обязанность принца, но Гамлет – гуманист, он человек нового времени и его утонченная натура не приемлет жестокую месть и насилие. [3] Образ Офелии вызывает у разных читателей разные эмоции: от негодования через кротость девушки к искреннему сочувствию. Но и судьба неблагосклонна к Офелии: ее отец Полоний на стороне Клавдия, который виновен в смерти отца Гамлета и есть его отчаянным врагом. После смерти Гипноигия, которого убил Гамлет, в душе девушки происходит трагический излом, и она болеет. В такую круговерть попадаются почти все герои: Лаерт, Клавдий (который, видев свою очевидную «негативность», все же мучается укорами совести…). [3] Каждый из героев произведения Вильяма Шекспира воспринимается читателем неоднозначно. Даже образ Гамлета можно воспринимать как слабого человека (разве в нашем современном мир, частично воспитанном на комиксах и фильмах сомнительного качества, тот кто не выглядит супергероем в борьбе со злом, не кажется слабым?), а можно – как человека чрезвычайного ума и жизненной мудрости. Невозможно дать однозначную оценку образам Шекспира, но я надеюсь, что осмысление их и формируется со временем в сознании каждого, кто читал это величественное произведение, и поможет дать собственный ответ на вечное шекспировское «быть или не быть?» [3] Вот как видит проблематику пьесы Андрей Тарковский: «Для меня лично в этой пьесе поставлен самый важный вопрос, прослежены самые важные проблемы, существовавшие как во все времена Шекспира, так и до и после него, всегда. Может быть, именно поэтому, в силу абсолютной глобальности замысла, пьеса с таким трудом поддаётся исчерпывающей трактовке на сцене. … В этой пьесе для меня кроется огромная тайна. Возможно ли её раскусить? Не знаю… Это как наваждение… Снова попытаться приблизиться к вечной тайне этой пьесы… Я лично полагаю, точнее, убеждён, что трагедия Гамлета, главная болевая точка этой трагедии, кроется для меня в необходимости, вынужденной и абсолютной необходимости для человека, стоящего на более высоком духовном уровне, погрузиться в мелкое болото серости, обыденной пошлости, мелких страстишек и властолюбивых амбиций, правящих в этом мире всецело и безнаказанно. Это трагедия для человека, точно уже преодолевшего элементарное земное притяжение, но неожиданно вынужденного вновь с ним считаться, починиться его законам, точно вернуться к своему собственному прошлому, пошлому и унизительному. Трагедия Гамлета состоит для меня не в обречённости его на гибель физическую, а в падении нравственном и духовном, в необходимости прежде, чем совершить убийство, принять законы этого мира, действовать по его правилам, т.е. отказаться от своих духовных притязаний и стать обыкновенным убийцей. Вот где смысл драмы! Трагедия! Либо выполнить свой как будто бы человеческий долг, навязанный ему обществом, но, по существу, потерять себя в нравственном отношении, либо вовсе не смириться с этим миром, уйти из него по собственной воле, то есть покончить с собой… Но как тогда быть с Богом? В каком-то смысле нечто подобное переживает каждый человек, поставленный реальностью перед проблемой выбора.». [9] Одной из наиболее ярких проблем произведения является проблема выбора, которую можно считать отражением основного конфликта трагедии. Для мыслящего человека проблема выбора, особенно если речь идет о выборе моральном, всегда трудна и ответственна. Несомненно, конечный итог определяется рядом причин и в первую очередь ценностной системой каждой отдельной личности. Если в своей жизни человек руководствуется высшими, благородными порывами, он, скорее всего, не решится на антигуманный и преступный шаг, не нарушит известные христианские заповеди: не убий, не укради, не прелюбодействуй и т.д. Однако в трагедии Шекспира «Гамлет» мы становимся свидетелями несколько иного процесса. Главный герой в порыве мести убивает нескольких человек, его поступки вызывают неоднозначные чувства, но осуждение в этом ряду стоит на последнем месте. [10] В пьесе есть много пластов с одной стороны исторических. С другой зрелищно - культурных. Надо понимать, что они являются составной частью этой пьесы. [11] Зачем Гертруда выходит замуж за Клавдия? Она могла править не выходя замуж и во времена Шекспира Елизавета так и правила. Она выходит замуж, потому что влюблена. Это важно для пьесы. И Клавдий не является отъявленным злодеем, как его воспринимает Гамлет. Клавдий разумный и у него есть совесть. Он т резво осознает свой грех и становясь на молитву, он сравнивает свой грех с грехом Каина. И он понимает, чтобы раскаяться он должен отдать трон и королеву. У Ричарда таких признаний не было. Тут просвечивает библейский пласт. И благодаря христианской канве действия это все читалось. Он действительно влюбился в королеву и она его тоже любит и это так раздражает Гамлета. И эта любовь оправдывает многие поступки, вплоть до убийства Гамлета-старшего. Что оправдывает эту влюбленную пару? Раньше выдавали королев замуж в возрасте 4 лет. Они жили в той стране, где будут править, изучали язык, обычаи… Поэтому такой брак был не счастливым и Клавдий был ее первой настоящей любовью. [11] Когда Лаэрт поднимает бунт (убит Полоний, сошла сума Офелия), за ним идет толпа и кричит: Лаэрт - король. И Гертруда, как королева заставляет всех замолчать. Г- назад дрянные датские собаки!(свой народ человек-датчанин не назовет датскими собаками, то есть она тут иностранка и вписывается в типичную историю того времени) Это любовь. Клавдий не хотел от этого брака только трона. В конце он говорит ей про отравленный кубок - не пей вина , Гертруда! Второй момент. Тут нельзя искать реалистическую подоплеку происходящего. Непонятно даже сколько времени длится в пьесе. Это метафорическая история, которая разворачивается в его собственной душе. Гамлет очень запутанный по характеристикам. Он студент. И Розенкранц и Гильденстерн его соученики. То что он студент большая странность применительно к эпохе. Принцы нигде не обучались в учебных заведениях. Мы должны воспринимать его как человека, который является для современников Шекспира- воплощением гуманиста. Это тот кто решил посвятить себя наукам, изучением мироустройства. Учится он в Виттенберге, где у Мартина Лютера был престол и кафедра. Гамлет приезжает потрясенный не только смертью отца, и поведении матери. Он приезжает с навязчивой идеей самоубийства. Еще не встретив призрака, он произносит монолог о самоубийстве, в котором размышляет о существовании Бога. Если самоубийство запрещено- то Бог есть. А если он есть почему мир прибывает в таком распаде. Может быть все таки Бога нет, раз все пребывает в таком распаде? Он и в начале не знал ответа на этот вопрос и умирая не получает ответа. На протяжении всей пьесы он отыскивает опору в себе самом. Он абсолютный герой трагедии. Он абсолютно одинок и абсолютно искренне переживает это душевное состояние и сам дает ответ на поставленный вопрос – он не будет убивать, он будет отражать наносимые удары. Он решает не стать убийцей, не зная ответа на вопрос. Ему не удается это. Потому что есть один человек, который гибнет по его вине. Это Офелия. [11] В пьесе есть важные смысловые совпадения. Он изображает из себя сумасшедшего, а она сходит с ума. Он говорит о самоубийстве, а она кончает с собой. Тут темная история. Сук обломился. Она вроде плыла, не сразу утонула и не бросалась специально. Значит это не самоубийство, но почему ее в этом обвиняют? Потому что она не боролась за жизнь. [11] Политическая составляющая тоже важна в пьесе. Но не она тут является главной. [11] В год, когда родился Гамлет, состоялся поединок между его отцом Гамлетом-старшим и отцом Фортинбраса Фортинбрасом-старшим. И власть Дании отошла Норвегии. В тот момент, когда в Норвегии узнают о смерти Гамлета – старшего, они считают, что на этом договор прекращается и Норвегия может отделиться. И новый король Клавдий в своей тронной речи отправляет паслов в Норвегию, чтоб они сказали, что ничего не изменилось. А Фортинбрасу запретить все эти перемещения с наемным войском, с которым он шатается по границе. К началу пьесы есть исходная зеркальная ситуация. В Норвегии и Дании есть наследные принцы, которые не у дел и дяди, которые сидят на троне. [11] После смерти Гамлет назначает себе приемника Фортинбраса- умного великого политика. Который не сеет конфликты, умеет ждать, и действовать так, чтоб сохранить жизнь своему народу. Он дожидается власти, которая достается ему по праву. Он появляется в пьесе, как белый рыцарь. Его в современных постановках рисуют каким-то чудовищем, еще хуже чем Клавдий, который тоже часто выступает как серийный маньяк)). У Шекспира это не так. [11] Гамлет все время говорит- здесь требуется взвесить. Он не хотел убивать. И Полония он не убивал, он думал. Что это Клавдий, а убить Клавдия- наказ тени отца. [11] Главный конфликт пьесы - между есть и кажется. Если говорить о маньеристской основе пьесы вот она. Этот мир мерцает, мы не знаем есть, или кажется. [11] Возраст Гамлета имеет то значение, что это возраст Христа и все понимают это. Как Христос молится- Да минет меня чаша сея, так и Гамлет пытается отвертеться от необходимости совершить это возмездие. [11] Призрак существует по законам призрака, кому хочу я видим, а кому не хочу – нет. Странно, что сперва он его призывает куда то на беседу и даже не идет в замок (он был в воинских доспехах), а потом является прямо в покои матери. Да еще в колпаке и рубахе… выход призрака в начале – это событие когда мир перевернулся. Его видят все присутствующие. Он приходит публично. Это чтоб показать. Что это не просто глюк у Гамлета. Это вывихнутый сустав века. Мертвые не должны болтаться среди живых и чего-то от них хотеть. И тогда эта история превращается из частного случая в семье Гамлета, в глобальную ситуацию конфликта, в который вовлечен мир. [11] В этой пьесе все безразличные сыны земли. Все хорошие ребята. Человек незаметно для себя превращается в преступника. И это превращение происходит естественно. Розенкранц и Гильденстерн не стукачи. Они по просьбе короля и королевы присматривали зпа принцем из добрых побуждений. А дворянская честь не позволяла им лгать (из истории про декабристов, которые на допросах всех выдавали, потому что не могли лгать) Нам сейчас трудно это понять. А тогда было так. Потому это декабристское движение было мигом раскрыто. На корабле они плывут и не знают, что в письме и Гамлет убивает их получается незаслуженно? Тут действует железный закон – каждый получает по заслугам. Запутались- кто составил письмо Клавдий или Гамлет переписал??? Кто явился убийцей-то в итоге? [11] Офелия не симпатичный персонаж- мягко говоря. Попросту- дура набитая. Ее примитивность заключается в том, что она не понимает, что нужно говорить правду. Она играет ту роль, которую должна играть. У нее выбор либо играть роль послушной дочери и тогда ответить папе на вопрос- что у вас с Гамлетом? Папа, он мой гражданский муж. Но она слушается папу и отдает Гамлету все его подарки, выводит хвост на галерею, при их разговоре. Она же предает его на самом деле. Она первая пускает сплетню. Что он безумен. А он просто действительно перепугавшись после такой беседы с тенью, приходит к ней. [11] Офелия сама завела роман с Гамлетом. И эти две роли в которых она живет у нее в конце концов соединяются и она сходит с ума. В полной мере говорить о ее безумии нельзя. Это очень своеобразное безумие. Она конечно не в себе. Но когда она раздает цветочки... Цветочки эти имеют свою знаковую природу. Гертруде она дает Руту (древнее народное абортивное средство) Но в конечном счете она сходит сума от осознания того, кто она в этой истории. Она же виновата в убийстве отца. [11] Гамлет не мог жениться на Офелии, и Полоний это хорошо понимает – принц не твоей звезды. И Офелия это тоже понимала. И история с его чувствами не связана с его положением в обществе. [11] Все люди в этой пьесе живут в полной несознанке, воспринимая все за чистую монету (кроме Гамлета, Кладвия, Полония и Фртинбраса) Полоний со своим умом, простраивает все и лишается жизни. [11] Клавдий убивает Гамлета (грань несознанки) убийство из ревности имеет смягчение. [11] Если в театре есть актер, который вынесет свою личную драму, даже трагедию- то получится высокий ренессанс, а можно сместить акценты, сделать Гамлета виноватым и получится маньеристская пьеса. [11] Сцена с могильщиками нужна по нескольким причинам. Мы узнаем. Что ее хоронят, как самоубийцу, тут рассуждения Гамлета по поводу Йорика (что есть жизнь). Череп- знак смерти тления. Гниения. Наглядно- никакой другой жизни нет! А если это так то у Гамлета появляется стимул для его поступков. Это дает такой фон для его духовного возвеличивания. [11] http://www.wisdoms.ru/pavt/p278.html http://www.w-shakespeare.ru/ http://webkonspect.com/?id=15915&labelid=154132&room=profile http://yaneuch.ru/cat_09/problematika-tragedii-uilyama-shekspira-romeo/7018.461555.page4.html https://best-language.ru/sochineniya/shekspir/Romeo-i-Dzhuletta/problematika-tragedii-Romeo-i-Dzhuletta http://xreferat.com/49/975-1-vechnaya-tema-lyubvi-v-tragedii-v-shekspira-romeo-i-dzhul-etta.html http://studopedia.org/8-81527.html http://svr-lit.ru/svr-lit/bilety-8/bilet-31.htm ОЛЬГА СУРКОВА «С ТАРКОВСКИМ И О ТАРКОВСКОМ». http://studbooks.net/766789/literatura/problematika http://studopedia.ru/9_198663_velikie-tragedii-shekspira.html Литература. Справочные материалы. / Под ред. С. В. Тураева. – М., Просвещение, 1988. С. 196. 16....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: