VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Философские проблемы в пьесе Уильяма Шекспира «Гамлет»

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W011212
Тема: Философские проблемы в пьесе Уильяма Шекспира «Гамлет»
Содержание
 Философские проблемы в пьесе Уильяма Шекспира «Гамлет»
     Уильям Шекспир является самым известным и таинственным писателем. Родился он в английском городке Стратфорд-на-Эйвоне. Точной даты рождения нет, но принято считать апрель 1564 года. Его детство прошло в многодетной состоятельной семье, он был третьим ребёнком среди семи братьев и сестёр. Многие исследователи считают, что У. Шекспир обучался сначала в грамматической школе Стратфорда, а потом продолжил своё образование в школе короля Эдуарда Шестого. В восемнадцатилетнем возрасте он женился на девушке по имени Энн. В семье писателя было трое детей.
     В 20 лет Шекспир уезжает из родного городка и переезжает в Лондон. Он был вынужден соглашаться на любую работу в театре, чтобы хоть как-то содержать себя и свою семью. Сначала он играет небольшие роли, а позднее, в 1603 году на сцене театра появляются его первые пьесы, после чего он становится совладельцем труппы под названием «Слуги короля».  Позже театр получает название «Глобус». Материальное состояние Уильяма Шекспира становится лучше.
     Литературное творчество писателя многие исследователи условно разделяют на четыре периода:
1. Ранней этап: он создаёт комедии и поэмы. В это время им написаны такие произведения, как «Два веронца», «Укрощение строптивой», «Комедия ошибок».
2. Позже появляются романтические произведения: «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец».
3. Самые глубокие философские книги появляются в третьем периоде его творчества. Именно в эти годы Шекспир создаёт пьесы «Гамлет», «Отелло», «Король Лир».
4. Последние произведения мастера характеризуются отточенным слогом и изящным поэтическим мастерством. «Антоний и Клеопатра», «Кориолан» являются вершиной поэтического искусства.
     Не смотря на свою богатую литературную деятельность, писатель продолжает работать в театре.
     Интересным фактом является оценка произведений Уильяма Шекспира критиками. Так Бернард Шоу считал Шекспира устаревшим писателем по сравнению с Ибсеном. Лев Толстой неоднократно выражал сомнение в драматургическом таланте Шекспира. И всё-таки талант и гениальность великого классика неоспоримый факт. Как говорил известный поэт Т. С. Элиот: «Пьесы Шекспира всегда будут современными».
     Особое место в литературе о Шекспире занимает «шекспировский вопрос» - проблема авторства произведений, известных миру как принадлежащие перу Уильяма Шекспира. В числе тех, кто выражал сомнение в авторстве Шекспира, были такие известные люди, как Марк Твен, Ральф Олдо Эммерсон, Уолт Уитмен, Бисмарк, Дизраэли. Причина этого удивительного явления легко объяснима: достаточно известный образ Шекспира не соответствовал тогдашнему представлению о гении. Вопрос авторства начал подниматься через 230 лет после смерти драматурга и до сих пор остаётся открытым.
     В рамках краткой биографии Шекспира невозможно подробно рассказать о жизни писателя и проанализировать его произведения. Для того чтобы оценить личность и творческое наследие, необходимо читать произведения и знакомиться с трудами литературоведов о жизни и творчестве Уильяма Шекспира. В пределах нашего эссе мы познакомимся с одной из великих пьес Шекспира, а именно с «Гамлетом» и попытаемся разгадать философский подтекст данного произведения.
     Пьеса «Гамлет» ставилась в 1601–1602 гг., впервые была опубликована в 1603 г. под названием «Трагическая история Гамлета, принца Датского. Сочинение Уильяма Шекспира. В том виде, как она была несколько раз представлена актерами его величества в Лондоне, а также в университетах Кембриджа и Оксфорда и других местах»1. Очевидно, это была «пиратская» версия, частично записанная во время спектаклей, частично составленная из второстепенных ролей тех актеров, которые продали выданные им театром «Глобус» тексты издателям. Полный текст появился в 1604 г. во втором издании.
     Сюжет связывает пьесу «Гамлет» с традицией английской «трагедии мести». Гениальность драматурга проявляется в новаторской трактовке проблемы мести — одного из важных мотивов трагедии.
     Гамлет совершает трагическое открытие: узнав о смерти отца, поспешном браке матери, услышав рассказ Призрака, он открывает несовершенство мира. Следующее его открытие: «время вывихнуто», зло, преступления, коварство, предательство — нормальное состояние мира. И еще одно следствие первооткрытия: чтобы исправить мир, победить зло, Гамлет сам вынужден встать на путь зла. Месть, как форма восстановления справедливости, таковой была только в старые добрые времена, а теперь, когда зло распространилось, она ничего не решает. Для подтверждения этой мысли Шекспир ставит перед проблемой мести за смерть отца трех персонажей: Гамлета, Лаэрта и Фортинбраса. Лаэрт действует не рассуждая, сметая «правых и неправых», Фортинбрас, напротив, вовсе отказывается от мести, Гамлет же ставит решение этой проблемы в зависимости от общего представления о мире и его законах.
     Трагедия «Гамлет», на мой взгляд, — это попытка Шекспира охватить единым взглядом всю картину человеческой жизни, ответить на сакраментальный вопрос о ее смысле, подойти к человеку с позиции Бога.
     Пьеса начинается убийством и заканчивается убийствами. Клавдий убивает своего брата во сне, влив ему в ухо ядовитый настой белены. Гамлет так представляет себе ужасную картину гибели своего отца:
     
     Отец погиб с раздутым животом,
     Весь вспучившись, как май, от грешных соков.
     Бог весть, какой еще за это спрос,
     Но по всему, наверное, немалый.2
     Далее появляется призрак отца Гамлета, который видят Марцелло и Бернардо. Уже здесь мы сталкиваемся с философией, а именно с понятием смерти. Данное явление, как мне кажется, можно трактовать с позиции теории немецкого философа Артура Шопенгауэра о том, что воля человека никогда не умирает, но проявляет себя опять в новых индивидах. Новым индивидом, а точнее новым воплощением отца Гамлета становится призрак. Теория утверждает, что одна личность(«душа») не может находится одновременно в нескольких пространствах. Опираясь на это, мы понимаем, что призрак отца Гамлета не может покинуть их дом, так скажем оказаться «на небесах», пока не восторжествует справедливость – убийца будет наказан.
     В своем первом монологе Гамлета мы видим, что у героя проявляется склонность делать на основе отдельного факта широчайшие обобщения. Понятие обобщения в данном случае используется с точки зрения понимания философии. Здесь, обобщение - мыслительная операция, означающая переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (в данном случае отношение матери Гамлета к происходящему).3
     Постыдное поведение матери, бросившейся на «ложе кровосмешенья», приводит Гамлета к неблагоприятной оценке всей прекрасной половины человечества, то есть происходит  процесс познания, позволяющий извлечь общие принципы из хаоса, затемняющих их явлений и в рамках того или иного понятия отождествить множество различных вещей и явлений.
     Гамлет говорит: «Бренность, ты зовешься: женщина!»4. В оригинале: frailty - бренность, слабость, неустойчивость. Именно это качество для Гамлета является теперь определяющим для всего женского рода. Мать была для Гамлета идеалом женщины, и тем ужаснее было для него лицезреть ее падение. Смерть отца и измена матери памяти покойного супруга и монарха означают для Гамлета полное крушение того мира, в котором он до тех пор счастливо существовал. Отеческий дом, о котором он с тоской вспоминал в Виттенберге, рухнул. Эта семейная драма заставляет его впечатлительную и тонко чувствующую душу прийти к такому пессимистичному выводу:

     Каким ничтожным, плоским и тупым
     Мне кажется весь свет в своих стремленьях!
     О мерзость! Как невыполотый сад,
     Дай волю травам - зарастет бурьяном.
     С такой же безраздельностью весь мир
     Заполонили грубые начала.5
     Мне кажется, что герой пьесы человек с большим, способным к сильным чувствам сердцем. Его кровь горяча, а чувства обострены и не способны притупиться. Из раздумий над собственными жизненными коллизиями он извлекает подлинно философские обобщения, касающиеся человеческой природы в целом. Болезненная его реакция на окружающее неудивительна, ведь его окружает сплошной пессимизм: отец мёртв, мать поспешно выскочила замуж за дядю, которого он любил, оказывается убийцей отца.  Брат убил брата. Здесь идет отсылка к Каинову греху, который страшен и свидетельствует о необратимых изменениях в самой человеческой природе. Призрак совершенно прав:
     Убийство гнусно по себе; но это
     Гнуснее всех и всех бесчеловечней.6
     Жуткое преступление Клавдия и похотливое поведение матери выглядят в его глазах лишь проявлениями всеобщей порчи, свидетельствами существования и торжества мирового зла.
     Многие исследователи упрекали Гамлета в нерешительности и даже трусливости. По их мнению, он должен был сразу, как только узнал о преступлении дяди, прирезать его. Но Гамлет хочет убедиться, что явившийся из ада дух сказал именно правду, что призрак отца - действительно «честный дух». Ведь если Клавдий невиновен, то тогда сам Гамлет станет преступником и будет обречен на адские муки. Именно поэтому принц придумывает план разоблачения Клавдия. И лишь после спектакля, увидев реакцию дяди на совершенное на сцене злодейство, Гамлет получает реальное земное доказательство разоблачительной вести из потустороннего мира. Гамлет чуть было не убивает Клавдия, но того спасает лишь состояние погруженности в молитву. Принц не хочет отправлять очищенную от грехов душу дяди в рай. 
     Гамлет стремится не просто отомстить за убитого отца. Преступления дяди и матери лишь свидетельствуют об общей порче нравов, о гибели человеческой природы. Недаром он произносит знаменитые слова:
Век расшатался - и скверней всего,
     Что я рожден восстановить его!7
     Читая трагедию, мы понимаем, что Гамлет видит порочность не просто отдельных людей, а всего человечества, всей эпохи, современником которой он является. Стремясь отомстить убийце отца, Гамлет хочет восстановить естественный ход вещей, возрождает порушенный порядок мироздания. Гамлет оскорблен преступлением Клавдия не только как сын своего отца, но и как человек. 
     Шекспир выбрал для своего героя нетипичную ситуацию, крайний случай. Некогда гармоничный внутренний мир героя рушится, а затем воссоздается на наших глазах вновь. Именно в динамичности образа главного героя, в отсутствии статики в его характере и заключается причина многообразия столь противоречивых оценок датского принца.
     Духовное развитие Гамлета можно свести к трем диалектическим стадиям: гармония, ее крушение и восстановление в новом качестве.
     Знаменитый монолог «Быть или не быть» произносится ни пике сомнений Гамлета, на переломе его душевного и духовного развития. Строгой логики в монологе нет, ибо произносится он в момент наивысшего разлада в его сознании. Но эти 33 строки являются вершиной не только мировой литературы, но и философии. Сражаться против сил зла или уклониться от этой битвы? — вот главный вопрос монолога. Именно он влечет за собой все прочие раздумья Гамлета, в том числе и о вечных тягостях человечества:
     Кто снес бы плети и глумленье века,
     Гнет сильного, насмешку гордеца,
     Боль презренной любви, судей медливость,
     Заносчивость властей и оскорбления,
     Чинимые безропотной заслуге,
     Когда б он сам мог дать себе расчет
     Простым кинжалом...8
     Все эти проблемы не относятся к Гамлету, но здесь он вновь говорит от имени человечества, ибо проблемы эти будут сопровождать человечество до скончания времен, ибо золотой век никогда не наступит. Все это - «человеческое, слишком человеческое», как скажет потом Фридрих Ницше.
     Гамлет размышляет о природе человеческой склонности к раздумьям. Герой анализирует не только наличное бытие и свое положение в нем, но и характер собственных мыслей. В литературе Позднего Возрождения герои часто обращались к анализу человеческой мысли. Гамлет тоже осуществляет свою собственную критику людской «способности суждения» и приходит к выводу: чрезмерные раздумья парализуют волю:
     Так трусами нас делает раздумье,
     И так решимости природный цвет
     Хиреет под налетом мысли бледным,
     И начинанья, взнесшиеся мощно,
     Сворачивая в сторону свой ход,
     Теряют имя действия.9
     Весь монолог «Быть или не быть» пронизан тяжким осознанием тягостей бытия. Артур Шопенгауэр в своих насквозь пессимистичных «Афоризмах житейской мудрости» часто идет по тем вехам, которые оставил Шекспир в этом прочувствованном монологе принца. Жить в мире, который предстает в речи героя, не хочется. Но жить необходимо, ибо неизвестно, что ожидает человека после смерти, - быть может, еще худшие ужасы. «Боязнь страны, откуда ни один не возвращался»10 заставляет человека влачить существование на этой бренной земле -порой самое жалкое. Заметим, что Гамлет убежден в существовании загробного мира, ибо из ада к нему явился призрак его несчастного отца.
     Смерть - один из главных персонажей не только монолога «Быть или не быть», но и всей пьесы. 
     Гамлет размышляет над проблемой самоубийства в переломный момент своего бытия, когда для него распалась «связь времен». Для него борьба стала обозначать жизнь, бытие, а уход из жизни становится символом поражения, физической и нравственной гибели.
     Инстинкт к жизни у Гамлета сильнее, чем робкие ростки раздумий о самоубийстве, хотя его возмущение против несправедливостей и тягостей жизни оборачивается часто на самого себя. Посмотрим, какими отборными ругательствами он осыпает самого себя! «Тупой и малодушный дурень»11, «ротозей», «трус», «осел», «баба», «судомойка». Внутренняя энергия, переполняющая Гамлета, весь его гнев обрушиваются до поры до времени внутрь своей собственной личности. Критикуя род человеческий, Гамлет не забывает и о себе. Но, укоряя себя в медлительности, он ни на минуту не забывает о страданиях своего отца.
     Хочется отметить, что в трагедии Шекспир сталкивает два понимания смерти: религиозную и реалистическую. Показательны в этом отношении сцены на кладбище. Готовя могилу для Офелии, могильщики разворачивают перед зрителем целую жизненную философию. Их руки все в мозолях от работы. Гамлет видит это и приходит к выводу, что мозоли могут возникнуть не только на руках, но и на душе, если человек живет среди зла или горя. Гамлет чувствителен к человеческому горю и поражен тем, во что превращается человек после смерти Он размышляет о том, кем мог быть этот человек по жизни; выражает сожаление, что после смерти человек теряет все.
     Здесь, реальный, а не поэтизированный облик смерти ужасен и мерзок. Недаром Гамлет, держа в руках череп некогда любимого им шута Йорика, размышляет: «Где твои шутки? Твои дурачества? Твое пение? Ничего не осталось, чтобы подтрунить над собственной ужимкой? Совсем отвисла челюсть? Ступай теперь в комнату к какой-нибудь даме и скажи ей, что, хотя бы она накрасилась на целый дюйм, она все равно кончит таким лицом...»12. Перед смертью равны все.
     Итак, трагедия Уильяма Шекспира «Гамлет» принято считать философской, потому что в ней затронуты проблемы, связанные с основами человеческого бытия.
     Я считаю, что суть Гамлета заключена в бесконечности духовных исканий самого Шекспира, поиски смысла жизни среди ее нечистот, осознание абсурда бытия и жажда его преодоления величием духа. Гамлетом Шекспир выразил свое собственное отношение к миру, и, судя по Гамлету, это отношение отнюдь не было положительным. Писатель в своем произведении выступает как крупнейший философ-антрополог, ведь в центре его размышлений всегда находится человек. Он размышляет о сущности природы, пространстве и времени лишь в тесной связи с раздумьями о человеческой жизни.
     Данное произведение оказало громадное влияние на мировую литературу, и, в частности, на русскую. Образ Гамлета был осмыслен в мировой культуре как в художественной форме («Ученические годы Вильгельма Мейстера» И. В. Гёте, «Черный принц» А. Мёрдок, «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Т. Стоппарда, «Гамлет» П. А. Антокольского и мн. др.), так и в научных исследованиях (Г. Гервинус, Г. Брандес, Е. К. Чемберс, Л. С. Выготский, М. М. Морозов, А. А. Смирнов, Л. Е. Пинский, А. А. Аникст, Б. И. Пуришев, И. Е. Верцман, М. П. Алексеев, Ю. Д. Левин, И. О. Шайтанов, А. В. Бартошевич, И. С. Приходько и мн. др.).

1 Луков В.А. Гамлет, трагедия У.Шекспира//Электронный ресурс/Открытый доступ/http://world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/3707.html.(Дата обращения 09.04.2018)
2 Уильям Шекспир. Гамлет, принц датский//Пер. М. Лозинский// Электронный ресурс/Открытый доступ/ http://lib.ru/SHAKESPEARE/hamlet5.txt
3 Электронный словарь – «Вакабула»//Электронный ресурс/Открытый доступ/http://www.xn--80aacc4bir7b.xnp1ai/%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8/%D1%84%. (Дата обращения 23.04.2018).
4 Уильям Шекспир. Гамлет, принц датский//Пер. М. Лозинский// Электронный ресурс/Открытый доступ/ http://lib.ru/SHAKESPEARE/hamlet5.txt
5 Уильям Шекспир. Гамлет, принц датский//Пер. М. Лозинский// Электронный ресурс/Открытый доступ/ http://lib.ru/SHAKESPEARE/hamlet5.txt
6 Уильям Шекспир. Гамлет, принц датский//Пер. М. Лозинский// Электронный ресурс/Открытый доступ/ http://lib.ru/SHAKESPEARE/hamlet5.txt
7 Уильям Шекспир. Гамлет, принц датский//Пер. М. Лозинский// Электронный ресурс/Открытый доступ/ http://lib.ru/SHAKESPEARE/hamlet5.txt
8 Уильям Шекспир. Гамлет, принц датский//Пер. М. Лозинский// Электронный ресурс/Открытый доступ/ http://lib.ru/SHAKESPEARE/hamlet5.txt
9 Уильям Шекспир. Гамлет, принц датский//Пер. М. Лозинский// Электронный ресурс/Открытый доступ/ http://lib.ru/SHAKESPEARE/hamlet5.txt
10 Уильям Шекспир. Гамлет, принц датский//Пер. М. Лозинский// Электронный ресурс/Открытый доступ/ http://lib.ru/SHAKESPEARE/hamlet5.txt
11 Уильям Шекспир. Гамлет, принц датский//Пер. М. Лозинский// Электронный ресурс/Открытый доступ/ http://lib.ru/SHAKESPEARE/hamlet5.txt
12 Уильям Шекспир. Гамлет, принц датский//Пер. М. Лозинский// Электронный ресурс/Открытый доступ/ http://lib.ru/SHAKESPEARE/hamlet5.txt
---------------

------------------------------------------------------------

---------------

------------------------------------------------------------

.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.