VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Важность аспектов, касающихся алиментных обязательств, предложении и рекомендации по устранению недостатков действующего законодательства

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010551
Тема: Важность аспектов, касающихся алиментных обязательств, предложении и рекомендации по устранению недостатков действующего законодательства
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
    Ребенок имеет право на отца, мать, их любовь и их брак. Думается, что именно в этом заключается квинтэссенция прав ребенка. Однако реальное положение вещей весьма не так радостно: примерно треть семей в России - неполные. Более 10 миллионов детей живут в семье с одним родителем. Не только разводы, но и ставшие в последние десятилетия модными "пробные" или "гражданские" браки делают несчастными множество детей по всей стране. Расставание родителей ребенка в таком случае не связано с формальностями и еще более быстро и легко разбивает столь важный для ребенка мир безопасности и стабильности в семье.
    Тем не менее в условиях невозможности сохранить полную семью перед родителями встает первоочередная задача, по крайней мере, обеспечить ребенку как общение с ними обоими1, их участие в его воспитании, так и тот же уровень жизни и материального благосостояния, который у него был до распада семьи2. В сложившейся кризисной ситуации родителям необходимо максимально сфокусироваться на выстраивании договоренностей относительно вышеназванных аспектов жизни ребенка.
     Одной из основных задач государства является надлежащая защита прав детей. Данное право содержится не только в российских законах, но и в международных договорах и конвенциях. Алиментные платежи имеют большое социальное значение, от них напрямую зависит удовлетворение жизненно важных потребностей ребенка.3
      Актуальность темы исследованияустановления алиментных обязанностей – материальное обеспечение членов семьи, нуждающихся в помощи и поддержке. Проблема уклонения от уплаты алиментов в России чрезвычайно актуальна и широко распространена. Согласно судебной статистике последних лет, около 2,2 млн. детей не получают положенных алиментов, 20% из них проживают в малообеспеченных семьях.4
      Именно поэтому в обществе и на уровне государственного управления так активно обсуждается ежемесячное пособие на ребенка, не получающего алименты.
      В 2013 году на рассмотрение Госдумы вынесен законопроект № 489583-6 об усилении гарантий прав ребенка на получение алиментов. Он описывает механизм поддержки ребенка государством в случае, если один из родителей уклоняется от уплаты алиментов.5Принятие этого законопроекта помогло бы установить государственные гарантии детям, однако по состоянию на середину 2015 года он до сих пор находится в Госдуме на рассмотрении.
      В Докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год отмечается следующее: по-прежнему чрезвычайно остро стоит в нашей стране проблема невыплаты алиментов на содержание детей. По оценкам независимых экспертов, в настоящее время около 10 миллионов российских детей живут в неполных семьях и вправе по закону рассчитывать на алименты. Однако более половины детей из неполных семей алиментов не получают, поскольку покинувшие их отцы (или матери) уклоняются от исполнения алиментных обязательств. При этом законодательство, призванное защищать права детей из неполных семей, практически не работает. 
      Не лучше обстоит дело и с взысканием алиментов у совершеннолетних детей в пользу нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей. Разница в том, что родители гораздо реже обращаются в суд, чтобы взыскать алименты со своих взрослых детей.
     Таким образом, право ребенка на содержание выступает как один из закрепленных в российском национальном праве с помощью отраслевого законодательства правовых способов реализации права на развитие и достаточный жизненный уровень. Содержание может осуществляться за счет частных лиц или за счет общества. 
     Объектом исследованиямагистерской работы выступают общественные отношения, возникающие в ходе исполнения алиментных обязательств по законодательству Российской Федерации. 
     Предметом исследованияявляются современные проблемы защиты алиментных прав детей и других нуждающихся нетрудоспособных лиц, пути устранения их нарушений, а также повышения эффективности судебной защиты.
     Целью исследованиямагистерскойдиссертации является комплексное рассмотрение наиболее важных аспектов, касающихся алиментных обязательств, а также внесение предложений и рекомендаций по устранению недостатков действующего законодательства.
     Для достижения этой цели поставлены следующие задачи: 
* раскрыть понятие и сущность алиментных обязательств; 
* установить субъектный состав алиментных правоотношений; проанализировать алиментные правоотношения родителей и детей, супругов и бывших супругов, других членов семьи; 
* раскрыть упрощенную систему взыскания алиментов;
* проанализировать судебную практику по рассмотрению данных категорий дел;
* рассмотреть особенности взыскания и уплаты алиментов; внести предложения и рекомендации, направленные на повышение эффективности исполнения алиментных обязательств.
     Теоретическую основу исследования труды российских ученых в области гражданского и семейного права: дореволюционного периода - А.Л. Боровиковского, И.В. Гессена, СВ. Завадского, А.И. Загоровского, Б. Ландау, СВ. Пахмана, П.С. Цыпкина, Г.Ф. Шершеневича и др.; советского периода - В.И. Бошко, Н.М. Ворожейкина, А.Г. Гойхбарга, И.П. Гришина, Н.М. Ершовой, О.С. Иоффе, М.Г. Масевич, М.Г. Оридорога, А.И. Пергамент, Н.В. Рабинович, В.Н. Рясенцева и др.; современного периода -М.В. Антокольской, М.К.Мамедовой, О.Ю. Косовой, Л.М. Пчелинцевой, A.M. Рабец, Е,А, Чефрановой и др. Ввиду специфики исследования рассматривались труды немецких ученых: Г. Майера, А. Пинто, Л. Розенберга, О. Тиманна и др.
      Личный вклад при написании магистерской диссертации заключается в анализе практической базы, которые составляют материалы судебной практики, собранные припрохождение практики у мирового судьи судебного участка № 11 Ленинского района г. Махачкала Республики Дагестан на основании которых были приведены примеры в работе. Также в работе используются статистические данные практики районных судов, мировых судов, а также работы службы судебных приставов за 2013 -2017 гг. по делам о взыскании алиментов.
     Нормативную базу составляют Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Дагестан, Конвенция о защите прав детей,Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно – исполнительный кодекс РФ, федеральные законы, постановления Правительства РФ и т.д.
     В процессе работы были использованы общенаучные (диалектический, анализ и синтез, логический) и специальные (сравнительно-правовой, статистический) методы познания. 
Диссертационное исследование определено поставленными целями и задачами и состоит из следующих структурных элементов   из введения, четырех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы. 



ГЛАВА I.  ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АЛИМЕНТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
     
     
     C возникновением института права в человеческом обществе возникает проблема имущественных взаимоотношений между родителями и детьми, супругами, родственниками различной степени родства. В период становления феодального права, как указывают источники древнерусского права, эти проблемы в большей степени рассматривались в связи с наследственными делами, но тем не менее в определенной степени получили развитие вопросы, связанные с содержанием, питанием, обеспечением детей родителями и престарелых родителей детьми, это позволяет нам сделать вывод о том, что проблема алиментных взаимоотношений имеет древнее происхождение.
     Такие известные памятники древнерусского права, как Русская Правда, Новгородская и Псковская судные грамоты в известной мере регламентируют имущественные права между родственниками и указывают на юридическую сторону этой проблемы в отличие от норм обычного права в предшествующий период.
     Дальнейшее развитие феодального права приводит к большей конкретизации вопросов алиментных отношений в Судебниках  XV и XVI веков и в Соборном уложении 1649 года.
     Кодификационные работы XVIII века в некоторой степени адаптировали законодательство Российской империик законам европейских стран, а частичное использование и применение законодательных актов  европейских стран способствовало конкретизации правовых норм, касающихся алиментных отношений.
     Представление о природе алиментов неоднократно менялось. Еще в дореволюционной России родители не только имели право, но и обязаны были воспитывать своих детей. Вместе с тем родители должны были предоставлять содержание несовершеннолетним детям в соответствии со своими возможностями.
     Имущественные отношения супругов с XVIII века менялись. О правах и обязанностях, возникающих из супружества, достаточно подробно говорится в главе IV Свода Законов Российской Империи. 
     Заметное место в числе супружеских обязанностей материального свойства занимала обязанность мужа доставлять жене пропитание и содержание "по состоянию и возможности своей" (ст. 106) 6. Размер содержания должен был соответствовать средствам супруга и действительным потребностям супруги. Они имели право заключать договоры, устанавливающие "размер пропитания". Интересен тот факт, что  закон,  обязывая к содержанию только мужа и умалчивая об обязанности жены, приходил ему на помощь, если он находился в  нужде. 
     В начале XX века Свод был дополнен статьей 1061, в соответствии с которой жена сохраняла право на содержание, если она уклонялась от совместной жизни с мужем, по вине которого совместная жизнь супругов была судом признана невыносимой7.
     	Непременным условием содержания мужчиной своего ребенка, рожденного вне брака, было отсутствие средств у матери или недостаточность этих средств. Не являлось основанием для прекращения выплаты такого содержания, в частности, «недостойное поведение детей, поступление отца в монашество, прекращение или ограничение его дееспособности». Но согласно ст. 132 обязанность отца доставлять содержание своим внебрачным детям прекращалось до их совершеннолетия в случае замужества внебрачной дочери или тогда, когда ребенок был  в состоянии сам себя содержать.
     Кроме обязанности содержать своих внебрачных детей, на их отца ст.132 возлагала обязанность содержать нуждающуюся в его помощи мать детей, если уход за ними лишал ее возможности «снискивать себе средства к жизни». Причем эта обязанность могла возникать как вначале, так и позже, когда мать утрачивала средства к существованию или их становилось недостаточно. К тому же отец внебрачного ребенка в случае недостаточности средств у его матери обязан был оплатить необходимые расходы, вызванные «разрешением ея от бремени, и доставлять ей насущное содержание впредь до ея выздоровления»8.
     Но такое требование могло быть заявлено лишь до истечения года со дня родов. Подобного рода обязанность прекращалось в случае приобретения матерью достаточных средств или если она выходила замуж за отца детей либо за кого-то другого.
     Закон от 3 июля 1902 года, внесший изменения в Свод Законов Российской империи, впервые позволил рассматривать иски внебрачных детей о предоставлении содержания в порядке гражданского, а не уголовного судопроизводства9.
     Согласно этому Закону происхождение ребенка от отца могло подтверждаться любыми доказательствами. Однако речь шла не об установлении отцовства как семейно-правовой связи с ребенком, а лишь о праве ребенка на получение содержания10. Отец обязан был предоставлять ребенку содержание в случае его нуждаемости и в соответствии с общественным положением матери (ст.132 Законов  гражданских), а мать должна была содержать ребенка.
     Таким образом, можно сделать вывод о том, что в регулировании брачно-семейных отношений в дореволюционной России был сделан значительный шаг вперед, это касается, в частности,  уравнения в правах внебрачных детей.
     Укреплению семьи, оказанию ей моральной и материальной помощи Советское государство начало уделять большое внимание с первых же дней своего существования после 1917 г.  Уже в декабре 1917 года было подписано два важнейших Декрета ВЦИК и СНК РСФСР, фактически положивших начало образованию новых семейных отношений: "О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния" и "О расторжении брака".
     Нужно отметить, что эти два декрета занимают особое место в истории советского права. Именно с них начинается история советского семейного законодательства. В них впервые сформулированы самые важные, главные принципы советской семьи и брака, оставшиеся в основном неизменными во всей дальнейшей истории нашего законодательства, находящие свое полное отражение и в действующем праве. Таково было, в основном, содержание двух первых декретов советской власти о браке и разводе.
     Декреты  определили основные контуры регулирования новой семьи, но они еще не дали ответа на те многочисленные конкретные правовые вопросы, которые неизбежно должны были встать при проведении в жизнь принципов нового социалистического семейного права.
     Это сделал законодательный акт следующего этапа нашего развития — Кодекс законов РСФСР об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, принятый 16 сентября 1918 года на заседании Всероссийского центрального исполнительного комитета пятого созыва11. 
     В Кодексе  РСФСР 1918 года впервые была установлена обязанность алиментировать нуждающихся и нетрудоспособных родственников: «Нуждающиеся (т.е. не имеющие прожиточного минимума) и нетрудоспособные родственники по прямой нисходящей и восходящей линии, полнородные и неполнородные братья и сестры имеют право на содержание от своих состоятельных родственников» (ст. 172).
     Таким образом, Кодекс РСФСР 1918 года определял более широкий круг субъектов алиментных обязательств и уравнивал их права и обязанности.
     При расторжении брака Кодекс РСФСР 1918 года предоставлял супругам, имеющим детей, право своим соглашением определить, кто из них и в какой мере будет участвовать в их содержании (ст.166). Однако даже одобренное судьей соглашение связывало только супругов. Дети, если соглашение нарушало их интересы, имели право взыскивать алименты с каждого из родителей на общих основаниях. При отсутствии соглашения о содержании детей спор об алиментах на их содержание разрешался в исковом порядке (ст. 167).
     Выполнению родителями своих обязанностей по отношению к детям и, в частности, по их содержанию Советское государство всегда  придавало особое значение. Так, например, значительное число вопросов, касающихся алиментов были урегулированы  и нашли свое отражение  в руководящих разъяснениях Верховного суда СССР. К числу наиболее важных постановлений Пленума Верховного Суда СССР, прямо или косвенно разрешающих вопросы семейного права, относятся: Постановление Пленума Верховного суда СССР от 10 февраля 1921 года, где было указано что «к спорам об уплате алиментов разведенному супругу суд обязан, по требованию состоящей в споре стороны, применить законодательство той республики, где стороны наиболее длительно осуществляли брачно-семейные отношения».  Эти изменения и были произведены в Кодексе законов о браке, семье и опеке и 19 ноября 1926 года сессия ВЦИК РСФСР приняла новый Кодекс законов о браке семье и опеке (КЗоБСО); введенный в действие с 1 января 1927 года12.
     Наряду с другими вопросами Кодекс  РСФСР 1926 года урегулировал порядок алиментных отношений между супругами, родителями и детьми, а также другими членами семьи.
     Теперь лица, состоящие в фактических брачных отношениях, были уравнены с зарегистрированными супругами и в праве на получение алиментов (ст.ст.11,16).
     Кодекс РСФСР 1926 года предусматривал, что если суд признавал, отцом ребенка лицо, указанное в заявлении, то он выносил об этом постановление и налагал на отца обязанность участвовать в расходах, связанных с беременностью, родами, рождением и содержанием ребенка, а равно и его матери в течение ее беременности и шестимесячного срока после родов. 	Размер выдаваемого родителями на ребенка содержания определялся в зависимости от их материального положения.
     Кодекс РСФСР 1926 года устранил возможность пожизненных алиментов, ограничив их срок  одним годом после  прекращения брака.
     В дальнейшем Семейное право развивалось по пути усиления охраны личных и имущественных интересов женщин и защиты интересов детей.  Постановление ЦИК и СНК от 27 июня 1936 года  «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах»13 сыграло огромную роль в  укреплении семьи. 
     В постановлении впервые был определен размер алиментов, взыскиваемых с родителей на детей, установленный  в долевом отношении к заработку (доходу) плательщика алиментов. Кроме того, было повышено уголовное наказание за неплатеж присуждаемых судом средств на содержание детей до двух лет тюремного заключения с отнесением расходов по розыску уклоняющегося от платежа алиментов на его счет. Эти ставки, хотя их неоднократно критиковали, просуществовали до настоящего времени, однако никакого экономического обоснования они не получили ни в момент их введения, ни в дальнейшем. 
     15 ноября 1939 года было принято Постановление Пленума Верховного суда Союза ССР «По делам о взыскании средств на содержание детей»14. В нём, в частности, было указано следующее: «Правильное и быстрое разрешение судом по искам ...о взыскании средств на содержание детей, а также своевременное исполнение судебных решений по этим делам имеет первостепенное значение для обеспечения прав и интересов ребенка и матери».
     Иски матери о взыскании алиментов на содержание ребенка, родившегося до 8 июля 1944 года от лица, с которым она не состояла в зарегистрированном браке, при условии, если ответчик записан в качестве отца ребенка, в книгах загса подлежали рассмотрению в судебном порядке15.
     В дальнейшем были предприняты новые шаги к дальнейшему совершенствованию семейно-брачного законодательства. Так, например, 16 декабря 1947 года Президиум Верховного Совета СССР поручил министру юстиции СССР, министру внутренних дел СССР и Генеральному прокурору СССР «...принять необходимые меры к строгому и точному соблюдению действующих законов по охране материнства и детства как лицами, уклоняющимся от выполнения своих родительских обязанностей, так и всеми органами суда, прокуратуры и милиции, а также должностными лицами государственных учреждений, предприятий и общественных организаций»16.
     Серьезные изменения в порядок взыскания алиментов внес Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1967 года «Об улучшении порядка уплаты и взыскания алиментов на содержание детей»17. Этим Указом было предусмотрено, что удержание средств на содержание детей из заработной платы, пенсии, стипендии и других сумм, на которые по закону допускается обращение взыскания алиментов, производится не только на основании решения суда, но и по письменному заявлению лица, изъявившего желание добровольно платить алименты, поданному администрации предприятия, учреждении, организации по месту работы заявителя. Уплата алиментов по заявлению была проще и удобнее, по сравнению с судебной процедурой, и  должна была сразу же стать преимущественным способом исполнения алиментных обязанностей, но,  к сожалению, этого не произошло, и правовая норма, нацеленная на достижение такого результата, не получив гарантий обеспечения ее надлежащего соблюдения, оказалась неэффективной. Во-первых,  эффективности  его действия  помешал сам закон, зафиксировавший право получателя алиментов обратиться в суд с требованием их взыскания в любое время, независимо от того, выплачиваются они добровольно или нет, добросовестно или ненадлежащим образом. Законодательно была закреплена возможность взыскателя алиментов злоупотреблять своим правом. Другой не менее важной причиной, препятствующей использованию добровольного порядка уплаты алиментов, стало возложение обязанности по совершению активных действий на взыскателя алиментов. Не проявление им инициативы в получении алиментов вызывало неблагоприятные для него последствия. Алименты за прошлое время в этом случае не могли быть им получены, так как по ст.95 КоБС они взыскивались лишь при условии, что до обращения в суд получателем принимались соответствующие меры, но средства на содержание не были получены из-за уклонения обязанного лица от их уплаты18.
     В 1968 году началась активная работа по подготовке Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, которые начали действовать с 1 октября 1968 года19.
     Основы содержали ряд новых положений. Так, было установлено, что «алименты на несовершеннолетних детей с их родителей взыскиваются в размере: на одного ребенка – одной четверти, на двух детей — одной трети, на трех и более – половины заработка (дохода) родителей». 
     Новым в законодательстве явилось также положение о том, что родители, уплачивающие алименты на несовершеннолетних детей, могут быть привлечены к участию в дополнительных расходах, вызванных исключительными обстоятельствами (тяжелая болезнь, увечье ребенка и др.). 
     Был предусмотрен порядок определения размера алиментов с родителей на нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи.
     Изменения в порядок взыскания алиментов были внесены Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 февраля 1968 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР и Гражданский процессуальный кодекс РСФСР»20. 
     Он отменил годичный срок, ограничивающий взыскание алиментов на нетрудоспособного и нуждающегося супруга после расторжения брака, а также установил, что суд вправе освободить детей от уплаты алиментов родителям, если они уклонялись от выполнения своих родительских обязанностей. 
     Дальнейший этап развития семейного законодательства в сфере алиментных отношений был обусловлен принятием  Кодекса о браке и семье РСФСР (КОБС), принятым  Верховным Советом РСФСР 30 июля 1969 года и  введенным  в действие с 1 ноября 1969 года21. 
     Более четко были определены  алиментные обязанности родителей, других членов семьи, что позволяло в условиях относительной экономической и социальной  стабильности обеспечивать интересы несовершеннолетних, чьи родители почему-либо не заботились об их содержании.
     Кодекс 1969 года специально выделял правила, посвященные порядку уплаты и взыскания алиментов. Были кодифицированы правила относительно долевого взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей, взыскания алиментов в твердой денежной сумме, а также на детей, помещенных в детские учреждения. Теперь родители участвовали в дополнительных расходах на ребенка, возможным стало временное взыскание алиментов до рассмотрения дела судом. В Кодексе была предусмотрена также возможность уменьшения и изменения судом размера алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей, расширен перечень алиментных обязанностей других членов семьи (отчима и мачехи, пасынка и падчериц, фактических воспитателей и их воспитанников). 
     Существенные изменения в законодательство об алиментах были внесены в 1984-1986гг. Это было связано с принятием Постановления Совета министров СССР от 6 февраля 1984г. «О введении временных пособий на несовершеннолетних детей в период розыска родителей, уклоняющихся от уплаты алиментов»22. Таким образом. в СССР был создан государственный алиментный фонд.
     Дальнейшее развитие законодательства в области алиментных отношений было связано с принятием в последующие годы ряда нормативных актов и, в частности, Закона СССР от 22 мая 1990 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства»23, который установил, что нуждающиеся и нетрудоспособные родители имеют право на дополнительные расходы со стороны совершеннолетних детей, вызванные исключительными обстоятельствами.
     22 декабря 1994 г был принят Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс о браке и семье РСФСР»24, которым были установлены,  в частности, права на алименты нуждающегося супруга, осуществляющего уход за общим ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или общим ребенком-инвалидом с детства первой группы, права суда изменить (уменьшить или увеличить) размер алиментов, взыскиваемых по  долевому принципу, права родителей заключать письменное соглашение относительно размера и порядка уплаты алиментов. Впервые этим Законом предусматривалась и индексация семейных платежей, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме. Нужно также отметить, что Закон впервые предусматривал возможность при неуплате алиментов обратить взыскание на имущество плательщика алиментов. 
     9 января 1996 года введен в действие принятый 27 октября 1996 года Государственной думой Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР»25.
     Для некоторых категорий дел, в том числе и алиментных, была введена упрощенная процедура их рассмотрения путем выдачи судебного приказа – постановления судьи, имеющего силу исполнительного документа.
     Необходимость срочного реформирования законодательства об уплате алиментов продиктована, прежде всего, тем, что ранее действовавшее законодательство не давало возможности защитить интересы получателей алиментов и в особенности несовершеннолетних детей  в условиях перехода к рыночной экономике. Это было сделано новым Семейным кодексом Российской Федерации, который был принят Государственной думой 8 декабря 1995 года и введен   в действие с 1 марта 1996 года. 
     Новым  Семейным кодексом предусмотрено кардинальное изменение положений, определяющих алиментные обязательства родителей в отношении детей; определение размера алиментов в твердой денежной сумме судом, исходя из  интересов ребенка и материального положения ребенка, установление максимального и минимального размера алиментов, предоставление права на алименты совершеннолетним детям, продолжающим учебу, допущение заключения соглашений между родителями о порядке выплаты и размере алиментов, впервые введена  санкция за несвоевременную уплату алиментов.
     Итак, обращаясь к истории права, можно заключить, что издание Свода Основных ЗаконовРоссийской империи в XIX веке позволило более четко урегулировать имущественные отношения в семейно-брачных отношениях и особо выделить проблемы алиментных отношений. Но здесь надо отметить одну особенность российского законодательства, которое позволяло окраинам российской империи пользоваться иными правовыми нормами, связанными местными законодательствами.
     Например, во второй половине XIX века в Дагестане сложилась система «военно-народного» управления, которая базировалась на военном принципе организации управления и шариатской форме судопроизводства, основанном на исламских традициях.
     Установление советской власти кардинально изменило всю систему законодательства, и, в частности, отношение к проблемам семейно-брачных отношений и имущественной ответственности супругов, родителей и детей.
     Советское законодательство развивалось вместе с обществом и приводилось в соответствие с новыми условиями общественной жизни, которые закреплялись конституциями СССР 1924, 1936, 1977 гг.
     В конце XIX века дальнейшее совершенствование российского законодательства привело к постепенному проникновению в него норм буржуазного права, которое способствовало совершенствованию алиментных отношений в правовом поле законодательства Российской империи.
     Такова в общих чертах история пути развития семейного законодательства об алиментах.
     



ГЛАВА II. УПРОЩЕННАЯ ПРОЦЕДУРА ВЗЫСКАНИЯ АЛИМЕНТОВ

1.1. Соглашение об уплате алиментов
      В научной литературе традиционно выделяются добровольный (по соглашению об уплате алиментов) и судебный (по решению суда) порядки уплаты алиментов, которые являются альтернативными по отношению друг к другу. Это вытекает из положений ст. 106 Семейного кодекса Российской Федерации о невозможности обращения в суд с требованием об уплате алиментов при наличии соглашения об уплате алиментов.
      Тем не менее, встречается позиция, согласно которой добровольный порядок уплаты алиментов не является препятствием для обращения в суд с заявлением о взыскании алиментов, а требование судов представить при этом доказательства грубых нарушений заключенного соглашения, а также отказ в иске в случае непредставления таковых являются необоснованными26. 
      Однако данная позиция представляется несколько ошибочной. Согласимся лишь с тем, что стороны в данном случае действительно не обязаны доказывать неисполнение или ненадлежащее исполнение соглашения, но лишь по той причине, что это не имеет никакого значения в случае подачи иска о взыскании алиментов 27
      В зависимости от того, предоставляются ли алименты по соглашению об уплате алиментов или судебному решению, законодатель предусматривает соответствующие системы правовых гарантий осуществления и защиты права на получение содержания, которые строятся на основе принципа единства и дифференциации. В свою очередь, при заключении соглашения стороны могут самостоятельно "достроить" данную систему, конкретизировать правовые гарантии, предусмотренные законом, с учетом особенностей конкретного алиментного правоотношения. Конкретизацию норм, в том числе и содержащих правовые гарантии, осуществляет также суд при рассмотрении дел о взыскании алиментов, что обусловливается "необходимостью уточнения самых различных деталей алиментирования"28. Таким образом, можно говорить о взаимообусловленности порядка уплаты алиментов и системы правовых гарантий, реализуемых в конкретном алиментном правоотношении.
      Единого мнения по данномуинститут в науке таки не появилось.
      Так, например, И.В. Чмуранков29 относит к существенным условиям соглашения об уплате алиментов размер алиментов, способ уплаты алиментов, порядок уплаты алиментов. Его мнение поддерживает Е.О. Сурис30. В свою очередь, Е.П. Титаренко31 считает существенным условием алиментного соглашения способ уплаты алиментов. О.А. Давыдова32в качестве таковых рассматривает предмет соглашения, сведения об участниках договора, размер алиментов, срок, способы и порядок их уплаты.
      Является, что постановление данной проблемы следует понять единую логику и цель законодателя в формировании и раскрытии значительных моментов соглашения. Традиционно значимые требования соглашения, являются необходимыми условия соглашения.
      В основе такой связи лежит отсутствие или наличие конфликта между субъектами алиментного обязательства (их законными представителями), а также стадия его развития. Так, при отсутствии правового спора из алиментных правоотношений, как правило, имеет место добровольный порядок уплаты алиментов, опосредуемый заключением алиментного соглашения. В ситуации, когда правовой конфликт достигает такой стадии, что стороны не могут прийти к единому решению33, осуществляется взыскание алиментов в судебном порядке. Тем не менее, несмотря на то что каждый порядок уплаты алиментов предполагает наличие определенной специфики в системе правовых гарантий, объем предоставляемого гарантирования должен оставаться равным, что отвечает единой правовой природе алиментных правоотношений, конкретизированных посредством алиментного соглашения или судебного решения. Иными словами, специфика порядка уплаты алиментов не должна влиять на степень правовой гарантированности права.
      Тем не менее, приходится констатировать, что при добровольном порядке уплаты алиментов отсутствуют уголовно-правовые гарантии, поскольку в ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954) предусмотрены меры ответственности за злостное уклонение родителя от уплаты средств на содержание несовершеннолетних детей, взыскиваемых исключительно по решению суда.
      Некое промежуточное положение между данными порядками занимает применение процедуры медиации по спорам из алиментных правоотношений, когда между сторонами имеется правовой конфликт, но их целью является максимально возможное сохранение доверительных отношений. Однако приходится констатировать отсутствие в данном случае явной системы правовых гарантий осуществления и защиты права на получение содержания.
      Причиной тому является неопределенность правовой природы медиативных соглашений по спорам как из алиментных, так и из семейных правоотношений в целом, поскольку от ответа на данный вопрос зависит отраслевая принадлежность подлежащих применению гарантирующих норм. Так, в п. 4 ст. 12 ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" 34(далее - ФЗ о ПМ) указывается, что медиативные соглашения по спорам из гражданских правоотношений, достигнутые сторонами в рамках внесудебной медиации, являются гражданско-правовыми сделками. При этом в п. 2 ст. 1 ФЗ о ПМ разграничиваются споры, возникающие из гражданских правоотношений, и споры, вытекающие из семейных правоотношений. Отсюда представляется, что медиативные соглашения по спорам из семейных правоотношений имеют иную, а именно семейно-правовую природу, и представляют собой семейно-правовые договоры, что обусловливается необходимостью первоочередного применения к ним норм семейного законодательства, которые учитывают специфику семейных правоотношений. В свою очередь, положения гражданского законодательства в данном случае применяются в субсидиарном порядке согласно ст. 4 СК РФ.
       В свою очередь, споры, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, все же рассматриваются в качестве разновидности споров, вытекающих из гражданских правоотношений.
      С вопросом о правовой природе медиативных соглашений по спорам из алиментных правоотношений тесно связана проблема определения пределов свободы формирования их условий. Думается, что соблюдение императивных семейно-правовых норм обязательно, так как именно в них, как правило, закрепляются правовые гарантии осуществления и защиты права на получение содержания. В частности, к таким нормам-гарантиям относятся нормы о минимальном размере алиментов на несовершеннолетних детей (ст. 81 СК РФ), мерах ответственности (ст. 115 СК РФ), обязательной индексации размера алиментных платежей (ст. 117 СК РФ). Иными словами, к таким медиативным соглашениям необходимо применять нормы об алиментном соглашении.
      В свою очередь, остается открытым и вопрос о допустимости и пределах контроля медиатора за условиями медиативного соглашения на предмет их соответствия императивным нормам законодательства, поскольку в ст. 3 ФЗ о ПМ предусматривается принцип беспристрастности и независимости медиатора. Представляется весьма справедливой позиция С.И. Калашниковой о том, что с учетом российской правовой действительности "медиатор в определенной степени должен контролировать конечное соглашение сторон (в плане обеспечения императивных требований законодательства, прав и законных интересов третьих лиц)"35, что обоснованно применительно к алиментным обязательствам, в которых алиментоуправомоченное л.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44