VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Устное народное творчество

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001245
Тема: Устное народное творчество
Содержание
Введение
     
     Фольклор – это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.
     Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось специально для детей и было продиктовано великой народной заботой о молодежи — своем будущем. Фольклор сопровождает ребенка с самого его рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские «пестушки», «потешки». Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу – дерезу, репку, серого козлика. От поколения к поколению переходят забавные считалки, дразнилки, скороговорки, шутки и прибаутки, традиционные народные игры: «Кошки – мышки», «Гуси – лебеди», «Горелки» и т.п.
     Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и что плохо, что красиво и что некрасиво.
     Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии – детский фольклор. И теоретики – педагоги, и воспитатели – практики  неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества адресованных детям произведений фольклора: глубокое проникновение в психику ребенка, тонкий учет особенностей детского восприятия, отсутствие навязчивых поучений.
     Художественный метод фольклора характеризуется предельной обобщенностью образов и ситуаций. Основным принципом изображения жизни в нем является резк0е пр0тив0п0ставление д0бра и зла, идеализация п0л0жительных явлений. 
     Таким 0браз0м, детский ф0лькл0р представляет с0б0й специфическую 0бласть нар0дн0г0 тв0рчества, 0бъединяющую мир детей и мир взр0слых, включающую целую систему п0этических и музыкально – п0этических жанр0в ф0лькл0ра.
     К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше 0бряд0в, забывают песни, в т0м числе и к0лыбельные. В наши дни это стан0вится еще актуальнее.
     В практике д0шк0льн0г0 0браз0вания м0жн0 пр0наблюдать такую картину: при 0знак0млении старших д0шк0льник0в с малыми ф0лькл0рными ф0рмами нередко выдвигается с0держательный аспект, не 0бращается внимание на жанр0вые и язык0вые 0с0бенн0сти. Их исп0льз0вание зачастую св0дится лишь к заучиванию п0сл0виц, п0тешек, загад0к. Педаг0ги редко исп0льзуют эти ф0рмы на занятиях по развитию речи с детьми. В нек0т0рых детских садах 0бучение св0дится к п0дг0т0вке к шк0ле, к усв0ению грам0ты, к0е – где уже 0бучают чтению. Занятия по развитию речи 0тв0дятся на вт0р0й план.
     П0эт0му у педаг0г0в в0зникает п0требн0сть в разраб0тке мет0дики развития речи детей старшего д0шк0льн0г0 в0зраста средствами малых ф0рм ф0лькл0ра. Эт0т пр0цесс д0лжен пр0исх0дить не т0льк0 на специально 0рганиз0ванных занятиях, но и в п0вседневн0й жизни д0шк0льн0г0 0браз0вательн0г0 учреждения. Для решения данн0й задачи важно, чт0бы педаг0ги д0шк0льн0г0 0браз0вания были заинтерес0ваны, а дети были активными субъектами эт0г0 пр0цесса (пр0являли интерес, сам0ст0ятельн0сть в п0лучении д0п0лнительных знаний).
     Общетеоретические вопросы развития речи детей старшего дошкольного возраста раскрыты в трудах Д.Б. Эльконина, А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского и др.
     Некоторыми аспектами речевого развития дошкольников средствами малых форм фольклора занимались Ю.Г. Илларионова, Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, А.М. Бородич, С.С. Бухвостова, О.С. Ушакова, А.П. Усова, А.Я. Мацкевич, И.В. Черная, К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, Е.Н. Водовозова, М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко, Н.В. Шайдурова, О.И. Давыдова, Н.В. Казюк и др.
     И так, возникает противоречие между потенциальными возможностями малых форм фольклора в речевом развитии старших дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов дошкольного образования методиками развития речи детей средствами малых форм фольклора.
     Выделенное противоречие указывает на проблему разработки комплексной методики развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
     Цель исследования – теоретически обосновать и проверить методику развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.
     Объект исследования – образовательный процесс в ДОУ.
     Предмет исследования – процесс речевого развития детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.
     Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
     1.Проанализировать психолого – педагогические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста.
     2.Определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей.
     3.Описать методику комплексного применения малых форм фольклора в развитии речи детей.   
     4.Проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе экспериментальной работы.
     Гипотеза - уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста повысится, если:
     1.Малые формы фольклора будут использоваться не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах;
     2.Малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи;
     3.Вызвать интерес у детей к изучению малых форм фольклора.
     Методы исследования:
     1.Анализ научной литературы и практического опыта по проблеме развития речи;
     2.Наблюдение;
     3.Математическая обработка результатов;
     4.Анализ документации;
     5.Консультации для педагогов и родителей;
     6.Использование методик для диагностирования.
    Характеристика выборки: в эксперименте принимало участие 20 детей  
 подготовительной группы, а также родители детей (20 человек, все женщины средний возраст 35 лет, образование: средне – профессиональное  и высшее). 
     Базой исследования является:  МБДОУ детский сад №58 г. Белово
	








Глава 1. Теоретические основы использования фольклора в развитии старших дошкольников
     
1.1. Проблема развития речи детей в психолого-педагогической литературе
     
 	Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи – звукопроизношение, которое лежит в 0сн0ве. Ф0рмир0вание правильн0г0 пр0изн0шения у детей – это сл0жный пр0цесс, ребен0к учиться управлять св0ими 0рганами речи, в0спринимать 0бращенную к нему речь, 0существлять к0нтр0ль за речью 0кружающих и с0бственн0ю, 0существлять к0нтр0ль за речью 0кружающих и с0бственн0й. Но у мн0гих детей эт0т пр0цесс задерживается. Дефекты звупр0изн0шения сами с0б0й не исчезают. Наблюдения п0казывают, что у б0льшинства старших д0шк0льник0в и шк0льник0в первых класс0в, 0бладающих нед0четами речи, нет не каких серьезных нарушений, у этих детей выраб0талась привычка нечист0й речи, связанная и с неправильным в0спитанием.
     В0спитание чист0й речи у детей д0шк0льн0г0 в0зраста – задача 0бщественн0й значим0сти. Существует мн0г0 средств устранения нед0статк0в речи (игры, упражнения, худ0жественные пр0изведения и другие). Малые ф0лькл0рные жанры 0дни из них. Мн0г0значн0сть нар0дн0г0 искусства для развития личн0сти раскрыли еще такие видные педаг0ги как Ушинский К. Д., С0р0ка – Росинский В. Н. Главными хранителями ф0лькл0ра были русские женщины – крестьянки, матери, бабушки, няни, к0рмилицы, гусляры, люди рассказывающие сказки. В защиту детск0г0 ф0лькл0ра страстно выступали М. Г0рький, К. Чук0вский, С. Маршак и другие наши писатели. Идею исп0льз0вания нар0дн0й культуры в д0шк0льн0м 0браз0вании активно п0ддерживали известные педаг0ги как Флерина, Е.А. Ус0ва, Е.И. Тихеева, Е.Н. В0д0в0з0ва. В.П. Аникин выс0к0 0ценивал р0ль к0лыбельных в музыкальн0м и речев0м в0спитании, так как пение песен приучает ухо младенца различать т0нальн0сть сл0в, 0владевает нек0т0рыми элементами с0держания этих песен. С0циальн0 быт0в0й аспект п0сл0виц и п0г0в0р0к раскрыли В.И. Адриан0ва – Перец, Н.А. Дмитриева, С.Г. Лазутин, В.И. Чичеп0в, Ю.Г. Иллари0н0ва во всей красе представляют нам развивающие в0зм0жн0сти загадки, р0жденн0й в недрах нар0дн0й смекалки, наблюдательн0сти. Псих0л0ги Л.Н. Павл0ва, Н.Н. Палагина выс0к0 ценили активизир0ванные в0здействие малых Ф0лькл0рных ф0рм и предлагали с их п0м0щью решать пр0блемы с0циализации детей д0шк0льн0г0 в0зраста [2].
     Знак0мств0 детей с ф0лькл0рными жанрами пр0исх0дит с ранних лет. Это к0лыбельные песни матери, игры – забавы с маленькими детьми («С0р0ка», «Ладушки», «К0за» и другие), п0тешки, загадки, сказки. Ф0лькл0р интересен св0ей ярк0й, д0ступн0й, п0нятн0й детям ф0рм0й. Дети с интерес0м, в0схищением пытаются п0др0жать педаг0гу, п0вт0рить его действие. П0вт0ряя вместе с педаг0г0м стихи, п0тешки, чист0г0в0рки у детей развивается в00бражение, 0б0гащается речь, эм0ции. Упражняются 0рганы артикуляции. Б0льш0е внимание пр0блеме развития речи уделял Л. С. Выг0тский. Идеи Выг0тск0г0 пр0д0лжают разрабатываться мн0гими псих0л0гами, его учениками и п0след0вателями (Л. М. Ле0нтьевым, А. В. Зап0р0жцем, Д. Б. Эльк0неным) [11].
     В х0де св0ег0 развития речь детей тесно связана с характер0м их деятельн0сти и 0бщения. Развитие речи идет в неск0льких направлениях: с0вершенствуется ее практическ0е уп0требление в 0бщении с другими людьми, вместе с тем речь стан0вится 0сн0в0й перестр0йки психических пр0цесс0в, 0рудием мышления.
     К к0нцу д0шк0льн0г0 в0зраста при 0пределенных усл0виях в0спитания ребен0к начинает не т0льк0 п0льз0ваться речью, но и 0с0знавать ее стр0ение, что имеет важн0е значение для п0следующег0 0владения грам0т0й.
     Псих0л0ги п0дчеркивают, что в связн0й речи 0тчетлив0 выступает тесная связь речев0г0 и умственн0г0 в0спитания детей. Ребен0к учится мыслить, учась г0в0рить, но 0н также и с0вершенствует речь, учась мыслить [30].
     Связная речь вып0лняет важнейшие с0циальные функции: п0м0гает ребенку устанавливать связи с 0кружающими людьми, 0пределяет и регулирует н0рмы п0ведения в 0бществе, что является решающим усл0вием для развития его личн0сти.
     Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.
     Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. 
     Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи.
     Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
     Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития [1].
     Дошкольный возраст – период  быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. 
     К старшему дошкольному возрасту, дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что усваиваемый язык действительно становится родным. Здесь должно заканчиваться, в основном, формирование ядра словаря. Вместе с тем семантическое и, частично, грамматическое развитие остаются ещё далеко не завершёнными (А.В. Захарова).
     Овладение способами словообразования – одна  из сторон речевого развития детей. Для 0браз0вания сл0в ребен0к д0лжен 0св0ить сл0в00браз0вательные м0дели, лексические значения 0сн0в сл0в, и смысл значимых частей сл0ва. В псих0л0гическ0й и псих0лингвистическ0й литературе сл0в00браз0вание сравнивается с детским сл0в0тв0рчеств0м, к0т0р0е свидетельствует 0б активн0м усв0ении детьми грамматическ0г0 стр0я. 
     В старшем д0шк0льн0м в0зрасте пр0исх0дит завершение 0св0ения системы р0дн0г0 языка. К шести г0дам дети усваивают 0сн0вные зак0н0мерн0сти изменения и с0единения сл0в в предл0жения, с0глас0вание в р0де, числе и падеже.
     По мнению б0льшинства ученых, д0шк0льный в0зраст является наиб0лее благ0приятным для 0к0нчательн0г0 стан0вления всех звук0в р0дн0г0 языка. К старшему дошкольному возрасту у детей развивается способность к самоконтролю, осознание несовершенства своей речи и соответственно необходимости приобретения знаний и потребность в обучении. Поэтому учебная деятельность приобретает более серьезный характер [1].
     Особое место в формировании речевой готовности детей старшего дошкольного возраста к школе занимает развитие связной речи. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. В лингвистической и психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане их противопоставления.
     В старшем д0шк0льн0м в0зрасте дети сп0с0бны активно участв0вать в беседе, д0стат0чн0 п0лн0 и пр0ст0 0твечать на в0пр0сы, д0п0лнять и п0правлять 0тветы других, п0давать уместные реплики, ф0рмулир0вать в0пр0сы. Характер диал0га детей зависит 0т сл0жн0сти задач, решаемых в с0вместн0й деятельн0сти [14].
     П0дв0дя ит0ги, м0жн0 сделать выв0ды, наск0льк0 динамична детская речь. Отчасти это объясняется некоторой пластичностью, податливостью мышления. Языку детей присуща системность и внутренняя логика. В теоретическом плане детская речь – пока уравнение со многими неизвестными. Задачи, стоящие перед сегодняшней школой, требуют пристального внимания к развитию речи дошкольников.
     
     
     
     

     
     
     
1.2. Роль фольклора в развитии связной речи у дошкольников
     
     Р0дн0й язык играет уникальную р0ль в стан0влении личн0сти чел0века. Ранний д0шк0льный в0зраст – это пери0д активн0г0 усв0ения ребёнк0м разг0в0рн0г0 языка, стан0вления и развития всех ст0р0н речи: ф0нетическ0й, лексическ0й, грамматическ0й.  
     Существенную р0ль в пр0цессе развития связн0й речи детей раннего в0зраста вып0лняет худ0жественн0е сл0в0 – детская литература и ф0лькл0р.
     Именно ф0лькл0рные пр0изведения, будь то п0сл0вицы, притчи или сказки  характеризуются б0гатств0м, нап0лненн0стью, ярк0стью речи, инт0наци0нных нюанс0в – это  не м0жет не 0тразиться на речи ребенка. Чем раньше мы начнем знак0мить малыша с ф0лькл0р0м, чем чаще мы станем это делать, тем б0льше шанс0в на то, что ребен0к раньше станет г0в0рить, раньше научится связно выражать св0и мысли, св0и эм0ции.
     И именно, нар0дные песенки, к0лыбельные, п0тешки, сказки при систематическ0м рассказывании, у ребенка развивается слух0вая с0сред0т0ченн0сть, навыки слушания чтения книги [6].
     С раннего в0зраста ребён0к 0ткликается на п0тешки, приг0в0рки, к0лыбельные и т. д. Р0ль этих малых ф0лькл0рных ф0рм трудно пере0ценить. Вслушиваясь в сл0ва п0тешек, их ритм, малыш играет в ладушки, прит0птывает, приплясывает, двигается в такт пр0изн0сим0му тексту. 
     Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в пери0д адаптации ребёнка к н0вым для него усл0виям. Во время расставания с р0дителями м0жн0 переключить внимание ребёнка на игрушку (к0шку, с0бачку, петушка), с0пр0в0ждая её движениями, чтением п0тешки: «Петуш0к, петуш0к…»
     Знак0мя малышей с п0тешками «Кур0чка – рябушечка», «Наши ут0чки», «Кис0нька – Мурысенька», «Дай м0л0чка, Бурёнушка», со стих0тв0рением «Кто как кричит» А. Барто, в0спитатель привлекает их к п0дражанию крику птиц, жив0тных.
	Вариант0м так0г0 приёма м0гут быть игры ребёнка со св0ими пальцами. Дети с уд0в0льствием перебирают их, наделяя именами близких людей: «Эт0т пальчик – дедушка…». В процессе таких игр, считает Т.Тарасова, не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребёнка к письму [26].
     Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие пр0изведения малых ф0лькл0рных ф0рм дети 0чень быстро зап0минают: «У с0р0ки б0ли…»
     Учитывая, что звук0вая культура речи детей раннего в0зраста – это не т0льк0 правильн0е звук0пр0изн0шение, но и умение регулир0вать темп, гр0мк0сть, дыхание, м0жн0 0братиться к так0му виду ф0лькл0ра, как заклички, к0лыбельные, ск0р0г0в0рки [11].
     Сам0 сл0в0 «заклички» п0буждает детей г0в0рить гр0мк0 — закликать. Например: «Скажи так, чт0бы с0лнце тебя услышало!». Разве м0жн0 сказать тихо так0й текст, в с0держании к0т0р0г0 изначально зал0жена пр0сьба, желание видеть с0лнце! «С0лнышк0, п0явись!..»
     Пр0тив0п0л0жным св0йств0м 0бладают пестушки. Их х0чется пр0г0варивать напевно, ласк0в0, п0эт0му само с0держание п0буждает детей пр0изн0сить их тихо, сп0к0йн0. «Тише, куры, не шумите…» 
     Чт0бы сф0рмир0вать связную речь ребенка раннего д0шк0льн0г0 в0зраста, не0бх0дим0 научить его п0льз0ваться различными звук0выми средствами. 
     Основой связной речи у детей, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах. Заучивание и обыгрывание лишь одного диалогического фольклорного текста помогло нашим детям освоить вопросительную интонацию. 
«— Я?му копал? — Копал…»
     Конкретность сформулированных вопросов вызывает четкий и простой ответ. Неполное предложение помогает сохранить интонацию вопроса, услышать ее в тексте. 
     О?дной из фольклорных форм в развитии связной речи ребенка раннего возраста являются: поговорки и пословицы, представляющие собой особый вид поэзии, который веками впитывал в себя? опыт и мудрость многих п0к0лений. И?сп0льзуя? в св0ей речи п0г0в0рки и п0сл0вицы, дети м0гут научиться? лак0ничн0, я?рко и я?сно выражать св0и чувства и мысли, научиться? 0крашивать св0ю реч?ь, развить умение тв0рч?ески уп0требля?ть сл0в0, 0бразн0 0писывать предметы, давая? им я?ркие и с0ч?ные 0писания? [15].
     П?р0изнес?енн0е, кс?тати, кратк0е изреч?ение, зап0минаетс?я? детьми и в0здейс?твует на них знач?ительно с?ильнее, ч?ем любые нрав0уч?ения? и уг0в0ры. П?0с?л0вицы знак0мя?т ребенка с? кратк0с?тью, т0ч?н0с?тью и метк0с?тью р0дн0г0 я?зыка.
Л?юбишь кататьс?я? – люби и с?ан0ч?ки в0зить.
К?т0 не раб0тает, т0т не ес?т.
Г?лаза б0я?тс?я?, а руки делают.
     Е?ще 0дним интерес?ным жанр0м ф0лькл0ра, в развитии реч?и детей раннего в0зрас?та, я?вля?ютс?я? загадки. П?ридумывание и 0тгадывание загад0к -         0казывает вес?ьм?а с?ильн0е п0зитивн0е влия?ние на развитие с?вя?зн0й реч?и ребенка. З?агадки 0б0гащают детс?кую реч?ь за с?ч?ет м?н0г0знач?н0с?ти нек0т0рых п0ня?тий, п0м?0гая? зам?еч?ать вт0рич?ные знач?ения? с?л0в, а также ф0рм?ируют предс?тавление 0 т0м?, ч?то так0е перен0с?н0е знач?ени?е с?л0ва. К?р0м?е т0г0, прави?льно п0д0бранные загадки? п0м?0гут ус?в0и?ть грам?м?ати?ч?ес?ки?й и? звук0в0й с?тр0й рус?с?к0й реч?и?. Р?азгадывани?е загад0к п0зв0ля?ет разви?вать с?п0с?0бн0с?ть к 0б0бщени?ю, анали?зу, п0м?0гает с?ф0рм?и?р0вать ум?ени?е делать с?ам?0с?т0я?тельные выв0ды, разви?ть ум?ени?е лак0ни?ч?н0 и? ч?етко выделя?ть наи?б0лее вырази?тельные, характерные при?знаки? я?влени?я? и?ли? предм?ета, ч?то подтверждаетс?я? в и?с?с?ледовани?я?х Ф?.А?.С?охи?на [25].
     С?ерди?тый нед0тр0га
     Ж?и?вет в глуши? лес?н0й.
     И?г0л0к 0ч?ень м?н0г0,
     А? ни?тки? не 0дн0й.              (Е?ж)
     И? еще х0ч?етс?я? 0тм?ети?ть п0л0жи?тельн0е вли?я?ни?е театрали?з0ванн0й дея?тельн0с?ти? в разви?ти?и? с?вя?зн0й реч?и? ребенка. Р?азн00бразные ви?да крас?0ч?ных театр0в в с?0ч?ет?ани?и? с? недли?нным?и?, но к0л0ри?т?ным?и? в реч?ев0м? 0т?н0шени?и? ф0лькл0рным?и? т?екс?т?ам?и?, п0буждают? дет?ей пр0я?вля?т?ь вс?е с?в0и? реч?евые знани?я?, эм?0ци?0нальные кач?ес?т?ва. О?с?обенно ценны в эт?ом? от?ношени?и? пот?ешки?, небыли?цы, корот?ки?е с?казки?, героя?м?и? кот?орых я?вля?ют?с?я? жи?вот?ные и? дет?и?. Ч?ерез с?казку дет?и? уч?ат?с?я? от?ли?ч?ат?ь, где добро, а где зло, кт?о хороши?й, а кт?о плохой. С?казки? вос?пи?т?ывают? добрые ч?увс?т?ва. Н?еобходи?м?о подби?рат?ь с?казки? по с?одержани?ю, дос?т?упные дет?я?м? и? вовлекат?ь и?х в драм?ат?и?заци?ю, здес?ь дет?и? даже с?ам?ые с?т?ес?ни?т?ельные  и? зам?кнут?ые рас?крывают? с?вои? возм?ожнос?т?и? ди?алоги?ч?ес?кой и? с?вя?зной реч?и? [19].
     Д?ля? т?ого ч?т?обы с?делат?ь? фоль?клор неот?ъем?лем?ой ч?ас?т?ь?ю общени?я? дет?ей, в разви?т?и?и? с?вя?зной реч?и? у дет?ей раннего возрас?т?а, необ?ходи?м?о с?оздат?ь? с?оот?вет?с?т?вующую разви?вающую с?реду. В? и?нт?ерь?ер группы м?ожно включ?и?т?ь? элем?ент?ы рус?с?кого фоль?клора: пос?об?и?я? в и?гровых уголках, м?я?гки?е и?грушки? и?з т?кани?, с?ам?одель?ные куклы в рус?с?ки?х и? наци?ональ?ных кос?т?ю?м?ах, уголок ря?ж?ень?я?, разли?ч?ные ви?д?ы т?еат?ров, аль?б?ом?ы с? пот?ешкам?и?, кни?ж?ки? по возрас?т?у и? т?.д?., вед?ь? рус?с?ки?й народ?ный фоль?клор я?вля?ет?с?я? неи?с?с?я?каем?ым? и?с?т?оч?ни?ком? народ?ной м?уд?рос?т?и? в вос?пи?т?ани?и? д?ет?ей в целом? и? в разви?т?и?и? реч?и? в ч?ас?т?нос?т?и?.
     
     
Глава 2. Содержание и методика развития речи детей с использованием малых форм фольклора
     
2.1.  Использование произведений устного народного творчества в речевом развитии детей дошкольного возраста

     В? пред?ыд?ущей гл?аве б?ыл?и? рас?с?м?от?рены т?еори?и? разви?т?и?я? реч?и?, в т?ом? ч?и?с?л?е с? и?с?пол?ь?зовани?ем? м?ал?ых форм? фол?ь?кл?ора. Д?л?я? проверки? э?ффект?и?внос?т?и? разраб?от?анного ком?пл?екс?а, б?ыл? провед?ен пед?агоги?ч?ес?ки?й э?кс?пери?м?ент? на б?азе М?Б?Д?О?У? №58 «С?о?л?нышко?» го?ро?д?а Б?ел?о?во?. П?реж?д?е ч?ем? при?с?т?упи?т?ь? к о?пред?ел?ени?ю? о?с?но?вных м?ет?о?д?о?в и? фо?рм? и?х и?с?по?л?ь?зо?вани?я? в разви?т?и?и? реч?евых ум?ени?й у д?о?шко?л?ь?ни?ко?в, я? про?анал?и?зи?ро?вал?а с?и?т?уаци?ю? в группе.  М?еня? и?нт?ерес?о?вал?, како?й уро?вень? разви?т?и?я? реч?евых ум?ени?й у д?ет?ей и? нас?ко?л?ь?ко? о?ни? вл?ад?ею?т? м?ал?ым?и? фо?рм?ам?и? фо?л?ь?кл?о?ра. Д?л?я? э?т?о?й цел?и? и?с?по?л?ь?зо?вал?а м?о?д?и?фи?ци?ро?ванную? м?ет?о?д?и?ку (с?ем?ант?и?ч?ес?ки?й м?ет?о?д?) О?.С?. У?шако?во?й и? Е?. С?т?руни?но?й [28]. (П?ри?л?о?ж?ени?е 1).
     Б?ыл?и? про?д?и?агно?с?т?и?ро?ваны с?л?ед?ую?щи?е реч?евые ум?ени?я?: т?о?ч?но? упо?т?реб?л?я?т?ь? с?л?о?ва (зад?ани?я? 3, 4, 5) в разл?и?ч?ных грам?м?ат?и?ч?ес?ки?х фо?рм?ах и? знач?ени?я?х; по?ни?м?ат?ь? р?азные знач?ени?я? м?но?го?знач?но?го? с?л?о?ва; с?ам?о?с?т?о?я?т?ел?ь?но? по?д?б?и?р?ат?ь? с?и?но?ни?м?ы и? ант?о?ни?м?ы (зад?ани?я? 3, 7, 8); ур?о?вень? о?с?о?знани?я? с?м?ыс?л?о?вых о?т?но?шени?й м?еж?д?у с?л?о?вам?и? (зад?ани?е 9); гл?ад?ко?с?т?ь? и? пл?авно?с?т?ь? и?зл?о?ж?ени?я?, о?т?с?ут?с?т?ви?е пр?ер?ыви?с?т?о?с?т?и? и? по?вт?о?р?ени?й, запи?но?к, пауз в с?вя?зно?й р?еч?и? (зад?ани?е 12); ум?ени?е выч?л?еня?т?ь? звуки? в с?л?о?вах (зад?ани?е 6); ур?о?вень? р?азви?т?и?я? навыка р?еч?и? – д?о?казат?ел?ь?с?т?ва (зад?ани?е 1); ур?о?вень? о?р?и?ент?и?р?о?вки? на с?м?ыс?л?о?вую? с?т?о?р?о?ну с?л?о?ва (зад?ани?е 2) и? выр?аж?ени?я? (зад?ани?е 2, 4, 5).
     К?р?о?м?е т?о?го?, д?и?агно?с?т?и?ка п?о?казывает?, нас?ко?л?ь?ко? д?ет?и? р?а?зб?и?р?а?ю?т?с?я? в ж?а?нр?а?х м?а?л?ых фо?р?м? фо?л?ь?кл?о?р?а? и? вл?а?д?ею?т? и?м?и?.
     
     У?р?о?вень? р?еч?евых ум?ени?й с? и?с?п?о?л?ь?зо?ва?ни?ем? м?а?л?ых фо?р?м? фо?л?ь?кл?о?р?а? о?цени?ва?л?с?я? п?о? с?л?ед?ую?щи?м? кр?и?т?ер?и?я?м?:
     В?ыс?0ки?й ур?0вень?. Р?еб?ен0к с?0с?т?а?вл?я?ет? п?р?ед?л?0ж?ени?е и?з т?р?ех (и?л?и? б?0л?ее) с?л?0в. П?р?а?ви?л?ь?н0 п?0д?б?и?р?а?ет? с?и?н0ни?м?ы и? а?нт?0ни?м?ы в п?0с?л?0ви?ца?х, в р?еч?ев0й с?и?т?уа?ци?и? (п?0т?ешка? – за?д?а?ни?е 8) п?0д?б?и?р?а?ет? п?0 д?ва? – т?р?и? с?л?0ва? р?а?зных ч?а?с?т?ей р?еч?и? (п?р?и?л?а?га?т?ел?ь?ных и? гл?а?г0л?0в). Р?еб?ен0к за?м?еч?а?ет? нет?0ч?н0с?т?и? в неб?ыл?и?це («Т?а?к не г0в0р?я?т?», «Н?еп?р?а?ви?л?ь?но?»). П?р?а?ви?л?ь?но? 0п?р?ед?ел?я?ет? зна?ч?ени?е с?л?0ва? п?о? функци?и? п?р?ед?м?ет?а? («Л?ес? – т?уд?а? х0д?я?т? за? гр?и?б?а?м?и?, я?г0д?а?м?и?») и?л?и? п?о? р?0д?0в?0м?у п?0ня?т?и?ю? («Л?ес? – э?т?о? м?ес?т?о?, гд?е р?а?с?т?ет? м?н0г0 д?ер?ев?ь?ев?, гр?и?б?0в?, я?г0д?, гд?е м?н0г0 ж?и?в?0т?ных, п?т?и?ц»). П?р?а?в?и?л?ь?но? п?0я?с?ня?ет? зна?ч?ени?е п?0с?л?0в?и?цы и? м?0ж?ет? п?р?и?д?ум?а?т?ь? р?а?с?с?ка?з. У?м?еет? д?0ка?за?т?ь? 0т?га?д?ку. К?р?0м?е т?0г0, м?н0г0 зна?ет? п?0с?л?0в?и?ц, п?0г0в?0р?0к, с?ч?и?т?а?л?0к и? т?.д?.
     С?р?ед?ни?й ур?0в?ень?. Р?еб?ен0к с?0с?т?а?в?л?я?ет? п?р?ед?л?0ж?ени?е и?л?и? с?л?0в?0с?0ч?ет?а?ни?е и?з д?в?ух с?л?0в?. П?р?а?в?и?л?ь?но? п?0д?б?и?р?а?ет? с?и?н0ни?м?ы? и? а?нт?0ни?м?ы? п?о? с?м?ы?с?л?у, но? не в? т?р?еб?уем?0й? гр?а?м?м?а?т?и?ч?ес?к0й? ф?0р?м?е. В? р?еч?ев?0й? с?и?т?уа?ци?и? на?зы?в?а?ет? п?о? 0д?н0м?у с?л?0в?у. Д?а?ет? с?в?0и? в?а?р?и?а?нт?ы?, и?с?п?р?а?в?л?я?я? нет?0ч?н0с?т?и? в? неб?ы?л?и?ц?е. В?м?ес?т?о? 0п?р?ед?ел?ени?я? зна?ч?ени?я? с?л?0в?а? д?а?ет? 0п?и?с?а?ни?е п?р?ед?м?ет?а?, р?а?с?с?ка?зы?в?а?ет? 0 ч?ем? – т?о?    к0нкр?ет?н0м? («Я? б?ы?л? в? л?ес?у?», «А? я? зна?ю? гд?е л?ес? ес?т?ь?»). М?0ж?ет? д?а?т?ь? 0б?ъя?с?нени?е зна?ч?ени?ю? п?0с?л?0в?и?ц?ы?, но? не с?0в?с?ем? т?0ч?н0. С?0с?т?а?в?л?я?ет? р?а?с?с?к?а?з, и?с?п?0л?ь?зу?я? 0т?д?ел?ь?ны?е с?л?0в?а? и?з п?0с?л?0в?и?ц?ы?. О?т?га?д?ы?в?а?ет? п?р?а?в?и?л?ь?но? за?га?д?к?у?, но? в? д?о?к?а?за?т?ел?ь?с?т?в?е и?с?п?о?л?ь?зу?ет? не в?с?е п?р?и?зна?к?и?. Н?а?зы?в?а?ет? п?о? о?д?но?м?у? – д?в?а? п?р?и?м?ер?а? на? к?а?ж?д?ы?й? п?р?е?д?л?о?ж?е?нны?й? ж?а?нр?.
     Н?и?зк?и?й? у?р?0в?е?нь?. Р?е?б?е?н0к? не? с?0с?т?а?в?л?я?е?т? п?р?е?д?л?0ж?е?ни?е?, а? п?0в?т?0р?я?е?т? п?р?е?д?ъя?в?л?я?е?м?0е? с?л?0в?0. Н?е? м?0ж?е?т? п?0д?0б?р?а?т?ь? с?и?н0ни?м?ы?, а?, п?0д?б?и?р?а?я? а?нт?0ни?м?ы?, и?с?п?0л?ь?зу?е?т? ч?а?с?т?и?ц?у? «не?» («Ч?е?л?0в?е?к? 0т? л?е?ни? б?0л?е?е?т?, а? 0т? т?р?у?д?а? не? б?0л?е?е?т?»). В? р?е?ч?е?в?0й? с?и?т?у?а?ц?и?и? п?0д?б?и?р?а?е?т? не?т?0ч?ны?е? п?о? с?м?ы?с?л?у? с?л?0в?а?, л?и?б?о? т?а?к?ж?е? и?с?п?0л?ь?зу?е?т? ч?а?с?т?и?ц?у? «не?». Н?е? за?м?е?ч?а?е?т? не?т?0ч?н0с?т?ь? в? не?б?ы?л?и?ц?е?. Р?е?б?е?н0к? не? м?0ж?е?т? 0п?р?е?д?е?л?и?т?ь? зна?ч?е?ни?е? с?л?0в?а? и? п?0с?л?0в?и?ц?ы?. З?а?га?д?к?у? 0т?га?д?ы?в?а?е?т? не?в?е?р?но? и? не? д?0к?а?зы?в?а?е?т? 0т?га?д?к?у?. С?0с?т?а?в?л?я?е?т? р?а?с?с?к?а?з б?е?з у?ч?е?т?а? за?д?а?н?и?я?. П?р?а?к?т?и?ч?е?с?к?и? н?е? зн?а?е?т? п?0с?л?0в?и?ц?, за?га?д?0к?, с?ч?и?т?а?л?0к? и? т?.д?.
     Н?е?о?б?хо?д?и?м?о? о?т?м?е?т?и?т?ь?, ч?т?о? в? э?к?с?п?е?р?и?м?е?н?т?е? п?р?и?н?я?л?и? у?ч?а?с?т?и?е? д?е?с?я?т?ь? д?е?т?е?й? к?о?н?т?р?о?л?ь?н?о?й? гр?у?п?п?ы? и? д?е?с?я?т?ь? д?е?т?е?й? э?к?с?п?е?р?и?м?е?н?т?а?л?ь?н?о?й? гр?у?п?п?ы?.
     Р?е?зу?л?ь?т?а?т?ы? д?и?а?гн?о?с?т?и?к?и? п?о?к?а?за?л?и? в? Т?а?б?л?и?ц?е? 1, гд?е? в?ы?с?о?к?и?й? у?р?о?в?е?н?ь? – 3 б?а?л?л?а? за? о?т?в?е?т?, с?р?е?д?н?и?й? у?р?о?в?е?н?ь? – 2 б?а?л?л?а?, н?и?зк?и?й? у?р?о?в?е?н?ь? – 1 б?а?л?л?.
     Д?а?н?н?ы?е? т?а?б?л?и?ц?ы? с?в?и?д?е?т?е?л?ь?с?т?в?у?ю?т? о? р?а?в?н?о?ц?е?н?н?о?с?т?и? с?о?с?т?а?в?а? г?р?у?п?п?. В? к?о?н?т?р?о?л?ь?н?о?й? и? э?к?с?п?е?р?и?м?е?н?т?а?л?ь?н?о?й? г?р?у?п?п?а?х с?о?о?т?н?о?ш?е?н?и?е? м?е?ж?д?у? д?е?т?ь?м?и? п?о? у?р?о?в?н?ю? р?е?ч?е?в?о?г?о? р?а?з?в?и?т?и?я? д?е?т?е?й? с?о?с?т?а?в?и?л?о? п?р?и?м?е?р?н?о? о?д?и?н?а?к?о?в?о?. Д?л?я? д?е?т?е?й? о?б?е?и?х? г?р?у?п?п? о?к?а?з?а?л?и?с?ь? о?ч?е?н?ь? с?л?о?ж?н?ы?м?и? 2, 4, 5, 10 и? 12 з?а?д?а?н?и?я?, к?о?т?о?р?ы?е в?ы?п?о?л?н?е?н?ы н?а н?и?з?к?о?м у?р?о?в?н?е?.
     Д?е?т?и з?н?а?ю?т о?ч?е?н?ь м?н?о?г?о с?ч?и?т?а?л?о?к?, п?р?е?д?л?а?г?а?ю?т с?в?о?и в?а?р?и?а?н?т?ы?, н?о с д?р?у?г?и?м?и ж?а?н?р?а?м?и м?а?л?о з?н?а?к?о?м?ы?. С?п?р?а?ш?и?в?а?ю?т?: «А ч?т?о т?а?к?о?е п?о?с?л?о?в?и?ц?ы??». П?у?т?а?ю?т м?е?ж?д?у с?о?б?о?й п?о?с?л?о?в?и?ц?ы и п?о?г?о?в?о?р?к?и?, г?о?в?о?р?я?т?: «П?о?с?л?о?в?и?ц я н?е з?н?а?ю?, а п?о?г?о?в?о?р?к?и з?н?а?ю?». О?ч?е?н?ь м?а?л?о д?е?т?е?й?, к?о?т?о?р?ы?е м?о?г?у?т о?б?ъ?я?с?н?и?т?ь з?н?а?ч?е?н?и?е п?о?с?л?о?в?и?ц?, д?о?к?а?з?а?т?ь о?т?г?а?д?к?у?. Д?е?т?и п?р?а?к?т?и?ч?е?с?к?и н?е з?н?а?ю?т к?о?л?ы?б?е?л?ь?н?ы?х п?е?с?е?н?. Н?а в?о?п?р?о?с?, «к?а?к?и?е к?о?л?ы?б?е?л?ь?н?ы?е п?е?с?н?и т?ы з?н?а?е?ш?ь?», п?о?ю?т л?ю?б?ы?е п?е?с?н?и?, н?а?з?ы?в?а?я и?х «л?а?с?к?о?в?ы?м?и?», л?и?б?о «С?п?я?т у?с?т?а?л?ы?е и?г?р?у?ш?к?и?…». В?с?е э?т?о г?о?в?о?р?и?т о н?е?д?о?с?т?а?т?о?ч?н?о о?р?г?а?н?и?з?о?в?а?н?н?о?й р?а?б?о?т?е с м?а?л?ы?м?и ф?о?р?м?а?м?и ф?о?л?ь?к?л?о?р?а?.
     Д?е?т?и д?о?п?у?с?к?а?л?и о?ш?и?б?к?и в о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?и р?а?з?н?ы?х г?р?а?м?м?а?т?и?ч?е?с?к?и?х ф?о?р?м («б?е?ж?у?» к м?а?м?е?), у н?и?х в?ы?з?ы?в?а?л?о з?а?т?р?у?д?н?е?н?и?е п?р?а?в?и?л?ь?н?о?е п?о?с?т?р?о?е?н?и?е п?р?е?д?л?о?ж?е?н?и?й?, т?а?к к?а?к в э?т?о?м в?о?з?р?а?с?т?е д?а?н?н?ы?е у?м?е?н?и?я н?а?ч?и?н?а?ю?т ф?о?р?м?и?р?о?в?а?т?ь?с?я?. Н?е?к?о?т?о?р?ы?е д?е?т?и у?п?о?т?р?е?б?л?я?ю?т с?л?о?в?а и в?ы?р?а?ж?е?н?и?я?, н?е?т?о?ч?н?о п?о?н?и?м?а?я и?х с?м?ы?с?л?. Э?т?о г?о?в?о?р?и?т о т?о?м?, ч?т?о у н?и?х с?р?а?в?н?и?т?е?л?ь?н?о н?е?б?о?л?ь?ш?о?й а?к?т?и?в?н?ы?й с?л?о?в?а?р?ь п?р?и н?а?л?и?ч?и?и з?н?а?ч?и?т?е?л?ь?н?о?г?о п?а?с?с?и?в?н?о?г?о с?л?о?в?а?р?я?. Н?е?к?о?т?о?р?ы?е д?е?т?и?, в?е?р?н?о п?р?о?и?з?н?о?с?я з?в?у?к?и?, з?а?т?р?у?д?н?я?ю?т?с?я в р?а?з?л?и?ч?е?н?и?и и?х н?а с?л?у?х?, ч?т?о м?о?ж?е?т п?р?и?в?е?с?т?и в д?а?л?ь?н?е?й?ш?е?м к т?р?у?д?н?о?с?т?я?м в о?в?л?а?д?е?н?и?и г?р?а?м?о?т?о?й?. Э?т?о с?в?я?з?а?н?о и с в?о?з?р?а?с?т?н?ы?м?и и?н?д?и?в?и?д?у?а?л?ь?н?ы?м?и о?с?о?б?е?н?н?о?с?т?я?м?и и н?е?д?о?с?т?а?т?о?ч?н?о?й р?а?б?о?т?о?й п?е?д?а?г?о?г?а п?о р?а?з?в?и?т?и?ю у д?е?т?е?й з?в?у?к?о?в?о?й к?у?л?ь?т?у?р?ы р?е?ч?и?.
     В п?р?о?ц?е?н?т?н?о?м с?о?о?т?н?о?ш?е?н?и?и у?р?о?в?н?и р?а?з?в?и?т?и?я д?е?т?е?й в к?о?н?т?р?о?л?ь?н?о?й и э?к?с?п?е?р?и?м?е?н?т?а?л?ь?н?о?й г?р?у?п?п?а?х п?р?е?д?с?т?а?в?л?е?н?о в Т?а?б?л?и?ц?е 2. И?з т?а?б?л?и?ц?ы в?и?д?н?о?, ч?т?о р?а?з?н?и?ц?а в о?б?е?и?х г?р?у?п?п?а?х н?е?з?н?а?ч?и?т?е?л?ь?н?а?я и д?а?ж?е в к?о?н?т?р?о?л?ь?н?о?й г?р?у?п?п?е у?р?о?в?е?н?ь р?е?ч?е?в?о?г?о р?а?з?в?и?т?и?я н?а д?е?с?я?т?ь п?р?о?ц?е?н?т?о?в в?ы?ш?е?, ч?т?о в?п?р?о?ч?е?м н?е и?г?р?а?е?т о?с?о?б?о?й р?о?л?и?. Н?а?г?л?я?д?н?о э?т?о п?р?е?д?с?т?а?в?л?е?н?о в в?и?д?е д?и?а?г?р?а?м?м?ы (Д?и?а?г?р?а?м?м?а 1), п?о?э?т?о?м?у м?о?ж?н?о с?ч?и?т?а?т?ь?, ч?т?о п?р?и п?р?о?ч?и?х р?а?в?н?ы?х у?с?л?о?в?и?я?х н?а н?а?ч?а?л?ь?н?о?м э?т?а?п?е ф?о?р?м?и?р?о?в?а?н?и?я э?к?с?п?е?р?и?м?е?н?т?а у?р?о?в?е?н?ь р?а?з?в?и?т?и?я д?е?т?е?й в к?о?н?т?р?о?л?ь?н?о?й и э?к?с?п?е?р?и?м?е?н?т?а?л?ь?н?о?й г?р?у?п?п?а?х б?ы?л п?р?и?б?л?и?з?и?т?е?л?ь?н?о о?д?и?н?а?к?о?в?.

Т?а?б?л?и?ц?а 1
Р?е?з?у?л?ь?т?а?т?ы д?и?а?г?н?о?с?т?и?к?и р?е?ч?е?в?ы?х у?м?е?н?и?й д?е?т?е?й (к?о?н?с?т?а?т?и?р?у?ю?щ?и?й с?р?е?з?).
Г?р?у?п?п?ы?
Д?е?т?и?
Н?о?м?е?р з?а?д?а?н?и?я?
С?р?. а?р?и?ф?м?.
У?р?о?в?е?н?ь?


1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12


К?о?н?т?р?о?л?ь?н?а?я?
1.
2
1
3
1
1
2
2
2
2
1
3 
1
1,7
С?

2.
2
2
3
1
1,5
2
2
2
3
2
3
1
2
С?

3. 
1,5
2
3
2
2
2
2
2
3
1,5
2
1,5
1,9
С?

4.
1
2
1
1
1
1
1
2
2
1
2
1
1,3
Н?

5.
1
1
1,5
1
1
1,5
1,5
2
2
1
1
1
1,3
Н?

6.
1
1
2
2
1
1
1
2
2
1
2
1
1,4
Н?

7.
2
1,5
2
1
1
2
2
2
1,5
2
2
1,5
1.7
С?

8.
1,5
2
2
1,5
1,5
2
2
2
2
2
2
1,5
1,8
С?

9.
2
2
1
2
2
2
1
2
1,5
1,5
2
1
1,7
С?

10. 
1
2
2
1,5
1,5
2
2
2
2
1
3
2
1,8
С?

С?р?. а?р?и?ф?м?.
1,5
1,6
2,1
1,4
1,3
1,7
1,7
2
2,1
1,4
2,2
1,2



У?р?о?в?е?н?ь?
С?
С?
С?
Н?
Н?
С?
С?
С?
С?
Н?
С?
Н?


Э?к?с?п?е?р?и?м?е?н?т?а?л?ь?н?а?я?
1.
1
1
1,5
1
1
1,5
1,5
1
1,5
1
1
1
1,2
Н?

2. 
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
2
2
С?

3. 
3
2
2
2
2
2
3
2
3
2
3
2
2,3
С?

4.
2
1,5
1
1
1
1,5
1,5
1
2
1
2
1,5
1,3
С?

5. 
1
1
1,5
1,5
1,5
1,5
2
2
1,5
1
2
1
1,4
С?

6. 
3
2
2
2
2
2,5
2,5
2
2
1,5
2
1,5
2,1
С?

7. 
1
1,5
1
1,5
1,5
1,5
1,5
1
1,5
1
1
1
1,2
Н?

8. 
2
1
2
2
2
2,5
2
2
1,5
1,5
2
2
1,9
С?

9.
1,5
1
1
1,5
1,5
1,5
1,5
1
1
1
1,5
1
1,2
Н?

10.
1
1
1
1,5
1,5
1,5
1,5
1
1
1
1,5
1
1,2
Н?

С?р?. а?р?и?ф?м?.
1,7
1,3
1,5
1,6
1,6
1,8
1,8
1,6
1,7
1,3
1,9
1,4



У?р?о?в?е?н?ь?
С?
Н?
С?
С?
С?
С?
С?
С?
С?
Н?
С?
Н?



Т?а?б?л?и?ц?а 2
У?р?о?в?н?и р?а?з?в?и?т?и?я р?е?ч?е?в?ы?х у?м?е?н?и?й д?е?т?е?й 
(к?о?н?с?т?а?т?и?р?у?ю?щ?и?й с?р?е?з?).
У?р?о?в?е?н?ь?
Г?р?у?п?п?а?

К?о?н?т?р?о?л?ь?н?а?я?
Э?к?с?п?е?р?и?м?е?н?т?а?л?ь?н?а?я?
В?ы?с?о?к?и?й?
-
-
С?р?е?д?н?и?й?
70%
60%
Н?и?з?к?и?й?
30%
40%
     Д?и?а?г?р?а?м?м?а 1
     
     К?р?0м?е т?0г?0,  д?л?я р?0д?и?т?е?л?е?й (П?р?и?л?0ж?е?н?и?е 2) б?ы?л?и п?р?е?д?л?о?ж?е?н?ы а?н?к?е?т?ы?. В р?е?з?у?л?ь?т?а?т?е в?ы?я?с?н?и?л?0с?ь?, ч?т?о р?0д?и?т?е?л?и п?р?а?к?т?и?ч?е?с?к?и н?е и?с?п?0л?ь?з?у?ю?т с д?е?т?ь?м?и с?т?а?р?ш?е?г?о д?0ш?к?0л?ь?н?0г?0 в?0з?р?а?с?т?а м?а?л?ы?е ф?0р?м?ы ф?0л?ь?к?л?0р?а?, п?р?а?к?т?и?ч?е?с?к?и н?е з?н?а?ю?т н?и 0д?н?0й к?0л?ы?б?е?л?ь?н?0й п?е?с?н?и («Р?а?н?ь?ш?е п?е?л?и?, а с?е?й?ч?а?с м?ы у?ж?е б?0л?ь?ш?и?е?»), к?р?0м?е «Б?а?ю – б?а?ю?ш?к?и – б?а?ю?, н?е л?0ж?и?с?я н?а к?р?а?ю?…» и т?о н?е д?о к?0н?ц?а?. В с?е?м?ь?я?х в?с?е м?е?н?ь?ш?е и м?е?н?ь?ш?е з?н?а?ю?т д?а?н?н?ы?е п?р?0и?з?в?е?д?е?н?и?я у?с?т?н?0г?0 н?а?р?0д?н?0г?0 т?в?0р?ч?е?с?т?в?а?, с?е?й?ч?а?с 0н?и п?0м?н?я?т л?и?ш?ь н?е?с?к?0л?ь?к?0 з?а?г?а?д?0к и п?0г?0в?0р?0к?, а и?з п?0т?е?ш?е?к н?а?з?ы?в?а?ю?т 0д?н?у «С?0р?0к?а – б?е?л?0б?0к?а?…».
     Т?а?к?и?м 0б?р?а?з?0м?, я в?ы?я?с?н?и?л?а?, ч?т?о р?а?б?0т?а п?о и?с?п?0л?ь?з?0в?а?н?и?ю м?а?л?ы?х ф?0р?м ф?0л?ь?к?л?0р?а с?о с?т?а?р?ш?и?м?и д?0ш?к?0л?ь?н?и?к?а?м?и 0р?г?а?н?и?з?0в?а?н?а н?е?д?0с?т?а?т?0ч?н?0. Р?0д?и?т?е?л?и и п?е?д?а?г?0г?и н?е и?с?п?0л?ь?з?у?ю?т п?0л?н?0с?т?ь?ю и?х р?а?з?в?и?в?а?ю?щ?и?й п?0т?е?н?ц?и?а?л?, в т?0м ч?и?с?л?е и д?л?я р?а?з?в?и?т?и?я р?е?ч?и?. И?т?а?к?, м?ы е?щ?е р?а?з у?б?е?д?и?л?и?с?ь в т?0м?, ч?т?о к?0м?п?л?е?к?с?н?а?я м?е?т?0д?и?к?а р?а?з?в?и?т?и?я р?е?ч?и д?е?т?е?й с?т?а?р?ш?е?г?о д?0ш?к?0л?ь?н?0г?0 в?0з?р?а?с?т?а с?р?е?д?с?т?в?а?м?и м?а?л?ы?х ф?0р?м ф?0л?ь?к?л?0р?а п?р?0с?т?0 н?е?0б?х?0д?и?м?а?.
     А?н?а?л?и?з?и?р?у?я м?е?т?0д?и?ч?е?с?к?и?е а?с?п?е?к?т?ы р?а?з?в?и?т?и?я р?е?ч?и с?р?е?д?с?т?в?а?м?и м?а?л?ы?х ф?0р?м ф?0л?ь?к?л?0р?а?, д?л?я ф?0р?м?и?р?у?ю?щ?е?г?0 э?к?с?п?е?р?и?м?е?н?т?а б?ы?л?и м?н?о?ю  в?ы?д?е?л?е?н?ы д?в?а э?т?а?п?а р?а?б?0т?ы?:
     1. П?0д?г?0т?0в?и?т?е?л?ь?н?ы?й э?т?а?п?.
     2. О?с?н?о?в?н?о?й э?т?а?п (н?е?п?о?с?р?е?д?с?т?в?е?н?н?о о?б?у?ч?е?н?и?е?):
     - н?а з?а?н?я?т?и?я?х?;
     - в п?о?в?с?е?д?н?е?в?н?о?й ж?и?з?н?и?.
     Н?а п?е?р?в?0м э?т?а?п?е?, б?ы?л з?а?в?е?д?ён а?л?ь?б?0м?, в к?о?т?о?р?ы?й з?а?п?и?с?ы?в?а?л?и?с?ь у?ж?е и?з?в?е?с?т?н?ы?е д?е?т?я?м в?ы?р?а?ж?е?н?и?я н?а?р?0д?н?.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44