VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Устное народное творчество как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001883
Тема: Устное народное творчество как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. Астафьева
(КГПУ им. В.П. Астафьева)
Институт                                           психолого-педагогического образования
Кафедра
педагогики детства
Направление подготовки                  44.03.01 Педагогическое образование


КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине Основы научной деятельности студента
Устное народное творчество как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Выполнил студент группы 314
Спиридонова Юлия Анатольевна
Форма обучения – заочная 
Научный руководитель:
кандидат филологических наук
Кухар Марина Александровна

Дата___________________
Отметка о зачете _______



Красноярск, 2018

     Содержание
Введение………………………………………………………………...………....3
Глава 1. Устное народное творчество и его жанры…………………….………5
1.1 Исторический аспект, понятие, значение устного народного творчества в современной педагогике…………………………………...……………….....5
1.2 Жанры устного народного творчества…………………………….…………8
Глава 2. Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста………….16
2.1. Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста............16
2.2. Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………19
2.3. Использование фольклорных жанров в процессе речевого развития детей младшего дошкольного возраста…………………………………………...…21
Заключение……………………………………………………………...……..…26
Библиографический список…………………………………………..…………27
     

     Введение
     Кардинальные изменения основных направлений и приоритетов социально-экономического развития России, затронули функционирование всех социальных институтов, в том числе и системы образования, привели к возникновению новых проблем в сфере познавательного развития детей. Качество жизни, сохранение психического и физического здоровья признаны основополагающими ценностями в обществе, что нашло свое отражение в Федеральном государственном общеобразовательном стандарте. Важным аспектом в воспитании и обучении дошкольника является речевое развитие. Решение задач  о сформированности речевого развития диктует необходимость изменения характера деятельности в дошкольном образовательном   учреждений в сфере формирования устного народного творчество. На сегодняшний день в науке сложились определенные теоретико-методологические и методические предпосылки по решению проблемы речевого развития посредством устного народного  творчества. Исследованы необходимые условия для создания  предметно-развивающей среды и формирования устного народного творчества у детей младшего дошкольного возраста. Методологические основы формирования устного народного творчества отражены в работах, Л. С. Выгодского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, А.А. Леонтьева, Л. В. Щерба, А. А. Пешковского, В. В. Виноградова, К. Д. Ушинского, Е. И. Тихеевой, которые изучая деятельность  речевого развития создали предпосылки для комплексного подхода к  устному народному творчеству, которая оказывает стимулирующие влияние на психику детей и  речевое развитие.  Несмотря на интенсивность исследований, проблема  речевого развития детей младшего  дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения остается актуальной.   Научная и практическая значимость решения данной проблемы определили выбор темы исследования: «Устное народное творчество как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста»
Объект исследования: устное народное творчество.
Предмет исследования: возможность использование в качестве средства в младшем дошкольном возрасте.
Цель:  проанализировать влияния жанров устного народное творчество на речевое развитие  детей младшего дошкольного возраста.
На пути к достижению поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования. 
2. Определить основные жанры устного народного творчества в качестве средства в младшем дошкольном возрасте.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования.
Методы исследования:
Теоретические - анализ философской, социологической, медицинской, психологической, педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, изучение нормативно-правовых документов.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации материала по  использованию устного народного творчества для речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
     
     
     
     

     Глава 1. Устное народное творчество и его жанры
1.1 Исторический аспект, понятие, значение устного народного творчества в современной педагогике
     
     Понятие «фольклор» в переводе с английского языка означает - народная мудрость. Фольклор представляет собой словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процесс становления, формирования речи человека. Основой фольклорных произведений является слово, все же фольклор – это искусство синтетическое, то есть объединяет в себе особенности нескольких искусств, например, музыки, хореографии, театра. Автор  фольклора – народ. Не случайно на протяжении многих веков устная словесность служила подлинной энциклопедией поэтических знаний народных масс, отображала их богатую историю, раскрывала философию, эстетику, этику. В произведениях устно-поэтических характерно положительные или отрицательные качества героев раскрываются не в психологических характеристиках, а в поведении, в действиях и поступках. Фольклорные персонажи всегда делятся на две группы: положительные и отрицательные. Сюжет создаётся в контрастном плане, формируются основные конфликты, строится композиция, развёртывается всё содержание произведения. Фольклор – это творчество анонимное, любой исполнитель имеет право на импровизацию, имеет право становиться соавтором первоначального творца, поэтому в процессе устного исполнения и восприятия народной словесности возникает вариативность. Это неизбежно, ибо каждое фольклорное произведение, не имея устойчивого текста, бытует во множестве «редакций», такие варианты равноправны между собою. Однако лучшими являются те, которые художественно более совершенны.
      Формы и виды устного словесного творчества возникали в процессе общественного развития, некоторые виды и жанры фольклора прожили очень длительную жизнь. Переоценить влияние фольклора на развитие ребенка практически невозможно, как и любое другое творчество, искусство, фольклор способен оказывать значительное влияние на развитие ребенка, так как в нем  заложена мудрость многих поколений народов [1]. 
     На ранних ступенях общественного развития возникло устное народное творчество. По свидетельству археологических и этнографических данных, зачатки словесного искусства уходят своими корнями в первобытнообщинный строй, существовавший тысячелетия. Первые жанры устного народного творчества носили утилитарный характер, тем не менее происхождение трудовых песен, заговоров, заклинаний, обрядовой поэзии, а затем сказок и несказочной прозы связано именно с первобытным фольклором. Содержание трудовых песен, их художественная форма служат доказательством того, что в них народ отразил трудовую деятельность. В обрядовой поэзии, заговорах, заклинаниях он передавал свои знания о мире и представления об окружающей действительности, свою веру в силу слова. Сказки и несказочная проза запечатлели многогранные отношения человека и природы, исторические события и дела реальных лиц, богатый вымысел и народную фантастику. Обогащение устно народных традиций и появление новых определялись далее прежде всего принятием христианства, искоренением язычества, формированием восточнославянских наций, образованием Киевской Руси, усилением роли Новгорода, крепнувшим могуществом Московского государства, становлением Российской империи. [10]
     Историю возникновения фольклора этого периода (с IX в. до середины XIX в.) распадается на следующие этапы: фольклор времени существования Киевской Руси (IX – XII вв.), фольклор периода феодальной раздробленности (XII – XV вв.), фольклор времени создания Московского государства (XV – XVII вв.). История русской фольклористики начинается с XVII века, она связана с тем, что проблема национального самосознания стала тогда центральной для общественной мысли. Учёные, писатели, политические деятели обратились к изучению жизни народа, его быта, мировоззрения, художественного творчества В.Н. Татищев, С.П. Крашенинников, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков, Н.Г. Курганов, М.Д. Чулков, М.В.Ломоносов, А.Н. Радищев и др. Значение этой работы настолько велико, что заслужило мировую славу. Вопрос о народной культуре по-прежнему интересовал представителей разнообразных общественных направлений , в  начале XIX века  это были такие представители как Н.М.Карамзин, А.С. Шишков, К.Ф.Рылеев, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, В.Г. Белинский и др. В середине и в конце XIX века к нему продолжали обращаться люди, разные по своим научным взглядам и политическим убеждениям. Несмотря на противоречивость советской фольклористики и её отдельных выводов, она внесла существенный вклад в систему знаний о народной словесности. С этим связано здесь нельзя не упомянуть исследования В.Я. Проппа, Б.Н. Путилова, В.И. Чичерова, М.К. Азадовского, М.А.Рыбниковой, К.В. Чистова, С.Г. Лазутина и др. В настоящее время интерес к устному народному творчеству не пропал, традиции, накопленные народом веками, воспринимаются как один из путей его духовного обновления. Фольклор и литература живут и развиваются параллельно, постоянно взаимодействуя и обогащая друг друга. Общая задача литературы и устного народного творчества на наш взгляд – создание обобщающих словесных образов, вечных по своему художественному совершенству произведений. Устное народное творчество – «колыбель» литературы, возникнув, на основе фольклора, русская литература с первых своих шагов активно использует выработанную им систему образов, его традиционные формулы и приёмы. Первое общение ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песенок, хороводов. Далее дети увлеченно слушают народные сказки, именно глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенность этих фольклорных произведений-миниатюр.  Русская литература, в свою очередь,  сама воздействует на устную народную поэзию. В этом стоит видеть доказательство того, что фольклор необходим нашему обществу, как и литература.
     Таким образом, русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности, его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей раннего возраста можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества, педагог выполняет и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка.
1.2 Жанры устного народного творчества

     Жанры устного народного творчества разнообразны фольклор включает эпос, лирику и драму. У каждого народа существуют жанры, которые являются общими для всего мирового фольклора (сказки, баллады, пословицы, поговорки, загадки и пр.). Но некоторые жанры у каждого народа имеют особые, присущие только данному народу черты так, например, героический эпос имеет у ряда народов форму прозаического повествования с стихотворными вставками; у русских — эпической песни — былины; у испанцев — форму романса и т. д. Этим определяется своеобразие жанрового состава национального фольклора. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность, многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о своем будущем. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки.  От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки и т.д.  Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К.Д. Ушинский. Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии - детский фольклор. Детский фольклор - это произведения самих детей, усвоенные традицией; произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар; произведения, созданные взрослыми специально для детей и усвоенные традицией. Детский фольклор - часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп . Детский фольклор сохранил следы мировоззрения разных эпох и выразил тенденции нашего времени. Художественная форма детского фольклора специфична: для него характерна своя образная система, тяготение к ритмизированной речи и к игре. Игра - элемент, психологически необходимый для детей. Произведения детского фольклора исполняют взрослые для детей (материнский фольклор) и сами дети (собственно детский фольклор).  Так называемый материнский фольклор включает произведения, созданные взрослыми для игры с совсем маленькими детьми, (до 5-6 лет). Они побуждают ребенка к бодрствованию и физическим действиям (определенным движением), вызывают интерес к слову. Фольклор, исполняемыми самими детьми, отражает их собственную творческую активность в слове, организует игровые действия детского коллектива. В него входят произведения взрослых, перешедших к детям, и произведения, сочиненные самими детьми. Песенные жанры фольклора представлены эпическими песнями и балладами, обрядовыми и лирическими песнями, частушками, трудовыми песнями и импровизациями. К песенному жанру присоединяются и причитания [16]. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные  мечты народа. Песни уникальны  музыкально-поэтическим оформлением идеи – этической, эстетической, педагогической. Песни - более  сложная форма народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы. Главное назначение песен  - привить  любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Песне присуща  высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и добру. Песней сопровождались все события народной жизни – труд, праздники, игры, похороны и т.п. Вся жизнь людей проходила в песне, которая наилучшим образом выражала этическую и эстетическую сущность личности. Полный песенный цикл – это жизнь человека от рождения до смерти. Песни поют младенцу в колыбели, не научившемуся еще понимать, старцу в гробу, переставшему уже чувствовать и понимать. Ученые доказали благотворную роль нежной песни в психическом развитии ребенка в утробе матери. Колыбельные песни не только усыпляют младенца, но и ласкают его, успокаивают, доставляют радость. Некоторые категории песен рассчитаны на конкретные возрастные группы, хотя, конечно, большинство песен не могут быть резко разграничены и распределены по возрастам. Иные песни взрослых малые дети поют с особым воодушевлением. Поэтому речь может идти только о преимущественном исполнении тех или иных песен в том или ином возрасте [14].
     Заслуживающими  внимание в младшем дошкольном возрасте являются пестушки и потешки. В них подрастающий ребенок всецело занимает внимание взрослого. Пестушки получили свое название от слова пестовать – нянчить, носить на руках. Это короткие стихотворные припевы, которыми сопровождают движения ребенка при пестовании.
Пестушки имеют  смысл только при сопровождении  их тактильным приемом – легким телесным прикосновением. Ласковый массаж, сопровождаемый веселой незатейливой песенкой с отчетливым произнесением стихотворных строк, вызывает у ребенка бодрое, веселое настроение. Пестушки связаны с поглаживанием ребенка, с его первыми движениями; поскакушки - с подскакиванием на коленях у взрослого; потешки - с элементами сюжета, игры (ладушки, ладушки…; идет коза рогатая…). В них появляются перечисления, диалоги. В пестушках учитываются все основные моменты физического развития ребенка. Когда Пестушки постепенно переходят в песенки-потешки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками. В этих играх уже часто  присутствует и педагогическое – наставление в трудолюбии, доброте, дружелюбии [16].
     Прибаутки - это песенки или стишки, увлекающие ребенка своим содержанием. Содержание прибауток яркое и динамическое. Прибаутки содержат первые назидания: упрямый козел съеден волками, кисонька - мурысонька не оставила маслица, чтобы угостить другого. Однако главная роль прибауток - познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах. Часто поэтому служат кумулятивные сюжеты: огонь выжигает лес, вода гасит огнь, быки выпивают воду и т.д. Среди прибауток особое место занимают небылицы - перевертыши, известные также в развлекательном фольклоре взрослых. Их установка создать комические ситуации путем нарочитого смешения, реальных предметов и свойств. Если это вызывает у ребенка смех, значить, он правильно понимает соотношение вещей и явлений. Персонажи небылиц ведут себя несообразно действительности, на что может прямо указываться [3]. 
     Жеребьевки или (сговоры) определяют деление играющих на две команды, устанавливают порядок в игре. Это лаконичные произведения, иногда рифмованные, содержащие обращение к маткам (представителям от каждой группы) и вопрос, в котором предлагается выбор. Создавая жеребьевки, дети часто импровизировали на основе сказок, песен, пословиц, поговорок, загадок, небылиц (коня вороного или казака удалого?; наливное яблочко или золотое блюдечко?).
     Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой каждому участнику игры. Считалки имеют короткий стих (от 1 до 4 слогов). Корни считалок уходят в древность. Исследователи обнаруживают связь детских считалок со старинными формами гаданий (выбор водящего посредством случая), с архаичной верой число и с условной речью, возникшей на основании табупрования чисел.
     Заклички и проговорки - генетически наиболее древние формы детских словесных игр. По происхождению они связаны с календарными обрядами взрослых, а также с древними заговорами и заклинаниями. Заклички - это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и выражающие призыв или просьбу. Дети обращались к силам природы как к мифологическим существам, старались их умилостивить. Заклички выкрикивались хором, нараспев. В отличие от них, приговорки произносились индивидуально и негромко. Они содержали просьбу - заговор, обращенный к улитке, божьей коровке, мышке. Просьба состояла в том, чтобы показать рожки, взлететь, обменять выпавший зуб на новый.
     Излюбленной словесной игрой детей были и остаются скороговорки - быстрое повторение труднопроизносимых слов. Ошибки в произношении вызывают смех. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции. Молчанка - это стихотворный уговор молчать. Но часто содержание ее настолько комическое, что уговор выдержать дети долго не могут, и вскоре кто-то из них обязательно, к немалому торжеству остальных, засмеется.
     Загадки также принадлежат в равной степени фольклору взрослых и детей: взрослые загадывали их детям для развития сообразительности. Это один из древнейших жанров русского фольклора, входящий в земледельческий и свадебный обряды. Загадка  –  это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической  форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса [11]. Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления  из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности. Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образному мышлению, быстроте умственных реакций. Загадка учит ребенка  сравнивать признаки различных предметов [18]. 
     Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла. Пословицы похожи, и не похожи на афоризмы мудрые высказывания знаменитых писателей, общественных деятелей. Пословица тем и отличается от афоризма, что, кроме прямого смысла, заключает в себе иносказательный смысл, более значительный по сравнению с тем, который в них прямо выражен. Содержание пословицы раскрывается в речи. Поговорка сходна с пословицей, но поговорка - не является полным суждением. Поговорка - часть суждения, часть предложения. Народ отличил пословицу от поговорки: поговорка - только цветочек, яркое выражение, а пословица - ягодка: это законченное предложение. Поговорка –  из простейших поэтических произведений, каковы басня или пословица, могут выделиться и самостоятельно перейти в живую речь, элементы в которых сгущают их содержание; это – не отвлечённая формула идеи произведения, но образный намёк на неё, взятый из самого произведения и служащий его заместителем [8]. Поговорка, в  отличие от пословицы не содержит обобщающий поучительный смысл. Пословицы и  поговорки представляют собой сравнительные  или иносказательные высказывания и содержат в себе житейскую мудрость народа. Из этих двух росточков, метафор (в загадках) и образных сравнений (в поговорках), и вырастает народная поэзия.
     Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся: познавательно-интеллектуальные (образовательные), производственные, эстетические, нравственные и др. Пословицы –  не старина, не прошлое, а живой голос  народа: народ сохраняет в своей  памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра. Когда в пословице говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения настоящего и будущего – осуждается или одобряется в зависимости от того, в какой мере прошлое, отраженное в афоризме, соответствует народным идеалам, ожиданиям и чаяниям [11]. Пословица выражает коллективное мнение народа. В ней заключена  народная оценка жизни, наблюдения народного  ума. Целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства.  Наиболее распространенная форма пословиц -  наставления. С  педагогической точки зрения интересны наставления трех категорий: поучения, наставляющие детей и молодежь в добрых нравах, в том числе и правила хорошего тона; поучения, призывающие взрослых к благопристойному поведению, и, наконец, наставления особого рода, содержащие педагогические советы, констатирующие результаты воспитания, что является своеобразной формой обобщения педагогического опыта [13]. 
     Важным воспитательным средством являются сказки  в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка [14]. Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его  борьба за счастье, верования, обычаи, – и окружающая природа. В верованиях народа было немало суеверного и темного. Это темное и реакционное – следствие тяжелого исторического прошлого трудящихся. В большинстве же сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок. Многие народные сказки внушают  уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации. Образность  дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог-народ проявил [19]. Дидактическая направленность  является одной из важнейших особенностей сказок. Сказки всех народов мира всегда поучительны и назидательны. Именно отмечая их поучительный характер, их дидактизм, и писал А.С. Пушкин в конце своей «Сказки о золотом петушке»: Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок. В силу отмеченных выше особенностей сказки всех народов  являются эффективным средством  воспитания. Сказки – сокровищница педагогических идей, блестящие образцы народного педагогического гения [17]. 
     Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.  И теоретики - педагоги, и воспитатели - практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества средств русского фольклора.
     


     Глава 2.Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста
     2.1.Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста
     
     Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста, характеризуются тем, что на втором году жизни развивается самостоятельность детей, формируется предметно-игровая деятельность, появляются элементы сюжетной игры. Ситуативно-деловой характер носит взаимодействие с взрослым, а уже затем характер делового сотрудничества. На данном этапе возрастного периода совершенствуются восприятие, речь, наглядно-действенное мышление, чувственное познание действительности. На музыкальных занятиях и подвижных дети выполняют боковые шаги, медленно кружатся на месте. Для детей младшего дошкольного возраста  характерна высокая двигательная активность, они учатся свободно и самостоятельно передвигаться на прогулке: взбираются на бугорки, ходят по траве, перешагивают через небольшие препятствия, например, палку, лежащую на земле. В начале второго года дети много и охотно лазают: взбираются на горку, на диванчики [9].  В данном возрастном периоде, кроме основных, развиваются и подражательные движения. Например: попрыгай как зайка, походи как мишка. Так же через разные виды деятельности обогащается сенсорный опыт детей в младшем дошкольном возрасте, через знакомства с предметами ребенок слышит названия форм одновременно воспринимая и. Например ребенок  обводит пальцем по контуру, стучит, гладит предмет, бросает уточняя физические качества предметов [17]. Важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.
У детей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение. Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов. Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина, но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение. Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях. Данный возраст характеризуется наличием кризиса 3 лет. В этот период, как и в последующие, ребенок становится капризным, ранимым, непослушным, повышенно утомляемым, раздражительным, упрямым, протестующим против власти взрослых, подверженным психогенным срывам. Отмечаются также внутренняя дискомфортность, напряженность, большая чувствительность к депривации, вызывающей фрустрацию . Самым ценным новообразованием этого возраста является желание ребенка сделать что-то самостоятельно. Он начинает говорить: «Я сам». В этом возрасте ребенок может несколько завышать свои возможности и способности (т. е. самооценку) , но уже многое он может делать самостоятельно. Ребенок нуждается в общении, ему необходимы одобрение взрослого, появляются новые успехи, желание стать лидером. К 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации «как будто». В 3—4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен воссоздать образы, взятые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны.
Важным моментом в воспитании ребенка четвертого года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им другими методами. Например, вы были с ребенком в зоопарке — закрепите его впечатления при помощи рассматривания и обсуждения книг с картинками о животных, попробуйте вместе с ребенком нарисовать увиденных зверей, изобразить действия некоторых из них.
Все эти глубокие изменения психики ребёнка происходят не сами по себе, а под определённым влиянием воспитания и обучения. Родители и воспитатели, знакомя ребёнка с окружающим, сообщая ему новые знания и умения, организуя и направляя его деятельность, обогащая опыт ребёнка, вместе с тем развивают его психику, формируют его личность, развивают определённые психологические черты.
     
     2.2. Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста
     Речь - сложная и специально организованная форма психической деятельности. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Психологами, педагогами, лингвистами проведено значительное количество исследований, посвященных изучению различных параметров речевой деятельности разного возраста, с целью обновления методических приемов, совершенствования всех сторон их речи. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени - ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи - чтения и письма, и последующего речевого и языкового развития ребенка. Роль развития речи ребенка в дошкольном возрасте трудно переоценить. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которое начинается с первых дней его жизни. Младший дошкольный возраст период, который характеризуется интенсивным формирования речи. Связи между предметом, действием и словами, формируются в 6–10 раз быстрее, чем в конце первого года жизни. Одним, словом «кх» он мог обозначать и кошку, и меховой воротник. Ребенку становятся понятные сюжетные инсценировки, так как он привыкает к тому, что между предметами существуют разные связи, а взрослые и дети действуют в разных ситуациях. Дети старше полутора лет способны поддерживать диалог-воспоминание с взрослым о недавних событиях или вещах, связанных с их личным опытом. Неравномерно  увеличивается  на протяжении всего года активный словарь, к полутора годам он становится примерно 20–30 слов. Скачок происходит после 1 года, развивается активно используемый словарь, в нем много глаголов и существительных, встречаются простые прилагательные и наречия, а также предлоги, заменяются упрощенные слова (ту-ту, ав-ав) обычными, пусть и не совершенными в фонетическом отношении. ). Наполняя звуками-заместителями, более или менее близкими по звучанию слышимому образцу, ребенок чаще всего воспроизводит контур слова (разное число слогов) этому он научается после 1,5 лет. На третьем году жизни ребенок пытается улучшить произношение, повторяя слово за взрослым в большинстве случаев после полутора лет правильно произносит губно-губные звуки (п, б, м), задние небноязычные (г, х), передние небноязычные (т, д, н). Встречаются крайне редко свистящие, шипящие и сонорные звуки, а также слитные фонемы в словах, произносимых ребенком. Вначале произносимое ребенком слово является целым предложением, так, слова «бах, упала» в одних случаях обозначают, что малыш уронил игрушку, в других — что он сам упал и ушибся. В высказываниях детей к полутора годам появляются двухсловные предложения, а в конце второго года обычным становится использование трех - четырехсловных предложений. В возрасте старше полутора лет ребенок активно обращается к взрослым с вопросами, но выражает их преимущественно интонационно: «И я куся?» — то есть «Ира кушала?» Дети пользуются вопросительными словами реже, но могут спросить: «Где платок?», «Баба куда пошла?», «Это что?» Так же учатся выполнять словесные просьбы взрослого в пределах видимой, наглядной ситуации. На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а также не.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44