VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Условия организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста в природе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003107
Тема: Условия организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста в природе
Содержание
оглавление

	

	ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..

	3

	ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРИРОДЕ……………………………………………………

	

	

	9

	Познавательная деятельность в теории и практике обучения детей...

	9

	Компоненты познавательной деятельности в дошкольном возрасте..

	23

	1.3.Условия организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста в природе…………………………………………...

	

	27

	ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………

	36

	ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ…………………………………………

	

	

	

	38

	2.1.  Диагностика уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста элементов познавательной деятельностина констатирующем этапе исследования……………………………………...

	

	

	38

	2.2. Реализация педагогических условий, обеспечивающих  формирование у старших дошкольников познавательной  деятельности  средствами ознакомления с природой……………………………………..

	

	

	56

	ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………………

	73

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………

	74

	СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...

	77

	ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………

	79

	ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Проект «Капелька света»……………………………...

	81

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Проект экспериментально-познавательной  

	деятельности на тему «Магниты»…………………………………………..

	

	84

	ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Консультации для родителей………………………….

	89

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Конспект образовательной деятельности

	по экспериментированию на тему: «Изготовление цветных льдинок»….

	

	92

	ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Картотека познавательных задач и наблюдений…….

	100

	ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Опыты…………………………………………………..

	107

ПРИЛОЖЕНИЕ 7…………………………………………………………….

	

ПРИЛОЖЕНИЕ 8…………………………………………………………….

	

ПРИЛОЖЕНИЕ 9…………………………………………………………….

	



	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	














ВВЕДЕНИЕ



Актуальность исследования: важнейшим требованием общества к подготовке подрастающего поколения является формирование не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать новые виды деятельности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и формирования познавательной деятельности. Требования ФГОС ДОв образовательной области «познавательное развитие» предусматривают ориентацию процесса образования на «развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие творческой активности».

Познавательную деятельность рассматривают как сознательную деятельность субъекта, направленную на приобретение,переработку и создание новой информации (знаний), предполагает осознанное её применение в различных ситуациях.

На современном этапе развития дошкольного образования активизация познавательной деятельности детей, эффективное управление ее формированием и развитием выступают как сложная педагогическая проблема и как важнейшая задача, успешность решения которой во многом влияет на подготовку детей к школе.

Степень разработанности проблемы исследования:Теоретический анализ данной проблемы показал, что в психологических и педагогических исследованиях выделяются учебная, познавательная и учебно-познавательная деятельность (Л.С Выготский, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др.). 

Психологические концепции формирования познавательной деятельности детей представлены в работах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В.Давыдова, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина и др.В решение проблемы познавательной деятельности внесли вклад научные исследованияВ.В.Давыдова, П.Я.Гальперина, Н.А.Менчинской, Н.Ф.Талызиной, Г.И. Щукиной, И.С. Якиманской, и др.

Познавательная деятельность представлена в научных исследованиях с разных точек зрения: взаимосвязи учебной и познавательной деятельности (Л.С.Выготский); условий и факторов, влияющих на развитие учебно-познавательной деятельности (В.А. Беликов, Ю.К. Бабанский и др.); управления учебно-познавательной деятельностью (Л.С.Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). 

В дошкольной педагогике и психологии исследуются вопросы формирования познавательной деятельности и предпосылок учебной деятельности (Л.С Выготский, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Н.Н. Поддъяков, Д.Б. Эльконин и др.). Теоретически обоснованы: структура познавательной деятельности и формирование структурных компонентов деятельности (Л.А. Венгер, А.В.Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.И. Логинова и др.); становление у дошкольников предпосылок познавательной деятельности (Н.Н. Поддъяков, А.П.Усова и др.); готовность ребёнка к обучению в школе (О.Н.Анищенко, Т.И. Бабаева, Т.Н. Доронова и др.); управление учебно-познавательной деятельностью детей (Т.М.Бабунова и др.); становление личностных качеств (самостоятельности, инициативности, субъектности и др.) в процессе организации познавательной деятельности (Т.И. Бабаева, Д.А. Гогоберидзе и др.).

А.В.Запорожец, опираясь на положения культурно-исторической теории Л.С.Выготского, установил приоритет практического действия ребенка по отношению к его психическому развитию. Развивая познавательную деятельность ребенка, педагог должен помнить, что ребенок начинает познавать мир не с теоретического его рассмотрения, а с практических действий. А.В.Запорожец установил, что центральную роль в психическом развитии играют ориентировочные действия. 

Анализ психологических исследований (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.В.Запорожец, М.И. Лисина, Н.А. Менчинская, Н.Н. Поддъяков и др.) позволил выявить предпосылки развития познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте: появление познавательной потребности и интереса; произвольность и способность к саморегуляции; качества личности (самостоятельность, инициативность и другие). 

Разнообразие подходов к исследованию проблемы познавательной деятельности детейявляется свидетельством её актуальности и многоаспектности.

Несмотря на разносторонность выполненных исследований и их значимость, вопросыформирования познавательной деятельности детей старшего дошкольного возрастасредствами ознакомления с природой в ДОУ остаются недостаточно изученными. 

Непрерывно образовательная деятельность по ознакомлению детей с природой в ДОУ имеет существенное значение в системе работы по формированию у них познавательной деятельности, поскольку универсальность способов познания природы позволяет охватить активные виды познавательной деятельности детей: наблюдение, эксперимент, исследование природных объектов и явлений на моделях, сбор и классификация коллекционного материала, изучение устройства приборов, решение познавательных проблем, работа с научно-популярной книгой, построение диаграмм и схем.

К сожалению, именно эти виды деятельности не получают достаточно широкого распространения в практике образования детей дошкольного возраста. Педагоги предпочитают пассивные виды деятельности. Между тем само содержание природоведческого материала, его структура создают предпосылки для осуществления большого разнообразия активных видов познавательной деятельности детей.

Проблема исследования:как организовать познавательную деятельность детей старшего дошкольного возраста, ориентированную на овладение способами познания природы и предпосылками учебной деятельности.

Цель исследования:изучить теоретические подходы и практическую организацию познавательной деятельности детей в процессе ознакомления с природой в ДОУ.

Объект исследования: воспитательно-образовательный процесс ознакомления детей с природой в ДОУ.

Предмет исследования:педагогические условия, обеспечивающие формирование познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

Проанализировать учебную литературу по теме работы. Определить сущность, структуру, содержание и значение познавательной деятельности детей дошкольного возраста в формировании предпосылок учебной деятельности.

Изучить особенности содержания и организации познавательной деятельности детей в процессе ознакомления с природой в ДОУ.

Определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить условия, обеспечивающие формирование познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.

Подобрать диагностические методики для изучения уровня сформированности у детей элементов познавательной деятельности и провести диагностическое исследование.

Подобрать диагностические методики для изучения уровня сформированности у детей элементов познавательной деятельности и провести диагностическое исследование.

Базой исследования явилось Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа п. Зюзельский», г. Полевского, Свердловской области.

Методы исследования. Теоретические методы исследования включали в себя анализ философской,психологической, педагогической и методической литературы по проблеме, обобщение и систематизацию научных положений по теме исследования, рассмотрение учебно-программной документации, учебно-методических материалов. Из экспериментальных методов использовалисьпедагогическое наблюдение за деятельностью детей, анкетирование педагогов и родителей, опытно-экспериментальное обучение, познавательной деятельностидетей.

Структура и объем работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Работа содержит 15 таблиц, 6 рисунков.












Глава 1. Теоретические основы организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста в природе



Познавательная деятельность в теории и практике обучения детей



Решение поставленной в настоящем исследовании проблемы потребовало обратиться к анализу сущности понятий «деятельность» и познавательная деятельность». Понятие деятельности является важным аспектом исследований в философии, психологии, педагогике и других науках [6].

В психологии деятельность – это вид активности человека, направленный на познание и преобразование им окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. 

Позна?ние в психологии - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях окружающего  мира[1,123].



Познавательная деятельность, по мнению Л.А. Венгер, – это «процесс отражения реальности в сознании, активная умственная и эмоциональная деятельность, результатом которой являются знания, приобщение человека к культуре»[1]. 

В дошкольной педагогике познавательная деятельность рассматривается как переходная форма от познавательной деятельности к учебной (В.В.Абашина, Н.А. Горлова, В.И. Логинова и др.). 

Анализ психолого-педагогической литературы позволил рассмотреть это понятие с позиции разных авторов.

На основе анализа психолого-педагогической литературы нами конкретизировано понятие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, под которой мы понимаем управляемое воспитателем или самостоятельное познание детей, стимулируемое взрослым, направленное на формирование предпосылок познавательной деятельности[2].

В определении понятия «организация познавательной деятельности в дошкольном учреждении» мы опирались на теории о сущности данной дефиниции в педагогике школы (Л.В.Жарова, П.И. Пидкасистый, Т.И. Шамова), а также на исследования современных ученых об особенностях организации педагогического процесса в ДОУ (В.В. Абашина, Т.М.Бабунова, Т.И.Бабаева и др.).Под организацией познавательной деятельности дошкольников понимаем специальную упорядоченность познавательных действий воспитанников и воспитателя, отвечающую целям и мотивам детского познания, протекающую в определенном режиме с использованием разнообразных форм, методов и средств работы и направленную на становление предпосылок познавательной деятельности[5].

Под профессиональной компетентностью педагога понимается интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей (А.Г.Гогоберидзе и др.). Профессиональная компетентность складывается из наличия опыта профессиональной деятельности, общей и профессиональной эрудированности и степени развития мышления.

Компетентность воспитателей ДОУ включает в себя:

- диагностическую компетентность – владение умением выявлять исходный уровень развития дошкольника, оценивать индивидуальный опыт и возможности его дальнейшего обогащения, отслеживать результативность познавательной деятельности;

- теоретическую компетентность – владение теоретическими основами дошкольной педагогики и психологии;

- практическую компетентность – владение современными здоровьесберегающими педагогическими технологиями развития дошкольника с учетом результатов диагностики;

- организационно-методическую компетентность – владение умением методически грамотно организовывать детскую деятельность, поддерживать творческую и познавательную деятельность;

Организация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ направлена на создание условий для становления опыта деятельности детей, овладение способами познания и основными предпосылками познавательной деятельности. 

Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста – сегодня одна из самых актуальных проблем исследования педагогов[24].

В программе дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, определены показатели познавательного развития воспитанников старшей группы: «…проявляет интерес к новым сферам окружающего мира, к умственной, поисковой деятельности. Интересуется новыми предметами со сложным устройством и нестандартными функциями. Овладевает учебными умениями. Легко переносит представления и умения в новые условия, применяет их для решения новых интеллектуальных задач, использует различные способы получения знаний, активно экспериментирует» [25]. 

Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н.Поддьяков подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

В ФГОС дошкольного образования в качестве требований к уровню подготовки воспитанника называются следующие: «Любознателен. Проявляет познавательную деятельность к сложным, незнакомым объектам. Использует разные типы вопросов для получения информации. Группирует, классифицирует и строит серию из 5-10 предметов и явлений по 1-3 признакам. Владеет логическими операциями: анализирует, выделяет качества и свойства, сравнивает, устанавливает соответствие» [10].

Представляет с помощью символов как конкретные, так и абстрактные предметы, прогнозирует не только конечный результат, но и промежуточные этапы действия. Проявляет произвольное внимание. Сосредоточен при исследовании новых объектов, способен удерживать внимание при решении поставленных задач и выполнении творческих заданий. Владеет простейшими приемами обобщения, систематизации, классификации[15].

Познавательная деятельность – одна из наиболее значимых в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Педагоги и практики, изучавшие данную проблему, отмечают, что успех познавательного развития обусловлен познавательной деятельностью ребенка, так как формирование представлений зависит от того, насколько ребенок активен, увлечен и заинтересован деятельностью. Несомненно, эмоции являются той движущей силой, которая может активизировать или тормозить процесс познания. Повышение заинтересованности детей мотивирует их активность в самовыражении, способствует развитию познавательной деятельности, и повышает ее результативность[26].

Таким образом, развитию познавательной деятельности способствует такая организация деятельности, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. Таким видом деятельности ребенка и является познавательная деятельность. Познавательная деятельность – активное применение детьми знаний в практической деятельности, связанное с выполнением заданий, которые  должны завершиться определенным результатом. В процессе познавательной деятельности ребенок удовлетворяет важные потребности: познание, общение, игра[14].

Проблеме познавательной деятельности детей уделяли внимание многие ученые, педагоги, психологи: В.Н.Аксюченко, А.П.Архипов, Д.П. Барам и многие другие.

На современном этапе развития дошкольного образования активизация познавательной деятельности детей, эффективное управление ее формированием и развитием выступают как сложная педагогическая проблема и как важнейшая задача, успешность решения которой во многом влияет на подготовку детей к школе[33].

По данным различных исследований затруднения в обучении испытывают от 15 до 40% детей. Причем большинство этих детей в старшей группе детского сада обладали достаточным уровнем интеллектуального и познавательного развития. Причина возникающих проблем в обучении заключается в несформированности предпосылок (компонентов) познавательной деятельности, таких как планирование своей деятельности, осуществление самоконтроля. Серьёзной причиной затруднений является также несформированность мотивации познавательной деятельности, проявляющейся в отсутствии положительного отношения к учению. 

Названные причины делают ребёнка неуспешным в детском саду. Неуспешность приводит к появлению у ребёнка страхов, нестабильности эмоционального и психического состояния и как результат ослабление психического и физического здоровья[37].

Несформированность предпосылок познавательной деятельности появляется в связи с тем, что у ребёнка в условиях дошкольного учреждения не сформировалась познавательная деятельность. К сожалению, и сегодня педагоги ДОУ делают акцент на организацию познавательной деятельности в работе с дошкольниками, в то время как ребёнок не готов к этому виду деятельности. 

Теоретики учебной деятельностиД.Б.Эльконин[57], В.В.Давыдов подчеркивали, что познавательная деятельность формируется у детей, в основном, в младшем школьном возрасте. У дошкольников же могут быть только ее предпосылки, одной из которых выступает познавательная  деятельность. Начиная с середины 90-х г. прошлого столетия, эта проблема постоянно возникает в дошкольной педагогике. Теоретики гуманистической педагогики (Ш.А. Амонашвили[1], В.А. Петровский[42] и др.) особо подчёркивают необходимость формирования познавательной деятельности и потребностей и указывают на их специфичность, которая заключается в направленности интересов и потребностей на процесс поиска. Выше сказанное позволяет говорить о том, что задачами педагогов детского сада, прежде всего, являются развитие и поддержание познавательной потребности  интереса ребёнка, как базисных характеристик дошкольника, обеспечение средств, необходимых для получения знаний. 

Всё ранее сказанное позволяет убедиться в необходимости возврата к проблеме становления познавательной, учебно-познавательной деятельности с целью изучения их взаимосвязи[32].

 Важность и сложность данного исследования подтверждается и тем, что нет единства таких понятий как: «познавательная деятельность», «учебная деятельность». Очень часто данные понятия рассматриваются как тождественные, поэтому педагог просто не может определить, какую же всё-таки деятельность ему необходимо организовать с детьми дошкольного возраста. Понятия «учебная», «познавательная деятельность» долгое время существовали как категории психологии, а педагогика опиралась на данные категории. В своём исследовании мы попытались проанализировать существующие подходы в определении названных категорий и их сущности и установить, какая деятельность наиболее оптимальна для системы дошкольного образования. Изучение мы начали с рассмотрения понятия «учебная деятельность», т. к. подготовка к обучению в школе остаётся одной из задач дошкольного образования[21].

Изучение существующих теорий познания для детей дошкольного возраста позволило нам определить поэтапность организации этой деятельности в следующем порядке: познавательная деятельность (5-6лет), учебно-познавательная (5-6 лет), основы (элементы) учебной деятельности (5-6 лет).При этом, говоря об этапе перехода от познавательной к учебной деятельности необходимо, на наш взгляд, рассматривать его с двух позиций: во-первых, как подготовку к учебной деятельности, выделяя её как компонент подготовки детей к школе в целом и, во-вторых, с позиции организации её элементов. Краткий анализ сущности понятия «познавательной  деятельности», сделанный на основе работ Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Г.В. Репкинаи других, позволил нам рассматривать её как деятельность, направленную на овладение обобщёнными способами действий,  на саморазвитие ребёнка  в процессе решения учебных задач, специально поставленных педагогом, на развитие психических процессов.

Особо важным, на наш взгляд, является первый этап формирования основ учебной деятельности – это этап организации познавательной деятельности. В своём исследовании мы исходим из понимания того, что для дошкольника характерна потребность в познании, которую он удовлетворяет в разных видах деятельности и, прежде всего в познавательной. Поэтому организации познавательной деятельности дошкольников должно отводиться важное место в педагогическом процессе детского сада[10].

Большой вклад в решение этой проблемы внесли работы                    А.В. Брушлинского[5], В.В. Давыдова[19], Н.А. Менчинской[40]и многих других ученых. Все названные авторы говорили о понятии познавательной деятельности без конкретизации возраста детей, чаще всего, рассматривая эту деятельность на примере школьников. Рассмотрение представленных подходов позволил нам сделать вывод о том, что сущность познавательной деятельности состоит в усвоении социального опыта, в приобретении научных знаний, овладении способами мыслительной и практической деятельности, методами и процедурами познания. 

Изучение теоретических основ и педагогического опыта организации деятельности детей позволяет сделать вывод о том, что в процессе организации познавательной и учебно-познавательной деятельности формируются следующие компоненты: познавательная деятельность как мотив деятельности, учебно-познавательные умения и навыки, планирование, самоконтроль и самооценка[20].

Однако наибольший интерес для нас представляют исследования познавательной деятельности, поскольку именно в этом виде деятельности находится содержания понятия «познавательная» деятельность. На наш взгляд, необходимо согласиться с точкой зрения Г.И. Щукиной[32, с.79], которая отмечала, что познавательная деятельность – это специальная деятельность, необходимая обществу, которая является совместной деятельностью, формой сотрудничества взрослого и ребёнка, обеспечивающая как познавательные процессы, так и социализацию. Данная позиция важна для нас, потому что направлена на решение двух задач дошкольного образования: развития познавательных процессов у детей и социализации[57, с.123].

Изучение сущности данных видов деятельности позволяет утверждать, что на протяжении дошкольного возраста идёт становление всех исследуемых видов деятельности, а именно, познавательной и учебно-познавательной деятельности.

 Более глубокий анализ психологических исследований позволяет нам говорить, что развитие деятельности идёт от познавательной к учебно-познавательной[27].

Анализ современных теорий учебной и познавательной деятельности (Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Г.В. Репкинаи других) позволил нам убедиться в том, что основным результатом до сих пор считаются знания. Однако, эмпирические исследования, проведённые нами, привели нас к выводу о том, цель – получить или добыть знания у дошкольника не стоит, ребёнок стремиться к поиску, к исследованию.  Ребёнку интересен и важен сам процесс деятельности. Идёт постепенное развитие процесса познания. Задача взрослого – вызвать у детей интерес к познавательной деятельности, создать у них состояние увлечённости, умственного напряжения, создать условия для осознанного освоения знаний, умений и навыков.

Формирование познавательной деятельности, на наш взгляд, возможно через выстраивание этапов (процесса познания) учебно-познавательной деятельности. На основе анализа литературных источников (Т.И. Шамова[52], Т.А. Матис, А.К. Маркова[39] и др.) нами были выделены следующие этапы: целеполагание, организационно-деятельностный, рефлексивный. На наш взгляд, весь процесс деятельности должен быть построен на рефлексии. Характеризуя познавательную деятельность дошкольников, увидели, что цель деятельности на протяжении всего дошкольного возраста ставит взрослый, который и помогает её удерживать до достижения результата. Этап целеполагания в познавательной деятельности предполагает постановку и принятие детьми учебно-познавательной задачи.

Этап целеполагания, по нашему мнению, может состоять из 2-х этапов:

	цель познавательной деятельности идёт извне (ставит взрослый). Необходимо включение ребёнка в целеполагание. Педагог должен постепенно перевести цель извне в личностную цель на основе самодиагностики ребёнка. (Можно предложить следующие варианты вопросов: Что надо сделать, чтобы получилось? Что я знаю? Что я умею? Чего не умею? Каким я хочу это сделать? Что для этого нужно сделать? Чему надо научиться? Смогу ли я? Как мы будем это делать?) Цель становится личностной, после принятия ребёнком познавательной задачи. (Я буду делать ...);

	Этап проектирования деятельности через определения форм, методов средств учебно-познавательной деятельности ребёнком, подготовка необходимых средств, выделение этапов, последовательности действий, приводящих к желаемому результату (При затруднениях ребёнок должен знать: У кого спросить? Где можно поискать?)

 - Организационно-деятельностный этап, предусматривающий реализацию намеченного, выполнение действий (мыслительных и практических), предусмотренных и возникающих в процессе решения учебно-познавательных задач. Так как усвоение и осмысление информации невозможно без использования дошкольниками таких мыслительных процессов как анализ и синтез, сравнение и систематизация, обобщение и классификация, абстрагирование, то при организации учебно-познавательной деятельности педагог должен обеспечить успешное формирование интеллектуальных умений дошкольников, связанных с переработкой усваиваемой информации[20].

С этой целью необходимо обучать детей выявлять существенные признаки явлений и выделять из них главные, уметь делать выводы, находить связи между изучаемыми предметами и явлениями окружающей действительности. О сформированности мысли у старших дошкольников можно судить по наличию умений выделять факты, делать выводы.

Содержательный компонент состоит из двух подсистем: уже усвоенных знаний, умений и навыков (фундамент изучения нового), и собственно новых знаний и способов действий, которые и являются объектом усвоения. Процессуальный (операционный) компонент представляет собой способы деятельности (действия, операции), составляющие основу выполнения деятельности.

Рефлексивный этап, предполагающий оценку эффективности познавательной деятельности. Поэтому познавательная деятельность старших дошкольников должна содержать действия, направленные на формирование у них умений самооценки и самоконтроля. Необходимо научить детей анализировать собственную познавательную деятельность, оценивать её, сопоставляя результаты деятельности с поставленной целью и задачами; обеспечить чувство удовлетворения от сделанного. Успешность деятельности во многом зависит от сформированности у детей умений управлять ею. Для развития самоконтроля и самооценки можно предложить детям вопросы (Что получилось? Что не получилось? Почему? Что было особенно трудным? Интересным? Чему научился? Какие новые знания получили? Для чего они нужны? Где, как использовать?). Это поможет научить осуществлять оценку решения задания, сравнивать свое решение с образцом, высказывать свою точку зрения[22].

Выбор названных этапов, на наш взгляд, был сделан объективно и обоснованно, ибо он максимально унифицирован, т.е. позволяет формировать у ребёнка единый подход к осуществлению разных видов деятельности. Такой подход может использоваться для организации, как познавательной, так и учебно-познавательной деятельности и позволит освоить не только содержание, но и опыт самой деятельности. Представленная технология организации деятельности позволяет ребёнку постоянно находиться в поиске  способов осуществления деятельности и самоанализе. Регулярное включение ребёнка в процесс проектирования, моделирования своей деятельности, а затем рефлексию не только результатов деятельности, но и себя в этой деятельности позволит ребёнку сформировать у себя опыт деятельности в целом[57].

Таким образом, проблема познавательной деятельности детей дошкольного возраста вот уже на протяжении многих десятилетий занимает одно из важнейших мест в педагогических исследованиях.Познавательная деятельность– это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.Анализ литературы позволил определить, что познавательная деятельность формируется посредством определённых познавательных действий, направленных на приобретение знаний и познавательных умений.



Компонентыпознавательной деятельности в дошкольном возрасте



На разных этапах организации познавательной деятельности важное значение имеет процессуальный компонент, отражающий взаимодействие субъектов (педагога и ребёнка): целеполагание, организационно-деятельностный и рефлексивный компоненты. Взаимодействие направлено на: формирование практических и умственных действий; эмоционально-ценностного отношения к деятельности и результатам познания; системы знаний и представлений о способах познания и деятельности, о свойствах, качествах объектов познания. В данный компонент нами введено дополнительное направление – работа с педагогами по подготовке к организации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста[15].

Определение результативности познавательной деятельности связано с разработкой показателей и уровней развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Все компоненты связаны между собой и образуют целостность образовательного процесса. 

А.Г.Гогоберидзе выделяет следующие особенности целостности образовательного процесса:

это процесс, в котором обеспечивается целостность психолого-педагогического сопровождения ребенка;

это процесс, в котором обеспечивается целостность воспитательных, образовательных и развивающих задач;

это процесс, в котором обеспечивается целостность жизнедеятельности ребенка;

это процесс, в котором обеспечивается целостность в процессе взаимодействия ребенка с миром взрослых;

это процесс, в котором обеспечивается целостность образовательного пространства[3].

В качестве основных показателей становления компонентов познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста выделяют:

познавательные потребности: содержание, степень выраженности, предпочитаемый способ удовлетворения, частота проявления: направленность, устойчивость, осознанность, эмоциональная насыщенность; 

учебно-познавательная задача: принятие задачи (цели) заданной взрослым, самостоятельность в постановке, способность к удержанию; 

учебно-познавательные умения: активность, самостоятельность в выборе способа и выполнении, качество, характер, степень интериоризации (развёрнутость-свёрнутость); 

оценка и самооценка: адекватность, степень самостоятельности, полнота (ситуативная), ориентация на внешнюю оценку.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что между исследователями нет единства в выделении компонентов и уровней сформированности познавательной деятельности у детей.

Познавательная деятельность характеризуется активной преобразующей позицией ребенка как субъекта этой деятельности, заключающейся:

в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;

намечать план действий;

отбирать способы решения поставленной задачи;

добиваться результата и анализировать его[34].

Принимая во внимание особенности развития детей старшего дошкольного возраста, Т.И. Шамов считает, что познавательная деятельность есть то состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности[12].

Учитывая особенности развития познавательной деятельности старших дошкольников.  Т.И. Шамова выделяет три уровня проявления познавательной деятельности[15, с.41-50].

Основным признаком правильно организованной познавательной деятельности ребенка является его эмоционально-положительное отношение к процессу познания, которое проявляется в виде практической деятельности. Развитие у ребенка комплекса эмоций, лежащих в основе его стремления активно познавать мир, зависит от многих факторов: от содержания образовательного процесса, от организации познавательной деятельности, от уровня взаимодействия участников образовательного процесса и др. Все факторы тесно взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга[33, с.170-175].

Под элементарной познавательной  деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в труде, в процессе познания мира. Познавательная деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания[38, с.15].

А.А. Петрикевич пишет: «Исследователи подчеркивают, что отношение к информации как к компоненту познавательной деятельности занимает первостепенное место в познании детей дошкольного возраста. Если у взрослых информация первична, а отношение к ней вторично, то у малышей наблюдается обратная картина. Дети всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся отрицательно» [17, с.36-43].

Наблюдения за деятельностью детей доказывают: чтобы оказать ребенку действенную помощь в познании окружающего мира, необходимо включать его в такие виды деятельности, в основе которых лежит его собственная активность. В этом случае она становится источником эмоциональной включенности дошкольника в процесс познания[15, с.41-50]. Это очень важно для того, чтобы дети сами стали задавать вопросы, самостоятельно искали на них ответы, оценивать варианты решения познавательной задачи. Собственная активность ребенка и проблемность ситуации, в которой он действует, сочетаются в процессе наблюдений как в форме познания окружающего мира. Наблюдения за природой предполагают «открытие» детьми новых представлений. Радость самостоятельных открытий, сопровождающая умственные поиски, укрепляет и развивает позна.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.