VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности развития познавательной сферы у детей младшего дошкольного возраста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009828
Тема: Особенности развития познавательной сферы у детей младшего дошкольного возраста
Содержание
Глава 1 Особенности развития познавательной сферы у детей младшего дошкольного возраста
     
1.1 Общая характеристика особенностей развития познавательной сферы у детей младшего дошкольного возраста 
     
     Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В этом возрасте повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. 
     С трех–четырех лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер [3, c. 41]. 
     В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.
     Преобладающей формой мышления ребенка младшего дошкольного возраста становится наглядно-образное, т.е. от манипулирования объектами ребёнок способен перейти к манипулированию представлениями и образами. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель).
     Резко возрастает любознательность детей младшего дошкольного возраста. В этом возрасте происходят существенные изменения вразвитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем.
     В данном возрасте сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов - внимания, памяти, мышления, а также потребность в эмоциональном комфорте. Начинает проявляться познавательный интерес.
     Познавательный интерес – это есть познавательная потребность, и побуждаемая ею познавательная деятельность. Каждому ребенку присущ познавательный интерес, но его мера и направленность у детей неодинакова.
     Условие развития познавательного интереса – это практические и исследовательские действия ребенка. Первостепенное значение имеет факт завершения таких действий успехом. Так появляются новые знания, окрашенные яркими эмоциями.
     Интересы и способности ребенка не являются врожденными, а раскрываются и формируются в деятельности – познавательной и созидательно – продуктивной. Для того, чтобы проявлялись задатки и развивались способности, необходимо возможно раньше поддержать интерес ребенка, его склонность к чему – либо. Нужно создать такие условия, при которых ребенок чаще соприкасается с тем, что его интересует, что он может отразить в деятельности.
     Таким образом, у детей младшего дошкольного возраста наблюдается стремление расширить познавательные горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации, потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру.
     Однако имеющиеся у детей возможности переработки, упорядочения информации еще не позволяют ему полноценно справиться с потоком поступающих сведений. Поэтому большое значение имеет общение с взрослым - педагогом, родителями, благодаря которому происходит развитие познавательной сферы через развитие познавательной активности.
     Основой развития познавательной активности детей младшего  дошкольного возраста является творческая мысль взаимодействующих с ними взрослых, направленность на поиски эффективных методов умственного воспитания детей, активная познавательная деятельность самих детей.
     
1.2 Современные модели формирования познавательной активности младших дошкольников
     
     Современные авторы предлагают модели формирования познавательной активности в настоящее время, рассматривают активность в рамках различных видов деятельности (в поисковой деятельности, в учебной деятельности). 
     В отечественной психологии в понимании активности можно проследить два подхода [18, c. 64]: 
* активность как деятельность;
* активность как черта личности.
     В настоящее время при определении познавательной активности ученые опираются на оба подхода, так как они дополняют друг друга. Проанализировав имеющиеся определения, следует согласиться с В. В. Щетининой в том, что «познавательная активность - это интегративное качество личности, которое порождается потребностью в познании, предполагает устойчивый интерес к поиску новых знаний, проявляется в готовности к деятельности (поисковой), в стремлении к самостоятельности и выражается в интенсивном изучении действительности для последующей творческой реализации приобретенных знаний и умений» [21, c. 17]. 
     В зависимости от того, характеристикой какой деятельности выступает активность, выделяют социальную, познавательную, трудовую и другие виды активности. 
     Существуют сензитивные периоды в развитии познавательной активности человека. Они приходятся главным образом на дошкольное детство. По мнению многих исследователей, возраст дошкольников 3–5 лет является сензитивным периодом для формирования познавательной активности. Познавательная активность 3?5-летних детей проявляемая ими в процессе усвоения речи и выражающаяся в словотворчестве и в детских вопросах различного типа. В соответствии с данными многочислен- ных психолого-педагогических исследований, ребенок младшего дошкольного возраста может не только познавать наглядные свойства явлений и предметов, но и способен понимать общие связи, лежащие в основе многих законов явлений природы, аспектах социальной жизни.
     Принимая во внимание особенности развития детей младшего дошкольного возраста, Т.И. Шамова считает, что познавательная активность есть деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности [20, c. 36]. Физиологической основой познавательной активности является несогласованность между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения ребенка в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса – необходимое условие познавательной деятельности [20, c. 40]. Учитывая особенности развития познавательной активности младших дошкольников, Т.И. Шамова выделяет три уровня проявления познавательной активности младших дошкольников [20, c. 46] (табл.  1.1).
     Таблица 1.1 - Уровни проявления познавательной активности младших дошкольников [20, c. 46]
Уровни проявление познавательной активности
Характеристика
Воспроизводящая активность
Стремление ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий ребенка, отсутствием интереса к углублению знаний, отсутствием вопроса: «Почему?»
Интерпретирующая активность
Стремление ребенка к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях
Творческая активность
Стремление ребенка не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этого новый способ. Характерной особенностью этого уровня активности является проявление высоких волевых качеств ребенка, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы
     
     Таким образом, основу познавательной активности дошкольников младшего возраста составляет стремление ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, изучить взаимосвязи между явлениями и процессами, а также законы их функционирования. Нами из всего множества изложенных в психолого-педагогической и методической литературе понятий были выделены наиболее специфические компоненты, отражающие непосредственно процесс развития познавательной активности дошкольников 3?5 лет. Их можно идентифицировать по следующим показателям (табл. 1.2). 
     Таблица 1.2 ? Компоненты познавательной активности младших дошкольников [20, c. 47]
Компоненты познавательной активности
Показатели
Когнитивный
- наглядно-действенное мышление
- непроизвольное внимание
- механическая память
- зрительно-пространственное восприятие
Эмоциональный
- состояния
- эмоции
Деятельностный
- умения
- навыки
     Итак, современные психолого-педагогические исследования направлены на изучение особенностей познавательной деятельности и активности современных детей, разработку системы формирования познавательной активности, но мало изучены условия формирования познавательной активности.  В психолого-педагогической литературе указаны движущие силы развития познавательной активности [3, c. 21]: 
*  противоречия между растущими познавательными запросами ребенка и его реальным уровнем развития, между сформировавшимися способами получения знаний и необходимостью в более сложных формах познания и др.;
* потребности человека.
     В литературе представлены задачи образования и воспитания детей, способствующие формированию познавательной активности [3, c. 22]: 
* необходимость включения ребенка в деятельность;
* необходимость развивать способности к умственной деятельности;
* необходимость развивать интеллектуальную деятельность - обучать абстрагированию, обобщению, умению находить неединичные решения, необходимо развивать и совершенствовать способы и приемы умственной деятельности, развивать любовь к интеллектуальной деятельности, потребность в напряжении интеллектуальных сил;
* необходимость учить самоанализу, самомотивации, саморегуляции, самоорганизации, самоконтролю, самооценке.
     В настоящее время система дошкольного воспитания переходит на новые стандарты. Это связано с политикой государства и ориентировкой на единую многоступенчатую систему образования, при которой будет осуществлен беспроблемный переход с одной ступени образования на другую. Проанализировав существующие положения по проблеме познавательной активности, можно сделать вывод, что познавательная активность старшего дошкольника - это качество личности, которое выражает инициативное, действенное отношение дошкольников к познавательной деятельности, а также проявление интереса, самостоятельности и исполнительности, волевых усилий в процессе познания.  Формировать данное качество возможно в процессе познавательной деятельности при следующих условиях: 
* уровень интеллектуального развития должен соответствовать желанию и готовности познавать; 
* познавательная деятельность должна осуществляться по схеме от заинтересованности через возможность действовать к формированию устойчивых интересов; 
* эмоциональность должна находиться в тесной взаимосвязи с предлагаемой информацией. 
     В этом случае современный дошкольник будет интересующимся, будет обладать познавательными знаниями, иметь эмоциональный настрой на деятельность, познавательную мотивацию, индивидуальное отношение к деятельности.  Итак, на современном этапе проблема формирования познавательной активности находит отражение на различных уровнях - на уровне государства, науки, дошкольных образовательных учреждений, семьи.
     При этом единый взгляд на специфику познавательной активности не оформлен. Ее связывают с познавательным интересом в деятельности, проявлением самостоятельности, инициативы. При формулировке понятия познавательной активности авторы опираются на деятельностный и личностные подходы. Существующие проблемы решения проблем развития познавательной активности дошкольников решаемы психолого-педагогическим воздействием взрослых – родителей и педагогов.
     Подводя итог вышеизложенному, следует заметить, что познавательная активность младших дошкольников – это есть активность, которая возникает в процессе познания. Особенностью развития познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста является проявление элементов творчества, заинтересованное принятие информации, желание уточнить, углубить свои знания, самостоятельный поиск ответов на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его в других ситуациях.

Глава 2 Анализ влияния семьи на развитие познавательной сферы младших дошкольников
     
2.1 Факторы воздействия семьи на развитие познавательной сферы младших дошкольников 
     
     В качестве факторов, влияющих на развитие познавательной сферы младших дошкольников, выделяют [10, c. 21]: 
* особенности общения ребенка с окружающими; 
* уровень развития потребности в новых впечатлениях;
* общий уровень развития активности. 
     При этом общение ребенка с окружающими рассматривается как приоритетное для развития его познавательной активности. И общение с родителями занимает ведущее место в сфере общения младшего дошкольника.
     Всестороннее воспитание ребенка подготовка его к жизни в обществе – главная социальная задача, решаемая обществом и семьей. Родители - первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. В повседневном общении с родителями малыш учится познавать мир, подражать взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения. Центральная задача семейного воспитания – создание всех необходимых условий для нормального развития и саморазвития духовно и физически здоровой личности.
     Факторы, от которых зависит воздействие семьи на ребенка, различные: статус данной семьи в обществе, уровень социальной культуры общества, типология, ее микроклимат. 
     Факторы жизнедеятельности семьи подразделяются на следующие виды [2, c. 34]: 
* социально-культурный (социальное положение родителей, культурный и образовательный уровни семьи, характер семейных отношений, уровень педагогической культуры); 
* социально-экономический (материальное положение семьи);
* технико-гигиенический (районирование, зонирование проживания семьи и т.д.); 
* демографический (состав семьи, количество детей, наличие родственников, опекунов, возраст и пол ее членов т.д.). 
     Различают следующие разновидности семей [2, c. 34]:
* полная сложная (трехпоколенная); 
* полная измененная (один из родителей не родной по крови); 
* неполная;
* полная простая (родители и дети). 
     Определяют три модели семейного воспитания: латино-европейскую, скандинавскую и англо-саксонскую [5, c. 182]. 
     В первых двух моделях близкие возлагают определенные ожидания на ребенка, т.е. направляют, планируют всю его жизнь, отдают специалистам, педагогам. Поэтому при этих двух моделях ребенок кратковременно пребывает в родительском окружении. Воспитание приспосабливается не к потребностям ребенка, а к потребностям взрослых членов семьи. 
     Третья модель рассматривает ребенка - дошкольника как независимую развивающуюся личность. Ребенок с рождения имеет права и обязанности, право на полноценную реализацию своих индивидуальных возможностей [5,с.183]. 
     В теории воспитания различаются три основных подхода к организации воспитания, в том числе и семейного: авторитарный, либеральный и демократический [5, c. 184].
     Авторитарный основан на подавлении самостоятельности, инициативы ребенка, требовании послушания, жесткой дисциплины, применении запретов и наказаний как основных способов воздействия. 
     Либеральный или попустительский провозглашающий абсолютную свободу ребенка в выборе ценностных ориентаций, поступков, действий. 
     Демократический предполагает единство прав и обязанностей ребенка, выражает оптимизм по поводу его потенциальных возможностей, стимулирует его самостоятельность и активность. В семьях демократического типа дети очень рано становятся деятельными участниками жизни семьи, ее труда и отдыха. Родители стараются лучше понять своих детей, выяснить причины их хороших и дурных поступков. Давая задания, предъявляя требования, взрослые обращаются к чувствам и сознанию ребенка, поощряют инициативу. Вместе с тем дети знают слова «можно», «надо», «нельзя». 
     Стиль семейного воспитания в силу своей очевидности является очень важным прежде всего для самого ребенка, так как он детерминирует родительскую роль и в целом оказывает влияние на его личностное становление и развитие. 
     Немаловажное значение для развития ребенка, а затем подростка имеет общий стиль взаимоотношений, который складывается между родителями и детьми. Среди различных вариантов межличностных взаимоотношений можно выделить семь стилей [5, c. 185]: 
* сотворчество – идеальный вариант взаимодействия, когда все наиболее значимые проблемы преодолеваются путем их обсуждения и совместного творческого решения;
* сотрудничество – для этого стиля взаимоотношений характерны взаимопомощь и взаимоподдержка;
* паритетные – т.е. равные, основанные на взаимной выгоде всех членов семьи;
* независимые – каждый член семьи действует автономно от другого, якобы уважая свободу и независимость других;
* конкурентные – характеризуют стремление противопоставить одного другим, иметь преимущества перед остальными членами семьи;
* конфликтные – любые решения, обсуждение семейных проблем с неизбежностью приводят к конфликту;
* авторитарные – это тип взаимоотношений между родителями и детьми, когда родители стремятся в любой ситуации подчинить поведение детей своей воле. 
     Известно, что от стиля взаимоотношений между родителями и детьми во многом зависит семейный микроклимат, способствующий или, наоборот, препятствующий полноценному и нормальному развитию и саморазвитию ребенка в семье. 
     Самым существенным фактором риска в семейной системе является взаимодействие по типу «ребенок – кумир семьи», когда удовлетворение потребностей ребенка превалирует над удовлетворением потребностей остальных членов семьи. Следствием такого типа семейного взаимодействия может явиться нарушение в развитии такого важнейшего новообразования дошкольного возраста, как эмоциональная децентрация – способность ребенка воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других детей. Ребенок с несформированной эмоциональной децентрацией видит мир только с позиции собственных интересов и желаний, не умеет общаться со сверстниками, понимать требования взрослых. Именно такие дети, причем нередко хорошо интеллектуально развитые, не могут успешно адаптироваться в обществе. 
     Следующий фактор риска – это отсутствие одного из родителей или же конфликтные отношения между ними. И если влияние неполной семьи на развитие ребенка изучено достаточно хорошо, то роль конфликтных взаимоотношений часто недооценивается. 
     В научной литературе описаны три неблагоприятных для ребенка патогенных типа родительского отношения: симбиотический, авторитарный, эмоционально отвергающий. 
     В.И. Гарбузов, отмечая решающую роль воспитательных воздействий в формировании характерологических особенностей ребенка, выделил три типа неправильного воспитания [4, c. 65-66]. 
     Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) - неприятие индивидуальных особенностей ребенка, сочетающееся с жестким контролем, с императивным навязыванием ему единственного правильного типа поведения. Тип воспитания А может сочетаться с недостатком контроля, полным попустительством. Воспитание по типу В (гиперсоциализирующее) выражается в тревожно-мнительной концепции родителей о состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей, ожидании успехов. Воспитание по типу С (эгоцентрическое) - культивирование внимания всех членов семьи на ребенке (кумир семьи), иногда в ущерб другим детям или членам семьи. 
     А.Я. Варга и В.В. Столин выделяют четыре типа родительского отношения [22]: 
* принимающее-авторитарный - субъективное благополучие родителей: теплое отношение и принятие ребенка с требованиями социальных успехов и достижений при контроле в этих областях;
* отвергающий с элементами инфантилизации и социальной инвалидизации - эмоциональное отвержение ребенка, низкая ценность его индивидуально-характерологических свойств, отношение как к более младшему по сравнению с реальным возрастом, приписывание дурных наклонностей;
* симбиотический - стремление установить с ребенком тесный напряженный эмоциональный контакт, соучаствовать во всех мелочах его жизни;
* симбиотическо-авторитарный - гиперпротекция и тотальный контроль поведения психической жизни ребенка, блокирование осуществления детской потребности в психосоциальной идентификации. 
     Как видно из примеров, приведенных выше, единой основы классификаций типов семейного воспитания нет. Иногда за основу брались эмоциональные компоненты воспитания, иногда способы воздействия на ребенка, иногда родительские позиции и т.п. Поэтому, хотя разными исследователями предлагаются различные классификации. В детском саду детям прививают многие полезные навыки, учат рисованию, начальному счету, письму и чтению. Но если занятиями не интересуются в семье, не придают им должного значения, не поощряют усердия и прилежания, ребенок тоже начинает относиться к ним пренебрежительно, не стремится работать лучше, исправлять свои ошибки, преодолевать трудности в работе. Некоторых детей такое невнимание родителей глубоко обижает, они замыкаются, перестают быть искренними и откровенными. 
     Таким образом, ранний дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение того этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка с взрослым. Интерес родителей к делам дошкольника и первоклассника придает особое значение всем достижениям ребенка. Помощь в преодолении трудностей, возникающих при выполнении любого рода заданий, принимается всегда с благодарностью и способствует близости родителей и детей.
     
2.2 Сравнительный анализ уровня развития познавательной сферы дошкольников, воспитывающихся в семье и в детских интернатных учреждениях
     
     Весомым доказательством высокой значимости семьи в развитии познавательной сферы младших дошкольников являются результаты исследования, проведенного И.Н. Истратовой [8, c. 61-64].
     Анализ причин низкой социальной адаптации социальных сирот, а соответственно и развития их личности позволил выделить некоторые из них, которые могут способствовать снижению познавательной активности детей: 
* бедность общения взрослых с детьми; 
* непостоянство, частая сменяемость взрослых, воспитывающих детей; 
* недостаточная психолого-педагогическая подготовленность воспитателей детских домов в силу распространенности такого явления, как эмоциональное выгорание у персонала; 
* бедность конкретно-чувственного опыта детей.
     В ходе исследования И.Н. Истратовой было проведено изучение особенностей познавательной активности детей, воспитывающихся в семьях с различным эмоциональным взаимодействием в семье, а также - воспитанников детских домов. 
     В исследовании приняли участие 78 детей дошкольников, воспитывающихся в детских садах города Таганрога, их родители и воспитатели; а также 22 воспитанника детского дома города Таганрога и их педагоги [8, c. 62]. 
     В целях исследования были использованы следующие методики: «Изучение волевых проявлений», «Оценка результатов познавательной деятельности»; «Рисунок семьи», «Сказка» (Н.И. Ганошенко, В.С. Юркевич), «Вопрошайка» (Н.Б. Шумакова), «Таинственное письмо» (А.М. Прихожан), «Волшебный цветок», «Познавательная активность младшего школьника» (А.А. Горчинская), «Перечень любимых занятий» (М.В. Матюхина), методика «Спросить и угадать» (П. Торренс), методика «Выбор задачи - «способа» (А.К. Дусавицкий), 
     Для диагностики степени принятия-отвержения ребенка в семье была использована методика А.И. Баркан «Шкала степени отверженности ребёнка в семье» (Приложение 1). 
     В ходе исследования были получены следующие результаты. 
С помощью методик «Рисунок семьи» и «Шкала степени отверженности ребёнка в семье» были сформированы выборки детей по степени эмоционального благополучия ребенка в семье: 30 дошкольников, эмо- 
ционально принимаемых родителями; 22 дошкольника, эмоционально отвергаемых родителями. 
     Диагностика познавательной активности детей выявила общие тенденции в развитии ее компонентов в зависимости от степени эмоционального дискомфорта, который ребенок испытывает в семье (Приложение 2). 
     Так наблюдается уменьшение количества детей дошкольного возраста с высоким уровнем развития компонентов познавательной активности с усугублением ситуации семейного неблагополучия. 
     Для дошкольников из семей с эмоциональным принятием ребенка характерны высокий уровень познавательного интереса (46%), высокая выраженность познавательной потребности (53% высокий и 43% средний уровни), практически  одинаковая выраженность описательно-практического типа (44%) и проблемного типа (56%) вопросительно-исследовательской активности, преобладание высоких результатов познавательной деятельности (53%) над средними (26%). 
     Данные результаты объясняются тем, что в семьях с благоприятным эмоциональным взаимодействием родители проявляют высокую чувствительность по отношению к ребенку, принимают его и создают позитивный эмоциональный фон общения, а при взаимодействии с ребенком ориентируются на его состояние. Это позволяет ребенку чувствовать себя в безопасности и свободно исследовать окружающий мир, беспрепятственно проявляя свойственные ему с рождения любознательность и познавательный интерес. 
     Так как родители стремятся ориентироваться на состояние и потребности ребенка, они способствуют удовлетворению и познавательных потребностей ребенка, которые в свою очередь начинают в еще большей степени проявляться, так как носят ненасыщаемый характер. При этом любознательность, познавательный интерес дошкольников отличается глубиной погружения в исследование какого-либо предмета, явления, что внешне выражается в вопросительной активности ребенка, направленной на установление причинно-следственных связей, понимание сущности неизвестного и самостоятельного поиска ответов на свои вопросы. 
     Так как родители понимают истинные причины вопросительной активности ребенка (познавательные интерес и потребность), они активно помогают ребенку в поиске ответов на его вопросы, что способствует их развитию и постепенному усложнению. При этом родители не дают излишних и готовых знаний, а приветствуют проявления самостоятельности, активности и настойчивости в получении ребенком новой и интересной для него информации. Такие родители склонны проявлять эмпатию, они разделяют с ребенком его позитивные переживания при получении этой информации, в связи с чем для ребенка любой процесс познания (в том числе и предложенный взрослым) становится привлекательным, эмоционально окрашенным, что, в свою очередь, приводит к активному развитию познавательной деятельности. 
     Для дошкольников из семей с нарушением родительской чувствительности (эмоциональное отвержение) при достаточной выраженности познавательной потребности (45% высокого уровня и 45% среднего) характерен низкий уровень познавательного интереса (50%), описательно-практический тип вопросительно-исследовательской активности (100%), преобладание средних показателей познавательной деятельности (90%). Родители с нарушениями чувствительности не всегда замечают изменения в состоянии своего ребенка, не понимают причин этого и его поведения, а также, зачастую в силу своих личностных особенностей, не способны к сопереживанию, проявлению эмпатии. В виду этого, ребенок не всегда может чувствовать себя в полной безопасности, что способствует снижению его природной любознательности, слабому проявлению познавательного интереса. Неумение родителя видеть особенности своего ребенка, его состояния, понять причины этого и повлиять, оказать поддержку создают у ребенка состояние тревожности, что приводит к общей пассивности. Наиболее негативное влияние данные нарушения эмоционального взаимодействия оказывают на вопросительно-исследовательскую активность. 
     У дошкольников из детского дома наблюдается снижение всех компонентов познавательной активности. У них преимущественно на низком уровне развития находятся такие ее компоненты, как познавательный интерес (58,5%), вопросительно-исследовательская активность (95 %), на среднем - познавательная потребность (50 %), на низком и среднем - успешность в познавательной деятельности (50% и 27% соответственно). 
Фрустрация потребности в любви и принятии, остро переживаемая воспитанниками детских домов, развивает пассивность у ребенка, тормозит познавательную активность. При этом воспитанники детских домов задают достаточно много вопросов, но эти вопросы направлены не на удовлетворение своих познавательных потребностей, любознательности, а на удовлетворение более значимых для них потребностей (в любви, общении), например, «ты надолго к нам?», «когда еще придешь?», «давай поиграем». Новый человек рассматривается как объект, способный дать заботу, любовь, время и внимание. Итак, у дошкольников из гармоничных и эмоционально отвергающих семей познавательная потребность выражена на практически одинаковом уровне. То есть, можно предположить, что деструкция детско-родительских отношений приводит к младшему школьному возрасту приводит к депривации такой базовой потребности, как познавательная, и она начинает угасать. Познавательная активность не только складывается из мотивации к познанию, она складывается и из проявляемого интереса к этому познанию. Нами был проведён анализ уровня проявления заинтересованности в предмете деятельности у детей в группе эмоционально принимаемых и отвергаемых родителями. Эмоционально принимаемые родителями дети ориентируются на суть явлений, основываясь на поисково-исполнительном уровне и творческом подходе, а отвергаемые дети выбирают суть явлений, основывающихся на фактах и заинтересованности в самом процессе действий. 
     Далее детей обследовали на уровень познавательной направленности и выявили, что в группе детей, эмоционально принимаемыми родителями, проявляется высокая степень устойчивой направленности на способ осуществления учебной деятельности, что подтверждает высокий уровень заинтересованности в сути явления. 
     Таким образом, результаты проведенного сравнительного анализа подтверждают значимость родителей в развитии познавательной сферы дошкольника. 

Глава 3 Направления и формы развития познавательной сферы дошкольников в семье
     
3.1 Основные направления развития познавательной сферы младших дошкольников в семье
     
     В дошкольном возрасте важно  активно обогащать те стороны развития, к которым каждый возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Ведь зачастую многое из того, что упущено в детстве, в последующие годы невосполнимо.
     Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребёнок владеет суммой специальных  действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т. д.), влияющих на восприятие и мышление [13, c. 64].
     Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объёмным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который знает не только чему учить ребёнка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим.
     Основное усилие родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. Ведь и сами взрослые работают  наиболее продуктивно, если занимаются интересным и любимым делом. Именно в этом случае они могут трудиться с полной отдачей, не считая времени, не жалея сил, и получать удовольствие от самого процесса труда.
     Перед родителями в дошкольный период встает вопрос определения способностей своего ребенка.
     С самых юных лет можно проследить тяготение малыша к чему-либо, достаточно лишь внимательно за ним понаблюдать — кто-то танцует, кто-то рисует, а кто-то обожает мастерить.
     Если вовремя заметить предпочтения юной личности и предпринять шаги в области развития способностей, то во взрослом возрасте можно получить настоящий талант.
     Проблема правильного определения предпочтений ребенка встает достаточно остро, т.к. не все родители способны правдиво оценить достижения собственного чада и часто преувеличивают их.
     В этом могут помочь воспитатели и педагоги тематических кружков, секций и студий. Порой ребенок может перепробовать их все, пока не найдет оптимальный для себя вариант проведения досуга.
     При правильном развитии и благоприятной окружающей среде дошкольники вырастают в неутомимых оптимистов, любознательных исследователей, фантазеров и мыслителей. 
     
3.2 Формы развития познавательной сферы младших дошкольников в семье
     
     При планировании познавательного развития в семье следует помнить о возрастных особенностях развития ребенка.
     Деятельность 3-летнего дошкольника заключена в простом принципе: смотрю, действую, манипулирую. Именно так он познает мир: рассматривает предметы со всех сторон, пробует, кидает, ощупывает.
     С помощью нехитрых действий ребенок ищет ответы на основные вопросы «что, зачем, и почему». Однако, скрытые характеристики предмета 3-летний дошкольник постичь самостоятельно не в силах.
     В это же время дети начинают проводить первые параллели и причинно-следственные связи, воспринимать значение предмета и его роль.
     В 3-летнем возрасте познавательную деятельность лучше всего направить в русло познания: организовать интересные экскурсии-прогулки (по саду, двору или небольшому скверу), познакомить с домашними животными, растениями, жителями аквариума.
     Дети этой возрастной группы очень любят получать подарки от природы: осенние листья, солнечные лучи, колючие снежинки, шишки, каштаны.
     Очень полезно проводить информативные празднества — мыльные пузыри, бумажные поделки, семена-летуны, бабочки-фантики.
     Здесь же закладывается уважительное отношение к окружающим людям и связка «исправляем-помогаем».
     Познавательная деятельность проводится все время в той или иной форме, а не только на занятиях, т.к. имеет колоссальное значение в гармоничном развитии личности ребенка.
     Индивидуальные беседы или групповые игры, наблюдения за окружающим миром, решение загадок или простых головоломок, ежедневный уход за домашними животными или зеленым уголком — .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44