- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Деятельность воспитателя по формированию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K008587 |
Тема: | Деятельность воспитателя по формированию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста |
Содержание
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Деятельность воспитателя по формированию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9 1.1 Понятие и сущность «познавательной активности» в психолого-педагогической литературе 9 1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 16 1.3 Особенности развития познавательной активности старших дошкольников 22 ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 27 ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29 2.1 Анализ образовательных программ по проблеме исследования 29 2.2Условия повышения познавательной активности старших дошкольников…………… 33 2.3 Методы и приемы повышения познавательной активности старших дошкольников 40 2.3.1 Игровая деятельность. Дидактическая игра 40 2.3.2 Исследовательская деятельность. Метод экспериментирования 49 ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 57 ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 59 3.1 Подготовка и организация исследования 59 3.2 Констатирующий эксперимент: диагностика уровня развития познавательной активности старших дошкольников 61 3.3 Формирующий эксперимент: опыт педагогической деятельности по формированию познавательной активности старших дошкольников посредством исследовательской деятельности 67 3.4 Контрольный эксперимент: диагностика уровня познавательной активности детей 82 3.5 Рекомендации по формированию познавательной активности детей дошкольного возраста 88 ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ 91 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 95 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 101 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 102 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 104 ВВЕДЕНИЕ Актуальность. Современная государственная политика в области дошкольной педагогики основывается на принципах гуманистического характера воспитания и обучения, адаптивности образовательной системы к уровням и особенностям развития и подготовки дошкольников. Реализация общей цели и задач образования предусматривает соблюдение ряда психолого-педагогических условий, направленных на создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному развитию ребенка, сохранению его индивидуальности и максимальную реализацию возможностей и интересов ребенка. Как известно, в основе любой деятельности ребенка-дошкольника лежит его собственная активность, в том числе и познавательная. В настоящее время педагогическая наука ищет наиболее эффективные методы обучения и воспитания для активизации и развития у детей дошкольного возраста познавательного интереса к содержанию образовательного процесса в дошкольном учреждении. О значимости развития познавательной активности, познавательного интереса говорится в трудах многих отечественных педагогов и психологов: Л.С. Выготского, Б.И. Додонова, В.С. Ильина, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, Н.Н. Поддъякова, К.Д. Ушинского, Г.И. Щукиной и других. Большинство исследователей отмечают, что познавательная активность выступает в качестве постоянного побудительного механизма познания. Например, В.С. Ильин считает, что в основе развития познавательной активности происходит преодоление ребенком противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями. В научных исследованиях А.Л. Венгер, О.В. Дыбиной, Л.А. Парамоновой и других, отмечается, что на современном этапе развития общества необходимо развивать у детей, начиная уже с дошкольного возраста, познавательную активность и творческие способности, самостоятельность мышления. Исследователи также отмечают, что с развитием ребенка его познавательная активность все больше тяготеет к деятельному характеру познавательной деятельности. В дошкольном возрасте познавательная деятельность ребенка осуществляется совместно с практической, то есть у детей формируется практико-познавательная деятельность, которую педагогам и воспитателям необходимо развивать, совершенствовать, используя разнообразные формы и методы. Старший дошкольный возраст - сензитивный период для развития познавательной активности личности. Но это не означает, что познавательная активность может формироваться самостоятельно. Познавательная активность, являясь сложным личностным образованием, отражающим сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития личности, складывается под влиянием самых разнообразных факторов, как субъективных, так и объективных. И при правильной педагогической организации деятельности дошкольников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности познавательная активность может стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывать сильное влияние на его развитие. Но при изучении психолого-педагогической литературы и анализе педагогической деятельности дошкольных образовательных учреждений было выявлено противоречие между необходимостью развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса в деятельности воспитателя в дошкольном учреждении: редко используются нестандартные способы и методы совместной деятельности взрослого и ребенка, способствующие развитию познавательной активности (метод экспериментирования, творческие игры-фантазии, игры-путешествия, занятия-соревнования и др.); педагоги зачастую испытывают затруднения в подборе методов, приемов, способствующих повышению познавательной активности дошкольников. Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: выявить возможности совершенствования процесса формирования познавательной активности старших дошкольников в деятельности воспитателя дошкольного учреждения. Актуальность и проблема исследования позволили сформулировать тему исследования: «Деятельность воспитателя по формированию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста». Цель исследования: изучить деятельность воспитателя по формированию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: познавательная активность старших дошкольников. Предмет исследования: деятельность воспитателя по формированию познавательной активности детей в старшем дошкольном возрасте. Гипотезой исследования явилось предположение, что деятельность воспитателя по формированию познавательной активности старших дошкольников будет эффективнее, если будет носить целенаправленный и систематический характер, и строиться с учетом особенностей развития его познавательной активности, которая наиболее полно проявляется и успешно развивается в деятельности, которая имеет исследовательскую направленность. В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи: 1. Раскрыть понятие и сущность познавательной активности. 2. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста и особенности развития их познавательной активности. 3. Провести анализ образовательных программ по проблеме познавательной активности дошкольников 4. Изучить условия повышения познавательной активности детей. 5. Раскрыть методы и приемы повышения познавательной активности старших дошкольников. 6. Провести опытно-экспериментальное исследование по формированию познавательной активности старших дошкольников. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; наблюдение за учебно-воспитательным процессом, педагогический эксперимент, метод анализа педагогического эксперимента, количественный и качественный анализ результатов исследования. Теоретико-методологической основой исследования послужили работы Л.И. Божович, Л.С. Выготского, П.И. Гальперина, В.В. Давыдова, В.С. Ильина, А.Н. Леонтьева, А.М. Матюшкина, Н.Ф. Талызиной, Т.И. Шамовой, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской и других авторов, где изучалась проблема познавательной активности, способы и методы повышения познавательной активности старших дошкольников; исследования Т.М. Землянухиной, Е.Э. Кригер, М.И. Лисиной, Т.А. Серебряковой, С.П. Чумаковой и других, где освещались не только вопросы развития познавательной активности в дошкольном возрасте, но и рассматривались условия и методы ее формирования в различных видах деятельности. Опытно-экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад №34 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» г. Алапаевска, дети старшего дошкольного возраста в возрасте 6-7 лет, в количестве 20 человек. В эксперименте участвовали воспитанники старшей группы в количестве 20 человек. Структура и объем исследования: работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений. Объем работы составляет 10 страниц (без учета приложений). В Введении обосновывается актуальность, проблема и цель темы исследования; ее объект и предмет, задачи, гипотеза и методы исследования, дается краткая характеристика структуры работы. В первой главе раскрываются теоретические основы проблемы познавательной активности детей дошкольного возраста: понятие и сущность познавательной активности в психолого-педагогической литературе, ее содержание в педагогическом процессе; дается психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста, и раскрываются особенности развития их познавательной активности. Вторая глава посвящена методическим аспектам формирования познавательной активности старшего дошкольника в дошкольном образовательном учреждении: рассматриваются условия повышения познавательной активности, методы и приемы ее формирования, используемые в педагогическом процессе. В третьей главе опытно-экспериментальным путем изучается деятельность воспитателя дошкольного учреждения в формировании познавательной активности старшего дошкольника: проводится диагностика уровня развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста; апробируется методика работы по формированию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста; даются рекомендации по формированию познавательной активности старших дошкольников. В Заключении делается вывод по всей работе и определяется степень достижения цели и решения задач, подтверждение гипотезы исследования, обосновывается практическая значимость исследования. Научная новизна исследования состоит в том, что уточнен понятийно-терминологический аппарат, который описывает процесс развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста; разработан диагностический аппарат изучения уровней развития познавательной активности старших дошкольников. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Понятие и сущность «познавательной активности» в психолого-педагогической литературе Познавательная активность присуща каждому человеку от рождения, и развивается из потребности личности в новых впечатлениях, стремлении узнать и открыть для себя как можно больше нового. Формирование и развитие познавательной активности детей дошкольного возраста важная часть проблемы воспитания и обучения личности дошкольной педагогики. В учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения познавательная активность - одно из важнейших условий формирования личностных и образовательных качеств ребенка дошкольного возраста. В связи с чем, формирование познавательной активности имеет огромное педагогическое и психологическое значение. Раскроем понятия «активность» и «познавательная активность». Несмотря на распространенное оперирование в психолого-педагогической теории и практике термина «активность», это понятие оказывается очень сложным и неоднозначным в интерпретации многих исследователей. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность. По мнению А.Н. Леонтьева, активность – понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних и внутренних стимулов – раздражителей [3,c.4]. Применительно к дошкольному возрасту Н.Н. Поддъяков выделяет два типа детской активности: собственную активность и активность ребенка, стимулируемую взрослым. Собственная активность ребенка – это специфическая и вместе с тем универсальная форма активности, характеризующаяся многообразием своих проявлений во всех сферах детской психики: познавательной, эмоциональной, волевой, личностной [49, c.71-81]. Также Н.Н. Поддъяков отмечает фазовый характер собственной активности ребенка: в повседневной жизни и на занятиях в детском саду собственная активность дошкольника сменятся его совместной активностью со взрослым; затем ребенок вновь выступает как субъект собственной активности и т.д. [там же, c.71-81]. Отсюда следует, что активность целиком инициируется самим объектом - ребенком, продиктована его внутренним состоянием. Дошкольник в процессе активности выступает как самодостаточная личность, свободная от внешнего воздействия. Он сам ставит цели, определяет пути, методы и способы их достижения, тем самым удовлетворяя свои интересы, потребности и волю. На этом виде активности основано детское творчество. Однако, по мнению Н.Н. Поддъякова, оно обусловлено взаимодействием с взрослыми. Вместе с тем, отмечает ученый, малыш так усваивает содержание деятельности, определенное педагогами, что оно, опираясь на опыт предыдущих действий, трансформируется в его достижение, значительно меняя форму. Активность ребенка, стимулируемая взрослым, характеризуется тем, что взрослый организует деятельность дошкольника, показывает и рассказывает, как необходимо делать. В процессе такой действительности ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Само действие (или понятие) формируется в соответствии с заранее заданными параметрами. Весь этот процесс происходит без проб и ошибок, без мучительных поисков и драм. Исходя из вышеописанного, можно сделать вывод о том, что эти два типа активности никогда не выступают в чистом виде, так как очень тесно переплетены в сознании ребенка. Собственная активность дошкольников в любом случае связана с деятельностью, направленной от взрослого, а умения, навыки и знания, полученные от взрослых, принимаются ребенком, становясь его опытом, и он оперирует ими, как своими. Что касается понятия «познавательная активность», то оно связано с процессом познания и с познавательной деятельностью личности. «Познание есть приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира» [44,c.485]. Познавательная деятельность имеет специфический предмет - информация, заключенная в предмете, на который направлено внимание ребенка, и результат - отражение свойств предмета. В психолого-педагогической науке не существует единства в понимании феномена познавательной активности человека. Для обозначения сути данного явления существует множество понятий: «ценное личностное образование» (Г.И. Щукина), «деятельное состояние» (Т.И. Шамова), «стремление человека к познанию» (Т.И. Зубкова). Анализ психолого-педагогической литературы позволил рассмотреть это понятие с позиции разных авторов. Г.И. Щукина говорит о познавательной активности как ценном личностном образовании, выражающем отношение человека к деятельности [61]. В.С. Ильин выделяет в основе развития познавательной активности преодоление ребенком противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает он в данный момент [24]. Т.И. Шамова рассматривает деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности [59]. По мнению Т.И. Зубковой естественное стремление человека к познанию, характеристика деятельности, ее интенсивность и интегральное личностное образование [20]. В педагогических словарях познавательная активность трактуется как «свойство личности, которое проявляется в его положительном отношении к содержанию и процессу учения, к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели» [45, c.17]. Таким образом, обобщая мнения исследователей, под познавательной активностью будем понимать личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик личности на процесс познания: стремление к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, в процессе получения знаний, готовность и желание личности к процессу восприятия новых знаний, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности других людей. Исследователи, изучавшие вопросы познавательной активности детей дошкольного возраста, например, Б.Г. Ананьев [4], Д.Б. Годовикова [14], М. Марусинец [22] и другие, признают значимую роль познавательной активности в развитии личности дошкольника. И считают, что познавательная активность - одно их важнейших качеств, которое характеризует психическое развитие детей дошкольного возраста, и сформированная в период дошкольного детства, является движущей силой познавательного развития ребенка. Д.Б. Богоявленская [8], A.M. Матюшкин [35], Г.И. Щукина [61;62] и другие авторы выявили, что познавательная активность детей может проявляться на разных уровнях. Рассмотрим их. Воспроизводящая активность - стремление ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий ребенка, отсутствием интереса к углублению знаний, отсутствием вопроса: «Почему?». Интерпретирующая активность - стремление ребенка к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Творческая активность - стремление ребенка не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этого новый способ. Характерной особенностью этого уровня активности является проявление высоких волевых качеств ребенка, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данные уровни познавательной активности выделены с позиции качественного измерения. С точки зрения количественного измерения обычно выделяют три уровня познавательной активности: высокий, средний и низкий [62, c.217]. Таким образом, основу познавательной активности детей составляет стремление ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, изучить взаимосвязи между явлениями и процессами, а также законы их функционирования. Из всего множества изложенных в психолого-педагогической и методической литературе понятий можно выделить наиболее специфические компоненты, отражающие непосредственно процесс развития познавательной активности дошкольников, которые идентифицируют по следующим показателям: - когнитивный: наглядно-действенное мышление, непроизвольное внимание, механическая память, зрительно-пространственное восприятие, концентрация внимания на изучаемом явлении, предмете, деятельности); - эмоциональный: состояния, эмоции (эмоциональные проявления - заинтересованные мимика и жесты, позитивное эмоциональное переживание); - деятельностный: умения и навыки. Как уже отмечали, формирование и развитие познавательной активности детей дошкольного возраста важная часть проблемы воспитания и обучения личности в дошкольной педагогике. Степень же эффективности процесса формирования познавательной активности детей зависит от влияния внутренних факторов, к которым относятся биологические факторы и психические свойства личности (например, характер, способности, темперамент), и внешних факторов – социальные и педагогические (методы, приемы, компетентность педагога и др.) Стоит отметить, что понятие «познавательная активность» тесно связано с таким понятием, как «познавательный интерес», которое в педагогическом словаре интерпретируется как «стремление к знаниям, возникающее из активного отношения к предметам и явлениям действительности в процессе деятельности, имеет своим физиологическим механизмом ориентировочный или исследовательский рефлексы» [47, c.446]. В воспитательно-образовательном процессе дошкольных учреждений познавательный интерес является одним из важнейших условий формирования личностных и образовательных качеств дошкольника. Предметом познавательного интереса личности является окружающий мир, который изучается во всем его многообразии причинно-следственных связей, закономерностей и противоречивостей. Познание предметного мира и отношение к нему формирует миропонимание и мировоззрение личности ребенка. Активизируя все психические процессы ребенка, познавательный интерес пробуждает к постоянному поиску решений, становление новых задач и их реализацию. Познавательный интерес в условиях обучения и воспитания дошкольного учреждения характеризуется познавательной активностью дошкольников в любых видах деятельности: игровой, трудовой, творческой и др. Психолого-педагогические исследования показывают, что познавательные интересы, а вместе с тем и познавательная активность у детей характеризуются ярко выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно эффектно раскрыто в содержании знаний об явлении, предмете интереса. Всё это позволяет говорить об интересах детей, зависимых от условий обучения и воспитания, от умения воспитателя преподнести познавательный материал, заинтересовать детей в освоении новых знаний. Таким образом, теоретический анализ психолого-педагогической литературы, позволил выявить, что познавательная активность – это активность, которая возникает в процессе познания. Особенностью развития познавательной активности является проявление элементов творчества, заинтересованное принятие информации, желание уточнить, углубить свои знания, самостоятельный поиск ответов на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его в других ситуациях. Познавательная активность детей дошкольного возраста тесно связана с их познавательными интересами, которые характеризуются такими формирующими его факторами, как любопытство, любознательность с включением механизмов внимания, интерес к результатам своей деятельности. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста имеет свои особенности, которые связаны с психолого-педагогической характеристикой детей данной возрастной группы. В связи с чем, считаем необходимостью рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста. 1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста Дети старшего дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей (приведем основные из них): 1. Старший дошкольный возраст характеризуется бурным развитием и перестройкой в работе всех физиологических систем организма ребенка: сердечнососудистой, опорно-двигательной, эндокринной, происходят изменения высшей нервной деятельности. 2. Происходит закладка будущей личности: формируются и развиваются новые психологические механизмы деятельности и поведения: - возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения и самооценки; - усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально - потребностной сферы; - возникает интерес к коллективным формам деятельности; - потребность поступать в соответствии с установленными правилами и нормами; - ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе; - развиваются мотивы общения (личные и деловые), мотивы учения, которые активизируют потребность в приобретении знаний, умений и навыков [41, c.161]. Анализ имеющихся в литературе данных позволяет выявить динамику развития личности дошкольника в возрастном аспекте. Дошкольный возраст можно разделить на три части [там же, c.161]: - возраст три-четыре года, который преимущественно связан с укреплением эмоциональной саморегуляции; - возраст от четырех до пяти лет - нравственная саморегуляция; - возраст около шести - семи лет включает формирование деловых личностных качеств ребенка. Многие отечественные педагоги и психологи, например, В.С. Мухина [39], Р.С. Немов [40;41], Н.Н. Поддъяков [49;50], Г.И. Щукина [61;62] и другие авторы, которые занимались вопросами возрастной психологии, считали, что старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии и становлении личности дошкольника в целом. Ими было отмечено, что умственное развитие детей старшего дошкольного возраста способствует развитию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения. Дети младшего дошкольного возраста нормы и правила межличностного поведения усваивают путем подражания, в старшем же дошкольном возрасте дети уже начинают осознавать сущность этих правил и норм, и не только сами стараются выполнить их, но и внимательно следят, чтобы и другие дети следовали этим же правилам и нормам [55, с.77-80]. В процессе возрастного развития, поведение детей старшего дошкольного возраста выходит за рамки познавательной саморегуляции и переносится на управление своими действиями и поступками, то есть возникает личностная и нравственная саморегуляция. Нравственные нормы приобретают устойчивость и теряют ситуативный характер, и к старшему дошкольному возрасту у большинства детей формируется определенная нравственная позиция, которой они более-менее придерживаются. Еще в младшем дошкольном возрасте у ребенка возникает стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих его людей – родителей, сверстников, воспитателей. И к старшему дошкольному возрасту это стремление вырастает в потребность к достижению успехов, к целеустремленности, к самостоятельности и т.п. Старший дошкольник вполне способен разумно объяснить свои поступки, используя нравственно-оценочные нормы. Это говорит о том, что у него уже сформировались начала и основы нравственного самосознания и нравственной саморегуляции поведения, хотя и не представляются еще достаточно устойчивыми. Также в старшем дошкольном возрасте продолжают развиваться мотивы общения, и к их естественной любознательности и озабоченности получения одобрения со стороны взрослых, в старшем дошкольном возрасте у детей добавляются новые мотивы общения – личные и деловые. Деловые мотивы побуждают детей к общению с людьми ради решения какой-либо задачи. Личные же мотивы связанны с внутренними проблемами ребенка, которые его заботят и волнуют – это, например, хорошо или плохо он поступил, как к нему относятся окружающие, каким образом оценивают его поведение. К мотивам общения присоединяются мотивы учения, которые касаются приобретения знаний, умений и навыков, приходящие на смену любопытству, свойственного детям в раннем возрасте [41, с.161]. Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как в более раннем возрасте, и причина этих изменений кроется в разделение в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни. Ведь до семи лет ребенок поступает в соответствии с переживаниями, которые актуальны для него в данный момент. И его желание, и выражение желаний посредством поведения представляют собой неразделимое целое. Эмоциональная сфера старшего дошкольника по сравнению с детьми среднего дошкольного возраста характеризуется следующими особенностями: более уравновешенный эмоциональный фон восприятия; их эмоциональные процессы более управляемые; активно развивается эмоциональное предвосхищение (стоит отметить, что неодобрительная оценка взрослого, что может повлечь за собой развитие тревожности, а при положительной оценке у ребенка возникает позитивный эмоциональный стимул для дальнейшей деятельности и поведения); у ребенка также происходит переход от желаний, направленных на предметы, к желаниям, связанным со свойствами предметов и получением конечного результата от действий с ними; самосознание формируется ближе к концу дошкольного возраста (6-7 лет); и одной из линий развития самосознания - осознание ребенком своих переживаний; он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит» [10, с.16]. Также существенно изменяются в дошкольном возрасте и внешние проявления чувств ребенка: к старшему дошкольному возрасту, он постепенно овладевает умением сдерживать резкие выражения чувств [24]. Утрачивая непосредственность и наивность, старший дошкольник меняет и свое поведение, что означает осознание своих действий и переживаний, то есть здесь начинает присутствовать интеллектуальный компонент. И это осознание вклинивается во все сферы жизни старшего дошкольника, в том числе и осознание отношение окружающих к себе и свое отношение к ним и к самому себе. Самосознание - осознание своего «Я» - важнейшее достижение ребенка старшего школьного возраста. В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не понимает, какое место он занимают в жизни. Ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между положением, которое он занимает среди других людей, и осознанием своих реальных возможностей и желаний. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке - оценке своих достижений и неудач, своих качеств и возможностей. Здесь у ребенка формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях, – «какой я есть», но также и представление о том, каким он должен быть и каким его хотят видеть другие люди - «каким бы я хотел быть» [25]. Основой первоначальной самооценки является умение сравнивать себя с другими детьми. Как отмечает Г.А. Урунтаева, для шестилеток характерна недифференцированная завышенная самооценка, что играет роль в освоении новых видов деятельности без страха; но к моменту обучения в школе уровень самооценки дифференцируется и несколько снижается. Появляется отсутствующая ранее оценка сравнивания себя с другими сверстниками. Недифференцированность самооценки приводит к тому, что ребенок шести-семи лет рассматривает оценку взрослым результатов отдельного действия как оценку своей личности в целом, поэтому использование порицаний и замечаний при обучении детей этого возраста должно быть ограничено. В противном случае у них появляется заниженная самооценка, неверие в свои силы [см. об этом: 1]. Л.С. Выготский считает, что ближе к младшему школьному возрасту, самооценка ребенка становится более обобщенной и отношение ребенка к себе становится дифференцированным. Самооценка становится важнейшей личностной инстанцией, которая позволяет контролировать собственную деятельность и строить свое поведение в соответствии с социальными нормами [цит. по кн.:39]. Вершиной личностного развития ребенка в дошкольном возрасте является персональное самосознание, которое включает в себя осознание собственных личностных качеств, способностей, причин успехов и неудач. К старшему дошкольному возрасту (6-7 лет) меняется и отношение ребенка к сверстникам. Если в среднем дошкольном возрасте в общении детей присутствовало соревновательное начало: демонстрация своих преимуществ и попытка скрыть от сверстников своих неудач; проявление зависти, ревность и обиды на сверстника [65], то к старшему дошкольному возрасту возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников; возникает желание помочь сверстнику; появляется способность к сопереживанию успехов и неудач ровесников, что свидетельствует о том, что сверстник теперь не только средство самоутверждения, а как самоценная личность [60]. Современная дошкольная педагогика и психология связывает основные достижения детей старшего возраста с развитием игровой деятельности; появлением ролевых, реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу и др. [25, с.218]. Таким образом, изучив теоретические основы психолого-педагогической характеристики детей старшего дошкольного возраста, можно сделать некоторые выводы: дети этой возрастной категории обладают рядом психологических и поведенческих особенностей. Возраст от трех до семи лет является первоначально становлением личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально - потребностной сферы - вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития дошкольника. У старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и нормами; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо». Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание. Это и характеризует новую ступень в формировании личности ребенка старшего дошкольного возраста. Рассмотренная выше психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольника поможет лучше и глубже понять особенности развития его познавательной активности. 1.3 Особенности развития познавательной активности старших дошкольников Дошкольное детство - это период закладки фундамента будущей личности, период первоначального познания окружающей действительности, период присвоения культурно-исторического опыта предшествующих поколений. И необходимым условием присвоения этого опыта является познавательная активность дошкольника, которая проявляется в соответствующей деятельности. Познавательная активность старшего дошкольника имеет тесную связь с развитием его познавательных психических процессов (память, внимание, мышление и воображение, речь), ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Театрализованная деятельность как средство этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста
- Театрализованная деятельность как средство этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста
- Психолого-педагогическая деятельность по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста