VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Условия формирования представлений о сущности, принципах и функциях правового государства у обучающихся в обществоведческом курсе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W011426
Тема: Условия формирования представлений о сущности, принципах и функциях правового государства у обучающихся в обществоведческом курсе
Содержание
Оглавление
Введение	3
Глава I. Теоретический анализ проблем правового государства	10
1.1. Определение понятия «правовое государство» и его развитие в политико-правой мысли	10
1.2. Признаки и функции правового государства	19
1.3. Реализация принципов правового государства в российском обществе	26
Глава II. Методические аспекты преподавания темы «Правовое государство» на уроках обществознания	37
2.1. Сравнительный анализ методик преподавания темы «Правовое государство» в классах профильного и базового уровней	37
2.2. Разработка элективного курса по обществознанию в рамках темы «Правовое государство»	45
Заключение	51
Список литературы	54
Приложение	59




Введение
     Актуальность темы. В современном государстве право охватывает все сферы жизнедеятельности человека, оно регулирует отношения в области политики, экономики, религии, образования, здравоохранения и культуры, путем установления правил, обязательных для всех. От того, как в государстве реализованы нормы права, зависит уровень развития общества и благосостояние граждан. Поэтому изучение права юристами вне связи с государством отошло на второй план, поставив на первый изучение права, определяющего государственный строй. Отсюда мы можем выявить проблему отношения государства и права, затрагивающую, как минимум, два основных вопроса: об их связанности и об ограничении государственной власти правом.
       Со времен античности философы, политики и юристы отводят важную роль вопросу ограничения правом государства. Такое внимание данного вопроса обусловлено борьбой с произволом властвующих, выяснением функций государства, изучением природы государственной власти и, конечно же, развитием идеи правового государства.
      Особую роль в становлении правового государства, соответствующего современным представлениям, сыграла эпоха Нового времени. Именно в этот период возникает и развивается конституционализм, который с помощью Основного закона, Конституции, обеспечивает признание субъективных прав граждан в законодательстве, а также гарантирует судебную защиту этих прав.
     В настоящее время большинство развитых стран стремятся создать на своей территории государство «идеального типа». В юридической науке одним из таких «идеальных типов» и является правовое государство. Наше государство не исключение. В Конституции РФ закреплено следующее положение: «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Определение российского государства как правового автоматически налагает на него ответственность перед своими гражданами, признавая высшей ценностью их права и свободы.
     На практике нам не всегда заметно, что правовой аспект государства функционирует полноценно. Одни его принципы находятся в стадии воплощения, другие – уже реализованы, третьи – только разрабатываются. Это обусловлено тем, что путь к становлению правового государства довольно трудный и долгий, он требует продуманной стратегии и тактики. И одного усилия государственных деятелей невозможно для процесса становления правового государства. Требуется работа каждого гражданина в отдельности, как теоретическая, заключающаяся в изучении основ понятия «правовое государство», так и практическая, которая включает в себя участие граждан в реализации правовых норм в обществе. Эта сложная работа находит свои истоки в рамках современной школы, а именно в учебных курсах социального направления, среди которых обществознание занимает особое место. 
     Степень научной разработанности темы. Исследованием правового государства занимаются на протяжении многих веков. С развитием общества изменяются и взгляды философов, социологов, политологов, обществоведов и юристов в изучении сущности правового государства. 
     Первые теоретические представления о правовой государственности формируются еще в эпоху античности. Начинаются поиски взаимосвязи и взаимодействия власти и права, формируется идея о разумности и справедливости государственной власти. Главными представителями идеи справедливости являются философы Древней Греции Платон и Аристотель. В своих работах «Государство»1 и «Политика»2 они рассматривают правовое государство, как справедливую форму политической жизни, при которой право становится общеобязательным законом, а власть, в свою очередь, ограничена  и упорядочена правом.
     Наряду с Платоном и Аристотелем приверженцем идеи справедливости является римский философ Цицерон. В своем труде «О государстве»3 он делает акцент именно на справедливости правовой защиты имущественных отношений.
     Деятель эпохи Возрождения Н. Макиавелли в своей работе «Государь»4 отмечает, что государство правовое способно ослабить социальные противоречия между людьми, путем установления законов. 
     Мыслители Нового времени Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель под правовым государством понимали такое государство, в котором личность является автономной и обладает неотъемлемыми правами. Т. Гоббс в трактате «Левиафан»5 выдвинул ряд положений о праве в общественной жизни, заложил теоретические основы наиболее эффективного принципа правового регулирования отношений в обществе. Дж. Локк в труде «Два трактата о правлении»6 определяет правовое государство, как государство, созданное для охраны естественных прав человека. Ш.-Л. Монтескье в своей работе «О духе закона»7 основной причиной возникновения правовой государственности видит осуществление политической свободы в гражданском обществе. По мнению И. Канта, правовое государство – это государство, которое ограничивает само себя правом и законом. Г. В. Ф. Гегель же в своем труде «Философия права»8 под правовым государством подразумевает государство всеобщей свободы.
     Мыслители Западной Европы в лице Д. Дюги, Р. Иеринга, Г. Еллинека9 считали, что правовым может стать лишь то государство, в котором законодатель наряду с гражданами подчиняется закону.
     В отечественной науке изучением правового государства занимались такие мыслители, как Н.Г. Чернышевский, П.И. Новгородцев, А.И. Герцен, Д.И. Писарев, Н.А. Бердяев, С.А. Котляревский10, Б.А. Кистяковский11 и другие. 
     Также российские ученые Е. В. Белоглазова12, Т. Ю. Крамарова, Т. А. Рогова13, А. М. Арбузкин14 и др. занимались и разработкой методических рекомендаций по преподаванию темы «Правовое государство» в курсе обществознания в общеобразовательной школе. Опираясь на данные методические рекомендации, известные авторы учебников по обществознанию включали в свои учебники лишь достоверную и подтвержденную историей информацию о правовом государстве.
     В ходе исследования нами были проанализированы материалы по правовому государству, содержащиеся в учебниках по обществознанию следующих авторов: Л.Н. Боголюбов, А.И. Кравченко, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова15. 
     Объект исследования – понятие «правовое государство» как тема школьного курса обществознания.
     Предмет исследования – условия формирования представлений о сущности, принципах и функциях правового государства у обучающихся в обществоведческом курсе.
     Цель: исследовать методические приемы преподавания темы «Правовое государство» на уроках обществознания.
     Задачи исследования:
- раскрыть понятие «правовое государство», проанализировать политико-правовые идеи его развития;
- дать характеристику признакам и функциям правового государства;
- выявить основные принципы функционирования правового государства в российском обществе;
- сравнить методические приемы преподавания темы «Правовое государство» в классах профильного и базового уровней;
- разработать элективный курс по обществознанию «Я – гражданин правового государства».
     Гипотеза исследования: история, принципы, функции и специфика понятия «правовое государство» недостаточно раскрыты в школьном курсе обществознания. Тема «Правовое государство» имеет значимый характер, т. к. она связана с процессами социализации и развития гражданской активности обучающихся. Использование новых методов преподавания, включение дополнительных материалов в учебной деятельности и создание предпрофильных курсов по данной теме позволят повысить уровень социализированности обучающихся, а также развить у них гражданскую активность.
     Методологическую основу исследования составили следующие способы научного познания: логический, исторический, формально-юридический и системный. Также в ходе нашего исследования применялись такие методы, как синтез, анализ, сравнение, обобщение, описание.
     Теоретическая значимость результатов исследования:
     1. Проанализировано понятие «правовое государство» и его развитие в политико-правовой мысли эпохи Античности, Возрождения, Нового времени, а также в отечественной науке.
     2. Охарактеризованы основные сферы правового государства, его признаки и функции, также выделены отличия правового государства от государства.
     3. Раскрыты основные принципы функционирования правового государства в российском обществе. 
     4. Проанализированы методики преподавания темы «Правовое государство» на уроках обществознания в классах профильного и базового уровней.
     5. Рассмотрена методика преподавания темы «Правовое государство» в рамках элективного курса по обществознанию «Я – гражданин правового государства».
     Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что теоретический материал исследования может использоваться в лекционных курсах таких дисциплин, как: обществознание, право, социология, политология и философия. Практический материал исследования может быть полезен педагогам, т. к. приводится анализ методик преподавания темы «Правовое государство» в классах профильного и базового уровня, технологические карты уроков «Правовое государство» в профильном классе, «Правовое государство и гражданское общество» в традиционном классе, кроме того, представлена разработка элективного курса «Я – гражданин правового государства».
     Апробация материалов исследования. Материалы данной работы апробированы на заседании секции «Методика преподавания обществознания» 72-го смотра студенческих научных трудов по итогам НИРС за 2018 г. (г. Иркутск, 04.2018 г.).
     Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, содержащие шесть параграфов, заключение, список литературы и приложение.


















     Глава I.  Теоретический анализ проблем правового государства
      1.1. Определение понятия «правовое государство» и его развитие в политико-правой мысли
     Предпосылки для формирования и развития теории правового государства в виде идей гуманизма, демократизма, свободы, а также господства закона и права прослеживаются еще в рассуждениях философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Китая, Индии и др. древних государств. Уже в древности начинаются поиски принципов согласованного взаимодействия власти и права. Первые шаги в установлении принципов правового государства делают мыслители-философы древней античности.
     Уникальную роль в формировании правового государства сыграли полисы, возникшие на территории Древней Греции. Граждане полиса обладали правом владеть землей, защищать себя в суде, избираться на общественные должности и участвовать в народном собрании. Полисная община гарантировала своим граждан неприкосновенность личности и имущества, а также защиту от всех врагов. 
     Жизнь граждан полиса была полностью регламентирована законами. Так, например, участие граждан полиса в народном собрании было не только правом, но и обязанностью. Государство-полис могло наказывать и за холостой образ жизни, граждане были обязаны жениться. Также афинский гражданин не мог говорить то, что ему вздумается. Высказывание, непочтительное по отношению к богам, наказывалось изгнанием из общины или смертью.
     Несмотря на строжайшие законы, в полисе, все-таки, впервые возникает понятие прав гражданина как мера свободы человека, обеспечиваемая государством-полисом.
     Концепция правового государства была разработана такими мыслителями древности, как Солон, Сократ, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон. Мыслители Античности пытались выявить связи между правом и государственностью, которые бы обеспечили гармоничное развитие общества. 
     Так, Платон и Аристотель предполагали существование государства только на основе законов, которые должны четко и детально регламентировать все сферы жизни людей и регулировать их деятельность. По их мнению, справедливой государственностью считается государственная власть, которая признает право и ограничена им одновременно.
     Платон вводит понятие идеального государства. Такое государство основано на принципе справедливости. Справедливость состоит в том, чтобы каждый занимался своим делом и не вмешивался в чужие дела. Так, например, жизнь страж организуется на началах солидарности, равенства, общности и коллективизма. В своих диалогах «Государство», «Политик» и «Законы» Платон также уделяет большое внимание законам: «где закон не имеет силы и не находится под чьей-либо властью, неизбежна «гибель государства»… где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги»16.
     Аристотель делает акцент на такой категории, как политическая справедливость. Он различает справедливость уравнивающую, которая применяется в области гражданско-правовых сделок и наказаний, и справедливость распределяющую, которая означает деление общих благ по достоинству. Политическая справедливость возможно лишь в том случае, если люди свободны и равны. Критерием справедливости служит право, которое является регулятором политического общения. Право же неразрывно связано с законом: «не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву»17
     Учения о правовом государстве в Древнем Риме имеют много общего с учениями о правовом государстве в античной Греции. Новизна политической теории римлян в том, что с развитием отношений частной собственности и рабства появляется необходимость в усилении правовой защиты имущественных отношений. Эта необходимость основной целью государства определяет защиту имущества. 
     Цицероном были разработаны положения о государстве как правовом общении и «общем правопорядке», как о «деле народа». 
     В основе права, по мнению Цицерона, лежит разум, а также справедливость, которая требует не вредить другим и не нарушать частную собственность. Будучи сторонником теории естественного права Цицерон делал вывод о том, что права и свободы человека принадлежат ему от самой природы, а не устанавливаются кем-то. Поэтому законы в обществе должны соответствовать природе, быть разумными и постоянными, распространяться на всех людей. 
     Идеи о правовом государстве мыслителей-философов античности в дальнейшем нашли свое отражение в трудах ученых последующих эпох, включая и современность. Именно античные авторы разработали ряд важных и значимых положений, которые касаются правового государства. Например, положения о власти закона как сочетании силы и права, о свободном индивиде как субъекте права, о равенстве людей по естественному праву, о роли права в типологии государственных форм и другие.
     При переходе от феодализма к капитализму наблюдается высокий рост производительных сил, появление новой сословной структуры, что, в свою очередь, порождает изменения в политических и социальных отношениях в обществе. Эти изменения приводят к тому, что необходимо разрабатывать новые концепции к пониманию государства и его роли в общественной жизни. Центральное место в этих концепциях отводится проблемам организации политической власти в руках одного человека или правящего органа  для того, чтобы избежать монополизации власти, а также обеспечить равенство всех граждан перед законом посредством права. 
     На ранних этапах разложения феодализма идеи правового государства отразились в политико-правовой мысли Н. Макиавелли и Ж. Бодена. В своей теории Макиавелли указывает на то, что государство находится в постоянном движении. Он отмечает влияние социальных противоречий на формы государства, их эволюцию и смену. Как и античные авторы, он отдает предпочтение смешанной форме правления, как наиболее устойчивой и успешной. Именно смешанная республика, по мнению Н. Макиавелли,  способна согласовать интересы борющихся социальных групп, т. к. она в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы. Также он отмечает, что велика роль закона в государстве. Народ, связанный законом, постояннее, благоразумнее и честнее. Поэтому правитель должен лучше создавать законы и устраивать новые учреждения. 
     Боден определяет государство как правовое управление несколькими семействами и тем, что у них общее. Государство действует сообразно со справедливостью и с естественными законами, а также не противоречит праву частной собственности, праву на индивидуальную семью и частную семейную жизнь.   
     Таким образом, в данный переходный период укрепились и развились идеи правового государства и были сформированы социально-политические условия для укрепления мысли о необходимости верховенства права и существования гражданского общества.
     В основе же современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа Канта, французского правоведа Монтескье и таких философов-просветителей, как Спиноза, Гроций, Локк, Руссо, Дидро, Гольбах, Гоббс. Эти ученые полагали, что на смену бюрократическому государству должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми правами. Государственная власть в правовом государстве должна быть ограничена правом и законом. Рассмотрим более подробно теоретические положения учений о правовом государстве философов-просветителей. 
     Согласно теории Гроция существует право естественное и право волеустановленное. Он отмечает следующие предписания естественного права: соблюдение обещаний, воздержание от чужого имущества, возмещение виновным ущерба. Волеустановленнное право соответствует принципам естественного права. 
     Под государством Гроций понимает союз свободных людей, который был заключен ради соблюдения права и общей пользы. Цель государства заключается в охране частной собственности для свободного пользования своим достоянием каждым человеком. Также ученый отводит определенное место общественному договору, как источнику формы государства. Он утверждает, что при создании государства народ и власть заключают договор, согласно которому народ может избирать любую форму правления, но, избрав ее, народ обязан повиноваться правителям. 
     У Дидро государственная власть является суверенной и возникает как продукт общественного договора, который придает обществу организованную политическую форму. Люди частично передают свою независимость государству с целью обеспечения интересов всех. Государство же, в свою очередь, обеспечивает неотъемлемые права граждан и их счастье. Если государь отказывается или не может обеспечить гражданам счастье, то народ не связан с ним никаким договором и может заключить его с новым государем. Политическая программа Дидро предполагала предоставление гражданам права на защиту личной безопасности, личной свободы. Учение Дидро о правовом государстве продолжил Иммануил Кант.
     Кант определяет правовое государство, как государство, которое ограничивает само себя определенным комплексом норм и правил. В таком государстве центральное место занимает человек и его гражданская самостоятельность и свобода. Народ в правовом государстве имеет прерогативу требовать своего участия в установлении правопорядка через принятие конституции. Там, где государство действует на основе конституции, не может быть ограничения прав граждан. Также для достижения полного равенства граждан Кант говорит в своем учении о необходимости разделения властей на законодательную, которая принадлежит парламенту, исполнительную – правительству и судебную, осуществляемую судом присяжных. Ученый отметил, что достижение правового состояния общества невозможно достичь противоправными средствами, поэтому существует необходимость подчиняться ныне существующей власти, каково бы ни было ее происхождение.
     В противоположность Канту идеи права и государства трактовал Гегель. Эти две категории были рассмотрены им, как продукты разума, которые нашли свое воплощение в реальных общественных институтах. 
     Основной идеей права Гегель считает всеобщую свободу. Всеобщая свобода требует от индивида подчинения нравственному долгу, а также соотнесения своих прав с обязанностями перед государством. Развитие свободы до степени всеобщности исходит из развертывания идеи права, как движение по ступеням вверх от абстрактного понятия к нравственности. 
     Абстрактное право охватывает область имущественных отношений. Свобода здесь выражается в том, что каждый человек обладает правом владеть вещами, заключать договор с другими людьми и требовать восстановления своих прав в случае преступлений против своей воли. 
     Перед тем, как достичь нравственности, право достигает вторую ступень в своем развитии – мораль. Моральное состояние духа определяет свободу воли внутренними побуждениями индивида, его помыслами, а также способностью соизмерять свое поведение с обязанностями перед другими людьми.
     Наконец, наивысшая ступень в развитии права и свободы – это нравственность. В общении с людьми человек достигает нравственную свободу. Формированию нравственного сознания способствуют объединения, в которые вступают люди для достижения общих целей. В качестве таких объединений выступают семьи, гражданское общество и государство. 
     Гражданское общество отражает интересы частных лиц и с помощью права обеспечивает безопасность их жизни и собственности. Отсюда можно заметить, что акцент в гражданском обществе делается на системе материальных потребностей, это, в свою очередь, порождает деление индивидов на сословия. И, несмотря на то, что в гражданском обществе есть законы и суды, оно становится не в состоянии регулировать социальные противоречия. Для этого оно должно быть упорядочено вышестоящим политическим органом власти – государством. 
     Государство предстает в учениях Гегеля, как нравственное целое, которое способно снять все противоречия. Именно в государстве своей наивысшей формы достигает единство правового содержания и морального убеждения.
     Главная идея воззрений Гегеля на государство состоит в том, что государственная деятельность должна носить четкий социальный и правовой характер, иметь глубокое нравственное содержание и быть полезной для общества и индивида.
     Прогрессивно идея правового государства в  политико-правовой мысли Западной Европы развивалась в лице Д. Дюги, Г. Спенсера, Р. Иеринга, Г. Еллинека и др. Если отвлечься от субъективных оценок, то большинство авторов сходились во мнении, что правовым можно считать лишь такое государство, где законодатель так же подзаконен, как и гражданин18. Р. Иеринг считает, что правовая государственность имеет место лишь там, где государственная власть сама подчиняется предписанному ею порядку, где она приобретает окончательную правовую прочность. Лишь при господстве права процветают национальное благосостояние, торговля и промыслы, развертываются присущие народу «умственные и нравственные силы»19.
     В концепции Г. Еллинека государство определяется как представитель общих интересов своего народа, как господствующий, являющийся юридической личностью союз народа, удовлетворяющий индивидуальным, национальным и общечеловеческим солидарным интересам в направлении прогрессивного развития общества20.
     Отечественные мыслители Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен, Н.М. Муравьев, А.Н. Радищев, Н.И. Палиенко, П.И. Новгородцев, С.А. Котляревский, Н.А. Бердяев, В.М. Гессен, Б.А. Кистяковский и др. также развивали идею правового государства в политико-правовой мысли. 
     А.Н. Радищев отмечает, что законы должен издавать народ, т. к. общество создано для обеспечения всех интересов граждан. По его мнению, закон – это средство достижения свободы человека. Общему благу народа, по мнению мыслителя, должна служить государственная власть: «Государство есть великая махина, коея цель есть блаженство граждан»21. Люди, создавая государство путем заключения молчаливого договора между собой, отказываются от части своих прав и природной власти, рассчитывая на государство. А.Н. Радищев также признает право народа на сопротивление государственной власти. Если государь нарушает молчаливый договор, то народ освобождается от обязанности подчиняться государю.
     В.М. Гессен понимает под правовым государством государство, которое признает обязательным для себя, как правительства, создаваемые им же, как законодателем, юридические нормы. Правовое государство в своей деятельности, в осуществлении своих правительственных и судебных функций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним22. 
     Деятель русского освободительного движения 50-60-х гг. XIX в. Н.Г. Чернышевский появление государства и права связывает с появлением частной собственности и развитием имущественного и социального неравенства. Чернышевский подчеркивает влияние экономического фактора на возникновение, сущность и будущее государства: «экономической деятельности отдельного лица должна быть представлена совершенная свобода. Общество не имеет права налагать на нее никаких стеснений. Государство не имеет права заниматься ни одним из тех предметов деятельности, которые осуществляются или могут быть осуществлены силами отдельного лица. Государство существует только для ограждения безопасности частных лиц и для отвращения стеснений, которые могли бы мешать полнейшему развитию частной деятельности. Иначе говоря, заботе государства подлежит только то, что не достигается и не может быть достигнуто деятельностью частных лиц; иначе сказать, государство есть только страж безопасности частных лиц; безусловная свобода для деятельности частного лица есть верховный принцип общества, и государство должно иметь существование и деятельность только в той мере, какая нужна для осуществления этого верховного принципа»23. 
     Законы политические, гражданские и уголовные, по мнению Н.Г. Чернышевского, возникают, прежде всего, из-за несоразмерности между потребностями людей в материальных благах и средствами их удовлетворения.
     С.А. Котляревский, говоря о правовом государстве, в первую очередь обращает внимание на обоюдную ответственность государства и личности друг перед другом, а также на принцип разделения властей. По-мнению ученого, суд – основной орган, обеспечивающий реальную обоюдную ответственность государства и личности. Следовательно, суд должен быть независимым и пользоваться доверием народа.
     Отечественный философ и правовед Ф.В. Тарановский в своих работах отметил, что «право неразрывно связано с государством: государство составляет непосредственную среду для развития права, и государственная организация в свою очередь облекается в правовые формы»24. Поэтому правовое государство ученый охарактеризовал, как государство, которое признает и гарантирует личные права и свободы человека: свобода собраний и споров, свобода совести, вероисповедования и преподавания, а также свобода перемещения внутри страны и беспрепятственный выезд заграницу. 
     В первой половины XX в. идеи правового государства наполняются общедемократическим содержанием, что отличает их от либеральных учений XIX в., отрицавших принципы демократии и народного суверенитета.
     Таким образом, теоретические положения, которые сложились в политико-правовой доктрине XVIII-XX веков, отражают следующие принципы правового государства: верховенство права, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, установление реальных гарантий прав и свобод личности, взаимная ответственность личности и государства. 
1.2. Признаки и функции правового государства
     Правовое государство – это государство демократического типа, которое основано на верховенстве закона, господстве права, справедливости и равноправии, а также на отсутствии насилия в обществе со стороны государства, в первую очередь.
     Правовое государство было и остается явлением развивающимся.  Постепенно оно приобретает новые свойства, которые соответствуют конкретному уровню развития общества. Поэтому под современным правовым государством, которое соответствует уровню развития нашего общества, понимается такая форма организации государственной власти, где в полном объеме будут обеспечены права и свободы граждан, а также возможность их участия в осуществлении власти на основе норм права. 
     Чем же правовое государство отличается от государства? Чтобы нам ответить на данный вопрос, необходимо проследить связь права с каждой сферой жизнедеятельности общества.
     Итак, социальную сферу правового государства составляет гражданское общество, которое представляет собой саморегулирующуюся систему. Гражданское общество – это объединение свободных граждан. В связи с этим центральное положение в таком государстве занимает человек и его интересы: творческие, трудовые, политические и иные. 
     Гражданское общество состоит из трех подсистем: экономической, политической и духовной, которые гарантируют удовлетворение интересов и потребностей каждого гражданина. Также данные подсистемы наделяют людей определенными правами и свободами. Например, в экономическом плане каждый человек является собственником. Он реально обладает теми, средствами, которые необходимы человеку для его полноценного существования. Он свободен в выборе форм собственности, вида труда и распоряжении результатами этого труда. Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, т.е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления.
     Гражданское общество есть правовое демократическое общество, где высшей ценностью являются права человека и гражданина. Оно развивается вместе с государством. Следовательно, правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества.
     Говоря о социальной сфере правового государства, мы должны выделить такую важную категорию, как «нравственная основа правового государства». Она базируется на принципе справедливости и гуманизма, свободы и равенства личности. Реально обеспечить нравственные ценности человека, исключить произвол и насилие над личностью под силу только правовому государству. И выражается это следующим образом: только в правовом государстве права и свободы личности находятся в приоритете во взаимоотношениях с государством, правосудие осуществляется справедливо, используются демократические методы государственного управления, проявляется терпимость к различным религиозным воззрениям и т.д. Нравственная основа любого общества определяет зрелость государства в целом. 
     Таким образом, правовое государство – это государство зрелое и цивилизованное.
     Экономическую сферу правового государства представляют производственные отношения, базирующиеся на различных формах собственности (государственной, частной, коллективной и др.), которые являются равноправными и одинаково юридически защищенными. В правовом государстве производитель, индивидуальный, выступает как собственник продуктов своего труда. 
     Таким образом, только при наличии свободы и самостоятельности собственности можно говорить о правовом начале государства.
     Правовое государство – это государство суверенное. Поэтому основой политической сферы правового государства выступает суверенитет. Он служит для координации общественных отношений и интересов государственных и негосударственных организаций, обеспечивая их справедливое правовое равновесие. 
     Итак, отличие правового государства от государства в том, что оно связано правом и действует строго в границах, установленных им. Правовое государство ответственно перед обществом, поэтому обеспечивает полную социальную и правовую защищенность каждого гражданина в отдельности. Государство же не правовое характеризуется всевластием и свободой от общества, а также незащищенностью граждан от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц.
     На основе этих отличий мы можем выделить ряд основных признаков правового государства.
     Во-первых, верховенство закона во всех сферах жизни общества. Высшей формой выражения и защиты свободы людей в правовой системе является закон. Закон – это установленный государством свод общеобязательных правил поведения, которые регулируют наиболее важные сферы общественной жизни, а также определяют степень свободы граждан и охраняют нравственные ценности. Необходимо помнить, что при создании законов не допускается своеволия законодателя. В законах не должны отражаться ограничения субъективного характера, которые будут подрывать основу правового государства. Ни один человек, ни одна общественная организация, ни одно должностное лицо, ни один государственный орган не вправе нарушать закон. В случае же его нарушения виновный понесет строгую юридическую ответственность. 
     Верховенство закона также и означает определенную иерархию нормативных актов. Закон, обладая высшей юридической силой, находится в верхушке данной иерархии. Подзаконные нормативные акты должны соответствовать закону, но ни в коем случае «не обогащать», «не дополнять» и «не совершенствовать»  его. При необходимости подзаконные нормативные акты могут конкретизировать некоторые положения закона. 
     Основным законом в правовом государстве является Конституция, в которой сформулированы принципы государственной и общественной жизни. Все нормативно-правовые акты, принятые в государстве, не должны противоречить Конституции. Не допустимо ее постоянное изменение, обновление и дополнение, а также и отступление от Конституции, что может привести к развитию нестабильности в обществе. В результате вырастет организованная преступность, из-под контроля закона выйдут целые районы, с чем не смогут бороться правоохранительные органы. Поэтому закон должен иметь долгосрочный характер действия.
     Верховенство закона, в первую очередь Конституции, создает в обществе прочный режим правовой законности. Поэтому приоритетом для правового государства является Конституция.
     Во-вторых, разделение властей. Под принципом разделения властей понимается разграничение единой государственной системы власти на самостоятельные отрасли: законодательную, исполнительную и судебную. Такое разграничение позволяет предотвратить злоупотребление властью и становление тоталитарного режима в государстве, не связанного правом. В связи с этим все элементы правового государства имеют свое направление деятельности и функционируют на основе принципа разделения властей. При этом они обязаны согласовывать свою деятельность с действующим законодательством. Таким образом, верховной властью является законодательная, подзаконными – исполнительная и судебная. Каждой из этих властей при помощи организационно-правовых мер со стороны государства гаранти.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44