VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Педагогические условия формирования начальных представлений о ЗОЖ

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W007577
Тема: Педагогические условия формирования начальных представлений о ЗОЖ
Содержание
1



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Курский государственный университет»



Факультет физической культуры и спорта

Кафедра педагогики



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(бакалаврская работа)

на тему: «Педагогические условия формирования начальных представлений о ЗОЖ учащихся младшего школьного возраста»



                                           студентки 4 курса заочной формы обучения

                                           направления подготовки 44.03.01 

                                           Педагогическое образование

                                           направленности (профиля)  Физкультурное            

                                           образование 

                                           Халиной    Юлии  Владимировны                                         

                                           Руководитель: к.п.н., доцент каф. педагогики

                                            Прозорова Надежда Васильевна 





   

Допустить к защите:

заведующий кафедрой

Гонеев Александр Дмитриевич _______________

«____» _________________ 2017 г.



                                              Курск, 2017 г.

                                                  ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НАЧАЛЬНЫХ 

ПРЕДСТАВ ЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ  В СОВРЕМЕННОЙ  НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……………………………...6

1.1.Сущность понятий «здоровье», «образ жизни», «здоровый образ жизни».6

1.2. Важнейшие составляющие здорового образа жизни …………………….15

1.3.Особенности формирования начальных представлений о ЗОЖ  учащимися младшего школьного возраста ……………………………………19

ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………......24

2.1.Методы исследования…………………………………………...…………..24

2.2.Организация исследования……………………………………...………..... 25

ГЛАВА III. СОЗДАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗОЖ  УЧАЩИМИСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………..27

3.1. Характеристика уровня  сформированности представлений младших школьников о ЗОЖ………………………………………………………………27

3.2.Программа  по формированию начальных представлений о ЗОЖ учащихся младшего школьного возраста ……….…………………………….

3.3.Анализ эффективности программы по формированию начальных представлений о ЗОЖ учащихся младшего школьного возраста…………….

ВЫВОДЫ…………………………………………………………...………......65 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………......66

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………….…………………….....…...74



                                                   

      



                                                       

                                                 ВВЕДЕНИЕ



     Резкое ухудшение состояния физического, психического и нравственного здоровья, понижение резервов жизнеспособности людей, в том числе детей и подростков вызвано в нашей стране общественно - политическими, экономическими и социально-педагогическими явлениями.

     Серьёзность этой ситуации трудно преувеличить, поскольку в ближайшее десятилетие именно сидящие за партами сегодня школьники будут определять уровень благосостояния страны, её экономический, научный и культурный потенциал.

     Результаты научных исследований (В. Ф. Базарный [5], Брехман И. И. [10], Л. Г. Татарникова [38] и др.) свидетельствуют о том, что сложившаяся в предшествующие годы в нашей стране тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни[6].

     Ухудшение здоровья детей младшего школьного возраста стало на сегодняшний день не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой.

     Изучение педагогического наследия прошлого и современных научных трудов в вопросах здорового образа жизни, показало, что эти проблемы рассматривались в работах И. И. Брехмана [10], Л. С. Выготского [13], Г. К. Зайцева [20], П. Ф. Лесгафта [25], В.А. Сухомлинского [37], Л. Г. Татарниковой [39], К. Д. Ушинского [41] и др.

    Начавшееся по всей стране внедрение школьных программ обучения здоровому образу жизни в конце 70-х - начале 80-х гг. прошлого столетия не привело к ожидаемым результатам, так как учителя школ оказались неподготовленными к просветительской деятельности в области здоровья, да и трудности изменения поведенческих привычек, с которыми столкнулись педагоги, оказались очень устойчивы.

     С середины 90-х гг. XX в. появились научные работы воспитательно-оздоровительного направления, относящиеся к организации образовательного и воспитательного процессов (В. Ф. Базарный [5]), гигиены обучения и воспитания школьников, устранения  факторов риска для здоровья детей и подростков при обучении в школе (В. Ф. Матвеев [27]). Появились работы по  школьной валеологии (Л. В. Баль [7]), Г. К. Зайцев [20], В. В. Колбанов [23]).

      Приобщение школьников к здоровому образу жизни – это, прежде всего, процесс социализации – воспитания. Семья и школа сегодня должны и могут стать важнейшими звеньями социализации подрастающего поколения. Через эти институты проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируются как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.

     Анализ психолога - педагогической литературы позволил предположить нам, что одним из возможных решений рассматриваемой проблемы является формирование у младших школьников начальных представлений о здоровом образе жизни.

     Поэтому проблему данного исследования мы сформулировали следующим образом: каковы педагогические условия  формирования начальных представлений  о здоровом образе жизни у  учащихся младшего школьного возраста?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у  учащихся младшего школьного возраста.  

Предмет исследования: педагогические условия формирования начальных представлений о здоровом образе жизни у  учащихся младшего школьного возраста.  

Гипотеза исследования: формирование начальных представлений о здоровом образе жизни  у  учащихся младшего школьного возраста будет проходить успешно, если:

-будут выделены основные представления об организме и здоровом образе жизни, доступные для усвоения младшими школьниками;

-определены основные критерии сформированности здорового образа жизни;

-деятельность учителя и обучающихся младшего школьного возраста будет носить целенаправленный, систематический и целостный характер на основе учета межпредметных связей;

-родители и учителя в своей деятельности будут способствовать формированию интереса младших школьников к собственному здоровью, глубокому осознанию пагубности влияния вредных привычек на качество собственной жизни;

-будет происходить закрепление полученных знаний  в практическом освоении форм и способов здорового образа жизни.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:

1.Проанализировать состояние проблемы формирования начальных представлений о здоровом образе жизни  в современной научной литературе.

2.Раскрыть особенности  формирования начальных представлений о здоровом образе жизни   учащихся младшего школьного возраста.  

3. Экспериментально проверить и обосновать эффективность программы по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни учащихся младшего школьного возраста.  

Выпускная квалификационная работа состоит из трёх глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.



ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ  В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ



1.1.Сущность понятий «здоровье», «образ жизни», «здоровый образ жизни»



     Каждый исторический период развития человеческого общества был определен культурными рамками  и своими ценностями. И, пожалуй, единственным стабильным  показателем оставалось здоровье человека.    

     Понятие «здоровье» имеет множество определений. Так, по определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия» [3]. 

     Исходя из данного определения Е. И. Тороховой, выделяются такие  компоненты здоровья, как: психическое, то есть адекватное реагирование человека на внешние  и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой;

социальное - деятельное отношение человеческого индивидуума к миру;

физическое - совершенствование саморегуляции функций организма, гармонии физиологических процессов и  максимальной адаптации к различным факторам внешней среды [40]. 

    И. И. Соковня-Семенова определяет здоровье человека как «его способность сохранять соответствующие возрасту и полу психофизиологическую устойчивость в условиях постоянного изменения количественных и качественных единиц структурной (на клеточном уровне) и сенсорной информации (зрительная, слуховая, тактильная и др.)»[38].

     По мнению академика Ю.П. Лисицина «… здоровье человека  не  может сводиться лишь  к констатации отсутствия болезней,  недомогания, дискомфорта, оно - состояние, которое позволяет человеку вести  нестесненную  в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, вести здоровый образ жизни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное  благополучие»[26, 54с]. 

     Наиболее полным, как  нам представляется, является определение понятия здоровья, данное академиком В.В. Колбановым. Он считает, что «здоровье человека - это континуум (сменяемость и протяженность во времени) естественных состояний жизнедеятельности, характеризующееся способностью организма к совершению саморегуляции, поддержанию гомеостаза, самосохранению и самосовершенствованию соматического и психического статуса, при оптимальном взаимодействии органов и систем, адекватном приспособлении к изменяющейся окружающей среде (физической, биологической, социальной), использовании резервных и компенсаторных механизмов в соответствии с фенотипическими потребностями и возможностями выполнения биологических и социальных функций. Отсутствие какого-либо из перечисленных признаков означает частичную или полную утрату здоровья. Полная утрата здоровья несовместима с жизнью» [23].

      Таким образом, здоровье каждого человека зависит, прежде всего, от его окружения, личного поведения и, конечно же, от образа жизни.

      Учёные подсчитали, что состояние нашего здоровья  на 70% зависит от образа жизни, на 15% от наследственности, ещё меньше – 8-10% от окружающей среды и медицины [4].

     Что же представляет собой образ жизни? С точки зрения научного определения понятия, В.В Колбанов, считает, что образ жизни - это устойчивая, долговременная система отношений человека с природной и социальной средой. Это представления о нравственных  и материальных ценностях, намерений, поступков, стереотипов поведения, реализации стратегий, направленных на удовлетворение разнообразных потребностей, на основе адаптации к правилам, законам и традициям общества [23].     Образ жизни, по мнению И. И. Соковни-Семеновой, эта личность, активно существующая  в условиях благоприятного психофизического пространства, не проявляющая по отношению к себе и пространству агрессивности в опасных формах. 

     Под образом жизни мы понимаем тип жизнедеятельности людей, обусловленный особенностями общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются труд, быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления[38].

     Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни». Здоровый образ жизни, на наш взгляд, объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях[38].

     Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.

     Б.Н. Чумаков характеризует здоровый образ жизни как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни - целенаправленно и постоянно[44]. 

     Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения в стиле и укладе жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями [3].

      По мнению учёных, здоровый образ жизни человека - это способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья, а также на выполнение человеком его социально-биологических функций[].

    Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

     Впервые около пяти с половиной тысяч лет назад, книгу о здоровом образе жизни под названием «Дао дэ дзин» - «Правильный путь» написал древнекитайский мудрец Лао Цзи. Привожу лишь фрагмент рассуждений о интересующей нас проблеме: «Для чего же нужен здоровый образ жизни?:

- для выполнения всех бытовых и общественных функций в оптимальном режиме для человека; - для сохранения и укрепления здоровья; - для воплощения социальных, психологических и физических возможностей, раскрытия потенциала личности; - для продления рода и достижения активного долголетия»[14].

     Подтверждением этих слов являются мысли известного популяризатора здорового образа жизни Поль Брега, утверждающего, что человек - единственное существо в мире, которое умирает не своей смертью, так как все же остальные животные живут столько, сколько им определено генетической программой [10].    

     Причину такого положения П. Брег видел в том, что образ жизни современного человека далек от того, который привел к возникновению на Земле человека разумного[10].

     К сожалению, в иерархии потребностей, удовлетворение которых лежит в основе человеческого поведения, здоровье находится далеко не на первом плане, а по сути своей именно оно должно стать первейшей потребностью. Особенно это касается молодых людей, которые  в молодости не думают о сохранении и укреплении здоровья и лишь,  потом, растратив его, начинают ощущать выраженную потребность в нем. 

     Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

     Достаточно полно понятие «здоровый образ жизни» рассматривает в своих работах профессор М. Я. Виленский, определяя это понятие как типичную совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, объединяющей нормы, ценности, смыслы регулируемой ими деятельности и ее результаты, укрепляющие адаптивные возможности организма, способствующие полноценному выполнению учебно-трудовых, социальных и биологических функций[11].

     В понятие «здоровый образ жизни» входят следующие составляющие (компоненты) [11]:

· рациональная организация трудовой (учебной) деятельности;

· правильный режим труда и отдыха;

· рациональная организация свободного времени;

· оптимальный двигательный режим;

· рациональное питание;

· соблюдение правил личной гигиены, закаливание;

· соблюдение норм и правил психогигиены;

· сексуальная культура, рациональное планирование семьи;

· профилактика аутоагрессии; 

· контроль за своим здоровьем.

     Положительное влияние на здоровье человека оказывают такие факторы, как, соблюдение режима дня, рациональное питание, занятия физической культурой и спортом, закаливание и др. Однако, надо учитывать и факторы, отрицательно влияющие на здоровье: курение, употребление алкоголя, наркотиков, эмоциональную и психическую напряженность при общении с окружающими, а также неблагоприятную  экологическую обстановку в местах проживания[16].

     Перестройка поведения человека всегда требует дополнительных усилий, но всё должно совершаться на грани удовольствия. Приятного от затраченных усилий должно быть столько, чтобы усилия не показались напрасными. Создаваемая человеком система здорового образа жизни должна иметь привлекательность и необходимость видения конечной цели усилий. Если перефразировать Цицерона, то конечная цель формулируется следующим образом: здоровый образ жизни - это система поведения человека для достижения благополучия для себя,  семьи и государства [16]. 

     Так как здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека, то и выбор своего пути каждый человек должен сделать сам и стремиться выработать в себе ряд необходимых качеств он тоже должен сам. 

     Для этого необходимо:  иметь четко сформулированную цель жизни и обладать психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях; знать формы своего поведения, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья; верить в то, что образ жизни, который он ведет,  даст положительные результаты [1].

     Здоровый образ жизни как систему можно представить  тремя основными взаимосвязанными и взаимозаменяемыми элементами, тремя культурами: культурой питания, культурой движения и культурой эмоций [19]. Отдельные оздоровительные методы и процедуры не дают желательного и стабильного улучшения здоровья, потому, что не затрагивают целостную психосоматическую структуру человека.

     Как отмечает ряд учёных, на сегодня  сложилась ситуация, при которой  система образования не способствует формированию здорового образа жизни, поэтому знания взрослых людей о здоровом образе жизни не стали их убеждениями[32]. 

     В школе часто рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются в назидательной и категоричной форме, что не вызывает у детей положительных реакций, а взрослые, в том числе и учителя, редко придерживаются декларируемых правил. 

     В исследованиях Э.М. Казина отмечается, что в настоящее время в наших школах наблюдается парадокс: при положительном отношении к факторам здорового образа жизни, особенно в отношении питания и двигательного режима, в реальности их используют лишь 10-15% людей, принявших участие в анкетировании [21]. 

     Существует множество программ ЗОЖ, включающих в себя  различные компоненты. Попытаемся выделить основные из них:

1.Программа рационального питания;

     Пища должна перекрывать энергозатраты организма, быть полноценной по химическому составу и содержать белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и микроэлементы, быть безвредной в химическом отношении и безопасной с точки зрения бактериального состава [9].

2.Оптимальная для организма двигательная активность.

     Роль двигательной активности в определении здоровья человека была известна давно. Древнегреческий философ Платон считал движение «целительной частью медицины» [14]. Великий русский писатель Л. Н. Толстой говорил о том, что: «Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно»[14].

3.Соблюдение режима дня.

     И.П. Павлов считал, что основу режима составляет «динамический стереотип», т.е. регулярно повторяющаяся деятельность, но не инертная, монотонная, а динамичная, изменяющаяся в зависимости от воздействия среды[36]. Этому, по мнению Ю. Ф. Змановского, способствует, развитию у ребенка обязательного выполнения основных компонентов распорядка дня,  которые должны будут опираться на особенности индивидуального  «биоритмологического портрета» ребенка[24].Остальные виды деятельности детей можно менять по времени и продолжительности выполнения. 

4.Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.

     Как замечает И. И. Соковня-Семенова, полезные привычки и гигиенические навыки лучше закрепляются, когда они осознаны. Что касается вредных привычек, то в основе их приобретения и избавления положена воля[38].

5.Повышение психоэмоциональной устойчивости.

     Профессор П. В. Симонов высказывает мысль о том, что особо опасны для здоровья не активные эмоции, а пассивные - отчаянье, тревога, боязливость, депрессия. Эти эмоции нередко приобретают социальную окраску чувства вины, сожалений, угрызений совести[35]. 

     По словам врача и педагога Е. А. Аркина «как физическая постановка нашего тела, так и душевная  установка по отношению к окружающему миру - всецело дело воспитания, результат тех примеров, которые ребенок видит и слышит со стороны взрослых»[3].

     Именно поэтому одной из составляющих здоровья  считается позитивное мышление. Н. Коршунова пишет, что позитивное мышление - не врожденное свойство, оно достигается упорными тренировками. Ребенка важно учить радоваться даже малой своей победе, а еще больше чужой удаче[12].

6. «Содержательная жизнь» или иными словами - смысл жизни.

     Н. Коршунова  считает, что «содержательная жизнь» к здоровью  имеет самое прямое отношение. Все остальное - и питание, и движение, и гигиена имеет смысл, лишь, когда человеку есть для чего вставать с постели каждое утро, если есть дело, которое кроме него или лучше него никто не выполнит, есть интерес к миру, есть любовь хоть к чему-нибудь[12]. 

     Академик Н. М. Амосов  подобный фактор ЗОЖ называет «счастливой жизнью», который без других составляющих здоровья не обеспечивает, но, тем не менее, является необходимым[2].

     Неотъемлемой частью любой культуры, по мнению Е. И. Тороховой, являются традиции, сложившиеся на основе длительного опыта групповой деятельности и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся вновь приходящим в коллектив, социальные правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого[40].

     Создание традиций - это долговременный процесс, требующий порою смены не одного поколения. Ведь важно не только накапливать знания, но и находить им практическое и постоянное применение на уровне естественных потребностей, привычек, привязанностей. Недостаточно знать и понимать, важно жить этим.

     Исходя из этого И. Ю. Жуковин рекомендует изменять отношение людей к здоровому образу жизни на основе формирования традиций и ценностных мотиваций[8].

     Создание традиций ЗОЖ - это то, что должно лежать в основе валеологической работы в образовательных учреждениях, и то, к чему нужно стремиться в конечном итоге.

Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. Это приведет к формированию потребности вести ЗОЖ, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. 

     Новая парадигма здоровья четко и конструктивно определена академиком Н. М. Амосовым: «Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя»[2].

     Эмпирическим путем человечество пришло к выводу, что неумеренность в еде, злоупотребление алкоголем, малоподвижный образ жизни снижают ресурс здоровья, в то время как занятия спортом, рациональное питание, закаливание повышают его. И чем раньше у человека сформируется мотивация, т.е. осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее станет каждый конкретный человек и общество в целом[2].

     Таким образом, здоровый образ жизни должен целенаправленно и постоянно формироваться в течение жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций. В этом случае он будет являться рычагом первичной профилактики, укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать резервные возможности организма, обеспечивать успешное выполнение социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.





1.2. Важнейшие составляющие здорового образа жизни



     В первом параграфе мы уже коснулись составляющих здорового образа жизни и поэтому сейчас раскроем содержание каждого компонента.      

     Несколько слов о младших школьниках и их возрастных особенностях.

Прежде всего, надо отметить, что это самый благоприятный возраст для формирования здорового образа жизни и привитие его компонентов. Задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы ребёнок осмысленно получал информацию и  адекватно применял её в различных ситуациях. Всё, что получает ребёнок в виде информации должно закрепляться на практике.

      Как хорошо всем известно, компонентами здорового образа жизни являются  физическая активность; рациональное питание; режим учебы без перенагрузок; соблюдение правил личной гигиены; правильная организация свободного времени с преобладанием физической активности;         предотвращение вредных привычек.

     Первым компонентом была названа физическая активность подрастающего поколения. Это, пожалуй, главный и решающий фактор сохранения и укрепления здоровья. И, несмотря на то, что двигательный режим человека не одинаков в разном возрасте, он абсолютно необходим и взрослому и ребёнку.    

     Физическая культура должна стать  составной  частью не только общей культуры, представляющей собой совокупность духовных и материальных ценностей, но и отдельного человека.

    Уже с раннего детства надо приучать ребёнка к  систематическим занятиям физической культурой и спортом и делать это надо не от случая к случаю, а регулярно и постоянно. 

Однако, придя в школу, обучающиеся ограничивают себя в двигательных действиях, долгое время занимая  неудобную для себя статическую позу, находясь за  партой. Это приводит к  снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: наблюдается  снижение внимания, памяти, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

      Безусловно, родители дома, а учителя в школе обязаны правильно организовывать  свободное время и занятия в классе, разнообразив уроки физкультминутками, динамическими играми, разными видами деятельности.    

     Говоря о здоровом образе жизни,  важная роль отводится питанию.

     Рациональное питание – это снабжение организма хорошо приготовленной, питательной и вкусной пищей, содержащей оптимальное количество различных пищевых веществ, необходимых для его жизнедеятельности.     

     К питанию в общеобразовательных учреждениях предъявляются  особые медико-биологические требования. К ним относятся: обеспечение школьного рациона  25% (завтрак) и 35%(обед) суточной потребности в пище; необходимое содержанию белков, жиров и т.п. в зависимости от возраста;  

обязательное соблюдение режима питания - завтрак перед уходом в школу, второй завтрак в школе, необходимый для восполнения энергозатрат и запасов пищевых веществ, интенсивно расходуемых в процессе обучения; обед и ужин.

     Не менее важным фактором при формировании здорового образа жизни  является личная гигиена. Она предполагает правильный  рациональный суточный режим, тщательный уход за телом, гигиену одежды и обуви каждым человеком в процессе его индивидуальной жизни.



    Одна из главных привычек, вырабатывающих с детства является мытьё рук ребёнка после посещения им мест общественного пользования: контакта с больными людьми, животными; после игр на улице, перед едой, после посещения туалета, каждый обязан помнить об этом.    

     Важной составляющей здорового образа жизни является также организация свободного времени. Здесь, конечно, большую роль должны сыграть родители, которые  не только «доносят» информацию о  том, что  организация свободного времени необходима и полезна, но сами включаются в эту деятельность. 

    В МКУК «Зуевская СОШ» Солнцевского района Курской области, где я работаю учителем физической культуры, делается много для совместной деятельности родителей и детей в плане спортивной деятельности. 

     Традиционными в школе стали осенний легкоатлетический кросс, в котором принимают участие все жители района от мала до велика; кросс, посвящённый нашей Великой Победе. Традиционными являются дни Здоровья, которые проходят ежегодно в солнечные осенние дни и тёплой весной. 

     В нашей школе создана спортивная команда , состоящая из родителей-пап по волейболу и баскетболу. Два раза в год команда встречается со старшеклассниками и учителями школы. К этому событию вся школа готовится заранее, так как после встречи дети демонстрируют свои творческие способности в танцах, исполнении песен, чтении стихов и прозы, обучающиеся в начальной школе делают поделки и устраивают конкурс рисунков.

     Интересно проходит в школе, ставшая уже традиционной, спортивная эстафета с приглашением родителей детей начальной школы: «Папа,  Мама, Я - спортивная семья».  Сколько бодрости, хорошего настроения создаёт этот праздник! Сколько положительных эмоций оставляет он в душах младших школьников! Сколько ещё потом на переменах идёт обсуждение прошедшего праздника и сколько гордости в глазах детей за своих родителей! 

     Не могу не сказать о недавно открывшемся в школе кинолектории для обучающихся и их родителей. Это интересная мысль была предложена учителем истории и обществознания нашей школы. Суть проста: просмотр и обсуждение фильмов на историческую тему и о современной жизни школьников. Помимо перечисленного,  каждый учитель в нашей школе на уроках и во внеурочное время старается, проводить объяснительную, разъяснительную работу по здоровому образу жизни. Для этого у нас работают кружки и факультативы, где разбираются важные вопросы здоровья и его ценностей.

    Большая работа проводится в школе по искоренению вредных привычек.

    К ним мы относим: нерациональный режим дня, нерегулярную подготовку к занятиям. Но наиболее вредными являются курение и злоупотребление спиртных  напитков. Мы понимаем, эти привычки могут незаметно перерасти в порок, способный испортить жизнь человека.  В связи с этим на уроках и во внеурочное время проводится работа по донесению до школьников информации о вредном воздействии  и последствий  курения и употребления алкоголя для здоровья.

      Таким образом, рассмотрев основные  критерии, влияющие на формирование здорового образа жизни, мы можем,  подводя  некоторый итог нашим рассуждениям,  сказать следующее:  здоровый образ жизни способствует укреплению здоровья человека и с помощью различных учебных и внеучебных мероприятий необходимо доносить до школьников вообще и младшего возраста в частности их значимость и востребованность для дальнейшей жизни. 

     Необходимо отметить, что младший школьный возраст является в этом отношении самым благоприятным  с точки зрения формирования  основ здорового образа жизни.









1.3.Особенности формирования начальных представлений о ЗОЖ у учащихся младшего школьного возраста



      Как мама двоих детей и учитель в школе, меня очень волнуют вопросы здоровья нынешнего поколения. 

     Проблема сохранения и укрепления здоровья детей поставлена на первое место в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, где задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; сохранения и поддержки индивидуальности ребенка, являются  основными и главными[42] .    

     Младшие школьный возраст является одним из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы формируется личность человека, закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка. 

     Проблема формирования начальных представлений о ЗОЖ актуальна, своевременна и достаточно сложна. 

     По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи за последние десятилетия состояние здоровья школьников резко ухудшилось: снизилось количество детей 1-й группы здоровья и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения[4] . 

     В многообразии факторов, влияющих на состояние здоровья, здоровый образ жизни играет ведущую роль. 

     Мой сравнительно небольшой опыт работы со школьниками младших классов (5 лет) показал, что у детей, не приученных заботиться о своем здоровье, неизбежны психологические срывы, им сложнее вникать в реалии взрослой жизни. А ведь новый 21 век заставил нас  столкнуться с возросшей конкуренцией, когда больших успехов в жизни и карьере добиваются более здоровые и образованные люди.

    Проанализировав литературу по педагогике в вопросах ЗОЖ я пришла к выводу, что большинство учёных, прежде всего, рассматривают вопросы проведения активной оздоровительной работы среди школьников младших классов с использованием в режиме дня всех естественных факторов внешней среды, повышения двигательной активности детей, обеспечения максимального пребывания их на открытом воздухе, рационального, богатого витаминами питания, соблюдения санитарно-гигиенических требований.

      Однако на практике можно увидеть совершенно другую картину: загруженность школьников образовательной деятельностью,  дополнительные занятия, переполненные  классы и нехватка педагогических кадров, становятся проблемой. Это в итоге приводит к тому, что дети мало бывают на свежем воздухе, ограничены в подвижных играх на улице, прогулках, а это выливается в то, что младшие школьники, приходя в первый класс, не имеют представлений о том, зачем и как надо заботиться о своем здоровье.

     Основными параметрами образа жизни, как нами уже отмечалось ранее,  являются труд, быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления.

     Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения в стиле и укладе жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями [3].

     В школе с вновь прибывшими детьми необходимо начинать работу по формир.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44