- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Условия эффективности социальной работы с неблаго-получными семьями детей посещающих гуо «ясли-сад №105 г
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012272 |
Тема: | Условия эффективности социальной работы с неблаго-получными семьями детей посещающих гуо «ясли-сад №105 г |
Содержание
Министерство образования Республики Беларусь УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» Педагогический факультет Кафедра педагогики и социальной работы КОРБАЧКОВА Вероника Валерьевна Условия эффективности социальной работы с неблагополучными семьями детей посещающих гуо «ясли-сад №105 г. Гродно» Дипломная работа Специальность 1-86 01 01-01 — Социальная работа, социально-педагогическая деятельность заочной формы обучения Научный руководитель: кандид. педагог. наук, доцент Кардабнёв А.А., Допущена к защите: заведующий кафедрой педаго- гики и социальной работы _____________ В.П. Тарантей _____________ дата Гродно, 2018 ОГЛАВЛЕНИЕ ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 4 ВВЕДЕНИЕ 5 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 8 ГЛАВА 1 НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНО -ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 11 1.1 Генезис и научные исследования понятия «социальная помощь» и «неблагополучная семья» 11 1.1.1 Социальная помощь как научное понятие 11 1.1.2 Неблагополучная семья и её характеристики 16 1.2 Неблагополучная семья как объект социальной работы 23 1.3 Специфика социальной работы с неблагополучной семьёй 30 1.4 Зарубежный опыт работы с неблагополучными семьями 40 Выводы по главе 1 47 ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 50 2.1 Социальное положение неблагополучных семей, посещающих ГУО «Ясли-сад №105 г. Гродно» 50 2.2 Межведомственное взаимодействие ГУО «Ясли-сад №105 г. Гродно» и государственных организаций по работе с неблагополучными семьями 57 2.3 Социально психологическая диагностика особенностей личности и поведения детей дошкольного возраста из неблагополучных семей 60 2.4 Условия и методы эффективной социальной работы в дошкольном учреждении образования 69 2.5 Опытно-экспериментальная работа с детьми старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей и их родителями 83 Выводы по главе 2 93 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95 Основные научные результаты исследования 95 Рекомендации по практическому использованию результатов 97 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 98 ПРИЛОЖЕНИЯ 102 ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ ГАСП — Государственная адресная социальная помощь СОП — Социально опасное положение США — Соединённые Штаты Америки СППС — Социально-педагогическая и психологическая служба КДН — Комиссия по делам несовершеннолетних ДСП — Детский социальный приют РЭС — Район электрических сетей РСЦ — Расчётно-справочный центр АПИ — Автономный пожарный извещатель УО — Учреждение образования ГУО — Государственное учреждение образования ДУО — Дошкольное учреждение образования ИДН — Инспекция по делам несовершеннолетних СПЦ — Социально-педагогический центр ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы обусловлена тем, что в современном белорусском обществе в социальной сфере отмечается приоритет воспитания ребёнка в семье, сохранение его благоприятных жизненных условий. Семья представляет собой неизмеримую ценность, которая должна обеспечивать социализацию ребёнка, реализацию своих функций по воспитанию подрастающего поколения. Семья является первичной социальной ячейкой, которая играет основополагающую роль в процессе развития ребёнка и его интеграции в общество. В её позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано государство. Но не каждая семья благополучна в своей структуре и сущности. Если благополучные семьи успешно выполняют свои функции за счёт адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребёнка и успешно решают задачи его воспитания и развития, то они и не нуждаются в поддержке специалистов. Неблагополучная семья, к сожалению, по ряду причин (социально-психологических, педагогических, экономических и других) не может обеспечить полноценное развитие ребёнка. В социально-неблагополучной семье нарушена структура, размыты внутренние границы, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, из-за чего нарушается психологический климат, обесцениваются основные семейные функции. От внутрисемейного неблагополучия страдает качество детско-родительских отношений, уровень доверия, уважения в семье. В теории социальной работы общепризнанным считается положение о том, что семья - главный объект социальной работы. В семье, как в зеркале, отражаются основные проблемы общества: малообеспеченность, безработица, конфликты между поколениями, одиночество и др. Проблемы отдельных членов семьи — это всегда проблемы семьи в целом. Так, утрата работы одним из членов семьи непосредственно влияет не только на материальный статус семьи безработного, но и на психологический климат в ней, на отношения между детьми и родителями. Поэтому в рамках системного подхода работа с нуждающимися в помощи членами семьи предполагает работу и с другими её членами, т.е. с семьёй как системой. Социальная работа с семьёй — многоаспектное понятие. Она основывается на понимании того, что семья — это сложное социальное образование. С одной стороны, это малая социальная группа, с другой - социальный институт. Работа с семьёй как с малой социальной группой предусматривает коррекцию внутрисемейных отношений, оказание семье социально-экономической, социально-психологической, социально-педагогической, социально-правовой помощи. Поддержка семьи как социального института включает разнообразные виды помощи в осуществлении функций семьи, консультирование, профилактику отклоняющегося поведения родителей и детей. Сегодня учреждения образования играют большую роль в выявлении и преодолении семейного неблагополучия. Сохранение семьи для ребёнка и создание условий для его полноценного развития является главной целью в системе мероприятий, осуществляемых специалистами дошкольного учреждения. Их работа предполагает развитие системы психологических, медицинских, социальных, юридических, экономических и профессиональных мер, направленных на сопровождение семей, осуществляющих опеку, попечительство или усыновивших (удочеривших) ребёнка из социально-неблагополучной семьи с целью оказания им помощи и профилактики формирования социального сиротства. Важной проблемой выступает определение условий эффективности социальной работы с неблагополучными семьями детей, посещающих дошкольное учреждение. Для повышения эффективности и результативности социальной работы большое значение имеет учёт специфики, социального положения, потребностей и интересов различных групп населения, данные которого используются органами социальной защиты, социальными службами, практическими социальными работниками в своей деятельности. С целью повышения эффективности социальной работы на уровне государства осуществляется работа в следующих направлениях: - налаживание и развитие межведомственного и межсекторного взаимодействия; - улучшение ресурсного (организационно-управленческого, материально-технического, финансового, кадрового и т. д.) обеспечения посредством привлечения в практику социальной работы с семьёй по месту жительства финансовых и материально-технических средств представителей бизнес-структур, благотворительных и общественных организаций, а также добровольцев; - распространение информационного обмена между семьями и социальными службами, между социальными службами различной ведомственной подчинённости и социальной направленности и т. д.; - предоставление разнообразных и одновременно комплексных, дифференцированных социальных услуг; - внедрение и развитие инновационных технологий, форм и методов работы. Важным условием эффективности социальной работы в дошкольном учреждении выступает сотрудничество специалистов и семьи. Успех сотрудничества педагогов и родителей во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного, совместного и согласованного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Только через тесное взаимодействие они станут активными участниками многих событий, которые станут для них не только принятием мер, начнут целенаправленно заниматься воспитанием, организацией условий для эффективной социализации в семье. Эффективная социальная работа с семьями и детьми, посещающими дошкольное учреждение образование, позволит увеличить возможности для более глубокого взаимопонимания между родителями и работниками ДОУ; повысить интерес родителей к жизни детей, стать активными участниками их процесса социализации. Ряд российских учёных занимались изучением проблем неблагополучных семей, причин социальной дезадаптации, технологий социальной реабилитации: Е.Б. Базарова [3], Е.В. Губанихина [10], Н.Ф. Дивицина [12], О.Н. Истратова [15], Ю.А. Кулясова [23], Т.И. Митичева [27], Р.В. Овчарова [30], Л.И. Поповичева [37], С.Г. Семёнов [40], И.А. Фурманов [46], Е.И. Холостова [47], Т.И. Шульга [52] и другие. Однако, исследований, направленных на изучение особенностей социальной работы с неблагополучными семьями в рамках дошкольного учреждения, недостаточно. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Тема работы «Условия эффективности социальной работы с семьями детей, посещающих государственное учреждение образования «Ясли-сад №105 г. Гродно» связана такими важнейшими темами как эффективность практики социальной работы и социальная работа с семьёй и детьми. Эффективности социальной работы в настоящее время уделяется достаточно внимания, что позволяет рассматривать критерии эффективности работы с объектами социальной работы: 1) характеристика социального работника; 2) характеристика объекта и восприятие объекта социальным работником; 3) условия работы. Таким образом, в связи с актуальностью указанной проблематики, была определена темы работы «Условия эффективности социальной работы с семьями детей, посещающих государственное учреждение образования «Ясли-сад №105 г. Гродно». Цель работы: выявить условия эффективности социальной работы с семьями детей, посещающих государственное учреждение образования «Ясли-сад №105 г. Гродно». Объект исследования: социальная работа с неблагополучными семьями в дошкольном учреждении. Предмет исследования: содержание социальной работы с неблагополучными семьями в дошкольном учреждении. Задачи исследования: 1. Уточнить характеристики неблагополучной семьи как объекта социальной работы. 2. Выявить специфику поведения детей старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей в дошкольном заведении. 3. Определить условия эффективности и методы социальной работы с неблагополучными семьями в дошкольном учреждении. Методологическую базу исследования составили основные положения отечественных учёных о специфике социальной работы с неблагополучной семьей (Ю.В. Василькова [8], Н.Ф. Дивицина [12], И.А. Фурманов [46], Т.И. Шульга [52]). Методы исследования: - теоретические: анализ (разложение объекта исследования на составные части) и обобщение (установление общих свойств и отношений предметов и явлений, выделение из существенных признаков), анализ научной литературы по проблеме исследования, методы обобщения и систематизации; - эмпирические: методы обследования Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко и М.А. Панфиловой, Е.О. Смирновой [41], количественный и качественный анализ, метод сравнительного анализа полученных данных. Научная новизна: выявлена специфика поведения детей старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей. Опытно-экспериментальным путём установлены условия эффективности социальной работы с семьями детей, посещающих государственное учреждение образования «Ясли-сад №105 г. Гродно». Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы социальным педагогом, психологом в работе с неблагополучной семьёй. База исследования: исследование проводилось на базе государственного учреждения образования «Ясли-сад №105 г. Гродно». Всего в исследовании приняли участие 4 детей старшего дошкольного возраста (2 мальчика и 2 девочки). Положения, выносимые на защиту: 1. Неблагополучная семья как объект социальной работы характеризуется рядом особенностей. Неблагополучная семья — семья, в которой нарушена структура, обесценивается (игнорируется) выполнение семейных функций, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, что способствует появлению детей с нарушениями в поведении. Основными истоками, обусловливающими появление неблагополучных семей, являются: деформация семьи как социального института, социально-экономические причины, особенности личности родителей. В связи с тем, что семейное неблагополучие оказывает негативное влияние на развитие личности ребёнка, возникает необходимость оказания неблагополучной семье социальной помощи. Социальная помощь рассматривается как забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в преодолении жизненных трудностей в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным и материальным положением. 2. Существует специфика поведения детей старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей. Дети старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей в межличностных отношениях характеризуются низкой степенью эмоциональной вовлеченности ребёнка в действия сверстника; доминированием безучастного отношения к деятельности сверстника; низкой степенью выраженности сопереживания сверстнику; а также низкой степенью проявления просоциальных форм поведения. Такое поведение детей старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей является результатом их агрессивности, скрытности, тревожности, отверждением их родителями. 3. Условиями эффективности и методами социальной работы с неблагополучными семьями в дошкольном учреждении являются: 1) выявление детей с признаками социального неблагополучия, выяснение причин неблагополучия посредством социально-педагогической и психологической диагностики; 2) социально-педагогическая и психологическая работа с детьми; 3) социально-педагогическая и психологическая работа с родителями; 4) привлечение компетентных специалистов ДУО; 5) учёт специфики социальной работы в дошкольном учреждении образования. Структура и объём дипломной работы: дипломная работа включает 101 страницу, 10 таблиц, 4 рисунка, 58 использованных источников, 5 приложений. 1 ГЛАВА 1 НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 1.1 Генезис и научные исследования понятия «социальная помощь» и «неблагополучная семья» 1.1.1 Социальная помощь как научное понятие Социальная работа рассматривается как разновидность человеческой деятельности, целью которой является оптимизация осуществление объективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и длительного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоёв в обществе. Социальная работа, как вид профессиональной деятельности существует уже много десятилетий во всех развитых странах мира. В Республике Беларусь данное направление выделено с начала 90-х годов, когда социальная работа стала университетской специальностью. По мере накопления опыта социальной работы, происходило выделение основных её направлений, наиболее актуальных для Республики Беларусь. В настоящее время в Государственном классификаторе «Специальностей и квалификаций» выделено три основных направления специальности «Социальная работа»: «Социально-педагогическая деятельность», «Социо-медико-психологическая деятельность», «Социокультурная деятельность». Госстандарт даёт следующее определение социальной работы: «Профессиональная деятельность по социальному обслуживанию населения и социальной защите отдельных людей и социальных групп, страдающих социальной недостаточностью или повышенным риском таковой, посредством мер профилактики ограничений жизнедеятельности личности в социальной среде; реабилитации и ресоциализации; социальной помощи и поддержки». Однако, исходя из сложившейся практики решения многообразных социальных проблем человека, отнесённых к сферам деятельности разных Министерств, комитетов и общественных организаций, социальная работа может быть определена как профессиональная деятельность, направленная на изменения в обществе с целью обеспечения социального благополучия отдельных людей и социальных групп населения. Согласно Т.С. Барило, задачи по ресоциализации и реабилитации уязвимых групп очень многогранны и их решения требуют привлечения специалистов и организаций, относящихся к министерствам Труда и социальной защиты, Образования, Здравоохранения, МВД, Сельского хозяйства, Экономики, Финансов, Обороны, МЧС, исполнительным комитетам областного, районного и сельского уровней [4, c. 79]. Современный специалист социальной работы — это профессионал, глубоко разбирающийся в вопросах социальных отношений, в правовых гарантиях граждан, точно улавливающий нравственно-психологические проблемы жизнедеятельности людей и способный грамотно оказать им соответствующую ситуации помощь. В работе В.А. Круглова приведён следующий алгоритм работы социального работника-педагога с неблагополучной семьёй: - «… изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью; - первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи; - знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни; - знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод; - изучение причин неблагополучия в семье, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций; - изучение личностных особенностей членов семьи; - составление карты семьи; - координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные, дошкольные учреждения, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.); - составление программы работы с неблагополучной семьёй; - текущие и контрольные посещения семьи; - выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй» [22, c. 99]. Согласно Г.А. Василевич, социальная помощь — это забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования. Социальная помощь (социальная защита, социальное обеспечение) проявляется в виде пенсий, пособий, предоставления материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях. Твёрдо гарантированную систему материального обеспечения нетрудоспособных называют социальным страхованием [7, c. 118]. Как отмечает В.Н. Закопырин, социальная помощь как помощь общества рассматривается, как правило, в качестве его инструмента, предназначенного для нейтрализации, противостояния рискам, угрозам, в том числе генерируемым непосредственно самим обществом, негативно воздействующим на человека как члена этого общества. Причём члена не обычного, а слабого, в силу различных причин объективного характера неспособного к самообеспечению и нуждающегося в заботе социума [14, c. 161]. В XIX в. стали возникать первые признаки предоставления социальных услуг детям, которые оказывались со стороны церкви и добровольных организаций. Но при этом доминировала философия несостоятельности родителей воспитывать детей, т.е. те родители, которые претерпели неудачу, считались более некомпетентными в уходе за детьми. Зарубежный исследователь Холмэн утверждал, что в то время «не было места для профилактики, существовал принцип, что неблагополучных детей лучше всего воспитывать, изолировав от влияния их родителей» [57]. Также Холмэн отмечает «классовую природу самой структуры заботы о детях» во время викторианской эпохи: дети, которых изолировали от их родителей, были преимущественно детьми бедных. Профилактика без участия родителей продолжала доминировать в практике социальной работы в Великобритании до середины XX в. Поворотным моментом в политике стала Вторая мировая война, которая стала причиной глубочайшего сдвига в расстановке политических сил и взглядах на социальные проблемы [57]. Комитет Куртиса признал «чрезвычайную серьёзность лишения ребёнка любого, даже абсолютно безразличного к нему семьи. Рекомендации этого комитета привели к введению в 1948 г. Акта о детях, который явился поворотным моментом в предоставлении социальных услуг детям из неблагополучных семей, но только в 1963 г. Актом о детях и молодёжи была признана важность профилактической работы, что и воплотилось в виде Закона об охране детства. Другими словами, стало обязанностью государственных органов оказывать помощь любой нуждающейся семье, и эта обязанность была закреплена законодательством. Как отмечает Д. Питер, в последующие годы наблюдался рост услуг по проведению профилактической работы по трём основным принципиальным направлениям: индивидуальная работа (или работа с семьями), групповая работа и работа с общественностью [36, с. 143]. В Республике Беларусь функционирует система государственной адресной социальной помощи (ГАСП) [11, с. 325].Государственная адресная помощь является самостоятельным правовым институтом особенной части права социального обеспечения. В широком смысле под государственной социальной помощью понимаются все денежные выплаты (пенсии, пособия и пр.) и натуральные выдачи (одежда, продукты и т.д.) всем категориям граждан, которые наиболее нуждаются в материальной помощи. В узком смысле определение такой помощи включает установление льгот по оплате за пользование школьными учебниками, по оплате за содержание детей в дошкольных учреждениях, бесплатное обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни, безналичные жилищные субсидии и др. Адресность предполагает правильное определение материально нуждающихся граждан. Следовательно, под государственной адресной социальной помощью понимается один из видов государственной социальной помощи, оказываемой для преодоления или смягчения трудной жизненной ситуации малообеспеченным гражданам (семьям). Система государственной адресной социальной помощи направлена на оказание временной материальной поддержки малообеспеченным гражданам и семьям, содействие в преодолении трудной жизненной ситуации. На протяжении всего времени механизм её предоставления совершенствовался. Так, увеличен критерий нуждаемости для предоставления помощи, отменён категориальный подход к оказанию помощи, введён новый вид поддержки — единовременное социальное пособие. 1 января 2010 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь «О государственной адресной социальной помощи» № 458 (далее — Указ № 458), принятый 14 сентября 2009 года [32](до 1 января 2010 г. вопросы предоставления государственной адресной социальной помощи регулировались Указом Президента Республики Беларусь от 14 декабря 2007 г. № 638 «О некоторых мерах государственной поддержки населения» [33]). Государственная адресная социальная помощь населению предоставляется в виде: ежемесячного социального пособия и (или) единовременного социального пособия на приобретение продуктов питания, лекарственных средств, одежды, обуви, школьных принадлежностей и на другие нужды для обеспечения нормальной жизнедеятельности, а также на оплату (полностью или частично) жилищно-коммунальных услуг; и в виде социального пособия на оплату технических средств социальной реабилитации. Право на государственную адресную социальную помощь в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2009 г. № 458 «О государственной адресной социальной помощи» имеют граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь (далее — граждане). В частности: - «… ежемесячное социальное пособие предоставляется семьям и гражданам, проживающим отдельно либо ведущим раздельное хозяйство (далее — семьи (граждане), при условии, что их среднедушевой доход, определяемый в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь (далее — среднедушевой доход), по объективным причинам ниже наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения; при этом под ежемесячным социальным пособием понимается гарантированная государством выплата семье (гражданину) по поддержанию её (его) объективно низких доходов на уровне бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения при условии реализации семьёй (гражданином) права на получение в соответствии с законодательством социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий, бесплатного обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни); - единовременное социальное пособие предоставляется семьям (гражданам), оказавшимся в трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей нормальную жизнедеятельность, при условии, что их среднедушевой доход не превышает 150 процентов критерия нуждаемости. Под трудной жизненной ситуацией, объективно нарушающей нормальную жизнедеятельность семьи (гражданина), понимаются обстоятельства, сложные для самостоятельного разрешения (полная нетрудоспособность по причине инвалидности или достижения гражданами 80-летнего возраста, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, а также стихийные бедствия, катастрофы, пожары и другие обстоятельства); - социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации предоставляется детям в возрасте до 18 лет, не признанным инвалидами, но нуждающимся по медицинским показаниям в таких средствах, а также инвалидам III группы, кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства, независимо от величины среднедушевого дохода семьи (гражданина) в размере стоимости технических средств социальной реабилитации» [32]. Социальная помощь оказывается семьям, испытывающим ряд проблем. А.А. Кеник выделил основные социальные проблемы семьи: - «… трудное материальное положение семьи; - ухудшение состояния здоровья населения вследствие недоедания, плохой экологии, от качества продуктов питания; - злоупотребление алкоголем и наркотиками; - жестокое обращение с детьми и другими членами семьи; - антиобщественный образ жизни, правонарушения и скандалы; - социальное сиротство — это явление устранения или неучастия в выполнении родительских обязанностей, т.е. искажение родительского поведения» [16, c.105]. Таким образом, социальная помощь рассматривается как забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в преодолении жизненных трудностей в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным и материальным положением. Оказание социальной помощи регулируется государством и носит адресный характер. Социальную помощью нуждающимся оказывает социальный работник, чья профессиональная деятельность направлена на социальное обслуживание населения и социальную защиту отдельных людей и социальных групп. 1.1.2 Неблагополучная семья и её характеристики Семья — это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями друг к другу. Так же семей называют социальный институт, то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания. В качестве критерия благополучия или неблагополучия семьи выступает её воздействие на ребёнка через стиль семейного воспитания, выполнение родителями воспитательной и социализирующей функции. По определению Л.И. Поповичевой, неблагополучная семья — это семья, в которой нарушена структура, обесценивается (игнорируется) выполнение семейных функций, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, что способствует появлению детей с нарушениями в поведении [37, с. 399]. С позиции М.В. Кусотовой под термином «неблагополучной», понимается такая семья, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети» [20, с. 76]. Согласно Ю.В. Васильковой, неблагополучная семья — это, прежде всего семья, в которой нарушены отношения между её членами: родителями, родителями и детьми, это семьи конфликтные, аморальные, которые не могут быть центром воспитания [8, с. 190]. Семейное неблагополучие влияет на состояние и воспитание ребёнка. С учётом доминирующих факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности ребёнка, неблагополучные семьи Н.Ф. Дивицина условно разделяет на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей: - первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия — так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально — криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности - неполные); - вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности [12, с. 94]. Проблемы, с которыми сталкиваются неблагополучные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон жизни. При этом один только вид проблем встречается редко. Педагогическая некомпетентность взрослых ведёт к нарушениям психического и личностного развития детей и т. д. Несмотря на различные критерии неблагополучия и его содержание, все эти семьи можно назвать функционально непостоянными, т. к. они не выполняют воспитательную функцию. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет И.В. Журловой выделить различные классификации нарушения семейного воспитания, где в качестве критериев выступают: - «характер семейного общения и стиль отношений; - структурная деформация семьи; - типы детско-родительских отношений; - содержание переживания ребёнка; - особенности дисгармоничных супружеских отношений; - сам стиль семейного воспитания» [13, с. 61]. Т.Ю. Новиковой представлена классификация неблагополучных семей в зависимости от их ведущих показателей неблагополучия. Автор выделяет следующие виды неблагополучных семей: - привычно конфликтные семьи — это семья, в которых разрушение межличностных отношений членов семьи происходит по причинам психологического характера: неумение или нежелание людей общаться конструктивно, учитывать мнение и настроение друг друга; - педагогически несостоятельные семьи — это семья, в которых родители не обладают необходимыми педагогическими знаниями, применяют способы воспитания детей, которые противоречат естественному процессу развития личности ребёнка; - аморальные семьи — это семьи, где личные взаимоотношения и образ жизни родителей предполагает рассогласование с нормами и правилами поведения. Дети в таких семьях воспитываются в условиях безнравственности, пьянства и других пороков родителей, которые становятся достоянием гласности и всеобщего осуждения; - асоциальные семьи — это семьи, главная особенность которых заключается внесоответствии жилищно-бытовых условий элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, неудовлетворении базисных потребностей ребёнка, отрицательной антиобщественной направленности, что выражается в передаче детям таких отношений к общественным ценностям, которые чужды или враждебны нормальному образу жизни. Ведущими признаками асоциальной семьи являются: тунеядство; аддиктивность; делинквентность (правонарушения); аморальность; социальная деградация; неудовлетворительные бытовые условия; вовлечение детей в противоправную деятельность; конфликтные внутрисемейные отношения; социальная изоляция семьи [29, с. 10]. На современную семью оказывает влияние ряд факторов, которые приводят к ослаблению межличностных отношений, возникновению конфликтов, снижают воспитательный потенциал семьи, дестабилизируют весь семейный уклад жизни. Ряд белорусских авторов (В.В. Чечет, Е.А. Носова, Т.Ф. Бородако, Е.Ю. Токаревич) к таким факторам относят миграцию населения, урбанизацию, нравственно-психологическую неподготовленность вступающих в брак, социальную незрелость, экономическую и психологическую самостоятельность женщин [43, с. 45]. Итогом национального исследования причин семейного неблагополучия в Республике Беларусь стало выявление объективных и субъективных причин семейного неблагополучия. К объективным причинам неблагополучия семьи были отнесены: - «… экономический уровень жизни населения; - обеспеченность семьи жильём; - уровень социальной защиты семьи и прав ребёнка; - идеология государства в области семьи и брака; - условия социализации подрастающего поколения; - характер законодательства в области брака и семьи; - престижность в стране институтов брака и семьи; - негативные тенденции в социуме, выражающиеся в росте алкоголизма, наркомании, правонарушений и т.д.; - индивидуализация жизни как социально-психологическая тенденция». Среди субъективных причин семейного неблагополучия были выделены: - «социально-психологические особенности супругов, уровень их нравственного развития (альтруизм/эгоизм), - распределение между супругами домашних обязанностей и участие в воспитании детей, - ценностная структура личности, в том числе ценность ребёнка и семьи, - наличие или отсутствие вредных привычек, - личностные установки в сфере брака и семьи, - уровень знаний о брачно-семейных отношениях, - умения и навыки для жизни в семье, - состояние физического и психического здоровья, - наличие общей семейной цели и цели в воспитании детей» [43, с. 45]. Ряд исследователей (В.В. Рябова с соавторами) говорят об изменениях основных функций семьи как социального института: - репродуктивная функция — на современном этапе отмечается рост числе малодетных и бездетных семей, увеличение численности детей вне зарегистрированного брака; - воспитательная функция — дети воспитываются в однопоколенных семьях; ребенок становится для родителей средством развития собственной личности, дети перестают быть носителями семейных ценностей; - рекреативная функция — отсутствие комфортной, ориентированной на семьи с детьми инфраструктуры семейного отдыха, оздоровления, досуга; - психотерапевтическая функция — происходит ослабление эмоциональных связей; нарастание конфликтности во внутрисемейных отношениях, связанное с неумением или нежеланием супругов улучшить психологический климат семьи, прийти к компромиссу и взаимным уступкам; - экономическая функция — наблюдается рост экономической самостояте....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: