VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Формы и методы социальной работы с неполными семьями

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011479
Тема: Формы и методы социальной работы с неполными семьями
Содержание
Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего образования



РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра теории и методики социальной работы



Отзыв руководителя

на выпускную квалификационную работу 

Выпускная квалификационная работа выполнена



Обучающимся __________________________________________________________________

Факультет__________________________________________________________

Кафедра__________________________________________________Группа___

Направление (специальность) _________________________________________

Руководитель      ______________________________________________________



Оценка соответствия результатов освоения обучающимся основной образовательной программы требованиям ФГОС





№ п/п



Требования ФГОС





Оценка





соответствует

в основном соответствует

не соответствует

1.

Умение решать задачи, соответствующие квалификационной характеристике









2.

Уровень практической и теоретической подготовленности выпускника







3.

Владение профессиональными технологиями











4.

Умение разрабатывать новые подходы к решению профессиональных проблем









5.

Обоснование эффективности представленных результатов







6.

























Качества выпускника, выявленные в ходе выполнения выпускной квалификационной работы_____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





«_______»_______________20   г.                           

Руководитель________________________

                                      (подпись)



	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 

«Российский государственный социальный университет»



Факультет социальной работы

Кафедра теории и методики социальной работы











Социальная работа – 39.03.02 Социальная работа



Квалификация (степень): бакалавр









Выпускная квалификационная работа


Тема: Формы и методы социальной работы с неполными семьями





Обучающийся                                                                    Чабина Н.Ю.
                                                                                                                                           подпись

Дата_____________      

                    Канд.ист.наук, доцент Тяпкина Т.Ю.      

подпись                         (ученая степень, ученое звание, фамилия, инициалы)

Научный руководитель      












ВКР допущена к защите «___»_________________20__г.


Заведующая кафедрой,
д.и.н., профессор                                _________________    Л.И.Старовойтова                 
                                                                                                                                 подпись









Москва, 2017

	Содержание

	ВВЕДЕНИЕ	3

	Глава I. Неполная семья как объект социальной работы	6

	1.1. Социальная характеристика неполных семей	6

	1.2. Генезис отношения общества к неполным семьям	18

	Глава 2. Особенности социальной работы с неполными семьями	34

	2.1 Модели социальной работы с неполными семьями	34

	2.2 Анализ деятельности Управления социальной защиты населения Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга по организации социальной работы с неполными семьями.	50

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ	72

	СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ	76

	Приложения	80





	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

ВВЕДЕНИЕ

Современная семья переживает сложный этап эволюции: перехода от традиционной модели к новой. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роли и функционирования, зависимость супругов и положение детей. К тому же семья первый и главный социальный институт жизни каждого человека, в процессе формирования личности именно семья играет первоочередную роль. Это основная ступенька социализации и самосознания личности. К сожалению, последняя четверть двадцатого века и современная действительность ознаменована кризисом семьи как социального института.

Наиболее существенный показатель кризисного состояния семьи - резко возросшее количество разводов. Становится обычной монородительская семья, состоящая из детей и одного из родителей (чаще всего матери). Вопросы организации социальной работы с неполными семьями являются актуальными в разные этапы развития общества. Данное обстоятельство подтверждается ежегодной статистикой неполных семей, возрастающей год от года.

Вместе с тем растет количество детей, воспитывающихся без отца, что негативно сказывается на их физическом, психологическом и эмоциональном развитии. Мать в такой семье не всегда может уделить должного внимания воспитанию ребенка, так как на её плечи ложатся заботы и тяготы, которые в полной семье распределяются на двоих. Вопрос о неполных семьях актуален в связи с тем, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные семьи, и они вынуждены вернуться к родителям. Такое положение не только усложняет большинству из них материальную сторону жизни, но и лишает их полноценной духовной жизни, которую могло бы дать счастливое супружество. 

Процесс нормального социального функционирования неполной семьи затруднён рядом обстоятельств, среди которых основными являются материальные затруднения, проблемы психологического характера, затруднённая социализация детей, проблемы сохранения связей с ближайшим окружением.

Для преодоления указанных трудностей неполным семьям необходимо оказывать психологическую, материальную, медицинскую, правовую, реабилитационную помощь и др. В этой связи актуальным является расширение перечня социальных услуг и совершенствование структуры учреждений социальной сферы, оказывающих помощь указанной категории семей.

Вопросы организации работы с неполными семьями освещены в работах современных ученых. Так, Н. Юргина, И.Е Калабихина, И.Ф. Дементьева в своих работах рассматривают социально-психологические проблемы неполных семей, уровень их жизни. А.В. Василенко, В.М. Целуйко рассматривают отношения общества к неполным семьям. Вопросам государственной семейной политики в России и её особенностям посвящены работы А.В.Артюхова, В.М. Медкова и А.И.Антоновой.

Несмотря на то, что изучением жизни и проблем неполной семьи занимается достаточно большое количество учёных. Стоит заметить, что социальная работа с данным типом семей не имеет чёткой структуры и направлений. Сам феномен неполной семьи продолжает существовать в современном обществе, что ещё раз подчеркивает актуальность выбранной темы исследования.

Цель исследования: изучить содержание социальной работы с неполными семьями.

Объект исследования: социальная работа с неполными семьями.

Предмет исследования: содержание социальной работы с неполными семьями.

Задачи:

1.Дать социальную характеристику неполным семьям.

2.Изучить генезис отношения общества к неполным семьям.

3.Изучить и проанализировать модели социальной работы с неполной семьёй.

4.Провести анализ деятельности Управления социальной защиты населения Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга по организации социальной работы с неполными семьями.

Методологическая основа исследования. Для реализации цели, задач данной работы был использован комплекс теоретических и практических методов исследования: анализ педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования; анализ деятельности Управления социальной защиты населения Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга по организации социальной работы с неполными семьями.

Методы исследования: экспертный опрос, опрос клиентов учреждения, контент - анализ.

Практическая значимость. Данные проведенного исследования могут быть использованы в практике деятельности социальных служб, реализующих направления социальной работы с неполными семьями, а также выработке инновационных форм социальной поддержки и защиты неполных семей, расширения перечня социальных услуг на основе современных потребностей указанных семей.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав,включающих 4 параграфа, заключения, библиографического списка и приложений. В выпускной квалификационной работе содержится 1таблица и15рисунков.Общий объем работы составляет90страниц.

	

	

	

	

	



Глава I. Неполная семья как объект социальной работы

1.1. Социальная характеристика неполных семей

В человеческом обществе семья представляет собой комплексное социальное образование, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений к которому присущи многочисленные социальные функции.

Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и социальных потребностей.

Она представляет собой такую социальную группу, в которой разворачиваются основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывает отпечаток на всё его развитие. Поэтому семья является той социальной группой, которую человек легче всего идентифицирует с собой, со своими интересами и вообще со своим существованием.

Семья - специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности [5, с.22]. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции, важные для общества, необходимые для жизни каждого человека.

Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи.

На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье. Поэтому на протяжении истории человечества функции семьи не остаются неизменными: появляются новые функции, отмирают или наполняются иным содержание ранее возникшие.

Трансформация социальных отношений в современном обществе порождает новые формы семейных отношений.

Из всего многообразия нетрадиционных форм брака и семейного жизнеустройства наиболее распространёнными сегодня все же являются проживание людей в одиночестве или с людьми, которые не являются их родственниками, бездетные браки, внебрачные гетерогенные и гомогенные (однополые) сексуальные союзы, а также семьи с одним родителем и ребёнком (детьми), образовавшиеся после разводов, в результате внебрачного сожительства или случайных половых связей.

Неполные семьи - сегодня уже реальность, на которую трудно закрыть глаза. Число их не только не снижается, но и имеет постоянную тенденцию к росту. Наиболее полно характеризуют неполные семьи причины их образования. Они могут быть самыми разными. В специальной литературе в зависимости от основных причин выделяются следующие типы неполных семей: 

неполные семьи, образовавшиеся в результате развода родителей (зачастую не компенсируемых последующими вступлениями в брак);

Развод - частая причина появления неполных семей.

Фактор развода в современных условиях стал механизмом, понижающим ценность брачно-семейных отношений. Сегодня наблюдается сокращение доли мужчин и женщин, состоящих в браке и рост численности разведённых.

Среди наиболее распространенных причин разводов сегодня чаще всего фигурируют такие, как отсутствие общих взглядов и интересов, несходство характеров, супружеская неверность, алкоголизм.

неполные семьи, образовавшиеся вследствие внебрачных рождений детей, возрастающие в общей доле рождений;

При внебрачных рождениях семья изначально является неполной, ребенок с первых дней своей жизни воспитывается только матерью, без отца. Такая семья всегда состоит из матери с детьми. В данном случае семья является монородительской. И такие семьи называются «внебрачными». Число внебрачных семей с каждым годом растёт. Отчасти это можно объяснить ослаблением внешнего давления моральных норм и более либеральным отношением к внебрачным детям.

неполные семьи по причине смерти одного из родителей (в частности, непропорциональный рост смертности среди мужчин активного детородного, трудоспособного возраста от неестественных причин (военные действия, производственные травмы и т.д.)), что ведёт к вдовству и сиротству;

Среди семей, ставших неполными из-за смерти одного из супругов, больше матерей с детьми, чем отцов с детьми. Причина в том, что смертность мужчин несколько выше, следовательно, вдов оказывается больше, чем вдовцов. Именно поэтому исследователи уделяют большое внимание изучению вдов. Но стоит заметить, что в более уязвимом положении оказываются всё-таки вдовцы, а не вдовы. К тому же именно вдовцы чаще стремятся жениться повторно.

прочие неполные семьи, или расширенные неполные семьи (брат и сестра без родителей, бабушки, дедушки и внуки), образовавшиеся в результате потери родителей (смерть, лишение родительских прав, пьянство, отбывание родителями наказания в местах лишения свободы) и оформления прав опеки (попечительства) над детьми кем-либо из их родственников. В последнем случае наиболее частыми бывают случаи, когда детей берут на воспитание их бабушки и дедушки - пенсионеры. Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений:

        - изменение моральных норм в области взаимоотношений полов;

        - распространение добрачных связей;

        - изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины;

        - утрата семьей своей производственной функции;

        - неподготовленность молодежи к браку;

- завышенные требования по отношению к брачному партнеру;

        - алкоголизм и наркомания.

Причины возникновения неполных семей в прежние же годы специалисты традиционно связывали с воздействием объективных демографических факторов. Периодически в отдельных регионах, возникала определенная диспропорция полов, которая предопределяла ситуацию на «брачном рынке». [30,310 с.]

В последней четверти ХХ века, однако, большинство ученых уже отказались от такого узкого видения причин возникновения неполных семей, поскольку стало очевидно, что этот феномен стал мировой тенденцией, причинами которой является гораздо более широкий спектр факторов.

Тенденция всё большей распространенности неполных семей, а также других нетрадиционных форм брака и семьи сегодня является характерной для большинства развитых стран.

Россию эти глобальные мировые тенденции захватили несколько позже, чем зарубежные страны. Во времена Советского Союза официальная идеология оценивала разводы резко отрицательно, а для мужчин, состоящих в коммунистической партии, развод вообще считался «несмываемым пятном» в биографии, которое могло сильно затормозить их карьерный рост (а высокопоставленных чиновников за это могли даже «снять» с должности). Официальная советская мораль также порицала добрачное и внебрачное сожительство, в результате чего многие женщины опасались стать матерями-одиночками из-за риска подвергнуться общественному осуждению, оказаться приравненной к «даме легкого поведения». Существовали также и объективные причины, препятствующие росту разводов и числа неполных семей, в частности, стеснённые жилищные условия и дефицит жилья в стране в целом, в результате чего многие супруги вынуждены были сохранять свой брак долгие годы, даже если отношения между ними давно прервались. [22,95-96 с.]

Поэтому в советские годы большинство мужчин и женщин старались избегать семейно-брачного поведения, отклоняющегося от «нормы». Только в 1980-х годах, когда давление идеологии стало менее жестким, люди смогли делать более свободный выбор стиля семейно-брачного поведения - выбор, основанный на собственных взглядах и предпочтениях.

В конце 1980-х - начале 1990-х гг., с приходом «перестройки» рухнули остатки существовавших идеологических барьеров. Страна жадно начала впитывать западную массовую культуру, заимствовать западные социокультурные образцы и стереотипы поведения. Одним из «открытий» стали пришедшие с Запада новые представления о культуре секса.

Среди россиян стало распространяться прозападное «свободное» отношение к вопросам секса, брака и семейной жизни, особенно среди молодёжи.

Следует отметить также ещё одну характерную тенденцию, оказавшую значительное влияние на динамику соотношения брачности и разводимости. Дело в том, что многие семейные пары в те годы не оформляли свои фактические отношения посредством официальной регистрации брака в Загсах из-за чисто экономических соображений. В середине 1990-х годов был период, когда из-за сильной инфляции в ходу было безналичное обращение (посредством бартерных сделок и пр.). Особенно это было характерно для села, на котором зарплата чаще всего выдавалась в натуральной форме: сахаром, углём и т.д. В те годы многие сельские женщины перестали вступать в брак потому что, родив ребенка, они имели право на получение пособий на детей как матери-одиночки. В отличие от зарплат отцов, ждать которые приходилось многими месяцами, детские пособия выплачивались «живыми» деньгами и более регулярно. Фактически для многих семей, особенно сельских, детские пособия в те годы были единственным источником выживания, и не только детей, но и взрослых.[17]

Безусловно, Российская Федерация сегодня переживает сложный переходный этап развития, характеризующийся ростом негативных социальных явлений, которые проявились и в распаде семейных связей. Возрастание количества неполных семей свидетельствуют о глубоких потрясениях, которые переживает ныне российская семья и российское общество.

В последние годы специалисты, особенно демографы, всё чаще обращают внимание на специфику положения в нашем обществе неполных семей.

Таким образом, согласно статистике, начиная с середины 1990-х гг., каждый пятый российский ребёнок рождался вне брака. Каждый раз тем самым в России вновь и вновь возникала новая неполная семья. К сожалению, перешагнув порог нового тысячелетия, Россия не смогла переломить указанные тенденции. Статистика свидетельствует, что с начала ХХ века число разводов возросло на 700 %. Число семей, состоящих из двух родителей, продолжает уменьшаться.[14]

Число неполных семей более чем удвоилось за последние 10 лет.

Число людей, которые предпочитают в одиночку воспитывать ребенка, вообще не вступая в брак, либо усыновляя, либо беря на воспитание приемных детей, возрастает, а идея создания неполной семьи становится всё популярнее. И не удивительно, что переписи населения последних десятилетий фиксируют рост числа неполных семей в общей численности семей России.

Существует ряд проблем, касающихся неполных семей, к которым относятся социально - экономические, педагогические, медицинские и психологические.[12,260 с.]

Для современных российских неполных семей наиболее острой, как правило, является материально-финансовая проблема. Если в обычной семье зарабатывает только один член семьи, причем не «новый русский», а обычный россиянин со среднестатистической зарплатой, такая семья уже является малообеспеченной. В неполных же семьях такая ситуация усугубляется ещё и тем, что, как правило, эта единственная зарплата является ещё и «женской». Средняя зарплата женщины в целом по Российской Федерации ниже, чем у мужчин. Поэтому в российской неполной семье основная «кормилица» - мать - чаще всего с огромным трудом содержит себя и ребенка (детей). И в будущем эта ситуация, скорее всего, не изменится.

Если же одинокая мать находится в отпуске по уходу за маленьким ребёнком или просто оказалась безработным, то неполная семья, вынужденная жить на пособие по безработице и на детские пособия, как правило, вообще оказывается за чертой бедности. Централизованная государственная поддержка одиноких и вдовых матерей в условиях растущей инфляции не покрывает необходимые расходы на содержание детей.[9]

В семье с одним родителем мать обычно вынуждена работать. Кроме того, многие одинокие матери, помимо основной работы, пытаются подрабатывать дополнительно.

При этом им, так же, как и всем матерям, приходится выполнять домашние обязанности, причём не в обычном «женском» размере, а в двойном - за себя и за отсутствующего в доме мужчину (если только подросшие дети не берут часть домашних обязанностей на себя).

Поэтому, в случае, если одинокая мать не получает помощи со стороны каких-либо родственников, а также со стороны отца, ей крайне трудно работать в режиме полной или даже двойной занятости и одновременно выполнять двойные домашние обязанности, а также двойные обязанности по уходу и воспитанию за ребёнком (детьми).

Являясь единственным источником дохода, родитель из неполной семьи не всегда может взять больничный лист по уходу за ребенком, и дети часто остаются не долеченными. Ученые-педиатры, исследующие уровень здоровья детей, приходят к неутешительному выводу: дети из неполных семей, по некоторым экспертным оценкам, болеют в 1,7 раза чаще и длительнее. Данные медицинских исследований показывают, что неблагоприятные показатели здоровья, уровень общей заболеваемости в неполных семьях выше в 2 раза, а хроническая патология встречается в 3-4 раза чаще, чем в полных семьях. [5,350 с.]

Статистически значима частота наличия в неполной семье вредных привычек (курение, употребление алкоголя), социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, не обращение к врачам в случае болезни детей, самолечение и т.п. Данные представлены в таблице 1. 

Таблица 1. Употребление алкоголя и курение
 подростков в различных типах семей (%)

Семьи

С отцом и матерью

С отчимом

Без отца

Без матери

Варианты

Мальчики /Девочки

Мальчики / Девочки

Мальчики/Девочки

Мальчики/Девочки

Мальчики/Девочки

Курят: часто/ редко

23/25 / 13/13

39/19 / 25/29

25/23 / 9/18

20/38 / 17/20

24/26 / 13/14

Выпивают: часто / редко

11/28 / 10

12/46 / 14

6/25 / 6

20/-

10/28 / 9

Среди проблем неполных семей особенно острой также предстаёт проблема её функционирования как института воспитания и социализации детей. Сегодня в каждой пятой семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей.

По данным социологических опросов, среди подростков, проживающих после развода родителей с матерью, только около 34% мальчиков и 19% девочек общаются с не живущим с ними отцом часто; 41% и 56% соответственно - видятся редко и иногда разговаривают по телефону, 23% - не видятся совсем. Среди тех, кто рождён вне брака, практически никто не общается с отцом.

В современном обществе, где пока большинство людей всё-таки придает браку важное значение, многие одинокие родители, как в России, так и на Западе, зачастую чувствуют себя униженными. Многие специалисты указывают, что у неполных семей, как на Западе, так и в России, существует серьезная проблема социокультурного порядка: при отсутствии помощи в воспитании детей со стороны другого взрослого человека многие одинокие родители чувствуют себя отчужденными, т.е. оторванными от общества и возложенная на них обязанность кажется им непосильной.

Специалисты отмечают, что в целом и одиноких отцов, и одиноких матерей характеризует ряд общих особенностей: более ограниченная социальная жизнь, несколько более демократический стиль семейной жизни и наличие определенных трудностей при вступлении в новый брак. Наряду с этим у них есть свои специфические социально-психологические трудности.

Одинокие отцы получают больше помощи со стороны друзей и родственников, зато у них сильнее, чем у матерей, сужается круг общения. Если одинокие матери испытывают трудности с выработкой в детях чувства дисциплины, то отцы озабочены нехваткой эмоциональной близости с детьми, особенно с дочерями. Тем не менее, как отмечает известный российский психолог и социолог И. Кон, «хотя в обоих случаях неполная семья создает разного порядка трудности, отсутствие одного из родителей не исключает возможности нормального развития ребенка и какой-то компенсации недостающего отцовского или материнского влияния».

Особенную нужду испытывают неполные семьи, в которых растут дети с отклонениями от нормы в физическом или нервно - психическом развитии, а тем более дети-инвалиды поскольку они в целом в большей степени зависимы от социальной поддержки государства. Если ребенок-инвалид нуждается в постоянном присмотре и уходе, то женщина не имеет никакой возможности улучшить материальное благосостояние, им приходится жить на пенсию по инвалидности ребёнка и детское пособие.[2 с.]

Необходимость ухода за ребенком в отсутствии помощи со стороны, разрушение сферы бытовых услуг не позволяют женщине проявить себя в профессиональной сфере: решающее значение на их выбор и формирование поведения оказывает материальная ответственность. Многие женщины считают воспитание и уход за детьми своим главным предназначением и отодвигают на второй план профессиональный успех и карьеру.

В то же время материальное благополучие и нередко занятость на двух работах отстраняет одинокую мать от воспитания и ухода за ребенком, и он предоставлен самому себе.

Таким образом, издержки воспитания в неполной семье являются, прежде всего, следствием ограниченных материальных ресурсов и низкого социального статуса такой семьи и лишь косвенно связаны с отсутствием в ней второго супруга.

Ещё одна проблема неполных семей - проблема её функционирования как института воспитания и социализации детей. Стоит полагать, что издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов. Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях в будущей семейной жизни. Точку зрения о непрямом влиянии на воспитательный результат фактора «отсутствия отца»поддерживает, и отечественный ученый-педиатр Е.В. Андрюшина.

Ребёнок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители.

Ещё одной значительной проблемой неполной семьи можно считать отсутствие информации о том, где неполная семья, в случае возникшей затруднительной ситуации, может получить помощь.[18 с.]

Человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, необходимо знать о всевозможных видах поддержки. Ведь на первоначальном этапе клиент сам решает, куда ему обратиться и к кому. Поэтому PR-технологии в социальной работе могут быть весьма эффективным методом распространения информации о каком-либо центре социальной помощи.



















1.2. Генезис отношения общества к неполным семьям

Для того чтобы более эффективно проработать проблему неполных семей как объекта социальной работы необходимо рассмотреть генезис отношения общества к неполным семьям.

Семья - основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.[6,с.29] Также семьёй, называется социальный институт, то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т.д.

Становление данного института происходило на всех этапах исторического развития. И прежде чем семье стать такой, какой она является сейчас, понадобилось не одно столетие.

История семьи уходит в далекую древность, она тесно связана с историей первобытного общества, одной из самых сложных и дискуссионных областей исторической науки. История семьи переплетена с антропогенезом – становлением человека и социогенезом – возникновением социума, общества. Семья в начале человеческой истории была основным социальным основанием, формой отношений между полами, по всей вероятности, определяла весь социальный порядок древнего общества. Становление человеческого общества предполагает подавление биологических инстинктов, введение их в социальные рамки. Именно поэтому система отношений полов и её развитие тесно связаны со становлением социальной жизни.

Существуют две основные гипотезы, раскрывающие сущность древнейших форм брака. Первая точка зрения связывает всю первобытную эпоху человечества с групповым браком, вторая - отрицает наличие групповых форм отношений между полами, исходит из представления об универсальности индивидуального брака. От стадной организации человечество перешло к следующей социальной форме - родовой. Род - универсальная, общая для всех народов стадия исторического развития. Достоверно известно, что родовая организация возникла примерно 40 тысяч лет назад, в эпоху верхнего палеолита. Это время совпадает с очередным похолоданием. Л. Морган связывал появление рода с экзогамией. Экзогамия-полный запрет браков в пределах определённой группы и необходимость половых контактов вне своего коллектива[4,с.127].

Стадо не просто перерастает в род, а складывается духовно - родовая система. Род внутри строго экзогамен, то есть между его членами категорически запрещены браки. Браки заключаются между женщинами и мужчинами, принадлежащими к разным родам.

С усложнением социальной жизни дуально - родовой брак перерос в дуально - фратриальный. Фратрия - совокупность родов. Появилась возможность вступать в брак с членами не одного рода, а нескольких. Все биологические инстинкты были поставлены под социальный контроль. Общественные отношения превратились в первичные, господствующие по отношению к семейно - брачным.

При рождении ребёнок переходил в род матери. Дети принадлежали родовой общине. Воспитателями детей были все взрослые мужчины и женщины рода. Отсутствовало понятие социального отца. Слово «отец» означало «вожак, тотем», а не отец по крови.Процесс становления рода протекал во всех основных регионах земного шара. На новой дуально - брачной основе контакты между ранееизолированными человеческими коллективами стали постоянными. С переходом человечества к родовому строю темп исторического развития резко увеличился, что, прежде всего, выразилось в интенсивном развитии производственных сил. Примерно десять тысяч лет назад, в эпоху неолита, произошла так называемая неолитическая революция - появилось земледелие и скотоводство. Переход к производящему хозяйству был вызван суровой необходимостью. Предполагают, что очередной экологический кризис привел к резкому сокращению числа диких животных. Для того чтобы выжить, человечеству пришлось шагнуть выше ещё на одну ступеньку развития. Возникли более сложные и многообразные системы обмена, что привело к укреплению социальных связей.

Неолитическая революция оказала огромное влияние на развитие семьи. Появление земледелия и скотоводства резко усилило общественное значение мужского труда. Неолитическая революция привела к кризису в дальнейшем к разложению материнского рода. От матриархата человечество шагнуло к патриархату. Род стал отцовским, патриархальным. Непосредственным следствием перехода от материнского рода к отцовскому было разложение дуально - родовой брачной системы, переход от группового брака к индивидуальному. Парная семья становилась впервые в истории Социально - экономическим союзом. Появилась общественная потребность в социальном отце. Мужчина почувствовал необходимость знать своих детей, чтобы передать собственность по наследству. С введением института наследования собственности детьми впервые появилась возможность строго моногамной семьи.

Помимо экономической предпосылки возникновения моногамии значительную роль сыграл исторический уровень развития самой человеческой личности, которая начала подниматься над родом.

Роль субъективного фактора в становлении моногамии рассматривает Ф. Энгельс, считая, что переход к единобрачию совершился главным образом женщинами. Ф. Энгельсу принадлежит очень тонкое наблюдение, касающиеся нравственного прогресса: с развитием новых экономических отношений, с разложением древнего коммунизма унаследованные издревле отношения между полами утрачивали свой наивный первобытный характер и должны были казаться женщинам унизительными и тягостными. [17, с.39] Поэтому женщины должны были добиваться как избавления права на целомудрие, на временный или постоянный брак лишь с одним мужчиной.

С возникновением моногамной индивидуальной семьи ведение домашнего хозяйства утратило свой общественный характер. Оно перестало касаться общества, стало частным занятием. Женщина была устранена от участия в общественном производстве, стала служанкой, рабыней мужа. Началась история женского рабства. На этот раз исторический прогресс потребовал великой жертвы - женщины надолго утратили свободу личности.

Моногамия в течение ряда веков существовала в патриархальной форме при абсолютном господстве хозяина, отца, мужа над женой и детьми.

Моногамия оказалась устойчивой формой семьи. Длительность существования не могла не привести к её трансформации. Под влиянием урбанизации, индустриализации, интеллектуа.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.