VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности социальной работы с многодетными семьями города Якутска

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011324
Тема: Особенности социальной работы с многодетными семьями города Якутска
Содержание
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего образования

«Северо-Восточный федеральный университет имени М.К Аммосова»

Институт Психологии

Кафедра социально-гуманитарных технологий









«Особенности социальной работы с многодетными семьями города Якутска»

БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

Направление подготовки: 39.03.02 Социальная работа

Профиль: Психосоциальная работа с населением







Выполнил студент 4 курса

Группы ИП-Б-СР-13 ИП СВФУ

Постникова Анна Тихоновна

Руководитель: Щукина Кюна Егоровна

к.пс. наук, доцент кафедры

социально-гуманитарных технологий

_________________________________







Якутск 2017


Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей социальной работы с многодетными семьями……………………………………………..

1.1.Понятие и типологии многодетных семей…………………………………

1.2. Многодетные семьи как объект социальной защиты в РФ……………….

1.3. Основные направления социальной защиты многодетных семей в РС(Я)……………………………………………………………………………......

1.4.Нормативно-правовые акты, регламентирующие многодетные семьи……

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей социальной работы с многодетными семьями (на примере г. Якутска и г. Покровска)

2.1.  Программа эмпирического исследования…………………………………..

2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов опроса многодетных семей………………………………………………………………………………...

2.3. Рекомендация по совершенствованию системы социальной поддержки многодетных семей…………………………………………………………………

Заключение………………………………………………………………………….

Список использованной литературы……………………………….

Приложение 1……………………………………………………………………….

Приложение 2……………………………………………………………………….




Введение

Актуальность работы.Многодетная семья входит уязвимые категории населения. В современных условиях многодетная семья не всегда находит выход из сложных жизненных ситуаций, поэтому помощь и поддержка со стороны государство ему необходимо.

Роль семьи в социуме имеет огромное влияние на развитие личности. Основная роль семьи это прежде всего социализация. Оказывая большое влияние с детства на ребенка, семья может содействовать полноценному развитию личности, либо наоборот противодействовать. От семьи зависит каким вырастит человек и какими качествами, навыками, знаниями будет обладать. 

«В начале 2017 года число многодетных семей в России составило 1 млн 566 тыс., что на 25% больше показателей последней переписи населения (1 млн 250 тыс. семей; Всероссийская перепись населения состоялась в 2010 году). Около 100 тыс. российских семей воспитывают пять-семь детей, а 929 семей — 11 детей и более». Такие цифры приводит первый заместитель министра труда Алексей Вовченко. В Общественной палате РФ это назвали трендом и показателем высокой эффективности социальной политики.

Многодетная семья всей своей сущностью содействует при реализации личностных и общественных потребностей ребенка. В многодетных семьях ребенок растет в благоприятных условиях для воспитания. Поскольку дети растут друг с другом в тесных взаимоотношениях в семейном коллективе, они легко проходят социализацию. С раннего возраста приучены выполнять определенные обязанности и помогать друг другу. Но в экономическом плане многодетная семья находится в сложном положении, особенно в Якутии из-за сурового климата. Во многих семьях мать сидит в декретном отпуске, а отец один работает на всю семью.  Естественно одна заработная плата не хватает на всю семью.

Только помощь со стороны общества сможет им предоставить необходимые условия для улучшения материального и морального состояние. Материальная и моральная поддержка многодетной семьи, создание более комфортных условий для жизни родителей и детей помогут решению демографической проблемы в нашей стране, поэтому очень важно осмыслить как нынешнее положение многодетной семьи, так и пути улучшения их положения. Государство предпринимает определенные меры для стабилизации и устойчивого развития многодетных семей, но нет четкой системы социальной поддержки. Только усилиями специалистов различных областях деятельности, особенно профессиональных социальных работников, владеющих различными технологиями решения социальных проблем можно найти решение в данной проблеме. По пути решение данной проблемы, социальные работники должны стать посредниками между семьей и обществом, а также быть в качестве помощников в деле преодоления тех или иных социальных затруднений. Лишь в благополучной семье ребенок может получить все нужные качества и возможности для развития.

Положением многодетных семей, их проблемы в современных условиях изучали многие исследователи, в том числе проблемами оказания социальной помощи многодетным семьям занимались такие авторы, как Г.И. Осадчая, Н.Н. Г.Н. Дмитриев, Е.А. Караева - разработкой форм и методов работы с многодетной семьей; А.И. Антонов и В. М Медков - исследованиями социальных проблем многодетной семьи; Л.Ф. А.М. Попов изучал работу специалистов по социальной работе с многодетной семьей; Т.А. Бодрова, Н.А. Рыбакова - социальную работу с многодетной семьей; Д. Турбалев, О. Павленко занимались изучением оказания социальной помощи со стороны государства семьям, имеющим детей; Н.В. Панкратьева исследовала экономическое положение многодетных семей. А также Е.В. Бреева, В.А. Борисов, Т.А. Гурко, С.В. Дармодехин, О.Н. Дудченко, В.В. Елизаров, В.И. Золотухина, О.Е. Лебедев, А.Н. Майоров, Г.А. Новокшонова и другие.

Особое значение имеет научный анализ вопросов профессиональной социальной работы с многодетными семьями в трудах отечественных ученых - Л.Г. Гусляковой, Т.Б. Курбатова, В.П. Мельникова, Г..Г. Студеновой, Т.В. Велят, Р.И. Холостовой и др.

Цель:исследовать особенности социальной работы с многодетными семьями города Якутска.

Объект: многодетная семья.

Предмет: особенности социальной работы с многодетными семьями.

Гипотеза:

Степень семейной адаптации и сплоченности многодетных семей будет сильно отличатся в зависимости от места жительства, возраста родителей, количества детей и уровня доходов. К наиболее функциональному типу многодетных семей можно отнести семьи, проживающие в г. Якутске, семьи среднего возраста от 35 до 40 лет, имеющие 3 детей, имеющие высокий уровень дохода. К дисфункциональным типам многодетных семей можно отнести молодые семьи, проживающие в г. Покровске, имеющие более 5 детей, с низким уровнем дохода. 

Социальная работа, которая должна проводиться с многодетными семьями должна зависеть от типа семейной адаптации и сплоченности многодетных семей.

В выпускной работе были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ научно-методической литературы, документации по исследуемой проблеме, обобщение и конкретизация;эмпирические методы: во-первых, опрос по специально разработанной анкете, состоящей из 21 вопроса, многодетных семей?; во-вторых, психологический опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES - III) Д.Олсона в адаптации А.Г. Лидерса и Е.Н. Спиревой. Базой для проведения опроса стал административный центральный округ города Якутска и администрация города Покровска. На первом этапе проведения опроса были получены контактные данные лидеров женсоветов г. Якутска и г. Покровска. Далее через них происходил поиск многодетных семей, однако мы столкнулись с большим количеством отказов в связи с занятостью многодетных родителей. Поэтому разработанные анкеты были переведены в электронный вариант с помощью программы https://docs.google.com/. Данное приложение позволяет собирать первичную информацию у респондентов через Интернет-ресурс, что значительно облегчает работу исследователя и не занимает много времени у респондентов. В итоге выборочная совокупность исследования составила 60 многодетных семей из города Якутска и Покровска (по 30 семей). Обработка и анализ собранной информации проводилась с помощью программы IBMSPSSStatistics 22.При анализе вопросов использовался частотный анализ, анализ таблиц сопряженности, разница в ответах осуществлялась по U-критерию  Уитни.

Практическая значимость: результаты данного исследования могут быть применены в разработке качественных и эффективных программ, направленных на решенеие социальных проблем и задач органов государственной власти и социальных учреждений г.Якутска.

Научная новизна.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав теоритической и эмпирической части, предложения по совершенствованию, заключения и списка использованной литературы.




Глава 1. Теоретические основы исследования социальной работы с многодетными семьями

§ 1.1.Понятие и типологии многодетных семей

На протяжении последних ста лет в России произошли огромны изменения в уровне рождаемости, отражающие переход от традиционного к новому, современному типу репродуктивного поведения. Сегодня многодетность является скорее исключением из общего правила для подавляющего количества регионов России [1].

В настоящее время многодетные семьи устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количества семей. Зачастую многодетность является не запланированной, а случайной (рождение близнецов либо рождение ребенка в результате неэффективности контрацепции или невозможности в силу состояния здоровья женщины прибегнуть к прерыванию беременности и т.д.)[2].

        Как определить многодетную семью? В семейном законодательстве четко не установлено, кто входит в категорию многодетных семей.

В соответствии с данным указом органы исполнительной власти субъектов России самостоятельно устанавливают, какие семьи являются многодетными. При этом понятие "многодетная семья" определяется ими с учетом национальных и культурных особенностей социально экономического и демографического развития того или иного региона [3].

В России многодетной принято считать семью с тремя и более несовершеннолетними детьми (в том числе усыновлёнными, а также пасынками и падчерицами) в возрасте до 16 лет, а также в возрасте до 18 лег, если они обучаются в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы. Основным документом федерального уровня, определяющим социальный статус многодетной семьи, является Указ Президента РФ 5.05.1992 г. №431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (в ред. Указа Президента РФ от 25.02.2003 №250). Данный Указ устанавливает для многодетных семей льготы в области жилищно-коммунальных, транспортных, медицинских, образовательных услуг, льготы в области трудовых и земельных отношений [19].

Семья - родители (законные представители) и дети, совместно проживающие с ними и ведущие общие хозяйство [4].

Многодетная семья - семья имеющая трех и более детей (в том числе усыновленных, а также пасынков и падчериц) в возрасте до 16 лет, а также в возрасте 18 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях реализующих общеобразовательные программы [5]

Многодетная семья, в которой родились и (или) воспитываются трое и более детей (в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы) до достижения младшим из них в возраста до 16 лет, а также обучающимся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, 18 лет. В составе многодетной семьи не учитываются дети находящиеся на полном государственном обеспечении, и дети в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах [6]

Многодетные семьи, наиболее распространенные в России в прежние времена (в начале двадцатого века, в европейской части каждая семья имела в среднем 8 детей), в настоящее время устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количества семей [7].

При чем зачастую многодетность является не запланированной, а случайной (рождение близнецов либо рождение в результате неэффективности контрацепции или невозможности в силу состояние здоровья женщины прибегнуть к прерыванию беременности).

Все многодетные семьи могут быть распределены натри категории:

-семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями» культурно-идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, пер которой у родителей имеется мотивация к воспитанию детей;

-семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже — отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи;

-неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженное алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а, усыновить 3—7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно. [8]

     Многодетных семей можно также диагностировать на функционирование семьи.  Американский социолог, профессор университета Миннесоты, специалист по проблемам семьи Д. Олсон разработал «круговую модель» (circumplexmodel) функционирования семьи, которая включает в себя два критерия – сплоченность и гибкость. На основе выраженности критериев можно выделить 16 типов семейных систем. Из них 4 являются сбалансированными или функциональными, 8 – среднесбалансированными или полуфункциональными и 4 крайних типа – несбалансированными или дисфункциональными.

Функциональные семьи

Раздельная и структурированная

Раздельная и гибкая

Объединенная и структурированная

Объединенная и гибкая

Полуфункциональные семьи:

Разобщенная и структурированная

Разобщенная и гибкая

Запутанная и структурированная

Запутанная и гибкая

Ригидная и раздельная

Ригидная и объединенная

Хаотичная и раздельная

Хаотичная и объединенная

Дисфункциональные семьи

Разобщенная и ригидная

Разобщенная и хаотичная

Запутанная и ригидная

Запутанная и хаотичная

Сплоченность семьи

Степень эмоциональной близости, наличие или отсутствие душевных, теплых эмоциональных отношений.

Разобщенная семья – члены семьи крайне эмоционально разделены, мало привязаны друг к другу и ведут себя несогласованно, неспособны оказывать поддержку друг другу и совместно решать жизненные проблемы. Изолируясь друг от друга, подчеркивая свою независимость, они скрывают свою неспособность устанавливать близкие взаимоотношения. При сближении с другими у них возрастает чувство тревоги.

Раздельная семья – характеризуется умеренной сплоченностью. В эмоциональных отношениях в семье присутствует некоторая раздельность, однако она не является такой крайней, как в разобщенной семье. Несмотря на то, что время, проводимое отдельно, для членов семьи более важно, семья способна собираться вместе, обсуждать проблемы, оказывать поддержку друг другу и принимать совместные решения. Интересы и друзья являются обычно разными, но существует и область, разделяемая с другими членами семьи.

Объединенная семья характеризуется высокой степенью эмоциональной близости, лояльностью во взаимоотношениях и определенной зависимостью членов семьи друг от друга. Члены семьи часто проводят время вместе, Это время для них важнее, чем время. Посвященное индивидуальным друзьям и интересам.Однако сплоченность в таких семьях не достигает степени запутанности, когда пресекаются всякие различия.

Запутанная семья для которой характерна чрезмерная эмоциональная близость (слияние) и лояльность, отсутствие личного пространства, независимости у членов семьи. Такие семьи и их члены являются слабодифференцированными.

Семейная гибкость

Возможности семейной системы к гибкому приспособлению, изменению при воздействии стрессоров, способность к решению жизненных задач, возникающих перед ней при движении по стадиям жизненного цикла.

Ригидная семья обладает низкой гибкостью и адаптивностью. Такая система не способна решать жизненные задачи, возникающие перед семьей при ее продвижении по стадиям жизненного цикла. Семья отказывается меняться и приспосабливаться к изменившейся ситуации (рождение, смерть членов семьи, взросление детей и отделение их от семьи, изменения в карьере, месте жительства и т.д.). Система часто становится ригидной, когда она чрезмерно иерархиизирована. То есть существует член семьи, который всем заведует и все контролирует. Переговоры по важным вопросам в такой семье ограничены, а большинство решений принимается лидером. В ригидной системе роли, как правило, строго распределены и правила взаимодействия остаются неизменными. Незначительность изменений в системе ведет к высокой предсказуемости и ригидности поведения ее членов.

Структурированная семья характеризуется умеренной гибкостью. Здесь присутствует некоторая степень демократического руководства, предполагающая переговоры по проблемам между членами семьи, включая мнение детей. Роли и внутрисемейные правила стабильны, имеется возможность их обсуждения. Существуют определенные дисциплинарные правила.

Гибкая семья характеризуется умеренной гибкостью, демократическим стилем руководства. Переговоры ведутся открыто и активно, включая детей. Роли разделяются с другими членами семьи и меняются, когда это необходимо. Правила могут быть изменены и соотнесены с возрастом членов семьи. Иногда, правда, семье может не хватать лидерства, и члены семьи завязают в спорах друг с другом.

Хаотичная семья характеризуется высокой степенью непредсказуемости. Такое состояние система часто приобретает в момент кризиса, например, при рождении ребенка, разводе, потере источников дохода и т.д. Проблемным оно становится, если система застревает в нем надолго. Такой тип системы имеет неустойчивое и ограниченное руководство и испытывает недостаток лидерства. Решения являются импульсивными и непродуманными. Роли неясны и часто смещаются от одного члена к другому.































§1.2. Многодетные семьи как объект социальной защиты

Принимая семью в качестве объекта социальной работы и видя её сложной социальной системой, при контакте с ней необходимо учитывать следующие: её структуру, окружение, функционирование и историю развития. [5, с. 404].

         В семье находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного общества, поэтому к ней в той или иной мере применимы все виды технологий социальной работы — направленные на социальную реабилитацию инвалидов или детей-инвалидов, оказывающие помощь малообеспеченным, женщинам, военнослужащим и т.д. Существу ют также специфические технологии, предназначенные для оказания помощи семье как таковой. [6, с. 499]

Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватныепредставления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших сиблингов. Это объективная закономерность, прослеженная в различных типах многодетных семей, не зависящая от имущественного и образовательного статуса родителей. [7, с. 251].

Социальная работа с многодетной семьей также будет иметь своей целью улучшение ее благосостояния и обеспечение ее функционирования в интересах общества. И хотя в последние годы таких семей в Российской Федерации становится меньше, их проблемы обостряются. Социальная работа с данной категорией семей предполагает: материальную поддержку; помощь в преодолении иждивенческих жизненных установок, овладении приемами услуг (домашний парикмахер, швея, массажист и т.д.); повышение уровня правовой грамотности, ознакомление с содержанием нормативно-правовыхдокументов для получения декларированных льгот; минимизация чувства одиночества, забытости, непохожести; обмен опытом организации внутрисемейной жизни; расширение круга общения;психолого-педагогическоепросвещение; помощь в профориентации и трудоустройстве членов семьи.[2, с. 69]

В современной России социальной работой с многодетными семьями занимаются различные государственные и общественные органы.

Для оптимизации жизнедеятельности многодетной семьи социальным работником выполняются следующие функции:

1. методическая - обеспечивает эффективность деятельности всех субъектов (детей, родителей, специалистов и самого работника);

2. организационная - позволяет дополнить деятельность работника практическими формами, обеспечивающими усвоение знаний, опыта, навыков и умений;

3. административная - анализ деятельности социальных педагогов, социальных работников; повышение их квалификации;

4. информационная - информация для отдельной семьи или определенной категории семьи по разным вопросам.

Особенно в такой помощи нуждаются семьи многодетные. Социальная работа в них должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала.

Социальное обслуживание многодетной семьи представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Исходя их этого, социальный работник призван выполнять следующие функции:

1. диагностическую (изучение особенностей многодетной семьи, выявление ее потенциалов);

2. охранно-защитную (правовая поддержка многодетной семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);

3. организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

4. социально-психолого-педагогическую (психолого-педагогическое просвещение членов многодетной семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);

5. прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);

6. координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи многодетной семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб).[1]

Социальная работа с многодетной семьей состоит из:

1. Социальная защита многодетной семьи - это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантии, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества.

Важная роль в социальной защите многодетной семьи отводится самой семье: укрепление родительских уз; формирование устойчивости против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержания в норме психологического здоровья семьи и др.

2. Социальная поддержка многодетной семьи предполагает формальную и неформальную деятельность и взаимоотношения специалистов с семьями, оказавшимися в затруднительных обстоятельствам по вопросам профессиональной переподготовки (образование членов семьи), трудоустройства, обеспечения заработком и т. д. Она включает медицинское страхование, а так же другие различные формы помощи (моральную, психолого-педагогическую, материальную и физическую), социальное сочувствие и единство.

Социальная поддержка многодетной семьи предполагает и меры предупредительного и восстановительного свойства для семьи в случае смерти близкого человека, болезни, безработицы и т. п.

Специалист по социальной работе должен знать нужды и потребности многодетных семей и лиц, проживающих в них, уметь составлять план действий, не упуская из вида ни одной проблемы многодетной семьи; привлекать различные организации и службы, способные помочь многодетной семье – социальные, правоохранительные, юридические, здравоохранения, образования, а также местную администрацию и общественные организации, объединения, ассоциации.

Многодетной семье он может помочь в получении различных пособий и льгот, предоставить информацию о пособиях, социальных льготах, предусмотренных для таких семей. В то же время он может помочь семье в воспитании детей при помощи специальной программы педагогического обучения родителей.

Семьи, а особенно многодетные, требующие помощи социального работника, сами могут стать субъектами собственной борьбы с трудностями, причем, как правило, эффективность такой деятельности повышается при объединении их в группы. Такие сообщества создаются либо на основе общей беды, либо на территориально-соседской основе; возможно также объединение этих двух принципов. Через подобные ассоциации члены групп удовлетворяют сразу несколько своих потребностей.

Во-первых, это самопрезентация, донесение до общества своих нужд и специфических интересов – голос такого институализированного объединения будет, безусловно, слышнее, чем отдельные голоса.

Во-вторых, в таких группах люди находят помощь, реальное содействие от объединения в целом либо от отдельных его членов: например, успешные, хорошо адаптировавшиеся многодетные родители помогают более слабым членам ассоциации; в то же время возможность оптовых закупок товаров и реализация их без торговых наценок. Наконец, принадлежность к определенному объединению помогает его членам удовлетворить потребность в общении, которое у лиц, обремененных различными сложностями, может быть по разным причинам крайне ограничено.

Правда, в монотонности такого общения может таиться опасность замыкания личности в кругу переживаний, культивирования комплекса ущербности, но квалифицированная помощь социального работника способна перевести подобные коммуникации в конструктивное и даже терапевтическое русло. Такие группы не только содействуют организации клиентов социальной работы, но и является ее важнейшим субъектным звеном.

Профессиональные специалисты не только взаимодействуют с такими ассоциациями, но и также проявляют инициативу в организации групп клиентов. Ведь главное в социальной работе – достичь максимальной субъективности клиентов. Эффект такого взаимодействия очень велик: иногда это единственная или почти единственная технология, способная оказать помощь. Страдающие от сходных трудностей люди легче поймут друг друга. [4, с. 397]















§1.3. Основные направления социальной защиты многодетных семей в РС(Я)

Семейная политика Республики Саха (Якутия) формируется с учетом экономических, демографических и других объективных перемен, происходящих в жизни общества. Являясь важным направлением современной социальной политики, семейная политика представляет собой комплекс целенаправленных мер, реализуемых федеральными, региональными, муниципальными органами власти в интересах семьи. Принципиальным отличием в сущности принимаемых в последние годы законов, постановлений, решений, программ выступает факт признания семьи в качестве одного из главных объектов социальной политики. Семья всегда была и остается основным ресурсом устойчивого развития общества, а успешная, благополучная семья - залогом социальной стабильности.

Численность населения Республики Саха (Якутия) на 1 января 2013 года составила 955,6 тыс. человек, численность детского населения (в возрасте от 0 - 17 лет) - 254,3 тыс. человек, фактически 1/4 часть населения республики.

Введение разнообразных мер поддержки семей с детьми, в том числе учреждение материнского (семейного) капитала, стало катализатором роста рождаемости. Это позволило увеличить долю рождений высокой очередности. Так, за 2011 - 2013 г.г. число детей, родившихся 3-ми и более по порядку рождения, увеличилось с 3 889 детей (3,7% к общему числу родившихся) до 4 739 ребенка (28,4% к общему числу родившихся). За 2010 - 2012 г.г. суммарный коэффициент рождаемости населения увеличился с 2,00 до 2,17.

Проводится системная работа по улучшению качества жизни семей с детьми, принимаются дополнительные меры поддержки семей с низким уровнем доходов. Сегодня в полном объеме реализуются меры поддержки семей с детьми, в том числе многодетных и малоимущих семей. Ежемесячные пособия на ребенка получают ежегодно свыше 80 000 малоимущих семей. С 1 января 2013 года размеры пособий составляют от 467 - 718 руб. с учетом районных коэффициентов 1,7 и 2,0 (2011 г. - от 415 - 636 руб., 2012 г. - от 440 - 676 руб.).

В дополнение к федеральному материнскому (семейному) капиталу в целях поддержки материнства и детства в республике реализуется предоставление республиканского материнского капитала "Семья" при рождении (усыновлении) третьего либо последующего ребенка.

С начала реализации республиканского материнского капитала "Семья" произведено 8 149 выплат на сумму 588 685,5 тыс. рублей (на 01.09.2014). 64% семей направляют средства на улучшение жилищных условий, 30% на приобретение транспортного средства, 5% на развитие личного подсобного хозяйства, 1% на получение образования ребенком.

В системе учреждений социального обслуживания семьи и детей республики находится 31 государственное учреждение, в том числе 19 социально реабилитационных центров для несовершеннолетних, 12 центров социальной помощи семье и детям, 5 филиалов Республиканского социального центра для несовершеннолетних в северных улусах (районах).

На 01.01.2014 на профилактическом учете в учреждениях социального обслуживания семьи и детей состоят 5 396 семей (2012 - 5 793), где проживают 11 291 ребенок (2012 - 12 366). Из них в социально опасном положении в 2013 году - 1370, в 2012 году - 1 412. В 2013 году выявлено и поставлено на учет 379 семей (2012 - 517), где проживают 854 ребенка (2012 - 1 142). Положительным моментом в деятельности по профилактике социального сиротства является снятие с учета семей с детьми в связи с улучшением в них положения (в 2013 - 708 семей, в 2012 - 330, в 2011 - 494).

Учреждениями социального обслуживания семьи и детей оказано более 900 тыс. социальных услуг (в 2012 году - 654 055, в 2011 году - 420 796), обслужено 17 044 семьи (в 2012 году - 21 046, в 2011 году - 21 540).

Приоритетным направлением деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних также является сохранение родной семьи для детей и подростков, а в случаях, когда это невозможно - оказание содействия органам опеки и попечительства в устройстве этих детей в замещающие семьи. В течение последних трех лет специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы 274 несовершеннолетних (в 2011 - 84, в 2012 - 81, в 2013 - 109).

В стационарных отделениях учреждений социального обслуживания семьи и детей прошли курс социальной реабилитации 3 124 ребенка (в 2012 - 3 117, в 2011 - 3 152).

В этой связи проблема социального сиротства, семейного неблагополучия, утрата семейных ценностей продолжает оставаться одной из наиболее острых проблем семьи и детства. В то же время формирование устойчивой системы по профилактике социального сиротства, использование новых технологий отечественного и зарубежного опыта социальной работы, организация работы в рамках программно-целевого подхода позволят выйти на более качественный уровень по предоставлению услуг семьям с детьми, улучшению их положения.

 	Целью подпрограммы является обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышение качества жизни семьи, укрепление и развитие социального института семьи, защита ее интересов и прав, выявление и решение специфических проблем семьи, затрудняющих ее жизнедеятельность.

Достижение цели требует выполнения следующих задач:

1. Социальная поддержка материнства и детства.

2. Профилактика социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания семьи и детей.

3. Популяризация семейных ценностей и реализация мероприятий в области семейной и демографической политики.

4. Информационно-аналитическое сопровождение реализации семейной и демографической политики и совершенствование системы профессиональной подготовки.

Задача по социальной поддержке материнства и детства включает следующие мероприятия:

а) ежемесячное пособие на ребенка гражданам, имеющим детей;

б) выплата отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами);

в) республиканский материнский капитал "Семья";

г) компенсационные выплаты семьям с детьми;

г) единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

д) предоставление бесплатного проезда матерям, награжденным орденом "Мать-героиня", и матерям, приравненным к званию "Мать-героиня";

д) единовременное пособие детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, при выпуске из учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

е) меры социальной поддержки семей при рождении третьего и последующих детей;

ж) меры социальной поддержки многодетным и приемным семьям для приобретения транспортного средства.

Задача по профилактике социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания семьи и детей включает следующие мероприятия:

а) профилактика социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания семьи и детей;

б) перевозка несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных и иных детских учреждений в пределах территории Российской Федерации;

в) перевозка несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных и иных детских учреждений в пределах территории Республики Саха (Якутия).

Эффективность мероприятий оценивается следующими показателями:

а) количество предоставленных социальных услуг учреждениями социального обслуживания семьи и детей;

б) охват населения государственными услугами учреждений социального обслуживания семьи и детей;

в) число специалистов, прошедших курсы повышения квалификации;

г) количество изданной печатной.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.