- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Управление предприятием ООО «Мастерстройсервис»
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | D000576 |
Тема: | Управление предприятием ООО «Мастерстройсервис» |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 5 1.1.Изучить понятие фирма, предприятие, управление, эффективность управления 5 1.2. Методы определения эффективности управления фирмой 13 1.3. Зарубежный опыт управления предприятием 17 2.ОПИСАНИЕ ФИРМЫ ООО «МАСТЕРСТРОЙСЕРВИС» 22 2.1. Общая характеристика ООО «МастерСтройСервис» 22 2.2. Анализ финансовой деятельности ООО «МастерСтройСервис» 26 2.3. Особенности управления в ООО «МастерСтройСервис» 29 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В ООО «МАСТЕРСТРОЙСЕРВИС» 38 3.1. Предложения по повышению эффективности управления в ООО «МастерСтройСервис» 38 3.2. Расчет экономической эффективности предложенных нововведений 46 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы работы. В современных условиях развития рыночных тенденций в России, обусловленных качественно новой системой хозяйственных связей и механизмов конкурентных отношений, одной из актуальных задач адаптации хозяйствующих субъектов к условиям неопределенности является совершенствование стратегии и структуры организации управления производством. Систему управления можно определить как подсистему организации, компонентами которой являются группы взаимодействующих людей: ее функции заключаются в восприятии определенных проблем организации (входов) и последующем выполнении набора действий (процессов), в результате которых вырабатываются решения (выходы), увеличивающие доход от деятельности всей организации (удовлетворение) или оптимизирующие некоторую функцию всех входов и выходов организации. В настоящее время значительную роль в вопросе управления человеческими ресурсами играет кадровая политика организации. Ее принципы, технологии и методы опираются на теоретико-методологические основы профессиональной деятельности. Кадровая политика предприятия – это важнейший управленческий ресурс современных предприятий, ставящий своей главной целью эффективное накопление и реализацию трудового потенциала индивида, его профессиональных и деловых возможностей. В современном обществе успех организации напрямую зависит от эффективности ее кадровой политики, от умения руководства привлекать и удерживать в своей организации высококвалифицированных сотрудников. Если профессионалы осуществляют свою деятельность в интересах предприятия, то это является главной ценностью трудовых отношений. При этом особенного внимания заслуживают трудовые показатели предприятия. В условиях XXI века анализ и совершенствование трудовых показателей, основными из которых являются показатели движения человеческих ресурсов, необходим для эффективной деятельности любой компании. Система управления предприятиями должна отвечать современным рыночным условиям.Развитие и совершенствование предприятия базируется на тщательном и глубоком знании деятельности организации, что требует проведения исследования систем управления. Объект исследования – ООО «МастерСтройСервис». Предмет исследования – система управления ООО «МастерСтройСервис». Цель работы – рассмотреть направления повышения эффективности управления фирмой (на примере ООО «МастерСтройСервис»). В работе поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть теоретические аспекты управления фирмой, включая изучение понятия фирма, предприятие, управление, эффективность управления; методы определения эффективности управления фирмой; 2. Провести анализ деятельности ООО «МастерСтройСервис», включая общую характеристику предприятия ООО «МастерСтройСервис», анализ финансовой деятельности ООО «МастерСтройСервис», анализ особенностей системы управления в ООО «МастерСтройСервис»; 3. Разработать мероприятия по совершенствованию механизма управления ООО «МастерСтройСервис», включая разработку мероприятий по совершенствованию механизма управления ООО «МастерСтройСервис»; оценку предложений мероприятий. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 1.1.Изучить понятие фирма, предприятие, управление, эффективность управления Фирма - субъект рыночной экономики, организационно-правовой комплекс, деятельность которого связана с управлением одним или несколькими предприятиями и получением прибыли. Фирма может производить какую-либо продукцию, оказывать услуги, выполнять работы. Предприятие - специализированная единица народнохозяйственного комплекса, обособленный имущественный комплекс, используемый для осуществления производственно-предпринимательской деятельности, самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, производящий продукцию, товары, услуги, выполняющий работы; может быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав. Корпорация -любое объединение двух или нескольких предприятий, фирм [26, С.71]. Предприятие в Гражданском кодексе РФ рассматривается как объект гражданских прав (ст. 132). В этом смысле предприятием признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие может быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением и прекращением вещных прав. Особенность предприятия заключается в том, что его собственником могут быть только государство или муниципальные образования. Предприятия, осуществляющие коммерческую деятельность и созданные в целях управления обособленным имущественным комплексом либо государства, либо муниципального образования, соответственно называются либо государственным унитарным предприятием, либо муниципальным унитарным предприятием. Сокращение названия этих организационно-правовых форм до слова «предприятие», которое часто встречается в экономических текстах, является некорректным и искажает смысл суждений. В современной русскоязычной экономической лексике понятие используется в двух значениях[26, С.74]. Первое. Фирма - это название. Фирма - это официальное наименование, под которым предприятие, организация или компания выступают в хозяйственной практике. Это наименование подлежит правовой регистрации в торговом реестре. Тем самым фирма как фирменное наименование юридического лица, индивидуализирует его в гражданском обороте. Такое наименование подлежит регистрации путем включения в государственный реестр юридических лиц. Фирма как фирменное наименование является объектом промышленной собственности. Второе. Фирма - это предприятие. Фирма - это организация, созданная одним или более юридическими и/или физическими лицами для выполнения определенного вида деятельности с целью получения прибыли. Отличие фирмы от предприятия идет по линии определения фирмы как объединения однородных или смешанных предприятий. Отличие фирмы от компании идет по линии определения фирмы как организации, создаваемой одним или более юридическими и/или физическими лицами, в то время как компания - это исключительно компаньоны, то есть объединение торгово-промышленных предпринимателей. В условиях современной рыночной экономики менеджмент является одним из основных элементов успешной деятельности предприятия. Существует большое количество определений менеджмента. Приведем одно из них: менеджмент - это область управленческой и хозяйственной деятельности, направленной на достижение целей организации путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов. Управление, как и любой другой вид деятельности, требует своей конкретной оценки, установления его эффективности. Но данный вопрос является довольно сложным, поскольку оценка менеджмента не всегда может быть произведена прямым путем из-за отсутствия формализованных результатов, количественной оценки отдельных видов выполняемой работы. Поэтому для измерения эффективности управленческого труда часто применяются косвенные методы[39, С.241]. Существуют различные подходы к вопросам эффективности менеджмента, которые разрабатывались школами управленческой мысли. Например, авторы школы научного управления (Ф. Тейлор, Г. Ганнт, Г. Эмерсон, Ф. и Л. Гилберт и др.), занимались изучением повышения эффективности менеджмента на уровне производства. Особое внимание исследованию этой проблемы уделял Г. Эмерсон, который придавал важное значение связи между эффективностью управления и организационной структурой предприятия. Представители административной (классической) школы менеджмента (А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни и др.) рассматривали эффективность менеджмента в более широком смысле - применительно к работе всей организации. Их целью было создание универсальных принципов управления, которые обязательно должны привести организацию к успеху (14 принципов управления Анри Файоля). Авторы школы человеческих отношений (Г. Мюнстерберг, М. Фоллет, Р.Лайкерт, А. Маслоу) считали основным элементом эффективности менеджмента человеческий фактор и разрабатывали различные теории, связанные с повышением эффективности использования человеческих ресурсов[39, С.243]. Эффективность менеджмента является составной частью экономики управления, которая включает рассмотрение[30, С.316]: - управленческого потенциала, то есть совокупности всех ресурсов, которыми располагает и которые использует система управления; - затрат и расходов на управление, которые определяются содержанием, организацией, технологией и объемом работ по реализации соответствующих функций управления; - характера управления труда; - эффективности управления, то есть эффективности действий людей в процессе деятельности организации, реализации интересов, в достижении определенных целей В управленческом процессе используются человеческие, материальные, информационные и финансовые ресурсы, и в зависимости от того, как умело и целенаправленно они используются, достигается тот или иной результат. Эффективность менеджмента - это результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей систем, то есть интегрированный результат взаимодействия компонентов управления. В более упрощенном варианте данное определение можно представить следующим образом: эффективность менеджмента - это сопоставление потребленных ресурсов с полученным результатом. В оценке эффективности управления наиболее сложным является определение его результата. Конечный результат управления часто называют эффектом управления. Эффект представляет собой результат осуществления мероприятий, направленных на совершенствование производства, бизнеса и организации в целом. Эффект управления складывается из трех составляющих[30, С.324]: экономический эффект - вид эффекта, имеющий непосредственную стоимостную форму, то есть измеряющийся в денежных или натуральных измерителях; социально-экономический эффект - имеет комплексную природу сочетания экономической выгоды и социальной стабильности и спокойствия, например, улучшение условий работы, снижение уровня профессиональных заболеваний (при определенных условиях может быть переведен в обычный экономический эффект); - социальный эффект - вид эффекта, который принципиально не может быть пересчитан в экономический, например, предотвращение социального конфликта. Основные виды эффективности менеджмента[30, С.341]: по средствам воздействия - целевая, стратегическая и тактическая, планируемая, прогнозная, программная, концептуальная, мотивационная и стимулирующая, ресурсная и потенциальная; по содержанию эффекта - экономическая, социальная, инновационная, организационная, экологическая; по уровню проявления эффекта - народно-хозяйственная, региональная, отраслевая, внешнеэкономическая; по формам эффективности - деятельность менеджера, аппарата управления, процесса управления, системы менеджмента, управленческих нововведений; по видам систем менеджмента - маркетинговая, инновационная, производственная, финансовая. Основные факторы, которые оказывают влияние на эффективность управления [30, С.357]: По продолжительности влияния выделяют факторы, влияние которых сказывается на протяжении длительного времени (технический уровень производства, стиль управления и др.) и которые действуют непродолжительное время (прогулы, простои, нарушения трудовой дисциплины и т.п.). По характеру влияния различают факторы интенсивные и экстенсивные. По содержанию различают научно-технические (уровень механизации и автоматизации труда); организационные (рациональная структура аппарата управления, расстановка кадров, трудовая дисциплина и т.д.); экономические (система материального поощрения и материальной ответственности); социально-психологические (мотивация труда, межличностные отношения) и др По форме влияния различают факторы прямые (квалификация персонала, состояние оборудования) и косвенные (психологический климат, групповая динамика). Система управления предприятиями должна обладать гибкостью производства, учитывать серьезную конкуренцию на рынке товаров (услуг), учитывать требования к «ровню качества обслуживания потребителей, принимать во внимание необходимость учета неопределенности внешней среды и др. [26, С.103]. Важное значение при проведении исследований приобретает общая концепция, построенная на основе системы научных знаний в области управления, а также теории и практики организационного проектирования[39, С.264]. Рассмотрим некоторые принципы управления. В. С. Афанасьев. Баглай, Д. В. Валовой предлагают деление принципов на общие, организационно-технологические и частные. Эти принципы должны быть взаимосвязаны между собой, и только целостное их применение обеспечивает успех в управлении. Общие принципы управления действуют во всех динамических системах, присущи всем видам управленческой деятельности. Каждый из них лишь теоретически можно изложить отдельно. В реальной жизни все они тесно взаимосвязаны и дают максимальные результаты лишь в своей совокупности. К общим принципам управления следует отнести принцип социальной ориентации управления, принцип научной обоснованности, принцип системности, принцип эффективности (оптимальности), принцип демократизма, принцип состязательности (конкуренции), принцип стимулирования, принцип саморегулирования. К организационно-технологическим принципам можно отнести принципы разделения труда, иерархичности и обратной связи, оптимального сочетания централизации и децентрализации. Что касается частных принципов, то сфера их действия весьма локальна. Например, существуют принципы социального партнерства, государственной службы, принципы управления кадрами, принципы морали и т. д. Поскольку принципы управления - это руководящие правила, основные положения и нормы поведения руководителей, или правила реализации закономерностей управления, которыми руководствуются управленцы в практической деятельности, или основные требования, предъявляемые к построению органов управления и методам осуществления функций управления, то подход к классификации принципов исходит из того, что регламентируют эти принципы, а вернее, что они должны регламентировать в силу своего определения. Принцип - это то, что руководитель использует в качестве основы для своих действий. «Я поступаю так из принципа, а не по прихоти. Эти принципы обязывают меня поступать так, чтобы быть успешным руководителем» - так должно строиться использование принципов. Следовательно, они должны вытекать из богатейшей практики управления, обязывая руководителя быть Руководителем. Выше были изложены подходы к классификации и обоснованию принципов. Их многообразие побудило авторов предпринять свою интегрирующую все предыдущие точки зрения попытку классификации. Она основана на понимании сущности управления, изложенной выше, согласно которой менеджмент как система управления организацией в условиях рынка имеет две важнейшие характеристики: воздействие на объект управления для достижения поставленных целей; воздействие на людей как специфический объект управления. Реализация процессов управления (функций, решений, коммуникаций) должна обеспечивать целенаправленность, согласованность и эффективность деятельности работников организации. Поэтому в качестве классификационных признаков можно выдвинуть такие, как технология управленческой деятельности, влияние на поведение людей, система управления в целом. Эта классификационная система имеет общие элементы с классификацией, предложенной В. С. Афанасьевым, М. В. Баглаем, Д. В. Валовым, но отличается от нее тем, что относится именно к системам менеджмента, а не ко «всем динамическим системам», как общие принципы, выделенные указанными авторами [27, С.126]. Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность) [27, С.153]. Количественные показатели деятельности системы управления включают: комплекс трудовых показателей - экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудоемкости процессов управления) и др.; финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и т.п.); показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур). Особо важное значение имеют показатели социальной эффективности управления (качественные): повышение научно-технического уровня управления; уровень интеграции процессов управления; повышение квалификации менеджеров; повышение уровня обоснованности принимаемых решений; формирование организационной культуры; управляемость системы; удовлетворенность трудом; завоевание общественного доверия; усиление социальной ответственности организации; экологические последствия. Результативность данных показателей может быть охарактеризована облегчением и улучшением условий труда, улучшением психологической обстановки в коллективе, установлением нормальных взаимоотношений руководителей и исполнителей и т.д. Свести эти показатели к единой величине практически невозможно. Ценность же такой эффективности бесспорна. Если в результате рационализации управления удается достичь высокого уровня указанных выше показателей, то происходит положительный сдвиг в организации системы управления и достигается экономический эффект[27, С.166]. Таким образом, в обобщенном виде можно выделить следующие критерии эффективности менеджмента[39, С.298]: 1. Действенность - степень достижения целей организации. 2. Экономичность - соотношение необходимого и фактического расхода ресурсов. 3. Качество - соответствие характеристик продукции (услуг) стандартам и требованиям потребителей. 4. Прибыльность - соотношение между доходами и суммарными издержками. 5. Продуктивность - соотношение объема продукции (услуг) за определенный период в натуральных, стоимостных и других показателях и затрат ресурсов, соответствующих данному объему продукции (ресурсов: трудовых, материальных, финансовых и др.). 6. Качество трудовой жизни - условия труда работников 7. Инновационная активность - внедрение новшеств в различных функциональных областях деятельности организации. 1.2. Методы определения эффективности управления фирмой Методы управления - это способы и приемы воздействия на коллектив для более эффективного использования имеющихся ресурсов в решении поставленных задач. Различают следующие методы управления[40, С.374]: 1. организационно-распорядительные; 2. экономические; 3. социально-психологические; 4. общественные или коллективные. Организационно-распорядительные методы управления позволяют, прежде всего, компенсировать просчеты в планировании, оперативно реагировать на изменяющуюся ситуацию и, внося коррективы, выводить объект управления на новые параметры путем директив, приказов, указаний, распоряжений, резолюций, предписаний и т.д. Этими методами достаточно эффективно можно обеспечивать взаимодействие между отдельными структурными элементами системы или организации здравоохранения. В настоящее время в управлении здравоохранением все большую распространенность приобретают экономические методы управления, которые включают в себя экономический анализ деятельности организации здравоохранения, методы планирования и прогнозирования, статистического анализа. Особое значение имеют методы экономического стимулирования, позволяющие материально заинтересовать работников здравоохранения, создать мотивацию для оказания высококвалифицированной, качественной медицинской помощи[40, С.376]. Социально-психологические методы управления можно рассматривать как совокупность средств воздействия на коллектив, на происходящие в коллективе процессы в целом и на отдельных работников в частности. Это умение мотивировать работника к эффективному труду, партнерским отношениям, создание благоприятного психологического климата в коллективе. Поэтому в задачи руководителя органа управления, организации здравоохранения, отдельных подразделений входит формирование психологически совместимых, профессионально зрелых и экономически эффективно работающих коллективов. Общественные или коллективные методы управления подразумевают демократизацию управления, т.е. расширение участия работников в выполнении управленческих функций. При этом используются такие коллективные организационные структуры, как коллегии, медицинские советы, советы медицинских сестер, советы трудовых коллективов, которые создаются при руководителе организации здравоохранения в качестве совещательного органа. Как правило, в состав этих совещательных органов включаются заместители главного врача, главные (старшие) медицинские сестры, руководители общественных организаций, специалисты, пользующиеся наибольшим авторитетом в коллективе. Надо отметить, что решения коллегии или совета имеют рекомендательный характер, но на их основании руководитель организации здравоохранения может издать приказ, закрепляя тем самым юридически эти решения[40, С.377]. Особенно важным в менеджменте является метод системного анализа, утвердившийся в середине XX в. Ему предшествовало создание системы математической логики (У. Джевонс и Э. Шредер), а в последующем разработка метода линейного программирования, возникновение кибернетики как науки об управлении сложными динамическими системами. В результате открытий ученых в области системного анализа появилась возможность применять в практике управления математические модели и использовать метод математического моделирования. Важным для практики управления и последующих теоретических обобщений является метод эксперимент [17, С.418]. Данные методы используются не только в менеджменте, они характерны и для всей экономической теории. И это не случайно, так как экономическая наука, формируя мировоззрение руководителей и исполнителей в производственном процессе, выступает методологической основой управления. Все организации являются системами открытого типа, тесно взаимосвязанными с внешней средой. Для понимания сущности этих систем менеджмента необходимо структурировать их, выделяя основные внутренние подсистемы. В настоящее время ряд авторов считают системный подход универсальной методологией менеджмента. Системный подход получил широкое распространение в современной теории и практике менеджмента. Кроме системного подхода в науке менеджмента используются и другие. Р. А. Фатхутдинов выделяет 13 научных подходов: системный, комплексный, интеграционный, маркетинговый, функциональный, динамический, воспроизводственный, процессный, нормативный, количественный (математический), административный, поведенческий, ситуационный. Вероятно, этим не исчерпывается вся возможная палитра подходов. К ним можно добавить: эмпирический, затратный, сбытовой, производственный, статический, инновационный и др. [26, С.508]. За годы существования теории управления проведено более десяти тысяч различного рода исследований стилей лидерства. Используя две переменные или два измерения: динамику поведения и уровень ситуационности, - ученые смогли выделить основные стили руководства[26, С.514]. Поведенческий подход, в отличие от предыдущего, основан на выводах, сделанных из наблюдаемых исследователями образцов поведения руководителя, т.е. его действий, а не наследованных личных качеств. Второе измерение связано с принятием ситуационности в качестве основы анализа в рамках того или иного подхода к изучению стилей руководства. На одном полюсе находятся подходы, подводящие к идее универсальности, на другом решающей для эффективного лидерства признаётся ситуационности. Комбинация двух переменных привела, в конечном счете, к выделению четырёх типов подходов к изучению стиля управления в организации. Первый тип включает подходы, основанные на анализе лидерских качеств (теории лидерских качеств, теория «Х» и теория «У». Дугласа Макгрегора) необходимых эффективному руководителю в любом организационном контексте. Второй тип рассматривает стиль руководства как набор образцов поведения, присущий руководителю так же в любом организационном окружении (исследования Мичиганского университета и университета штата Огайо, управленческая сетка Блейка и Мутона). Третий тип предполагает изучение стилей руководства в зависимости от конкретной ситуации (концепции ситуационного лидерства Фидлера, Митчелла и Хауса, Херси, Бланшара, Врума, Йеттона). Четвёртый тип представляет ряд новых подходов, вновь изучающих стили руководства, в связи с конкретной ситуацией (теория лидерства Т. Коно, причинно-следственный подход или «атрибутивная» тория). В указанных подходах делается попытка определить набор качеств и образцов поведения, необходимых руководителю в специфическом организационном контексте. Книга Коно Т. «Стратегия и структура японских предприятий» по японскому менеджменту охватывает широкий диапазон вопросов управления. В ней большое внимание уделяется эффективному управлению на японских предприятиях. В своей книге Коно даёт современный подход к классификации стилей управления, опираясь на идеи ряда американских специалистов в области менеджмента[26, С.519]. Эффективность управленческой деятельности зависит от способностей руководителя. По определению психолога В.П.Шейнова, способности – это такие свойства индивида, совокупность которых обуславливает успешность выполнения некоторой деятельности. Сущность работы управляющего состоит в её эффективности. Чем бы он ни занимался – бизнесом или работой в больнице, в правительственном учреждении или в профсоюзном комитете, университете или банке, - от него требуется правильное выполнение задач, причем выполнение качественнее, а значит эффективнее. Эффективность управленческой деятельности во многом зависит от руководителя, от его способностей. Эффективность управления – в широком смысле - соотношение результатов деятельности организаций, предприятий и затрат на управление или полных затрат организаций, предприятий; в узком смысле - соотношение результатов деятельности органов, подразделений, работников управления (количества принятых решений, расчетов и т.п.) и затрат на их достижение. Существует три вида эффективности[17, С.425]: * Экономическая – соотношение экономических результатов деятельности организаций, предприятий и затрат на их достижение. * Социальная – соотношение социальных результатов деятельности организаций, предприятий и затрат на их достижение. * Социально-экономическая – соотношение экономических и социальных результатов деятельности организации, предприятий и затрат на их достижение. 1.3. Зарубежный опыт управления предприятием Зарубежная практика управления предприятиями, достигшими значительных успехов в бизнесе, среди множества применяемых методов менеджмента использует бизнес-планирование. Руководители этих предприятий освоили основные методологические подходы к бизнес-планированию и эффективно реализуют заложенную в них системную логику в повседневной управленческой деятельности. С помощью бизнес-планирования они научились выделять главные приоритеты развития, контролировать и эффективно управлять ресурсами, предвидеть вероятные изменения в бизнесе, решать вопросы финансирования. Систематически проводимые исследования деятельности зарубежных фирм показывают, что причинами абсолютного большинства банкротств компаний являются просчеты или отсутствие бизнес-планирования [21, С.109]. На определенном этапе экономического развития страны актуальным становится тот или иной фактор бизнеса. Для развития экономики страны становится важным совершенствование производства на основе новых технологий, повышение эффективности сферы реализации товаров, экологизация производства. По совокупности приоритетных на данный момент факторов экономического развития специалисты пересматривают свои подходы к бизнесу, вырабатывая его новые концепции. Конечно, они впитывают в себя и более ранние, доказавшие свою действенность. Это расширяет теорию и практику бизнеса. Например, в США, Великобритании и Германии приоритетное внимание уделяется сейчас таким факторам, как рост свободного времени, внутрифирменное стратегическое планирование. Поскольку основу бизнеса составляет частная собственность, то в зависимости от ее видов выделяют и основные формы бизнеса. В 1980-е гг. наблюдался бум предпринимательства, в основе которого лежали многие причины, в том числе: а) вступление мировой экономики в очередной этап НТР; б) обострение конкурентной борьбы; в) повышение уровня образования кадров. Огромную роль в ряде стран, в том числе в Японии, сыграло снятие барьеров для межотраслевого перелива капиталов, заложенных в принципах отраслевого регулирования. При переносе зарубежных рекомендаций на российскую почву следует помнить, что необходимы коррекция и замена отдельных американских реалий на российские. Наиболее существенными представляются следующие моменты[21, С.111]. Во-первых, для американца предпринимательская деятельность ассоциируется с такими понятиями, как свобода, независимость, самореализация и, если угодно, честь. В Америке предпринимательство является прежде всего образом жизни, а не только способом зарабатывать деньги. Американский руководитель подвержен столь сильному давлению конкуренции и рыночных механизмов, что фактически находится у них под контролем. Его деятельность определяется тем, насколько верно он способен оценить влияние этих факторов на его предприятие, и в меньшей степени зависит от личных стремлений и симпатий. В США и России различно отношение к бухгалтерскому учету. В России учет – это прежде всего средство удовлетворить любопытство контролирующей инстанции, в США – инструмент для лучшего понимания всего бизнеса и поиска путей увеличения его доходности. При этом основным вопросом, волнующим западного предпринимателя, является живучесть бизнеса. Она определяется соотношением между стоимостью активов и суммарными обязательствами, т.е. балансом, что коренным образом отличается от привычного нам баланса как соотношения между расходами и доходами. Во-вторых, для американца предпринимательство является гарантией того, что в кассе всегда будут наличные средства. При этом имеется в виду не противопоставление наличных и безналичных денег, которого в Америке нет, а разница между тем, что вам заплатили, и тем, что еще только должны заплатить. В-третьих, если деньги вложены в свое дело, то американец не испытывает морального удовлетворения без уверенности, что они приносят больший доход, чем если бы они были помещены в банк, потрачены на акции или пущены в рост каким-либо другим из общедоступных способов. Поэтому скрупулезно подсчитывается возврат капиталовложений, причем вернувшиеся средства немедленно реинвестируются в дело. Кроме того, многие предприниматели интересуются своей долей рынка, которая имеет большее отношение к живучести бизнеса, чем к доходам. Соответственно расставляются приоритеты и в бизнес-плане. Американский начинающий предприниматель находится в уникальных условиях в том смысле, что ему оказывается всемерная поддержка со стороны государства. В первую очередь это информационное обслуживание и консультации. В России необходимо компенсировать отсутствие государственных услуг собственной активностью. Нужно помнить, что иностранные организации, готовые давать консультации и даже оказывать материальную поддержку, начинают постепенно проникать и в Россию. В зарубежной практике принято, что разработка бизнес-планов осуществляется с обязательным участием руководителя предприятия. Многие зарубежные банки и инвестиционные фонды отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если это условие не соблюдается [21, С.115]. При разработке бизнес-плана используются методики, выбор которых для инициаторов проектов сейчас достаточно широк. Имеются различные типовые иностранные методики. Среди них наибольшую известность получило Руководство по оценке эффективности инвестиций, подготовленное ЮНИДО, и его компьютерный вариант КОМФАР. Однако при большом разнообразии во всех них соблюдаются определенные принципы построения бизнес-проекта, которые в основном несущественно отличаются друг от друга. При изучении зарубежного опыта бизнес планирования возникает вопрос – надо ли адаптировать переводные издания по бизнес-планированию или написанные на их основе методики, если в них отражается реальный опыт работы в рыночной экономике, в которую российские предприятия только еще стремятся войти? Неужели бизнес-планы, например, модернизации предприятия там и здесь должны принципиально отличаться? Есть достаточно оснований считать, что их различие вызывают особенности деловой среды в разных странах[21, С.117]. Важнейшими компонентами деловой среды являются: а) законодательная база; б) система подзаконных нормативных актов; в) система стандартизации; г) нормативно-методическое обеспечение внутренней деятельности предприятий в виде комплексов организационно-управленческой документации; д) обычаи делового оборота, т.е. сложившиеся и широко применяемые в предпринимательской практике правила поведения, не установленные законодательством и даже, возможно, не зафиксированные в каком-либо документе, но не противоречащие обязательным для участников соответствующих хозяйственных отношений нормам законодательства или договорам. Сравнение указанных компонентов, например, для России и США, убедительно свидетельствует, что деловая среда США отличается от деловой среды России. С западными бизнес-планами связана еще одна проблема. Предлагая несовпадающие структуры документа, неодинаковые аналитические формы, практические пособия, как правило, утверждают, что именно данный вариант годится для разработки бизнес-плана любого конкретного проекта. Мешков Н.А., анализируя значительное количество зарубежных методик разработки бизнес-планов, представляет типичную для них структуру, содержащую следу....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: