VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Финансовое управление малым предприятием

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009600
Тема: Финансовое управление малым предприятием
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение 
высшего профессионального образования 
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
 И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Воронежский филиал
                                                                                              

Факультет     Международно-правовой
Направление  38.03.02 Менеджмент
Профиль         Менеджмент организации
Выпускающая кафедра  экономики, финансов и менеджмента


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему:
«Финансовое управление малым предприятием»
 (на примере ООО «Идея»)






Автор работы: 
студентка 5 курса
заочной формы обучения
Еремина Марина Александровна
подпись_________________

Руководитель работы:
д.э.н., профессор
Мещеряков Дмитрий Алексеевич
Подпись _________________

Заведующий выпускающей кафедрой:
д.э.н., профессор
Преображенский Борис Георгиевич
Подпись __________________





Воронеж  2017 г.

Содержание
Введение

1.
Теоретические и методологические основы финансового управления
предприятием

1.1
Малый бизнес как фактор развития экономики

1.2
Понятие финансового управления, его цели, функции и методы

2
Оценка уровня финансового управления предприятием ООО «Идея»

2.1
Организационно - экономическая характеристика  предприятия

2.2
Анализ финансовых результатов работы и эффективности использования имущества предприятия

3
Совершенствование  системы финансового управления предприятия ООО «Идея»

3.1
Оптимизация системы финансового управления предприятием

3.2
Порядок финансового планирования на предприятии

Заключение

Библиографический список
                                                                                                                                 














Введение

     Финансовая деятельность на предприятии пронизывает все аспекты его функционирования: производство, реализацию, воспроизводство основных и оборотных фондов. Она направлена на формирование денежных доходов, обеспечивающих ритмичный процесс производства и воспроизводства продукции. Организация финансовой работы строится на базе взаимоотношений с внешними учреждениями: банками, страховыми организациями, бюджетом и другими предприятиями. Успех ее зависит от организации обслуживания производственного и воспроизводственного циклов, от своевременного и правильного расчета с внешними организациями по своим обязательствам. Иначе говоря, предприятие может быть надежным как партнер, как объект вложения капитала при условии устойчивого финансового положения. Особое внимание на всех этапах финансовой работы следует уделять вопросам финансового управления.
     Управление — это сфера человеческой деятельности, совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект с целью достижения определенного результата. Финансовое управление анализирует имеющиеся ресурсы и определяет стратегию и тактику по их использованию, а также по привлечению дополнительных ресурсов для реализации выбранных направлений деятельности. 
     Малые предприятия, по сравнению с крупными, в своей работе более подвержены влиянию таких проблем и угроз, как: возможность быстрого разорения, ограниченность роста, небольшие рынки, нехватка оборотных средств, высокая конкуренция. В современных условиях малые предприятия вынуждены конкурировать не только друг с другом, но и с крупным бизнесом. Конкурентоспособность же любому предприятию, в том числе и малому, может обеспечить только рациональное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящегося в его распоряжении. В связи с этим с каждым годом повышается значение финансового управления, целью которого является выработка и применение методов, средств и инструментов для достижения стратегических и тактических целей деятельности фирмы. Постановка и организация финансового управления на предприятиях малого бизнеса, так же как и на крупных предприятиях, сложны и трудоемки. Процесс финансового управления включает: анализ финансового состояния, планирование, учет, подготовку управленческой и финансовой отчетности, а также контроль. На каждом этапе имеются свои особенности, обусловленные спецификой самого малого бизнеса.
     Основной задачей финансового управления является формирование, распределение и использование денежных фондов с целью эффективного производства и сбыта, а также осуществления простого и расширенного воспроизводства.
     Финансовому менеджеру необходимо быть осмотрительным, так как финансовая устойчивость малого предприятия не стабильна, малое предприятие может быть подвергнуто агрессивному нападению со стороны конкурентов и компаний-поглотителей, а руководители малого бизнеса не всегда осознают опасность, окружающую финансы малого предприятия.
     Целью выпускной квалификационной работы является анализ системы финансового управления малым предприятием и разработка рекомендаций по его совершенствованию. Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
     - исследовать нормативно-правовые основы функционирования малого бизнеса и определить его роль в развитии экономики;
     - дать понятие финансового управления и его составляющих;
     - охарактеризовать цели, функции и методы системы финансового управления;
     - дать организационно-экономическую характеристику  ООО «Идея»;
     - дать оценку качеству финансового состояния, финансовым результатам работы и эффективности использования имущества предприятия;
     - выработать рекомендации по совершенствованию системы финансового управления ООО «Идея».
     В качестве объекта исследования ООО «Идея». 
     Предметом же исследования является финансово-хозяйственная деятельность этого общества и содержание системы финансового управления в нем.
     Для решения поставленных задач в работе были использованы: метод индексов, метод сравнительного анализа, метод синтеза, прогнозные методы.
     При проведении исследования изучены законодательно-нормативная основа предпринимательской деятельности, труды российских и зарубежных ученых экономистов, а также бухгалтерская финансовая отчетность ООО «Идея». Период исследования охватывает с 2014 по 2016 годы.
     Во введении обоснована актуальность темы исследования. 
     В первой главе представлены теоретико-методологические основы финансового управления малым предприятием. 
     Во второй главе дана организационно-экономическая характеристика ООО «Идея», проведена оценка его финансового положения и результативности работы. 
     В третьей главе даны рекомендации по совершенствованию системы финансового управления в ООО «Идея». 
     В заключении представлены выводы по всей работе.
     (далее количество глав, страниц, таблиц)

1 Теоретические и методологические основы финансового
управления предприятием
     1.1 Малый бизнес как фактор развития экономики
     
     Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, так как во всех странах в сфере малого бизнеса действует большое число небольших предприятий разнообразного профиля.
     В настоящее время в экономике России одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде1.
     Размеры предприятий зависят от специфики отраслей и их технологических особенностей. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются крупные предприятия, а, напротив, предпочтение отдается малым предприятиям. Предприятия малого бизнеса играют важную роль в следующих отраслях экономики: вся сфера услуг, в том числе ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования, консультационные услуги, бытовое обслуживание населения, торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность. 
     Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Развитию малого производства способствуют дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.
     Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников – владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производит комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. 
     Развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:
     - формирование конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);
     - расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;
     - приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
     - содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
     - привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры на малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем на крупных;
     - создание дополнительных свободных мест, сокращение уровня безработицы;
     - более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;
     - вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
     - формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);
     - активизация научно-технического прогресса;
     - освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
     - содействие деятельности крупных предприятий путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создания вспомогательных и обслуживающих производств;
     - освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа2.
     Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса и т.п. Важнейшими особенностями малого бизнеса являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой малого бизнеса является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики.
     Присущие малому бизнесу гибкость и высокая приспосабливаемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако сектору малого бизнеса свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к постоянному обновлению в секторе малого бизнеса вследствие массовых банкротств, переспециализации деятельности или деградации. Что касается жизнеспособности малого бизнеса, то, по данным Всемирного банка, из вновь организуемых малых предприятий через год из существования в ряду действующих остается примерно 50%, через 3 года – 7-8%, и, наконец, через 5 лет остается не более 3%.
     Малый бизнес – важный элемент рыночной экономики, без которого она не может гармонично развиваться. Он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество ВНП. Но дело не только в количественных показателях – этот сектор по своей сути является имманентным элементом рыночной инфраструктуры. Высокий уровень развития малого предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночно-конкурентного хозяйства3.
     Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.
     Развитие мелкого производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор.
     К субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с законами РФ (ст. 3 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24.07.2007 в ред. от 29.12.2015 № 408-ФЗ) относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим условиям45 (табл. 1):
     1) для хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:
     а) суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает двадцать пять процентов, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает сорок девять процентов. Ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется на общества с ограниченной ответственностью, соответствующие требованиям, указанным в подпунктах «в» - «д» настоящего пункта;
     б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
     
Таблица 1 – Критерии отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу
Показатель
Предельное значение
Основание

Микро-предприятия
Малые предприятия
Средние предприятия

Суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью
не более 25%
не более 25%
не более 25%
Пункт 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ от 24.07.2007 (ред. от 29.12.2015 № 408-ФЗ)
Суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства
не более 49%
не более 49%
не более 49%
Пункт 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ от 24.07.2007 (ред. от 29.12.2015 № 408-ФЗ)
Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год
до 15 чел.
до 100 чел.
до 250 чел.
Пункт 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ от 24.07.2007 (ред. от 29.12.2015 № 408-ФЗ)
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС
120 млн. р.
800 млн. р.
2000 млн. р.
Пункт 1 Постановления Правительства РФ от 13.07.2015 № 702»
Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета)
Не установлено
Не установлено
Не установлено

     
     в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
     г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»6;
     д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»7. Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:
     - юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);
     - юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»8;
     - юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий»9;
     2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 110, производственных кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
     а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий;
     б) до ста человек для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
     3) доход хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1, производственных кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
     Следует отметить, что в Постановлении ничего не говорится о предельных значениях балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов).
     Каждое вновь создаваемое предприятие малого бизнеса подлежит государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2001 года11. С момента государственной регистрации предприятие считается созданным и в соответствии со статьей 51 ГК РФ12 приобретает статус юридического лица.
     Фактором, определяющим деятельность малого предприятия, является способ его образования: как правило, он определяет и отраслевую специализацию предприятия, и его специфику, и масштабы его деятельности, и в конечном счете успех его будущей работы. Этот фактор, по существу, может быть рассмотрен как форма первоначального накопления капитала в малом предпринимательстве.
     Малое предприятие функционирует во всех сферах и отраслях национального хозяйства, выполняя один или несколько видов деятельности. Оно обладает самостоятельностью в своей деятельности, в распоряжении выпускаемой продукцией, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, если иное не предусмотрено законом.
     Малое предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию (услуги) и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышение личных доходов его работников. Основу планов составляют договоры, заключенные самостоятельно с потребителями продукции (работ, услуг), а также с поставщиками сырья и материалов, необходимых для производства продукции. Договоры могут заключаться и с соответствующими государственными органами.
     Источниками формирования финансовых ресурсов предприятия в зависимости от его организационно-правовой формы служат прибыль, амортизационные отчисления, средства, полученные от продажи ценных бумаг, паевые и иные взносы членов трудового коллектива, а также кредиты и иные поступления, не противоречащие закону. Предприятие несет полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины. 
     В силу нестабильности развития экономики России на протяжении последних лет число малых предприятий практически не меняется. По сравнению с развитыми странами в российской экономике небольшая доля малого и среднего бизнеса (рис. 1). 
     
     
     Рисунок 1 - Доля малого и среднего бизнеса в ВВП стран, %
     
     По данным Госкомстата РФ, их доля в ВНП не превышает 20%, а удельный вес занятых в них работников в общей численности работающего населения РФ – около 25%. В малом и среднем бизнесе только официально занято более 17 млн чел., из которых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности занято 5,4 млн чел. (30,6 %), на предприятиях занято 12,4 млн чел. (69,4 %). Положение малых предпринимателей в нынешних условиях не улучшается, а скорее ухудшается. В последние годы не видно динамичного развития малого и среднего бизнеса как в прошлое десятилетие.
     Следует отметить, что слабость российского малого и среднего бизнеса состоит вовсе не в недостаточном количестве таких предприятий. В исследовании компании KPMG, подготовленном недавно для Минэкономразвития, отмечается, что количественный показатель в России вполне на уровне развитых стран: 33 малых и средних предприятия на тысячу жителей. Проблема заключается в том, что эффективность предприятий МСБ в стране очень низка, при этом сам сектор на 87% состоит из микропредприятий и лишь на 0,7% — из средних. В развитых странах на средний бизнес приходится 4,1%. Оборот и прибыльность небольших предприятий снизились за последние пять лет в среднем на 6% 13.
     Среди проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса в России, также выделяют недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств, трудности с получением банковских кредитов, усиление давления криминальных структур, нехватку квалифицированных кадров бухгалтеров, менеджеров и консультантов, сложности с получением помещений и крайнее высокую арендную плату, ограниченные возможности получения лизинговых услуг, отсутствие должной социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий и прочее (рис. 2).
     Чрезмерные административные барьеры не только мешают развитию предпринимательства, но и создают другую государственную проблему, вынуждая предприятия малого бизнеса уходить в теневую экономику. Выдвигаются три главные причины такого положения: сохраняющиеся высокие ставки налогов и прежде всего социального налога, не позволяющие осуществлять эффективную капитализацию предприятия; недоверие к власти, неуверенность в стабильности экономического и общественного положения; боязнь криминальных структур.
     
     
     Рисунок 2 – Главные проблемы, мешающие развитию малого и 
     среднего бизнеса, % опрошенных
     
     Основная проблема, с которой сталкиваются предприятия малого бизнеса в России, - недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Свободный доступ к финансовым ресурсам ежегодно имеют около 13-15 тысяч предпринимателей. Это означает, что в России организации, предоставляющие финансовые услуги предпринимателям, охватывают лишь 1% потенциального рынка. Проблемы финансирования касаются взаимоотношений с коммерческими банками. 
     Малые предприятия по сравнению с крупными подвержены дискриминации на финансовых рынках, так как коммерческие банки во избежание риска и вследствие разного уровня обеспеченности заемщиков более охотно финансируют крупные предприятия или компенсируют риск кредитования малых предприятий более высокими процентами. Недоступность и дороговизна кредитов, рутинность процессов подготовки кредитного договора вынуждают малые предприятиям ограничивать масштаб бизнеса размером собственного капитала или использовать венчурный капитал14.
     Резюмируя вышесказанное, отметим, что постановка финансового управления на предприятиях малого бизнеса является чрезвычайно актуальным.
     
1.2 Понятие финансового управления, его цели, функции и методы
     
     Финансовое управление в общем понимании — это совокупность правил и методов выработки принятия финансовых и инвестиционных решений. Финансовое управление анализирует имеющиеся ресурсы и определяет стратегию и тактику по их использованию, а также по привлечению дополнительных ресурсов для реализации выбранных направлений деятельности15.
     Финансовое управление включает процесс планирования решений, направленных на увеличение благосостояния, контроль по регулированию денежных операций, приобретению фондов, привлечению ресурсов, а также по учету соотношения между доходом и риском. 
     Финансовое управление строится по схеме (рис. 3), аналогичной построению любого процесса управления, а именно: финансовое управление на этапах планирования, организации, мотивации и контроля16.
     
Финансовое планирование
Финансовые процедуры как 
инструмент управления
Контроль и финансовый анализ
Финансовые методы мотивации
     
     Рисунок 3 - Структурные составляющие финансового управления
     
     Рассмотрим составляющие финансового управления более подробно.
     Финансовое планирование — первая ступень любого процесса управления. Финансовое планирование позволяет решить целый ряд задач, основными из которых являются следующие:
      – обоснование экономической необходимости и целесообразности конкретного проекта;
      – расчет ожидаемых результатов деятельности;
      – определение источников и порядка финансирования.
     Финансовый план — полноценный документ, помимо собственно бюджета включающий календарный план, описание финансовой ситуации организации, цели финансовой стратегии, способов привлечения средств, методы анализа и т.д.
     Планирование в организации состоит из трех циклов17:
     1. Цикл стратегического планирования, в котором участвуют персонал и руководство организации. 
     2. Операционный цикл, в рамках которого менеджеры составляют на основе качественных стратегических решений конкретные планы реализации выбранной стратегии (финансовое планирование является одним из таких оперативных планов).
     3. Цикл бюджетирования, в рамках которого оперативные планы представляются в денежном эквиваленте. Бюджетирование — процесс разработки бюджетов — отражает суть процесса планирования.
     Финансовый план является результатом процесса финансового планирования. Процесс планирования может быть представлен в виде цикла (рис. 4).
     Задачей финансового планирования является составление рабочего документа, позволяющего в определенный период осуществлять гибкое управление организацией. Этим документом, уже отмечалось выше, является финансовый план, составная часть которого — бюджет организации на определенный период, с комментариями и анализом текущей ситуации18.
     Этап организации и координации представляет собой взаимосвязанный процесс построения структуры финансового отдела, определения центров ответственности сотрудников, установления взаимосвязей с другими отделами организации. Однако ключевым моментом этапа организации и координации является разработка методик и процедур привлечения и расходования средств, распределения их по отдельным направлениям деятельности, определения финансовых коэффициентов и методологии анализа финансовой эффективности деятельности организации и оценки ее финансового состояния и устойчивости. Именно это и составляет сущность финансовых процедур и учетной политики19.
     


Рисунок 4 - Процесс финансового планирования

     Финансовая мотивация — часть теории мотивации в целом. Мотивация (от греч. motif и лат. moveo — двигаю) — внешнее или внутреннее побуждение экономического субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования, побуждения.
     Финансовые методы мотивации включают вопросы внутренней и внешней мотивации деятельности организации. К внутренним методам с точки зрения организации относятся методы мотивации сотрудников, а также способы мотивации, направленные на повышение активности групп внутри организации — отдельных структурных подразделений, программ, проектов. К внешним методам мотивации относится влияние на организацию извне, а также влияние со стороны государства в виде налоговой политики.
     В общем случае финансовые методы мотивации — это предложение соответствующего денежного вознаграждения в обмен на прилагаемые усилия. Простейшие методы финансовой мотивации сотрудников — оплата труда, социальные выплаты и гарантии. Оплата труда формирует доходы работников. Социальные гарантии включают в себя обязательства организации выплачивать работникам компенсации по истечении каждого года или при наступлении форсмажорных обстоятельств:
      – компенсации за отпуск (ежегодный, по беременности, по служебным обязанностям, учебный и т.д.);
      – оплата больничных листов;
      – стипендии в случае направления в вуз работников предприятия;
      – страхование жизни сотрудников и выплата единовременных пособий. пособия в случае увольнения по сокращению штата или ликвидации организации и т.д.
     Контроль и финансовый анализ. Процесс принятия управленческих решений базируется на анализе предыдущих результатов, оценке влияния на организацию внешних и внутренних факторов20.
     Анализ финансовых результатов и оценка финансовой эффективности является заключительным этапом процесса управления и в то же время служит основой для последующего планирования дальнейшей деятельности, т.е. является переходным витком постоянно действующего процесса финансового управления на следующую стадию21. 
     
В результате финансового анализа менеджер получает относительно небольшое количество основных, наиболее информативных параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния организации22.
     Инструментарий финансового управления включает в себя правила, методики и техники, применяемые в организации для достижения целей финансового управления, а именно принятия обоснованных решений.
     Создание любой системы служит достижению целей. Выделим наиболее общие цели финансового управления (рис. 5):
     
     
     
Управление 
платежеспособностью
Управление эффективностью
Управление активами и 
экономическим потенциалом
     
     Рисунок 5 - Цели финансового управления
     
     Управление платежеспособностью: ликвидность в ближней перспективе — бюджетирование движения денежных средств, выработка политики привлечения средств, управление запасами.
     Управление эффективностью: повышение эффективности деятельности, рентабельность операций — бюджетирование доходов и расходов, управление затратами23.
     Управление активами и экономическим потенциалом: рентабельность активов и финансовая устойчивость — бюджетирование баланса, финансовый анализ и долгосрочное планирование.
     Для достижения этих целей необходимо определить шаги, которые руководству организации нужно сделать, обозначить, в какой степени и в каком объеме в зависимости от нужд организации эти шаги необходимы. Таким образом, перед руководством встает задача создания технологии управления финансами. На начальном этапе создания технологии управления финансами для организаций важно ответить на ряд ключевых вопросов: Как ... Что ... Зачем ... Каким способом ... мы эту систему будем создавать? Ответы на эти вопросы и составляют суть элементов системы финансового управления (рис. 6):
     
     
     Рисунок 6 - Элементы системы финансового управления
     
     Определим основные стандарты финансового управления:
     К объектам финансового управления организации относятся:
      – источники формирования денежных средств; 
      – отношения, складывающиеся в процессе их формирования и использования;
      – неденежные активы (это те же деньги, только в другой форме;
      – процессы формирования финансового результата деятельности организации в части выбора вариантов, предоставляемых законодательством по данному вопросу;
      – управление финансовыми рисками, сопровождающими организацию при ведении хозяйственной и финансовой деятельности;
      – цели развития организации (стратегия, выполнение миссии).
     Основные функции финансового управления представлены на рис. 7.
     
     
     Рисунок 7 - Функции финансового управления
     
     Регулирование финансовой деятельности — т.е. определение оптимальных вариантов формирования отдельных элементов бюджета, себестоимости предоставляемых услуг, распределения затрат, ценообразования, налогообложения и т.д.24.
     Управление активами — деятельность, связанная с.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.