VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Управление операционным риском кредитования корпоративных клиентов

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002294
Тема: Управление операционным риском кредитования корпоративных клиентов
Содержание

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ –
МСХА имени К.А. ТИМИРЯЗЕВА»
 (ФГБОУ ВО РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева)



Факультет экономики и финансов
Кафедра финансов


КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
Управление операционным риском кредитования корпоративных клиентов (на материалах ПАО «Сбербанк России»)





Выполнила:
Студентка  404 группыочного отделения бакалавриат, экономика, Финансы и кредит
Вдовушкина И. С.
Проверил:
д.э.н., профессор Зарук Наталья Федоровна











Москва, 2015
Индивидуальное задание
План-график выполнения курсовой работы
№
Наименование действий
Исполнители
Сроки, 
№ недели
семестра (модуля)
1
Выбор темы
Руководитель, студент
1 неделя
2
Получение задания по курсовой работе
Руководитель, студент
1 неделя
3
Уточнение темы и содержания курсовой работы
Руководитель, студент
2 неделя
4
Составление библиографического списка
Студент
2 неделя
5
Изучение научной и методической литературы
Студент
2 неделя
6
Сбор материалов, подготовка плана курсовой работы
Студент
3 неделя
7
Анализ собранного материала
Студент
3неделя
8
Предварительное консультирование
Руководитель, студент
4 неделя
9
Написание теоретической части
Студент
4 неделя
10
Проведение исследования, получение материалов исследования, обработка данных исследования, обобщение полученных результатов
Студент
4 неделя
11
Представление руководителю первого варианта курсовой работы и обсуждение предварительного материала и результатов
Руководитель, студент
5 неделя
12
Составление окончательного варианта курсовой работы
Студент
6 неделя
13
Заключительное консультирование
Руководитель, студент
7 неделя
14
Рецензирование курсового проекта
Руководитель, студент
7 неделя
15
Защита курсового проекта
Руководитель, студент
8 неделя



АННОТАЦИЯ
к курсовой работе на тему:
Управление операционным риском кредитования корпоративных клиентов на материалах ПАО «Сбербанк России»

Курсовая работа выполнена 63 с., включает 12 табл., 53 литературных источника, 5 приложений.
Объектом исследования в данной работе выступает управление операционным риском кредитования корпоративных клиентов.
Целью курсовой работы является изучение теоретических основ и разработка практических рекомендаций  по управлению операционным риском кредитования корпоративных клиентов на материалах ПАО «Сбербанк России».
Предметом данной работы являются процессы, связанные с управлением операционными рисками.
При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
 Изучить теоретические основы управления операционным риском;
  Дать организационно-экономическую характеристику ПАО     «Сбербанк России»; 
 Проанализировать финансовое состояние ПАО «Сбербанк России»;
 Дать оценку размера операционного риска и проанализировать данный показатель в динамике;
 Разработать методику оценки операционных рисков кредитования корпоративных клиентов.
В результате исследования была выявлена система недостатков в области управления операционными рисками, в частности при кредитовании  корпоративных клиентов. Для совершенствования управления указанным риском предложена многофакторная модель влияния затрат, воздействующих на уменьшение уровня операционного риска кредитования корпоративных клиентов, на доходность операций по кредитованию корпоративных клиентов коммерческого банка, которая позволяет выделить наиболее значимые направления вложения средств в снижение операционного риска кредитной организации в части кредитования корпоративных клиентов, обеспечивающие в долгосрочном периоде наибольший прирост эффективности деятельности.
Результаты данного исследования могут быть использованы при совершенствовании системы риск-менеджмента ПАО «Сбербанк России».



Содержание

Введение	5
1 Теоретические основы управления операционным риском	8
1.1 Экономическая сущность операционного риска	8
1.2 Управление операционным риском в современных условиях при кредитовании корпоративных клиентов	10
1.3 Нормативно-законодательная база	16
2 Современное состояние управления операционными рисками в ПАО «Сбербанк России»	19
2.1 Организационно-экономическая структура ПАО «Сбербанк России»	19
2.2 Анализ финансового состояния ПАО «Сбербанк России»	24
2.3 Анализ операционных рисков в ПАО «Сбербанк России»	39
3 Практические аспекты совершенствования управления операционными рисками кредитования корпоративных клиентов в ПАО «Сбербанк России»	43
3.1 Политика и процесс управления операционными рисками	43
3.2 Совершенствование методики управления операционными рисками кредитования корпоративных клиентов	47
Заключение	56
Библиографический список	59
Приложения	64



Введение

Эффективность развития банков любого масштаба, любой формы собственности и специализации или универсальности деятельности непосредственно зависит от качества формирования и непосредственного осуществления системы риск-менеджмента. В целом риск является неотъемлемой характеристикой банковской деятельности, в частности кредитования корпоративных клиентов. Таким образом, он должен использоваться при сравнительном анализе финансового состояния банков, их положения на рынке банковских услуг. При этом одним из наиболее значимых банковских рисков выступает операционный риск.
Объектом исследования в данной работе выступает управление операционным риском кредитования корпоративных клиентов.
Целью курсовой работы является изучение теоретических основ и разработка практических рекомендаций  по управлению операционным риском кредитования корпоративных клиентов на материалах ПАО «Сбербанк России».
Предметом данной работы являются процессы, связанные с управлением операционными рисками.
При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
 Изучить теоретические основы управления операционным риском;
  Дать организационно-экономическую характеристику ПАО     «Сбербанк России»; 
 Проанализировать финансовое состояние ПАО «Сбербанк России»;
 Дать оценку размера операционного риска и проанализировать данный показатель в динамике;
 Разработать методику оценки операционных рисков кредитования корпоративных клиентов.
Методологическая основа  исследования включает в себя системный подход и методы комплексного и сравнительного анализа, методы экспертных оценок, а также корреляционно-регрессионный анализ.
Информационной базой послужили годовые финансовые отчеты и отчеты менеджмента ПАО «Сбербанк России».




1 Теоретические основы управления операционным риском
1.1 Экономическая сущность операционного риска
В процессе своей деятельности банки сталкиваются с совокупностью различных видов рисков, отличающихся между собой местом и временем возникновения, внешними и внутренними факторами, влияющими на их уровень и, следовательно, на способы их анализа и методы описания.
Все виды рисков взаимосвязаны и в той или иной мере оказывают воздействие на деятельность банка.
Считается, что риск – это возможность негативных результатов, каких-либо нежелательных последствий. Однако существуют методики, которые иначе рассматривают проблему риска и управления им.
Риск анализируется с трех позиций:
 Риск – это неопределенность;
 Риск несет в себе новые возможности, которые необходимы для достижения конкурентных преимуществ;
 Риск может оказывать разрушительное воздействие на деятельность банков.
В соответствии с соглашением «Basel 2» операционный риск определяется как риск убытка в результате неадекватных или ошибочных внутренних процессов, действий сотрудников и систем или внешних событий [7,c.155].
Сходное по содержанию определение разработано и ассоциацией британских банков: «Операционный риск – это риск прямых и непрямых потерь как результат неадекватности или ошибочности процессов, персонала, систем или внешних событий»[27,c.43].
Банк России в письме от 24 мая 2005 г. № 76-Т «Об организации управления операционным риском в кредитных организациях» определяет операционный риск как риск возникновения убытков в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности кредитной организации и (или) требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок; их нарушения служащими кредитной организации и (или) иными лицами (вследствие непреднамеренных или умышленных действий или бездействия); несоразмерности (недостаточности) функциональных возможностей (характеристик) применяемых кредитной организацией информационных, технологических и других систем и (или) их отказов (нарушений функционирования), а также в результате воздействия внешних событий.
Вместе с тем в отечественной специальной литературе встречаются определения понятия «операционный риск коммерческого банка», которые более емкие по сравнению с законодательно установленным и несколько отличны от него по содержанию.
Так, по мнению А.И. Румянцева, операционный риск представляет собой риск, связанный с нарушениями в системе внутреннего контроля коммерческого банка, превышениями полномочий, мошенничеством при заключении сделок, нарушением лимитов, ошибками персонала, неправильной интерпретацией полученных указаний[28,c.18]. В приведенном выше определении автор не включает в состав операционного риска возможные потери коммерческого банка, обусловленные несовершенством используемых в нем информационно-коммуникационных систем и организационной структуры управления.
К.С. Фиоктистов рассматривает операционный риск как «вероятность ущерба, вызванного действиями персонала коммерческого банка, как целенаправленно мошенническими, так и обусловленными недостаточным уровнем профессиональной компетентности»[30, c. 37].
В приведенном выше определении содержание операционного риска неправомерно сужается только к фактору действий персонала коммерческого банка. Н.Е. Балашова в определении операционного риска, напротив, вовсе не упоминает фактор ошибочных или заведомо некорректных действий персонала коммерческого банка. По ее мнению, операционный риск представляет собой «риск прямых или косвенных убытков вследствие недостатков в системах и процедурах управления, поддержки и контроля»[26,c.68].
Достаточно емкое определение исследуемого нами понятия предлагает Е.В. Карасева: «Операционный риск банка – это риск убытка в результате неадекватных или ошибочных внутренних процессов, действий сотрудников и систем банка или внешних событий» [33, с. 3]. Вместе с тем в рамках данного определения в состав операционного риска не включаются возможные потери в результате мошенничества со стороны третьих лиц, не являющихся сотрудниками банка. Возможно, автор включает данную группу потерь в состав общих убытков от внешних событий, но в таком случае само понятие «внешние события» требует конкретизации. К.В. Савчук рассматривает операционный риск как «потери, возникающие в результате неадекватной организации процессов внутри банка или нарушения их исполнения» [34, с. 6]. На наш взгляд, данное определение является достаточно общим, не раскрывающим отличительных особенностей операционного риска как финансово-экономического понятия.
Согласно подходу Ю.В. Шевцовой, под операционным риском «понимается риск потерь, вызванных нарушением регламента процедур выполнения бизнес-процессов, источниками которого могут быть системы, персонал или внешние события нефинансовой природы; либо методическая ошибочность процедур выполнения бизнес-процессов»[31, c. 6].В нашем представление операционный риск схож с определением Ю.В. Шевцовой.
1.2 Управление операционным риском в современных условиях при кредитовании корпоративных клиентов
С учетом рекомендаций по вопросу о содержании операционного риска, предложенных Базельским комитетом, нормативного определения, утвержденного ЦБ РФ, а также с учетом рассмотренных определений российских ученых и специфики кредитного обслуживания корпоративных клиентов Скоболевым А. В. предлагается следующее определение операционного риска при кредитовании корпоративных клиентов: операционный риск при кредитовании корпоративных клиентов коммерческого банка представляет собой возможные прямые или косвенные потери, возникающие в результате взаимодействия с корпоративными клиентами (реальными и потенциальными заемщиками), обусловленные некорректными действиями персонала, мошенничеством третьих лиц, неэффективностью организации кредитного процесса, используемых информационно-коммуникационных технологий или систем кредитования, а также нерациональной или неоперативной реакцией банка на внешние события[29, c.9].
Отличительными особенностями предлагаемого определения операционного риска при кредитовании корпоративных клиентов являются:
1. В отличие от ряда определений, в состав операционного риска при кредитовании корпоративных клиентов предлагается включать как прямые, так и косвенные потери коммерческого банка от организации и осуществления кредитного процесса, в частности упущенную выгоду.
2. В качестве субъектов, на основании взаимодействия с которыми могут формироваться отдельные ситуации операционного риска банка, предлагается рассматривать как реальных, так и потенциальных заемщиков. Действительно, например, не вполне профессиональные коммуникации сотрудника кредитного отдела с компанией, направившей заявку на получение кредита, могут привести к потере потенциально привлекательного для банка заемщика. К аналогичным негативным потерям может привести и неадекватная оценка стоимости залога и т. п.
3. В отличие от представленных в специальной литературе подходов, в рамках операционного риска предлагается рассматривать не просто некие «внешние события», а возможную нерациональную или неоперативную реакцию на них банка. Действительно, например, фактором операционного риска являются не столько существенные изменения законодательства о банковском кредитовании, сколько неспособность руководства и специалистов кредитного подразделения быстро перестроить под них свою деятельность. Аналогичным образом факторами операционного риска, в том числе и в части кредитования корпоративных клиентов, являются не столько такие внешние события, как пожар или наводнение, сколько невозможность специалистов банка защитить от них свою документацию, свои материальные активы (как физически, так и посредством страхования от последствий стихийных бедствий) и т. п.
Необходимо отметить, что в современной теории управления операционными рисками практически не указывается характер ее взаимосвязи с положениями институциональной и неоинституциональной экономики. Между тем данные направления экономической мысли оказывают принципиальное влияние как на процесс управления коммерческим банком в целом, так и на формирование системы оценки и инструментария минимизации операционных рисков в частности.
При управлении операционными рисками возникают следующие проблемы:
1. В отличие от рыночного и кредитного рисков, операционный риск является внутренним риском, что определяет его специфику в каждом банке. Кроме того, специфика рисков не позволяет получить универсальную информацию о потерях на основании простого суммирования фактов.
2. Рыночные и кредитные риски можно количественно измерить, определить их вероятность, размер ущерба, а также степень влияния отдельных факторов. В случае операционных рисков такую взаимосвязь установить значительно сложнее, поэтому операционный риск-менеджмент в меньшей степени использует количественные методы анализа, а основывается на создании системы внутреннего контроля и внутренней инфраструктуры для предотвращения таких рисков вообще.
3. Значительные операционные потери – относительно редкое явление. Такие маловероятные события находятся в хвосте статистического распределения, то есть за пределами разумного доверительного интервала. В связи с этим использование статистических методов является проблематичным из-за малой репрезентативности данных для анализа.
Базельским комитетом по банковскому надзору представлены три метода расчета требований к капиталу под операционный риск в процессе возрастания сложности и чувствительности к риску[7]:
 базовый индикативный подход(BIA);
 стандартизованный подход(TSA);
 «продвинутые» подходы (АМА).
1. Базовый индикативный подход
Банки, использующие базовый индикативный подход, должны поддерживать капитал под операционный риск, равный среднему показателю за предыдущие три года, выраженному в фиксированных процентах (обозначаемому альфа) положительного ежегодного валового дохода. Показатели за любой год, в котором ежегодный валовой доход был отрицательным или нулевым, должны исключаться как из знаменателя, так и из числителя при расчете среднего 
KBIA = [(?GI1…n х ? )]/n,
где KBIA = требование к капиталу в рамках базового индикативного подхода;
Gl = положительный ежегодный валовой доход за предыдущие три года;
n = количество лет из предыдущих трех, в которые валовой доход был положительным;
? = 15%.
2. Стандартизованный подход
В стандартизованном подходе деятельность банка разделяется на восемь бизнес-линий:
 корпоративное финансирование;
 торговля и продажи;
 розничные банковские операции;
 коммерческие банковские операции;
 платежи и расчеты;
 агентские услуги;
 управление активами;
 розничные брокерские услуги. 
Валовой доход служит общим показателем масштаба операций и, следовательно, ожидаемого масштаба операционных рисков в рамках каждой из бизнес-линий. Требование к капиталу для бизнес-линии рассчитывается путем умножения валовых доходов на фактор (обозначаемый бета), присваиваемый данной бизнес-линии. Бета служит показателем общеотраслевого соотношения между имевшими место операционными убыткам и общим уровнем валового дохода для данной бизнес-линии. Следует заметить, что в рамках стандартизованного подхода валовой доход измеряется для каждой бизнес-линии, а не для всего учреждения, т. е. для корпоративного финансирования индикатором является валовой доход, полученный от корпоративного финансирования.
Общая сумма требований к капиталу рассчитывается как трехлетняя средняя простого суммирования требований к регулятивному капиталу для каждой из бизнес-линий за каждый год. В любой отдельно взятый год негативные требования к капиталу (возникающие в результате отрицательного валового дохода) любой бизнес-линии могут без ограничений компенсировать положительные требования к капиталу в других бизнес-линиях. Однако, если консолидированное требование к капиталу для всех бизнес-линий в рамках данного года является отрицательным, тогда числитель для данного года будет равен нулю.
 Общее требование к капиталу выражается следующей формулой:
KTSA = { ?годы 1-3 max[ ?(Gl1-8 x ?1-8 ),0]}/3,
где KTSA - требование к капиталу в рамках стандартизованного подхода;
Gl1-8 - ежегодный валовый доход данного года, определенный выше согласно базовому индикативному подходу для каждой из восьми бизнес-линий;
?1-8 - установленный Комитетом фиксированный процент, связывающий уровень требований к капиталу с уровнем валового дохода для каждой из восьми бизнес-линий. Значение бета указано в следующей таблице:
Таблица 1 – Значения бетта-коэффициентов
Бизнес-линии
Бета-факторы
Корпоративное финансирование, (?1)
18%
Торговля и продажи, (?2)
18%
Розничные банковские операции, (?3)
12%
Коммерческие банковские операции, (?4)
15%
Платежи и расчеты, (?5)
18%
Агентские услуги, (?6)
15%
Управление активами, (?7)
12%
Розничные брокерские услуги, (?8)
12%
    
3. Усовершенствованные («продвинутые») подходы (АМА)
В рамках АМА требование к регулятивному капиталу равно показателю риска, генерируемому внутрибанковскими системами измерения операционного риска с использованием количественных и качественных критериев для АМА. Применение АМА подлежит одобрению органом надзора.
Приемлемость методологии распределения рассматривается с учетом того, на каком этапе развития находятся методики распределения с учетом риска и насколько это отражает уровень операционного риска в юридических лицах и в рамках банковской группы.
1.3 Нормативно-законодательная база
1. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1-ФЗ «О банках и банковской деятельности» (действующая редакция от 13.07.2015) [3].
В статье 11.1-2 главы 1 представлены основные требования к системам управления рисками и капиталом, внутреннего контроля кредитной организации.
2. Письмо Банка России от 24 мая 2005 г. № 76-Т «Об организации управления операционным риском в кредитных организациях» [4].
В соответствии с Положением Банка России от 16 декабря 2003 года N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах", зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 января 2004 года N 5489 ("Вестник Банка России" от 4 февраля 2004 года N 7), одной из целей внутреннего контроля является обеспечение эффективного управления банковскими рисками.
Банком России разработаны и направляются для использования в практике банковского надзора рекомендации по организации управления операционным риском в кредитных организациях.
3. Письмо Банка России от 16.05.2012 N 69-Т "О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору "Принципы надлежащего управления операционным риском" [5].
4. Приложение к письму Банка России от 16.05.2012 N 69-Т "О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору "Принципы надлежащего управления операционным риском"[6].
Базельский комитет по банковскому надзору сформулировал основные принципы управления операционным риском для банков и надзорных органов.
5. Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: Уточненные рамочные подходыот июня 2004 года [7].
Настоящий доклад представляет собой результат работы Базельского комитета по банковскому надзору в течение нескольких последних лет над обеспечением международной унификации требований к достаточности капитала банков, осуществляющих свою деятельность в международном масштабе. 
Данный документ является заявлением Комитета, одобренным всеми его членами. В нем детально изложены методология расчета достаточности капитала и минимальные стандарты, которые национальные органы надзора, представленные в Комитете, предложат к утверждению в своих странах.
6. Указание Центрального Банка РФот 30 апреля 2008 г. N 2005-У «Об оценке экономического положения банков» [8].
Оценка экономического положения банков осуществляется по результатам оценок:
 капитала;
 активов;
 доходности;
 ликвидности;
 обязательных нормативов, установленных Инструкцией Банка России от 3 декабря 2012 года N 139-И "Об обязательных нормативах банков", и Инструкцией Банка России от 15 июля 2005 года N 124-И "Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями; 
 качества управления;
 прозрачности структуры собственности банка.
7. Методические рекомендации Центрального Банка РФ от 2 апреля 2015 г. N 9-МР «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов» [9].
8. Положение Банка России от 28 декабря 2012 г. № 395-П «О методике определения величины собственных средств (капитала) кредитных организаций («Базель III»)» (в ред. от 20 ноября 2014 г.) [10].
В соответствии с настоящим Положением величина собственных средств (капитала) кредитных организаций определяется как сумма основного капитала и дополнительного капитала, за вычетом показателей, перечисленных в пункте 4 настоящего Положения. Основной капитал определяется как сумма источников базового капитала основного капитала, за вычетом показателей, перечисленных в подпункте 2.2 настоящего пункта, и источников добавочного капитала основного капитала, за вычетом показателей, перечисленных в подпункте 2.4 настоящего пункта.
9. Указание Банка России от 3 июля 2012 г. № 2846-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 3 ноября 2009 года N 346-П "О порядке расчета размера операционного риска" [Информационно-правовая система Гарант] (дата обращения 19.05.2014) [11].
В данной главе рассмотрены и изучены:
1. Определения операционного риска, предложенные несколькими российскими авторами, а также рассмотрены определения, закрепленные в письме Банка России от 24 мая 2005 г. № 76-Т «Об организации управления операционным риском в кредитных организациях»  и в Базельском соглашении «BaselII»;
2. Предложенное определение операционного риска применительно к кредитованию корпоративных клиентов;
3. Разработанные подходы к определению размера капитала под операционный риск;
4. Основные проблемы, возникающие при управлении операционными рисками кредитования корпоративных клиентов.
2 Современное состояние управления операционными рисками в ПАО «Сбербанк России»
2.1 Организационно-экономическая структура ПАО «Сбербанк России»
        Сбербанк сегодня – это 16 территориальных банков и более 17 тысяч отделений по всей стране, в 83 субъектах Российской Федерации, расположенных на территории 11 часовых поясов. Только в России у Сбербанка более 110 миллионов клиентов – больше половины населения страны, а за рубежом услугами Сбербанка пользуются около 11 миллионов человек. 
        На долю лидера российского банковского сектора по общему объему активов приходится 29,4% совокупных банковских активов (по состоянию на 1 августа 2014 года). Банк является основным кредитором российской экономики и занимает крупнейшую долю на рынке вкладов. На его долю приходится 46,4% вкладов населения, 34,7% кредитов физическим лицам и 33,9% кредитов юридическим лицам. 
        Сберегательный банк Российской Федерации создан на акционерной основе. Акции размещены среди юридических и физических лиц. Держателем контрольного пакета акций, составляющего 50%+1 акция уставного капитала, является Центральный банк Российской Федерации. Акционеры несут ответственность по обязательствам банка в пределах суммы принадлежащих им акций, т.е. вклада в уставный капитал. 
        Органами управления Банка являются: Общее собрание акционеров. Наблюдательный совет Банка, коллегиальный исполнительный орган – Правление Банка, единоличный исполнительный орган – Президент, Председатель Правления Банка. 
        Акционерами Банка могут быть юридические и физические лица, в том числе иностранные, в соответствии с законодательством Российской Федерации. 
        Уставный капитал Банка сформирован в сумме 67 760 844 000 рублей. Уставный капитал банка равен общей сумме номинальной стоимости акций Банка, приобретенных акционерами. Банком размещено 21 586 948 000 обыкновенных акций номинальной стоимостью 3 рубля и 1 000 000 000 привилегированных акций номинальной стоимостью 3 рубля. Единственным акционером с долей участия не менее чем 5% уставного капитала ПАО «Сбербанк России» является Центральный банк Российской Федерации (Банк России).
        Банк обладает полной хозяйственной самостоятельностью в вопросах распределения прибыли  после налогообложения (чистой прибыли). В приложении А представлен Устав ПАО «Сбербанка России»
        Под управленческой структурой понимают упорядоченную совокупность звеньев управления организацией (должностей, подразделений и служб), обладающих необходимой материально-технической базой, выполняющих специфические административные функции и находящихся в определенной взаимной связи и соподчинении.
        Все звенья управленческой структуры объединяются коммуникационными каналами. Таким образом, в основе структуры управления организацией лежат его функции и информационные потоки.
        Управление Сбербанком России основывается на принципе корпоративности в соответствии с Кодексом корпоративного управления, утвержденным годовым Общим собранием акционеров Банка в июне 2002 года. Все органы управления Банком формируются на основании Устава Сбербанка России и в соответствии с законодательством Российской Федерации.  На рис.1 представлена система корпоративного управления ПАО «Сбербанк России».

Рисунок 1 – Система корпоративного управления ОАО "Сбербанк России"
        1) Общее Собрание акционеров
        2) Наблюдательный Совет (избран 29.05.2015 г.)
        Для обеспечения эффективности деятельности Наблюдательного совета Банка в Сбербанке России создан ряд комитетов, подчиненных Наблюдательному совету.
        3) Коллегиальный исполнительный орган – Правление Банка.
        4) Президент, Председатель Правления Банка
        5) Корпоративный секретарь ПАО «Сбербанк России»
        6) Система контроля и аудита
        6.1) Внешний аудитор
        6.2) Ревизионная
        6.3) Служба внутреннегоаудита
        6.4) Служба внутреннего контроля
        6.5) Служба управления рисками
        Что касательно Сбербанка России, то следует отметить, что ему присуща смешанная структура построения.
        
        
Рисунок 2 - Организационная структура ПАО "Сбербанк России"
        Верхнюю ступень в организационной структуре банка занимает Президент, Председатель Правления Герман Греф [33].
        Коллегия руководителей территориальных банков является одной из составляющих организационной структуры Сбербанка России. Основными целями создания Коллегии являются повышение роли региональных филиалов в выработке решений по ключевым вопросам развития Сбербанка, внедрение в практику деятельности банка наиболее прогрессивных методов и технологий, применяемых филиалами [25].
        Рассмотрим основные экономические показатели ПАО «Сбербанк России», характеризующие его деятельность (табл. 2).
        Таблица 2 – Динамика основных экономических показателей деятельности ПАО «Сбербанк России»
Наименование показателя
2013 г., млн. руб.
2014 г., млн. руб.
2015 г., млн. руб.
Абсолютное отклонение 2015 г. от 2014 г., млн. руб. руб
Относительное отклонение 2015 г. от 2014 г., %
Активы
16275,1
21746,76
22706,92
960,16
104,42
Капитал
1972,89
2311,53
2658,05
346,52
114,99
Прибыль до налогообложения
502,79
429,21
306,9
-122,31
71,50
Прибыль после налогообложения
377,65
311,21
218,39
-92,82
70,17
Как видно из данных таблицы 2 ПАО «Сбербанк России» сохраняет устойчивое положение. Об этом свидетельствует увеличение активов Банка в 2015 году на 4,4%. Основными факторами роста активов Банка в 2015 году были кредиты юридическим и физическим лицам и вложения в ценные бумаги и другие финансовые активы, имеющиеся в наличии для продажи.
Капитал увеличился в 2015 году на 15%. Основные факторы, увеличившие капитал, – заработанная чистая прибыль и включение в дополнительный капитал субординированного кредита Банка России в размере 200 млрд. рублей, привлеченного в 2014 году. В декабре 2015 года ПАО«Сбербанк России» также включил в состав капитала субординированный кредит от НПФ.
Прибыль как до налогообложения, так и чистая в 2015году заметно снизилась (около 30%). Скорее всего причиной этому сложилась неустойчивая ситуация в стране. Банк страхует свою деятельность и, следовательно, увеличивает созданные резервы за счет чистой прибыли.
2.2 Анализ финансового состояния ПАО «Сбербанк России»
Анализу финансового состояния посвящено большое количество трудов различных авторов. В настоящее время широкое распространение получили методики: Шеремета А.Д., Ковалева В.В., Сайфулина Р.С., Негашева Е.В., Савицкой Г.В, Ефимовой О.В. и другие. В целом они представляют собой дальнейшее развитие предыдущих методик:
1) имеют более формализованный, алгоритмизированный, структурированный характер и в большей степени приспособлены к компьютеризации всех расчетов;
2) в них применяется несколько иная нормативная база при оценке платежеспособности (ликвидности) предприятия;
3) ориентирована на широкий круг пользователей;
4) частично применяется зарубежный опыт оценки финансового состояния;
5) используется модель взаимосвязанных различных финансовых коэффициентов, что позволяет при наличии динамики различных финансовых показателей (факторов) исследовать характер изменения результирующего показателя;
6) более подробно рассмотрен анализ балансовой прибыли, и прибыли от реализации продукции;
7) кроме анализа финансового состояния рассматривается методика анализа деловой активности.
Однако ЦБ РФ на основании представленных методик разработал свои инструкции для оценки финансового состояния банков. Подходы, предлагаемые в методике ЦБ РФ, нацелены на проведение комплексного анализа финансового состояния банка на основе отчетности.
Система показателей, используемых в рамках данной методики [12], сгруппирована в аналитические пакеты по следующим направлениям анализа:
 Анализ балансового отчета.
 Анализ отчета о финансовых результатах. Коммерческая эффективность (рентабельность) деятельности банка и его отдельных операций.
 Анализ достаточности капитала.
 Анализ рисков.
Начать анализ экономической деятельности Сбербанка России  целесообразно с рассмотрения изменения валюты баланса (табл. 3). Валюта баланса показывает ориентировочную сумму средств, находящихся в распоряжении банка. Оценка изменения валюты баланса дает возможность определить рост или снижение финансовых возможностей в абсолютном и относительном выражении.
Таблица 3 – Динамика основных показателей бухгалтерского баланса по РПБУ
Наименование показателя
2013 г.
2014 г.
2015 г.
Абс.изменение 2015 г. к 2014 г.
Отн.изменение 2015 г. к 2014 г.
млн. руб.
млн. руб.
%
Кредиты юридическим лицам
8584254,00
11699387,00
12262654,00
563267,00
104,81
Кредиты физическим лицам
3333191,00
4069937,00
4134723,00
64786,00
101,59
Резервы на возможные потери по кредитам клиентам
591799,00
810593,00
997353,00
186760,00
123,04
Вложения в ценные бумаги
1952381,00
1916465,00
2279637,00
363172,00
118,95
Средства физических лиц
8041947,00
8514243,00
10859252,00
2345009,00
127,54
Средства юридических лиц
3118233,00
5068560,00
6737791,00
1669231,00
132,93
Собственные средства
1935201,00
1982338,00
2352644,00
370306,00
118,68
Всего активов
16351790,00
21850568,00
23073269,00
1222701,00
105,60
Капитал базовый
 
1627563,00
1752975,00
125412,00
107,71
Капитал основной
 
1627563,00
1752975,00
125412,00
107,71
Капитал общий
 
2311530,00
2679223,00
367693,00
115,91
в %
Достаточность капитала Н1.1(мин. 5,0%)
 
8,20
8,00
 
 
Достаточность капитала Н1.2 (мин. 6,0%)
 
8,20
8,00
 
 
Достаточность капитала Н1.0 (мин. 10,0%)
 
11,60
12,10
 
 
Анализ бухгалтерского баланса ОАО «Сбербанк России позволяет сделать следующие выводы:
Активы в 2015 году увеличились на 5,6%.Значительная часть прироста обусловлена переоценкой валютной составляющей балансовых статей.
В 2015 году банк предоставил корпоративным клиентам кредиты на сумму 12,3 трлн. руб. Остаток кредитного портфеля за 2015 вырос на 563 млрд. руб. или на 4,8% в значительной степени за счет валютной переоценки.
Частным клиентам  выдано более 4,1 трлн. руб. Кредитный портфель за 2015 год  увеличился на 64,7 млрд. руб. или на 1,6%. Доля жилищных кредитов в структуре портфеля за год увеличилась с 48% до 54%.
Доля просроченной задолженности в кредитном портфеле клиентов за декабрь снизилась на 0,1 п.п. до 3,3%. Уровень просроченной задолженности в Сбербанке остается существенно ниже, чем в среднем по банковской системе (6,6% на 1 декабря 2015 года).
Объем вложений в ценные бумаги  увеличился на 363 млрд. руб. или на 19% преимущественно за счет приобретения корпоративных е.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.