VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие кредитования корпоративных клиентов в коммерческом банке

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W000067
Тема: Развитие кредитования корпоративных клиентов в коммерческом банке
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НЕФТЕКАМСКИЙ ФИЛИАЛ 
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Экономико-математический факультет                                                                   Кафедра государственного управления и финансов


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему «Развитие кредитования корпоративных клиентов в коммерческом банке»



Выполнил: студент 4 курса заочной формы обучения группы Э41-С
Галинурова А.Ф.________

Допускается к защите:
заведующий кафедрой
д-р экон. наук, профессор
Янгиров А.В. ________
«___» __________ 2015 г.

Научный руководитель:
канд. геогр. наук, доцент                               Ахунов А.Р. ____________
«___» _________ 2015 г.




Нефтекамск  2015
     СОДЕРЖАНИЕ
     
     Введение
3
     1 Теоретические аспекты организации кредитования корпоративных клиентов в коммерческом банке
6
      1.1	Понятие, сущность и основные принципы кредитования
6
      1.2	Корпоративные клиенты коммерческого банка и особенности их кредитования
10
      1.3	Основные направления развития кредитного процесса в коммерческом банке при работе с корпоративными клиентами
16
     2 Анализ кредитования корпоративных клиентов (на примере Уфимского филиала ОАО «МТС-Банк»)
23
      2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика банка
23
      2.2 Анализ рынка услуг и тенденций в области кредитования корпоративных клиентов коммерческого банка
28
      2.3 Анализ корпоративного кредитования и оценка качества кредитного портфеля коммерческого банка
35
     3 Проблемы и пути развития кредитования корпоративных клиентов в коммерческом банке 
42
      3.1 Основные проблемы в организации и проведении кредитования корпоративных клиентов в коммерческом банке
42
      3.2 Пути развития кредитования корпоративных клиентов в коммерческом банке
44
     Заключение
68
     Список использованных источников и литературы
72
     Приложение А «Основные принципы банковского кредитования»
76
     Приложение Б «Наиболее значимые виды кредитования корпоративных клиентов»
78
     Приложение В «Бухгалтерский баланс Уфимского филиала ОАО «МТС-Банк» за 2011-2013 гг., тыс. руб.»
81
     Приложение Г «Отчет о прибылях и убытках Уфимского филиала ОАО «МТС-Банк» за 2011-2013 гг., тыс. руб»
83
     ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность темы исследования. Становление в России высокоэффективной экономики невозможно без развитой системы кредитования ее реальных секторов, в этом смысле, все большее значение приобретает задача развития рынка корпоративного кредитования. Динамика современных процессов экономики во многом зависит от того, в какой мере финансовый капитал способствует развитию производства, насколько эффективны связи между кредитно-финансовой и предпринимательской сферами экономической системы.
     Рост потребностей реального сектора экономики и оздоровление инвестиционного климата в стране позволяют расширить спектр и объемы операций на рынке кредитования. Организации заинтересованы в расширении своих финансовых возможностей, а банки в свою очередь заинтересованы в укреплении своего положения посредством взаимодействия с производственным капиталом. Организация финансово-кредитного обслуживания компаний различных форм собственности играет все большую роль в развитии хозяйствующих структур, а само развитие процесса кредитования связано с изменяющимися потребностями хозяйствующих структур.
     Кредитование корпоративных клиентов является одним из основных направлений деятельности банков. Лучшим доказательством повышения доверия к банкам является рост показателей объема и активности банковских операций их клиентов. Для корпоративных клиентов банк должен выступать как универсальный финансово-кредитный институт, постоянно учитывающий интересы и пожелания своих партнеров и повышающий качество их кредитования.
     Таким образом, актуальность темы исследования главным образом обусловлена, во-первых, необходимостью повышения роли коммерческих банков в решении проблем развития корпоративных клиентов, а, следовательно, и реального сектора экономики, а во-вторых, отсутствием комплексных исследований деятельности коммерческого банка на рынке услуг для корпоративных клиентов.
     Степень разработанности темы. В настоящее время в российской экономической науке появилось достаточно большое количество публикаций, посвященных исследованию различных аспектов корпоративного кредитования. Эти вопросы рассматривались в работах таких отечественных ученых как  И.В. Довиденко1, К.Л. Астапов2, С.Ф. Кибирев3, М.П. Логинов4, Н.В. Носарева5 и др. 
     Необходимо отметить, что в специальной литературе освещаются либо отдельные аспекты проблемы ипотечного кредитования в коммерческих банках, либо отдельные составляющие этого единого процесса. Следовательно, данная тема раскрыта лишь частично и нуждается в дальнейшей разработке.
     Целью работы является исследование развития кредитования корпоративных клиентов в коммерческом банке.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
     – изучить теоретические аспекты организации кредитования корпоративных клиентов в коммерческом банке;
     – представить краткую организационно-экономическую характеристику банка;
     – провести анализ кредитования корпоративных клиентов в коммерческом банке и выявить тенденции в области кредитования корпоративных клиентов банка;
     – проанализировать корпоративное кредитование в коммерческом банке и провести оценку качества кредитного портфеля банка;
     – выявить основные проблемы и пути развития кредитования корпоративных клиентов в коммерческом банке.
     Объект исследования – Уфимский филиал ОАО «МТС-Банк».
     Предметом исследования является совокупность экономических отношений, связанных с кредитованием корпоративных клиентов в коммерческом банке.
     Методология и методы исследования. Методологической основой работы выступают фундаментальные труды и результаты научных исследований отечественных ученых, публикации в периодических и отраслевых изданиях по вопросам корпоративного кредитования в коммерческом банке. В качестве методологического инструментария применялись такие методы исследования как экономико-статистический анализ, аналогия, сопоставления, обобщения.
     Информационную базу исследования сформировали законодательные и нормативно-правовые акты, монографии, публикации, представленные в периодических печатных и электронных изданиях, материалы сети Интернет.
     Теоретическая значимость работы состоит в развитии современных представлений о теории кредитования корпоративных клиентов, касающихся экономического содержания и понятийного аппарата. Результаты работы расширяют и углубляют теоретическую и методологическую базу для совершенствования процесса корпоративного кредитования.
     Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы (34 наименования) и приложений. Работа содержит 10 рисунков и 17 таблиц. Объем исследования составляет 75 страниц без приложений.






     1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТОВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ
     
     1.1 Понятие, сущность и основные принципы кредитования
     
     В условиях рыночной экономики неотъемлемым элементом развития экономики является кредитование.
     Кредит – это экономические отношения между экономическими партнерами по предоставлению денег или товаров в долг на условиях срочности, возвратности, платности6. 
     Предпосылкой возникновения кредита послужило имущественное расслоение общества в период разложения первобытнообщинного хозяйства, однако, условия необходимые для появления кредитных отношений создают товарно-денежные отношения. 
     Кредит выступает опорой современной экономики, неотъемлемым элементом экономического развития. С его помощью мобилизуются и используются кредитной системой свободные денежные средства предприятий, организаций, населения, а также средства государственного бюджета для обеспечения расширенного воспроизводства.
     Успешная деятельность банковских учреждений способствует решению различных экономических проблем любого государства. Принимая активное участие в хозяйственной жизни общества, коммерческие банки создают механизм распределения и перераспределения капитала по сферам и отраслям производства, что в значительной степени способствует развитию экономики. Обеспечивая все возрастающие потребности организаций и населения в кредитных ресурсах, банки имеют возможность воздействовать на формирование воспроизводственной структуры в различных отраслях экономики. В качестве финансового посредника банк получает средства у конечных кредиторов и распределяет их среди получателей.
     Кредит имеет свои особенности, отличающие его от других экономических категорий. Роль кредита в экономике проявляется на макро и микроуровне, схема этого воздействия показана на рисунке 17.
     
     
     
     
     


















     Рисунок 1 – Роль кредита в экономическом развитии общества
     Таким образом, создаются необходимые условия для установления партнерских отношений между хозяйствующими субъектами, населением и банками, усиления их взаимного контроля и ответственности.
     В этой системе отношений предоставление кредитов – одна из наиболее важных функций большинства банков. Тем самым, кредит «выражает8:
     * специфические отношения по поводу возвратного движения стоимости (денежных средств, товарных стоимостей);
     * отношения между кредитором и заемщиком по поводу аккумуляции ресурсов и передачи их во временное пользование;
     * отношения, которые целенаправленно складываются в процессе предоставления, использования и возврата предмета передачи;
     * отношения, при которых собственность на предмет передачи остается у кредитора;
     * отношения, основополагающим признаком которых возвратность.
     Сущность кредита и его роль проявляется в функциях (таблица 1)9.

Таблица 1 – Функции кредита
Функция
Сущность
1
2
Перераспределительная
   С ее помощью происходит перераспределение национального дохода между экономическими субъектами. Назначение этой функции - удовлетворение временных потребностей в средствах у юридических и физических лиц, а также государства за счет временно свободных денежных средств других лиц. Особенностью функции является то. что она охватывает только временные свободные средства и удовлетворяет только временные потребности в средствах платежа и обращения. 
   Перераспределительная функция кредита охватывает перераспределение не только денежных средств, но и товарных ресурсов (коммерческий, лизинговый, частично потребительский кредиты). Кредитное перераспределение может иметь прямой характер (без участия финансовых посредников) и осуществляться через финансовых посредников (банки, инвестиционные фонды, страховые организации и др.).
Регулирующая
   Заключается: 
Продолжение таблицы 1
1
   2

  * в способности кредита обеспечивать непрерывный воспроизводственный процесс (за счет ссуженной стоимости привлекаются необходимые дополнительные ресурсы для организации производства); 
  * в регулировании структуры общественного производства и создании сбалансированной экономики (норма процента выступает главным фактором межотраслевого и межтерриториального перелива капитала. Свободный перелив капитала создает условия для быстрого удовлетворения возникающего спроса на товары и услуги;
  * благодаря ссудному капиталу создается необходимое предложение товаров и услуг).
Стимулирующая
Состоит в том, что заемщик, заключивший кредитной соглашение, берет на себя обязательства вернуть не только основную сумму долга, но и проценты (вознаграждение кредитору), а это требует, во-первых, производительного использования кредита и, во-вторых, повышения эффективности производства.

     Кредитование – предоставление (размещение) банком (кредитодателем) привлеченных и (или) собственных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности и обеспеченности c заключением между кредитодателем и кредитополучателем (юридическим лицом, в т.ч. банком, или физическим лицом) кредитного договора, а кредит – денежные средства, предоставляемые банком иному лицу в размере и на условиях, предусмотренных кредитным договором10.
     Исходя из данного определения, можно выделить следующие основные принципы банковского кредитования, которые предоставлены в приложении А11.
     При рассмотрении вопроса размера платы за кредит, банки учитывают следующие факторы12: 
     * ставка рефинансирования ЦБ РФ; 
     * средняя процентная ставка привлечения (ставка привлечения межбанковских кредитов или ставка, уплачиваемая банком по депозитам различного вида); 
     * структура кредитных ресурсов (чем выше доля привлеченных средств, тем дороже должен быть кредит); 
     * спрос на кредит со стороны потенциальных заемщиков (чем меньше спрос, тем дешевле кредит); 
     * срок, на который испрашивается кредит, вид кредита, а точнее степень его риска для банка в зависимости от обеспечения; 
     * стабильность денежного обращения в стране (чем выше темп инфляции, тем дороже должна быть плата за кредит, т.к. у банка повышается риск потерять свои ресурсы из-за обесценивания денег). 
     Совокупное применение на практике всех принципов банковского кредитования позволяет соблюсти как макроэкономические интересы, так и интересы на микроуровне обоих субъектов кредитной сделки - банка и заемщика. 
     Таким образом, можно сделать следующие выводы:
     * кредит представляет собой экономические отношения между экономическими партнерами по предоставлению денег или товаров в долг на условиях срочности, возвратности, платности;
     * сущность кредита и его роль проявляется в функциях: перераспределительная, регулирующая и стимулирующая;
     * кредит выступает опорой современной экономики, неотъемлемым элементом экономического развития. С его помощью мобилизуются и используются кредитной системой свободные денежные средства предприятий, организаций, населения, а также средства государственного бюджета для обеспечения расширенного воспроизводства.

     1.2 Корпоративные клиенты коммерческого банка и особенности их кредитования
     
     Различные авторы по-разному с теоретической точки зрения относят того или иного клиента банка к корпоративному. 
     Например, с некоторых точек зрения, под корпоративными клиентами банка понимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели как организационно-хозяйственные структуры, имеющие возможности для широкомасштабной реализации научно-технических и технологических достижений, а также хозяйственные организации малого и среднего бизнеса, которые массой противостоят олигархическим тенденциям крупных производителей и создают конкурентную среду, обеспечивая производству гибкость и индивидуализацию.
     Однако, существуют и иные трактовки данного понятия.
     Корпоративный клиент банка – контрагент банка, имеющий задолженность перед банком по действующим кредитам, по поручению которого выданы гарантии или открыты аккредитивы, или банком приобретены его ценные бумаги, или реализованы прочие операции, несущие кредитный риск для банка, либо это потенциальный контрагент банка, не относящийся к категории финансовых учреждений, предпринимателей без образования юридического лица, физических лиц, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления13.
     Также под корпоративными понимаются юридические лица, не являющиеся кредитными учреждениями, находящиеся на расчетно-кассовом обслуживании в банке и(или) с которыми заключаются сделки по привлечению или размещению средств, или группа таких клиентов, рассматриваемая банком как единый клиент.
     Исследовав различные точки зрения к определению корпоративного клиента банка, можно сделать вывод, что каждая кредитная организация формирует свои принципы взаимоотношений с корпоративными клиентами, в том числе при осуществлении вложений. Эти принципы включают в себя всестороннюю оценку деятельности клиента и связанных с ней рисков, что обусловлено особенностями банковского бизнеса и его решений в области корпоративного кредитования.
     В связи с этим анализ инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта, выступающего в роли корпоративного клиента банка, с точки зрения кредитной организации имеет свою специфику.
     Показатель инвестиционной привлекательности корпоративного клиента банка – переменная, описывающая влияние фактора (условия) инвестиционной привлекательности на стоимость бизнеса корпоративного клиента банка.
     Стоимость бизнеса корпоративного клиента банка – интегральный оценочный показатель, характеризующий инвестиционную привлекательность корпоративного клиента банка и представляющий собой дисконтированную стоимость текущих и будущих денежных потоков корпоративного клиента.
     Общим показателем, отражающим партнерские отношения банка с клиентом, выступает клиентоориентированность, т. е. степень детальности подхода к процессу обслуживания клиентов.
     Используемые модели оценки клиентоориентированности сведены к ценовой конкуренции, устойчивости банка и широте продуктового ряда банковских услуг, особенностью также является рассмотрение клиентоориентированности «снаружи», с позиций предприятия-клиента, без учета внутренних организационных процессов управления в банке.
     Важнейшей составляющей любого пакета услуг является кредит. На этапе подъема экономики данная услуга становится более популярной. В данных условиях клиент, оформляющий ссуду, использует «минимальный» пакет. Данный пакет (с различными дополнительными услугами) имеет большинство крупных клиентов банка.
     Существующие критерии для классификации корпоративных клиентов, традиционно применяемые банками, можно обобщить в форме, которая представлена в таблице 2, в которой перечислены возможные критерии для классификации корпоративных клиентов14.
     Как правило, в список корпоративных клиентов попадают те клиенты, которые имеют значительный объем выручки и высокий уровень суммарных оборотов по всем счетам в банке, который устанавливается индивидуально каждой кредитной организацией. 
     
Таблица 2 – Критерии для классификации корпоративных клиентов
Критерий
Вид корпоративного клиента
по форме собственности
государственные, негосударственные, ООО, ОАО, ЗАО, ИП, некоммерческие партнерства
по источникам финансирования деятельности
бюджетные, небюджетные (коммерческие, общественные) 
по объему операций
крупные, средние, мелкие
по сложности организационно-правовой структуры
отдельные самостоятельные предприятия, с дочерними/зависимыми обществами
по отраслевой принадлежности
производственные/промышленные предприятия, торговые предприятия, предприятия сферы обслуживания, сельскохозяйственные предприятия и др. 
по индивидуальному восприятию
«осторожные», «открытые», «закрытые»
     
     Дополнительно могут учитываться такие критерии, как особенности производства клиента, величина оборотных средств, величина обязательств, величина краткосрочной и долгосрочной задолженности клиента. На практике банки используют этот подход для любых целей отнесения существующих корпоративных клиентов к категориям крупного, среднего и малого бизнеса. Причем в зависимости от специфики бизнеса банка, могут приниматься различные вариации. Если банк имеет ряд стратегически важных клиентов, то используется следующая градация: стратегические корпоративные клиенты, крупные корпоративные клиенты, и т.д.
     Классифицируя корпоративных клиентов по финансовым показателям, большинство экономистов разделяют корпоративных клиентов в зависимости от классности клиента в качестве заемщика. Первоклассные корпоративные клиенты ? компании, продажа банковских продуктов которым рассматривается банком в качестве наиболее предпочтительной (приоритетной), вследствие чего сотрудничество с такими клиентами производится на более выгодных для них, нежели для остальных клиентов, условиях15.
     К наиболее значимым видам кредитования корпоративных клиентов относят следующие (приложение Б)16.
     Кредитование корпоративных заемщиков имеет специфические особенности17: 
     1) большой объем;
     2) высокая доходность;
     3) высокая рискованность. 
     Процесс предоставления банковского кредита (в том числе и корпоративному заемщику) состоит из этапов: 
     1) заявки на кредит и проведение предварительных переговоров; 
     2) получение коммерческим банком необходимых документов; 
     3) оценка кредитоспособности заемщика; 
     4) принятие решения о предоставлении или непредставлении кредита; 
     5) заключение кредитного договора.
     Одним из самых важных этапов в процессе предоставления кредита, особенно, для корпоративного заемщика, является оценка его кредитоспособности и платежеспособности.
     Платежеспособность клиента – это его возможность и способность своевременно погасить все виды обязательств и задолженности.
     Кредитоспособность – это только возможность предприятия погасить ссудную задолженность.
     В банковской практике при рассмотрении заявки на кредит эти понятия рассматриваются во взаимосвязи.
     Оценка кредитоспособности клиента обычно основывается на анализе следующих факторов18: 
     1) качество управления компанией (уровень менеджмента); 
     2) характер кредитуемой заявки;
     3) опыт работы коммерческим банком с данным конкретным клиентом;
     4) состояние отрасли и региона, конкурентоспособность клиента, положение клиента в отрасли; 
     5) финансовое положение клиента; 
     6) возможность предоставления клиентом имущества для использования в качестве обеспечения.
     Для корпоративных клиентов особенно важно правильно провести анализ его финансового состояния, включая анализ структуры активов и пассивов, анализ денежных потоков, анализ финансовой устойчивости заемщика, анализ эффективности деятельности заемщика, комплексную оценку группы риска предоставляемого кредитного продукта.
     Анализ величины денежных потоков заемщика позволяет определить достаточность активов и пассивов разных видов, уровень деятельности предприятия, достаточность у него денежных средств для погашения кредита и процентов по нему. 
     Анализ финансовой устойчивости заемщика позволяет оценить текущее состояние счетов предприятия, обеспечивающих его постоянную платежеспособность, их состояние на перспективу. 
     Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. 
     Анализ эффективности предприятия проводится по направлениям: анализ рентабельности, анализ деловой активности.
     Кредитный инспектор, рассматривая результаты анализа финансового состояния заемщика и применяя комплексную рейтинговую систему, присваивает кредитному проекту определенную группу риска (класс заемщика). Далее составляется письменное заключение о возможности или невозможности предоставления кредита. 
     Таким образом, можно сделать следующие выводы:
     * каждая кредитная организация формирует свои принципы взаимоотношений с корпоративными клиентами, в том числе при осуществлении вложений;
     * общим показателем, отражающим партнерские отношения банка с клиентом, выступает клиентоориентированность, т. е. степень детальности подхода к процессу обслуживания клиентов;
     * к наиболее значимым видам кредитования корпоративных клиентов относят следующие: краткосрочное кредитование; кредитование расчетного (текущего) счета (овердрафт); предоставление долгосрочных кредитов; организация проектного финансирования; организация синдицированного кредитования; лизинговые операции; ипотечное кредитование; факторинг; предоставление банковских гарантий; учет, авалирование векселей третьих лиц;
     * банковское кредитование предприятий и других организационно-правовых структур на производственные и социальные нужды осуществляется при строгом соблюдении принципов кредитования. Совокупное применение на практике всех принципов банковского кредитования позволяет соблюсти как общегосударственные интересы, так и интересы обоих субъектов кредитной сделки банка и заемщика.
     
     1.3	Основные направления развития кредитного процесса в коммерческом банке при работе с корпоративными клиентами
     
     Одним из важных вопросов является вопрос об отсутствии взаимодействия промышленного и банковского секторов российской экономики. 
     При этом банковский сектор не выполняет важнейшей своей задачи – кредитования экономики – и создает преграды для экономического роста, а промышленный – за то, что он обладает низкой инвестиционной привлекательностью. 
     Действительно, роль банков в нормальном функционировании и развитии экономики страны настолько велика и ответственна, что общество вправе требовать, чтобы они работали как часы. Этого от них ждут и предприятия, и организации, и население.
     Развитие реального сектора экономики сегодня невозможно без банковского и наоборот. Кредитование проектов, направленных на развитие предприятий является зачастую ключевым фактором выживания и организации, и дальнейшей деятельности компаний, независимо от формы собственности и размера. Ровно, так же как и потребление кредитных продуктов и получение прибыли от такой деятельности дает возможность заработать банкам. 
     Таким образом, между реальным и банковским сектором образуется системная связь, от эффективности которой зависит дальнейшее развитие и того, и другого сектора экономики, который в свою очередь, прямо и непосредственно влияет на развитие экономики в целом. Отсюда можно констатировать, что эффективное взаимодействие этих структур жизненно необходимо для нормального развития экономики, улучшения качества жизни населения, укрепления национальной независимости, и развития страны19.
     Совершенно очевидно, что необходимы продолжение и углубление реформ, их корректировка по ряду направлений со стороны правительства и парламента, и конечно же очень важно, чтобы в этот процесс корректировки и разработки, в частности целевой программы финансовой стабилизации, были реально вовлечены коммерческие банки и представители реального сектора.
     Одной из ключевых проблем в развитии экономики, как уже отмечалось выше, является кредитование реального сектора экономики. Коренное изменение характера связи банков с предприятиями всех отраслей промышленности является важнейшим условием не только для преодоления кризиса, проведения экономических реформ, но и укрепления самой банковской системы. И главное не только в наращивании объемных показателей, но прежде всего в рациональном выборе банками конкретных партнеров, финансируемых проектов и в профессиональной работе с ними.
     Кредитование реального сектора экономики – самое рисковое в России направление кредитной политики банков, причин тому много20:
     * тяжелая ситуация в промышленности, когда глубокий спад сменяется депрессией и новым спадом;
     * финансовый голод предприятий, проявляющийся в кризисе неплатежей;
     * объективная потребность в долгосрочных кредитах, которая автоматически повышает рискованность инвестиций в производство;
     * общая неуверенность хозяйствующих субъектов в перспективах
     * экономической ситуации;
     * проблемы некачественного финансового менеджмента;
     * отсутствие ясно заявленной и обоснованной государственной политики в отношении реального сектора экономики.
     Операционный риск при кредитовании корпоративных клиентов коммерческого банка представляет собой возможные прямые или косвенные потери, возникающие в результате взаимодействия с корпоративными клиентами (реальными и потенциальными заемщиками), обусловленные некорректными действиями персонала, мошенничеством третьих лиц, неэффективностью организации кредитного процесса, используемых информационно-коммуникационных технологий или систем кредитования, а также нерациональной или неоперативной реакцией банка на внешние события. 
     Отличительными особенностями определения операционного риска при кредитовании корпоративных клиентов являются21: 
     1. В отличие от ряда определений, в состав операционного риска при кредитовании корпоративных клиентов рекомендуется включать как прямые, так и косвенные потери коммерческого банка от организации и осуществления кредитного процесса, в частности упущенную выгоду. 
     2. В качестве субъектов, на основании взаимодействия с которыми могут формироваться отдельные ситуации операционного риска банка, рекомендуется рассматривать как реальных, так и потенциальных заемщиков. Действительно, например, не вполне профессиональные коммуникации сотрудника кредитного отдела с компанией, направившей заявку на получение кредита, могут привести к потере потенциально привлекательного для банка заемщика. К аналогичным негативным потерям может привести и неадекватная оценка стоимости залога и т. п. 
     3. В отличие от представленных в специальной литературе подходов, в рамках операционного риска рекомендуется рассматривать не просто некие «внешние события», а возможную нерациональную или неоперативную реакцию на них банка. Действительно, например, фактором операционного риска являются не столько существенные изменения законодательства о банковском кредитовании, сколько неспособность руководства и специалистов кредитного подразделения быстро перестроить под них свою деятельность. 
     Аналогичным образом факторами операционного риска, в том числе, и в части кредитования корпоративных клиентов, являются не столько такие внешние события, как пожар или наводнение, сколько невозможность специалистов банка защитить от них свою документацию, свои материальные активы (как физически, так и посредством страхования от последствий стихийных бедствий) и т. п. 
     В экономическом отношении между реальным и банковским сектором представляется важным осуществить следующие меры, описанные в таблице 3.

Таблица 3 – Меры по развитию корпоративного кредитования в России22
Мероприятие
Содержание
1
2
1. Модернизация системы кредитования
Сформировать систему, при которой государство на базе структурной и промышленной политики определяет приоритеты инвестиционной активности, а ЦБ РФ – приоритетные объекты финансирования инвестиций
2. Учет условий кредитования и состояния экономики
Создать в стране систему кредитования, адекватную антикризисной экономике, направленную на стимулирование производства, развитие инвестиций; обратить внимание на формирование в этой системе соответствующей кредитной инфраструктуры; новых схем кредитования
     Продолжение таблицы 3
1
2
3. Оптимизация структуры кредита
Модернизировать, оздоровить структуру кредитов, предоставляемых экономике, обратив особое внимание на развитие целевых кредитов, синдицированных ссуд, ипотечных кредитов, внедрение в финансовый оборот на основе последних закладных ипотечных бумаг. Активнее использовать лизинговые и факторинговые операции. Они являются привлекательными как для крупных предприятий, так и для малого и среднего бизнеса, особенно в регионах. Лизинговые платежи предприятия могут включать в стоимость продукции, использование лизингового оборудования сокращает налог на имущество и освобождает их от вложения крупных средств в основные фонды
4. Обоснование уровня кредитных вложений
Определить минимальный уровень кредитных вложений в производственный сектор в совокупных активах коммерческих банков. Приблизить сроки кредитования к реальному движению материальных запасов и затрат предприятий. Дифференцировать процесс кредитования с учетом характера кругооборота средств предприятий
5. Защита интересов кредиторов
Необходима адекватная защита интересов кредиторов, особенно залоговых кредитов (заложенное имущество не должно включаться в конкурсную массу), без этого в полную мощь не заработает ни кредитный рынок в целом, ни система ипотечного кредитования в частности; 
6. Ограничение уровня кредитного риска
Ограничить кредитные риски, установив приемлемую долю кредита, в активах банка на уровне 65-70%, а также установить дифференцированные отчисления в резервы на возможные потери по ссудам в зависимости от качества кредитного портфеля
7. Совершенствование методологии выдачи кредита
В методическом плане следует обратить особое внимание на исследование границ кредита на макро- и микроуровне, определение равновесия между имеющимися и перераспределяемыми ресурсами, пределы отдельных форм и видов кредита, взаимодействие объемов и динамики ВВП, вновь созданной стоимости и кредита, границы кредитования бюджета
     
     Не менее целесообразно остановиться еще на одной проблеме – международных стандартах кредитного дела, которые применяются при расчете капитала банка, его ликвидности. 
     Представляется, что они должны существовать и при установлении требований к ведению кредитных операций. Организация кредитования, опирающаяся на познание качества кредита, независимо от страновой принадлежности его использования, предполагает разработку единых требований и норм, необходимых для определения оптимальных пропорций кредита, процесса его выдачи и погашения, его мониторинга, различных инструментов обеспечения возвратности ссуд. 
     Разработка таких стандартов, аккумулирующих международный опыт организации кредитного процесса, положительно сказалась бы на сокращении кредитных рисков. 
     Для решения вышеназванных проблем необходимо создание структурного подразделения, участниками которого будет и банковский и реальный сектор, который поможет в создании специализированной межбанковской информационной службы, что позволит банкам лучше оценивать принимаемые риски и смелее принимать решения. Одновременно это приучит заемщиков к более дисциплинированному поведению, что также полезно для роста доверия банков к заемщикам и для развития кредитных отношений. 
     Таким образом, по первой главе работы можно сделать следующие выводы:
     1. Кредит представляет собой экономические отношения между экономическими партнерами по предоставлению денег или товаров в долг на условиях срочности, возвратности, платности Сущность кредита и его роль проявляется в функциях: перераспределительная, регулирующая и стимулирующая.
     2. Кредит выступает опорой современной экономики, неотъемлемым элементом экономического развития. С его помощью мобилизуются и используются кредитной системой свободные денежные средства предприятий, организаций, населения, а также средства государственного бюджета для обеспечения расширенного воспроизводства. Каждая кредитная организация формирует свои принципы взаимоотношений с корпоративными клиентами, в том числе при осуществлении вложений.
     3. Общим показателем, отражающим партнерские отношения банка с клиентом, выступает клиентоориентированность, т. е. степень детальности подхода к процессу обслуживания клиентов. К наиболее значимым видам кредитования корпоративных клиентов относят следующие: краткоср.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44