- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Управление качеством проектирования учебных планов ввузе
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K015848 |
Тема: | Управление качеством проектирования учебных планов ввузе |
Содержание
МинистерствообразованияинаукиРоссийскойФедерации федеральноегосударственноебюджетное образовательноеучреждениевысшегообразования «Московскийпедагогическийгосударственныйуниверситет» Институтсоциально-гуманитарногообразования Кафедрауправленияобразовательнымисистемами ШмайдюкТатьянаСергеевна УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ВВУЗЕ Кодинаправлениеподготовки:44.04.01«Педагогическоеобразование» Наименованиемагистерскойпрограммы: «Менеджментвобразовании» Выпускнаяквалификационнаяработамагистра (магистерскаядиссертация) Научныйруководитель– должность,к.п.н. М.В.Гончар Заведующийкафедрой ___________________________ к.п.н. М.В.Гончар Проверканаобъемзаимствований: ______%авторскоготекста Рецензент– должность,уч.степень,уч.звание И.О.Фамилия Москва–201__год СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ В ВУЗЕ 1.1. Сущность управления качеством проектирования учебных планов в вузе 1.2. Принципы и правила управления качеством проектирования учебных планов в вузе Выводы по 1 главе ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ В ВУЗЕ 2.1. Разработка учебно-методической документации по проектированию учебных планов в вузе на основе модульного подхода 2.2. Апробация и оценка эффективности учебно-методической документации по проектированию учебных планов в вузе на основе модульного подхода Выводы по 2 главе ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ Впоследниегодыввысшемобразованиипроходятпроцессы,ведущиекобновлениюкачестваобразования(интеграция,диверсификация,унификация).Этообусловлено,втомчисле,растущимспросомнасовременныеотраслевыеуслуги,подготовкойдляразличныхотраслейконкурентоспособныхкадров,понимающихперспективыотраслевогоразвития,каквлокальном,такивглобальномпланах. Запоследниевремяпроведенамодернизациясистемыобразования,включающаявыходновогозаконаобобразовании,утверждениеновыхобразовательныхстандартов,изданиеразличныхнормативныхактов. ОднимиизосновныхположенийФедеральногозаконаот29декабря2012г.№273-ФЗ«ОбобразованиивРоссийскойФедерации»,связаннымисвысшимобразованиемявляются: * Государствоберётнасебяфункциюрегулярногомониторингавсехвысшихучебныхзаведений,включаякоммерческиеобразовательныеинституты. * Результаты,полученныенаединомгосударственномэкзамене,действительнывтечениепятикалендарныхлет. * Вовсехвузахформируетсядесятипроцентнаяквотадляприёмаграждансограниченнымифизическимивозможностями.Крометого,вводитсябесплатноеобучениенаподготовительныхотделенияхширокойаудиториильготников. * Среднеепрофессиональноеобразованиерассматриваетсякакподготовительнаяступеньдляпродолженияучёбыввузе. * Высшиеучебныезаведениявправеприсваиватьвыпускникамстепени(квалификации)бакалавра,специалистаимагистравсоответствиисосрокомирезультатамиобучения. ВведениеновыхФедеральныхгосударственныхобразовательныхстандартоввысшегообразования(ФГОСВО)изменилотребованияккачествуобразования,темпаммодернизацииобразования,определилоновыедляроссийскойвысшейшколыположенияокомпетентностивыпускника. Обеспечениекачествавысшегообразованиявимеющихсяусловияхвозможноприизмененииподходовкорганизацииобразовательногопроцесса,однимизкоторыхявляетсяуправлениекачествомпроектированияучебныхпланов.СогласноФедеральномузаконуот29декабря2012г.№273-ФЗ«ОбобразованиивРоссийскойФедерации»(ст.2)учебныйплан–документ,которыйопределяетперечень,трудоемкость,последовательностьираспределениепопериодамобученияучебныхпредметов,курсов,дисциплин(модулей),практики,иныхвидовучебнойдеятельностии,еслииноенеустановленонастоящимФедеральнымзаконом,формыпромежуточнойаттестацииобучающихся. Рядисследованийпоследнихлет(А.Н. Куторго,И.И. Жунич,И.М. Харитонов)показывает,чтодобитьсясущественногоростакачестваобразованияврамкахтрадиционныхподходоввсистемевысшегообразованиякорганизацииучебногопроцессапрактическиневозможно. Проблемаобразовательныхтехнологий,исследованавбольшомколичестверабот(В.П. Беспалько,М.В. Кларин,А.К. Колеченко,В.М. Монахов,A.A. Факторович,М.А. Чошанов)ивдиссертационныхисследованиях(С.А Ефимова,В.Г. Казанович,H.H. Михайлова,И.В. Муштавинская).Вэтихтрудах,проведенныхвконцеXX–началеXXIвека,доказананеобходимостьсущественныхизмененийобразовательногопроцессанатехнологическихоснованиях,раскрытыотличительныепризнакиобразовательныхтехнологий,системыихпроектированияиоценкиэффективности.Вбольшинствеработобразовательнаятехнологиярассматриваетсякакдостаточнообязательнаяистрогаяпоследовательностьопераций,определяющихзапланированныйпедагогическийрезультат,вчастности,требуемыйуровенькачестваобразования. Всеэтоопределяетнеобходимостьисследованияивнедренияобразовательныхтехнологий,обеспечивающихреализациюФГОС,формированиепрофессиональныхкомпетенцийобучающегося.Ктакимобразовательнымтехнологиямотноситсяи«модульноеобучение». Модульнаяобразовательнаятехнология(помнениюН.А. Куторго)–интегральнаятехнология,направленнаянареализациютребованийФГОС:формированиепрофессиональныхиобщихкомпетенцийвыпускниковвусловияхдисциплинарно-модульногопостроенияпрограмм,включающихпрофессиональныемодулиимеждисциплинарныекурсы,учитывающиетребованиязаказчиковкадроввинвариантнойивариативнойчастяхФГОС. Эффективностьновоговидаобучения,котороебылоназваномодульным,помнениюН.Д.Никандрова,связанасегодинамичностью,заключающейсяввариативностиэлементов,модулей,содержанияэлементовимодулей;гибкостьегосвязанасдифференциациейииндивидуализациейобучениянаосновемногократноповторяющейсядиагностикисцельюопределенияуровнязнаний,потребностей,индивидуальноготемпадеятельностиобучаемого.Целивтакомвидеобученияформулируютсявтерминахметодовдеятельностииспособовдействийиразделяютсянациклыпознанияициклыдругихвидовдеятельности.Циклымодульногообучениявзаимосвязаныспроблемнойзадачей. Преодолениекризисныхявленийосуществляетсяврамкахреформыобразования.Внастоящеевремяввузахпроисходитпереходктехнологииобучения,соответствующейтребованиямФГОСновогопоколения,чтовызываетнеобходимостьизмененияметодикпланированияучебногоплана.Всвязистем,чтоФГОСновогопоколенияописываютнепереченьдисциплиндляобязательногоусвоения,анаборкомпетенций,которыминавыходедолженобладатьвыпускниквысшейшколы,тодляулучшенияуправлениякачествомпроектированияучебныхплановввузерассмотриммодульныйподходприформированииучебныхпланов. Проанализировавметодикиформированияучебногоплана,описанныевработахЭ.И. Герман,В.В. Гусева,C.B. Дамбаевой,В.И. Карпова,JI.B. Найхановой,М.С. Соколовой,O.K. Трофимовой,видно,чтониоднаизнихнеобеспечиваетполноесоответствиепозициямреформыобразования,всвязи,счемработа,направленнаянасозданиенужнойметодики,можетпретендоватьнаактуальность. Актуальностьданногоисследованияопределяетсяпопыткойразрешениярядапротиворечиймежду: * междисциплинарнымсодержаниемпрофессиональныхиобщихкомпетенций,важныхдляадаптацииспециалиставсовременнойсоциально-экономическойсреде,инеадекватнымегоотражениемвучебныхпланахвысшейшколы; * ориентациейсовременноговысшегообразованиянагибкиемногоуровневыепрограммыобучения,основанныенавысокомуровнеучебнойавтономиистудентов,межпредметнойинтеграцииипреобладаниемвсистемепрофессиональнойподготовкиспециалистовмоноуровневыхпрограмм,ориентированныхнаоднудисциплину(узкоспециализированныхпедагогов); * качествомобразованиякакрезультатаикачествоморганизуемоговучебномзаведенииобразовательногопроцесса,вчастностипроектированияучебныхпланов,благодарякоторомуприопределенныхусловияхэтотрезультатдостигается. Существующиепротиворечияобусловилипроблемуисследования:Каковыпринципыиправилапроектированияучебныхплановввузе,обеспечивающиесовременноекачествообразования? Цельисследования:определитьосновыуправлениякачествомпроектированияучебныхплановввузе. Объектомисследованияявляетсяуправлениекачествомпроектированияучебныхплановввузе. Предметисследования–принципыиправилауправлениякачествомпроектированияучебныхплановввузе. Гипотезаисследования:управлениекачествомпроектированияучебныхплановввузебудетэффективным,если: * выявленасущностьуправлениякачествомпроектированияучебныхплановввузе; * сформулированыпринципыиправилауправлениякачествомпроектированияучебныхплановввузе; * разработанаучебно-методическаядокументацияпопроектированиюучебныхплановввузенаосновемодульногоподхода; * обоснованаэффективностьучебно-методическойдокументациипопроектированиюучебныхплановввузенаосновемодульногоподхода. Можнопредположить,чтоиспользованиедостоинствмодульногообученияприреализацииподходакорганизацииобразовательногопроцессаиконструированиюучебныхплановспособствуетсущественномуповышениюуровняпреподаванияикачествапедагогическогообразованиястудентовуниверситета,привыполненииследующихусловий: * припроектированииучебныхплановсистемноиспользуютсявсепреимуществаидостоинствамодульногообучения; * принципмодульностиобеспечиваетцелостностьучебногопроцесса. Задачиисследования: 1. Выявитьсущностьуправлениякачествомпроектированияучебныхплановввузе. 2. Сформулироватьпринципыиправилауправлениякачествомпроектированияучебныхплановввузе. 3. Разработатьучебно-методическуюдокументациюпопроектированиюучебныхплановввузенаосновемодульногоподхода. 4. Апробироватьиоценитьэффективностьучебно-методическойдокументациипопроектированиюучебныхплановввузенаосновемодульногоподхода. Теоретико-методологическойосновойисследованияявляются: * научныеисследованиявобластистандартизациисодержанияобразованияиоценкиегорезультатов(В.И. Блинов,Г.А. Бордовский,И.А. Зимняя,А.Н. Лейбовичидр.); * принципыкомпетентностногоподходавобразовании(А.А. Вербицкий,О.Г. Ларионова,О.Н. Олейникова,А.В. Хуторскойидр.); * исследованиявобластиуправлениякачествомобразования(В.Г. Казанович,В.А. Кальней,Э.М. Коротков,В.И. Круглов,М.М. Поташник,Н.А. Селезнева,В.А. Сластенинидр.); * концепцияцелостностипедагогическогопроцесса,осуществляемоговобразовательной организации(Ю.К. Бабанский,Е.И. Загвязинский,B.C. Ильин,В.В. Краевский,Т.В. Орлова,Е.И. Сахарчук,Н.К. Сергеев,В.В. Сериков); * концепциимодульногообучения(А.А.Вербицкий,М.А. Чошанов,П.А. Юцявиченеидр.); * положенияБолонскойдекларации. Информационно-документальнойбазойисследованияявилисьнормативные правовыеакты,регулирующиеразличныеаспектыфункционированиясферыобразования;указыПрезидентаРоссии,постановленияПравительстваРФпоразвитиюобразовательных организаций. Методыисследования: 1) теоретическиеметоды,включающиеизучениеианализфилософской,психологической,педагогическойиметодологическойлитературы,системныйподходкпедагогическимявлениям; 2) диагностические,охватывающиетестирование,беседу,опросстудентовипреподавателей,самооценку;эмпирические,включающиеизучениепрактическогоопыта,наблюдения;статистическиеметодыобработкиэмпирическихданных;ретроспективныйанализ. Теоретическаязначимостьисследования.Теоретическиеположенияпредставленнойработымогутбытьиспользованысцельюрасширениянаучногознанияиобоснованияуправленческихрешенийпопроблемамуправлениякачествомпроектированияучебныхплановввузе;расширениипредметнойобластимодульногообучения. Практическаязначимостьзаключаетсявразработанныхдидактическихцелях,принципах,условияхикритерияхпроектированияпедагогическихтехнологийнаосновахпринципамодульности.СодержащиесявисследованиивыводыирекомендациимогутбытьиспользованыприразработкеучебныхплановФГОСновогопоколения. Выделяетсятриэтапаисследования: * первыйэтап:изучениелитературыпотемеисследования,позволившеетеоретическиосмыслитьобщеенаправлениеработы,проанализироватьметодологическиеосновыобразовательныхтехнологийиопределитьмодульнуютехнологиюкакнаиболееэффективнуюприпроектированииучебныхплановввузе. * второйэтап:планированиеразработкиэкспериментальныхматериалов,подготовкабазыисследования.Проведениеэкспериментальнойработы,наоснованиикоторойпланируетсявнедритьмодульноеобучение. * третийэтап:оценкаэффективностимодульногообучения,обобщениеиуточнениеэкспериментальныхданных. БазойисследованияявляетсяФГБОУВО«Московскийгосударственныйуниверситетпищевыхпроизводств». Структураисследования. Исследованиесостоитизвведения,двухглав,заключения,спискаиспользованнойлитературы,приложений. Глава1.Теоретическиеосновыуправлениякачествомпроектированияучебныхплановввузе 1.1.Сущностьуправлениякачествомпроектированияучебныхпланов ввузе Для того, чтобы понять сущность управления качеством проектирования учебных планов необходимо рассмотреть понятия: управление качеством, учебный план, модульный подход, модульное обучение, горизонтальный и вертикальный модуль, принципы и правила, образовательные технологии, качество образования. Так же нужно изучить иерархию данных понятий, и рассмотреть их взаимосвязи. Главной задачейразвитиясовременногообразованияиегореформированияявляется решение вопроса обеспеченияего качества.Впоследниегодыпроблемакачестваобразованияприобрелачрезвычайнуюактуальность. Всовременномпониманиикачествообразования–этонетолькосоответствиезнанийобучающихсяфедеральнымгосударственнымобразовательнымстандартам,ноиуспешноефункционированиесамогоучебногозаведения,атакжедеятельностькаждогопедагогаиадминистраторавнаправленииобеспечениякачестваобразовательныхуслуг.При рассмотрениикачестваобразования,имеетсяввидуи оценкатого,какихрезультатовдобиваютсяпреподавателиприобученииобучающихся.Но чаще впоследнеевремяимеетсяввидуикачествосамогообразовательногопроцессаиусловий,вкоторыхонреализуется. Длясовременнойобразовательнойорганизациипонятие«качествообразования»связано,преждевсего,сегоконкурентоспособностьюнарынкеобразовательныхуслуг.Приэтомонорассматриваетсякаккомплекспотребительскихсвойствобразовательнойуслуги,обеспечивающейудовлетворениевнутреннихпотребностейпоразвитиюличностиобучающего. Впоследнее время актуализировалась необходимостьуправлениякачествомобразованиянауровневуза.Управлениекачествомобразованияввузе–это процесспроектирования,тоестьпостановкицелейобразованияиопределенияпутейихдостижения;этоорганизацияобразовательногопроцессаимотивацияегоучастниковнакачественныйтруд;контролькакпроцессвыявленияотклоненийотцелей; мониторингкаксистемаотслеживанияизмененийвразвитии;регулированиеианализрезультатов. Само понятие«качество»можно рассматриватькаксоответствиеопределеннойцели;совокупностьхарактеристикпродуктаилиуслуги;соответствиепредметакакрезультататруданекоторымзаданнымстандартамит.д. ПозаконодательствуРоссийскойФедерацииобобразовании«качествообразованиявыпускников»трактуетсякак«определенныйуровеньзнанийиумений,умственного,физическогоинравственногоразвития,которогодостигливыпускникиобразовательнойорганизациивсоответствииспланируемымицелямиобученияивоспитания». Родителиобучающихся качество образования понимают, какразвитиеиндивидуальности,какдальнейшаяобразовательнаяуспешностьсвоихдетей.Качестводляпедагоговозначаетналичиекачественногоучебногоплана,обеспеченностьучебнымиматериаламиипособиями,нормальныерабочиеусловия;обучающиесячастосвязываюткачествосвнутреннимклиматом,с«комфортностью»вобразовательной организации.Будущиеработодателисоотносяткачествообразованиясактивнойжизненнойпозицией,знаниями,умениямиинавыкамивыпускников,позволяющимиприниматьоптимальныерешенияит.д. Подкачествомобразованияодниавторыпонимают«степеньудовлетворенияожиданийразличныхучастниковпроцессаобразованияотпредоставляемыхобразовательной организациейуслуг,адругие–степеньдостиженияпоставленныхвобразованиицелейизадач»[29, с. 133]. Впроцессеанализанаучныхисследований,установленосуществованиемножестваопределенийпонятия«качествообразования».ПомнениюМ.М. Поташника,«качествообразованияпредставляетсякаксоотношениецелиирезультата,какмерадостиженияцелей,притом,чтоцели(результаты)заданытолькооперациональноиспрогнозированывзонепотенциальногоразвитияшкольника»[61, с. 33]. В.М. Полонскийпонимаетподкачествомобразованиявыпускников«определённыйуровеньзнаний,умений,умственного,физическогоинравственногоразвития,которогодостигливыпускники»[58, с. 20]. В.П. Панасюкопределяеткачествообразованиякак«такуюсовокупностьсвойств,котораяобусловливаетегоспособностьудовлетворятьсоциальныепотребностивформированиииразвитииличностиваспектахеёобученности,воспитанности,выраженностисоциальных,психическихифизическихсвойств»[54, с. 58]. Врассмотренныхопределенияхречьидетокачествекако характеристикерезультатаобразовательногопроцесса,нонеупоминаетсяокачествекакхарактеристикесамогообразовательногопроцесса. Впсихолого-педагогическомсловареэтопонятиетрактуетсяследующимобразом:«качествообразования–понятие,включающеевсебякачествообразовательныхуслугикачествообразовательнойподготовкивыпускника,соискателя.Подкачествомобразовательныхуслугпонимаетсясовокупностьхарактеристикобразовательногопроцесса,котораяизмеряется(оценивается)путемобобщениярезультатовитоговыхаттестацийвыпускников». С.Е. ШишовиВ.А. Кальнейопределяюткачествообразованиякак«социальнуюкатегорию,определяющуюсостояниеирезультативностьпроцессаобразованиявобществе,егосоответствиепотребностямиожиданиямвформированиииразвитиигражданских,бытовых,профессиональныхкомпетенцийличности»[75, с. 78]. ПомнениюТ.И. Шамовой,П.И. Третьякова«качествообразования–этоестьравнодействующаяследующихсоставляющих:потребностейличностииобщества,целевыхприоритетов,спрогнозированногопроцессаирезультата(стандарта)»[71, с. 68]. Т.М. Давыденко,Г.Н. Шибановасчитают,чтокачествообразованияпредполагаетнетольковыявлениеконечныхрезультатов,ноикачествоусловийобразования,процессаобразования. Безкачественногопроцессаневозможенкачественныйрезультат. Качествообразовательногопроцессаявляетсясовокупнымпонятием,так как его можно разбить нанесколькосоставляющих: * качествосодержанияобразования; * качествообразовательныхтехнологий; * качествопроцессаобучения(деятельностипедагогическогоколлективавцеломикаждогоегосубъектавчастности); * качествоусловий(научно-методических,управленческих,организационных,психологических,материально-техническихидр.); * качествопедагогов(квалификация). Таким образом, для целей нашего исследования, следует понимать под качествомобразованиясовокупнуюхарактеристикусистемыобразования,отражающуюстепеньсоответствияресурсногообеспечения,образовательногопроцесса,образовательныхрезультатовнормативнымтребованиям,социальнымиличностныможиданиям. Управление качеством образования – планомерно осуществляемая система стратегических и оперативных действий, направленная на обеспечение, улучшение, контроль и оценку качества образования.[13, с. 471] При внедрении системы управления качеством образования можно выделить основные стадии управления качеством(рис. 1). Рисунок 1. Цикл Деминга применительно к управлению качеством образования Рассмотрим цикл Демпинга, применительно к системе управления качеством образования: 1. Проектирование управлениякачеством образования (Планирование) – это определение нормативных, организационных, методических и инструментальныхоснов для осуществления деятельности по достижению требуемого качества. 2. Управление качеством образования (Действие) – рассматривается какпроцесс формированиякачества, выступающийкомплексомрегулярных действий, изучающих анализ потребностей заказчиков образовательных услуг, разработку и реализациюосновных и дополнительных образовательных программ, обеспечения ресурсами. 3. Постоянное наблюдение процессов и их правка (Проверка и Корректировка) – это процесс оценки и сопоставленияполученногозначения качества с заданным, осуществление обратной взаимосвязи со всеми заинтересованными сторонами, введениекорректировок в деятельность и саму систему управления.Во многом практическое выполнение главнойзадачи управления качеством образования зависит от мониторингасамого качества и его основы – оценки качества. Вследствие чего, управление качеством образования – это непрерывный замкнутый процесс, который состоит из следующих взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов: * проектирование и планирование * управление качеством * мониторинг процессов и исправления Для наилучшего управления качеством образования образовательные организации экономическиразвитыхстраносуществляютпереходилиужеперешлинареализациюмодульныхпрограмм,основанныхнакомпетенциях. Болонскаядекларацияоформированииединогоевропейскогообразовательногопространства,содержиттриглавных«болонских»принципа: * компетентностныйподход; * модульнуюструктуру; * исчислениеобъемаучебнойнагрузкивкредитахЕСТS(зачетныхединицах). Наиболееэффективноработаютобразовательныепрограммы,одинаковополноиспользующиевсетриуказанныхпринципа.Лишьодновременноевзаимосвязанноеприменениевсехтрехкомпонентов(компетенции–модули–кредиты)делаетобразовательнуюпрограммупо-настоящемуинновационнойивнутренненепротиворечивой.Именноиспользованиемодулейвпостроенииобразовательныхпрограммпотребуетвближайшембудущемотпреподавательскогосообществанаиболеетруднойадаптации,связаннойсизменениемструктурыобразовательныхпрограммиподходовкпроцессуобучения. Исходя из этого,модульныйподходспособствуетиндивидуализацииобразовательныхпрограмм,позволяетустанавливатьтемпивремяихосвоения,своевременновыявлятьпробелывзнанияхипониманииучебногоматериалакаждымобучающимся. Рассматривая модульноеобучение как инновационноепедагогическоезнание,которое характеризуетсяполифундаментальностьюимеждисциплинарностью можно добиться качества образования. Модульное обученияприобрелобольшуюизвестностьдостаточнодавно, нодонастоящего временисуществуютразличныеточкизрениянасамо пониманиесущностипонятий«модульноеобучение»,«дидактическиймодуль»итехнологиюегопостроения. Модульное обучениепришлонасменупрограммированному, его цель–гарантироватьуправляемостьпедагогическимпроцессом,достижениепоставленныхцелейснаименьшимизатратамиприотсутствиистрессовиперегрузокдляобучающихся. Относительносложным для российских вузов являетсяформированиемодульныхобразовательныхпрограмм.Это связано с тем, чтоневыработаныпринципы модульного обучения,отсутствуютчеткиенормативныерекомендацииитребованиякним.Понятиемодулявобразованиинаименееметодическиразработанои,скорее всего,поэтомунаиболеесложнодляпонимания. Международнаяпрактикапоказывает,чтонаиболеерезультативнымиявляютсятеобразовательныепрограммы,которыепостроеныодновременнонавсехтрехуказанныхпринципахБолонскойсистемы.Толькопривзаимоувязанномпримененииэтихтрехэлементов(компетенции–модули–кредиты)можноговоритьополномвнедренииинновационныхтехнологийобучениявобразовательнойдеятельности.Использованиемодулейвпостроенииобразовательныхпрограммпотребуетвближайшембудущемотобразовательных организаций (вузов)наиболеетруднойадаптации,связаннойсизменениемструктурыобразовательныхпрограммиподходовкпроцессуобучения. Понятие«модульвобразовании»на данный момент имеетразныйсмыслиразличнуюинтерпретацию. Модулиобразовательныхпрограммимодулиучебныхдисциплин–взаимосвязанныеявления,которыеимеютрядобщихсвойств. Во-первых,этологическаязавершённостьи,какследствие,относительнаяобособленностьсодержанияобучениямодуляотостальногоучебногоматериала. Во-вторых,этодетальноразработанноеметодическоеобеспечение,адресованноеиобучающемуся,ипреподавателю.Оновключаетчёткосформулированные(идляпреподавателя,идляобучающегося)целиобучения(планируемыерезультатыобучения),логическуюсхему,показывающуюместомодулявдисциплинеи/илиобразовательнойпрограмме,логическуюсхемуизучениямодуля,учебныематериалы,необходимыедляосвоениямодуля(включаязаданиядлясамоконтроля),ясную,документированнуюпроцедуруконтроляусвоениясодержанияобучения,включённоговмодуль. В-третьих,этозаменяемость,что,впринципе,неявляетсяобязательным.Согласномодульномупринципу,учебнуюдисциплинуиобразовательнуюпрограммуцелесообразносоставлятьизинвариантнойчасти(модулейдляобязательногоизучения)ивариативных,заменяемыхмодулей.Имиможноварьироватьглубинуинаправленностьобучения,эффективнореагируянапотребностиобучающихся,работодателей,рынкатруда.Взаимообусловленностькомпетентностногоподходаимодульногопринципаобучениясвязана стем,чтомодульнацеленнадостижениесоответствующегозапланированногорезультатаобучения,т.е.компетентности. Существует две схемы построения модулей. * «горизонтальная», когдавсесоставляющиедисциплинывносятприблизительноравныйиотносительнонезависимыйвкладвобразовательныйрезультат;ихможноизучатьпараллельно,последовательностьизученияжёстконезадана. * «вертикальная», когдавключаютпоследовательноизучаемыедисциплины,нацеленныенадостижениеопределённогообразовательногорезультата,–отфундаментальныхиобщихпрофессиональныхдоспециальных,узкоприкладных. Модулитак же открываютвозможностьгибкоговарьированиянаправленностиобразовательнойпрограммы,оперативногореагированиянанасущныеинтересыосновныхучастниковобразовательногопроцесса–обучающихся,ачерезних–иназапросыработодателей,т.е.рынкатруда. Модульноеобучение–способорганизацииучебногопроцессанаосновемодульногопостроенияобразовательнойпрограммы,учебногопланаиучебныхдисциплин.Приэтомдлядостижениябольшейэффективностирезультатовобученияважнособлюдатькомплексныйподход,т.е.помодульномупринципудолжныбытьсформированыкаксамиобразовательныепрограммы,такиучебныепланы,иучебныедисциплины.Сущностьмодульногообучениясостоитвтом,чтосодержаниеобученияструктурируетсявавтономныеорганизационно-методическиемодули,содержаниеиобъёмкоторыхмогутварьироватьсявзависимостиотдидактическихцелей,профильнойиуровневойдифференциацииобучающихся.Сочетаниемодулейдолжнообеспечиватьнеобходимуюстепеньгибкостиисвободывотбореикомплектациитребуемогоконкретногоучебногоматериаладляобучения(исамостоятельногоизучения)определеннойкатегорииобучающихсяиреализацииспециальныхдидактическихипрофессиональныхцелей. Изучениезарубежнойнаучно-педагогическоймыслипоказывает,чтомодульное обучениезародилосьещевначале70-хгодовXXв. ОдинизоснователеймодульногообученияДж.Расселопределяетмодулькакучебныйпакет,охватывающийконцептуальнуюединицуучебногоматериалаипредписанныхучащимсядействий(1971).ПомнениюБ.иМ. Гольдшмид,модуль–автономная,независимаяединицавспланированномрядевидовучебнойдеятельности,предназначеннаяпомочьобучающемусядостичьнекоторыхчеткоопределенныхцелей(1972).Г. Оуенсинтерпретируетмодулькакобучающийзамкнутыйкомплекс,всоставкотороговходятпедагог,обучаемые,учебныйматериалисредства,помогающиеобучающемусяипреподавателюреализоватьиндивидуализированныйподход,обеспечитьихвзаимодействие(1975). СовременныйисследовательП.А. Юцявиченеопределяетмодулькак«блокинформации,включающийвсебялогическизавершеннуюединицуучебногоматериала,целевуюпрограммудействийиметодическоеруководство,обеспечивающеедостижениепоставленныхдидактическихцелей». В.В. КарповиМ.Н. Катхановприменительнокпрофессиональномуобразованиюсчитают,что«модуль–организационно-методическаямеждисциплинарнаяструктураучебногоматериала,предусматривающаявыделениесемантическихпонятийвсоответствиисоструктуройнаучногознания,структурированиеинформацииспозициилогикипознавательнойдеятельностибудущегоинженера».[52]Приэтом, по мнениюавторов,«вмодульмогутвходитьподмодулипопризнакуегометодическогоформирования.Примеждисциплинарномподходеучебныедисциплиныидажеотдельныеразделыитемывнихрассматриваютсякакчастиопределенныхступенейиерархиипрофессиональнойподготовки». Рассмотрим трехуровневую психолого-профессиональнойиерархию, предложенную авторами (табл. 1). Каждаяступеньиерархииможетсодержатьрядмеждисциплинарныхмодулей,которыеносятиндивидуальныйхарактерсточкизренияучебно-научногознанияпоспециальностииобъединеныединымтребованиемкуровнюсформированногорезультатаподготовкивсоответствиис данной иерархией. Таблица 1. – Трехуровневая психолого-профессиональная иерархия модулей Уровень Характеристика модулей Признак 1 Общенаучнойподготовки Аналитико-синтетический уровень профессиональнойподготовки 2 Конечнымрезультатомявляетсяформированиеобщеинженерныхуменийизнаний Алгоритмический уровень 3 Завершениемявляютсяспециальныедисциплины Творческий интеллектуальный уровень Однако, наиболее подходящим для целей нашего исследования, мы считаем определение, данноеС.М. Омирбаевым, согласно которому подмодулемвсистемеобразованияпонимаетсясамостоятельнаяучебнаяединицазнаний,объединенныхопределеннойцелью,методическимруководствомосвоенияэтогомодуляиконтролемегоосвоения. Согласно различным источникам в качестве модуля рассматривают: * пакетучебногоматериала,охватывающегооднуконцептуальнуюединицу; * учебнуюединицукакблокинформации,включающийвсебялогическизавершеннуюодну,двеилиболееединицучебногоматериала,врамкаходнойучебнойдисциплины;разделыучебнойдисциплины; * организационно-методическуюмеждисциплинарнуюструктуруучебногоматериала,представляющуюнабортемизразныхучебныхдисциплин,необходимыхврамкаходнойспециальности; * совокупностьучебныхдисциплин,необходимыхдляобучениятойилиинойспециальности(илиспециализации)впроцессемодульногообучения; * совокупностьлогическизавершённыхразличныхучебныхдисциплин(полидисциплинарныймодуль)илиблизкоекданномупониманиюмодуляопределениемодуляобразовательнойпрограммы–совокупностьвсехвидовучебнойработы,имеющихвнутреннююлогику,формирующуюопределеннуюкомпетенцию(илигруппуродственныхкомпетенций); * совокупностьучебныхдисциплинродственногосодержания(содержательноеединство); * совокупностьучебныхдисциплин,объединенныхнабазеихлогическойиметодическойсвязивучебныйцикл,изучаемыходновременно,параллельноводномакадемическомпериоде; * семестроваядисциплина–частьдвухиболеесеместровыхдисциплинучебногоплана(монодисциплинарныймодуль);родственнымпонятиемможносчитатькурсовоймодуль,какчастьмодуляобразовательнойпрограммы. Особуюактуальностьна современномэтаперазвитиянаукиипрактическуюзначимостьприобретаютдвапонятия:«педагогическаятехнология»и«модульноеобучение». Понятие «педагогическая технология» связаносновойэрой–«эрой технологической».Данная эра дала новыйподходкдвумсамымсложнымизобретениямисторическогочеловека–искусствувоспитыватьискусствууправлять. Новыйжеподходквоспитаниюличности,способнойстроитьжизньдостойнойчеловека(П.И. Пидкасистый)заключаетсявтом,чтораньшеучилисьискатьответнавопрос«чтоделать?»,атеперь,«каксделать?»(В.А. Легасов). Понятие «модульное обучение» связаносзернамиростатехнологическойэры:педагогикойвекачеловека(В.А. Сухомлинский);мировоззрениемпреподавателявысшейшколыкакфакторомнетолькоиндивидуальногосамосознания,ноифакторомсамосознанияэпохи(С.И. Гессен);новымпедагогическиммышлением(В.В. Давыдов);модульнымпринципомбытия(Е.В. Сковин). ВсерединеXXвекадидактика,испытаввоздействиесистемногоподхода,обратилавниманиенановыйвидобучения,призванныйрешитьрядпроблемпрограммированногообучения:неуправляемоестановлениеприемовмыслительнойдеятельности,ориентациянарепродуктивныйтипобучения,неразработанностьмотивацииучебнойдеятельности,невозможностьдиагностированияопытатворческойдеятельности,чрезмернаяапелляциякпамятиобучающихся.ПомнениюН.Д. Никандрова,эффективностьновоговидаобучения,котороебылоназваномодульным,связанасегодинамичностью,заключающейсяввариативностиэлементов,модулей,содержанияэлементовимодулей;гибкостьегосвязанасдифференциациейииндивидуализациейобучениянаосновемногократноповторяющейсядиагностикисцельюопределенияуровнязнаний,потребностей,индивидуальноготемпадеятельностиобучаемого.Целивтакомвидеобученияформулируютсявтерминахметодовдеятельностииспособовдействийиразделяютсянациклыпознанияициклыдругихвидовдеятельности.Циклымодульногообучениявзаимосвязаныспроблемнойситуацией(задачей). Модульныйподходкисследованиюиграетэффективнуюрольвпознаниисложныхпроцессовиявленийипредупреждаетодностороннее,поверхностноеизучениеобъекта,раскрытиеявленияисходяизнегосамого.Модульвсегдаявляетсясистемойикаксистемастремитсякдостижениюцелостностивпроцессесвоегоразвития(движения). Насовременномэтаперазвитиянаукипонятиемодульностиприобретаетметодологическийсмысл.Принципмодульности,нарядустакимважнымподходомкаксущностный,синергетический,целостный,определяетдинамичностьимобильностьфункционированиясистемы. Этопринципиальноновыйподходкпроектированиюобразовательногопроцесса,отражающийнаправленностькомпонентовнацельмодульногообученияихарактерсвязеймеждуними. Учебныйпроцессвобразовательной организациистроитсянапринципеакадемическойритуальности,отражаянормативныйхарактерпедагогическойдеятельности,имеющейследующиестороны:задаетсоциокультурныйобразеципредписываетстрогоеследованиеэтомуобразцу;стремитсякидеалу,тоестьнесуществующеймоделиреальности. Следованиеучебногопроцессапервомуаспектуозначаеториентациюнарепродуктивнуюактивностьобучающихся,второму –наимпровизациювучебнойипрофессиональнойдеятельности.Обааспектапредставляютнеразделимоецелоеиреализуютсявтесномединстве. Учебныйплан(в частности в вузе) –это основнойдокумент,предназначенныйдляорганизациивсегоучебногопроцессавобразовательной организации. Различают два вида учебных планов:примерный учебный план и рабочий учебный план. Впримерномучебном плане приведенпереченьпредметов,периодыихизучения,объёмыцикловдисциплин. Врабочемучебном плане: * данпереченьучебныхпредметов; * определенпорядокипоследовательностьихизучения; * предписаноколичествочасовнакаждыйпредметвнеделю,вучебныйгод,завеськурсобучения; * заданыэкзамены, зачеты, зачеты с оценкой, курсовые работы (проекты), контрольные работы (для заочной формы обучения); * определенграфикучебногопроцесса. Структураучебногоплана,переченьучебныхпредметов,ихобъём,последовательностьизученияидругиехарактеристикиучебныхплановустанавливаютсянаосноведидактическихпринципов. Приразработкеучебныхплановипрограммобучениявозникаетсложнаяпроблемавотборесодержания,котороебудетизучатьсянаразныхступеняхобучения. Существуеттриспособапостроенияпрограммобучения:линейный,концентрический,спиралевидный. Сущностьлинейногоспособапостроенияучебныхпрограммсостоитвтом,чтоотдельныечасти(порции)учебногоматериалаобразуютнепрерывнуюпоследовательностьсвязанныхмеждусобойзвеньев(выстраиваютсяпооднойлинии).Каждаячастьизучается,какправило,толькоодинраз.Причемновоесодержаниевыстраиваетсянаосновеужеизвестногоивтеснойсвязисним. Достоинстволинейногоспособарасположениясодержанияучебныхпрограммзаключаетсявегоэкономичностивовремени,посколькуисключаетсядублированиематериала.Этотспособобычноиспользуетсявпреподаванииввузовскихобразовательныхпрограммах. Недостаткомлинейногоспособаявляетсято,чтонаразныхступеняхобученияобучающиесяневсегдаспособныусвоитьопределенныесложныеявления.Поэтомуэтотспособнеприменимприразработкепрограммшкольногоивузовскогоизучениянаразныхступенях. Концентрическийспособпостроенияучебныхпрограммпозволяетнесколькоразизучатьодинитотжематериал(вопрос)спостепеннымусложнением,расширениемсодержанияобразованиязасчетновыхкомпонентов,болеедетальнымиглубокимрассмотрениемсвязейизависимостей. Концентрическоерасположениематериалавпрограммахпредусматриваетнепростоеповторение,аболееглубокоизучениетехжевопросов.Такойспособпостроенияпрограммзамедляеттемпобучения,требуетбольшихзатратучебноговремени,однакопоройоказываетсянеизбежным.Впреподаваниивнастоящеевремячащевсегопреобладаетименноконцентрическийтиппрограмм:ивсреднихиввысшихучебныхзаведенияхобучающихсяобучаютодномуитомужематериалу....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: