VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Управление качеством проектирования учебных планов ввузе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K015848
Тема: Управление качеством проектирования учебных планов ввузе
Содержание
МинистерствообразованияинаукиРоссийскойФедерации

федеральноегосударственноебюджетное
образовательноеучреждениевысшегообразования
«Московскийпедагогическийгосударственныйуниверситет»

Институтсоциально-гуманитарногообразования
Кафедрауправленияобразовательнымисистемами


ШмайдюкТатьянаСергеевна


УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ  ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ВВУЗЕ


Кодинаправлениеподготовки:44.04.01«Педагогическоеобразование»
Наименованиемагистерскойпрограммы:
«Менеджментвобразовании»

Выпускнаяквалификационнаяработамагистра
(магистерскаядиссертация)



Научныйруководитель–
должность,к.п.н.
М.В.Гончар

Заведующийкафедрой
___________________________
к.п.н.
М.В.Гончар

Проверканаобъемзаимствований:
______%авторскоготекста





Рецензент–
должность,уч.степень,уч.звание
И.О.Фамилия

Москва–201__год

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ В ВУЗЕ


1.1. Сущность управления качеством проектирования учебных планов в вузе


1.2. Принципы и правила управления качеством проектирования учебных планов в вузе


Выводы по 1 главе


ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ В ВУЗЕ


2.1. Разработка учебно-методической документации по проектированию учебных планов в вузе на основе модульного подхода


2.2. Апробация и оценка эффективности учебно-методической документации по проектированию учебных планов в вузе на основе модульного подхода


Выводы по 2 главе


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ЛИТЕРАТУРА


ПРИЛОЖЕНИЯ




ВВЕДЕНИЕ
     Впоследниегодыввысшемобразованиипроходятпроцессы,ведущиекобновлениюкачестваобразования(интеграция,диверсификация,унификация).Этообусловлено,втомчисле,растущимспросомнасовременныеотраслевыеуслуги,подготовкойдляразличныхотраслейконкурентоспособныхкадров,понимающихперспективыотраслевогоразвития,каквлокальном,такивглобальномпланах.
     Запоследниевремяпроведенамодернизациясистемыобразования,включающаявыходновогозаконаобобразовании,утверждениеновыхобразовательныхстандартов,изданиеразличныхнормативныхактов.
     ОднимиизосновныхположенийФедеральногозаконаот29декабря2012г.№273-ФЗ«ОбобразованиивРоссийскойФедерации»,связаннымисвысшимобразованиемявляются:
     * Государствоберётнасебяфункциюрегулярногомониторингавсехвысшихучебныхзаведений,включаякоммерческиеобразовательныеинституты.
     * Результаты,полученныенаединомгосударственномэкзамене,действительнывтечениепятикалендарныхлет.
     * Вовсехвузахформируетсядесятипроцентнаяквотадляприёмаграждансограниченнымифизическимивозможностями.Крометого,вводитсябесплатноеобучениенаподготовительныхотделенияхширокойаудиториильготников.
     * Среднеепрофессиональноеобразованиерассматриваетсякакподготовительнаяступеньдляпродолженияучёбыввузе.
     * Высшиеучебныезаведениявправеприсваиватьвыпускникамстепени(квалификации)бакалавра,специалистаимагистравсоответствиисосрокомирезультатамиобучения.
     ВведениеновыхФедеральныхгосударственныхобразовательныхстандартоввысшегообразования(ФГОСВО)изменилотребованияккачествуобразования,темпаммодернизацииобразования,определилоновыедляроссийскойвысшейшколыположенияокомпетентностивыпускника.
     Обеспечениекачествавысшегообразованиявимеющихсяусловияхвозможноприизмененииподходовкорганизацииобразовательногопроцесса,однимизкоторыхявляетсяуправлениекачествомпроектированияучебныхпланов.СогласноФедеральномузаконуот29декабря2012г.№273-ФЗ«ОбобразованиивРоссийскойФедерации»(ст.2)учебныйплан–документ,которыйопределяетперечень,трудоемкость,последовательностьираспределениепопериодамобученияучебныхпредметов,курсов,дисциплин(модулей),практики,иныхвидовучебнойдеятельностии,еслииноенеустановленонастоящимФедеральнымзаконом,формыпромежуточнойаттестацииобучающихся.
     Рядисследованийпоследнихлет(А.Н. Куторго,И.И. Жунич,И.М. Харитонов)показывает,чтодобитьсясущественногоростакачестваобразованияврамкахтрадиционныхподходоввсистемевысшегообразованиякорганизацииучебногопроцессапрактическиневозможно.
     Проблемаобразовательныхтехнологий,исследованавбольшомколичестверабот(В.П. Беспалько,М.В. Кларин,А.К. Колеченко,В.М. Монахов,A.A. Факторович,М.А. Чошанов)ивдиссертационныхисследованиях(С.А  Ефимова,В.Г. Казанович,H.H. Михайлова,И.В. Муштавинская).Вэтихтрудах,проведенныхвконцеXX–началеXXIвека,доказананеобходимостьсущественныхизмененийобразовательногопроцессанатехнологическихоснованиях,раскрытыотличительныепризнакиобразовательныхтехнологий,системыихпроектированияиоценкиэффективности.Вбольшинствеработобразовательнаятехнологиярассматриваетсякакдостаточнообязательнаяистрогаяпоследовательностьопераций,определяющихзапланированныйпедагогическийрезультат,вчастности,требуемыйуровенькачестваобразования.
     Всеэтоопределяетнеобходимостьисследованияивнедренияобразовательныхтехнологий,обеспечивающихреализациюФГОС,формированиепрофессиональныхкомпетенцийобучающегося.Ктакимобразовательнымтехнологиямотноситсяи«модульноеобучение».
     Модульнаяобразовательнаятехнология(помнениюН.А. Куторго)–интегральнаятехнология,направленнаянареализациютребованийФГОС:формированиепрофессиональныхиобщихкомпетенцийвыпускниковвусловияхдисциплинарно-модульногопостроенияпрограмм,включающихпрофессиональныемодулиимеждисциплинарныекурсы,учитывающиетребованиязаказчиковкадроввинвариантнойивариативнойчастяхФГОС.
     Эффективностьновоговидаобучения,котороебылоназваномодульным,помнениюН.Д.Никандрова,связанасегодинамичностью,заключающейсяввариативностиэлементов,модулей,содержанияэлементовимодулей;гибкостьегосвязанасдифференциациейииндивидуализациейобучениянаосновемногократноповторяющейсядиагностикисцельюопределенияуровнязнаний,потребностей,индивидуальноготемпадеятельностиобучаемого.Целивтакомвидеобученияформулируютсявтерминахметодовдеятельностииспособовдействийиразделяютсянациклыпознанияициклыдругихвидовдеятельности.Циклымодульногообучениявзаимосвязаныспроблемнойзадачей.
     Преодолениекризисныхявленийосуществляетсяврамкахреформыобразования.Внастоящеевремяввузахпроисходитпереходктехнологииобучения,соответствующейтребованиямФГОСновогопоколения,чтовызываетнеобходимостьизмененияметодикпланированияучебногоплана.Всвязистем,чтоФГОСновогопоколенияописываютнепереченьдисциплиндляобязательногоусвоения,анаборкомпетенций,которыминавыходедолженобладатьвыпускниквысшейшколы,тодляулучшенияуправлениякачествомпроектированияучебныхплановввузерассмотриммодульныйподходприформированииучебныхпланов.
     Проанализировавметодикиформированияучебногоплана,описанныевработахЭ.И. Герман,В.В. Гусева,C.B. Дамбаевой,В.И. Карпова,JI.B. Найхановой,М.С. Соколовой,O.K. Трофимовой,видно,чтониоднаизнихнеобеспечиваетполноесоответствиепозициямреформыобразования,всвязи,счемработа,направленнаянасозданиенужнойметодики,можетпретендоватьнаактуальность.
     Актуальностьданногоисследованияопределяетсяпопыткойразрешениярядапротиворечиймежду:
     * междисциплинарнымсодержаниемпрофессиональныхиобщихкомпетенций,важныхдляадаптацииспециалиставсовременнойсоциально-экономическойсреде,инеадекватнымегоотражениемвучебныхпланахвысшейшколы;
     * ориентациейсовременноговысшегообразованиянагибкиемногоуровневыепрограммыобучения,основанныенавысокомуровнеучебнойавтономиистудентов,межпредметнойинтеграцииипреобладаниемвсистемепрофессиональнойподготовкиспециалистовмоноуровневыхпрограмм,ориентированныхнаоднудисциплину(узкоспециализированныхпедагогов);
     * качествомобразованиякакрезультатаикачествоморганизуемоговучебномзаведенииобразовательногопроцесса,вчастностипроектированияучебныхпланов,благодарякоторомуприопределенныхусловияхэтотрезультатдостигается.
     Существующиепротиворечияобусловилипроблемуисследования:Каковыпринципыиправилапроектированияучебныхплановввузе,обеспечивающиесовременноекачествообразования?
     Цельисследования:определитьосновыуправлениякачествомпроектированияучебныхплановввузе.
     Объектомисследованияявляетсяуправлениекачествомпроектированияучебныхплановввузе.
     Предметисследования–принципыиправилауправлениякачествомпроектированияучебныхплановввузе.
     Гипотезаисследования:управлениекачествомпроектированияучебныхплановввузебудетэффективным,если:
     * выявленасущностьуправлениякачествомпроектированияучебныхплановввузе;
     * сформулированыпринципыиправилауправлениякачествомпроектированияучебныхплановввузе;
     * разработанаучебно-методическаядокументацияпопроектированиюучебныхплановввузенаосновемодульногоподхода;
     * обоснованаэффективностьучебно-методическойдокументациипопроектированиюучебныхплановввузенаосновемодульногоподхода.
     Можнопредположить,чтоиспользованиедостоинствмодульногообученияприреализацииподходакорганизацииобразовательногопроцессаиконструированиюучебныхплановспособствуетсущественномуповышениюуровняпреподаванияикачествапедагогическогообразованиястудентовуниверситета,привыполненииследующихусловий:
     * припроектированииучебныхплановсистемноиспользуютсявсепреимуществаидостоинствамодульногообучения;
     * принципмодульностиобеспечиваетцелостностьучебногопроцесса.
     Задачиисследования:
1. Выявитьсущностьуправлениякачествомпроектированияучебныхплановввузе.
2. Сформулироватьпринципыиправилауправлениякачествомпроектированияучебныхплановввузе.
3. Разработатьучебно-методическуюдокументациюпопроектированиюучебныхплановввузенаосновемодульногоподхода.
4. Апробироватьиоценитьэффективностьучебно-методическойдокументациипопроектированиюучебныхплановввузенаосновемодульногоподхода.
     Теоретико-методологическойосновойисследованияявляются:
     * научныеисследованиявобластистандартизациисодержанияобразованияиоценкиегорезультатов(В.И. Блинов,Г.А. Бордовский,И.А. Зимняя,А.Н. Лейбовичидр.);
     * принципыкомпетентностногоподходавобразовании(А.А. Вербицкий,О.Г. Ларионова,О.Н. Олейникова,А.В. Хуторскойидр.);
     * исследованиявобластиуправлениякачествомобразования(В.Г. Казанович,В.А. Кальней,Э.М. Коротков,В.И. Круглов,М.М. Поташник,Н.А. Селезнева,В.А. Сластенинидр.);
     * концепцияцелостностипедагогическогопроцесса,осуществляемоговобразовательной организации(Ю.К. Бабанский,Е.И. Загвязинский,B.C. Ильин,В.В. Краевский,Т.В. Орлова,Е.И. Сахарчук,Н.К. Сергеев,В.В. Сериков);
     * концепциимодульногообучения(А.А.Вербицкий,М.А. Чошанов,П.А. Юцявиченеидр.);
     * положенияБолонскойдекларации.
     Информационно-документальнойбазойисследованияявилисьнормативные правовыеакты,регулирующиеразличныеаспектыфункционированиясферыобразования;указыПрезидентаРоссии,постановленияПравительстваРФпоразвитиюобразовательных организаций.
     Методыисследования:
     1) теоретическиеметоды,включающиеизучениеианализфилософской,психологической,педагогическойиметодологическойлитературы,системныйподходкпедагогическимявлениям;
     2) диагностические,охватывающиетестирование,беседу,опросстудентовипреподавателей,самооценку;эмпирические,включающиеизучениепрактическогоопыта,наблюдения;статистическиеметодыобработкиэмпирическихданных;ретроспективныйанализ.
     Теоретическаязначимостьисследования.Теоретическиеположенияпредставленнойработымогутбытьиспользованысцельюрасширениянаучногознанияиобоснованияуправленческихрешенийпопроблемамуправлениякачествомпроектированияучебныхплановввузе;расширениипредметнойобластимодульногообучения.
     Практическаязначимостьзаключаетсявразработанныхдидактическихцелях,принципах,условияхикритерияхпроектированияпедагогическихтехнологийнаосновахпринципамодульности.СодержащиесявисследованиивыводыирекомендациимогутбытьиспользованыприразработкеучебныхплановФГОСновогопоколения.
     Выделяетсятриэтапаисследования:
     * первыйэтап:изучениелитературыпотемеисследования,позволившеетеоретическиосмыслитьобщеенаправлениеработы,проанализироватьметодологическиеосновыобразовательныхтехнологийиопределитьмодульнуютехнологиюкакнаиболееэффективнуюприпроектированииучебныхплановввузе.
     * второйэтап:планированиеразработкиэкспериментальныхматериалов,подготовкабазыисследования.Проведениеэкспериментальнойработы,наоснованиикоторойпланируетсявнедритьмодульноеобучение.
     * третийэтап:оценкаэффективностимодульногообучения,обобщениеиуточнениеэкспериментальныхданных.
     БазойисследованияявляетсяФГБОУВО«Московскийгосударственныйуниверситетпищевыхпроизводств».
     Структураисследования.
     Исследованиесостоитизвведения,двухглав,заключения,спискаиспользованнойлитературы,приложений.

Глава1.Теоретическиеосновыуправлениякачествомпроектированияучебныхплановввузе
1.1.Сущностьуправлениякачествомпроектированияучебныхпланов
ввузе
     Для того, чтобы понять сущность управления качеством проектирования учебных планов  необходимо рассмотреть понятия: управление качеством, учебный план, модульный подход, модульное обучение, горизонтальный и вертикальный модуль, принципы и правила, образовательные технологии, качество образования. Так же нужно изучить иерархию данных понятий, и рассмотреть их взаимосвязи.
     Главной задачейразвитиясовременногообразованияиегореформированияявляется решение вопроса обеспеченияего качества.Впоследниегодыпроблемакачестваобразованияприобрелачрезвычайнуюактуальность.
     Всовременномпониманиикачествообразования–этонетолькосоответствиезнанийобучающихсяфедеральнымгосударственнымобразовательнымстандартам,ноиуспешноефункционированиесамогоучебногозаведения,атакжедеятельностькаждогопедагогаиадминистраторавнаправленииобеспечениякачестваобразовательныхуслуг.При рассмотрениикачестваобразования,имеетсяввидуи оценкатого,какихрезультатовдобиваютсяпреподавателиприобученииобучающихся.Но чаще впоследнеевремяимеетсяввидуикачествосамогообразовательногопроцессаиусловий,вкоторыхонреализуется.
     Длясовременнойобразовательнойорганизациипонятие«качествообразования»связано,преждевсего,сегоконкурентоспособностьюнарынкеобразовательныхуслуг.Приэтомонорассматриваетсякаккомплекспотребительскихсвойствобразовательнойуслуги,обеспечивающейудовлетворениевнутреннихпотребностейпоразвитиюличностиобучающего.
     Впоследнее время актуализировалась необходимостьуправлениякачествомобразованиянауровневуза.Управлениекачествомобразованияввузе–это процесспроектирования,тоестьпостановкицелейобразованияиопределенияпутейихдостижения;этоорганизацияобразовательногопроцессаимотивацияегоучастниковнакачественныйтруд;контролькакпроцессвыявленияотклоненийотцелей; мониторингкаксистемаотслеживанияизмененийвразвитии;регулированиеианализрезультатов.
     Само понятие«качество»можно рассматриватькаксоответствиеопределеннойцели;совокупностьхарактеристикпродуктаилиуслуги;соответствиепредметакакрезультататруданекоторымзаданнымстандартамит.д.
     ПозаконодательствуРоссийскойФедерацииобобразовании«качествообразованиявыпускников»трактуетсякак«определенныйуровеньзнанийиумений,умственного,физическогоинравственногоразвития,которогодостигливыпускникиобразовательнойорганизациивсоответствииспланируемымицелямиобученияивоспитания».
     Родителиобучающихся качество образования понимают, какразвитиеиндивидуальности,какдальнейшаяобразовательнаяуспешностьсвоихдетей.Качестводляпедагоговозначаетналичиекачественногоучебногоплана,обеспеченностьучебнымиматериаламиипособиями,нормальныерабочиеусловия;обучающиесячастосвязываюткачествосвнутреннимклиматом,с«комфортностью»вобразовательной организации.Будущиеработодателисоотносяткачествообразованиясактивнойжизненнойпозицией,знаниями,умениямиинавыкамивыпускников,позволяющимиприниматьоптимальныерешенияит.д.
     Подкачествомобразованияодниавторыпонимают«степеньудовлетворенияожиданийразличныхучастниковпроцессаобразованияотпредоставляемыхобразовательной организациейуслуг,адругие–степеньдостиженияпоставленныхвобразованиицелейизадач»[29, с. 133].
     Впроцессеанализанаучныхисследований,установленосуществованиемножестваопределенийпонятия«качествообразования».ПомнениюМ.М. Поташника,«качествообразованияпредставляетсякаксоотношениецелиирезультата,какмерадостиженияцелей,притом,чтоцели(результаты)заданытолькооперациональноиспрогнозированывзонепотенциальногоразвитияшкольника»[61, с. 33].
     В.М. Полонскийпонимаетподкачествомобразованиявыпускников«определённыйуровеньзнаний,умений,умственного,физическогоинравственногоразвития,которогодостигливыпускники»[58, с. 20].
     В.П. Панасюкопределяеткачествообразованиякак«такуюсовокупностьсвойств,котораяобусловливаетегоспособностьудовлетворятьсоциальныепотребностивформированиииразвитииличностиваспектахеёобученности,воспитанности,выраженностисоциальных,психическихифизическихсвойств»[54, с. 58].
     Врассмотренныхопределенияхречьидетокачествекако характеристикерезультатаобразовательногопроцесса,нонеупоминаетсяокачествекакхарактеристикесамогообразовательногопроцесса.
     Впсихолого-педагогическомсловареэтопонятиетрактуетсяследующимобразом:«качествообразования–понятие,включающеевсебякачествообразовательныхуслугикачествообразовательнойподготовкивыпускника,соискателя.Подкачествомобразовательныхуслугпонимаетсясовокупностьхарактеристикобразовательногопроцесса,котораяизмеряется(оценивается)путемобобщениярезультатовитоговыхаттестацийвыпускников».
     С.Е. ШишовиВ.А. Кальнейопределяюткачествообразованиякак«социальнуюкатегорию,определяющуюсостояниеирезультативностьпроцессаобразованиявобществе,егосоответствиепотребностямиожиданиямвформированиииразвитиигражданских,бытовых,профессиональныхкомпетенцийличности»[75, с. 78].
     ПомнениюТ.И. Шамовой,П.И. Третьякова«качествообразования–этоестьравнодействующаяследующихсоставляющих:потребностейличностииобщества,целевыхприоритетов,спрогнозированногопроцессаирезультата(стандарта)»[71, с. 68].
     Т.М. Давыденко,Г.Н. Шибановасчитают,чтокачествообразованияпредполагаетнетольковыявлениеконечныхрезультатов,ноикачествоусловийобразования,процессаобразования.
     Безкачественногопроцессаневозможенкачественныйрезультат. Качествообразовательногопроцессаявляетсясовокупнымпонятием,так как его можно разбить нанесколькосоставляющих:
     * качествосодержанияобразования;
     * качествообразовательныхтехнологий;
     * качествопроцессаобучения(деятельностипедагогическогоколлективавцеломикаждогоегосубъектавчастности);
     * качествоусловий(научно-методических,управленческих,организационных,психологических,материально-техническихидр.);
     * качествопедагогов(квалификация).
     Таким образом, для целей нашего исследования, следует понимать под качествомобразованиясовокупнуюхарактеристикусистемыобразования,отражающуюстепеньсоответствияресурсногообеспечения,образовательногопроцесса,образовательныхрезультатовнормативнымтребованиям,социальнымиличностныможиданиям.
     Управление качеством образования – планомерно осуществляемая система стратегических и оперативных действий, направленная на обеспечение, улучшение, контроль и оценку качества образования.[13, с. 471]
     При внедрении системы управления качеством образования можно выделить основные стадии управления качеством(рис. 1).
     
Рисунок 1. Цикл Деминга применительно к управлению качеством образования
     Рассмотрим цикл Демпинга, применительно к системе управления качеством образования:
     1. Проектирование управлениякачеством образования (Планирование) – это определение нормативных, организационных, методических и инструментальныхоснов для осуществления деятельности по достижению требуемого качества.
     2. Управление качеством образования (Действие) – рассматривается какпроцесс формированиякачества, выступающийкомплексомрегулярных действий, изучающих анализ потребностей заказчиков образовательных услуг, разработку и реализациюосновных и дополнительных образовательных программ, обеспечения ресурсами.
     3. Постоянное наблюдение процессов и их правка (Проверка и Корректировка) – это процесс оценки и сопоставленияполученногозначения качества с заданным, осуществление обратной взаимосвязи со всеми заинтересованными сторонами, введениекорректировок в деятельность и саму систему управления.Во многом практическое выполнение главнойзадачи управления качеством образования зависит от мониторингасамого качества и его основы – оценки качества.
     Вследствие чего, управление качеством образования – это непрерывный замкнутый процесс, который состоит из следующих взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов:
     * проектирование и планирование
     * управление качеством
     * мониторинг процессов и исправления
     Для наилучшего управления качеством образования образовательные организации экономическиразвитыхстраносуществляютпереходилиужеперешлинареализациюмодульныхпрограмм,основанныхнакомпетенциях.
     Болонскаядекларацияоформированииединогоевропейскогообразовательногопространства,содержиттриглавных«болонских»принципа:
     * компетентностныйподход;
     * модульнуюструктуру;
     * исчислениеобъемаучебнойнагрузкивкредитахЕСТS(зачетныхединицах).
     Наиболееэффективноработаютобразовательныепрограммы,одинаковополноиспользующиевсетриуказанныхпринципа.Лишьодновременноевзаимосвязанноеприменениевсехтрехкомпонентов(компетенции–модули–кредиты)делаетобразовательнуюпрограммупо-настоящемуинновационнойивнутренненепротиворечивой.Именноиспользованиемодулейвпостроенииобразовательныхпрограммпотребуетвближайшембудущемотпреподавательскогосообществанаиболеетруднойадаптации,связаннойсизменениемструктурыобразовательныхпрограммиподходовкпроцессуобучения.
     Исходя из этого,модульныйподходспособствуетиндивидуализацииобразовательныхпрограмм,позволяетустанавливатьтемпивремяихосвоения,своевременновыявлятьпробелывзнанияхипониманииучебногоматериалакаждымобучающимся.
     Рассматривая модульноеобучение как инновационноепедагогическоезнание,которое характеризуетсяполифундаментальностьюимеждисциплинарностью можно добиться качества образования.
     Модульное обученияприобрелобольшуюизвестностьдостаточнодавно, нодонастоящего временисуществуютразличныеточкизрениянасамо пониманиесущностипонятий«модульноеобучение»,«дидактическиймодуль»итехнологиюегопостроения.
     Модульное обучениепришлонасменупрограммированному, его цель–гарантироватьуправляемостьпедагогическимпроцессом,достижениепоставленныхцелейснаименьшимизатратамиприотсутствиистрессовиперегрузокдляобучающихся.
     Относительносложным для российских вузов являетсяформированиемодульныхобразовательныхпрограмм.Это связано с тем, чтоневыработаныпринципы модульного обучения,отсутствуютчеткиенормативныерекомендацииитребованиякним.Понятиемодулявобразованиинаименееметодическиразработанои,скорее всего,поэтомунаиболеесложнодляпонимания.
     Международнаяпрактикапоказывает,чтонаиболеерезультативнымиявляютсятеобразовательныепрограммы,которыепостроеныодновременнонавсехтрехуказанныхпринципахБолонскойсистемы.Толькопривзаимоувязанномпримененииэтихтрехэлементов(компетенции–модули–кредиты)можноговоритьополномвнедренииинновационныхтехнологийобучениявобразовательнойдеятельности.Использованиемодулейвпостроенииобразовательныхпрограммпотребуетвближайшембудущемотобразовательных организаций (вузов)наиболеетруднойадаптации,связаннойсизменениемструктурыобразовательныхпрограммиподходовкпроцессуобучения.
     Понятие«модульвобразовании»на данный момент имеетразныйсмыслиразличнуюинтерпретацию.
     Модулиобразовательныхпрограммимодулиучебныхдисциплин–взаимосвязанныеявления,которыеимеютрядобщихсвойств.
     Во-первых,этологическаязавершённостьи,какследствие,относительнаяобособленностьсодержанияобучениямодуляотостальногоучебногоматериала.
     Во-вторых,этодетальноразработанноеметодическоеобеспечение,адресованноеиобучающемуся,ипреподавателю.Оновключаетчёткосформулированные(идляпреподавателя,идляобучающегося)целиобучения(планируемыерезультатыобучения),логическуюсхему,показывающуюместомодулявдисциплинеи/илиобразовательнойпрограмме,логическуюсхемуизучениямодуля,учебныематериалы,необходимыедляосвоениямодуля(включаязаданиядлясамоконтроля),ясную,документированнуюпроцедуруконтроляусвоениясодержанияобучения,включённоговмодуль.
     В-третьих,этозаменяемость,что,впринципе,неявляетсяобязательным.Согласномодульномупринципу,учебнуюдисциплинуиобразовательнуюпрограммуцелесообразносоставлятьизинвариантнойчасти(модулейдляобязательногоизучения)ивариативных,заменяемыхмодулей.Имиможноварьироватьглубинуинаправленностьобучения,эффективнореагируянапотребностиобучающихся,работодателей,рынкатруда.Взаимообусловленностькомпетентностногоподходаимодульногопринципаобучениясвязана стем,чтомодульнацеленнадостижениесоответствующегозапланированногорезультатаобучения,т.е.компетентности.
     Существует две схемы построения модулей.
     * «горизонтальная», когдавсесоставляющиедисциплинывносятприблизительноравныйиотносительнонезависимыйвкладвобразовательныйрезультат;ихможноизучатьпараллельно,последовательностьизученияжёстконезадана.
     * «вертикальная», когдавключаютпоследовательноизучаемыедисциплины,нацеленныенадостижениеопределённогообразовательногорезультата,–отфундаментальныхиобщихпрофессиональныхдоспециальных,узкоприкладных.
     Модулитак же открываютвозможностьгибкоговарьированиянаправленностиобразовательнойпрограммы,оперативногореагированиянанасущныеинтересыосновныхучастниковобразовательногопроцесса–обучающихся,ачерезних–иназапросыработодателей,т.е.рынкатруда.
     Модульноеобучение–способорганизацииучебногопроцессанаосновемодульногопостроенияобразовательнойпрограммы,учебногопланаиучебныхдисциплин.Приэтомдлядостижениябольшейэффективностирезультатовобученияважнособлюдатькомплексныйподход,т.е.помодульномупринципудолжныбытьсформированыкаксамиобразовательныепрограммы,такиучебныепланы,иучебныедисциплины.Сущностьмодульногообучениясостоитвтом,чтосодержаниеобученияструктурируетсявавтономныеорганизационно-методическиемодули,содержаниеиобъёмкоторыхмогутварьироватьсявзависимостиотдидактическихцелей,профильнойиуровневойдифференциацииобучающихся.Сочетаниемодулейдолжнообеспечиватьнеобходимуюстепеньгибкостиисвободывотбореикомплектациитребуемогоконкретногоучебногоматериаладляобучения(исамостоятельногоизучения)определеннойкатегорииобучающихсяиреализацииспециальныхдидактическихипрофессиональныхцелей.
     Изучениезарубежнойнаучно-педагогическоймыслипоказывает,чтомодульное обучениезародилосьещевначале70-хгодовXXв.
     ОдинизоснователеймодульногообученияДж.Расселопределяетмодулькакучебныйпакет,охватывающийконцептуальнуюединицуучебногоматериалаипредписанныхучащимсядействий(1971).ПомнениюБ.иМ. Гольдшмид,модуль–автономная,независимаяединицавспланированномрядевидовучебнойдеятельности,предназначеннаяпомочьобучающемусядостичьнекоторыхчеткоопределенныхцелей(1972).Г. Оуенсинтерпретируетмодулькакобучающийзамкнутыйкомплекс,всоставкотороговходятпедагог,обучаемые,учебныйматериалисредства,помогающиеобучающемусяипреподавателюреализоватьиндивидуализированныйподход,обеспечитьихвзаимодействие(1975).
     СовременныйисследовательП.А. Юцявиченеопределяетмодулькак«блокинформации,включающийвсебялогическизавершеннуюединицуучебногоматериала,целевуюпрограммудействийиметодическоеруководство,обеспечивающеедостижениепоставленныхдидактическихцелей».
     В.В. КарповиМ.Н. Катхановприменительнокпрофессиональномуобразованиюсчитают,что«модуль–организационно-методическаямеждисциплинарнаяструктураучебногоматериала,предусматривающаявыделениесемантическихпонятийвсоответствиисоструктуройнаучногознания,структурированиеинформацииспозициилогикипознавательнойдеятельностибудущегоинженера».[52]Приэтом, по мнениюавторов,«вмодульмогутвходитьподмодулипопризнакуегометодическогоформирования.Примеждисциплинарномподходеучебныедисциплиныидажеотдельныеразделыитемывнихрассматриваютсякакчастиопределенныхступенейиерархиипрофессиональнойподготовки». Рассмотрим трехуровневую психолого-профессиональнойиерархию, предложенную авторами (табл. 1).
     Каждаяступеньиерархииможетсодержатьрядмеждисциплинарныхмодулей,которыеносятиндивидуальныйхарактерсточкизренияучебно-научногознанияпоспециальностииобъединеныединымтребованиемкуровнюсформированногорезультатаподготовкивсоответствиис данной иерархией.
     
     
     
     
Таблица 1. – Трехуровневая психолого-профессиональная иерархия модулей
Уровень
Характеристика модулей
Признак
1
Общенаучнойподготовки
Аналитико-синтетический уровень профессиональнойподготовки
2
Конечнымрезультатомявляетсяформированиеобщеинженерныхуменийизнаний
Алгоритмический уровень
3
Завершениемявляютсяспециальныедисциплины
Творческий интеллектуальный уровень
     
     Однако, наиболее подходящим для целей нашего исследования, мы считаем определение, данноеС.М. Омирбаевым, согласно которому подмодулемвсистемеобразованияпонимаетсясамостоятельнаяучебнаяединицазнаний,объединенныхопределеннойцелью,методическимруководствомосвоенияэтогомодуляиконтролемегоосвоения.
     Согласно различным источникам в качестве модуля рассматривают:
     * пакетучебногоматериала,охватывающегооднуконцептуальнуюединицу;
     * учебнуюединицукакблокинформации,включающийвсебялогическизавершеннуюодну,двеилиболееединицучебногоматериала,врамкаходнойучебнойдисциплины;разделыучебнойдисциплины;
     * организационно-методическуюмеждисциплинарнуюструктуруучебногоматериала,представляющуюнабортемизразныхучебныхдисциплин,необходимыхврамкаходнойспециальности;
     * совокупностьучебныхдисциплин,необходимыхдляобучениятойилиинойспециальности(илиспециализации)впроцессемодульногообучения;
     * совокупностьлогическизавершённыхразличныхучебныхдисциплин(полидисциплинарныймодуль)илиблизкоекданномупониманиюмодуляопределениемодуляобразовательнойпрограммы–совокупностьвсехвидовучебнойработы,имеющихвнутреннююлогику,формирующуюопределеннуюкомпетенцию(илигруппуродственныхкомпетенций);
     * совокупностьучебныхдисциплинродственногосодержания(содержательноеединство);
     * совокупностьучебныхдисциплин,объединенныхнабазеихлогическойиметодическойсвязивучебныйцикл,изучаемыходновременно,параллельноводномакадемическомпериоде;
     * семестроваядисциплина–частьдвухиболеесеместровыхдисциплинучебногоплана(монодисциплинарныймодуль);родственнымпонятиемможносчитатькурсовоймодуль,какчастьмодуляобразовательнойпрограммы.
     Особуюактуальностьна современномэтаперазвитиянаукиипрактическуюзначимостьприобретаютдвапонятия:«педагогическаятехнология»и«модульноеобучение».
     Понятие «педагогическая технология» связаносновойэрой–«эрой технологической».Данная эра дала новыйподходкдвумсамымсложнымизобретениямисторическогочеловека–искусствувоспитыватьискусствууправлять.
     Новыйжеподходквоспитаниюличности,способнойстроитьжизньдостойнойчеловека(П.И. Пидкасистый)заключаетсявтом,чтораньшеучилисьискатьответнавопрос«чтоделать?»,атеперь,«каксделать?»(В.А. Легасов).
     Понятие «модульное обучение» связаносзернамиростатехнологическойэры:педагогикойвекачеловека(В.А. Сухомлинский);мировоззрениемпреподавателявысшейшколыкакфакторомнетолькоиндивидуальногосамосознания,ноифакторомсамосознанияэпохи(С.И. Гессен);новымпедагогическиммышлением(В.В. Давыдов);модульнымпринципомбытия(Е.В. Сковин).
     ВсерединеXXвекадидактика,испытаввоздействиесистемногоподхода,обратилавниманиенановыйвидобучения,призванныйрешитьрядпроблемпрограммированногообучения:неуправляемоестановлениеприемовмыслительнойдеятельности,ориентациянарепродуктивныйтипобучения,неразработанностьмотивацииучебнойдеятельности,невозможностьдиагностированияопытатворческойдеятельности,чрезмернаяапелляциякпамятиобучающихся.ПомнениюН.Д. Никандрова,эффективностьновоговидаобучения,котороебылоназваномодульным,связанасегодинамичностью,заключающейсяввариативностиэлементов,модулей,содержанияэлементовимодулей;гибкостьегосвязанасдифференциациейииндивидуализациейобучениянаосновемногократноповторяющейсядиагностикисцельюопределенияуровнязнаний,потребностей,индивидуальноготемпадеятельностиобучаемого.Целивтакомвидеобученияформулируютсявтерминахметодовдеятельностииспособовдействийиразделяютсянациклыпознанияициклыдругихвидовдеятельности.Циклымодульногообучениявзаимосвязаныспроблемнойситуацией(задачей).
     Модульныйподходкисследованиюиграетэффективнуюрольвпознаниисложныхпроцессовиявленийипредупреждаетодностороннее,поверхностноеизучениеобъекта,раскрытиеявленияисходяизнегосамого.Модульвсегдаявляетсясистемойикаксистемастремитсякдостижениюцелостностивпроцессесвоегоразвития(движения).
     Насовременномэтаперазвитиянаукипонятиемодульностиприобретаетметодологическийсмысл.Принципмодульности,нарядустакимважнымподходомкаксущностный,синергетический,целостный,определяетдинамичностьимобильностьфункционированиясистемы.
     Этопринципиальноновыйподходкпроектированиюобразовательногопроцесса,отражающийнаправленностькомпонентовнацельмодульногообученияихарактерсвязеймеждуними.
     Учебныйпроцессвобразовательной организациистроитсянапринципеакадемическойритуальности,отражаянормативныйхарактерпедагогическойдеятельности,имеющейследующиестороны:задаетсоциокультурныйобразеципредписываетстрогоеследованиеэтомуобразцу;стремитсякидеалу,тоестьнесуществующеймоделиреальности.
     Следованиеучебногопроцессапервомуаспектуозначаеториентациюнарепродуктивнуюактивностьобучающихся,второму –наимпровизациювучебнойипрофессиональнойдеятельности.Обааспектапредставляютнеразделимоецелоеиреализуютсявтесномединстве.
     Учебныйплан(в частности в вузе) –это основнойдокумент,предназначенныйдляорганизациивсегоучебногопроцессавобразовательной организации.
     Различают два вида учебных планов:примерный учебный план и рабочий учебный план.
     Впримерномучебном плане приведенпереченьпредметов,периодыихизучения,объёмыцикловдисциплин.
     Врабочемучебном плане:
     * данпереченьучебныхпредметов;
     * определенпорядокипоследовательностьихизучения;
     * предписаноколичествочасовнакаждыйпредметвнеделю,вучебныйгод,завеськурсобучения;
     * заданыэкзамены, зачеты, зачеты с оценкой, курсовые работы (проекты), контрольные работы (для заочной формы обучения);
     * определенграфикучебногопроцесса.
     Структураучебногоплана,переченьучебныхпредметов,ихобъём,последовательностьизученияидругиехарактеристикиучебныхплановустанавливаютсянаосноведидактическихпринципов.
     Приразработкеучебныхплановипрограммобучениявозникаетсложнаяпроблемавотборесодержания,котороебудетизучатьсянаразныхступеняхобучения.
     Существуеттриспособапостроенияпрограммобучения:линейный,концентрический,спиралевидный.
     Сущностьлинейногоспособапостроенияучебныхпрограммсостоитвтом,чтоотдельныечасти(порции)учебногоматериалаобразуютнепрерывнуюпоследовательностьсвязанныхмеждусобойзвеньев(выстраиваютсяпооднойлинии).Каждаячастьизучается,какправило,толькоодинраз.Причемновоесодержаниевыстраиваетсянаосновеужеизвестногоивтеснойсвязисним.
     Достоинстволинейногоспособарасположениясодержанияучебныхпрограммзаключаетсявегоэкономичностивовремени,посколькуисключаетсядублированиематериала.Этотспособобычноиспользуетсявпреподаванииввузовскихобразовательныхпрограммах.
     Недостаткомлинейногоспособаявляетсято,чтонаразныхступеняхобученияобучающиесяневсегдаспособныусвоитьопределенныесложныеявления.Поэтомуэтотспособнеприменимприразработкепрограммшкольногоивузовскогоизучениянаразныхступенях.
     Концентрическийспособпостроенияучебныхпрограммпозволяетнесколькоразизучатьодинитотжематериал(вопрос)спостепеннымусложнением,расширениемсодержанияобразованиязасчетновыхкомпонентов,болеедетальнымиглубокимрассмотрениемсвязейизависимостей.
     Концентрическоерасположениематериалавпрограммахпредусматриваетнепростоеповторение,аболееглубокоизучениетехжевопросов.Такойспособпостроенияпрограммзамедляеттемпобучения,требуетбольшихзатратучебноговремени,однакопоройоказываетсянеизбежным.Впреподаваниивнастоящеевремячащевсегопреобладаетименноконцентрическийтиппрограмм:ивсреднихиввысшихучебныхзаведенияхобучающихсяобучаютодномуитомужематериалу.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44