- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Управление качеством проектирования учебных планов ввузе
| Код работы: | K015848 |
| Тема: | Управление качеством проектирования учебных планов ввузе |
Содержание
МинистерствообразованияинаукиРоссийскойФедерации
федеральноегосударственноебюджетное
образовательноеучреждениевысшегообразования
«Московскийпедагогическийгосударственныйуниверситет»
Институтсоциально-гуманитарногообразования
Кафедрауправленияобразовательнымисистемами
ШмайдюкТатьянаСергеевна
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ВВУЗЕ
Кодинаправлениеподготовки:44.04.01«Педагогическоеобразование»
Наименованиемагистерскойпрограммы:
«Менеджментвобразовании»
Выпускнаяквалификационнаяработамагистра
(магистерскаядиссертация)
Научныйруководитель–
должность,к.п.н.
М.В.Гончар
Заведующийкафедрой
___________________________
к.п.н.
М.В.Гончар
Проверканаобъемзаимствований:
______%авторскоготекста
Рецензент–
должность,уч.степень,уч.звание
И.О.Фамилия
Москва–201__год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ В ВУЗЕ
1.1. Сущность управления качеством проектирования учебных планов в вузе
1.2. Принципы и правила управления качеством проектирования учебных планов в вузе
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ В ВУЗЕ
2.1. Разработка учебно-методической документации по проектированию учебных планов в вузе на основе модульного подхода
2.2. Апробация и оценка эффективности учебно-методической документации по проектированию учебных планов в вузе на основе модульного подхода
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Впоследниегодыввысшемобразованиипроходятпроцессы,ведущиекобновлениюкачестваобразования(интеграция,диверсификация,унификация).Этообусловлено,втомчисле,растущимспросомнасовременныеотраслевыеуслуги,подготовкойдляразличныхотраслейконкурентоспособныхкадров,понимающихперспективыотраслевогоразвития,каквлокальном,такивглобальномпланах.
Запоследниевремяпроведенамодернизациясистемыобразования,включающаявыходновогозаконаобобразовании,утверждениеновыхобразовательныхстандартов,изданиеразличныхнормативныхактов.
ОднимиизосновныхположенийФедеральногозаконаот29декабря2012г.№273-ФЗ«ОбобразованиивРоссийскойФедерации»,связаннымисвысшимобразованиемявляются:
* Государствоберётнасебяфункциюрегулярногомониторингавсехвысшихучебныхзаведений,включаякоммерческиеобразовательныеинституты.
* Результаты,полученныенаединомгосударственномэкзамене,действительнывтечениепятикалендарныхлет.
* Вовсехвузахформируетсядесятипроцентнаяквотадляприёмаграждансограниченнымифизическимивозможностями.Крометого,вводитсябесплатноеобучениенаподготовительныхотделенияхширокойаудиториильготников.
* Среднеепрофессиональноеобразованиерассматриваетсякакподготовительнаяступеньдляпродолженияучёбыввузе.
* Высшиеучебныезаведениявправеприсваиватьвыпускникамстепени(квалификации)бакалавра,специалистаимагистравсоответствиисосрокомирезультатамиобучения.
ВведениеновыхФедеральныхгосударственныхобразовательныхстандартоввысшегообразования(ФГОСВО)изменилотребованияккачествуобразования,темпаммодернизацииобразования,определилоновыедляроссийскойвысшейшколыположенияокомпетентностивыпускника.
Обеспечениекачествавысшегообразованиявимеющихсяусловияхвозможноприизмененииподходовкорганизацииобразовательногопроцесса,однимизкоторыхявляетсяуправлениекачествомпроектированияучебныхпланов.СогласноФедеральномузаконуот29декабря2012г.№273-ФЗ«ОбобразованиивРоссийскойФедерации»(ст.2)учебныйплан–документ,которыйопределяетперечень,трудоемкость,последовательностьираспределениепопериодамобученияучебныхпредметов,курсов,дисциплин(модулей),практики,иныхвидовучебнойдеятельностии,еслииноенеустановленонастоящимФедеральнымзаконом,формыпромежуточнойаттестацииобучающихся.
Рядисследованийпоследнихлет(А.Н. Куторго,И.И. Жунич,И.М. Харитонов)показывает,чтодобитьсясущественногоростакачестваобразованияврамкахтрадиционныхподходоввсистемевысшегообразованиякорганизацииучебногопроцессапрактическиневозможно.
Проблемаобразовательныхтехнологий,исследованавбольшомколичестверабот(В.П. Беспалько,М.В. Кларин,А.К. Колеченко,В.М. Монахов,A.A. Факторович,М.А. Чошанов)ивдиссертационныхисследованиях(С.А Ефимова,В.Г. Казанович,H.H. Михайлова,И.В. Муштавинская).Вэтихтрудах,проведенныхвконцеXX–началеXXIвека,доказананеобходимостьсущественныхизмененийобразовательногопроцессанатехнологическихоснованиях,раскрытыотличительныепризнакиобразовательныхтехнологий,системыихпроектированияиоценкиэффективности.Вбольшинствеработобразовательнаятехнологиярассматриваетсякакдостаточнообязательнаяистрогаяпоследовательностьопераций,определяющихзапланированныйпедагогическийрезультат,вчастности,требуемыйуровенькачестваобразования.
Всеэтоопределяетнеобходимостьисследованияивнедренияобразовательныхтехнологий,обеспечивающихреализациюФГОС,формированиепрофессиональныхкомпетенцийобучающегося.Ктакимобразовательнымтехнологиямотноситсяи«модульноеобучение».
Модульнаяобразовательнаятехнология(помнениюН.А. Куторго)–интегральнаятехнология,направленнаянареализациютребованийФГОС:формированиепрофессиональныхиобщихкомпетенцийвыпускниковвусловияхдисциплинарно-модульногопостроенияпрограмм,включающихпрофессиональныемодулиимеждисциплинарныекурсы,учитывающиетребованиязаказчиковкадроввинвариантнойивариативнойчастяхФГОС.
Эффективностьновоговидаобучения,котороебылоназваномодульным,помнениюН.Д.Никандрова,связанасегодинамичностью,заключающейсяввариативностиэлементов,модулей,содержанияэлементовимодулей;гибкостьегосвязанасдифференциациейииндивидуализациейобучениянаосновемногократноповторяющейсядиагностикисцельюопределенияуровнязнаний,потребностей,индивидуальноготемпадеятельностиобучаемого.Целивтакомвидеобученияформулируютсявтерминахметодовдеятельностииспособовдействийиразделяютсянациклыпознанияициклыдругихвидовдеятельности.Циклымодульногообучениявзаимосвязаныспроблемнойзадачей.
Преодолениекризисныхявленийосуществляетсяврамкахреформыобразования.Внастоящеевремяввузахпроисходитпереходктехнологииобучения,соответствующейтребованиямФГОСновогопоколения,чтовызываетнеобходимостьизмененияметодикпланированияучебногоплана.Всвязистем,чтоФГОСновогопоколенияописываютнепереченьдисциплиндляобязательногоусвоения,анаборкомпетенций,которыминавыходедолженобладатьвыпускниквысшейшколы,тодляулучшенияуправлениякачествомпроектированияучебныхплановввузерассмотриммодульныйподходприформированииучебныхпланов.
Проанализировавметодикиформированияучебногоплана,описанныевработахЭ.И. Герман,В.В. Гусева,C.B. Дамбаевой,В.И. Карпова,JI.B. Найхановой,М.С. Соколовой,O.K. Трофимовой,видно,чтониоднаизнихнеобеспечиваетполноесоответствиепозициямреформыобразования,всвязи,счемработа,направленнаянасозданиенужнойметодики,можетпретендоватьнаактуальность.
Актуальностьданногоисследованияопределяетсяпопыткойразрешениярядапротиворечиймежду:
* междисциплинарнымсодержаниемпрофессиональныхиобщихкомпетенций,важныхдляадаптацииспециалиставсовременнойсоциально-экономическойсреде,инеадекватнымегоотражениемвучебныхпланахвысшейшколы;
* ориентациейсовременноговысшегообразованиянагибкиемногоуровневыепрограммыобучения,основанныенавысокомуровнеучебнойавтономиистудентов,межпредметнойинтеграцииипреобладаниемвсистемепрофессиональнойподготовкиспециалистовмоноуровневыхпрограмм,ориентированныхнаоднудисциплину(узкоспециализированныхпедагогов);
* качествомобразованиякакрезультатаикачествоморганизуемоговучебномзаведенииобразовательногопроцесса,вчастностипроектированияучебныхпланов,благодарякоторомуприопределенныхусловияхэтотрезультатдостигается.
Существующиепротиворечияобусловилипроблемуисследования:Каковыпринципыиправилапроектированияучебныхплановввузе,обеспечивающиесовременноекачествообразования?
Цельисследования:определитьосновыуправлениякачествомпроектированияучебныхплановввузе.
Объектомисследованияявляетсяуправлениекачествомпроектированияучебныхплановввузе.
Предметисследования–принципыиправилауправлениякачествомпроектированияучебныхплановввузе.
Гипотезаисследования:управлениекачествомпроектированияучебныхплановввузебудетэффективным,если:
* выявленасущностьуправлениякачествомпроектированияучебныхплановввузе;
* сформулированыпринципыиправилауправлениякачествомпроектированияучебныхплановввузе;
* разработанаучебно-методическаядокументацияпопроектированиюучебныхплановввузенаосновемодульногоподхода;
* обоснованаэффективностьучебно-методическойдокументациипопроектированиюучебныхплановввузенаосновемодульногоподхода.
Можнопредположить,чтоиспользованиедостоинствмодульногообученияприреализацииподходакорганизацииобразовательногопроцессаиконструированиюучебныхплановспособствуетсущественномуповышениюуровняпреподаванияикачествапедагогическогообразованиястудентовуниверситета,привыполненииследующихусловий:
* припроектированииучебныхплановсистемноиспользуютсявсепреимуществаидостоинствамодульногообучения;
* принципмодульностиобеспечиваетцелостностьучебногопроцесса.
Задачиисследования:
1. Выявитьсущностьуправлениякачествомпроектированияучебныхплановввузе.
2. Сформулироватьпринципыиправилауправлениякачествомпроектированияучебныхплановввузе.
3. Разработатьучебно-методическуюдокументациюпопроектированиюучебныхплановввузенаосновемодульногоподхода.
4. Апробироватьиоценитьэффективностьучебно-методическойдокументациипопроектированиюучебныхплановввузенаосновемодульногоподхода.
Теоретико-методологическойосновойисследованияявляются:
* научныеисследованиявобластистандартизациисодержанияобразованияиоценкиегорезультатов(В.И. Блинов,Г.А. Бордовский,И.А. Зимняя,А.Н. Лейбовичидр.);
* принципыкомпетентностногоподходавобразовании(А.А. Вербицкий,О.Г. Ларионова,О.Н. Олейникова,А.В. Хуторскойидр.);
* исследованиявобластиуправлениякачествомобразования(В.Г. Казанович,В.А. Кальней,Э.М. Коротков,В.И. Круглов,М.М. Поташник,Н.А. Селезнева,В.А. Сластенинидр.);
* концепцияцелостностипедагогическогопроцесса,осуществляемоговобразовательной организации(Ю.К. Бабанский,Е.И. Загвязинский,B.C. Ильин,В.В. Краевский,Т.В. Орлова,Е.И. Сахарчук,Н.К. Сергеев,В.В. Сериков);
* концепциимодульногообучения(А.А.Вербицкий,М.А. Чошанов,П.А. Юцявиченеидр.);
* положенияБолонскойдекларации.
Информационно-документальнойбазойисследованияявилисьнормативные правовыеакты,регулирующиеразличныеаспектыфункционированиясферыобразования;указыПрезидентаРоссии,постановленияПравительстваРФпоразвитиюобразовательных организаций.
Методыисследования:
1) теоретическиеметоды,включающиеизучениеианализфилософской,психологической,педагогическойиметодологическойлитературы,системныйподходкпедагогическимявлениям;
2) диагностические,охватывающиетестирование,беседу,опросстудентовипреподавателей,самооценку;эмпирические,включающиеизучениепрактическогоопыта,наблюдения;статистическиеметодыобработкиэмпирическихданных;ретроспективныйанализ.
Теоретическаязначимостьисследования.Теоретическиеположенияпредставленнойработымогутбытьиспользованысцельюрасширениянаучногознанияиобоснованияуправленческихрешенийпопроблемамуправлениякачествомпроектированияучебныхплановввузе;расширениипредметнойобластимодульногообучения.
Практическаязначимостьзаключаетсявразработанныхдидактическихцелях,принципах,условияхикритерияхпроектированияпедагогическихтехнологийнаосновахпринципамодульности.СодержащиесявисследованиивыводыирекомендациимогутбытьиспользованыприразработкеучебныхплановФГОСновогопоколения.
Выделяетсятриэтапаисследования:
* первыйэтап:изучениелитературыпотемеисследования,позволившеетеоретическиосмыслитьобщеенаправлениеработы,проанализироватьметодологическиеосновыобразовательныхтехнологийиопределитьмодульнуютехнологиюкакнаиболееэффективнуюприпроектированииучебныхплановввузе.
* второйэтап:планированиеразработкиэкспериментальныхматериалов,подготовкабазыисследования.Проведениеэкспериментальнойработы,наоснованиикоторойпланируетсявнедритьмодульноеобучение.
* третийэтап:оценкаэффективностимодульногообучения,обобщениеиуточнениеэкспериментальныхданных.
БазойисследованияявляетсяФГБОУВО«Московскийгосударственныйуниверситетпищевыхпроизводств».
Структураисследования.
Исследованиесостоитизвведения,двухглав,заключения,спискаиспользованнойлитературы,приложений.
Глава1.Теоретическиеосновыуправлениякачествомпроектированияучебныхплановввузе
1.1.Сущностьуправлениякачествомпроектированияучебныхпланов
ввузе
Для того, чтобы понять сущность управления качеством проектирования учебных планов необходимо рассмотреть понятия: управление качеством, учебный план, модульный подход, модульное обучение, горизонтальный и вертикальный модуль, принципы и правила, образовательные технологии, качество образования. Так же нужно изучить иерархию данных понятий, и рассмотреть их взаимосвязи.
Главной задачейразвитиясовременногообразованияиегореформированияявляется решение вопроса обеспеченияего качества.Впоследниегодыпроблемакачестваобразованияприобрелачрезвычайнуюактуальность.
Всовременномпониманиикачествообразования–этонетолькосоответствиезнанийобучающихсяфедеральнымгосударственнымобразовательнымстандартам,ноиуспешноефункционированиесамогоучебногозаведения,атакжедеятельностькаждогопедагогаиадминистраторавнаправленииобеспечениякачестваобразовательныхуслуг.При рассмотрениикачестваобразования,имеетсяввидуи оценкатого,какихрезультатовдобиваютсяпреподавателиприобученииобучающихся.Но чаще впоследнеевремяимеетсяввидуикачествосамогообразовательногопроцессаиусловий,вкоторыхонреализуется.
Длясовременнойобразовательнойорганизациипонятие«качествообразования»связано,преждевсего,сегоконкурентоспособностьюнарынкеобразовательныхуслуг.Приэтомонорассматриваетсякаккомплекспотребительскихсвойствобразовательнойуслуги,обеспечивающейудовлетворениевнутреннихпотребностейпоразвитиюличностиобучающего.
Впоследнее время актуализировалась необходимостьуправлениякачествомобразованиянауровневуза.Управлениекачествомобразованияввузе–это процесспроектирования,тоестьпостановкицелейобразованияиопределенияпутейихдостижения;этоорганизацияобразовательногопроцессаимотивацияегоучастниковнакачественныйтруд;контролькакпроцессвыявленияотклоненийотцелей; мониторингкаксистемаотслеживанияизмененийвразвитии;регулированиеианализрезультатов.
Само понятие«качество»можно рассматриватькаксоответствиеопределеннойцели;совокупностьхарактеристикпродуктаилиуслуги;соответствиепредметакакрезультататруданекоторымзаданнымстандартамит.д.
ПозаконодательствуРоссийскойФедерацииобобразовании«качествообразованиявыпускников»трактуетсякак«определенныйуровеньзнанийиумений,умственного,физическогоинравственногоразвития,которогодостигливыпускникиобразовательнойорганизациивсоответствииспланируемымицелямиобученияивоспитания».
Родителиобучающихся качество образования понимают, какразвитиеиндивидуальности,какдальнейшаяобразовательнаяуспешностьсвоихдетей.Качестводляпедагоговозначаетналичиекачественногоучебногоплана,обеспеченностьучебнымиматериаламиипособиями,нормальныерабочиеусловия;обучающиесячастосвязываюткачествосвнутреннимклиматом,с«комфортностью»вобразовательной организации.Будущиеработодателисоотносяткачествообразованиясактивнойжизненнойпозицией,знаниями,умениямиинавыкамивыпускников,позволяющимиприниматьоптимальныерешенияит.д.
Подкачествомобразованияодниавторыпонимают«степеньудовлетворенияожиданийразличныхучастниковпроцессаобразованияотпредоставляемыхобразовательной организациейуслуг,адругие–степеньдостиженияпоставленныхвобразованиицелейизадач»[29, с. 133].
Впроцессеанализанаучныхисследований,установленосуществованиемножестваопределенийпонятия«качествообразования».ПомнениюМ.М. Поташника,«качествообразованияпредставляетсякаксоотношениецелиирезультата,какмерадостиженияцелей,притом,чтоцели(результаты)заданытолькооперациональноиспрогнозированывзонепотенциальногоразвитияшкольника»[61, с. 33].
В.М. Полонскийпонимаетподкачествомобразованиявыпускников«определённыйуровеньзнаний,умений,умственного,физическогоинравственногоразвития,которогодостигливыпускники»[58, с. 20].
В.П. Панасюкопределяеткачествообразованиякак«такуюсовокупностьсвойств,котораяобусловливаетегоспособностьудовлетворятьсоциальныепотребностивформированиииразвитииличностиваспектахеёобученности,воспитанности,выраженностисоциальных,психическихифизическихсвойств»[54, с. 58].
Врассмотренныхопределенияхречьидетокачествекако характеристикерезультатаобразовательногопроцесса,нонеупоминаетсяокачествекакхарактеристикесамогообразовательногопроцесса.
Впсихолого-педагогическомсловареэтопонятиетрактуетсяследующимобразом:«качествообразования–понятие,включающеевсебякачествообразовательныхуслугикачествообразовательнойподготовкивыпускника,соискателя.Подкачествомобразовательныхуслугпонимаетсясовокупностьхарактеристикобразовательногопроцесса,котораяизмеряется(оценивается)путемобобщениярезультатовитоговыхаттестацийвыпускников».
С.Е. ШишовиВ.А. Кальнейопределяюткачествообразованиякак«социальнуюкатегорию,определяющуюсостояниеирезультативностьпроцессаобразованиявобществе,егосоответствиепотребностямиожиданиямвформированиииразвитиигражданских,бытовых,профессиональныхкомпетенцийличности»[75, с. 78].
ПомнениюТ.И. Шамовой,П.И. Третьякова«качествообразования–этоестьравнодействующаяследующихсоставляющих:потребностейличностииобщества,целевыхприоритетов,спрогнозированногопроцессаирезультата(стандарта)»[71, с. 68].
Т.М. Давыденко,Г.Н. Шибановасчитают,чтокачествообразованияпредполагаетнетольковыявлениеконечныхрезультатов,ноикачествоусловийобразования,процессаобразования.
Безкачественногопроцессаневозможенкачественныйрезультат. Качествообразовательногопроцессаявляетсясовокупнымпонятием,так как его можно разбить нанесколькосоставляющих:
* качествосодержанияобразования;
* качествообразовательныхтехнологий;
* качествопроцессаобучения(деятельностипедагогическогоколлективавцеломикаждогоегосубъектавчастности);
* качествоусловий(научно-методических,управленческих,организационных,психологических,материально-техническихидр.);
* качествопедагогов(квалификация).
Таким образом, для целей нашего исследования, следует понимать под качествомобразованиясовокупнуюхарактеристикусистемыобразования,отражающуюстепеньсоответствияресурсногообеспечения,образовательногопроцесса,образовательныхрезультатовнормативнымтребованиям,социальнымиличностныможиданиям.
Управление качеством образования – планомерно осуществляемая система стратегических и оперативных действий, направленная на обеспечение, улучшение, контроль и оценку качества образования.[13, с. 471]
При внедрении системы управления качеством образования можно выделить основные стадии управления качеством(рис. 1).
Рисунок 1. Цикл Деминга применительно к управлению качеством образования
Рассмотрим цикл Демпинга, применительно к системе управления качеством образования:
1. Проектирование управлениякачеством образования (Планирование) – это определение нормативных, организационных, методических и инструментальныхоснов для осуществления деятельности по достижению требуемого качества.
2. Управление качеством образования (Действие) – рассматривается какпроцесс формированиякачества, выступающийкомплексомрегулярных действий, изучающих анализ потребностей заказчиков образовательных услуг, разработку и реализациюосновных и дополнительных образовательных программ, обеспечения ресурсами.
3. Постоянное наблюдение процессов и их правка (Проверка и Корректировка) – это процесс оценки и сопоставленияполученногозначения качества с заданным, осуществление обратной взаимосвязи со всеми заинтересованными сторонами, введениекорректировок в деятельность и саму систему управления.Во многом практическое выполнение главнойзадачи управления качеством образования зависит от мониторингасамого качества и его основы – оценки качества.
Вследствие чего, управление качеством образования – это непрерывный замкнутый процесс, который состоит из следующих взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов:
* проектирование и планирование
* управление качеством
* мониторинг процессов и исправления
Для наилучшего управления качеством образования образовательные организации экономическиразвитыхстраносуществляютпереходилиужеперешлинареализациюмодульныхпрограмм,основанныхнакомпетенциях.
Болонскаядекларацияоформированииединогоевропейскогообразовательногопространства,содержиттриглавных«болонских»принципа:
* компетентностныйподход;
* модульнуюструктуру;
* исчислениеобъемаучебнойнагрузкивкредитахЕСТS(зачетныхединицах).
Наиболееэффективноработаютобразовательныепрограммы,одинаковополноиспользующиевсетриуказанныхпринципа.Лишьодновременноевзаимосвязанноеприменениевсехтрехкомпонентов(компетенции–модули–кредиты)делаетобразовательнуюпрограммупо-настоящемуинновационнойивнутренненепротиворечивой.Именноиспользованиемодулейвпостроенииобразовательныхпрограммпотребуетвближайшембудущемотпреподавательскогосообществанаиболеетруднойадаптации,связаннойсизменениемструктурыобразовательныхпрограммиподходовкпроцессуобучения.
Исходя из этого,модульныйподходспособствуетиндивидуализацииобразовательныхпрограмм,позволяетустанавливатьтемпивремяихосвоения,своевременновыявлятьпробелывзнанияхипониманииучебногоматериалакаждымобучающимся.
Рассматривая модульноеобучение как инновационноепедагогическоезнание,которое характеризуетсяполифундаментальностьюимеждисциплинарностью можно добиться качества образования.
Модульное обученияприобрелобольшуюизвестностьдостаточнодавно, нодонастоящего временисуществуютразличныеточкизрениянасамо пониманиесущностипонятий«модульноеобучение»,«дидактическиймодуль»итехнологиюегопостроения.
Модульное обучениепришлонасменупрограммированному, его цель–гарантироватьуправляемостьпедагогическимпроцессом,достижениепоставленныхцелейснаименьшимизатратамиприотсутствиистрессовиперегрузокдляобучающихся.
Относительносложным для российских вузов являетсяформированиемодульныхобразовательныхпрограмм.Это связано с тем, чтоневыработаныпринципы модульного обучения,отсутствуютчеткиенормативныерекомендацииитребованиякним.Понятиемодулявобразованиинаименееметодическиразработанои,скорее всего,поэтомунаиболеесложнодляпонимания.
Международнаяпрактикапоказывает,чтонаиболеерезультативнымиявляютсятеобразовательныепрограммы,которыепостроеныодновременнонавсехтрехуказанныхпринципахБолонскойсистемы.Толькопривзаимоувязанномпримененииэтихтрехэлементов(компетенции–модули–кредиты)можноговоритьополномвнедренииинновационныхтехнологийобучениявобразовательнойдеятельности.Использованиемодулейвпостроенииобразовательныхпрограммпотребуетвближайшембудущемотобразовательных организаций (вузов)наиболеетруднойадаптации,связаннойсизменениемструктурыобразовательныхпрограммиподходовкпроцессуобучения.
Понятие«модульвобразовании»на данный момент имеетразныйсмыслиразличнуюинтерпретацию.
Модулиобразовательныхпрограммимодулиучебныхдисциплин–взаимосвязанныеявления,которыеимеютрядобщихсвойств.
Во-первых,этологическаязавершённостьи,какследствие,относительнаяобособленностьсодержанияобучениямодуляотостальногоучебногоматериала.
Во-вторых,этодетальноразработанноеметодическоеобеспечение,адресованноеиобучающемуся,ипреподавателю.Оновключаетчёткосформулированные(идляпреподавателя,идляобучающегося)целиобучения(планируемыерезультатыобучения),логическуюсхему,показывающуюместомодулявдисциплинеи/илиобразовательнойпрограмме,логическуюсхемуизучениямодуля,учебныематериалы,необходимыедляосвоениямодуля(включаязаданиядлясамоконтроля),ясную,документированнуюпроцедуруконтроляусвоениясодержанияобучения,включённоговмодуль.
В-третьих,этозаменяемость,что,впринципе,неявляетсяобязательным.Согласномодульномупринципу,учебнуюдисциплинуиобразовательнуюпрограммуцелесообразносоставлятьизинвариантнойчасти(модулейдляобязательногоизучения)ивариативных,заменяемыхмодулей.Имиможноварьироватьглубинуинаправленностьобучения,эффективнореагируянапотребностиобучающихся,работодателей,рынкатруда.Взаимообусловленностькомпетентностногоподходаимодульногопринципаобучениясвязана стем,чтомодульнацеленнадостижениесоответствующегозапланированногорезультатаобучения,т.е.компетентности.
Существует две схемы построения модулей.
* «горизонтальная», когдавсесоставляющиедисциплинывносятприблизительноравныйиотносительнонезависимыйвкладвобразовательныйрезультат;ихможноизучатьпараллельно,последовательностьизученияжёстконезадана.
* «вертикальная», когдавключаютпоследовательноизучаемыедисциплины,нацеленныенадостижениеопределённогообразовательногорезультата,–отфундаментальныхиобщихпрофессиональныхдоспециальных,узкоприкладных.
Модулитак же открываютвозможностьгибкоговарьированиянаправленностиобразовательнойпрограммы,оперативногореагированиянанасущныеинтересыосновныхучастниковобразовательногопроцесса–обучающихся,ачерезних–иназапросыработодателей,т.е.рынкатруда.
Модульноеобучение–способорганизацииучебногопроцессанаосновемодульногопостроенияобразовательнойпрограммы,учебногопланаиучебныхдисциплин.Приэтомдлядостижениябольшейэффективностирезультатовобученияважнособлюдатькомплексныйподход,т.е.помодульномупринципудолжныбытьсформированыкаксамиобразовательныепрограммы,такиучебныепланы,иучебныедисциплины.Сущностьмодульногообучениясостоитвтом,чтосодержаниеобученияструктурируетсявавтономныеорганизационно-методическиемодули,содержаниеиобъёмкоторыхмогутварьироватьсявзависимостиотдидактическихцелей,профильнойиуровневойдифференциацииобучающихся.Сочетаниемодулейдолжнообеспечиватьнеобходимуюстепеньгибкостиисвободывотбореикомплектациитребуемогоконкретногоучебногоматериаладляобучения(исамостоятельногоизучения)определеннойкатегорииобучающихсяиреализацииспециальныхдидактическихипрофессиональныхцелей.
Изучениезарубежнойнаучно-педагогическоймыслипоказывает,чтомодульное обучениезародилосьещевначале70-хгодовXXв.
ОдинизоснователеймодульногообученияДж.Расселопределяетмодулькакучебныйпакет,охватывающийконцептуальнуюединицуучебногоматериалаипредписанныхучащимсядействий(1971).ПомнениюБ.иМ. Гольдшмид,модуль–автономная,независимаяединицавспланированномрядевидовучебнойдеятельности,предназначеннаяпомочьобучающемусядостичьнекоторыхчеткоопределенныхцелей(1972).Г. Оуенсинтерпретируетмодулькакобучающийзамкнутыйкомплекс,всоставкотороговходятпедагог,обучаемые,учебныйматериалисредства,помогающиеобучающемусяипреподавателюреализоватьиндивидуализированныйподход,обеспечитьихвзаимодействие(1975).
СовременныйисследовательП.А. Юцявиченеопределяетмодулькак«блокинформации,включающийвсебялогическизавершеннуюединицуучебногоматериала,целевуюпрограммудействийиметодическоеруководство,обеспечивающеедостижениепоставленныхдидактическихцелей».
В.В. КарповиМ.Н. Катхановприменительнокпрофессиональномуобразованиюсчитают,что«модуль–организационно-методическаямеждисциплинарнаяструктураучебногоматериала,предусматривающаявыделениесемантическихпонятийвсоответствиисоструктуройнаучногознания,структурированиеинформацииспозициилогикипознавательнойдеятельностибудущегоинженера».[52]Приэтом, по мнениюавторов,«вмодульмогутвходитьподмодулипопризнакуегометодическогоформирования.Примеждисциплинарномподходеучебныедисциплиныидажеотдельныеразделыитемывнихрассматриваютсякакчастиопределенныхступенейиерархиипрофессиональнойподготовки». Рассмотрим трехуровневую психолого-профессиональнойиерархию, предложенную авторами (табл. 1).
Каждаяступеньиерархииможетсодержатьрядмеждисциплинарныхмодулей,которыеносятиндивидуальныйхарактерсточкизренияучебно-научногознанияпоспециальностииобъединеныединымтребованиемкуровнюсформированногорезультатаподготовкивсоответствиис данной иерархией.
Таблица 1. – Трехуровневая психолого-профессиональная иерархия модулей
Уровень
Характеристика модулей
Признак
1
Общенаучнойподготовки
Аналитико-синтетический уровень профессиональнойподготовки
2
Конечнымрезультатомявляетсяформированиеобщеинженерныхуменийизнаний
Алгоритмический уровень
3
Завершениемявляютсяспециальныедисциплины
Творческий интеллектуальный уровень
Однако, наиболее подходящим для целей нашего исследования, мы считаем определение, данноеС.М. Омирбаевым, согласно которому подмодулемвсистемеобразованияпонимаетсясамостоятельнаяучебнаяединицазнаний,объединенныхопределеннойцелью,методическимруководствомосвоенияэтогомодуляиконтролемегоосвоения.
Согласно различным источникам в качестве модуля рассматривают:
* пакетучебногоматериала,охватывающегооднуконцептуальнуюединицу;
* учебнуюединицукакблокинформации,включающийвсебялогическизавершеннуюодну,двеилиболееединицучебногоматериала,врамкаходнойучебнойдисциплины;разделыучебнойдисциплины;
* организационно-методическуюмеждисциплинарнуюструктуруучебногоматериала,представляющуюнабортемизразныхучебныхдисциплин,необходимыхврамкаходнойспециальности;
* совокупностьучебныхдисциплин,необходимыхдляобучениятойилиинойспециальности(илиспециализации)впроцессемодульногообучения;
* совокупностьлогическизавершённыхразличныхучебныхдисциплин(полидисциплинарныймодуль)илиблизкоекданномупониманиюмодуляопределениемодуляобразовательнойпрограммы–совокупностьвсехвидовучебнойработы,имеющихвнутреннююлогику,формирующуюопределеннуюкомпетенцию(илигруппуродственныхкомпетенций);
* совокупностьучебныхдисциплинродственногосодержания(содержательноеединство);
* совокупностьучебныхдисциплин,объединенныхнабазеихлогическойиметодическойсвязивучебныйцикл,изучаемыходновременно,параллельноводномакадемическомпериоде;
* семестроваядисциплина–частьдвухиболеесеместровыхдисциплинучебногоплана(монодисциплинарныймодуль);родственнымпонятиемможносчитатькурсовоймодуль,какчастьмодуляобразовательнойпрограммы.
Особуюактуальностьна современномэтаперазвитиянаукиипрактическуюзначимостьприобретаютдвапонятия:«педагогическаятехнология»и«модульноеобучение».
Понятие «педагогическая технология» связаносновойэрой–«эрой технологической».Данная эра дала новыйподходкдвумсамымсложнымизобретениямисторическогочеловека–искусствувоспитыватьискусствууправлять.
Новыйжеподходквоспитаниюличности,способнойстроитьжизньдостойнойчеловека(П.И. Пидкасистый)заключаетсявтом,чтораньшеучилисьискатьответнавопрос«чтоделать?»,атеперь,«каксделать?»(В.А. Легасов).
Понятие «модульное обучение» связаносзернамиростатехнологическойэры:педагогикойвекачеловека(В.А. Сухомлинский);мировоззрениемпреподавателявысшейшколыкакфакторомнетолькоиндивидуальногосамосознания,ноифакторомсамосознанияэпохи(С.И. Гессен);новымпедагогическиммышлением(В.В. Давыдов);модульнымпринципомбытия(Е.В. Сковин).
ВсерединеXXвекадидактика,испытаввоздействиесистемногоподхода,обратилавниманиенановыйвидобучения,призванныйрешитьрядпроблемпрограммированногообучения:неуправляемоестановлениеприемовмыслительнойдеятельности,ориентациянарепродуктивныйтипобучения,неразработанностьмотивацииучебнойдеятельности,невозможностьдиагностированияопытатворческойдеятельности,чрезмернаяапелляциякпамятиобучающихся.ПомнениюН.Д. Никандрова,эффективностьновоговидаобучения,котороебылоназваномодульным,связанасегодинамичностью,заключающейсяввариативностиэлементов,модулей,содержанияэлементовимодулей;гибкостьегосвязанасдифференциациейииндивидуализациейобучениянаосновемногократноповторяющейсядиагностикисцельюопределенияуровнязнаний,потребностей,индивидуальноготемпадеятельностиобучаемого.Целивтакомвидеобученияформулируютсявтерминахметодовдеятельностииспособовдействийиразделяютсянациклыпознанияициклыдругихвидовдеятельности.Циклымодульногообучениявзаимосвязаныспроблемнойситуацией(задачей).
Модульныйподходкисследованиюиграетэффективнуюрольвпознаниисложныхпроцессовиявленийипредупреждаетодностороннее,поверхностноеизучениеобъекта,раскрытиеявленияисходяизнегосамого.Модульвсегдаявляетсясистемойикаксистемастремитсякдостижениюцелостностивпроцессесвоегоразвития(движения).
Насовременномэтаперазвитиянаукипонятиемодульностиприобретаетметодологическийсмысл.Принципмодульности,нарядустакимважнымподходомкаксущностный,синергетический,целостный,определяетдинамичностьимобильностьфункционированиясистемы.
Этопринципиальноновыйподходкпроектированиюобразовательногопроцесса,отражающийнаправленностькомпонентовнацельмодульногообученияихарактерсвязеймеждуними.
Учебныйпроцессвобразовательной организациистроитсянапринципеакадемическойритуальности,отражаянормативныйхарактерпедагогическойдеятельности,имеющейследующиестороны:задаетсоциокультурныйобразеципредписываетстрогоеследованиеэтомуобразцу;стремитсякидеалу,тоестьнесуществующеймоделиреальности.
Следованиеучебногопроцессапервомуаспектуозначаеториентациюнарепродуктивнуюактивностьобучающихся,второму –наимпровизациювучебнойипрофессиональнойдеятельности.Обааспектапредставляютнеразделимоецелоеиреализуютсявтесномединстве.
Учебныйплан(в частности в вузе) –это основнойдокумент,предназначенныйдляорганизациивсегоучебногопроцессавобразовательной организации.
Различают два вида учебных планов:примерный учебный план и рабочий учебный план.
Впримерномучебном плане приведенпереченьпредметов,периодыихизучения,объёмыцикловдисциплин.
Врабочемучебном плане:
* данпереченьучебныхпредметов;
* определенпорядокипоследовательностьихизучения;
* предписаноколичествочасовнакаждыйпредметвнеделю,вучебныйгод,завеськурсобучения;
* заданыэкзамены, зачеты, зачеты с оценкой, курсовые работы (проекты), контрольные работы (для заочной формы обучения);
* определенграфикучебногопроцесса.
Структураучебногоплана,переченьучебныхпредметов,ихобъём,последовательностьизученияидругиехарактеристикиучебныхплановустанавливаютсянаосноведидактическихпринципов.
Приразработкеучебныхплановипрограммобучениявозникаетсложнаяпроблемавотборесодержания,котороебудетизучатьсянаразныхступеняхобучения.
Существуеттриспособапостроенияпрограммобучения:линейный,концентрический,спиралевидный.
Сущностьлинейногоспособапостроенияучебныхпрограммсостоитвтом,чтоотдельныечасти(порции)учебногоматериалаобразуютнепрерывнуюпоследовательностьсвязанныхмеждусобойзвеньев(выстраиваютсяпооднойлинии).Каждаячастьизучается,какправило,толькоодинраз.Причемновоесодержаниевыстраиваетсянаосновеужеизвестногоивтеснойсвязисним.
Достоинстволинейногоспособарасположениясодержанияучебныхпрограммзаключаетсявегоэкономичностивовремени,посколькуисключаетсядублированиематериала.Этотспособобычноиспользуетсявпреподаванииввузовскихобразовательныхпрограммах.
Недостаткомлинейногоспособаявляетсято,чтонаразныхступеняхобученияобучающиесяневсегдаспособныусвоитьопределенныесложныеявления.Поэтомуэтотспособнеприменимприразработкепрограммшкольногоивузовскогоизучениянаразныхступенях.
Концентрическийспособпостроенияучебныхпрограммпозволяетнесколькоразизучатьодинитотжематериал(вопрос)спостепеннымусложнением,расширениемсодержанияобразованиязасчетновыхкомпонентов,болеедетальнымиглубокимрассмотрениемсвязейизависимостей.
Концентрическоерасположениематериалавпрограммахпредусматриваетнепростоеповторение,аболееглубокоизучениетехжевопросов.Такойспособпостроенияпрограммзамедляеттемпобучения,требуетбольшихзатратучебноговремени,однакопоройоказываетсянеизбежным.Впреподаваниивнастоящеевремячащевсегопреобладаетименноконцентрическийтиппрограмм:ивсреднихиввысшихучебныхзаведенияхобучающихсяобучаютодномуитомужематериалу....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
| Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:

