- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Упадок витражного искусства
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W004804 |
Тема: | Упадок витражного искусства |
Содержание
Оглавление Введение………………………………………………………....................................4 Глава 1. Изделия витражной техники в памятниках прикладного искусства 1.1. Этапы развития витражного искусства в Европе 1.1.1 Виды витражей.................................................................................................7 1.1.2. История возникновения витража..................................................................12 1.1.3. Витражи романской эпохи............................................................................13 1.1.4. Витражи готической эпохи ..........................................................................16 1.1.5. Готические витражи как символ Божественного света..............................21 1.1.6. Витражи эпохи Ренессанса............................................................................23 1.1.7 Упадок витражного искусства....................................... 1.2. История немецкого витража ...............................................................................29 1.3. Общая характеристика церкви Св. Лаврентия...................................................31 1.3.1. Историческая справка....................................................................................31 1.3.2. Особенности архитектуры и интерьера.......................................................35 1.3.3. Особенности витражей Лоренцкирхе..........................................................37 1.3.4. Реставрация витражей Лоренцкирхе......................................................39 Глава 2. Реставрация витража "Святой Томас" 2.1. Методические основы реставрации и консервации классического витража...................................................................................................................43 2.2. Виды разрушений и методы их устранения.................................................46 2.3. Материалы, используемые при реставрации витражей ..................................53 2.4. Предреставрационные исследования.............................................................60 2.4.1. Описание памятника………………….........................................................61 2.4.2. Концепция и программа реставрации ………………............................63 2.5. Основные требования к фотофиксации предметов ДПИ............................66 2.6. Разработка методики реставрации 2.7. Реставрация копии витража "Святой То68 Заключение............................................................................................................70 Список использованной литературы.......................................................................72 Приложения………………………………………………………………………....77 Введение Тема «Разработка методики реставрации (на примере авторизированной копии витража "Святой Томас")» выбрана не случайно. Витражи данной эпохи представляют интерес для реставраторов, т.к. сейчас существует тенденция роста популярности данного вида монументальной живописи. Настоящая копия памятника достойна внимания тем, что представляет собой предмет быта, содержащий исчерпывающую информацию о мировоззрении, культурном уровне общества ушедшей эпохи, что несомненно влияет на его историческую ценность. Витражи, гораздо более прямо и интенсивно, чем другие памятники монументальной живописи, используют взаимодействие между двумя достаточно динамичными явлениями - физическим и биологическим. Физический фактор - это свет и все несметные изменения в общем уровне освещенности и месте и интенсивности отдельных источников света (например,освещение меняется вместе с погодными условиями, что сильно влияет на вид витража). Другим явлением является спонтанный адаптивный к свету процесс зрения, который ориентируется во всех светящихся средах. Объект Витраж - это композиция, которая состоит из кусочков цветных стекол в металлической оплетке, изображающая орнамент или сюжет. Как правило, размещается в оконных проемах, дверях, а также в виде самостоятельного панно. Витражи, изначально использовавшийся в основном для декорации окон церквей, несли не только эстетическую функцию. В средние века, когда безграмотность была обычным явлением, ивитражи были своего рода "Евангелием для безграмотных".Зачастую витражи переживают своего мастера и эпоху, становясь в комплексе с архитектурным сооружением, в котором находятся, частью историко-культурного наследия. Витражное искусство Германии стоит особняком среди монументальной живописи Европы. Ведь именно Германии по некоторым данным принадлежат древнейшие памятники витражей. Предмет исследования представляет собой копию витража "Святой Томас" XV века из Германии, относится к готическому стилю. Копия создана в 2008 году Семеновой Полиной Сергеевной. Оригинал витража находится в немецком городе Нюнберге в церкви Святого Лаврентия. Является одним из 45 витражей в Императорском ('Emperor's Window', Кайзеровском) окне, созданном в 1476-77 Михаэлем Вольгемутом для Фридриха III. Цель работы - разработка методики реставрации авторизированной копии витража "Святой Томас". Для достижения цели необходимо решение конкретных задач: на основе анализа литературы иследование предпосылок появления витражного искусства, этапов развития и отличительных особенностей немецких наборных витражей готического периода определение места германского витража в контексте европейской культуры проведение предреставрационного исследования определение концепции реставрации, на ее основе создание программы реставрации авторизированной копии разработка методики реставрации копии реставрация памятника Витражное искусство Германии недостаточно освещено в отечественной литературе. Для того, чтобы исследовать данную тему пришлось прибегнуть к иностранным источникам по месту бытования оригинала памятника. Глава 1. Изделия витражной техники в памятниках прикладного искусства 1.1Этапы развития витражного искусства в Европе 1.1.1. Виды витражей Для того, чтобы детально разобраться в истории развития витражей, стоит рассмотреть разновидности витражного искусства в целом. Благодаря этим данным мы определили, что представленный предмет относится к классическому паечному витражу. Классификация витражей: Наборный (классический) витраж Наборный витраж — наиболее первообразная разновидность витражного искусства, составленная из фрагментов нарезаемых стекол. Мозаичный витраж Мозаичный витраж — наборный витраж на свинцовой оплетке, содержащий геометрически построенный орнамент. Свинцово-паечный витраж Этот вид является наборным витражом, создаваемый по традиционной технологии, зародившейся в Средние века. Содержат как цветные фрагменты, так и прозрачные стекла, на поверхность которых наносится красящее вещество, которое спекается в печи. Пескоструйный витраж Представляет из себя набор стекол,для которых характерна гравировка с помощью пескоструйной обработки,- струя воздуха с частицами кварцевого песка снимает верхний слой со стекла для образования матовых участков. Появился в начале XIX века. Фьюзинг Спечной витраж (фьюзинг) — вид витража, примечательный тем, что изображение основывается на спеченных разноцветных фрагментах стекла, иногда содержащих нестеклянные включения в свою массу. В зависимости от температуры спекания получается рельефный (при 500 ° C стекло не расплавляется полностью, за счет этого кусочки склеиваются между собой, ) или плоский (при 800-900 ° C все фрагменты спекаются в одну плоскую деталь). Металлическая оплетка не используется. Расписной витраж Расписной витраж — разновидность наборного витража, фрагмент(-ы) стёкол которого расписаны красящими (спекаемыми или неспекаемыми) пигментами. Фацетный витраж Фацетный витраж — наборный витраж, в основу которого использованы особо ограненные по краям стекла с помощью фаски (фацета). После такой обработки стекло изменяет свои отражающие свойства (фрагменты по своей форме схожи на ограненные ювелирные камни). Используется металлическая оплетка. Комбинированный витраж «Комбинированный витраж — витраж, сочетающий в себе несколько приемов, например: расписной медальон и технику мозаичного набора, фацетное остекление в качестве фона. В старину такие сочетания достигались путём подгонки уже готовых, часто купленных витражей под более широкий оконный проем, когда недостающие части просто доставляли, придавая этому остеклению вид орнамента.» Травление Травление — технология, характерная нанесением на поверхность стекла плавиковой кислоты, которая разрушает его. Делается при помощи трафаретов. Тиффани «Витраж Тиффани появился в конце XIX века в Америке. Автор этой техники Луис Комфорт Тиффани придумал обертывать торцы стеклянных элементов медной фольгой, которая имеет клейкий слой. А чтобы скрепить получившиеся детали, производится пайка по самой фольге. Новая технология дала возможность использовать очень мелкие стекла, за счет чего художники стали достигать небывалой ранее реалистичности образов. Кроме того, медная фольга позволяет производить пайку элементов под разными углами, что создает ощущение объемности изображений.» Ложные витражи: Пленочный - на поверхность стекла наклеивается специальная цветная прозрачная пленка, а вместо свинцовой оплетки металлическая пленка. Контурный заливной - кусочки стекла и свинцовой оплетки имитируются цветными акриловыми красками. Благодаря развитию технологий на сегодняшний день представлено разнообразное множество видов витражей . Все техники по своему уникальны и достойны внимания. В данной ВКР мы остановимся лишь на той технологии, по которой сделана представленная копия "Святой Томас", а именно классический расписной витраж. Теперь, когда мы рассмотрели классификацию витражных техник, стоит перейти к истории возникновения витража в Европе и его эволюции. 1.1.2.История возникновения витража Для того, чтобы определить культурную ценность вверенного объекта, необходимо исследовать общую историю возникновения витража, разнообразия стилей, а также национальных особенностей, предмета исследования (т.е. оригинала витража). Время возникновения первых витражей определить достаточно проблематично, в среде искусствоведов на этот счет до сих пор ведутся дискуссии. Процесс окрашивания стекол, вероятно, был изобретен в Древнем Египте. Но лишь в средние века витражное искусство получило свое развитие. «Льюис Ф. Дей предполагает, что византийское, мавританское или арабское стекло могло появиться к десятому столетию нашей эры. Кусочки стекла либо вставлялись в сложный проколотый мрамор или камень, либо застеклялись штукатуркой до того, как штукатурка затвердела. » Нередко для упрочнения штукатурки вставлялись железные прутья. Так как популярность арабских окон, пришедшая с маврами в Испании, распространилась дальше по Европе на северные территории, отличавшиеся не очень благоприятными климатическими условиями, то такие сооружения стали необходимостью, а не только украшением. Арабское остекление не содержало стекла в оконных проемах (как правило использовался алебастр), но позже в Европе маленькие кусочки стекла были прикреплены с использованием струн свинца, пришедшим на замену гипсовой решетке. Витражное искусство в традиционном его понимании сложилось лишь в X-XI веках. К сожалению, не осталось почти ни одного памятника тех времен. Один из старейших известных примеров использования фрагментов цветных стекол, был найден в монастыре Святого Павла в Джарроу в Англии, заложенном в 686 году. 1.1.3.Витражи романской эпохи (X-XIIвв.) Самыми старыми найденными европейскими витражами считаются изображения пяти пророков из Ветхого Завета в Аугсбургском соборе, Германия (конец XI или начало XII вв.).Эти пять окон представляют собой обожженную стеклянную живопись, которая использует линейную и тональную штриховку разноцветных стекол. В самом начане одиннадцатого и двенадцатого столетий имелись два метода работы. Одни художники допускали наличие пользовались красками в работе со стеклом, другие же избегали ее применения, стремясь к результату, характерному для мозаичного метода. Но первая школа почти сразу овладела мастерством и удерживала статус лидера на протяжении почти восьми веков. Хорошо иллюстрируют такое противоборство расписные витражные окна в Ле-Мане и Страсбургские, построенные по мозаичному типу. «Фрагменты изображения ранней головы Христа были раскопаны в 1932 году в аббатстве Лорш в Германии. Это похоже на более известную и более полную голову Христа из аббатской церкви Святого Петра, Висамбур, Эльзас (ныне Франция,1060г.). Последний имеет более продвинутую покраску стекла с обеих линий трассировки и стирки. Из-за их размера и расположения, - то есть, с головами вперед, как икона, называемая кратером Панто, а также отсутствия каких-либо фрагментов, показывающих тела, - Кэтрин Бризак полагает, что эти головы были отображены в виде значков в середине окон, в которых они были бы единственными окрашенными элементами.» Здесь следует отметить, что появление витражей в Европе во многом обязано христианству, т.к. в те времена они устанавливались лишь в оконных проемах соборов. Окна несли не только эстетическую, но и образовательную функцию, т.к. в средние века церковь являлась центром обучения. Книг было очень мало, как и грамотных людей, умеющих читать. В первых витражах Средневековья обычно изображали сцены из Библии, они являлись важным инструментов преподавания христианских верований людям. Средневековые ремесленники модернизировали технику изготовления витражей,многие из которых используются до сих пор. На большой доске мастер рисовал картину, соразмерную окну. Затем нумеровал каждый фрагмент изображения в соответствии с цветом. Над эскизом он помещал окрашенные металлическими оксидами кусочки стекла (добавляли во время изготовления в расплавленное стекло). Затем, следуя схеме чертежа, он вырезал фигуры с помощью горячего железа. Наконец ремесленник разрезал полосы свинца, чтобы поместить их между фрагментами стекла. Свинец не только скреплял детали, он стал частью дизайна. Свинцовые полоски обрисовывали в общих чертах участки стекла и препятствовали появлению цветов для перекрытия. Большие окна были снабжены каркасом из железных прутьев для дополнительной прочности. Витражи, украшающие романскую архитектуру , отличающуюся массивными стенами и маленькими закругленными оконными проемами, должны были пропускать большое количество света. Спустя продолжительное количество времени неудивительно, что стекла подверглись коррозии, и выглядят ныне более темными. Использовался стилизованный растительный орнамент и декоративные бусы вокруг сцен и фигур. Преобладающие цвета - красный и синий. Этот стиль витража, скорее всего, развился из перегородчатых эмалей и миниатюрных картин. Позже витраж усложнялся и в нем появились фигуры людей. Изображенные в романском витраже люди, как правило, стоят или сидят, глядя прямо перед собой. Некоторые же вовлечены в деятельность, о чем свидетельствуют их развевающиеся одеяния. Иные окна состоят из серии событий, заключенных в медальоны. Наиболее молодые витражи этого стиля отличаются простотой, примитивностью и редкостью.Распространены изображения известных праведников, а также библейские сюжеты. Так как в то время особым почетом пользовалась Дева Мария, ее часто изображали королевой. «Французский романский витраж оказал влияние на Германию и Англию. Самыми популярными темами были одиночные фигуры, установленные в нишах, или две фигуры - одна над другой - в страстной или верхней части, и Древо Джесси, изображающее предков Христа.» Подведем небольшой итог. Витражи романской эпохи имеют свои особенности, а именно: ранние произведения были просты и примитивны, изображали растительный орнамент. Преобладающие цвета: красный, синий. (Впрочем и сами здания храмов были достаточно простых, прямоугольных форм, отличавшихся массивностью. Это объясняется появлением мощных сводов, что повлекло за собой утолщение стен для прочности.); сохранились до нашего времени единицы памятников; позже начали появляться библейские сюжеты; большинство витражей представляют собой отдельные монументальные фигуры с несколькими рядами (ряд, расположенный один над другим и за другим рядом) в виде ромбовидных группировок; линейность изображения, соблюдается суровая фронтальность фигур, заимствованная у византийского искусства; окна были не столь большие, как в готическом стиле; Наиболее известные архитектурные сооружения: Лаахское аббатство (Германия, 1093-1216 гг. постройки), Лимбургский собор (Германия, 1206-1235 гг. постройки), Пизанский собор (Италия, XI-XIII вв.), церковь Святого Петра, Висамбур (Франция, XII в.). 1.1.4.Витражи готического периода Готический витраж зародился не после упадка романского стиля, не пришел ему на смену. Он возник, когда романика еще господствовала в Европе. В эпоху, когда церковь была главным покровителем искусств, аббатство Сен-Дени (Франция) дает начало новому витку развития витража Романского периода благодаря новаторскому подходу аббата Сургерия. Его по праву можно считать основателем этого стиля. Сургерий продвигал теорию Божественного света и, под ее влиянием, видоизменил алтарную конструкцию монастыря. Именно в этой церкви появилась первая витражная роза. Феномен Божественного света и его влияние рассмотрены подробнее в параграфе 1.1.5 "Готические витражи как символ Божественного света". Благодаря новаторскому подходу в строительстве, а именно нервюрному крестообразному своду крыши, опиравшейся на столбы, а не стену, для архитекторов готики открылись огромные возможности для воплощения своих творческих замыслов. Стоит отметить, что такая технология не случайно появилась на севере Европы, это объясняется фактором климатических условий. От создателей северных храмов требовалось захватить в храм как можно больше света, в отличие от южных областей, где солнце было в избытке. Сен-Дени - первая готическая церковь Аббатство находилось в исторической области Иль-де-Франс, которая в романскую эпоху не очень отличилась созданием каких-либо архитектурных сооружений. Этот фактор и повлиял на создание такого необычного монастыря. Время его постройки было неспокойным. Между королем и феодалами происходили военные конфликты. Это обстоятельство повлияло на конструкцию храмового комплекса. Для того, чтобы отбивать вражеские атаки, требовалось укрепленное сооружение. Здесь стоит отметить, что Сургерий был приближен к королю Людовику и дружил с ним с детства. Для преобразования монастыря Сургерий собрал мастеров из всех земель Франции. «Например, на витражное оформление церкви оказали влияние мастера Лотарингии, славившиеся искусством эмалей. В результате целенаправленного собирания отдельных черт романской архитектуры создавался новый тип храма, воплощавший совершенно иные эстетические представления. Отличные от романского искусства, они сильнее воздействовали на разум и чувства верующих.» Очевидно, что вдохновленный философией Божественного Света Сургерий считал витражи главным украшением своего монастыря. Окна изображали исторические сюжеты и были оформлены в виде циклов. Один витраж освещал эпизоды Первого крестового похода, а второй изображал "Путешествие Карла Великого в Святую землю", написанное монахами в Сен-Дени. Во время освящения собора епископы так сильно воодушевились архитектурой и интерьером, что впоследствии стали возводить готические храмы по всей территории Франции. Можно сказать, что таким образом зародилась мода на готику и начала распространяться по Европе. Значительная часть готических соборов была построена в первой половине XIII в. После массивных романских построек, изящные готические церкви стали эталоном храмового строительства. В чем же заключалось изящество готической архитектуры? На смену громоздким романским интерьерам пришли новые архитектурные элементы, такие как нервюры, контрафорсы и аркбутаны. Конструкция свода была облегчена за счет распределения веса на каркас нервюр и колонн, он получил крестообразную форму (нервюрный крестообразный свод). Если раньше, в эпоху романской ар хитектуры все стены были несущими, то здесь вес распределялся точечно на колонны, контрафорсы и аркбутаны (часть бокового распора). Контрафорсы представляют собой вертикальные опорные элементы, которые держат нагрузку верхних этажей храмов, а аркбутан (арочная конструкция) соединяет их со сводом. Благодаря такому инженерному решению появилась возможность строить достаточно высокие здания с возвышенными сводами, что давало возможность беспрепятственно проходить огромному количеству света внутрь собора. Это был настоящий архитектурный прорыв, и такое инженерное решение господствовало на территории Северной Европы еще около трехсот лет Одним из первых памятников, в которых готикические идеи нашли полное отражение, является Шартрский собор (1194-1260 гг.), Франция. Именно в этом соборе сложились так называемые эталоны храмового интерьера. Многообразие модификаций витражных окон Шартра стало образцом для многих значительных храмов, использующих контуры "латинского креста". На нижних боковых витражах изображены различные сюжеты «от "Жизни богородицы" до "Легенды Карла Великого", отражающих интересы жертвователей на их создание. Среди главных украшений Шартрского и многих других соборов выделяются «окна-розетки». В Шартре их три: одно на самом верху западного фасада и по одному на каждом поперечном нефе (трансепте). Эти работы исключительно сложны как в техническом, так и в символическом отношении. Главная сюжетная фигура – обычно Дева Мария или Христос на небесах – всегда окружена концентрическими рядами символов. Окно-розетка вполне может считаться наиболее привлекательным и изысканным достижением средневековой духовной выразительности. Наполовину символические, наполовину реальные, эти работы называли «глазами небес» одновременно за фигуральное предоставление ими света и за толкование роли Христа и Девы Марии как единственных источников истины и спасения. По форме окно-розетка приближено к мандале, священному символу Вселенной. В пропорциях окна виден математический расчет, косвенно усиливающий гармоничность и чистоту небесного начала. В свете этих качеств окно-розетку можно рассматривать как указатель пути к святой мудрости и к спасению.» Также витражи были включены в известные готические соборы Франции, Бельгии, Великобритании и Германии. В их числе Сен-Дени (1140-1144), Сент-Шапель (1241-48) , Нотр-Дам Эвре (XI-XVII вв.), Нотр-Дам де Пари (1163-1345 гг.), Амьен (1220-1269 гг.), Реймс (1211-1275 гг.), Страсбург (1015 -1439 гг.), Кентербери (1070-1834 гг.), Йорк Минстер (1220-1472 гг.), Кельнский (1248-1880 гг.) соборы. Чтобы подвести итоги, рассмотрим основные особенности готики: с расцветом готического стиля наступил "Золотой Век" витражей. Тематика витражей в большинстве своем оставалась религиозной (Библейские сюжеты), добавились исторические сюжеты ("Путешествие Карла Великого в Святую землю" - Сен-Дени), появились портреты людей, спонсирующих искусство, меценатов (их достаточно мало) витражная живопись усложняется, фигуры людей становятся более динамичными в сравнении с романскими витражами; симметричная композиция; с координальным изменением конструкции храма витражи стали занимать намного больше места в интерьере. Появилась первая "витражная роза" или окно-розетка в Шартре; готические храмы намного более высокие, в отличии от предшествеников романского стиля; витражи олицетворяют Божественный Свет, поэтому так важно их присутствие в интерьере, они несут сакральный смысл. Сам свет стал частью интерьера; если в Шартре использовались контрасты синих и красных стекол, то в последующих созданных витражах мастера стараются использовать более "мягкие" сочетания цветов.Стекла берутся более светопроницаемые; вырабатывается новая форма остекления - гризайль (монохромные участки стекла, как правило с орнаментом). Во время исследования эволюции витражного искусства, стало очевидно, что предоставленный витраж принадлежит именно эпохе Готики. 1.1.5.Готические витражи как символ Божественного света Теологическая интерпритация света, повлиявшая коренным образом на уклад готического средневековья, связана с именем христианского проповедника Псевдо-Дионисия Аргеопарита. «В V веке, неизвестный почитатель Платона написал несколько богословских сочинений, в которых страстно и убедительно соединил представления великого академика о Творце, о Едином, о Добре и его умопостигаемом свете с христианскими представлениями о Едином Боге. Пока же, поскольку истина не ясна, автора выдающихся текстов, оказавших огромное влияние на развитие христианского богословия (в том числе и русского), несколько неловко, хотя уже привычно называют Псевдо-Дионисием Ареопагитом.» Центральной концепцией "Ареопагитика" неизвестного автора, взявшего себе имя Дионисия, является теория Божественного Света. До ее появления считалось, что Бог надзирает за миром достаточно отчужденно, лишь в редких случаях вмешиваясь в судьбу человечества, послав, к примеру кару небесную.Картина мира автора теории говорит совсем об обратном: поднебесная не может существовать без божественного участия. «Собственно, это и есть главная метафора в учении о Божественном свете. Как наше дневное светило не может прекратить посылать нам свои лучи без того, чтобы жизнь тут же не прекратилась, так и Бог непрестанно питает все созданное им потоками Божественной благодати. Последователи античных философов называют это эманацией. Творец, согласно данному учению, абсолютен и вмещает в себя всю полноту бытия, но даже этого непредставимого «объема» оказывается недостаточно, чтобы заключить всю неиссякаемую энергию Блага. Она неисчерпаема, как солнечный свет, из года в год согревающий землю (тогда еще не знали ни того, что Солнце – лишь одна из звезд, ни того, что и ему суждено когда-нибудь погаснуть). Лучи Божественного света всегда избыточны и преодолевают бесконечные границы Божественной сферы, стекают, как влага с краев переполненной чаши, питая мир Добром и теплом самой жизни.» Но не каждый человек способен узреть Божественный свет, именно это вдохновило и сподвигло Сургерия, аббата французского монастыря Сен-Дени продемонстрировать простым людям энергию Добра с помощью нового архитектурного стиля. Настоятель был твердо убежден в том, что все в храме должно концентрировать и отражать Небесное благо. Для этого использовались драгоценные камни и металлы, украшающие алтарь и распятие. Тем не менее, для более полного наполнения храма Божественным светом, отражающих свойств этих поверхностей было слишком мало, и Сургерий пошел на новаторские меры: оконные проемы встали на место громоздких и толстых стен. Была изменена алтарная конструкция храма , и на место каменных перегородок были заменены витражами с изображениями библейских сюжетов. Интересно то, что и сам Сургерий стал частью этих сюжетов. Однако изображения играли несколько второстепенную роль, все внимание было уделено свету, который пропускают витражи Сен-Дени. Они напоминали о присутствии энергии Добра, Божественного света. «Стало быть, благодаря тому, что тексты неизвестного христианинанео платоника, так красиво и убедительно рассказавшего о незримом Божественном свете, подписали именем святого Дионисия, а настоятель аббатства Святого Дионисия, оказавшись человеком очень образованным и обладающим незаурядной энергией и выдающимися организаторскими способностями, увлекся этой теологической доктриной, новый стиль обрел столь узнаваемые ныне черты.» 1.1.6.Витражи эпохи Ренессанса (XV-XVI вв.) Эпоха делится на четыре этапа: Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век) Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века) Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века) Позднее Возрождение (середина XVI — 1590-е годы) Витражное искусство эпохи Ренессанса значительно отличался от предшествующей ему готики. Готические акценты на религиозную символику сдвинулись в сторону более реалистичных изображений с объемом и перспективой. Усовершенствовались технологии, благодаря изобретению нового красящего пигмента, - серебрянной протравы (затем к ней добавилась и красная гематитовая). Тонкий слой этого состава, нанесенный на стекло открывал новый спектр красок, доселе не используемых в витраже (желтые, оранжевые оттенки). Пигменты наносились прямо на стекло. «Примером применения серебряной протравки на больших площадях ярко окрашенного стекла может служить творчество Энграна, принца Бове. В начале шестнадцатого века он с братьями создавал своеобразные витражи, во многом определившие уровень художественного творчества региона. Часто Энгран основывал всю композицию на эффекте золочения с помощью серебряной протравки, как видно в его эффектном окне «Дерево Иессея» для собора святого Этьена в Бове. Мерцающее сверкание протравки гармонирует с обрамляющим ее густым насыщенным синим и красным стеклом.» Гуманистическое влияние Возрождения не могло не отразиться на изображениях людей. У лиц появилась индивидуальность и проявились эмоции. Такие витражи скорее были сравнимыс великими картинами того времени, а не с традиционным витражным стеклом. Витражные стекла отныне использовались не только в храмах, но и украшали светские сооружения (хотя и были не такие масштабные, как в церквях). Ренессанс берет свое начало в Италии. А северные мастера искуссно перенимали итальянские нововведения в искусстве. Несмотря на то, что из-за климатических условий в Италии витраж не пользовался большой популярностью, некоторые художники-живописцы и скульпторы создавали неповторимые шедевры. Им были чужды грубые выверенные готические композиции, противоречащие изящным "модным" формам, опиравшимся на реализм изображения. Хотя готический витраж запоздал в Италии, стиль эпохи Возрождения расцвел рано. Его отстаивали такие именитые художники, как Симоне Мартини (1284 -1344 гг.), Филиппино Липпи (1457-1505 гг.), Лоренцо Гиберти (1378-1455 гг.), Донателло (1386-1466 гг.), Паоло Учелло (1397-1475 гг.), Доменико Гирландайо (1449-1494 гг.), Джотто (1266-1337 гг.), Джованни Чимабу(1240-1302 гг.), Пьетро Перуджино(1446-1524 гг.). «Итальянские скульпторы Гиберти и Донателло и живописцы Паоло Уччелло Андреа дель Кастаньо создали поразительные эскизы для производства тонди, панорамных окон, окаймляющих барабан величественного купола Флорентийского собора. В этих работах 1440-х годов представлены практически все наиболее современные изобразительные принципы раннего итальянского Ренессанса. Авторство полномасштабных эскизов (картонов) несомненно принадлежит вышеупомянутым художникам. Но цветовые контрасты акценты вполне могли создаваться в сообществе с мастерами-стеклоделами, непосредственно составляющими окна.» Джотто вместе со своими преемниками, занимающимися в мастерских Флоренции и Рима, сосредоточились над приданием объема и перспективы в своих произведениях. «Это отчетливо видно на окнах церкви монастыря францисканцев в швейцарском Кенигсфельдене. Там внедряемые новшества были дополнены более детализированными местными стилями. Можно отметить и знаменитые окна часовни Бессерер в Ульм Минстере, которые были созданы в Германии Гансом Акером в 30-е годы пятнадцатого столетия. Их цвет гармонично сочетается с формой, а итальянский художник Беллело да Павиа работал над созданием нового готического собора Милана. Он создал великолепные фигуры пророков и другие образы, которые были выполнены в достаточно интимном ключе. Начало XVI века ознаменовалось смешением традиций южного классицизма и северного реализма в единый и привлекательный стиль Высокого Ренессанса.» В первую половину пятнадцатого века был произведен огромный объем очень качественного витражного стекла, оно становилось более прозрачным, а значит пропускало еще больше света. Начал использоваться алмазный резак, дающий возможности получать более крупные и тонкие фрагменты стекол. Свинцовая оплетка утончалась и маскировалась, так как секции окон стали соединенными, и она "утяжеляла" вид композиции. Так как перед мастером стояла задача как можно выразительнее и реалистичнее воплотить свои задумки, именно поэтому разнообразие технологий стало отличительной особенностью витражного искусства эпохи Ренессанса. Кроме травления использовались непрозрачные эмали, пескоструйные методы. Фламандские ренессансные витражи были похожи на масляные картины со своими динамичными формами и контрастными цветами. В этот период появляется живописное изображение драпировки одежды. Что важно, гуманистическое влияние данной эпохи продвинуло восроизведение фигуры человека на новый качественный уровень, оно стало более анатомичным и живым. Нидерландский художник Бернард ван Орли создал проект двух огромных окон, изображающих коронацию Карла V в трансепте Брюссельского Собора. Над императором возвышается триумфальная арка. Поставленные в 1537 году пескоструйные витражные окна были коллосальным торжеством искусства того времени. То есть в церквях стали использоваться не только религиозные мотивы. Как уже было отмечено ранее, витражи стали чаще встречаться в светских зданиях. Исторические сюжеты или геральдика (гербы) помещались в ратушах, а небольшие панели были встроены в прозрачные стеклянные окна в домах. Конец XVI в. знаменует расцвет витражного искусства. Основные особенности витражей эпохи Ренессанса: новые технологии, более тонкое, качественное и прозрачное стекло, появление серебрянного травления; использование алмазного резака позволило мастерам вырезать более крупные детали, сами витражные окна стали гораздо больше; гуманистическое влияние Ренессанса способствовало усовершенствованию изображения человеческих фигур, они стали более детальны, эмоционально выразительны и анатомичны по сравнению с готическими. Изображения драпировки модернизировались, добавилась штриховка; религиозная символика замещается светскими мотивами, геральдикой благодаря достижениям итальянских художников в области передачи объема и перспективы, витражи стали намного реалистичнее; более тонкая и незаметная свинцовая оплетка по сравнению с готической. 1.1.7. Упадок витражного искусства (XVII-XIX вв.) После эпохи Ренессанса уровень витражного искусства пошел на спад. Этому способствовали политические и религиозные причины. Церковь, главный покровитель искусства в эпоху Контрреформации (XVI- XVII вв.) стремилась к упрощению интерьера, что повлекло за собой вытеснение неуместно роскошных витражей. Во время Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.) кардинал Ришелье приказал уничтожить все замки и дворцы в Лотарингии. Их разрушение привело к тому, что стеклянные мастерские, сосредоточенные в этих землях, прекратили свое существ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: