- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Роды и виды ораторского искусства
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W000971 |
Тема: | Роды и виды ораторского искусства |
Содержание
Содержание Введение…………………………………………………………………. 2 Глава 1. Понятие об ораторском искусстве………………………….. 3 Глава 2. Личность оратора. 10 заповедей оратора ……………….. 5 Глава 3. Роды и виды ораторского искусства ……………………… 7 Глава 4. Подготовка речи: выбор темы, цель речи ………………... 9 Глава 5. Основные приемы поиска материала ……………………… 10 Глава 6. Начало, завершение и развертывание речи ………………. 11 Заключение ……………………………………………………………… 13 Библиографический список …………………………………………… 14 Введение Одним из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности является общение. Древний мудрец Аристотель сказал: «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит». Известен и другой афоризм: «Хочешь узнать человека, заговори с ним». «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» - гласит русская пословица. Таким образом, не всякая речь хороша, продуктивна, эффективна, а лишь та, в которой пульсирует идея. Гуманисты средних веков полагали: «Окружающий мир воплощает в себе истину. Но голую правду человек не видит. Риторика надевает истину в словесные одежды и предоставляет возможность увидеть и постичь ее. Принося удовольствие, речь стимулирует общество к еще наиболее интенсивной мудрости. Она становится катализатором к добру и познанию человечества». Перед человеком, который стремится к совершенству в ораторском искусстве, обычно встает вопрос: а получится ли? Что нужно для этого? Быть может, нужен особенный ораторский талант? Обычно в таких случаях успокаивают словами Цицерона: «Поэтами рождаются, ораторами становятся». Действительность нашего общества таково, что нужными становятся люди, которые умеют мыслить самостоятельно, вырабатывать продукт мышления – оригинальное решение, точно и понятно для всех сформировать его, заинтересовать им. Цель данной работы заключается в том, чтобы ответить на следующие вопросы: что же такое ораторское искусство? Какие природные данные нужны человеку, который мечтает об успехе на поприще риторики? Как правильно подготовить речь для публичного выступления? Для достижения поставленной цели я выделила следующие задачи: во-первых, определить сущности понятия ораторского искусства; во-вторых, выяснить основные роды и виды ораторского искусства; в-третьих, определить основные требования к речи оратора. Глава 1. Понятие об ораторском искусстве Термин ораторское искусство (лат. оratoria) античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика (гр. rhetorike) и русское красноречие. Ора?торское иску?сство (красноре?чие, искусство красноречия) — искусство публичного выступления с целью убеждения. Ораторское искусство — это гармоничное сочетание риторики, приёмов актёрского мастерства (подача) и психологических техник. Ораторское искусство и свойства ораторской речи изучает наука риторика. Ораторским искусством именуют исторически сформировавшуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, объясняющие основные принципы ораторского мастерства. Ораторское искусство – это способность говорить общественные выступления наглядно и эффектно. Ораторика – область риторики, изучающая искусство и мастерство публичных выступлений. Каждый человек попадает в такие ситуации, когда ему требуется что-то публично рассказать, произнести краткое поздравление, объяснить какое-либо явление, одним словом, построить развёрнутую речь. В подобных моментах испытываются познания, интеллигентность, внутренняя сила, желание, предприимчивость, способность отыскать необходимые фразы и сформулировать их в привлекательной форме. Речевая деятельность существует не сама по себе, а переплетается с другими видами деятельности, обслуживает их. Так, речь включена в профессиональную деятельность, позволяя согласовывать действия людей в конкретной профессиональной сфере. Поэтому к ораторской речи предъявляются повышенные требования, пренебрежение которыми отрицательно влияет на профессиональный авторитет. 1. Грамотность. Понятность, доступность смысла высказываний для любого человека 2. Последовательность, логическая стройность изложения, убедительность 3. Соответствие нравственно-этическим правилам и нормам. Следование речевому этикету 4. Экспрессивность 5. Вариативность высказываний Таким образом, в красноречии искусство и научность составляют сложный сплав относительно самостоятельных способов воздействия на людей. Ораторство представляет собой сложное интеллектуально-эмоциональное творчество публичной речи. Глава 2. Личность оратора Какого человека можно назвать хорошим оратором? Часто спрашивают: был ли хорошим оратором Гитлер? или является ли хорошим оратором тот или иной политик, складно и красиво передающий свои мысли, но не пробуждающий у людей подлинной веры? Что же думают современные специалисты о возможности стать оратором? Они отмечают необходимостью общих и специальных способностей. Общие способности – это благоприятное сочетание у человека таких интеллектуальных и других особенностей психики, которые одинаково важны для многих видов деятельности. Джозефер Джефферсон сказал: «Произнести яркую речь – одно дело, а произнести её ярко – другое». Многие деловые люди и специалисты жалуются. Что они не могут выразить при случае именно то, что имели в виду. Для хорошей речи необходимы знание предмета, целеустремлённость и умение. Знание и цель неотъемлемы при приобретении умения, так как не имея, что сказать и потребности сказать. Оратор уподобляется кораблю «без руля и без ветрил». К тому же он должен быть уверен в себе. Оратор должен быть человеком потрясающей жизненной силы и энергии, человеком строгой морали и внутренней дисциплины. 10 заповедей оратора Слушайте с вниманием. Сначала стремитесь понять, затем уже - быть понятыми. 2. Говорите то, что Вы думаете, и думайте o том, что Вы говорите. Всегда говорите значимые вещи. Начинайте общение с замыслом повлиять на собеседника. 3. Используйте слова с наименьшим количеством слогов. Помните, что основная единица коммуникации не слово, а идея. 4. Равняйтесь на своего собеседника. Выразите те мысли и чувства, что Вы делите c ними. Даже если Вы считаете, что они неправы. Великие лидеры знают, что лидерство начинается с местоимения мы. 5. Говорите по существу. Талантливые ораторы добавляют изюминку в свои выступления в качестве красочных, детальных образцов. 6. Пусть действие соответствует слову, а слово - действию. Помните о невербальной коммуникации. Ваши жесты, поза, выражение лица, тон голоса и тысяча других крошечных нюансов, которые остаются вне произнесенного, фактически и несут истинное значение Вашего сообщения. 7. Структурируйте свою речь. 8. Говорите, чтобы быть понятыми. Развивайте Ваш голос, чтобы все могли слышать Вас. 9. Говорите в пользу других. 10. Говорите от имени своего идеального «Я». Будьте скромны. Наличие собственного мнения - это хорошо, но в большинстве случаев именно скромное поведение, содействует общению. Глава 3. Роды и виды ораторского искусства Речь выступает эффективным средством и важнейшей формой осуществления глобальной активности человека в обществе. Речевая деятельность, переплетаясь с другими видами деятельности, обслуживает их. В этой связи различают роды и виды речи. Род речи – это речевая деятельность, характеризующаяся определённой сферой применения и функционирования. Различают следующие роды речи: 1. Социально-политическая речь- это устное выступление в политико-идеологической сфере жизни общества, имеющие целью дать социально-политическую характеристику и оценку каких-либо фактов. Событий и процессов политической жизни, сформировать желательное для оратора мнение аудитории. Основные виды социально-политической речи: * Парламентская речь представлена докладами видных государственных деятелей, депутатов. * Дипломатическая речь – искусство ведения переговоров в целях расширения и углубления международного сотрудничества, поисков компромиссов и взаимоприемлемых решений. * Военно-патриотическая речь. Цель её - призвать, вдохновить и мобилизовать слушателей на защиту Отечества. * Агитаторская речь – мобилизация слушателей для решения конкретных общественно значимых задач. * Митинговая речь – это выступление, произнесённое на митинге или демонстрации. 2. Академическая речь имеет место в сфере научной общественной деятельности. Её цель- передача научных знаний, формирование у слушателей определенного научного мировоззрения. Распространённым видом академической речи являются: * Лекция – систематическое устное изложение материала, касающегося учебной, научной, политической и других тем. * Доклад – это краткое публичное сообщение на определённую тему. * Беседа – затрагивает обычно какую-либо узкую тему или отдельный факт. 3. Судебная речь имеет место в сфере административно-правовой общественной деятельности. Это публичная речь, обращенная к суду и всем участвующим и присутствующим, произнесённая в судебном заседании и представляющая собой изложение выводов оратора по рассматриваемому делу. Судебная речь классифицируется на виды по следующим основаниям: * По назначению: судебные речи при производстве по уголовному или по гражданскому делу * По стадиям судопроизводства: судебные речи в стадии предания подозреваемого суду, в судебном разбирательстве, в кассационной инстанции, в надзорной инстанции. * По субъектам: речь защитника, речь гражданского истца, защитительная речь подсудимого и др. 4. Социально-бытовая речь представлена юбилейными речами, выступлениями, застольными речами и тостами, надгробным словом. Цель этих речей – выразить эмоциональное отношение, дать оценку человеку или событию, явившемуся поводом для данного публичного выступления. 5. Духовная (церковно-богословская) речь – древний род речи, представленный проповедью, произносимой с церковного амвона и соединенной с церковной службой, а также официальными речами духовных лиц, адресованными самим служителям церкви или другим официальным лицам. Глава 4. Подготовка речи: выбор темы, цель речи Подготовка к выступлению – очень важное и ответственное дело в деятельности оратора. Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. Выбирая тему, нужно опираться на личный опыт, а также на возможность получить при необходимости дальнейшую информацию по данному вопросу в различных источниках. Тема должна быть интересной и для слушателей. Название темы должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. Необходимо приготовить несколько вводных замечаний, имеющих целью вызвать интерес к сообщению. При выступлении следует сделать всё, чтобы речь была ясной и интересной. Необходимо выбросить всё не имеющее отношение к выступлению, дать определения непривычных терминов, продумать как можно больше конкретных примеров и вопросов для перехода от одной мысли к другой. Надо обратить внимание, что пользуясь полными предложениями, вы вносите в выступление четкость и что каждая идея находит подкрепление в одном и более примерах. Глава 5. Основные приемы поиска материала После определения тематики выступления, его цели следует этап поиска и отбора материала. Если содержание речи взято не только из личных переживаний, то необходимо черпать материал из нескольких источников. К ним относятся: - официальные документы; - научная, научно-популярная литература; - справочная литература; - художественная литература; - статьи из газет и журналов; - передачи радио и телевидения; Важнейший этап подготовки ораторской речи – изучение отобранной литературы. Оратор должен вскрыть точки зрения различных авторов, сопоставить их. Выступающий должен следить за тем, не пропустил ли чего-либо существенного, важного. Необходимо следить за литературными новинками. Оратор должен знать насколько прошлогодние заметки иногда теряют смысл. В интересах оратора найти самые последние данные. С другой стороны, каждый текущий вопрос имеет свою историю, которую тоже необходимо знать. Во время подготовки выступления важно не останавливать свой выбор только на тех источниках, идеи которых соответствуют вашим. Оратор не должен смущаться, если после всестороннего изучения вопроса придётся изменить мнение. Новое убеждение станет поистине личным достоянием. Приступив к чтению, необходимо делать пометки и записи, неважно какая у вас память. Процесс составления заметок обостряет внимание. Глава 6. Начало, завершение и развертывание речи Выступление состоит из трех частей: вступления, доказательства и заключения. Вступление должно включать в себя краткое содержание той идеи, правильность, которой будет доказана во второй части речи. Существуют различные виды вступления. И его выбор зависит от сверхзадачи и аудитории, в которой оратор выступает. Основная часть выступления - доказательство. Оно может быть логическим, когда оратор логически доказывает аудитории правильность идеи. Информационное доказательство опирается на фактический и справочный материал. При выступлении необходимо установить зрительный контакт с аудиторией на протяжении всей речи. По мнению архиепископа Мэджи, существует три категории ораторов: « Одних можно слушать, других нельзя слушать, третьих нельзя не слушать». Голос – это мы и наши мысли. Звучность голоса даёт оратору возможность донести речь до всей аудитории. Речь хороша в зависимости от повторяющихся в ней различных приёмов выразительного подчёркивания. Существует гросспауза, она делается при смысловом переходе, для эмоционального эффекта, и для подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы. В каждое слово речи необходимо вливать как можно больше силы и энергии. Оратор должен знать, что выразительность и скорость речи – это разные вещи. Необходимо дать слушателю время вникнуть в наиболее содержательные мысли. Сражения выигрывают не только при перевесе в живой силе и снаряжении, но и при превосходстве стратегии и тактике. Как при сражении, речь необходимо планировать. Её содержание и приёмы должны быть стратегически разработаны так, чтобы они привели к поставленной цели. Оратор обязан знать, где могут понадобиться вспомогательные данные или стимулирующий интерес замечания и где следует опустить скучную и путанную подробность. При опровержении чужой идеи нужно говорить кратко, не забывать об интонационной гамме. Свою идею нужно повторять как можно чаще для того, чтобы она отложилась в подсознании слушателей. Речь надо решительно начать и решительно закончить. Поэтому заключение следует так же тщательно планировать, как другие разделы речи. Заключение должно подытожить речь или ещё раз внести в неё пояснения; расширить интерес слушателя, подкрепить смысл и значение сказанного, создать соответствующее настроение в конце речи. Заключение Ораторство представляет собой сложное интеллектуально-эмоциональное творчество публичной речи. В процессе общения важно уметь не только говорить, но и как бы со стороны слушать себя, оценивая убедительность, понятность, доходчивость собственных высказываний, уместность употребления различных речевых и неречевых форм коммуникации, степень эмоциональной окраски речи, выразительность своего речевого поведения. Совершенствование в ораторском искусстве, делая жизнь человека полнее и интереснее, способно принести величайшую радость. Но это и необходимость, ибо, как заметил еще более ста лет тому назад А.П. Чехов: «Дурно говорить должно бы считаться для интеллигентного человека таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания обучение красноречию следует считать неизбежным». Библиографический список 1. Каверин Б.И., Демидов И.В. Ораторское искусство: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 2. Поль Л. Сопер основы искусства речи. Ростов – на Дону, «Феникс», 1995. 3. Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. – М.: Цитадель, 2001. 4. Баев О.А. Ораторское искусство и деловое общение. М., 2002. 5. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, 2005. 6. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1990. 7. Михайличенко Н.А. Риторика. М., 1994. 8. Медведев А.В. Основы риторики. М., 2000 9. Интернет- ресурсы 13 ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: