- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Уголовно-правовая характеристика коммерческого подкупа
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W006456 |
Тема: | Уголовно-правовая характеристика коммерческого подкупа |
Содержание
4 ФИЛИАЛ АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА» В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Кафедра уголовно-правовых дисциплин КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Уголовное право» на тему: «Уголовно-правовая характеристика коммерческого подкупа» Выполнила: Колесник Б.В., обучающаяся 2 курса, заочной формы обучения группа ЮБЗ-ус-15.2-4 Научный руководитель: Шарапов Р.Д., доктор юридических наук, профессор Допущена к защите __________________ (подпись научного руководителя) Дата защиты: «___» ____________ 20__ г. Оценка______________ Тюмень 2017 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОММЕРЧЕСКОГО ПОДКУПА ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ КОММЕРЧЕСКОГО ПОДКУПА СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ КОММЕРЧЕСКОГО ПОДКУПА 6 6 13 ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ КОММЕРЧЕСКОГО ПОДКУПА И ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП ОСОБЕННОСТИ ОТГРАНИЧЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО ПОДКУПА ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП 16 16 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 28 ПРИЛОЖЕНИЯ 31 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Преступления против интересов службы в коммерческих организациях, а также в иных организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или местными учреждениями, составляют самостоятельную группу преступлений. Актуальность данной работы обуславливается большим количеством преступлений, совершаемых в экономической сфере, а именно в сфере экономической деятельности коммерческих и некоммерческих организаций. Коммерческий подкуп является преступлением, посягающим на общественные отношения, складывающиеся по поводу охраны собственности в Российской Федерации, и направленный против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Данный состав был закреплен в Уголовном кодексе Российской Федерации первоначальной редакции, в связи с необходимостью охраны данных общественных отношений, появившихся в результате становления в нашем государстве рыночной экономики и свободы предпринимательства. С момента появления данного состава в 1996 г. он претерпевал неоднократные изменения, постоянно находился в поле зрения законодателя, что подчеркивает актуальность рассмотрения данного состава как элемента борьбы с преступлениями коррупционной направленности в Российской Федерации. Руководители и иные лица в коммерческих организациях наделены управленческими полномочиями в своих структурах и, злоупотребляя данными полномочиями, могут причинить вред правам и законным интересам граждан, интересам организаций, в которых они работают, интересам других организаций, а также социальным и государственным интересам, что придает таким деяниям характер общественной опасности. Необходимо отметить, что в последние годы наблюдается снижение количества преступлений против интересов службы в коммерческих и некоммерческих организациях. Так, в 2016 г. число выявленных преступлений, предусмотренных ст. 204 Уголовного кодекса Российской Федерации («Коммерческий подкуп») составило 1165 случаев, в 2015 г. – 1802, в 2014 г. – 1557, в 2013 г. – 1958. Вместе с тем, данный состав преступления является одним из самых латентных, что позволяет с полной уверенностью сказать, что ни один официальный источник не отражает реальное состояние преступности в данной сфере. Так, П.И. Левченко отмечает: «Серьезную угрозу экономической системе Российской Федерации представляет такой вид коррупции в частном секторе, как коммерческий подкуп лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих или иных организациях. Разглашение факта совершения коммерческого подкупа в форме заявления в правоохранительные органы, зачастую не выгодно самим собственникам коммерческих или иных организаций, поскольку инвестиционная привлекательность такой организации резко ухудшается». С учетом изложенного, целью настоящей курсовой работы является проведение комплексного анализа особенностей уголовно-правовой характеристики коммерческого подкупа с учетом положений действующего уголовного законодательства и материалов правоприменительной деятельности. Для достижения указанной цели, в работе были поставлены следующие задачи: 1) определить понятие коммерческого подкупа, проанализировать объективные и субъективные признаки; 2) рассмотреть особенности квалификации коммерческого подкупа и провести его отграничение от смежных составов преступлений; 3) проанализировать условия освобождения от уголовной ответственности за совершение лицом коммерческого подкупа. Объектом изучения в данной работе являются общественные отношения, возникающие в связи с совершением коммерческого подкупа. Предмет рассмотрения составляют нормы отечественного уголовного законодательства, предусматривающие уголовную ответственность за коммерческий подкуп. Нормативно-правовую основу курсовой работы составили Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» и др. Теоретическую основу исследования составили учебные, научно-практические материалы, а также научные статьи и публикации по теме исследования таких авторов, как Д.А. Гришин, А.Э. Жалинский, В.И. Омигов, О.С. Степанюк, А.В. Степанюк, А.Г. Филогин, Я.Е. Хорошев и др. Методологическая основа исследования включает различные методы научного познания: анализ, синтез, системно-структурный и сравнительно-правовой метод. Эмпирическую основу исследования составили статистические данные, представленные на портале Министерства внутренних дел Российской Федерации. Структура работы обусловлена выдвинутыми целью и задачами исследования и включает введение, две главы, заключение, список используемых источников и приложения. ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОММЕРЧЕСКОГО ПОДКУПА 1.1. Объективные признаки коммерческого подкупа Несмотря на то, что в настоящее время законодатель предпринимает множественные попытки по пресечению и искоренению коррупции, действующее уголовное законодательство в этой области пока еще рано признавать совершенным. Вполне понятно также желание законодателя расширить перечень коррупционных преступлений и тем самым прикрыть различные лазейки для возможных преступных посягательств. Так, Федеральный закон от 03.07.2016 № 324-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 324-ФЗ) внес изменения в ряд статей, предусматривающих уголовную ответственность за преступления коррупционной направленности, в том числе и в ст. 204 Уголовного кодекса Российской Федерации «Коммерческий подкуп». Кроме того, положениями Федерального закона № 324-ФЗ УК РФ был дополнен статьями 204.1 «Посредничество в коммерческом подкупе», 204.2 «Мелкий коммерческий подкуп», 291.2 «Мелкое взяточничество». Действующая редакция ст. 204 «Коммерческий подкуп» Уголовного кодекса Российской Федерации включает в себя восемь частей и два примечания; в ней устанавливается уголовная ответственность за посредничество в коммерческом подкупе (ст.204.1). Как справедливо отмечают О.С. Степанюк и А.В. Степанюк, в данном случае устраняется диспропорция в вопросе уголовной ответственности за коммерческий подкуп и взяточничество, поскольку УК РФ уже содержит ст. 291.1 «Посредничество во взяточничество». В ст. 204 УК РФ законодатель объединил два тесно связанных состава: незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции коммерческой или иной организации, вознаграждения имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (ч.ч. 1, 2 ст. 204 УК РФ) и незаконное получение этим лицом такого вознаграждения (ч.ч. 3, 4 ст. 204 УК РФ). Оба этих состава как отмечает В.И. Омигов, «посягают на нормальную управленческую иную деятельность коммерческих иных организаций, причиняют или создают угрозу причинения существенного вреда правам законным интересам граждан или организаций, либо охраняемым законам интересам общества или государства». А.В. Журавель отмечает, что «коммерческий подкуп представляет собой одну из разновидностей коррупционного поведения, которое распространяется в современном обществе с невероятной скоростью. При этом, коммерческий подкуп как форма коррупции обладает всеми ее признаками, как частное обладает признаками целого». Отсюда следует, что мы можем рассматривать общественную опасность коммерческого подкупа как конкретной формы коррупции, не делая различия между общественной опасностью коммерческого подкупа и коррупции в целом. А.Э. Жалинский, отмечает, что коммерческий подкуп имеет «много общих признаков объективной стороны со взяточничеством». При этом, при коммерческом подкупе незаконное вознаграждение имущественного характера получается лицом, выполняющим управленческие функции коммерческой или иной организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, следовательно, нужно рассматривать иной объект коммерческого подкупа по сравнению объектом взяточничества. Такого же мнения придерживается Я.Э. Хорошев. Родовым объектом коммерческого подкупа являются общественные отношения, определяющие и регулирующие служебные интересы коммерческой или иной организации. Каждая коммерческая или иная организация функционирует с целью выполнения указанных в учредительном документе, например, уставе, задач и, соответственно, служащие организации должны при принятии своих решений и выполнении профессиональных обязанностей исходить из интересов организации. При этом, хотя понятие «служебных интересов» законодательно не определено, перечень действий, которые нарушают интересы службы, определен Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам злоупотреблении должностными полномочиями превышении должностных полномочий». Видовой и непосредственный объект коммерческого подкупа совпадают. Видовой объект и непосредственный объект коммерческого подкупа – совокупность общественных отношений, регулирующих порядок осуществления служебной деятельности в коммерческих и иных организациях, осуществляющих экономическую деятельность, связанных с получением вознаграждения за осуществление данной деятельности. Как следует из положений ст. 204 УК РФ, предметом коммерческого подкупа выступает незаконное вознаграждение, передаваемое лицу, выполняющему управленческие функции коммерческой или иной организации, за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. К видам вознаграждений относятся деньги, ценные бумаги, иное имущество, оказание услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав. Следует отметить, что размер вознаграждения законодателем не предусмотрен, что открывает большой простор для неоднозначного толкования. Понятие денег раскрывается в ст. 140 ГК РФ, и оно включает в себя как банковские билеты Российской Федерации, так и иностранного государства. Ключевым признаком в данном случае является то, что эти денежные средства находятся в обращении и могут быть платежным средством. Под ценными бумагами понимаются документы (государственная облигация, облигация, вексель, чек и др.), в которых установлены имущественные права, воспользоваться которыми возможно при их предъявлении. Необходимо понимать, что не каждый документ может быть отнесен к ценной бумаге, поэтому они обладают установленной законом формой и обязательными реквизитами, благодаря которым они и могут подтверждать имущественные права. Иное имущество имеет неисчерпывающее содержание, поскольку законодатель осознает нецелесообразность перечисления всего имущества, которое может быть предметом коммерческого подкупа. Однако это имущество не должно обладать признаками денег и ценных бумаг. В судебной практике в качестве переданного иного имущества выступает недвижимость, земельные участки, драгоценности и т.д. Если факт передачи материального предмета, имеющего экономическую стоимость (денежную оценку) не вызывает затруднения у суда при квалификации, то в категориях «незаконное оказание услуг имущественного характера» и «предоставление имущественных прав» следует разобраться с моментом окончания преступления. В п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» (далее – Пленум ВС РФ № 24) данное оценочное понятие не раскрывается, однако содержится указание на любые имущественные выгоды, получаемые лицом в результате коммерческого подкупа. В качестве примера в разъяснении указаны: предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами. Данный перечень является не исчерпывающим, однако момент окончания преступления связан с выполнением действия по предоставлению имущественной выгоды. Сложнее с установлением факта получения имущественного права. Пленум ВС РФ № 24 в пункте 9 содержит указание, что судам при установлении факта получения имущественного права необходимо понимать, как право на имущество, право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например, исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (ст. 1225 ГК РФ). Момент окончания дачи коммерческого подкупа связан с возникновение у лица, получающего имущественное право, юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др. Объективная сторона преступлений, предусмотренных ст. 204 УК РФ, включает себя передачу предмета коммерческого подкупа (ч.ч. 1, 2) получение его (ч.ч. 3, 4). В настоящий момент ч. 1 ст. 204 УК РФ устанавливает ответственность за незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции коммерческой или иной организации, предмета коммерческого подкупа за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. Форма совершения – действие. Также следует принять во внимание тот момент, что действующее уголовное законодательство России предусматривает, что лицо, выполняющее управленческие функции коммерческой или иной организации, совершает действие или бездействие, выражающееся в применении (уклонении от применения) возложенных на него обязанностей или предоставленных ему прав по управлению имуществом (или) работой персонала, либо выходящее за круг его служебных обязанностей, но основанное на служебном авторитете, осведомленности т.п., то есть так или иначе связанное с занимаемым положением. При этом ст. 204 УК РФ устанавливает, что такие действия могут быть как законными (ч.ч. 1, 3), так незаконными (ч.ч. 2, 4). Преступление окончено в момент получения выгоды, хотя бы ее части. Например, выгода в виде строительства дома будет получена с момента начала строительства. Не нужно ждать, когда подкупаемый реально поселится в этом доме. Если строительству дома предшествовало заключение договора, оплата по которому была «прощена» – подкуп (право по договору) окончен в момент подписания договора. Ответственность за коммерческий подкуп наступает лишь в случае совершения действий или бездействия в интересах дающего. Интересы дающего следует понимать широко, это может быть как имущественный, так и иной интерес. Интерес может состоять в совершении действий в пользу других лиц: родственников, друзей, знакомых, в пользу юридических лиц, так или иначе связанных с подкупающим и его интересами. Если лицо, получившее предмет коммерческого подкупа, совершило незаконное действие или бездействие, ответственность за которое предусмотрена отдельной статьей Особенной части УК РФ (в том числе и ст. 201 УК РФ), содеянное надлежит квалифицировать как совокупность преступлений. Хотя состав коммерческого подкупа является формальным, возможно покушение на это преступление, когда передача предмета подкупа не состоялись по не зависящим от лица обстоятельствам, например, подкупаемый отказался принять предмет коммерческого подкупа. Предложение и просьба лица совершить коммерческий подкуп в виде его дачи или получения не является не покушением на преступление, а приготовлением к нему. В п. 13 Постановления Пленума ВС РФ № 24 разъяснено, что получение либо передачу предмета подкупа при проведении оперативно-розыскного мероприятия нужно квалифицировать как оконченное преступление. При этом акцентируется внимание на том, сразу ли были изъяты ценности после их принятия. Пленум Верховного Суда РФ в п. 24 Постановления № 24 разъяснил, что, если лицо имело умысел на получение предмета подкупа и его получило, за что обязалось совершить действия (бездействия) в интересах дающего, однако выполнение их не представляется возможным из-за отсутствия у него соответствующих служебных полномочий, такое лицо подлежит ответственности за мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения. Данное разъяснение представляется правильным при условии, если уже в момент согласования условий подкупа или фактического его получения лицо не намерено было исполнить обещанное. В противном случае квалифицировать содеянное в качестве мошенничества будет нельзя ввиду отсутствия умысла на совершение хищения. При таких обстоятельствах (например, менеджер рассчитывал на то, что окажет противоправную услугу, используя авторитет занимаемой должности), содеянное правильно рассматривать в качестве коммерческого подкупа. Таким образом, в настоящее время под определением «коммерческий подкуп» понимается два самостоятельных состава преступления – незаконная передача вознаграждения и его незаконное получение. Данное разделение продиктовано необходимостью дифференцирования ответственности участников коммерческого подкупа, в зависимости от выполняемой ими роли. 1.2. Субъективные признаки коммерческого подкупа Субъективной стороной подкупа для лица, дающего предмет подкупа или получающего его, будет вина в форме умысла. При этом умысел будет прямой, поскольку подкупающий понимает, что вручаемые им ценности являются именно подкупом, осознает общественную опасность своих действий, связанных передачей незаконного вознаграждения лицу, выполняющему управленческие функции коммерческой или иной организации, желает их совершить. Субъектом преступления, предусмотренного частями 1 и 2 ст. 204 УК РФ (незаконная передача имущества или незаконное оказание услуг), может быть любое физическое вменяемое лицо, которое к моменту передачи предмета коммерческого подкупа достигло возраста 16 лет. Субъектом получения коммерческого подкупа, то есть преступления, предусмотренного частями 3 и 4 ст. 204 УК РФ, может быть только лицо, которое выполняет управленческие функции коммерческой или другой организации. В свою очередь подкупаемый осознает, что передающее лицо понимает, что он передает предмет подкупа, осознает общественную опасность незаконного получения предмета подкупа, равно незаконного пользования услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи занимаемым подкупаемым служебным положением, желает получить предмет подкупа. Подчас частному лицу (в том числе и выполняющему управленческие функции в организации) делегируются какие-либо особые полномочия, обязывающие его действовать добросовестно не в интересах организации, а в общественных интересах – такое лицо правильно рассматривать в качестве должностного лица, субъекта преступления, предусмотренного ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации. Так, например, за коммерческий подкуп осужден директор учебного комбината, имеющего лицензию на подготовку машинистов землеройной техники и крановщиков, который торговал подложными свидетельствами о прохождении обучения, на основании которых органы гостехнадзора выдавали удостоверения на право управления трактором. Заведующий учебным отделом организации взял взятку за незаконную выдачу свидетельства об обучении по специальности изолировщик-пленочник 4 разряда. Руководитель пункта ТО – за диагностическую карту автомобиля, на основании которой осуществляется страхование ОСАГО, без которого запрещена эксплуатация автомобиля. Очевидно, что во всех означенных случаях, подкуп никакого отношения к «коммерции» не имеет, называть его коммерческим нет оснований. Если лицо наделено полномочиями в общественных интересах, если оно юридически обязано действовать в общественных интересах – оно de lege ferenda должно рассматриваться в качестве публичного должностного лица. Проведенный анализ приводит к выводу о том, что незаконность подкупа вытекает из правовой обязанности лица действовать добросовестно в интересах организации, в которой он выполняет управленческие функции. Подкуп дается за нелояльный поступок в условиях конфликта интересов. Например, при совершении любой двусторонней сделки всегда имеет место конфликт интересов, поэтому получение вознаграждения от противной стороны за совершение такой сделки или за помощь в ее совершении правильно рассматривать в качестве подкупа. Получение же премии или подарка от начальства или хозяина бизнеса при тех же самых обстоятельствах в качестве подкупа рассматриваться не должно. ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ КОММЕРЧЕСКОГО ПОДКУПА И ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП 2.1. Особенности отграничения коммерческого подкупа от смежных составов преступлений Правильная квалификация преступлений – важнейшая предпосылка обеспечения законности в расследовании уголовных дел и рассмотрении их в суде. Дать правильную уголовно-правовую оценку содеянному – значит выявить признаки, свойственные исключительно совершенному деянию, отграничить от смежных составов преступления. Вопросы отграничения коммерческого подкупа от других составов преступлений могут возникать в тех ситуациях, когда получение и передача предмета подкупа имеют определенные признаки схожие с признаками других преступлений. Одним из таких вопросов является разграничение состава коммерческого подкупа с получением незаконного вознаграждения управленцем (ч. 3 ст. 204 УК РФ) и злоупотреблением служебными полномочиями (ст. 201 УК РФ). В составе преступления, зафиксированного в ч. 3 ст. 204 УК РФ, кроме признаков схожих со злоупотреблением полномочиями (ст. 201 УК РФ) имеются признаки, разграничивающие названные преступления, включая то, что юридический состав служебного злоупотребления сформулирован в законе в качестве материального (для его наличия состава этого преступления необходимо наступление таких последствий, как существенное нарушение правоохраняемых интересов), тогда как состав коммерческого подкупа является формальным. Существенные же отличия данных преступлений в практическом аспекте заключаются в следующем. В ситуации злоупотребления должностными полномочиями действующее законодательство подразумевает только такое действие (либо бездействие) лица, выполняющего управленческие функции, которое проистекало из его полномочий и имело непосредственную связь с реализацией профессиональных прав и обязанностей, которыми наделено это лицо в силу занимаемой должности в соответствующей организации. Обозначенное действие при получении незаконного вознаграждения представляет собой лишь один из вариантов соответствующего поведения лица наряду с содействием таким действиям (бездействию) за определенную имущественную выгоду в силу занимаемой должности. Да и в целом указанные действия располагаются за пределами состава коммерческого подкупа. Определенную важность при отграничении получения предмета коммерческого подкупа от злоупотребления служебными полномочиями по действующему уголовному закону имеет дефиниция содержания выгоды, которую получает соответствующее лицо посредством использования своих должностных полномочий. Например, получение выгоды нематериального характера за действия (бездействие), связанные с использованием служебного положения, исключает наступление ответственности за коммерческий подкуп. Наличие существенного нарушения правоохраняемых интересов является основанием может служить основанием для квалификации содеянного в качестве злоупотребления полномочиями. Из сказанного следует, что наиболее широкий перечень выгод, получаемых управленцем из использования своих должностных полномочий, свойственен именно злоупотреблению полномочиями. Направленность и содержание умысла виновного имеет немаловажное значение для проведения отграничения получения взятки при коммерческом подкупе от состава злоупотребления служебными полномочиями. Если сознание виновного охватывает тот факт, что соответствующие материальные ценности предоставляются ему незаконно и за предопределенное поведение в пользу передающего их, а также то, что подкупающий понимает факт передачи им незаконного вознаграждения и именно за действия (бездействие) должностного лица в его пользу, то в данном случае имеет место коммерческий подкуп. Если же у управленца такое сознание отсутствует, его действия должны быть квалифицированы как злоупотребление полномочиями. По схожим основаниям осуществляется отграничение коммерческого подкупа от подкупа участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184 УК РФ). В последнем случае в качестве субъекта преступления могут выступать спортивные судьи, тренеры, спортсмены, руководители спортивных команд, организаторы и иные участники профессиональных спортивных соревнований, а также члены жюри или организаторы зрелищных коммерческих конкурсов. Следует пояснить, что различие в субъектах указанных преступлений влечет различие в объектах. При этом в качестве объекта преступления, предусмотренного ст. 184 УК РФ, выступают общественные отношения, которые регулируют сферу организации и проведения профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов и обеспечивающие их беспристрастную оценку. Из сказанного следует, что состав преступления, предусмотренного ст. 184 УК РФ, является специальным по отношения к составу, предусмотренному ст. 204 УК РФ. Поэтому при разграничении данных составов уместно применение правил конкуренции общей и специальной нормы. Отличие передачи предмета коммерческого подкупа от провокации коммерческого подкупа следует проводить в основном по субъективной стороне. Решающее значение здесь имеет цель, которую преследует лицо, пытающееся передать незаконное вознаграждение. При коммерческом подкупе подкупающий преследует цель добиться от управленца совершения определенных деяний в своих интересах. Целью же действий субъекта при провокации коммерческого подкупа является искусственное создание видимости наличия доказательств того, что данное лицо, выполняющее управленческие функции, было намерено незаконно получить имущественные ценности за совершение в связи с занимаемым им служебным положением действий (бездействия) в интересах дающего эти ценности. Целью субъекта может быть также использование этого как средства шантажа против управленца. Иным для преступления, закрепленного в ст. 304 Уголовного кодекса Российской Федерации, является и объект преступления, в качестве которого выступают интересы правосудия. Коммерческий подкуп имеет определенное сходство с мошенничеством. Это касается случаев, когда управленец вводит дающего в заблуждение относительно собственных возможностей, создает у того ложное мнение о своих полномочиях и получает за обещанные деяния незаконное вознаграждение. На самом деле его служебное положение не дает ему возможности выполнить обещанные деяния в пользу дающего. Также следует квалифицировать случаи, когда лицо вводит в заблуждение подкупающего, представляясь управленцем, и получает от него вознаграждение за действия (бездействие) которые он якобы может совершить в пользу подкупающего. Что касается действий лица, дающего незаконное вознаграждение, то они, подлежат квалификации как покушение на коммерческий подкуп, в случае если передача ценностей преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействия). Как мошенничество следует квалифицировать действия, когда лицо принимает предмет коммерческого подкупа от подкупающего для последующей его передачи управленцу и присваивает его. В случае если посредник передает управленцу только часть имущества, а остальное без согласия, подкупающего присваивает, то данные действия должны рассматриваться как посредничество в коммерческом подкупе и мошенничество. Итак, при квалификации коммерческого подкупа следует проводить отграничение по объекту и субъекту преступления. Так при коммерческом подкупе объектом преступления является соблюдение законности в функционировании рыночных механизмов, таких как свобода конкуренции, коммерческая тайна, защита прав потребителя и др. Так же обязательный признак коммерческого подкупа – причинение ущерба или иного вреда интересам организаций (юридических лиц), как тем, в которых работает получатель подкупа, так и сторонним организациям; государственным или общественным интересам; охраняемым законом правам граждан. От смежных составов – преступлений, предусмотренных ст. ст. 290, 291 Уголовного кодекса Российской Федерации, – дача и получение взятки – преступление, предусмотренное ст. 204 Уголовного кодекса Российской Федерации, отличается по субъекту преступления. В ст. 204 Уголовного кодекса Российской Федерации это лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой организации, в ст. ст. 290, 291 Уголовного кодекса Российской Федерации – должностное лицо. При разграничении хищений и коммерческого подкупа, указывается, что в действиях виновного содержится состав хищения, а не получения незаконного вознаграждения, при наличии следующих признаков: - приобретение материальных благ за счет изъятия их в результате служебного злоупотребления; - передача материальных ценностей управленцу соучастниками хищения или не причастными к преступлению лицами не за какие-либо действия по службе, а в виде присвоения незаконно полученных средств или за реализуемое похищенное имущество; - умысел, направленный на безвозмездное незаконное обращение в свою собственность имущества, хотя бы и передаваемого должностному лицу либо в виде доли похищенного, либо в форме платежа за неправомерно отчужденную материальную ценность. 2.2. Освобождение от уголовной ответственности за коммерческий подкуп Несмотря на то, что преступление относится к категории тяжких преступлений (квалифицированный состав дачи коммерческого подкупа) законодатель в примечании допустил возможность освобождения от уголовной ответственности при совершении коммерческого подкупа (только по ч.1 и ч. 2 ст. 204 УК РФ – за дачу взятки). Необходимо проанализировать условия, при которых возможно освобождение от уголовной ответственности за дачу коммерческого подкупа. Для освобождения необходимо в совокупности установить два условия – это активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления (обязательное в обоих случаях условие) и два условия на выбор, закрепление которых фактически обозначает два варианта освобождения от уголовной ответственности: 1) если имело место вымогательство у субъекта дачи коммерческого подкупа, 2) если лицо добровольно сообщит о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Следует уточнить, что до принятия Федерального закон от 04.05.2011 № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» в примечании содержалось всего два альтернативных признака освобождения. После принятия указанного Федерального закона, как было отмечено выше, необходимо установить один обязательный признак: активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления. Необходимо констатировать, что освобождение от уголовной ответственности зависит от активного посткриминального поведения виновного лица, так как преступление уже имеет оконченный состав преступления. В первую очередь проанализируем обязательное в обоих альтернативных случаях освобождение от уголовной ответственности условие – «активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления». В п. 29 Постановления Пленума ВС РФ № 24 разъясняется, что способствование, во-первых, возможно только путем действия, во-вторых, действия должны быть направлены на изобличение причастных к совершенному преступлению лиц (взяткодателя, взяткополучателя, посредника, лиц, принявших или передавших предмет коммерческого подкупа) или обнаружение переданного имущества, в качестве предмета коммерческого подкупа и др. Вымогательство предмета коммерческого подкупа, как одно из альтернативных условий, разъясняется в п. 18 Постановления Пленума ВС РФ № 24, и под ним понимается не только требование специального субъекта (признаки которого раскрываются в ст. 201 УК РФ), передать предмет коммерческого подкупа. Все это должно быть сопряжено с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица. Так же под вымогательством понимается заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (например, умышленное нарушение установленных законом сроков рассмотрения обращений граждан. Вместе с тем, в правоприменительной практике может возникнуть проблема, связанная с толкованием понятия вымогательства, содержание которого разъяснено в Постановлении Пленума ВС РФ № 24. Так, в пунктах 9 и 18, законодатель использует два понятия «вымогательство взятки», раскрывая его как «предметы и услуги, права» и «заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы». Второе понятие уже предмета коммерческого подкупа, раскрытого в п. 9. Полагаем, что в п. 18 следует конкретизировать признаки предмета коммерческого подкура и исключить разночтения разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в правоприменительной практике....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: