VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Уголовная ответственность за взяточничество

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W011048
Тема: Уголовная ответственность за взяточничество
Содержание
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ИМПЕРАТОРА ПЕТРА I»

Гуманитарно-правовой факультет

Кафедра уголовного права и уголовного процесса

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Уголовное право»

на тему:
«Уголовная ответственность за взяточничество»

Выполнил:
 студент  гуманитарно - правового факультета 
дневного отделения
Ю-2-4
Сизова А. Е.
Научный руководитель: к. ю. н., доцент
Ратникова Н. Д.
Работа защищена
Оценка__________
Подпись научного руководителя___________
«____»___________2018 г.



ВОРОНЕЖ
2018
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА	5
1.1Понятие и сущность взяточничества	5
1.2 Современное состояние борьбы со взяточничеством	6
ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПОЛУЧЕНИЯ ВЗЯТКИ	8
2.1 Объективные и субъективные признаки получения взятки	8
2.2 Квалифицирующие признаки получения взятки	13
ГЛАВА 3. УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ДАЧИ ВЗЯТКИ	16
3.1 Объективные и субъективные признаки дачи взятки	16
3.2Квалифицирующие признаки дачи взятки	17
3.3Освобождение от уголовной ответственности	19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	24






ВВЕДЕНИЕ

     Тема взяточничества, безусловно, считается одной из распространенных и опасных проявлений коррупции. Коррупция – это процесс при котором должностное лицо, наделенное определенной властью, использует ее для личного обогащения. Коррупция включает в себя взяточничество, вымогательство, мошенничество, злоупотребление властью, растрату и отмывание денег. Понятию взяточничества, его видам, сущности, составу в юридической литературе уделено много внимания.
     Опасность взяточничества состоит в том, что взяточник, превращает властные полномочия в предмет торговли. Он не только использует властные полномочия вопреки интересам общества и государства, полномочия эти предоставивших, но и “продает” их посторонним лицам. Для взяточничества, как проявления коррупции, характерны все ее основные черты (извлечение выгод из должностного положения, изменнический характер, поражение аппарата публичной власти).
     Представленная тема является особенно востребованной в настоящее время,  поскольку в условиях экономического кризиса коррупция представляет серьезную общественную опасность для всей системы экономических и общественных отношений.
     Понятие «Взяточничество» объединяет два самостоятельных преступления: получение взятки (ст. 290 УК РФ), и дача взятки (ст. 291 УК РФ).
     Объектом данной курсовой является комплекс общественных отношений и интересов, возникающих в связи с применением уголовно-правовых норм за дачу и получение взятки.
     Предметом данной курсовой выступает уголовное законодательство Российской Федерации, закрепляющее ответственность за взяточничество. 
     Цель курсовой работы - анализировать уголовную ответственность за взяточничество. 
     Для осуществления поставленной цели предложен ряд задач:
     1. Изучить понятие взяточничества;
     2. Рассмотреть современное состояние борьбы с взяточничеством;
     3. Провести подробный анализ уголовной ответственности за дачу и получение взятки.
     Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы. При написании работы были использованы учебная, периодическая литература и нормативно-правовые акты.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА

1.1 Понятие и сущность взяточничества

     Взяточничество - одно из древнейших и распространенных проявлений коррупции. Оно относится к числу наиболее скрытых преступлений в связи с тем, что наблюдается взаимная заинтересованность взяткодателя и взяткополучателя. Эта связь тщательно скрывается.
     В законодательстве взяточничество – это корыстное служебное преступление, одно из видов нарушения служебного долга. Суть преступления заключается в том, что должностное лицо получает от других лиц или организаций заведомо незаконное материальное вознаграждение за свое служебное поведение или в связи с занимаемой должностью.1
     В российском уголовном праве дается следующее определение взятки. Взятка - наиболее характерное, опасное и распространенное преступление, во всей гл. 30 УК РФ, т.к. является типичным проявлением коррупции. Высокая степень общественной опасности получения взятки заключается еще и в том, что это преступление, дезорганизует работу государственного аппарата, дискредитируют его в глазах населения.2
     Проблема взяточничества на настоящее время актуальна во всем мире. Одна из причин взяточничества – это то, что чиновник может распоряжаться не принадлежащими ему «ресурсами» путем принятия или непринятия тех или иных решений. Это такие ресурсы как бюджетные средства, приватизация, государственные и муниципальные заказы или льготы и т.д.
     Взяточничество - собирательный термин, охватывающий собой два самостоятельных, независимых состава должностных преступлений - получение взятки и дачу взятки. Получение взятки является более опасным деянием, поэтому состав преступления структурно расположился впереди статьи, которая предусматривает ответственность за дачу взятки.
     Уголовную ответственность влечет как явная, так и завуалированная взятка. Примером завуалированной взятки является погашение несуществующего долга, прощение долга, преднамеренный проигрыш в карты и т. д.
     Такие взятки составляют лишь очень незначительную часть выявленных взяток, что указывает не только на их сравнительную редкость, но и на сложность их расследования.
     Из изложенного следует, что взяточничество подрывает авторитет государственных учреждений, дискредитирует органы власти, ведет к нарушениям принципа социальной справедливости. Также взяточничество нередко связано с различного рода злоупотреблениями по службе, превышением должностных полномочий, совершением других незаконных действий, что увеличивает общественную опасность данного преступления.
     
1.2 Современное состояние борьбы со взяточничеством
     Взяточничество – довольно распространенное и опасное коррупционное преступление в жизни российского общества, так как оно затрагивают все сферы жизни современного человека. Оно все еще остается серьезным препятствием для прогрессивных преобразований в процессе развития современного российского государства.3Взятки даются и берутся при прописке и регистрации, поступлении в образовательные учебные заведения, сдаче в них экзаменов. Коррупция в деятельности правоохранительных органов приносит значительный урон интересам граждан и в этот же момент ставит под сомнение законное выполнение своих обязанностей чиновниками соответствующих подразделений. 
     Причины такого распространения коррупции очевидны:
     1) низкая зарплата российского чиновника;
     2) страшная нравственная деградация современного российского общества, когда деньги оказались едва ли не единственными ценностями массового этического сознания;
     3) низкий культурный уровень чиновника, ориентация его на удовлетворение почти исключительно животных потребностей;
     4) незаинтересованность властей в борьбе с коррупцией, т.к. с коррумпированным чиновником легче работать (без претензий, моральных принципов, собственного достоинства и в неограниченном подчинении);
     5) неразвитость демократических институтов, недостаток эффективных форм социального контроля, низкая правовая и политическая культура и “забитость” населения;
     6) монополизм и олигархия в экономике, продажность СМИ;
     7) низкое качество законодательства, ориентированного не на правовые, а на распорядительные методы регулирования практически всех сфер общественной жизни;
     8) излишний аппарат публичной власти, в особенности аппарат местного самоуправления.4
     По общему мнению практиков и ученых, уголовно-правовые средства борьбы со взяточничеством используются не достаточно результативно. Данный вывод подтверждается практикой назначения наказания за взяточничество. 
     В 2000 году Верховный Суд РФ вынес Постановление № 6 «О судеб-ной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» достаточно полно и всесторонне разъясняет основные признаки и понятия, касающиеся квалификации взяточничества, а именно: субъекта преступления, предмета взятки, квалифицирующих признаков взяточничества и др.
     Стоит отметить, что не более одной пятой части выявленных взяточников осуждается к реальным мерам наказания. Зачастую к ним применяются нормы уголовного законодательства, позволяющие применять наказание ниже низшего предела, предусмотренного санкциями соответствующих статей.
     Анализируя нынешнее состояние взяточничества и коррупции, можно сделать вывод, что несмотря на имеющиеся положительные тенденции, их уровень на данном уровне весьма значителен. Такое положение приводит к тому, что в массовом сознании уже закрепилось мнение, что без «стимулирования» тех либо иных служащих или должностных лиц, невозможно решать ни одну житейскую проблему. Граждане нашей страны реально чувствуют влияние коррупции в ходе своего непосредственного взаимодействия с представителями органов государственной власти и местного самоуправления, когда зачастую тот либо иной вопрос можно решить лишь посредством дачи взятки, в самых различных формах, соответствующим чиновникам.
     Борьба с взяточничеством – не криминальная, а системная проблема. Низкое качество работы правоохранительных органов, которые сами разъедаются взяточничеством, профессиональный уровень работников в общей массе не соответствует сложности проблем. Поэтому правоохранительная система не может в одиночку справиться с этой задачей; ее должны решать сообща государство и общество.
     













ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПОЛУЧЕНИЯ ВЗЯТКИ

2.1 Объективные и субъективные признаки получения взятки
     
     Согласно статье 290 Уголовного Кодекса Российской Федерации под получением взятки понимается – получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (ч. 1 ст. 290 УК РФ).5
     Понятие предмета взятки раскрывается в статье 290 Уголовного Кодекса РФ. Взятка может быть выражена не только в деньгах, ценных бумагах, ином имуществе, но и в выгодах имущественного характера. Не имеет значения, идет ли речь о российской или иностранной валюте, главное, чтобы они находились в официальном денежном обращении, на момент совершения преступления.6 
     Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении (ст. 142 ГК РФ). К ним относят: государственные облигации ГКО, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя, акции, приватизационные ценные бумаги и другие.
     Выгода имущественного характера – это занижение стоимости передаваемого имущества по сравнению со стоимостью аналогичного имущества для других покупателей, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами и т.д.7 В приговоре суда должна быть указана денежная оценка такой выгоды. Если взятка была предоставлена родным и близким должностного лица, он согласился с этим либо не возражал против такого предоставления выгоды и использовал свои должностные полномочия в интересах взяткодателя, действия должностного лица квалифицируются как получение взятки.8
     Предметом взяточничества может быть имущество, изъятое из свободного оборота или ограниченное в таком обороте. Виновные лица несут также ответственность и за незаконный оборот этих предметов.
     Получение взятки в виде драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга должны квалифицироваться не только как взяточничество, но и по статье 191 Уголовного Кодекса РФ (незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга).9
     Также, дача и получение взятки в виде наркотических средств и психотропных веществ, либо оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств дополнительно квалифицируется и по статьям об ответственности за незаконный оборот этих предметов.10
     Изъятые деньги и другие ценности, являющиеся предметом взятки и признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства на основании пункта 4 статьи 81 УПК РФ, как нажитые криминальным путем. 
     Объект преступления – это совокупность общественных отношений, обеспечивающих незыблемость основ конституционного строя и безопасность государства, нормальное функционирование государственных органов, относящихся к различным ветвям государственной власти, а также интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
     Объективная сторона - получение должностным лицом взятки лично или через посредника. Она может быть принята родными и близкими должностного лица, если оно выразило такое положение (согласие) или не возражало против этого. Взятка может носить для посторонних завуалированный характер и осуществляется посредством заключения фиктивного трудового договора, возвращения несуществующего долга и т. п.
     Субъектом преступления может быть не только должностное лицо, но иностранное должностное лицо или должностное лицо публичной международной организации.11
     Должностное лицо – это представитель власти, чиновник, который в силу своих должностных полномочий выполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях РФ.
     В качестве взяткодателя могут выступать частные лица, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также должностные лица. Должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предложившее своему подчиненному добиваться желаемого действия или бездействия путем дачи взятки, несет ответственность как взяткодатель, а работник, договорившийся о выполнении за взятку обусловленных действий и вручивший взятку, должен нести ответственность как соучастник дачи взятки.
     Субъективная сторона получения взятки – это преступление с прямым умыслом.12
     При получении взятки виновный осознает, что он получает незаконную имущественную выгоду за совершение действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, и желает так поступать.
     Состав получения взятки формальный.
     Преступление считается оконченным с момента принятия взяткополучателем хотя бы части передаваемых ценностей.13
     Взятка может быть получена: 
     а) за действия (бездействие), входящие в компетенцию должностного лица и правомерных в связи с осуществлением определенных функций. Это такие действия (бездействие) должностного лица, которые оно имеет право или обязано совершить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями, иначе говоря, субъект, не выходя за рамки служебной компетенции, мог или обязан был совершить определенные законном правомерные действия (бездействие);
     б) за то, что должностное лицо в силу своего должностного положения способствовало совершению действий (бездействию) в интересах взяткодателя со стороны иных должностных лиц. В этом случае виновный в силу занимаемого должностного положения может оказать воздействие на других должностных лиц, которые находятся у него в подчинении либо воздействовать на них авторитетом своей должности;
     в) общее покровительство по службе представляет собой незаслуженное поощрение, внеочередное необоснованное повышение в должности, предоставление дополнительных отпусков служащим, находящимся в подчинении должностного лица;14
     г) попустительство по службе заключается в непринятии должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагировании на них неправомерные действия.15
     Время передачи незаконного вознаграждения на квалификацию не влияет.
     Закон не относит мотив и цель получения взятки к обязательным признакам состава преступления, однако очевидно, что мотив данного преступления корыстный, а целью является личное обогащение или получение какой-либо имущественной выгоды.16Корыстной целью является получение виновным незаконной материальной выгоды.
     
2.2 Квалифицирующие признаки получения взятки
     Санкцией статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрены ряд наказаний за получение взятки от штрафа в размере до одного миллиона рублей до лишения свободы на срок до 3 лет.
     При этом, наказание ужесточается при наличии квалифицирующих признаков.
      Квалифицированные виды получения взятки содержатся в ч. 2-6 ст.290 УК РФ. В них также указаны признаки состава преступления, которые имеют повышенную опасность.
     Часть 2 статьи 290 УК РФ содержит квалифицированный состав преступления - получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере.17 Это сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей (примеч. 1 к статье 290 УК).
     Часть 3 ст. 290 УК устанавливает уголовную ответственность за такой квалифицированный состав взятки, как получение ее за незаконные действия (бездействие).18 Под незаконными действиями понимаются действия (бездействие), которые не вытекали из должностных полномочий лица либо совершались вопреки интересам службы, а также деяния, которые содержат признаки преступления или иного правонарушения.
     Часть 4 ст. 290 УК РФ предусматривает еще один квалифицирующий признак–совершение преступления лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления.19
     Квалифицирующим признаком преступления является ответственное должностное положение виновного. Следует отметить, что ответственность согласно части 4 статьи 290 УК РФ наступает за совершение деяний, предусмотренных частями 1, 2 и 3 статьи 290 УК РФ. Таким образом, ответственность взяткополучателя наступает независимо от характера совершенных действий (бездействия) в пользу взяткодателя.
     Особо квалифицированным и наиболее опасным составом преступления (ч. 5 и ч. 6 ст. 290 УК РФ) является совершение деяний, предусмотренных ч. 1, 3, 4 этой статьи:
     а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
     Преступление считается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в преступление принимало участие два или более должностных лица, которые заранее договорились о совместном совершении преступления. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из лиц.20
     В организованную группу могут входить лица, не являющиеся должностными, которые заранее объединились. Она создается для многократного получения взяток. При наличии оснований они несут ответственность согласно части 4 статьи 34 УК как организаторы, подстрекатели либо пособники. Организатор организованной группы взяточников несет ответственность за все совершенные ею преступления, если они охватывались его умыслом, а другие участники несут ответственность за подготовку или совершение преступлений, в которых они участвовали.
     В обоих вариантах группового получения взятки преступление признается оконченным с момента принятия взятки (либо ее части) хотя бы одним из должностных лиц.
     б) если имело место вымогательство взятки; 
     Вымогательство – это требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов (завуалированная форма).21
     в) в крупном размере (ч. 5 ст. 290 УК) или в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ).
     Крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки - превышающие один миллион рублей.
     Судебная практика показывает, что получение взятки в крупном размере возможно следующими способами: получения сразу же всей взятки в крупном размере либо ее получение по частям. Именно из соображений конспирации предмет взятки передается и, получается, по частям. Такие действия, представляют собой отдельные эпизоды продолжаемого преступления и должны квалифицироваться как получение взятки в крупном размере.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
ГЛАВА 3. УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ДАЧИ ВЗЯТКИ

3.1 Объективные и субъективные признаки дачи взятки
     Согласно статье 291 УК РФ, дача взятки – это действие, которое предполагает собой незаконное вручение или каким либо другим образом передачу материальных ценностей какому либо должностному лицу.22
     Дача взятки неразрывно связана с ее получением. Стоит сказать, что получение взятки не может состояться, если не было дачи взятки. Одно не существует без другого. Следственно, объект и предмет дачи взятки в полном объеме совпадает с аналогичными признаками состава получения взятки (ст. 290 УК РФ).
     Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в передаче предмета взятки лично или через посредника должностному лицу либо иностранному должностному лицу или должностному лицу публичной международной организации за выполнение определенных действий в интересах взяткодателя или иных лиц, чьи интересы представляет взяткодатель.23
     Субъект преступления — общий. Им является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. 24
     В качестве взяткодателя могут выступать частные лица, лица, выполняющее управленческие функции в коммерческой (иной) организации (прим. 1 к ст. 201 УК), так и должностные лица (прим. 1 к ст. 285 УК), что не имеет значения для квалификации дачи взятки.
     Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом: виновный сознает, что он передает деньги или иные ценности должностному лицу за его служебное поведение, и желает этого. Однако, если субъект все-таки добросовестно заблуждался относительно оснований передачи предмета взятки, считая, что это не вознаграждение, либо не осознавая его неправомерность, то в этом варианте состав дачи взятки отсутствует.25
     Конструкция состава преступления — формальный состав преступления. Это преступление признается оконченным с момента, когда хотя бы часть ее принята должностным лицом. Следственно оставление денег в кабинете таких лиц, а также иные случаи, когда передача взятки не произошла по причинам, не зависящим от взяткодателя, образует покушение на дачу взятки (часть 3 статьи 30, статья 290 УК РФ).
     Цели и мотивы дачи взятки могут быть самые разные, как побуждения личного порядка, так и корыстные. Это желание добиться намеченного результата в обход закона или отблагодарить получателя взятки за решение, принятое в пользу взяткодателя.26
     Взятка берется и дается за служебные действия (бездействие) должностного лица в интересах самого взяткодателя или представляемых им физических или юридических лиц. Это могут быть интересы членов семьи взяткодателя, других его родственников или близких лиц, а также интересы коммерческих и некоммерческих организаций, государственных или муниципальных органов или учреждений, которыми руководит или доверенным лицом которых является взяткодатель.


3.2 Квалифицирующие признаки дачи взятки

     Квалифицирующим признаком дачи взятки является ее дача в значительном размере (ч. 2 ст. 291 УК РФ), т.е. в сумме, превышающей двадцать пять тысяч рублей.
      Часть 3 статьи 291 УК РФ предусматривает ответственность за дачу взятки за совершение должностным лицом заведомо незаконных действий (бездействие).
     Для вменения взяткодателю данного квалифицирующего признака необходимо доказать умысел взяткодателя, знание им того, что взятка дается именно за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействия).
     Путем дачи взятки субъект может склонить должностное лицо к совершению заведомо противоправного действия (бездействия) по службе, которое само по себе является преступлением. В этих случаях он должен нести ответственность за подстрекательство к конкретному преступлению, совершенное должностным лицом.
     Если же виновный дает взятку за решение какого-либо вопроса, но не знает, будет ли совершенное для этого действие (бездействие) законным или нет, содеянное им следует квалифицировать по ч. 1 ст. 291 УК.
     Необходимо отличать взяткодателя от посредника во взяточничестве, через которого может осуществляться передача и получение взятки.
     Взяткодатель–это лицо, которое заинтересованно в соответствующих действиях получателя взятки. Посредник – это лицо, представляющее чужие интересы, выступает не от своего имени. Решение о даче взятки принимает взяткодатель, посредник лишь осуществляет его волю и является соучастником преступления.
     Если лицо получает от взяткодателя деньги или иные ценности для передачи должностному лицу и присваивает их, содеянное следует квалифицировать как хищение чужого имущества путем мошенничества (ст. 159 УК) или присвоение (ст. 160 УК), что зависит от обстоятельств дела.27
     Особо квалифицированным составом преступления (ч. 4 и ч. 5 ст. 291 УК РФ) является совершение деяний, предусмотренных ч. 1-3 этой статьи:
     а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
     Дача взятки признается совершенной группой лиц по предварительному сговору, если в преступление принимало участие несколько лиц, заранее договорившихся о совместном совершении преступления и действующих в общих интересах, либо организованной группой, которая характеризуется устойчивостью, распределением ролей среди соучастников, длительностью существования, планированием совершения двух или более преступлений.28
     б) в крупном размере (ч. 4 ст. 291 УК) или в особо крупном размере (ч. 5 ст. 291 УК РФ).
     Крупный размер взятки превышает сумму в сто пятьдесят тысяч рублей.
     Наиболее опасный вид дачи взятки – это совершение деяния, пред- усмотренного ч. 1–4 настоящей статьи, в особо крупном размере (один миллион рублей).
     Таким образом, строгость наказания за получение взятки ставится в зависимость от размера взятки.
     
3.3 Освобождение от уголовной ответственности
     В примечании к статье 291 Уголовного Кодекса выделяются три независимых, специальных основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности: 
     а) если со стороны должностного лица в его отношении имело место вымогательство взятки;
     Нецелесообразность привлечения к уголовной ответственности объясняется тем, что лицо вынуждено дать взятку, чтобы не допустить нарушения своих законных прав и интересов.
     б) добровольность заявления о даче взятки;29
     Важным моментом считается то, что взяткодатель делает сообщение добровольно, только по собственному желанию.30 Мотивы добровольного сообщения о даче взятки могут быть разными: раскаяние, страх перед наказанием, стремление отомстить взяткополучателю, не выполнившему свои обещания, уговоры знакомых и друзей и т.д.
     При выявлении любого из этих обстоятельств органы предварительного следствия, прокурор либо суд обязаны освободить взяткодателя от уголовной ответственности. Именно этой позиции придерживается и судебная практика.
     Добровольным считается сообщение, сделанное не вынужденно, а по собственному желанию взяткодателя при осознании им того обстоятельства, что о данной им взятке органам власти еще не известно.
     Добровольность исключается, когда заявление сделано в связи с вызовом гражданина в органы следствия либо прокурору для дачи показаний по фактам конкретных преступлений. 
     Если в процессе расследования уголовного дела лицо заявляет о факте дачи взятки, который не известен правоохранительным органам, это необходимо рассматривать как добровольное заявление, в связи с чем лицо может быть освобождено от уголовной ответственности. Сообщение о даче взятки должно быть подано тому органу, который правомочен возбудить уголовное дело (суд, прокуратура, орган дознания).31 Не имеет значения, какой промежуток времени прошел с момента дачи и получения взятки.
     Если лицо передавало взятку дважды, но за одно из преступлений оно было освобождено от уголовной ответственности на основании примечания к статье 291 Уголовного Кодекса, то второе преступление не может рассматриваться как совершенное неоднократно.32
     По толкованию закона соучастники в даче взятки, добровольно сообщившие о преступлении, освобождаются от уголовной ответственности в силу того же примечания к статье 291 УК.
     В случае если субъект, у которого вымогают взятку, перед ее передачей известит об этом в правоохранительные органы, а после под контролем работников этих органов с целью изобличения виновного передаст принадлежащие ему материальные ценности должностному лицу, то оно не подлежит уголовной ответственности. В действиях лица, передавшего такую "взятку", отсутствует состав преступления, поэтому принадлежащие ему материальные ценности, обязаны быть ему возвращены. Деяние должностного лица в данном случае необходимо квалифицировать по ст. 30 и 290 УК как покушение на получение взятки.
     Освобождение взяткодателей от уголовной ответственности по мотивам вымогательства взятки либо добровольного сообщения о даче взятки не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления. Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки.
     в) если активно способствовало раскрытию и расследованию преступления.
     Активное способствование лицом раскрытию и расследованию преступления заключается в том, что органам дознания или следствия предоставляется информация, имеющая значение для раскрытия и расследования совершенного с его участием преступления либо о своей роли в преступлении. Оно сообщило лиц, участвовавших в совершении преступления, их данные и место нахождения, сведения, подтверждающие их участие в совершении преступления. Также указало лиц, которые могут дать свидетельские показания, указало место сокрытия похищенного, место нахождения орудий преступления, иных предметов и документов, которые могут служить средствами обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела.
     Таким образом, поощряется позитивное постпреступное поведение лица, которое оказало помощь в выявлении взяткополучателя, а также иных лиц, причастных к этому преступлению.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     
     Исследуемая проблема очень актуальна не только для современной России, но и для всего мира. Борьба с коррупцией в настоящее время не останавливается, так как масштабы слишком большие. Взяточничество – это преступление против интересов государства, органов власти и местного самоуправления и относится к категории преступлений, которые довольно сложно доказать.
     Оно является двуединым преступлением, ответственность за которое предусмотрена двумя статьями УК РФ — ст. 290 «Получение взятки» и ст. 291 «Дача взятки». 
     Самостоятельными данные составы преступлений считаются потому, что они совершаются разными субъектами, различное содержание объективной стороны, уголовная ответственность взяткополучателя возможна при освобождении от нее взяткодателя.
     Вместе с этим, получение взятки и дача взятки имеют ряд общих признаков. Оба преступления посягают на единый видовой объект — государственную власть, интересы государственной службы, интересы службы в органах местного самоуправления, нормальную деятельность муниципальных и государственных учреждений. Получение взятки и дача взятки имеют единый предмет преступления. Взятка передается за определенное служебное поведение должностного лица. 
     Как дача взятки, так и получение взятки признаются оконченными преступлениями с момента принятия предмета взятки должностным лицом. Оба преступления совершаются с прямым умыслом.
     Преступления, ответственность за которые предусмотрена ст. 290, 291 УК РФ, справедливо считаются крайне трудными для раскрытия и расследования.
     Опасность взяточничества определяется тем, что оно зачастую влечет за собой совершение других тяжких преступлений - особо крупных хищений, нанесение существенного вреда рыночному хозяйству и т.п. Взяточничество порой приобретает устойчивые формы, что взяточники объединяются в организованные группы и преступные сообщества, проникая во властные и управленческие структуры, правоохранительные органы, которые, в конце концов, становятся важнейшим средством обеспечения безопасности деятельности организованной преступности.
     Целый ряд вопросов, связанных с взяточничеством, имеют неоднозначное толкование в науке, законе и правоприменительной практике, что объективно требует их дальнейшего изучения и разработки. В первую очередь, для того чтобы проблема уменьшилась нужно повысить материальное благосостояние работников, создать такие условия, которые исключили бы саму возможность взяточничества. При четком и добросовестном выполнении правоохранительными органами своих задач, сплоченности общества в борьбе с любыми видами проявлений коррупции, собственной заинтересованности граждан по обеспечению правопорядка в стране, у России появляется шанс избежать криминализации всех сфер жизни путем коррупции, также это будет служить важнейшим шагом вперед на пути построения гражданского общества.
     
     
     
     
     
     


     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
     
I. Нормативно – правовые акты

     1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
     2. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрании законодательства Российской Феде.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44