- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Творческий портрет режиссера как коммуникативный феномен и речевой жанр
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W011817 |
Тема: | Творческий портрет режиссера как коммуникативный феномен и речевой жанр |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Кемеровский государственный университет" Новокузнецкий институт (филиал) Историко-филологический факультет Кафедра теории и методики обучения русскому языку и литературе Студентка группы РЛ-13-01 А.А.Шиляева КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА" ТЕМА: "Творческий портрет режиссера как коммуникативный феномен и речевой жанр" Работа защищена с оценкой «_____________» Руководитель канд. пед. наук, доцент Т.А. Федосеева _____________________ «____»___________2016 г. Новокузнецк 2016 Содержание Содержание 2 ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. РЕЖИССЕР КАК ПРЕДМЕТ РЕЧИ 5 1.1. Режиссура как вид художественного творчества 5 1.2. Речевой жанр как коммуникативное явление 8 1.3. Творческий портрет режиссера: характеристика жанра 13 Выводы 17 ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ РЕЖИССЕРА КАК ОСОБЫЙ РЕЧЕВОЙ ЖАНР 18 2.1. Речь, характеризующая режиссера и его творчество 18 2.2. Творческий портрет режиссёра в представлении современных студентов: констатирующий срез 25 Выводы 30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32 ПРИЛОЖЕНИЕ 35 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования Специфика режиссуры может быть раскрыта и воплощена в теорию только при условии сочетания богатого опыта, накопленного режиссурой в различных сферах. Особую сложность в данной сфере представляет отсутствие фундаментальных исследований в области режиссуры. Исследование творческого портрета режиссера как коммуникативного феномена и речевого жанра представляет одну из самых актуальных тем на сегодняшний день. Ряд исследователей делает попытки обозначить основные коммуникативные черты творческого портрета режиссера, например, такие исследователи, как И.В. Журавлева, В.Ю. Богатырев, Б.Р. Мандель, В.Н. Поляков, М. Ромм, В.Д. Сошников, А.А. Тарковский, Л.И. Футлик и другие. Однако, на наш взгляд, единой точки зрения на данный вопрос до сих пор не выявлено. Также актуальность данного исследования обусловлена проблематикой понятия речевого жанра как коммуникативного явления. Разработанное изначально в трудах М.М. Бахтина, понятие речевого жанра стало находиться в центре внимания лингвистов, подходящих к данному вопросу с различных ракурсов (например, Н.Ф. Алефиренко, В.В. Дементьев, К.А. Долинин, П.И. Костомаров, К.Ф. Седов, Т.В. Шмелева и другие). Усилиями лингвистов и языковедов, коммуникативная природа понятия «жанр» сегодня четко утверждена в лингвистической науке и распространяется не только на художественные тексты, но и на результаты других видов искусств и человеческой деятельности. Гипотеза исследования состоит в следующем: мы предполагаем, что в творческий портрет режиссера могут входить разнообразные жанры речи, а тек же он обладает специфическими особенностями, отличающими его от творческих портретов других персоналий. Объект исследования – творческий портрет персоналии, а предмет исследования – жанровые признаки творческого портрета режиссера. Актуальность работы определила цель исследования – рассмотреть творческий портрет режиссера как коммуникативный феномен и речевой жанр. Для достижения цели необходимо решить ряд задач: 1. Рассмотреть режиссуру как вид художественного творчества. 2. Изучить речевой жанр как коммуникативное явление. 3. Проанализировать жанр как характеристику творческого портрета режиссера. 4. Составить творческий портрет режиссера. 5. Определить уровень знаний студентов о творческом портрете режиссера. Методы исследования: метод анализа научной литературы, метод классификации, констатирующий эксперимент (анкетирование), статистическая обработка результатов эксперимента. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Во введении обосновывается актуальность исследования, определяется цель и задачи, гипотеза, выделяются предмет и объект исследования, приводятся методы исследования, описывается структура работы. В первой главе рассматривается понятие «режиссура» с точки зрения художественного творчества, изучается речевой жанр как коммуникативное явление и речевой портрет режиссера, как особый профессиональный жанр речи учителя. Во второй главе анализируется творческий портрет режиссера с точки зрения жанра и уровень знаний студентов о нем, а так же составляется пример «идеального» портрета режиссера. Библиографический список содержит наименования научных трудов, изученных нами в ходе проведения исследования. В приложении содержатся материалы констатирующего эксперимента (анкеты). ГЛАВА 1. РЕЖИССЕР КАК ПРЕДМЕТ РЕЧИ 21 век – это время технологий, интернета и инноваций. Современного школьника очень сложно заинтересовать чтением и изучением художественных произведений. Следовательно, для учителя русского языка и литературы, важное место занимает процесс возрождения интереса ученика к чтению. Анализ практики учителей словесников показывает, что процесс возрождения у школьников интереса к чтению и изучению художественных произведений может успешно осуществляться за счет связи литературы и ее театрализации или экранизации. На наш взгляд, одним из путей объединения искусства слова и режиссуры в современном уроке является использование особого речевого жанра - творческого портрета режиссера. Под ним понимают особый педагогический жанр профессиональной речи учителя, в котором сочетаются портретная характеристика и характеристика творчества, представленные различными жанровыми моделями. 1.1. Режиссура как вид художественного творчества Для того чтобы выяснить специфику творческого портрета режиссера, нам нужно обратиться к понятию «режиссура» в целом. Профессия режиссера требует от человека не только особых усилий, но и нестандартное творческое видение окружающего мира, природную одаренность и выдержку. Режиссура – это определенный вид художественного творчества, который применяется в различных видах искусства. Исследователи Б.Р. Мандель, Л.И. Футлик и многие другие работали в этой области. Режиссура как «искусство создания цепи мизансцен (в театре) и кадров (в кино)» выделилась лишь в XX веке. Материальным носителем образности в режиссуре стали пространственные композиции, сменяющие друг друга во времени [12, с. 17]. Режиссура - это «своеобразный вид художественного творчества, позволяющий создавать пространственно-пластическое, художественно-образное решение идейно-тематического замысла произведения одного из «зрелищных искусств» с помощью только ему присущих выразительных средств» [22, с. 73]. Кратко рассмотрим историю эволюции режиссуры как вида художественного творчества. С точки зрения В.Ю. Богатырева, режиссуру можно считать «изобретением» драматического театра. Именно в тот период, когда репертуар большой оперы окончательно сложился и стал восприниматься как классический текст, появилась профессия режиссера, целью которого было претворить в жизнь «столь необходимую и давно назревшую для эволюции оперного театра реформу» [4, с. 286]. Г.А. Товстоногов также указывает, что корни режиссуры заложены в искусстве театра. Далее режиссура развивалась благодаря научно-теоретическим открытиям К. Станиславского, деятелям кинорежиссуры (С. Эзейштейна, В. Пудовкина). А появление кинематографа определило основные современные средства и свойства режиссуры телевидения. С технологическим процессом, начавшимся в XX в., и продолжающимся до сих пор, режиссура стала использовать функции и методы медийности, новаторства, т.е. всего того, что связано с искусством, рождающимся посредством компьютерной и другой электронной техники [12, с. 17]. Предметом режиссуры признается человеческое общение посредством художественных средств. В связи с этим режиссура – это «двуединый творческий процесс режиссуры художественных выразительных средств и режиссуры самой жизни» [22, с. 73]. В качестве результата режиссерского процесса следует выделить образ определенного события или театрализованной коммуникации. Большинство исследователей приходит к мнению, что режиссерская профессия очень сложна. Ее сложность заключается в том, что личность является одновременно и творческим материалом, и самим творцом, т.е. человек выступает в режиссуре как сумма действий. А действие как наиболее значительный источник драматургии и театральности – это «общая, обязательная основа для одного из критериев режиссерского таланта» [13, с. 284]. Не зря М. Ромм говорит, что «научить режиссуре невозможно, но научиться ей – можно» [14, с. 6]. Поэтому можно утверждать, что режиссура является настолько сложным предметом, она связана с таким большим количеством разнообразных знаний и навыков, что до сих пор не существует единой точки зрения на процесс режиссуры и творческий портрет режиссера в целом. Однако некоторые исследователи все же пытаются выделить основные характеристики современного режиссера. Так, с точки зрения В.Н. Полякова, режиссер должен иметь чувство действия, конфликта, движения. Для работы режиссера необходим аналитический интеллект, творческая потребность самовыражения, способность к обобщениям, фантазия, образное мышление, пространственное воображение, способность руководить многими людьми, а также высокий ритм работы [13, с. 284]. Разные исследователи предлагают различные виды режиссуры как художественного творчества. Так, в исследовании В.Д. Сошникова предлагается наиболее распространенная классификация на три вида режиссуры: театральная режиссура, кинорежиссура и режиссура телевидения [17, с. 115]. Каждый из данных видов режиссуры обладает собственным набором характерных черт, особой спецификой, различными аспектами (психологическими, культурно-историческими, социальными, художественно-эстетическими и т.д.). В учебном пособии Л.И. Футлика предлагается большее количество видов режиссуры, а именно: режиссура драмы, режиссура музыкального театра (оперы, балета, оперетты), режиссура кино, режиссура эстрады, режиссура цирка, режиссура театрализованных представлений и массовых праздников. Причем сегодня понятие «режиссура» распространяется на художественную организацию не только различных произведений коллективного творчества, но и жизненных общественных акций, например, режиссура общественных и политических кампаний, презентации, режиссура художественных вернисажей, парада мод, книги, музыкального альбома, школьного урока и т.п. [22, с. 73]. Следовательно, под режиссурой можно понимать художественный процесс создания композиции гармонического целого из различных компонентов произведений искусств и явлений реальной жизни. 1.2. Речевой жанр как коммуникативное явление Многие ученые, такие как – М.М. Бахтин, Т.В. Шмелева, В.Е. Гольдин, Н.Ф. Алефиренко, П.И. Костомаров и другие, работали в области исследования речевых жанров. Существует распространенное мнение, что речевая коммуникация является одной из разновидностей коммуникации, а речь – это компонент общения. В рамках коммуникации вербальная часть сообщения накладывается на невербальную коммуникацию. Следовательно, коммуникативная и некоммуникативная деятельность человека тесно связаны между собой. В связи с этим, речевой жанр предполагает слияние коммуникативных и некоммуникативных явлений, их параллельное развитие. [6, с. 23]. При этом подходе объединения вербальной и невербальной составляющих коммуникации, речевым жанром необходимо считать частную разновидность коммуникативного жанра, «вербально-знаковое оформление типических ситуаций социального взаимодействия людей» [16, с. 8]. Основоположником теории речевых жанров по праву считается известный русский языковед М.М. Бахтин, который строил свою теорию на убеждении, что коммуникация тесно переплетена с ситуациями, в которых она происходит. Именно эти ситуации, в рамках которых наблюдается коммуникация, образуют относительно устойчивые коммуникативные формы, которые и следует, согласно М.М. Бахтину, считать речевыми жанрами. Таким образом, М.М. Бахтин определяет речевой жанр как «устойчивую, закрепленную бытом и обстоятельствами форму жизненного общения» [3, с. 249, с. 256], «относительно устойчивый тематический, композиционный и стилистический тип высказывания» [2, с. 165]. М.М. Бахтин высказывает мнение, что речевые жанры для человека – это «приводные ремни от истории общества к истории языка» [3, с. 255]. Понятие «речевые жанры», принятое М.М. Бахтиным, подразумевает деление на первичные (простых – непосредственно простое общение) и вторичные (сложных - романы, драмы, научные исследования и т.п.) речевые жанры. К речевым жанрам относятся, по мнению М.М. Бахтина, 1) короткие реплики бытового диалога, разнообразие видов которых в зависимости от его темы, ситуации, состава участников чрезвычайно велико; 2) бытовой рассказ; 3) письмо (во всех его разнообразных формах); 4) короткая стандартная военная команда; 5) развернутый и детализированный приказ; 6) довольно пестрый репертуар деловых документов (в большинстве случаев стандартный); 7) разнообразный мир публицистических выступлений; 8) все жанры художественной литературы (от поговорки до многотомного романа) [2, с. 3]. Опираясь на слова Бахтина и его понимание «речевого жанра» творческий портрет режиссера можно охарактеризовать как первично-вторичный жанр, использующий и творчески перерабатывающий различные виды персонифицированных и других жанров, имеющих отношение к творческой личности: писем, воспоминаний, биографий, автобиографий, портретных очерков и пр., а, следовательно, имеющий комплексную жанрово-стилистическую форму. Теория М.М. Бахтина впоследствии была подхвачена различными учеными и исследователями, видоизменяясь и трансформируясь до современного состояния. Так, Т.В. Шмелева указывает, что речевой жанр необходимо считать особой моделью высказывания, и утверждает, что при современном подходе к Бахтинской теории модель речевого жанра – это «типовой проект», схема, канон в коммуникации [23, с. 92]. Выделенные Шмелевой модели речевых жанров: информативные, императивные, этикетные, оценочные – должны различаться по сферам общения, как официального, так и повседневного и могут охватывать как первичные, так и вторичные речевые жанры. Другой современный исследователь делает вывод о том, что речевые жанры представляют собой всю совокупность высказываний, объединенных общей смысловой направленностью и типичные для речевого поведения говорящего. С его точки зрения, речевые жанры как коммуникативное явление обладают ярко выраженной ситуативной спецификой и иллюстрируют поведение говорящего как активного участника коммуникативного процесса [11, с. 185]. Н.Ф. Алефиренко подходит к изучению понятия речевого жанра как коммуникативного явления в его тесной связи с дискурсом. Этот исследователь полагает, что речевой жанр является «дискурсивным типом, объединяющим тематически, композиционно и стилистически маркированные речевые акты, характеризующиеся общностью коммуникативной цели, авторской интенцией, языковой личностью адресата и архитектоникой ситуативного контекста общения» [1, с. 17]. Метафорическое определение мы можем найти у К.Ф. Седова, который считает, что речевые жанры – это «буферное пространство нашего сознания, где в одновременном существовании сливаются представления об эталонах социально значимого взаимодействия людей и о нормах речевого оформления такого взаимодействия» [15, с. 17-18]. Речевой жанр обладает рядом признаков, позволяющих отнести высказывание к тому или иному речевому жанру. Выделяются такие признаки речевого жанра, как его целенаправленность, завершенность, целостность, непосредственный контакт с реальной деятельностью, непосредственное отношение к чужим высказываниям, смысловая полноценностью, экспрессия, типичная жанровая форма [10, с. 638]. Как мы отметили выше, понятия «речевой жанр» и «коммуникативный жанр» можно назвать синонимичными. Однако В.В. Дементьев утверждает, что коммуникативное событие первично по отношению к речевому жанру. Именно коммуникативный жанр в конечном счете определяет тип речевого поведения, который задается речевой коммуникацией, допустимые нормы речевого поведения, конкретные стратегии и тактики поведения, стандартные речевые поступки коммуникантов и т.д. [7, с. 124]. Вернемся к теории речевых жанров М.М. Бахтина. У этого ученого было множество последователей, которые, вслед за ним, отождествляли и продолжают отождествлять речевой акт и речевой жанр. Однако другая группа современных исследователей открыто критикует теорию М.М. Бахтина и противопоставляет понятия речевого акта и речевого жанра. Существует также третье объединение лингвистов, которые не отождествляют, но и не противопоставляют данные понятия, а соотносят их, отмечают их оси пересечения, указывают основные сходства и отличия данных явлений [18, с. 135]. Что касается количества речевых жанров, их невозможно определить достаточно достоверно, поскольку речевые жанры многочисленны и разнообразны. Их разнообразие связано, с точки зрения М.В. Иркабаевой, с множеством коммуникативных ситуаций, развитие которых зависит от сферы деятельности человека, от цели коммуникации и т.д. [10, с. 638]. К.А. Долинин указывает, что именно коммуникативная когнитивно-конструктивная сущность речевого жанра обуславливает жанровую идентификацию реципиентом: «знание жанровых канонов обеспечивает идентификацию жанра получателем (для чего часто бывает достаточно небольшого отрезка дискурса), т.е. ориентировку в речевом событии, в котором он участвует, активизацию соответствующего сценария, хранящегося в долговременной памяти, и, следовательно, настройку на нужную волну, включение соответствующей установки, и, как следствие, возможность прогнозировать дальнейшие речевые действия партнера, дальнейшее развертывание дискурса и адекватно реагировать на него» [8, c. 10]. Речевой жанр как коммуникативное явление выполняет несколько функций. Одной из наиболее важных функций является опознание интенции говорящего адресатом. Другими словами, адресат имеет возможность распознать коммуникативные намерения говорящего, т.е. его речевой замысел, при помощи модели речевого акта [21, с. 67]. Среди других функций К.А. Долинин выделяет: во-первых, ориентацию адресата в речевом событии посредством соответствующего сценария и установки говорящего; во-вторых, руководство в речевом поведении для адресанта; в-третьих, выстраивание речи по правилам определенного жанра для манифестации себя как носителя определенного статуса и исполнителя некоторой роли; в-четвертых, сплочение индивидов в обществе, поскольку для успешной интеграции в социуме человек должен не только владеть соответствующим языком, но и выполнять общепринятые правила речевого поведения [8, c. 9]. Основными признаками речевого жанра, по мнению большинства ученых, оказываются: адресат, адресант, наблюдатель, референтная ситуация, канал связи, общий контекст взаимодействия, время, место и окружающая обстановка, коммуникативная цель, образ автора, образ адресата, образ прошлого, образ будущего, тип диктумного (событийного) содержания, языковое воплощение речевого жанра. Таким образом, в дальнейшей работе под речевым жанром мы будем понимать частную разновидность коммуникативного жанра, устойчивую коммуникативную форму, представляющую собой особую модель высказывания в определенном типе дискурса. Речевой жанр по своей специфике и функциям является важным составляющим творческого портрета режиссера. Важнейшие качества речи, вытекающие из речевого жанра и определяющие его природу, это персонализованность и адресованность, что является значимым для исследования творческого портрета режиссера в нашей работе. 1.3. Творческий портрет режиссера: характеристика жанра Термин «творческий портрет» обозначает жанр, исследующий автора, творца. Изучив ряд образцов творческих портретов режиссеров, мы пришли к выводу, что при характеристике монолога как разновидности речи о творческой личности нужно сделать упор на такие факторы, как фактор адресанта и адресата, средства передачи информации, вид текста, его содержание. Рассмотрим перечисленные факторы на примере фрагмента творческого портрета режиссера Никиты Сергеевича Михалкова, написанного В. Познером в книге «Познер о «Познере»»: Главное, что я почувствовал во время этой программы, – удивление. Идея пригласить Михалкова не нуждалась в объяснениях: человек всем известный и обсуждаемый, так сказать, «ньюсмейкер». Не говоря о том, что Никита Сергеевич – выдающийся русский кинорежиссер и актер. Многие его картины вошли в золотой фонд киноискусства, и не только русского. Но, приглашая его, я был почти уверен, что он откажется. Дело в том, что мы с ним не то чтобы противники, однако мы идейно несовместимы. В одном интервью Никита Сергеевич заявил примерно следующее: если Познер сказал «черный», то он, Михалков, скажет «белый». Словом, мы с ним разнополюсные. Поэтому я крайне удивился, когда он на мое приглашение ответил согласием. Мне было очень интересно разговаривать с ним: Михалков – человек талантливый, незаурядного ума, кроме того, он быстр, ловок, обладает чувством юмора. Я думаю, что многим эта программа в некоторой степени «открыла» Михалкова; тот, кто следил за его глазами (почти не смеющимися, хоть сам он много и часто смеялся), за его руками, за его жестикуляцией и мимикой, должен был увидеть совсем не ту персону, к которой все привыкли. Впрочем, это лишь мое мнение, не более того. Так вот, об удивлении. То, что говорил Никита Сергеевич по поводу России, по поводу русского народа, по поводу русского человека просто вышибло меня из седла. Приведу несколько примеров: «Мы любим обиженных и любим обижаться». «Проблема русских – славянский характер, отсутствие воли жить». «Русская литература погубила Россию». И так далее. Я слушал и думал: если бы это говорил я, разыгрался бы скандал на всю страну. Мне припомнили бы все: и то, что у меня три гражданства, и мои слова о том, что я не русский, меня назвали бы врагом народа (как сделала это в своем блоге одна пассионарная депутатша), русофобом, потребовали бы убрать меня с телевизионного экрана, придумали бы какой-нибудь вариант несостоявшегося «Закона Познера»... А к Никите Сергеевичу – никаких претензий. [27] Рассмотрим и проанализируем факторы на примере творческого портрета Н.С. Михалкова. Адресантом творческого портрета режиссера может выступать критик, друг писателя, зритель и другие люди, лично знакомые с режиссером, либо считающие нужным посвятить ему свое речевое высказывание. В данном примере адресантом выступает В.В. Познер. Если рассматривать применимо к уроку, то адресантом выступает учитель-словесник, который составляет творческий портрет режиссера. Наряду с адресантом необходимо учитывать и фактор адресата. В случае если творческий портрет появляется в рамках монографии, критической статьи, воспоминании о режиссере, адресатом является читатель, способный воспринимать информацию о режиссере и заинтересованный в его личности и творчестве. Приведенный творческий портрет Н.С. Михалкова ориентирован на читателей, желающих больше узнать о популярном даже за рубежом режиссере, из уст известного писателя и ведущего. В ситуации педагогического общения адресатом, как правило, являются учащиеся, студенты. Из многообразных вариантов адресант, чтобы быть понятным, вынужден выбирать такие, которые являются общими для его речевого опыта и речевого опыта адресата. В противном случае информация не дойдет до слушателя и коммуникация не состоится. В таком жанре, как творческий портрет режиссера, можно выделить несколько коммуникативных интенций. В работах, посвященных жанру творческого портрета, как основная выделяется цель – с помощью яркой, запоминающейся информации заинтересовать личностью творца ученическую аудиторию, не подготовленную, не обладающую достаточным объемом знаний (или же имеющую их в минимальном объеме), вызвать желание познакомиться с его произведениями. Также выявляется ряд дополнительных интенций, которые позволяют популяризировать творчество режиссера, обозначив неизвестные черты режиссера, способствовать эмоционально-эстетическому восприятию изучаемого произведения и т.п. [9] Изучая жанр с точки зрения фактора формы, приходим к следующим выводам. Творческий портрет содержит определенный набор микротем, объединенных вокруг основных содержательных «стержней»: портретной характеристики и характеристики творчества. В науке выявлен стуктурно-композиционный компонент творческого портрета, особенностью которого является наполнение содержания внутренними жанрами, в которые входят: * биографическая справка; * портретная характеристика; * рассказ о случае из жизни; * фрагменты критических статей; * беседы; * дневниковые записи и т.п. [9, с. 91] В примере творческого портрета режиссера Н.С. Михалкова присутствует характеристика личности: «…человек всем известный и обсуждаемый, так сказать, «ньюсмейкер». Не говоря о том, что Никита Сергеевич – выдающийся русский кинорежиссер и актер. Многие его картины вошли в золотой фонд киноискусства, и не только русского. <…> … Михалков – человек талантливый, незаурядного ума, кроме того, он быстр, ловок, обладает чувством юмора. Я думаю, что многим эта программа в некоторой степени «открыла» Михалкова; тот, кто следил за его глазами (почти не смеющимися, хоть сам он много и часто смеялся), за его руками, за его жестикуляцией и мимикой, должен был увидеть совсем не ту персону, к которой все привыкли». Дополняет характеристику личности цитирование: «Так вот, об удивлении. То, что говорил Никита Сергеевич по поводу России, по поводу русского народа, по поводу русского человека просто вышибло меня из седла. Приведу несколько примеров: «Мы любим обиженных и любим обижаться»…» (В.В. Познер) Давно уже не секрет, что обращение к различным видам искусства повышает качество восприятия, а значит, и эффективность учебного процесса. Таким образом, охарактеризовав творческий портрет режиссера как персонифицированный жанр речи с точки зрения нескольких факторов, можно сделать следующие выводы. Адресантов в ситуации педагогического общения у творческого портрета два: учитель, тщательно отбирающий и перерабатывающий сквозь призму театрального видения о творческой личности, а также сам режиссер, обладающий особым видением мира, способностью лаконично представлять в своих произведениях самые острые конфликты жизни. Адресатом творческого портрета режиссера, как правило, является учащийся, воспринимающий как познавательную, информативную, так и эмоциональную, эстетическую сторону речи учителя с точки зрения возрастных возможностей. Творческий портрет режиссера можно отнести к полиинтенциональным речевым жанрам, среди главных целей которого – заинтересовать личностью творца и популяризировать его творчество. В структурном отношении главной особенностью творческого портрета является его особенность быть как самостоятельной жанровой формой, так и включенной в другие, более крупные, рамочные жанры (лекции, экскурсионной речи, родословной режиссера и т.п.). С учётом выявленных особенностей под творческим портретом режиссера мы будем понимать педагогический жанр профессиональной речи учителя, в котором содержатся сведения о личности и особенностях творчества режиссера-постановщика. Выводы Согласно поставленным задачам, в данной главе мы изучили режиссуру как вид художественного творчества, мы можем утверждать, что режиссура, развивавшая с XX века, присуща различным видам искусства и обладает набором специфических признаков и выразительных средств. В качестве предмета режиссуры выступает коммуникация; результатом режиссуры является образ определенного коммуникативного события. В научной литературе выделяется большое количество различных видов режиссуры, основными из которых являются театральная режиссура, кинорежиссура и режиссура телевидения. Так же мы изучили речевой жанр как коммуникативное явление и пришли к выводу, что речевой жанр – это разновидность коммуникативного жанра, особая модель высказывания, характеризующаяся целенаправленностью, целостностью, полноценностью, экспрессией и типичной жанровой формой. Среди функций речевого жанра выделены опознание интенции говорящего, ориентация адресата в речевом событии, руководство в речевом поведении, выстраивание речи по правилам жанра, сплочение индивидов. Речевой жанр по своей специфике и функциям является важным составляющим творческого портрета режиссера. Творческий портрет режиссера можно отнести к полиинтенциональным речевым жанрам, среди главных целей которого – заинтересовать личностью творца и популяризировать его творчество. ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ РЕЖИССЕРА КАК ОСОБЫЙ РЕЧЕВОЙ ЖАНР На первом этапе исследования мы выяснили, что творческий портрет режиссера относится к специфическому речевому жанру. В современной коммуникативной ситуации нужно обращение к этому жанру на уроках литературы. Для того чтобы сформулировать понятие о творческом портрете режиссера необходимо рассмотреть основные жанровые формы, которые могут входить в творческий портрет режиссера, проанализировать примеры этих жанровых форм и выявить их достоинства и недостатки. Исходя из полученных данных, дать характеристику творческому портрету режиссера. 2.1. Речь, характеризующая режиссера и его творчество Для полного понимания замысла режиссера нужно для начала познакомиться с его биографией, временем жизни режиссера и временем постановки, а также историей ее создания. Нам следует обратиться к специфическому жанру: творческому портрету режиссера. Как мы уже говорили, исследователи считают, что в творческий портрет может включать множество жанров, обязательных и факультативных. Биографическая справка представляет собой факты из жизни персоналии. Для того чтобы заинтересовать слушателей, нужно очень осторожно подходить к выбору информации, т.к. зачастую ученикам тяжело воспринимать сухое изложение фактов. «Одна из самых ярких ролей сыгранных им в Центральном театре Советской Армии это роль Ганечки в спектакле по роману Федора Михайловича Достоевского «Идиот». В 1985-89 годах - актер Московского драматического театра им. Ермоловой, где наиболее заметными ролями стали роли в спектаклях «Спортивные сцены 81 года» и «Второй год свободы», (реж. Валерий Фокин). За роль римского императора Калигулы в одноимённом легендарном спектакле Петра Фоменко, поставленном в 1990 году, получил премию и диплом Фестиваля «Московские сезоны». В 1991 году сыграл роль Сергея Есенина в спектакле «Когда она танцевала» Лондонского театра «Глобус», с Ванессой Редгрейв в роли Айседоры Дункан. В 1992 году был удостоен за эту роль премии имени Лоуренса Оливье Британской Академии искусств. Затем там же актёр участвовал в спектакле по Н.В. Гоголю «Игроки» в роли Ихарева». (О.Е. Меньшиков) [24] Также поведать нам о режиссере могут его современники, близкие друзья и родственники. В данном случае нам следует обратиться к портретной характеристике. «В актёрской манере Меньшикова это проявляется умением говорить без слов. Держать паузу, играть одними глазами, даже одним своим присутствием, молча, порой и не глядя на зрителя – но так, чтобы зритель ощутил всё то, что ощущает герой, почувствовал его душу». (О.Е. Меньшиков) [26] Лучше всего для знакомства с персоналией подойдут дневниковые записи и рассказ о случае из жизни, отражающие самые интересные и необычные события, которые повлияли на становление личности и на дальнейшую судьбу режиссера. «Когда я учился в третьем классе, я совершил свой первый, мягко говоря, неблаговидный поступок. Я был записан в несколько библиотек в районе, и вдруг откопал еще одну, новую. Для того чтобы записаться, надо было принести справку из школы. И книжки тебе выдавали бы соответственно тому классу, в котором ты учился. Но я сильно опередил по чтению сверстников. В школьной справке, выданной для библиотеки, указывалось, что я ученик 3-го (было, к счастью, написано цифрой) класса. Я такими же чернилами переделал цифру 3 на 5, совершив, таким образом, подлог. Я волновался, конечно, когда вручал библиотекарше липовый документ, но она ничего не заметила, и я стал получать книги, положенные пятиклассникам.». (Э.А. Рязанов) [29] «СЕНТЯБРЬ. Премьера «Жестокого романса» и ретроспектива моих фильмов в Америке. Торонто, Чикаго, Миннеаполис, Лас-Вегас, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Нью-Йорк. «Романс» показывают для американцев, хотя на просмотрах немало выходцев из нашей страны, а старые ленты демонстрируются только для эмигрантов. Для многих из них встреча и с «Карнавальной ночью», и с «Гусарской балладой», и с «Берегись автомобиля», и с «Невероятными приключениями итальянцев в России» как бы встреча с молодостью, своеобразная память о Родине. Я выступаю перед картинами или же после просмотра, отвечаю на вопросы. Эмигранты доброжелательны и убеждены, что я встречаюсь с ними либо нелегально, либо я уехал навсегда». (Э.А. Рязанов) [29] Рассмотрев самые распространенные жанры, которые составляют творческий портрет режиссера, можно сделать выводы. Во-первых, лучше всего интегрировать различные жанры, выбирая достоинства одного и другого, стараясь скрыть недостатки (использование интересных и красочных сведений из жизни, сведение к минимуму сухости повествования). Во-вторых, для ознакомления учеников с творческим портретом режиссера, следует включить в речь вводные, комментирующие, ведущие слова учителя, эвристическую беседу. В-третьих, для пробуждения интереса не только к личности режиссера, но и к художественному произведению, вовлечь в повествование фрагменты из театральных постановок, либо экранизаций. В-четвертых, обсудить с учениками интерпретацию важных сюжетных событий, ведь каждый человек по-разному воспринимает прочитанное произведение, а режиссер через свою необычную творческую призму часто совсем иначе видит героев, их поступки и характеры. Учителю для того, чтобы познакомить учеников с личностью и творчеством режиссера, будет достаточно следовать этим пунктам. Творческий портрет режиссера отличает от творческих портретов других персоналий то, что при знакомстве с личностью творца обязательно включение в слово учителя видеофрагментов спектаклей. При изучении специальной литературы, мы не нашли полноценных творческих портретов режиссеров, т.к. работ в этой области практически нет. В рамках научного исследования, мы составили полноценный творческий портрет режиссера, опираясь на то, что он может включать множество жанров, обязательных и факультативных, а так же видеофрагменты. Из множества представителей этой профессии мы выбрали Олега Евгеньевича Меньшикова, т.к. это один из популярных актеров и режиссеров современности, а так же он поставил спектакль по пье....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: