VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Феномен руководства и феномен лидерства

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W007594
Тема: Феномен руководства и феномен лидерства
Содержание
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»





СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ





Кафедра управления персоналом









СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ







Письменное контрольное задание

для студентов и слушателей дистанционного обучения







Тема «Феномен руководства и феномен лидерства»









Студент

______________________________________

Группа

______________________________________

Вариант

___16_________________________________

Дата

______________________________________

Подпись

______________________________________





Преподаватель

______________________________________

Дата

______________________________________

Оценка

______________________________________

Подпись

______________________________________























Новосибирск 2017


Оглавление



	ВВЕДЕНИЕ	3

	1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «РУКОВОДСТВО» И «ЛИДЕРСТВО». СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ	4

	2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА	6

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ	8

	БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК	9








ВВЕДЕНИЕ



Как известно, человек – существо социальное, вся его жизнь построена на действиях в составе разнообразных групп и, следовательно, на протяжении всей этой жизни он испытывает влияние всевозможных формальных и неформальных лидеров. Такими лидерами могут быть обладающие разными личностными качествами и занимающие различное общественное положение люди, будь то старший в семье, капитан дворовой команды, тренер, преподаватель, глава преступной группировки, командир взвода, прораб, начальник отдела, художественный руководитель, заведующий кафедрой и так далее. 

Зачастую под лидерством понимают процесс влияния на индивидуумов или группы лиц, целью которого является достижение поставленных целей. В системе управления организационным управлением само по себе лидерство является важнейшим фактором, представляющим исторически сложившуюся социальную потребность людей в организации их совместной деятельности.

Феномен лидерства остается изученным далеко не полностью на сегодняшний день, и исследования в этой области не прекращаются, что дает основание полагать о значимости и актуальности этой темы.

Целью данной работы является исследование феномена лидерства и руководства, а также краткое рассмотрение основной теории лидерства. Для достижения поставленной цели исследованы различные источники литературы, которые позволили всесторонне рассмотреть понятия «лидерство» и «руководство», определить их сходства и различия, и выделить основные качества, позиционирующие человека как лидера.


















1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «РУКОВОДСТВО» И «ЛИДЕРСТВО». СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ



Лидерство и руководство — это два разных понятия. Руководство сосредоточено на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи. На деле идеального соблюдения этих двух типов отношений в управлении не наблюдается. Исследования показывают, что чаще встречаются ситуации, когда значительная группа руководителей во многом обладает лидерскими качествами, а обратный вариант встречается реже.

Существует различие между формальным и естественным лидерством. Формальное лидерство – это когда влияние исходит из официального положения в организации; естественное – когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. В большинстве случаев эти два вида влияния в разной степени переплетаются. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами.

Лидерство – это психологический показатель поведения отдельных членов группы, а руководство – это социальная черта отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный социумом правовой процесс.

Впрочем, не придавая значения приведенным различиям, и лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанных со стимулированием персонала организации, нацеливанием его на решение конкретных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

Кратко разберем основные характерные особенности этих двух понятий.

При руководстве осуществляется регулирование официальных отношений группы как некоторой социальной организации, а в ситуации с лидерством - регулируются межличностные отношения в группе.

Далее, говоря о руководстве, под ним понимают целенаправленный процесс, осуществляемый под контролем различных элементов социальной структуры. Рассматривая с этой стороны лидерство, его характеризуют как стихийно возникающее явление. Кроме того, связанное со всей системой общественных отношений руководство является элементом макросреды, когда как лидерство является элементом макросреды (так же, как сама малая группа).

Относительно понятия стабильности руководство является более стабильным явлением, нежели лидерство, которое зависит в большей степени от настроения группы. Также, в отличие от лидерства, при руководстве существует более определенная система различных санкций, и процесс принятия решений значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно связанных с определенной группой, а в случае лидерства решения принимают непосредственно по групповой деятельности.

Стоит отметить также, что сфера действий руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе, а сфера деятельности лидера – в основном малая группа.

Под руководителем понимается человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу, а свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.

Лидер же воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свои представления о будущем, помогает адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.

Официально назначенный руководитель подразделения обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе.

Кроме того, поведение формального руководителя зависит от того, стремится ли он продвигаться выше по служебной лестнице или удовлетворен своим настоящим положением и особенно не стремится к продвижению. В первом случае руководитель, отождествляя себя с более крупными группами организации, нежели с группой подчиненных, может считать, что эмоциональная привязанность к рабочей группе может стать тормозом на его пути. Приверженность руководителя своей группе может войти в противоречие с его личными амбициями и оказаться в конфликте с его приверженностью руководящей группе организации. Во втором — он полностью отождествляет себя со своими подчиненными и стремится сделать все от него зависящее, чтобы защитить их интересы.

Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит оттого, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.

Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они закладывают доверие в основу групповой, совместной работы.

Используя свой профессионализм, различные способности и умения, руководители концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры, наоборот, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. А самое главное, после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения.






2. ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ ЛИДЕР



Как известно, лидерство нельзя обозначить какой-то формулой. Это своего рода талант, умение, искусство, мастерство. Кому-то оно дано от природы, кто-то обучается этому, а кто-то так никогда не постигают этого. 

Лидеры бывают разные. В конце концов, каждый находит свой стиль. Один динамичен, обаятелен, способен воодушевлять других. Другой спокоен, сдержан в речи и поведении. Однако оба они могут действовать с равной эффективностью – внушать к себе доверие и добиваться того, чтобы работа выполнялась быстро и качественно.

Несмотря на это различие в стиле, хорошим лидерам присущи некоторые общие, характерные черты. Вы можете заметить хотя бы некоторые из этих качеств в личностях наиболее известных мировых лидеров – в Черчилле или Джоне Кеннеди, В Махатме Ганди или в Иисусе Христе. 

Мне бы хотелось выделить наиболее важные, на мой взгляд, личные черты преуспевающего лидера:

1.	Лидер должен быть оптимистом. Оптимист всегда охотно выслушает других и их идеи, потому что он всегда ждет хороших новостей, в отличие от пессимиста, который старается слушать как можно меньше, ожидая лишь плохих новостей. Оптимист думает, что люди по преимуществу готовы прийти на помощь, обладают творческим началом, стремятся к созиданию, в то время как пессимист считает, что они ленивы, строптивы и от них мало прока. Оптимист приветствует идеи, которые выдвигают его подчиненные, для пессимиста же новые идеи неизбежно становятся проблемой и, вероятно, ни во что не воплотятся. 

2.	Лидер любит людей. Лучшие лидеры заботятся о своих сотрудниках. Их искренне интересует то, что делают другие, и это внимание возвышает в глазах подчиненного как его самого, так и лидера. Хороший лидер доступен, он не прячется за дверью своего кабинета.

3.	Коммуникативность. Хороший лидер постоянно и эффективно общается с людьми. По мнению одного из экспертов, среди которых проводился опрос относительно ведущих черт американских лидеров, иногда лидер вынужден сообщать своим людям все, что знает, и то, чего не знает.

4.	Лидер должен быть смелым (склонность к риску). Лидер всегда попытается найти новый способ выполнить задачу только потому, что этот способ лучше. Лидер никогда не скажет: «Мы не станем это делать таким способом», без основательных на то причин. Лидер должен подталкивать людей все к новым и новым вопросам, поощрять стремление к инновациям. Организация прекращает продвижение к процветанию, как только в ней перестают осуществляться изменения.

5.	Лидер должен обладать широтой взгляда. Лидер должен проявлять большой интерес ко всем аспектам деятельности фирмы. Он задает вопросы, старается быть полезным, не надоедая им. Если ему придется продвинуться по службе, никогда не лишне иметь более широкие знания, нежели об одном каком-то отделе, подразделении или управлении.

6.	Лидер тактичен и внимателен. Это простой закон жизни – вы добьетесь от людей больше с помощью меда, чем уксуса. В нашем стремлении, во что бы то ни стало, увидеть работу выполненной мы становимся нетерпеливыми, нетерпимыми и глухими к чувствам других. Один мудрец сказал, что каждое замечание нужно упаковывать как бутерброд – меж двух ломтей хвалы. Лучшие лидеры проявляют заботу о людях тактичным и внимательным обращением с ними.

7.	Лидер прежде всего справедлив. Когда лидер принимает решения насчет оценки чьей-то деятельности, рабочих заданий, повышения по службе, повышения зарплаты, найма на работу или увольнения, они затрагивают интересы всей группы. Например, если сотрудник получает надбавку – а он ничего не сделал, чтобы ее заслужит, - это вызовет волну протеста среди других сотрудников. Поэтому так важно быть справедливым.

8.	Лидер всегда честен. Быть честным по отношению к руководству – это говорить вышестоящим менеджерам то, что им, возможно, не всегда приятно слышать. Быть честным по отношению к подчиненным – это говорить им, когда они правы и когда неправы. Быть честным – это умение признавать свои собственные ошибки. Не всегда легко сказать правду, не ущемив чувства других и не показавшись бестактным, но честность в интересах фирмы или ее сотрудников всегда должна быть превыше всего.

9.	Лидер честолюбив. Он, естественно, честолюбив в отношении самого себя, но честолюбие хорошего лидера распространяется и на его подчиненных. Он радуется достижениям сотрудников и разделяет их успех. Таким образом, он вдохновляет других своим энтузиазмом и энергией, и все успевает по службе.

10.	Целостность, последовательность. У лидера должны быть ценности, и он должен последовательно делать то, что считает правильным. Будучи непоследовательным, лидер не может ожидать, что люди пойдут за ним. Смена настроений, раздражительность сегодня и эйфория завтра, сумбурная и непредсказуемая реакция на проблему или ситуацию – все это ложиться тяжелым бременем на подчиненных. 

11.	Лидер уверен в себе. Уверенность в себе без заносчивости, вера в свои силы без высокомерия - вот отличительные черты сильного лидера. Люди, которые уверены в себе без того, чтобы непрестанно твердить об этом, обладают своего рода магнетизмом. Уже сама уверенность в поведении внушает подчиненным доверие и чувство спокойствия. Конечно, никто не может быть стопроцентно уверен в себе в любых ситуациях. Но у кого больше шансов забить гол – у человека, который выходит на штрафную площадку с убежденностью, что ему это удастся, или у того, кого одолевают сомнения?

12.	Лидер должен быть наставником. Я поставила это качество в конец списка, однако общеизвестно: каждый крупный лидер в истории прежде всего был учителем. Причем важно уяснить, что наставничество не ограничивается прямыми служебными обязанностями. Лидер должен передавать также свой опыт лидерства. Он помогает своим подчиненным развивать в себе уверенность, любовь к людям, честолюбие, энтузиазм, честность, уравновешенность, решительность, - все черты, которые мы выше обсуждали.

Итак, что же делает человека эффективным лидером? Этот вопрос давно интересует ученых. Один из наиболее известных и простых ответов дает теория великих людей. Ее сторонников можно встретить среди историков, политологов, психологов и социологов. Теория великих людей утверждает, что человек, который обладает определенным набором личностных черт, будет хорошим лидером независимо от характера ситуации, в которой он находится. Абсолютным воплощением теории великих людей является понятие харизматического лидера, перед которым преклоняются окружающие (от греч. charizma — дар, благодать божья, милость богов).

Если эта теория верна, то должны существовать какие-то ключевые черты личности, делающие человека великим лидером и выдающимся руководителем. Что это: высокий интеллект, харизма (обаяние), общительность, смелость? Или их сочетание? Что лучше: быть экстравертом или интровертом? Должен ли правитель быть абсолютно безжалостным? Или лучшими руководителями являются высокоморальные люди? А может, правильный ответ дал великий Лао-Цзы, написавший две тысячи лет назад: «Страна управляется справедливостью, война ведется хитростью». Или же главное значение имеет не сама личность лидера, а социальные характеристики окружения, в котором она формировалась: состав семьи, образование, прежние занятия?

Психологи, озаботившись данным вопросом, провели множество специальных исследований. Ныне их количество уже измеряется сотнями. И что же? Да почти ничего! Некоторые довольно слабые зависимости действительно можно найти. Но в целом можно сказать, что сильных взаимосвязей не существует. Как ни удивительно, оказалось, что очень мало личностных черт напрямую связаны с лидерской эффективностью, и найденная взаимозависимость обычно бывает довольно слабой.

Вот некоторые соотношения, обнаруженные между отдельными личностными характеристиками и лидерством.

1. Лидеры обычно обладают чуть более высоким интеллектом, чем их «паства». Но не намного. Претенденту на лидерство ни в коем случае нельзя отрываться от среднего интеллектуального уровня его последователей. «Чересчур умные» неминуемо отторгаются толпой. Страшно далеки они от народа... Высоколобый интеллектуал может занять место ближайшего помощника, мудреца, тайного советника вождя, а в лучшем случае — серого кардинала. Но «путь на трон» ему чаще всего заказан. Увы.

2. Мотивация власти. Многие лидеры движимы сильным желанием власти. У них сильна концентрация на собственной персоне, забота о престиже, честолюбие, избыток энергии. Такие лидеры, как правило, лучше социально подготовлены, проявляют большую гибкость и способность к адаптации. Властолюбие и способность к интригам помогают им длительное время оставаться «на плаву». Но для них существует проблема эффективности. Например, Бориса Ельцина обычно рассматривают как лидера, обладающего чрезвычайно сильным стремлением к власти. Ему удавалось править Россией почти 10 лет. Однако вопрос, был ли он для страны эффективным руководителем, при этом остается открытым.

3. Исследование исторических записей показало, что среди 600 известных монархов наиболее знаменитыми были либо очень высокоморальные, либо исключительно аморальные личности. Отсюда можно предположить, что есть два пути к знаменитости: надо или быть образцом морали и добродетели или обладать беспринципностью Макиавелли.

4. Существует небольшая положительная зависимость между ростом человека и вероятностью, что он станет лидером группы. Можно утверждать, что у высокого человека чуть больше шансов стать лидером. Однако не стоит забывать, что величайшими лидерами были Наполеон, Гитлер, Ленин, Сталин и множество других, которые не могли похвастаться высоким ростом.

5. Как ни странно, существует очень мало свидетельств того, что такие черты, как харизма (обаяние), смелость, склонность к доминированию или уверенность в себе являются показателями эффективности деятельности человека в качестве лидера.

Итак, какую-то скромную взаимосвязь между личными характеристиками и лидерскими способностями можно обнаружить. Но в целом очень трудно предсказать, насколько хорошим лидером будет человек, только на основании его личностных черт. Поэтому со временем исследователи стали склоняться к мнению, что недостаточно рассматривать одни лишь черты личности. Нужно учитывать и ситуацию, в которой эти черты проявляются. Это не значит, что свойства личности вообще не влияют на шансы стать лидером. Просто нужно рассматривать как личность человека, так и характер ситуации, в которой ему или ей приходится играть лидерскую роль. Согласно этой точке зрения, для того чтобы стать эффективным лидером, не нужно быть «великим человеком». Скорее, нужно оказаться подходящим человеком в подходящем месте и в подходящее время.

Ситуационная теория лидера - согласно этой теории, лидерство - это, в основном, продукт ситуации; то есть лидер - это тот, кто в данной ситуации адекватнее проявил нужную черту (хотя она может быть и у других), "оказался в нужный момент в нужном месте и возглавил". Здесь полностью снимается роль активности личности лидера, и он выступает как флюгер.

Системная теория лидерства - согласно этой теории, лидер - это тот, кто лучше организует группу для решения конкретной задачи. Развитие этой же идеи можно пояснить следующим образом: в лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигается тот, кто как бы идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей; именно поэтому он и обладает наибольшим влиянием.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ



В рамках выполнения работы сформировано понимание понятий «лидерство» и «руководство», их сходства и различия. Выяснено, что руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана, а лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они закладывают доверие в основу групповой, совместной работы.

Также в работе рассмотрены основные теории лидерства, соотношения между определенными личностными характеристиками и лидерством

В целом, можно сделать вывод, что предсказать, насколько хорошим лидером будет человек, только на основании его личностных черт, очень трудно и рассмотрение одних лишь черт личности недостаточно. Важно и необходимо принимать во внимание ситуацию, в которой эти черты проявляются. Однако, это не означает, что свойства личности вообще не влияют на шансы стать лидером. Нужно комплексно рассматривать как личность человека, так и характер ситуации, в которой он играет лидерскую роль. И далее, согласно уже этой точке зрения, для того чтобы стать эффективным лидером, не обязательно быть «великим человеком».












БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК



1. Кузьмен, О. В. Социология управления : учеб. пособие для электрон. обучающей системы по специальности 080504.65 - Гос. и муницип. упр. / О. В. Кузьмен, А. В. Новокрещенов, Л. А. Вихрова ; Федер. агентство по образованию, Сиб. акад. гос. службы. - Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2010. - 269 с. – То же [Электронный ресурс]. - Доступ из Б-ки электрон. изданий / Сиб. ин-т упр. – филиал РАНХиГС. – Режим доступа : http://www.sapanet.ru, требуется авторизация (дата обращения : 15.01.16). - Загл. c экрана.

2. Сивиринов, Б. С. Социология управления [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов всех форм обучения (авт. редакция) / Б. С. Сивиринов, З. А. Шукшина ; Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ, Сиб. ин-т. - Электрон. дан. – Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2014. - 199 с. –Доступ из Б-ки электрон. изданий / Сиб. ин-т упр. – филиал РАНХиГС. – Режим доступа : http://siu.ranepa.ru, требуется авторизация (дата обращения : 05.02.2016). - Загл. c экрана.

3. Новокрещёнов, А. В. Социология управления : учебно-методический комплекс для дистанционного обучения / А. В. Новокрещенов, Л. А. Вихрова. – Новосибирск : СибАГС, 2002. – 140 с.

4.	Возник Л.А. Теории лидерства. – М.: Феникс. – 2004. – 264 с.

5.	Пименова А.А. Психология лидера. – М.: 2003. – 318 с.

6.	Парутин И.И. Когда лидер становится руководителем. – М.: Феникс. – 2001. – 346 с.

7.	Патрик Ленсиони Пять пороков команды: притчи о лидерстве. – М.: Вильямс. – 2002. – 288 с.

8.	Патрик Ленсиони Пять искушений руководителя: притчи о лидерстве. - М.: Диалектика. - 2002. - 144 с.







10.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44