- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Речевой портрет современного школьника
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K007527 |
Тема: | Речевой портрет современного школьника |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Частное учреждение образовательная организация высшего образования "Омская гуманитарная академия" Кафедра филологии, журналистики и массовых коммуникаций ОТЧЕТ о выполнении научно-исследовательской работы Тема исследования: «Речевой портрет современного школьника» Выполнил(а): Бобырева Елена Павловна Направление подготовки: 032700 Филология/ Отечественная филология Форма обучения: заочная с применением дистанционных технологий Оценка: ____________________________ ____________________________ Подпись Фамилия И.О. “____”________________20___ г. Омск, 2016 Задание на научно-исследовательскую работу Тема: «Речевой портрет современного школьника» Целью научно-исследовательской работы является описание и анализ речевого портрета обучающегося 7-11 классов современной сельской школы. Задачи: Дать определение понятию «языковая личность» и описать её основные характеристики. Рассмотреть понятия «речевой портрет» и «коллективный речевой портрет». Выявить факторы, влияющие на речь подростков. Рассмотреть основные этапы формирования языковой личности школьника. Выявить и описать основные составляющие коллективного речевого портрета обучающихся 7-11 классов МБОУ «Малобичинская СОШ». План работы: 1.Выбор темы. 2. Обзор и анализ научной литературы по теме исследования 3. Постановка целей и задач 4. Теоретический анализ 5. Практическая работа (исследование) 6. Анализ и оформление результатов 7. Внедрение в практику Содержание работы На первоначальном этапе исследования необходимо определить тему исследования, выявить актуальность исследуемой темы, определить научную новизну и практическую значимость работы. В ходе выполнения научно-исследовательской работы предполагается изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования, дать представление о концепции языковой личности в современном языкознании и рассмотреть основные характеристики языковой личности. Необходимо также дать определения «речевому портрету» и «коллективному речевому портрету», выявить факторы, влияющие на речь подростков, описать основные этапы формирования личности школьника. Практический этап работы – описание и анализ речевого портрета обучающихся 7-11 классов. На данном этапе предполагается наблюдение за устной спонтанной речью школьников в урочное и неурочное время, анкетирование обучающихся по проблеме исследования. Необходимо также проанализировать полученные результаты, обобщить и систематизировать их, разработать рекомендации, направленные на разрешение выявленных проблем. Список литературы (теоретическая база) 1.Богин Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов.- Л., 1984. 2. Богин Г. И. Типология понимания текста : учеб. пособие. Калинин : КГУ, 3.Винокур Т. Г.. Речевой портрет современного человека // Человек в системе наук. М., 1989. 4.Гордеева М.Н. Речевой портрет и способы его описания. // Лингвостилистические и лингводидактические проблемы коммуникации. №6 –М., 2008 . 5.Китайгородская М.В. Русский речевой портрет. Фонохрестоматия / М.В. Китайгородская, Н.Н. Розанова. – М., 1995. 6. Караулов Ю. Н.. Русский язык и языковая личность. М., 1987. 7.Крысин.Л. П.. Речевое общение и социальные роли говорящих // Социально-лингвистические исследования. - М., 1976. 8. Крысин Л. П.. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. М., 1989. 9. Леорда С. В. Речевой портрет современного студента. Автореф. дис. канд. филол. наук. – Саратов, 2006. 10.Мамаева С.В. Понятие «речевой портрет» в современной лингвистике / С.В. Мамаева // Теоретические и прикладные аспекты современной филологии: Материалы ХI филологических чтений памяти Р.Т.Гриб. Вып.6. - Красноярск, 2006. 11.Мамаева, С.В. Соотношение понятий «языковая личность и «речевой портрет» / С.В.Мамаева // Актуальные проблемы языка и литературы: языковая личность в межкультурной коммуникации: Матер. V Всерос. науч.-практ. конф. – Абакан: Изд-во Хакасского ГУ им Н.Ф. Катанова, 2005. 12. Матвеева, Г. Г. Скрытые грамматические значения и идентификация социального лица («портрета») говорящего. –автореф. дис. … д-ра филол. наук.СПб.,1993 13.Николаева Т. М.. «Социолингвистический портрет» и методы его описания // Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики. Доклады Всесоюзной научной конференции. Часть 2.- М., 1991. 18. Панов М.В. История русского литературного произношения XVIII-XX вв.- М., 1990. 19. Прохоров, Е.Ю. Действительность. Текст. Дискурс [Текст] / Е.Ю. Прохоров. – М.: Флинта; Наука, 2006. 20.Тарасенко, Т. П. Языковая личность старшеклассника в аспекте ее речевых реализаций: автореф. дис. канд. филол. наук . - Краснодар, 2007. Содержание отчёта Задание на научно-исследовательскую работу Содержание Описание общего направления научно-исследовательской работы МБОУ «Малобичинская СОШ» Основная часть Заключение Список литературы Приложения Описание общего направления научно-исследовательской работы МБОУ «Малобичинская СОШ» Научно-исследовательская работа проводилась на базе МБОУ «Малобичинская СОШ» Усть-Ишимского района Омской области. Научно-исследовательская работа в МБОУ «Малобичинская школа» ведётся на общешкольном уровне (научно-методический совет, педсовет, творческие группы педагогов). Тема работы: «Качество образовательных результатов». Цель: повышение качества образовательных результатов школьников, соответствие данных результатов требованиям ФГОС. Это направление работы школы было выбрано неслучайно: с 2010 года в школе внедряются ФГОС начального и основного общего образования. В связи с внедрением ФГОС и разработкой основных образовательных программ начального и основного общего образования педагогический коллектив вынужден был проанализировать свою деятельность и наметить пути решения появившихся проблем. Одной из основных проблем является невысокий уровень подготовки обучающихся. В МБОУ «Малобичинская СОШ» был разработан план мероприятий, направленный на повышение качества образовательной подготовки обучающихся, на соответствие этой подготовки требованиям стандарта. Одним из направлений стало отслеживание образовательных результатов обучающихся: личностных, метапредметных, предметных. Формы и методы работы по данному направлению: мониторинг, анкетирование, административные контрольные работы, комплексные работы на межпредметной основе, наблюдение. Описание и анализ речевого портрета школьников 13-17 лет также является частью этой работы. На наш взгляд, речевой портрет может служить средством оценки личностных (уровень воспитанности, интеллектуального развития), метапредметных (в первую очередь коммуникативных) и предметных (знание учебного предмета «Русский язык») результатов. СОДЕРЖАНИЕ Введение Теоретические основы изучения языковой личности. «Речевой портрет» как функциональная модель языковой личности. Современный школьник как формирующаяся языковая личность Коллективный речевой портрет личности школьников 7-11 классов 3.1. Принципы создания речевого портрета школьников 3.2. Особенности речевого портрета коллективной языковой личности школьников-подростков Заключение Список литературы Приложения ВВЕДЕНИЕ Научно-исследовательская работа посвящена описанию и анализу коллективного речевого портрета обучающихся средних и старших (7-11) классов общеобразовательной сельской школы. Мы неслучайно выбрали именно эту тему. Актуальность нашего исследования объясняется рядом причин: Вопросы, связанные с описанием и анализом коллективного речевого портрета, изучены недостаточно. В литературе широко представлены речевые портреты конкретных личностей, а коллективные речевые портреты встречаются нечасто. Речь подростков имеет ряд особенностей, которые изучены недостаточно. «... речевые привычки подростков специфичны и недостаточно изучены в лингвистической литературе» [Гуц, 1997, с. 5]. Школьник – это формирующаяся языковая личность, поэтому важным и значимым представляется выявление факторов, влияющих на её развитие. Снижение общей грамотности и культуры речи подростков. Проблема исследования связана с установлением особенностей данного возрастного периода и определения его значения для развития языковой личности. Предметом исследования является коллективная языковая личность школьника. Объект исследования – коллективный речевой портрет формирующейся языковой личности школьника 13-17 лет, отражающий особенности его речи, речевого поведения. Цель исследования – описание и анализ речевого портрета одной из возрастных разновидностей коллективной языковой личности (обучающегося 7-11 классов современной сельской школы). Данная цель обусловила необходимость решения следующих задач: 1. Дать определение понятию «языковая личность» и рассмотреть основные характеристики языковой личности. 2.Рассмотреть понятия «речевой портрет» и «коллективный речевой портрет». 3. Выявить факторы, которые влияют на речь учащихся. Описать основные этапы формирования языковой личности школьника. Выявить и описать основные составляющие речевого портрета обучающегося 7-11 классов. Материал исследования: устная речь старшеклассников в урочное и внеурочное время, данные ассоциативного эксперимента и анкетирования. Научная новизна исследования: в работе проанализирован речевой портрет формирующейся коллективной языковой личности школьников-подростков, выявлены специфические черты речи подростков (как уже отмечалось ранее, эти вопросы в лингвистической науке изучены недостаточно). Новыми также являются результаты, полученные в ходе анализа собранного материала. Практическая значимость: выводы и материалы исследования можно использовать при изучении проблем устной разговорной речи, коммуникативного поведения, при оценке личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся, при разработке программ и проведении элективных курсов по данной проблематике и в практике преподавания русского языка, методики развития речи школьников. Теоретические основы изучения языковой личности Первая задача, которую необходимо было решить в процессе исследования: дать общее представление о концепции языковой личности в современном языкознании, рассмотреть основные характеристики языковой личности. Для решения этой задачи была подобрана и изучена научная литература данной тематики, а именно, труды отечественных лингвистов: Т. Г Винокура, Ю.Н. Караулова, Л.П. Крысина, Г.И. Богина, Ю.Е. Прохорова, С.В. Мамаевой. Проанализировав работы лингвистов, мы смогли дать определение языковой личности, указать основные её характеристики. Ключевым понятием современной лингвистики становится «языковая личность». В отечественной науке упоминание о языковой личности впервые встречается в работе В.В. Виноградова «О художественной прозе» (1930). В 1980 г. Г.И. Богин в книге «Современная лингводидактика» дал первое определение языковой личности. «Центральным понятием лингводидактики, – писал он, – является языковая личность – человек, рассматриваемый с точки зрения его готовности производить речевые поступки. <…> Языковая личность – тот, кто присваивает язык, то есть тот, для кого язык есть речь. Языковая личность характеризуется не столько тем, что она знает о языке, сколько тем, что она может с языком делать» [Богин Г.И. Современная лингводидактика. Калинин: Калинин. гос. ун-т, 1980. С. 3]. В этой же работе, рассматривая признаки идеальной языковой личности , он подчеркивает, что «человек обладает родовой способностью быть языковой личностью, но каждый индивид еще должен стать ею». Г.И. Богин создал модель личности, в которой человек рассматривается с точки зрения его «готовности производить речевые поступки, создавать и принимать произведения речи» (Богин Г. И. 1984. С. 286). В данной модели акцентируется речедеятельностный аспект языковой личности. Модель Г. И. Богина является параметрической, имеет форму куба и включает в себя 60 компонентов, которые были получены через перемножение трех параметров (ось А – аспекты языка – субстрата языковой личности (фонетика, грамматика, лексика); ось Б – основные виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо); ось В – оценочные суждения (уровни качества). Ученый выделяет пять уровней языковой личности, отражающих этапы ее развития: 1) уровень правильности. Он проявляется овладении достаточно большим лексическим запасом и умении строить высказывание в соответствии с нормами данного языка; 2) уровень интериоризации, раскрывающий владение внутренней речью; 3) уровень насыщенности, отражающий владение всем богатством выразительных средств языка в области фонетики, грамматики и лексики; 4) уровень адекватного выбора, проявляющийся в умении отбирать языковые средства в соответствии со сферой общения, коммуникативной ситуацией и ролями коммуникантов. Кроме того, на данном уровне проявляется способность критически оценивать различные коммуникативные неудачи; 5) уровень адекватного синтеза, отражающий «единство реализации коммуникативной и эстетической функций языка, как, впрочем, и вообще единства всех функций языка в речевой деятельности» ( Богин, Г. И. 1986. С.87). Четвертый и пятый уровни непосредственно относятся к сфере изучения коммуникативной личности. Анализируя и оценивая достоинства и недостатки предложенной модели, Ю.Е. Прохоров отмечает, что в данной модели учитываются «уровень языковой структуры, уровень владения языком и уровни видов речевой деятельности. Однако эта модель не рассматривает саму структуру общения, особенности ее организации и проявления в определенной культурно-языковой общности» (Ю.Е. Прохоров, 2006. С. 87). В широкий научный обиход термин «языковая личность» ввел Ю.Н. Караулов. Согласно его определению, языковая личность – это человек, обладающий способностью создавать и воспринимать тексты, различающиеся: «степенью структурно-языковой сложности; глубиной и точностью отражения действительности; определенной целевой направленностью. В этом определении соединены способности человека с особенностями порождаемых текстов» (Ю.Н. Караулов, 1987. С. 220). Данная модель включает в себя три структурных уровня. Первый – «вербально-семантический, предполагающий для носителя языка нормальное владение естественным языком….». Второй уровень «когнитивный, единицами которого являются понятия, идеи, концепты, складывающиеся у каждой языковой индивидуальности в упорядоченную «картину мира»…». Третий – прагматический – выявление и характеристика мотивов и целей, движущих развитием языковой личности (Ю.Н. Караулов, 1987. С. 8). Взаимодействие уровней образует «коммуникативное пространство личности». В данной работе в качестве рабочего принято определение С.В. Мамаевой: «языковая личность – это личность, обладающая знанием языковой семантики, системы концептов ее картины мира и законов речевого поведения» (С.В. Мамаева, 2005, с. 208-210). Речевой портрет как функциональная модель языковой личности Для более точного определения проблемы и решения второй задачи исследования, были изучены работы С.В. Леорды, Т.П. Тарасенко, Г.Г. Матвеевой. Приведем определения, которые дают понятию «речевой портрет» некоторые известные в области языкознания ученые. Так, С.В. Леорда считает, что «речевой портрет – это воплощенная в речи языковая личность» (С.В. Леорда, 2006, с.48]. Т.П. Тарасенко определяет понятие «речевой портрет» как «совокупность языковых и речевых характеристик коммуникативной личности или определённого социума в отдельно взятый период существования» (Т.П. Тарасенко, 2007. С. 48). Этот исследователь, также подразделяет «речевой портрет» на ряд характеристик и определяет в нём особенности: возрастные, гендерные, психологические, социальные, этнокультурные и лингвистические. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают работы Г.Г. Матвеевой. Исследуя понятие и определения «речевого портрета», она понимает под речевым портретом «набор речевых предпочтений говорящего в конкретных обстоятельствах для актуализации определенных намерений и стратегий воздействия на слушающего» (Г.Г. Матвеева, 1993. С. 52). С помощью «речевого портрета» фиксируется речевое поведение, которое «автоматизируется в случае типичной повторяющейся ситуации общения» (Г.Г. Матвеева, 1993. С. 14). Таким образом, она отмечает, что, как и языковая личность, речевой портрет бывает индивидуальным и коллективным. При описании «индивидуального речевого портрета» в центре внимания находится индивидуальный стиль, отражающий особенности конкретной языковой личности. Создавая коллективный «речевой портрет», исследователь получает возможность обобщить явления, которые присущи определенному кругу людей, объединенных в различных планах: национальном, возрастном, социальном, профессиональном. Итак, под целостным речевым портретом коллективной языковой личности старшеклассника мы понимаем иерархически организованную структуру, включающую следующие компоненты: 1.Социальные, психологические, биологические особенности; личные интересы и увлечения обучающихся 7-11 классов. 2.Особенности речевого портрета старшеклассника на уровне его лексикона: описание и анализ всех системно-языковых уровней. 3.Особенности речевой культуры школьника – особенности речевого поведения, своеобразие лексики школьного сленга. 3.Современный школьник как формирующаяся языковая личность Следующая задача нашего исследования: выявить факторы, влияющие на формирование языковой личности школьника, - решалась методом изучения и анализа трудов Ю.Н. Караулова, Г.И. Богина, С.В. Мамаевой. Результаты работы с первоисточниками представлены в таблицах № 1 и № 2 На формирование языковой личности старшеклассника влияет множество факторов, поэтому невозможно описать его речевой портрет, не рассмотрев эти факторы. Факторы, влияющие на формирование языковой личности старшеклассника Внутренние Внешние (психологические и биологические) (социальные) Наиболее значимые внешние социальные факторы: семья, школа, круг общения, средства массовой информации, миграция населения. Таблица № 1 Внешние факторы Фактор Влияние Семья Обычная форма семейного общения - устная разговорная речь, более или менее приближенная к литературной речи, просторечие, национально окрашенная речь. Достаточно часто в последнее время внутри семьи встречаются и агрессивные формы общения с использованием оскорбления, угроз, брани (чаще подобное проявляется в асоциальных, неблагополучных семьях). Школа Общение в классе, в урочной деятельности требует от старшеклассника использования литературной формы речи или профессионально окрашенного её варианта. Правильность речи учителя, уровень его речевой культуры, особенности речевого поведения – всё это положительно влияет на формирующуюся языковую личность школьника. Круг общения Молодёжной среде присущи неформальные отношения, обращение друг к другу на «ты», использование прозвищ и жаргонных слов даже в официальной обстановке. Ещё одной особенностью этой среды является стремление подражать западному образу жизни и типу общения СМИ Интернет, СМИ не соответствует элитарному уровню культуры речи. Уровень грамотности и культуры речи современных подростков неизбежно падает, и способствуют этой тенденции СМИ, Интернет. Миграция Общее снижение требований к правильности и чистоте речи. Это влияние может не сказаться на взрослом, сформировавшемся, в том числе и в речевом плане, человеке. Но на подростков это влияние может быть огромным, так как молодежи всегда есть стремление к « не такой» речи. Причина неправильности речи заключается не только и не столько в том, что человек «понаехал», а в его неумении или нежелании говорить на общенародном литературном языке. По мнению исследователей, более значимыми внутренними факторами являются доминантность, мобильность, экстравертность, пол и возраст. Таблица № 2 Внутренние факторы Личностная характеристика Проявления в речи Пол Влияет на скорость речи, соотношение информативной и экспрессивной стороны речи, частоту использования этикетных слов, жаргона, сленга. Возраст С возрастом снижается уровень эмоциональности речи, уменьшается частота использования жаргона, сленга. Влияет на невербальные средства. Особенности темперамента и эмоциональной сферы. Проявляются в невербальных характеристиках речи (скорость, громкость, эмоциональная насыщенность). Характерологические особенности Влияют на направленность речи, активность, владение инициативой. Основные этапы становления языковой личности школьника Изучив теоретическую литературу по данной теме, мы пришли к выводу, что в антропоцентрической лингвистике не существует однозначной точки зрения на этапы становления языковой личности. Некоторые исследователи предлагают считать этапами три уровня языковой личности: вербально-семантический, тезаурусный, мотивационный (Ю.Н. Караулов, 1987, с. 220). В работе Г.И. Богина становление языковой личности представлено несколько иначе: он выделяет пять уровней, а именно: правильности, интериоризации, насыщенности, адекватного выбора, адекватного синтеза (Г.И. Богин, 1984,с. 286). В нашей работе мы используем структурные компоненты трехуровневой модели, которые, на наш взгляд, в наибольшей степени отражают возрастную специфику исследуемой группы школьников. Эта модель представлена в таблице № 3. Таблица 3 Этапы становления языковой личности Уровень Характеристика уровня вербально-семантический Уровень ординарной языковой семантики: «как пройти», «хорошая погода» и т. д. Этот уровень языка является нулевым для личности и довольно бессодержательным, поскольку обычно не позволяет проявить индивидуальность (иногда можно констатировать нестандартность вербальных ассоциаций, но это ещё не дает полного представления о более сложных уровнях языковой личности). когнитивный Выявление, установление иерархии смыслов и ценностей в картине мира личности. Завершённое, непротиворечивое мировоззрение возможно только в рамках установления иерархии смыслов и ценностей для отдельной личности. Первый уровень изучения языковой личности, опирающийся на совокупность порождённых ею текстов необыденного содержания, предполагает вычленение и анализ переменной, вариативной части в её картине мира, которая является уникальной для данной личности. мотивационный Выявление и характеристика мотивов и целей, движущих развитием языковой личности, её поведением, созданием её текстов и собственно формированием иерархией смыслов и мировоззрения в целом Коллективный речевой портрет личности школьников 7-11 классов Принципы создания речевого портрета школьников Анализ речевого портрета представляет собой характеристику разных уровней реализации языковой личности. При этом возможно описание не всех слоев языка, так как «языковые парадигмы, начиная от фонетической и кончая словообразовательной, оказываются вполне соответствующими общенормативным параметрам» (Т.М. Николаева, 1991. С.73). М.В. Китайгородская и Н.Н. Розанова называют речевой портрет «функциональной моделью языковой личности» (Китайгородская М.В. 1995. С.10) и выделяют параметры, по которым производится анализ этой модели. По нашему мнению, для создания речевого портрета коллективной языковой личности школьников-подростков необходим комплексный анализ различных аспектов её языковой личности: возрастных, социальных, психологических, собственно языковых, речевых. Полученный нами речевой материал позволил охарактеризовать речевой портрет школьников-подростков с учетом социальных и психологических факторов, которые обуславливают их речь и речевое поведение, то есть представить их коллективный социопсихолингвистический портрет. При этом мы заметили, что речь школьников во многом зависит от их социального окружения (языковой среды), а также от психологического типа самих школьников. Объектом для создания социопсихолингвистического портрета стала коллективная языковая личность школьника-подростка (54 учащихся 7-11 классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Малобичинская средняя общеобразовательная школа»). Из них 13-летних детей – 12 человек, 14-летних – 11 человека, 15-летних – 15 человек, 16-летних-9 человек, 17-летних –7 человек. Методы исследования: наблюдение, ассоциативный эксперимент, метод толкования слов. Анализ материала позволил создать коллективный речевой портрет школьников-подростков, характеризующий коллективные и групповые возрастные особенности речи на всех системно-языковых уровнях. Данные представлены в таблице № 4. Таблица 4 Коллективный речевой портрет обучающихся 7-11 классов МБОУ «Малобичинская СОШ» Уровни языка Языковые особенности Нарушения литературных норм Фонетический уровень ослабленная артикуляция и нечеткая дикция [гър'ит]- говорит, [здр'ас'ть]- здравствуйте; стяжение гласных звуков: [ващэ] – вообще; растягивание гласных: кру(-у-уто), ),кла(-а-асно), су(-у-упер); усечении слогов [кажица]-кажется; сокращение нескольких долгих согласных: [одай] быстро в области ударения: грушОвый, красивЕе, свеклА, катАлог, вклЮчим, позвОнишь, жАлюзи, бармЕн, клалА, собрАлись, красивЕе, тортЫ; в области произношения согласных звуков: ба[сэ]йн, бу[т,э]рброд, ши[нэ]ль, э[с,э]нция; в области произношения сочетаний чт-, -чн-: [чт]о, [чт]обы, було[чн]ая, ску(чн]о, яи[чн]ица, деви[чн]ик, коне[чн]о; Словообразовательный уровень слова с производными основами; слова, которые имеют одну приставку; суффиксы, имеющие оттенок оценочности, экспрессивности; сокращение, «усечение» слов. использование ненормированных образований: растеряха, забываха, жирюга, толстюга, миляга. Лексический уровень широкая, свободная сочетаемость слов; использование фразеологизмов; использование синонимов и антонимов; характерны единицы таких форм речи как просторечие и жаргон (школьный сленг); употребление слов в несвойственном значении: - по причине неразличения паронимов : одеть вместо надеть, представить вместо предоставить, эффектный вместо эффективный, гарантированный вместо гарантийный; - из-за неточного понимания значения слова: Ломоносов был полиглот: он и физику, и математику, и лингвистику изучал. (полиглот – человек, знающий много языков); ошибки в использовании устойчивых оборотов (фразеологизмов): - замена одного слова во фразеологизме другим: вставлял прутья в колёса (вместо палки), пока суть да дело (вместо суд); -изменение грамматической формы фразеологизма: крокодильи слёзы (вместо крокодиловы), у чёрта на куличиках (вместо куличках); -контаминация, то есть объединение двух фразеологизмов в один: играть значение (иметь значение + играть роль), выеденного гроша не стоит (выеденного яйца+ ломаного гроша); -избыточные словосочетания с фразеологизмами: случайная шальная пуля, напрасный мартышкин труд; нарушение норм лексической сочетаемости: -тавтология (повторение однокоренных слов, создающее неблагозвучие): сложилась сложная ситуация, объединиться воедино, по земле мела позёмка; -плеоназм (смысловая избыточность): первый дебют, памятный сувенир, первая премьера, вздёрнутый кверху нос, своя автобиография, главная суть; -сочетание противоречащих друг другу по значению слов: медленно грохнулся, большая половина, благодаря болезни. Морфологический уровень частотность употребления слов самостоятельных частей речи; отсутствие некоторых книжных форм речи; повышенная активность дейктических слов ; высокая употребительность именительного, винительного и предложного падежей имени существительного; варьирование форм единственного и множественного числа существительных в пределах одного высказывания; частое употребление инфинитива, глаголов в настоящем и прошедшем времени, глаголов несовершенного вида; практически полное отсутствие причастий и деепричастий; нарушение формообразования: -именительный падеж множественного числа им. существительных: драйвера (ы), тренера (ы), редактора (ы), свитера(ы), ворохи (а),инспекторы (а), хуторы (а); -падежные формы некоторых имён существительных(ошибки связаны с неправильным определением рода им. сущ.): тюлью (тюлем), повидлой (повидлом), шампунью (шампунем); -родительный падеж множественного числа имён существительных: туфлей (туфель), носок (носков), килограмм (килограммов), байт (байтов), банан (бананов), помидор (помидоров), сапогов (сапог); -падежные окончания сложных и составных числительных: восьмистами школьниками (восьмьюстами), одной тысячей (тысячью) девятистами (девятьюстами); - 1-е лицо единственного числа изъявительного и повелительного наклонений глагола: пылесосю (пылесошу), гудю (гужу), плескаюсь (плещусь), едь (поезжай); -формы составной сравнительной и превосходной степеней имён прилагательных: более глубже (более глубоко), самое ярчайшее (самое яркое), более быстрее (более быстро). нарушение сочетаемости: -собирательных числительных: двое учениц (две), обои стороны (обе), трое профессоров (три), пятеро медведей (пять); - имён существительных (нарушение согласования) : горячее кофе (горячий), моё день рождения (мой), опытные жюри (опытное). Синтаксический уровень наиболее употребительными являются простые односоставные предложения; безличные предложения; простые осложнённые предложения; предпочтение сложноподчиненных предложений; сложносочиненные и бессоюзные предложения менее частотны; при употреблении причастных оборотов: - «Ученики, напишущие плохо диктант» (глаголы совершенного вида не образуют причастий настоящего времени); «Помещик поймал крестьян в своих лесах, кравших дрова» (причастный оборот оторван от определяемого слова); «Он любовался картиной, висевшей над диваном и которая была очень красивая» (у причастия не может быть однородного члена в форме придаточного предложения с союзом который); при употреблении деепричастных оборотов: - «Упав с дерева, у меня заболела рука» (должно относиться к подлежащему); «Придя домой, уже смеркалось» (деепричастие может использоваться в бессоюзных конструкциях только при сказуемом, выраженном инфинитивом); при согласовании сказуемого с подлежащим: -«СНГ заявил о своём выходе из коалиции» (СНГ –содружество, следовательно, заявило), «Газета «Аргументы и факты» опубликовали итоги выборов» ( сказуемое согласуется с подлежащим, а не с приложением, следовательно, опубликовала); «Нам потребуются 5 килограммов сахара» (при существительном килограммов сказуемое употребляется в единственном числе); при употреблении предлогов: -согласно приказа (приказу), наперекор судьбы (судьбе), по приезду (приезде); при употреблении союзов: -«Мы не только собирали клюкву, но и бруснику» (союз должен соединять однородные члены, а не сказуемое и дополнение); - при употреблении однородных членов: - «Автор «Слова…» прославляет и восхищается князем Игорем» ( при двух глаголах-сказуемых, требующих разные падежи, не может быть одного дополнения при употреблении однородных членов; В ходе исследования нами также было выявлено, какое значение оказывают средства массовой информации и Интернет на речь школьников. Были рассмотрены наиболее типичные случаи нарушения норм русского литературного языка на телевидении, в рекламе, в сети Интернет. Проанализировав полученные в ходе исследования результаты, мы пришли к выводу о том, что СМИ, Интернет зачастую оказывают негативное влияние на речь школьников. Об этом свидетельствуют ошибки (орфоэпические, орфографические, синтаксические, грамматические), которые были замечены в устной и письменной речи школьников. Наиболее распространённые в среде подростков слова приведены в Приложении № 2. Кроме того, необходимо отметить, что в речи школьники активно используют сленг, жаргон. Это обусловлено возрастными особенностями подростков и принадлежностью к определённой социальной группе. Наиболее часто употребляемые слова и выражения приведены в Приложении № 3. Заключение Проведённая нами научно-практическая работа позволила сделать следующие выводы: Языковая личность – это личность, обладающая знанием языковой семантики, системы концептов ее картины мира и законов речевого поведения. Речевой портрет - набор речевых предпочтений говорящего в конкретных обстоятельствах для актуализации определенных намерений и стратегий воздействия на слушающего. Под целостным речевым портретом коллективной языковой личности старшеклассника мы понимаем иерархически организованную структуру, включающую следующие компоненты: социальные, психологические, биологические особенности; личные интересы и увлечения обучающихся 7-11 классов; особенности речевого портрета старшеклассника на уровне его лексикона: описание и анализ всех системно-языковых уровней; особенности речевой культуры школьника – особенности речевого поведения, своеобразие лексики школьного сленга. На формирование языковой личности старшеклассника влияет множество факторов. Наиболее значимые внешние социальные факторы: семья, школа, круг общения, средства массовой информации, миграция населения. Более значимыми внутренними факторами являются доминантность, мобильность, экстравертность, пол и возраст. В антропоцентрической лингвистике не существует однозначной точки зрения на этапы становления языковой личности. В нашей работе мы используем структурные компоненты трехуровневой модели: вербально-семантический, когнитивный , мотивационный. Речи школьников присущи специфические черты на всех системно-языковых уровнях (указаны в Таблице №4) В речи школьников часто встречаются нарушения норм русского литературного языка (указаны в Таблице № 4) Использование сленга, жаргона объясняется возрастными особенностями и кругом общения школьников во внеурочное время. Негативное влияние на речь школьников оказывают СМИ и Интернет. Результаты нашей работы были рассмотрены на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла МБОУ «Малобичинская СОШ», на общешкольном родительском собрании, в виде реферативной работы представлены в МКУ «ИМЦ в сфере образования» Усть-Ишимского муниципального района. Обобщив и систематизировав полученные результаты, мы разработали ряд рекомендаций, направленных на совершенствование работы по развитию речевой культуры школьников: Внедрять в практику преподавания русского языка интерактивные методы работы, ориентированные на личнос....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: