VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Ценовая дискриминация и ее виды

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K006270
Тема: Ценовая дискриминация и ее виды
Содержание
Негосударственное образовательное учреждение 

высшего образования 

Московский технологический институт 



Факультет Экономики и менеджмента                                 Кафедра   Экономики 





                                                          







КУРСОВАЯ РАБОТА



по дисциплине  Экономическая теория (микроэкономика)



на тему:

«Ценовая дискриминация и ее виды»













Уровень образования бакалавриат

Направление Экономика 080100

Профиль   Бухгалтерский учет и аудит









Выполнил (а):

                                                                            Студент (ка)    1 курса

Форма обучения заочно-дистанционная

_Городинская Альбина Юстиновна_

(ФИО полностью)



Москва 2016





ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . .  4



	ГЛАВА 1. ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ………………………………………………….... . . . . . . . . . . . . . . 6

Понятие ценовой дискриминации. Ее история……………………6

	Принципы, особенности (преимущества, недостатки) ценовой дискриминации…………………………………………………….. 9

	

	ГЛАВА 2. ВИДЫ И СТЕПЕНИ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ . . . . . .. 11 

	2.1.1. Ценовая дискриминация первой степени (совершенная)……….. 11

	2.1.2. Ценовая дискриминация второй степени (в зависимости от объема покупок)…………………………………………………………………….15

	2.1.3. Ценовая дискриминация третьей степени (по группам потребителей)……………………………………………………………... 19

	2.1.4. Пространственная ценовая дискриминация……………………… 22

	2.1.5. Межвременная ценовая дискриминация. Парадокс Кауза………  25

	2.1.6. Ценовая дискриминация со стороны продавца……………………26

	2.1.7. Ценовая дискриминация со стороны покупателя…………………28

	2.1.8. Примеры ценовой дискриминации……………………………….  28

	

ГЛАВА 3.  ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ: ВИДЫ, УСЛОВИЯ, ПОСЛЕДСТВИЯ………………………………………………...... . . . . . . . . . 34  

     3.1.1. Причины возникновения ценовой дискриминации……………….34

     3.1.2. Условия необходимые для проведения ценовой дискриминации…35

     3.1.3. Последствия ценовой дискриминации……………………………. 37

 ГЛАВА 4. МЕСТО ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ…... . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………… 40

     4.1.1. Ценовая дискриминация в современной экономике…………….. 40

  4.1.2. Влияние ценовой дискриминации на современную экономику…...42



ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . 44

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . 49

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	Введение.

В настоящее время ценовая дискриминация относится к  одной из актуальных проблем в современной экономике. Этот вопрос часто изучают. Ценовая дискриминация имеет отрицательные стороны, а также и положительные стороны. Если глянуть на функционирование экономики страны, то можно увидеть, что на первый план выходят развитие производственных сил и товарно-денежных отношений

Для монополиста (предпринимателя) т.е. фирмы-отрасли, которая работает со всеми клиентами страны, ценовая дискриминация является естественным способом для того чтобы повысить прибыль. Ведь платежные возможности каждой группы клиентов ему известны, и монополист четко видит на ком можно «накрутить», а на ком нет.

Вот поэтому предприниматели часто устанавливают разные цены на одни и те же товары и услуги.

Ценовая дискриминация, благодаря гибкой ценовой политике, может заинтересовать и привлечь внимание тех групп населения, которые по тем или иным причинам вместо совершения покупок, предпочитают откладывать деньги.

Целью написания курсовой работы является рассмотрение ценовой дискриминации, ее видов, условий, последствий и место ценовой дискриминации в современной экономике.

Исходя из цели курсовой работы, были поставлены следующие задачи:

Во-первых, рассмотреть понятие ценовой дискриминации, ее истории;

Во-вторых, осуществить анализ степеней ценовой дискриминации, рассмотреть пространственную и межвременную дискриминацию:

В–третьих, рассмотреть условия и последствия ценовой дискриминации;

В-четвертых, разобраться в том, какое же место занимает ценовая дискриминация и ее влияние на современную экономику.

Курсовая работа включает в себя введение, основную часть состоящую из 4 глав, заключение и список использованной литературы.































Глава 1 Ценовая дискриминация как экономическое явление.

Понятие ценовой дискриминации. Ее история.

Первоначальное представление ценовой дискриминации можно найти в работах  Ж. Дюпюи и Д. Ларднера,  а более развитую версию оно было приведено в трудах А.Пигу.

Ж. Дюпюи был первым экономистом, кто привлек внимание исследователей к факту ценовой дискриминации и попытался объяснить ее смысл. В основе его подхода к ценовой дискриминации  лежит концепция полезности.

В определении Дюпюи схвачена самая суть явления: "Один и тот же товар... продается по разным ценам" разным покупателям, причем различия в ценах, уточняет Дюпюи, безотносительны к различиям в затратах.

А также, кроме определения ценовой дискриминации Ж. Дюпюи частично изъясняет и условия необходимого для ее осуществления. В суть условия входит, то что Предприниматель (негоциант, фабрикант), может вести продажу только в том случае, если он защищен от конкуренции, т.е. является монополистом.

Это одно из самых главных условий, которое необходимо для того чтобы продавец мог контролировать ценовую дискриминацию.

По мнению Дюпюи установление цен зависит не только от интересов продавца-монополиста, но и от того как тот или иной т товар расценивают потребители (покупатели). В глазах потребителей один и тот же товар имеет разную полезность, по этой причине и цены, которые готовы потребители платить за товар, могут отличаться.[12]

Так же кроме Дюпюи, у инженера и экономиста. Д. Ларднера также возник вопрос о ценовой дискриминации. Его выводы более подробно рассказаны в работе:  "Экономика железных дорог: трактат о новом виде транспорта, управлении им, перспективах и отношениях коммерческих, финансовых и социальных",  которая вышла  в 1850 г. в Лондоне. В данной  работе рассматриваются экономические проблемы зарождающейся отрасли - железнодорожного транспорта.

Но у экономистов Дюпюи и Ларднера были разные точки мнения: Д. Ларднер анализировал ценовую дискриминацию с позиции теории фирмы. Экономист доказывал, то, что ценовая дискриминация может использоваться в качестве инструмента для достижения наибольшее прибыли для предпринимателя.

Ларднер внес свой вклад. Это выявило им роли эластичности спроса в практике ценовой дискриминации.

В 1920 году теория ценовой дискриминации получила свое дальнейшее развитие в работах  английского экономиста А.Пигу, ученика и последователя А. Маршалла.

 В своей самой важной и знаменитой работе  «Экономическая теория благосостояния» состоящую из двух томов, А. Пигу открыл более развернутый анализ ценовой дискриминации  

[16]., где он выявил общие условия ценовой дискриминации и выделил три степени ценовой дискриминации (Глава 2). 

Ценовая дискриминация в интерпретации А. Пигу в настоящее время вошла во все учебники экономики.

Итак, узнав историю ценовой дискриминации, приступим к самому понятию.

Термин "дискриминация" образован от латинского discriminatio, что означает различие.  Ценовой дискриминацией называется установление разных цен на один и тот же товар в один и тот момент, с одного или разных покупателей. Важно подчеркнуть один момент, что различия в ценах не отражают различия в издержках, связанных с оказанием покупателю транспортных и или других услуг. Поэтому не всегда различия в ценах можно считать ценовой дискриминации, а одинаковая цена свидетельствует о ее отсутствии.

Ценовой дискриминацией не является тот факт, что один и тот же товар по разным ценам поставляют в разные регионы, в разные периоды (сезонность), разного качества. С другой стороны, поставка одного и того же товара для разно удалённых покупателей по одной и той же цене может рассматриваться, как ценовая дискриминация.

Цель ценовой дискриминации заключается в захвате фирмой (монополистом) потребительского излишка в максимально возможном количестве. Однако организация и предприниматель могут, используя градацию цен  получать от потребителей не только цену, но и величину его денежной оценки предельной полезности товара. (Фирма не может претендовать на большую величину, чем денежная оценка покупателя предельной полезности товара (рисунок 1),  в худшем случае, потребитель (покупатель) просто переключится на другой товар, или вовсе уйдет к конкуренту). Предельная полезность - это полезность, равная приращению общей полезности при увеличении потребления товара на одну единицу. [18]



Конкурентное предприятие не устанавливает цен, оно, как нам уже известно, является - цен получателем, поэтому оно  не может совершать ценовую дискриминацию.

А что мы скажем о том, что является монополией? Давайте, развернем этот момент поподробнее.  Итак, монополист (предприниматель), который является единственным продавцом товара либо услуги, может повышать или понижать цену на различных рынках или даже продавать товар в разном количестве, этим самым он может совершать ценовую дискриминацию.

А для того чтобы осуществить ценовую дискриминацию, монополисту нужны определенные условия ( Глава 3)

Как мы знаем, если б цена на товары была выше чем до этого времени, потребители бы не отказались от этих товаров насовсем, они бы купили наименьшее количество товара.

1.2 Принципы, особенности (преимущества, недостатки) ценовой дискриминации.

Принципиальной особенностью ценовой дискриминации является то, что она позволяет учитывать все три случая существования ценовой дискриминации:

 1) когда разные цены сопутствуют одинаковым издержкам производства и (или) доставки; 

2) когда разница в ценах по абсолютному значению превосходит имеющую место разницу в издержках производства и (или) доставки товара; 

3) когда фирма создает разницу в ценах не прямо, а косвенно за счет разницы в издержках производства;

Ценовая дискриминация имеет как свои преимущества, так и недостатки. С точки зрения потребителя основным преимуществом, конечно, является возможность приобретения товаров (получения услуг) потребителями с небольшим достатком. Это положительно влияет на общественное благосостояние. С точки зрения производителя основным преимуществом является возможность расширить границы целевого сегмента потребления, получить преимущества перед конкурентами.

К недостаткам ценовой дискриминации можно отнести отсутствие конкуренции, если ценовую дискриминацию осуществляет фирма-монополист, а не олигополия. В США ценовая дискриминация преследуется по закону, если она препятствует конкуренции [2]. Это является излишней мерой в случае с олигополией, т.к. к ценовой дискриминации может прибегнуть любая фирма (олигополия), а, значит, все фирмы  (олигополии) находятся в равных условиях. Другое дело, что олигополиям осуществлять ценовую дискриминацию зачастую не выгодно: повышение цен может привести к потери потребителей, а снижение цен – к  снижению цен у конкурентов-олигополий. Но если олигополии все же применяют ценовую дискриминацию, то совершенная дискриминация применяется с целью тайно снизить цену для покупателя, который может предпочесть конкурента; третий тип дискриминации поставщиком-олигополией сводится к снижению цены на рынке, обслуживаемом конкурентом. А монополии следует законодательно ограничивать как таковые, вне зависимости от того, осуществляют они ценовую дискриминацию или нет.

Другим недостатком ценовой дискриминации является переплата состоятельных категорий граждан за товары/услуги. Однако обычно для этих категорий людей это не является проблемой. В некоторой степени большая стоимость для состоятельных категорий граждан дополняет  идеи пропорциональности налогообложения.





Глава 2  Виды и степени ценовой дискриминации.

Наивысшая степень контроля над рынком при благоприятном стечении обстоятельств дает возможность назначения индивидуальных цен на каждую единицу товара для каждого покупателя в соответствии с индивидуальными кривыми спроса. Наиболее мягкая форма дискриминации связана с назначением разных цен для разных групп покупателей. Между этими полюсами находится множество промежуточных положений: установление различных цен на отдельные партии товара, индивидуальный подход к назначению цен только для отдельных групп покупателей и т. п. 

Пигу в 1920 г. предложил разделить известные схемы ценовой дискриминации на три типа. Ценовая дискриминация может быть первой, второй и третьей степени.

2.1.1.  Ценовая дискриминация первой степени (совершенная)

Приступим к рассмотрению  ценовой дискриминации первой степени. Ценовая дискриминация первой степени (first-degree price discrimination) означает, что монополист продает различные единицы выпуска по разным ценам и эти цены могут быть различными для разных индивидов. Ее еще называют совершенной ценовой дискриминацией. (Термин "совершенная дискриминация", как нам стало известно, впервые употребила Дж.Робинсон (Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М., 1986. С. 261. Прим. 2)).  Эта степень ценовой дискриминации заключается в том, что фирма устанавливает свою цену на каждую продаваемую единицу товара, так чтобы эта единица товара продавалась как раз по денежной оценке ее предельной полезности для какого-либо потребителя. Совершенная ценовая дискриминация предполагает, что у потребителя вообще не остается потребительского излишка - весь излишек составляет теперь прибыль фирмы и то, что монополист знает вкус каждого потребителя и каждому может предложить персональный товарный набор или комплекс услуг. Эта степень ценовой дискриминации является идеализированной моделью и, как правило, на практике существовать не может. Ее осуществлению препятствуют наличие возможностей арбитража и несовершенство информации.

Даже последняя единица товара, проданная предельному на данном рынке потребителю, уходит за цену, равную предельным издержкам ее производства. При этом общий объем продаж на рынке будет равен конкурентному уровню - чистых потерь благосостояния не будет. В данном случае наблюдается максимальная степень поглощения фирмой потребительского излишка, поэтому этот вид ценовой дискриминации и называют «совершенной ценовой дискриминацией». На практике совершенная ценовая дискриминация первой степени практически неосуществима. Это связано с тем, что, во-первых, невозможно назначить для каждого отдельного покупателя свою цену. Во-вторых, фирма обычно не знает цены, которую согласен заплатить каждый покупатель. Исключение составляет ситуация, когда число потребителей ограничивается всего лишь несколькими людьми. Ценовая дискриминация показана на рис.3 [19]



	Рисунок 2. Ценовая дискриминация  1 степени (совершенная)

	Расшифруем график:

	Оптимальный выпуск монополии находится в точке L при пересечении кривых предельной выручки и предельных затрат (МС и MR) и составляет Q'2 при цене Р2. Излишек потребителей равен площади Р2* AL, излишек продавца равен площади CP2*LE2. Монополист присваивает себе весь потребительский излишек P*AL, который при совершенной конкуренции, при объеме производства Q2 был бы присвоен покупателем.

		Поскольку предприниматель не может иметь полной информации о функциях спроса всех возможных покупателей своего блага, этот вид ценовой дискриминации в чистом виде невозможен. Определенное приближение к чистой ценовой дискриминации возможно при незначительном количестве покупателей, когда каждая единица блага выпускается по заказам конкретных потребителей.

Одним из хороших примеров в практике ценовой дискриминации первой степени является банковское кредитование. Банки выдают ссуды под проценты, величина которых варьируется в зависимости от многих показателей, в том числе не в последнюю очередь от готовности и возможности заемщика оплачивать кредит. Так как вопрос о выдаче ссуды обсуждается индивидуально с каждым потенциальным заемщиком (клиентом), последний не может выявить разброс цен - ставок по кредиту.

 	Второй пример совершенной ценовой дискриминации встречается, как правило, в виде ценообразования клубных благ (рис 3). 



Клубными называются блага, потребление которые одним индивидом допускает одновременное их использование другими, основным свойством данных благ является неделимость в потреблении. Примером клубного блага является, в частности, посещение парка, площадки для гольфа или игры в теннис. В этих случаях совершенное ценообразование блага включает в себя две части - уплату потребителем взноса за право доступа к использованию блага («членский взнос» в клуб, объединяющий пользователей данного блага) и цены непосредственного потребления товара. Цена товара устанавливается на уровне предельных издержек его производства (на уровне равновесия спроса и предложения товара в условиях свободной конкуренции), а размер взноса определяется как величина потребительского излишка рынка

Ценовая дискриминация первой степени запрещается Законом «О защите конкуренции». Совершенная дискриминация предполагает назначение разной цены на товар для разных потребителей, а именно: каждому потребителю назначается та максимальная цена, которую он готов заплатить. А такой способ ценообразования строго запрещается «экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом». Кроме того, п. 8 этой же статьи запрещается «создание дискриминационных условий». Последние определяются в п. 8 ст. 4 гл. 1 как «условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами». Когда фирма-монополия проводит ценовую дискриминацию первой степени, она ставит в неравное положение тех потребителей, которые должны платить высокую цену, по сравнению с теми, которые платят низкую. Именно поэтому такая ценовая стратегия запрещается законодательством, ибо ведет к падению общественного благосостояния, что можно проследить по изменению потребительского излишка. Практикующий совершенную ценовую дискриминацию монополист присваивает себе весь потребительский излишек, который в случае простой, не дискриминирующей монополии остался бы за покупателем.

2.1.2 Ценовая дискриминация второй степени (в зависимости от объема покупок)

Ценовая дискриминация второй степени имеет место, когда цены продукции одинаковы для всех покупателей, но различаются в зависимости от объема покупки, так что связь между общей выручкой монополиста (расходами покупателей) становится нелинейной.[19] Поэтому такие цены часто называют нелинейным (англ, nonlinear), или многоставочным (англ, multipart), тарифом. Как известно, связь между общей выручкой продавца (расходами покупателей) принимают нелинейный характер, а цены называются нелинейным. При этой степени ценовой дискриминации блага группируются в определенные партии, на каждую из которой устанавливаются различные цены. На практике  ценовая дискриминация второй степени проводится в форме скидок и надбавок на цены благ. Чтобы установить верные цены, монополист (предпринимаель) должен знать кривые спроса потребителей; другими словами, предпринимателю-монополисту должна быть известна точная готовность платить каждого индивида. Если монополист и знает что-то о статистическом распределении готовности платить, например, знает, что студенты готовы заплатить за билеты в кино меньше, чем хиппи, — отличить хиппи от студента  в очереди за билетами может быть сложно. Один из способов обойти данную ситуацию заключается в том, чтобы предложить на рынке два разных сочетания цены и количества. Одно сочетание должно быть ориентировано на индивида с высоким спросом, а другое — на индивида с низким спросом. Часто монополист оказывается способен составить такие сочетания цены и количества, которые побуждают потребителей выбрать сочетание, придуманное именно для них; пользуясь жаргоном экономистов, монополист составляет такие сочетания цены и количества, которые побуждают потребителей к самоотбору. На практике монополист часто стимулирует этот самоотбор изменением не количества товара, а его качества. Хорошим примером такого рода является случай с установлением цен на воздушные перевозки. Авиалиниями США обычно предлагаются два вида авиабилетов. Один вид билетов — без ограничений: этот тариф без ограничений привлекателен для лиц, отправляющихся в деловые поездки, поскольку их планы, которые касаются поездки, могут поменяться. Другой тариф предусматривает несколько ограничений: пассажир должен останавливаться в пути на субботнюю ночь, должен покупать билет заранее, за 14 дней, и т.д. Наличие этих ограничений делает такой билет менее привлекательным для лиц, отправляющихся в деловые поездки, т.е. для пассажиров с высокой готовностью платить, однако для туристов эти ограничения все же приемлемы. В конце концов каждый тип пассажира выбирает тот класс тарифа, который предназначался именно для него, и авиалиния получает гораздо больше прибыли, чем при продаже каждого билета по одинаковой цене.

Ценовая дискриминация второй степени предполагает назначение разных цен единицы товара при покупке разного его количества. В данном случае фирма - хозяйствующий субъект предлагает целый набор тарифов, и потребитель сам выбирает тариф, который ему удобен в зависимости от количества товара, которое он желает приобрести. Таким образом, применяя ценовую дискриминацию второй степени, фирма-монополист действует в рамках закона. Она предлагает всем и каждому одну и туже структуру цен, предоставляя самому покупателю выбрать величину покупки или ее специфические условия, не нарушал п. б ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции». То, что государство позволяет использовать ценовую дискриминацию второй степени, можно объяснить тем, что она в некотором отношении улучшает благосостояние потребителей. Такого рода механизмы ценообразования вполне могут быть общественно полезными: не имея возможности проводить ценовую дискриминацию, фирма может посчитать для себя оптимальным продавать продукт только на рынках с высоким спросом. А так она обслуживает и более низкий спрос.





Рисунок 4. Ценовая дискриминация второй степени.

	Расшифруем график:

 	Посмотрим рисунок. 4, а. Линия D здесь отображает индивидуальный спрос  потребителя. Монополист, практикующий ценовую дискриминацию второй степени, может установить три разные цены. Первые Q1 единиц продукции будут, скажем, продаваться по цене P1, следующие Q2 - Q1 единиц - по более низкой цене P2, следующие Q3 - Q2 единиц - по еще более низкой цене P3, тогда как недискриминирующий монополист установил бы при прочих равных условиях единую цену P3. Соответственно общая выручка монополиста от продажи (расходы потребителя на покупку) Q1 единиц продукции будет равна площади прямоугольника OP1AQ1, от продажи Q2 единиц - площади фигуры OP1AKBQ2, от продажи Q3 единиц - площади всей заштрихованной фигуры. Поскольку выручка от продажи Q3 единиц по единой цене P3 была бы равна площади прямоугольника OP3CQ3, мы можем утверждать, что присвоенный благодаря ценовой дискриминации второй степени монополистом потребительский излишек равен площади фигуры P3P1AKBL, тогда как площадь незаштрихованных треугольников под кривой спроса характеризует часть излишка потребителя, не присвоенную монополистом. Чем более будет дифференцирована цена продукции, тем в большей степени ценовая дискриминация второй степени будет приближаться к совершенной.

 Такой тип ценовой дискриминации второй степени, "обратный" тому, что представлен на рисунке 4, а, который вы можете встретить в большинстве зарубежных учебников микроэкономики, показан на рисунке 4, б. Здесь линия Di ? линейная кривая спроса на электричество некоторого i-го жильца. Ступенчатая линия P1BGCLN... ? кривая предложения электричества, с которой сталкивается i-й жилец (она, конечно, не тождественна рыночной кривой предложения Мосэнерго).

 Если i-й жилец стремится максимизировать свой потребительский излишек, он израсходует за месяц Q*2 кВт-ч электроэнергии, заплатив за них сумму, равную площади OP1Q*2, a величина его потребительского излишка составит сумму, равную площади P1KEGB.

 Если же наш жилец не привык отказывать себе в чем-то, в том числе и электроэнергии, и израсходует за месяц 200 кВт- ч (Q3 на рис. 4, б), то ему придется уплатить за них сумму, равную площади фигуры OP1BGCLNQ3. Тогда его потребительский излишек будет состоять из двух частей: положительного излишка (P1KEGB) и отрицательного излишка (ECLNQ3). Не исключено, что абсолютная разность положительного и отрицательного излишка окажется отрицательной, а значит, и сам чистый потребительский излишек также будет отрицательным.

 Однако ситуация, представленная на рис. 4, а, идеализирована. Дело в том, что кривая Di ? это обыкновенная кривая спроса, построенная в предположении, что товар продается по единой цене. Но если потребитель приобретет Q1 единиц товара по высокой цене P1, эффект дохода принудит его сократить спрос на дополнительные покупки этого товара. При ценовой дискриминации кривая спроса может остаться неизменной лишь при нулевом эффекте дохода. Интуитивно ясно, что общий объем спроса при ценовой дискриминации второй степени окажется меньше, чем Q3, из-за наличия ненулевого эффекта дохода. То же справедливо и в отношении рис. 4, б.

2.1.3. Ценовая дискриминация третьей степени (по группам потребителей)

Ценовая дискриминация на сегментированных рынках (третьей степени) означает установление разных цен для разных категорий покупателей (сегментов рынка)[19]. Хотя ценовая дискриминация дает возможность увеличить объем производства, приблизить его к конкурентному уровню, а значит, увеличить потребление, сделать доступными некоторые товары для менее обеспеченных слоев населения, некоторые методы, применяемые в ценовой дискриминации, запрещены: экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

Нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования» (Закон «О защите конкуренции», ст. 10, п. 1). Такая дискриминация разрешается Законом в п. 2 ч. 1 ст. 13, в которой допускаются действия, направленные на «получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерны преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок». Действительно, фирма будет устанавливать низкую цену для группы потребителей, чувствительной к цене (менее обеспеченной), и высокую цену для группы потребителей, относительно не чувствительной к ней. Таким путем происходит перераспределение дохода от богатых к бедным. Ценовая дискриминация третьей степени удовлетворяет как большой, так и маленький спрос, ценообразование на взаимосвязанные товары. При взаимосвязанной продаже цена дополняющего товара будет выше, а цена основного товара - ниже, чем при продаже каждого из товаров по отдельности. Требуя от покупателей обязательной покупки дополняющего товара вместе с основным, производитель получает возможность сильно завысить цену дополняющего товара и за счет этого увеличить свою прибыль по сравнению с одиночными продажами. Продажа дополняющего товара при этом будет являться расчетным механизмом. Большее потребление дополняющего товара означает большую ценность основного. Согласно Закону «О защите конкуренции», «действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, предусмотренные частью 1 статьи 10 настоящего Федерального закона (за исключением действий (бездействия), указанных в пунктах 1, 2, 3, 5, 6, 7 и 10 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона), соглашения и согласованные действия, предусмотренные частью 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, сделки, иные действия, предусмотренные статьями 27-ЗО настоящего Федерального закона, могут быть признаны допустимыми, если такими действиями (бездействием), соглашениями и согласованными действиями, сделками, иными действиями не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий» (с. 13, п. 1). Данный вид ценообразования допускается законом. Статья 10 запрещает принудительную продажу набора взаимосвязанных товаров, если покупатель в этом не заинтересован: «Запрещается... навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования» (п. 1, подп. 3).

Ценовую дискриминацию третьей степени можно представить схематически на графике. Предположим для простоты, что фирма-продавец разделила своих потребителей на два сегмента, т.е. на две группы, для каждой из которых характерна своя платежеспособность, потребительские предпочтения и потому — своя кривая спроса (рисунок 5).

Таким образом, дискриминирующая фирма-монополист должна уметь надежно и качественно разделять свой рынок, ориентируясь при этом на разную эластичность спроса по цене у разных покупателей.

.  

Рисунок 5 .Ценовая дискриминация третьей степени 

	Расшифруем график:

Как видно из данного графика, оптимальные цены и объемы продаж таковы, что предельные доходы от продажи товара разным группам потребителей равны и совпадают с предельными издержками. В данном примере потребители первой группы, спрос которых представлен кривой D1, платят цену P1, а потребители второй группы, спрос которых более эластичен и представлен кривой D2, платят цену P2. 

Предельные издержки зависят от совокупного объема производства QT. Отметим, что объемы производства Q1 и Q2 по сегментам выбраны так, чтобы предельные доходы от реализации продукции в этих сегментах совпадали с предельными издержками MC, что необходимо для оптимизации выпуска (если продукты выпускаются на одном предприятии в одном производственном процессе): 

MR1 = MR2 = MC. 

Поскольку категория цены прямо соотносится с категорией эластичности спроса, а в данном случае сегментирование как раз и производится в связи с разной эластичностью, то уместно выразить также и предельный доход через категорию эластичности.

2.1.4 Пространственная ценовая дискриминация

В данном разделе речь пойдет о пространственной ценовой дискриминации. Итак, что же она из себя представляет: В тех случаях, когда перевозка (транспортировка товара требует высоких затрат, предприятие либо фирма, имеющая монопольную власть, для того, чтобы максимизировать прибыль, может совершать пространственную (географическую) дискриминацию.

Приведем пример: Монополист производит товар на заводе, который находится, предположим, в области  (пункт А) и обслуживает рынок, включающих потребителей из области и города(Пункт А и пункт В). Допустим, что производитель сам перевозит свой товар. Он назначает цену потребителю с доставкой, так же он может назначить заводскую цену. Т.е потребитель сам должен позаботиться о перевозке товара.

Обратные функции спроса  на продукцию монополиста в пунктах А и В будут соответствовать формулам РА = D(QA) и РВ = D(QB)

Положим для упрощения, что МС = SATC = const. Затраты на транспортировку продукции потребителям в пункт А, где находится предприятие, поставим нулевыми, а в пункт В — равными t за каждую доставляемую туда единицу товара. Тогда общая прибыль монополиста от продажи товара в пунктах А и В будет  представлена формулой; n = D(QA)QA+[D(QB)-t]-c(QAiB).

Итак, теперь расшифруем формулу;

Первый член правой части представляет общую выручку от продажи QA единиц продукции в пункте А, или TR/1(Q/1); второй — чистую, выручку от продажи QB единиц продукции в пункте В~, или TR^(QB), вычитая расходы по доставке; третий — затраты на производство всей продукции. Обозначим Рд нетто цену, получаемую монополистом за каждую единицу товара, продаваемую в пункт В, тогда PB(QB) = D(QB)-t - обратная функция нетто спроса, характеризующая повышенную цену, которую предприниматель (монополист), может установить на единицу товара за вычетом расходов по доставке, t. Пространственная ценовая дискриминация представлена на рис. 6. На нем показана функция спроса покупателей, размещенных в пунктах А и В, — (РА = D(QA)) = (Рв - D(QB)), а также функция нетто спроса покупателей, находящихся в пункте В, — Pb(Qb) ¦



Рисунок 6. Монополист, осуществляющий пространственную дискриминацию, в сравнении  с совершенно конкурентным предприятием

Монополист должен распределить свой выпуск между пунктами А и В так, чтобы увеличить общую прибыль. При этом он должен учитывать, что если  то перепродажа товара купленного на дешевом рынке в пункте А, на более дорогом в пункте В с учетом затрат на перевозку окажется невыгодной для перепродавцов. Максимизация предполагает, как очевидно, выполнение пары условий первого порядка:



Следовательно, с учетом расходов на транспортировку никто не сможет получить прибыль, закупая товар на дешевом рынке и перепродавая его на дорогом.

Таким образом, можно сказать, что предприниматель (монополист), осуществляющий пространственную ценовую дискриминацию, дискриминирует против поблизости размещенных покупателей. Продажная цена в отдаленном пункте В более чем на t ниже продажной цены в пункте А, где товар производится. Очищенная от транспортных расходов нетто цена товара в пункте В ниже, чем в пункте А, по одной причине, что разница в ценах не равна величине транспортных расходов. При пространственной ценовой дискриминации нетто цена за единицу товара, продаваемую на отдаленном рынке, ниже.

2.1.5. Межвременная ценовая дискриминация. Парадокс Кауза

Особым видом ценовой политики фирмы является межвременная ценовая дискриминация. В данном случае вынужденной дискриминации подвергаются не только покупатели товара, а его продавцы. Проблема межвременного ценообразования существует на рынке товаров длительного пользования (телевизоров, стиральных машин, холодильников). Спрос на товары длительного пользования имеет неблагоприятную для фирмы специфику: если сегодня потребитель купил товар, то в течение довольно длительного периода времени он не будет выступать в качестве покупателя в отличие от рынка товаров краткосрочного пользования, где возобновляемость спроса носит регулярный характер. Для расширения спроса фирма может использовать принцип снижения цены в будущем периоде. Однако как толь.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44