VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Ценность художественной авторской куклы как составного компонента декоративно-прикладного искусства в современном искусстве

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W013388
Тема: Ценность художественной авторской куклы как составного компонента декоративно-прикладного искусства в современном искусстве
Содержание
    Введение
    
    Декоративно-прикладное творчество - обширный раздел искусства, охватывающий различные сферы художественной деятельности и ориентированный на создание изделий с утилитарными и художественными функциями. Эстетический уровень таких произведений, как правило, достаточно высокий. Обуславливается это тем, что прикладное обладает признаками практического применения, а декоративное призвано украшать среду обитания человека, удовлетворять как материальные, так и духовные потребности человека. Дополняя друг друга декоративно-прикладное творчествоимеет практическое употребление в повседневной жизни.
    Прикладное искусство - это предметы, характеристики которых близки к художественному стилю, а их предназначение достаточно разнообразно. Прикладное искусство самостоятельная специфическая форма художественного творчества, они не только отображают,окружающую действительность, но и преобразовывают ее по законам красоты. Они находятся рядом с человеком ежедневно, ежечасно и, следовательно, несут глубокое содержание, эстетических переживаний, эмоций.
    Декоративно-прикладное творчество - это широкое поле деятельности для художников и скульпторов, дизайнеров и стилистов. Особенно ценятся эксклюзивные произведения искусства, созданные в единственном экземпляре. В то же время изделия, выпускаемые серийно, причисляются к сувенирной продукции. В отличие от безликих изделий массового производства, вещи, сделанные своими руками, всегда уникальны.
    Декоративно-прикладное искусство продолжает жить в современном мире, все больше расширяя новые формы, средства выразительности,материалы. Народные мастера, продолжают работать в традициях и сохранять в своем творчестве правила и навыки,проверенные временем и передаваемые из поколения в поколение. Из столетия в столетие люди отражали с помощью творчества свои взгляды на современность. Если когда-то декоративное прикладное искусство выражалось в основном в вышивании, работе по дереву и металлу, изобразительном и керамическом искусстве, то современные народные промыслы стали более затейливыми и разнообразными. Современному художнику-прикладнику предоставлен огромный выбор различных материалов, он свободен в осуществлении творческих замыслов. Можно экспериментировать с материалом, формой, цветом, создавая всякий раз что-то совершенно новое.
    Произведения декоративно-прикладного искусства, которые отвечают эстетическим требованиям, рассчитаны на конечный результат, то есть произведенный эффект. Служат они не только для эстетики, но и для оформления интерьера и быта человека. 
    Кукла как вид декоративно-прикладного искусства очень тесно связана с бытом человеком, с его образом и верованиями. Так как кукла, это неотъемлемая часть культуры, она сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа.Первая кукла, была связанны с обрядами. С момента появления фигурок, их предназначение было ритуальное. Служили посредниками между миром людей и духов исоздавались по образу и подобию человека. Им поклонялись, приносили жертвы, просили о защите, с их помощью пытались причинять вред врагам. Первыми материалами для ритуальных кукол были сучья и корни, позже фигурки делались из обожженной глины. Брать в руки фигурки с изображением людей разрешалось только старейшинам рода, посвящённым во все тонкости магических обрядов.Когда кукла перестала быть частью культов и обрядов она обрела новую функцию – эстетическую.
    В истории куклы появилось бесконечное количество ее видов и форм. Несмотря на функциональность и практическую пользу многих видов кукол, есть и куклы, которые живут по законам высокого искусства, передают глубокий смысл, красоту и выразительность форм. Эти куклы - произведения искусства, главное в их природе – художественный образ. Такие куклы не уступают свей значимостью живописи или музыке. Именно художественные авторские творения расширяют обыденные представления о месте и роли куклы.
    Само понятие «авторская художественная кукла» связано со многими факторами: традиционными представлениями о кукле и желанием художников выйти за рамки этих представлений, особенностями технологии создания куклы и неизбежным стремлением куклы к конкретности и повествовательности.
    Актуальность темы исследования: обусловлена тем что авторская кукла - явление достаточно новое, и в некотором смысле она выступает как своеобразный знак времени. Официальным временем появления авторской куклы, как самостоятельного культурного феномена считается, предположительно, конец XX - начало XXI века. Долгое время понятие «авторская кукла», включала в себя и работу художника- кукольника на производстве, и предмет хобби-рукоделия, и самодельную и производственную плюшевую игрушку и даже нарисованную ребенком бумажную куклу. Но позднее, уточняясь, это понятие стало предполагать продукт художественно-дизайнерского труда. Многие исследователи сходятся во мнении, что авторская кукла - следствие слияния, синтеза нескольких видов искусств, авторы стремятся экспериментировать с разными материалами, техниками, формами. Поэтому сейчас авторская кукла по праву может быть отнесена к одному из видов декоративно-прикладного искусства, в связи с чем, авторская кукла приобрела дополнительное определение - «художественная». Интерес к авторской кукле как к художественному произведению не угасает. Об этом свидетельствует рост числа художественных галерей, экспонирующих авторские куклы, появлением в России профессиональных школ для обучения кукольников, формированием творческих объединений, расширением круга русских мастеров, чье творчество признано не только в России, но и за рубежом. Термины «авторская», «художественная», «салонная», «декоративная» и «коллекционная» кукла не разграничены и часто употребляются как синонимы.Каждая художественная кукла, это не просто фигура в костюме, это сложный, тщательно продуманный уникальный художественный образ. В основе концепции любой куклы лежит, в первую очередь, идея, а затем средства, с помощью которых этот образ создан.
    Проблема исследования: какова ценность художественной авторской куклы как составного компонента декоративно-прикладного искусства в современном искусстве?
    Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
    Объект исследования: художественные особенности авторской куклы, как вида декоративно-прикладного искусства.
    Предмет исследования: разработка и выполнение в материале серии работ в смешанной технике, аппликация, лоскут,папье-маше,роспись.
    Гипотеза исследования: разработка и выполнение в материале изделий в смешанной технике может выступать эффективным средством при изготовлении серии работ художественных кукол при реализации следующих условий:
    - если будет проведена систематизация представлений о декоративно-прикладном искусстве, в частности, художественной куклы как эстетическом элементе для интерьера;
    - если будет осуществляться использование исторического опыта создания художественной куклы, в области декоративно-прикладного искусства;
    - если серия работ авторских кукол, выполненная в смешанной технике, сможет служить практическим и эстетическим элементом в нашей жизни;
    - если сохранение и развитие декоративно-прикладного искусства будет осуществляться через подготовку специалистов, передачи молодым художникам знаний и опыта, выработанных поколениями мастеров.
    В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой нашего исследования нами сформулированы следующие задачи:
    * Проанализировать методическую, историческую искусствоведческую и специальную литературу по проблеме исследования с целью выявления основных этапов развития художественной куклы;
    * Проследить историю возникновения и развития искусства художественной куклы. Рассмотреть виды и особенности росписи ткани;
    * Изучить технологические принципы выполнения художественной куклы в технике папье-маше;
    * Ознакомиться с преемственностью традиционных приёмов и проанализировать современное развитие художественной куклы;
    * Применить полученные знания для создания авторской работы;
    * Разработать и выполнить в материале серию художественных кукол в технике папье-маше.
    Методологическую основу исследования составляют исследования таких ученых, как A.B. Лебедева, Г.С. Островского, H.A. Перевезенцевой, Б.М. Соколоваи других по вопросам изучения художественной природы куклы. Для более полного изучения темы нами были использованы работы и других авторов.
    Величко Н.К. охватывает различные виды росписи по дереву: хохломская, городецкая, мезенская и пермогорская. В книге рассматриваются особенности композиционного построения росписи и её применение на разных поверхностях, в соответствии с назначением и функциями декорируемой вещи. Технологические  рекомендации были применены и положительно сказались на практической части нашего дипломного проекта.
    О. В. Круглова и С. К. Жегалова во время своих экспедиций по русскому северу обнаружили уникальные материалы о месте создания большинства вещей, украшенных Северодвинской росписью и имена мастеров, создававших эти произведения.
    Решение поставленных задач и проверка достоверности гипотезы потребовали использования следующих методов исследования:
    - теоретический анализ методической и исторической литературы;
    - рассмотрение основных видов художественной росписи по дереву;
    – рассмотрение основных видов художественной куклы;
    – поиск и изучение аналогов и прототипов;
    – разработка эскизов;
    – выполнение в материале авторской работы.
    Практическая значимость дипломной работы заключается в теоретическом обобщении научно-исследовательских трудов в создании серии художественных кукол.
    Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из содержания, введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.
    Во введении разработан научный аппарат по данной теме.
    В первой главе рассматриваются Исторические аспекты развития и формирования авторской куклы в декоративноприкладном искусстве, возникновение традиционных народных художественных промыслов Северной Двины.
    Во второй главе рассмотрены художественно-технологические этапы создания авторского проекта. В ней представлена разработка и выполнение в материале серии художественных кукол.
    В заключении подведены итоги нашей исследовательской работы, сделаны выводы.
    В приложении представлены эскизы, фотоматериалы, которые явились источником творчества, дополнительные материалы и визуальные элементы к дипломному проекту.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Глава I. Культурно-историческая ценность художественной авторской куклы как составного компонента декоративно-прикладного искусства
1.1 Исторические аспекты развития и формирования авторской куклы в декоративно-прикладном искусстве
    
    Понятие «кукла» достаточно сложно и многогранно, а сама она многолика и полифункциональная. Без понимания сущности куклы невозможно понять и человека. Она помогает сохранять нравственные ценности мира, развивать воображение, образование, и творчество. Художник, создающий кукол, творит не менее великое искусство, чем скульптор или художник. Они являются исследователями духовного мира человека, баланса гармонии, человеческой души, заставляют людей видеть себя извне [39,637]. Времена меняются, меняются люди, меняются куклы. Остается неразрывная связь человека со своим кукольным подобием - связь необъяснима бесконечно прекрасна и увлекательна. Современная авторская кукла - это особый вид искусства, синтез скульптуры, живописи, дизайна и театра. Их большое разнообразие и все они разные. Все первые куклы были авторскими. Первая кукла была исключительно авторской, была сделана из самых простых материалов, которые имели под рукой люди. Самые старые куклы датируются более чем сорок миллионами лет, они найдены в Египте во время раскопок, они вырезаны из тонкого куска дерева. В Древней Греции, в V-IV веках до нашей эры, изготовление кукол было отдельным навыком, в то время они делались из глины, мостики крепят к веревке или проволоке [39, 645].
    Кукла-одна из интереснейших страниц в истории культуры. На протяжении тысячелетий человек неразрывно связан с этими таинственными и загадочными существами: куклы встречали человека при рождении и сопровождали его в загробный мир, жили во дворцах и храмах, в залах знатных вельмож и в лачугах бедных крестьян. Куклам посвящено много песен и поэзии, для них шили самые смелые наряды и доверяли сокровенные тайны, многочисленные из первых кукол, по мнению исследователей (археологов, искусствоведов), связанны с ритуалами, обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Самая древняя функция фигурок, изображающих живых существ, ритуальное. Создавайте образы и подобия людей, куклы служат посредником в мире людей и духа. Им поклонялись, приносили жертвы, просили о заступничестве, с их помощью пытались причинять вред врагам. Первые ритуальные куклы были примитивными фигурами веток и корней, а позже обожженной глины[33, 27]. У самых примитивных племен кукла олицетворяла собой мертвое тело, которое хоронили после похорон реального покойника, чтобы не дать ему возможность вернуться на землю и причинить вред живущим. Позже появился обычай после смерти любого члена семьи сделать марионетку, которая стала отдушиной для души умершего: ей подносили пищу со своего стола и ухаживали как за живым человеком Надежды на урожай соединялись с верой помощь умерших предков. И даже сейчас африканские племена используют в обряде кукол как образы смерти. Они твердо верят, что специально созданные подвижные и неподвижные фигуры помогают душе в загробных скитаниях. Как известно, у многих народов культы смерти и плодородия неразрывно связанны между собой. Нет ничего удивительного в том, что одни и те же атрибуты кочуют из культа в культ, приобретая дополнительные символические значения. Таким образом, кукла, которая начала свой подход в народе как мутный атрибут похоронного ритуала, постепенно приняла иное обличие[28, 21].
    По всей Земле возникли обряды, связанные с куклой. Это ритуальный культ сотворения мира и культа умерших предков.  Надежды на урожай соединялись с верой в помощь умерших предков. Считается, что кукла может защитить от сил зла, взять болезнь и беду людей, принести ему счастье. Куклы – обереги выполняли защитную роль, им не когда не рисовалось лицо, ведь наши предки верили, что общее лицо они обрели и душой. Во многих культурах кукла используется для магических ритуалов, она считается сильным и необратимым использованием магических сил. Как правило, кукла олицетворяет дух покровителя или человека на которого совершают магический обряд. Существовали целые кукольные балаганы и цирки, где куклы являются неотъемлемой частью спектакля. С древних времен широкое распространение получило использование кукол в различных магических ритуалах в качестве очеловеченного образа. Куклы появляются везде в истории язычества и колдовства, и почти везде их появление обязано неким магическим ритуалам. В наши дни до сих пор практикуют использование всеми известных кукол Вуду. Однако, куклу использовали не только для того, чтобы навредить. Активно использовали кукол лекари и целители. Например, в мусульманских странах врачи не имели права осматривать женщин, поэтому пациентки показывали, где болит, на специальной кукле [2, 36]. В Европе и на Руси целители набивали кукол лечебными травами и камнями, которые благотворно влияют на определенные органы - таких кукол больные всегда носили с собой до тех пор, пока недуг не отступит. Иногда делались куклы-болезни: целитель забирал всю нездоровую энергию у человека, передавал ее кукле, после чего ее сжигали, а больной выздоравливал. Со временем куклы перестали быть связаны исключительно с культами и обрядами[6, 103].
    Когда кукла перестала быть частью культов и обрядов она обрела новую функцию - эстетическую. В кукольной истории есть особый вид, существовавший до массового, а сегодня развивающийся рядом с ним, это авторская кукла, которая, как любое произведение искусства, задумывается и рождается из художественного образа. Современную авторскую куклу следует рассматривать как самостоятельный вид искусства. Подобно скульптуре она предназначена в основном для созерцания. Каждый кукольный образ - это определенное философское содержание, что переносит куклу как предмет и создание из материального в духовное измерение, способное отразить как индивидуальное, так и массовое состояние, и содержание. Именно художественные авторские творения способны расширить обыденные представления о месте и роли куклы. В конце прошлого века термин «авторская кукла» вошёл во всеобщее употребление, и появились различные школы и направления в кукольном мастерстве. С этим феноменом связаны такие процессы как проведение мастер-классов, возникновение многочисленных сообществ и форумов - как поклонников, так и создателей авторских кукол [6,115]. 
    Господствует мнение, согласно которому под авторской куклой следует понимать куклу, созданную автором вручную в единственном экземпляре или же ограниченным тиражом. Условно считается, что первая кукла в единственном экземпляре была создана во Франции в 1881 г. художником Э. Дега. На выставке импрессионистов в Париже он представил восковую статуэтку «Petite Danseuse» («Маленькая танцовщица»), которая была одета в настоящее платье из ткани. Однако данное произведение является авторской художественной куклой, а первые авторские куклы появились много раньше. Легендарный противоречивый пример первой авторской куклы является «Игрок на флейте», созданный Жаком Вокансоном в XVIII веке. Это была механическая кукла, выполненная в рост человека, что могла играть на флейте по двенадцать мелодий. В начале XVII века Францию охватила мода на куклы, которые знатные дамы использовали в качестве моделей для нарядов. Таким образом, они получали весьма подробную информацию о новинках моды. Эти своеобразные «журналы мод» изготавливались кукольными мастерами для каждой заказчицы индивидуально. С появлением «Журналов мод» эти куклы потеряли свое значение. Зато ими стало модно украшать салоны и гостиные. Так возникла традиция изготовления «салонных кукол» («будуарных кукол»). В Россию такие «салонные куклы» попадали из Франции, Англии и Германии. Это были очень дорогостоящие «безделицы» в натуральных шелках и кружевах тончайших плетений. В XVII-XIX веках российские мастера не только освоили изготовление «салонной куклы», но и заслужили признание во всём мире. Известно также, что даже российская императрица Екатерина II смастерила оригинальные куклы для своих внуков [14, 66]. 
    В Россию первые заграничные модницы с очаровательными восковыми личиками и необыкновенно пышными париками попадали из Англии, Франции и Германии. Это были очень дорогостоящие «безделицы» в натуральных шелках и кружевах тончайших плетений. А в XVII - XIX веках и российские мастера освоили изготовление фарфоровых красавиц, изысканность и долговечность которых заслужили признание во всём мире. И, конечно же, такие салонные куклы в детские руки попадали нечасто: они не являлись предметом игры, а были призваны воспитывать хороший вкус и учить бережливости. История художественной куклы в России закончилась, как и многие другие «буржуазные пережитки», сразу после Октябрьской революции. На смену изысканным фарфоровым красавицам с натуральными локонами пришли безликие резиновые пупсы. И только в 1997 году, спустя долгие восемьдесят лет, искусство авторской художественной куклы, при непосредственном участии Кукольной галереи Вахтановъ и её неизменной хозяйки и вдохновительницы Ирины Мызиной, вновь шагнуло на российскую землю. Довольно долгое время во всём мире предметом вожделения для коллекционеров являлись лишь антикварные куклы. Но, в конце XX века художественная авторская кукла вновь ожила и стремительно ворвалась в мир искусства. И сегодня огромную коллекционную ценность имеют не только старинные куклы, но и работы современных мастеров - настоящих «кукольных» художников-профессионалов[23, ]. 
    Современная художественная авторская кукла отличается целостностью своего образа. Она проработана художником до тончайших нюансов, начиная с момента зарождения идеи и до исполнения последних, на первый взгляд совсем незначительных, деталей костюма. Это кукла со своим именем, своей историей, своим настроением и только со своим неповторимым характером. В такое творение, несомненно, вложена немалая часть души её создателя. В настоящее время авторские куклы выставляются в специализированных галереях и музеях, поскольку они стали восприниматься не только как предмет коллекционирования, но и как произведение искусства. На сегодняшний день множество галерей имеют дело с авторскими работами современных художников мастеров. Сегодня коллекционную ценность имеют не только старинные куклы, но и работы современных мастеров. Каждая коллекционная кукла должна иметь маркировку с указанием имени автора или названия фирмы производителя, лимитации и порядкового номера экземпляра. Такая «печать» ставится, как правило, на спину или затылочную часть головы куклы. К коллекционной кукле обязательно прилагается сертификат подлинности примерно с той же информацией, что и на маркировке: автор, лимитация, номер экземпляра, материалы, из которых сделана кукла, и личная подпись мастера.
    Одно из новых направлений в современном кукольном мире стало изготовление так называемых репликантов - точных копий старинных кукол известных фирм, ставших в наше время антикварными. Это ни в коей мере не подделка, и в сертификате каждой реплики обязательно указывается как стандартная для маркировки информация, так и данные об антикварном оригинале. Многие художники с удовольствием принимаются за изготовление портретных кукол. Эта работа интересна тем, что заказчик сам принимает непосредственное участие в творческом процессе. Такая кукла может быть сделана по фотографии, и стать оригинальным сюрпризом и самым неожиданным подарком, на который только способна человеческая фантазия. Зарождение портретных кукол относится к глубокой древности и связано с выполнением определённых культовых, религиозно-магических задач. Большинство таких кукол выполняется на заказ. В этом случае перед мастером стоит непростая задача создать куклу, обладающую максимальным сходством с человеком, которому она, собственно, и предназначается. Сегодня, куклы, изображающие звезд шоу-бизнеса, политики, театра и кино не редкость. 
    В настоящее время авторские куклы экспонируются в специализированных галереях и музеях, признанная не только как коллекционное, но и как произведение искусства. Сегодня многие галереи занимаются работами современных художников и мастеров. Условно ценители кукол делятся на два очень дружеских лагеря, авторов и коллекционеров. Цена работы лучших мастеров нашего времени растет из-за большого интереса. Собранием таких творений занимаются либо люди, неизлечимо «заболевшие» куклами, превратившие это хобби в главное дело жизни (владельцы специализированных «кукольных» галерей, журналов и так далее), или зажиточные люди, представители бизнеса, шоу-бизнеса, политики. Коллекционировать кукол не менее престижно, чем картины, бриллианты, антиквариат и древние монеты. Коллекция и выставка кукол открывает огромные возможности для популяризации и развития этого вида искусства, а также благотворительных акций. 
    Современная художественная авторская кукла отличается целостностью своего образа. Тончайшие нюансы, проработанные художником, от зарождения идеи и до реализации последних, на первый взгляд, очень мелких деталей одежды. Это кукла со своим именем, историей, настроением, и уникальным характером. Несомненно, в этих работах заложена важная часть души творца. Коллекционная кукол, подтверждает свое название, в основном служит, конечно же, предметом коллекционирования. Это и шикарная деталь интерьера, которая, несомненно, оживит и украсит абсолютно любое помещение, принесёт с собой особую атмосферу и уют. Это оригинальный и очень элегантный подарок на память. Куклы прекрасно гармонируют с любыми другими деталями интерьера, являясь то картиной, скульптурой, лепными элементами, современным стеклом или металлом и украшениями. Со временем, по мнению автора, кукла может "вырасти" в античное произведение; или превратиться в фамильную реликвию, став своеобразной историей семьи, где предки их месторождения бережно охраняют и заботятся о вещах, которые их окружали.
    Таким образом, авторские куклы представляют собой сегодня крайне интересный как для специалистов, так и для широкой публики феномен современного искусства. В рамках авторской куклы уместно выделить несколько направлений. Первые из них представляют собой винтажные экземпляры, образцами которых являются авторские куклы XVI-XIX веков. Также невозможно не признать, во многом, прелесть этого произведения является частью феномена декоративно-прикладного искусства, и сейчас оно проникло не только в искусство, но даже в политическую сферу. Второе направление представляет собой по сути разновидность бизнес-подарков.  Третье напрямую связано с попытками синтезировать традиционные народные промыслы кукол с богатыми традициями в России. Четвертое направление ориентировано в первую очередь не столько на коллекционера, сколько на молодежь. В некоторых рамках автор представляет куклу с определенной молодежной субкультурой. В целом, авторы кукол, сегодня могут привести примеры тенденций в декоративно-прикладном искусстве за прошедшие столетия, а также представить пример инновационного метода декорирования и применения технологий в этой области.
    Именно авторская кукла, на наш взгляд, более остальных сопоставима с утверждением «кукла - подобие человека». Ведь образ куклы мы оцениваем по ее внешнему виду, который является более символическим внешним видом человека. Возможно, это связано с художником, с тем, что он не просто видит свое отражение, но и находит самовыражение и передачу себя в таком виде. Так, художник частично создает свой портрет, придавая ему определенное психологическое состояние. Это может быть понятно другому человеку, который уже видит свое отражение в кукле. Это своего рода общение между художниками, образами и людьми, заключенными в образ куклы. Авторской кукле свойственны специфическое композиционное строение, особый художественный язык, выработанный на функциональном этапе развития куклы и затем развитый и дополненный на этапе художественной рефлексии. В производстве авторских кукол, как и для других видов, крайне важны используемые материалы и их имитационные возможности. При создании скульптурных частей прибегают к различным видам керамики, пластических материалов, дерева, ткани, бумаги, для создания костюма, как правило, обращаются к разным видам текстиля. Пересечение различных материалов, а также жанров (костюмная, портретная куклы куклы-персонажа) и типов интерпретации порождает все существующее многообразие мира искусства куклы.
1.2 Генезис традиционных народных художественных промыслов Северной Двины
    
     Источники художественного образования на Архангельском севере зарождались издревле, с приходом народных промыслов и обучения чтению и письму. Примерно в XVII веке мастерство и живопись и грамоте проходили в церквях и монастырях, а иногда и в доме. От отца к сыну передаются знания, технологии, а также чтение и письмо, но также успешно создаются необходимые вещи с декоративными орнаментами, в семье передавались художественные традиции. В монастыре и Церкви, а иногда и в соборе, учение проводилось не более однрго года, без учебной программы и плана, учителя учили познавать себя, читать, писать, считать. Обучение рисованию осуществлялось по усмотрению учителя и его умению, и часто повторному рисованию персонажей и символов с религиозной фигурой, иногда совсем отсутствовало. В XVII веке, с появлением множества видов школ и колледжей: школы при церковных приходах, школы грамоты на селе, частные школы в городах, в них начали проводиться занятия, связанные с изобразительной деятельностью. Рисования как предмета не существовало, и дети предоставили образцы писем и рисунков из церковных книг. Писали и запоминали символы, то есть рисовали дети с образцов или из памяти, предметы быта или крестьянской утвари.
    В конце XVII века появляются небольшие сельские школы в Архангельской области, Онеге и Холмогорах. Малые народные училища были двухклассные, обучение проходило два года, чуть позже открываются и трехклассные, четыре года обучения. Занятия в государственных школах проводились в трех отделениях: первое отделение - младших школьников, второе отделение - средней школы, третье отделение - старшеклассники. На уроке чтения и письма каждому отделению была дана задача, например, первое отделение - заняты рисованием пера, кружки, серпа и дуги из книги Паульсона, и подпись под каждым пунктом, после чего дети занимались разложением написанного ими слова на слоги и звуки. В младшем отделе они рисовали фигуры с образца по клеткам, в среднем и старшем отделах занимались выразительным чтением. Рисование использовалось для умения читать, писать и иметь представление о строении предметов, используемых в повседневной жизни и работе. К началу XX века в Архангельской губернии существовало множество учебных заведений, в которых преподавалось изобразительное искусство: школы грамоты, церковно-приходские школы, приходские училища, народные училища, городские училища, гимназии, мужская и женская, торгово-мореходное училище, механико-техническое училище. В 1908 году открывается учительская семинария, ставшая в наши дни Поморским государственным университетом им. М.В. Ломоносова, открывается факультет начального и профессионального образования для обучения искусству. В настоящее время Архангельская область с центром народных промыслов, мастерскими и классными занятиями обучает молодых художников. В г. Архангельске работает ряд клубов и студий декоративно-прикладного искусства. В 1990 году при «Школа народных ремесел» создана художественная школа, основанная мастером Борчевским Н.М. Художественный лицей и колледж культуры, готовят мастеров по народному декоративно-прикладному искусству Русского Севера, а также преподавателей изобразительного искусства для художественных школ, студий и кружков. В педагогических колледжах г. Архангельска и г. Каргополя готовят учителей для преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных школах.
    Народные росписи, рожденные на берегах реки Северная и Мезени -колоритное, яркое самобытное искусство. В XIX веке из музеев Москвы и Санкт-Петербурга собиралась богатая коллекция предметов крестьянского быта увенчанных этой росписью. Их собирали и привозили в музеи скупщики, потому что спрос на них был хороший, поэтому и хранились в тайне четкие адреса, где многие поколения занимались именно этой техникой, где в конце XIX- начале XX века жили и творили создатели прекрасных произведений искусства. Они ввели в музейные документы общий адрес – Северную Двину. Роспись по дереву является одним самых красивых ремесел нашей страны. Ее корни уходят в далекие древние времена, когда наши предки были тесно связаны с природой, уважали ее, поклонялись природным стихиям. Каждое написанное мастерами изделие несет в себе отпечатанное древними силами пожелание здоровья, счастья, удачи, благословения в доме.
    Становление и развитие самобытных форм художественной деятельности на европейском севере России тесно связано с историей этого края. В X-XIII веках край этот заселяли переселенцы из новгородских, а затем и ростово-суздальских земель. Позднее начинается волна переселения с юга, из Московских земель. Поток переселенцев-новгородцев двигался по реке с севера, люди с юга шли в разные стороны и селились на берегах рек и озер. Из разных мест люди несли с собой уже сложившиеся традиции, которые под влиянием новых географических, социальных, политических и экономических факторов перемен и обретают новые черты. В XV-XVI веках в искусстве крупных торгово-ремесленных и художественных центров Севера начинают появляться местные специфические черты. В XVII веке в экономическом и политическом подъеме государства вместе процветало художественное и культурное воздействие жизни на севере Русской земли. Именно в это время в зависимости от экономических условий начинают развиваться в районе Русского Севера историко-культурные территории. Во второй половине XVIII-начале XIX веков развиваются локальные ремесленно-художественные центры, в которых занятие тем или иным видом подсобной деятельности становится общим не только для крестьян одной деревни, но иногда и для целой группы деревень. Крестьянские мастера продолжают свою работу, художественные традиции унаследованы от мастеров более ранних периодов.
    Виды и художественные особенности северной Двины - колоритное, яркое самобытное искусство.
     Пермогорская роспись. Самые ранние изделия с пермогорской росписью, дошедшие до наших дней, датируются XVIII - началом XIX века. Центром пермогорской росписи является группа деревень под общим названием Мокрая Едома, они расположены в Красноборском районе, недалеко от пристани Пермогорье. Многие из этих предметов и в форме, и в характере росписи сохранили традиции искусства прошлого века. В основе пермогорской росписи лежит растительный узор. Гибкие стебли, трехлопастные изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, напоминающий древний цветок Крин, т.е. лилия, - устойчивый рисунок-знак, распускающийся росток, символизирует начало жизни. Среди них кустики из округлых листьев, сирины, нарядные сказочные птицы. В народной живописи XIX века Пермогорский цветочный узор, как правило, почти на все предметы быта вписывался в более разнообразные жанровые сцены крестьянского быта. Бытовые сцены Пермогорья - своеобразные продолжения той линии народного искусства, которые в XVII веке ярко проявились в монументальной живописи, в иконописи и в миниатюре Древней Руси. Это изображение посева урожая, сенокоса, житийные клейма икон. Манера передачи человеческих фигур, животных, растений, без детализации форм. Для народных мастеров Пермогорья характерны приемы древнерусского миниатюрного письма - простота и лаконичность рисунка, красочность и повествовательность. В цветовой палитре пермогорской росписи осуществляется главным образом через белый цвет фона и красный - это основной цвет узора. Желтый и зеленый - это дополнительные цвета. Большое значение в живописи имеет тонкий черный контур, который с гусиным пером свободно, бегло, всегда мастеровито. В Пермогорье, в отличие от очень многих районов Северной Двины, где в основном расписывались только прялки, украшались росписью деревянные блюда, люльки, санки, набирухи, хлебницы, бураки, жбаны, скопкари, братины, ендовы, подсвечники, берестяные короба. «И для каждого предмета, для каждой новой формы – будь то торжественный и величавый скопкарь, или круглая, как репка, ендова, или с ажурным краем блюдо – мастера всегда находили удачную композицию росписи, выгодно подчеркивая форму, на которую положен узор». Техника испол.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44