VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Целевые программы для решения важнейших задач по улучшению социально-экономического развития государства

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008368
Тема: Целевые программы для решения важнейших задач по улучшению социально-экономического развития государства
Содержание
Оглавление





Введение





1.

Принципы разработки целевых программ



1.1.

Отбор проблем для разработки программы, ее формирование и экспертиза



1.2.

Нормативное правовое регулирование при разработке государственных программ



1.3.

Методика оценки эффективности целевой программы 





2.

Механизмы реализации государственных программ



2.1.

Формы и методы организации управления реализации программы





2.2.

Программно-целевой метод как механизм реализации программы











3.

Принципы разработки и механизм реализации на территории Республики Крым государственной программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до2020 года»







3.1.

Принципы разработки государственной программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до2020 года»





3.2.

Механизм реализации государственной программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до2020 года»









Заключение…………………………………………………………..









Список использованных источников………………...………….









Приложения











Введение

В настоящее время в Российской Федерации выделяются достаточно большие объемы  бюджетного финансирования  на реализацию мероприятий целевых программ для решения  важнейших задач по улучшению социально-экономического развития государства. 

Программа – это комплекс мероприятий по реализации одной или нескольких целей и подцелей развития хозяйства, упорядоченных в виде так называемого "дерева целей", то есть увязывает цели с ресурсами. В экономике и управлении государством для достижения важнейших целей применяется программно-целевой метод, что в первую очередь связано с интенсивным использованием методов системного анализа. 

Метод применялся еще в  СССР. Первой масштабной целевой программой такого рода можно считать план ГОЭЛРО (государственной комиссии по электрификации России), разработанный еще в 1920 г.  Первые упоминания о целевых программах встречаются в решениях XXIV съезда КПСС (1971г.), утверждающих "целостную концепцию качественной перестройки планового руководства хозяйством, отвечающую требованиям современного уровня  высокоразвитой советской экономики, ускорения научно-технического прогресса". Кроме того, программно-целевой метод активно использовался в еще Советском Союзе  на стадиях перспективного и текущего планирования и проектирования. Советскими экономистами была проделана большая работа по выработке критериев экономической эффективности капитальных вложений, что было весьма существенно в процессе управления комплексными целевыми программами развития экономики народного хозяйства. В рамках централизованного планирования определялась очередность решения задач хозяйственного развития и  поэтапного развертывания целевых программ.

Необходимость разработки государственных и муниципальных программ в современных условиях развития государства  определяет их актуальность в современном мире.  

Как уже отмечалось, в экономике и управлении государством  для достижения важнейших целей развития применяется программно-целевой метод, что связано с интенсивным использованием  методов системного анализа.

Программно-целевой метод определяет приемы и способы разработки программ и отражает последовательность принятия программных решений во времени и пространстве.

Особенностью данного метода является не прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов.

Еще одной особенностью программно-целевого планирования является способ влияния на планируемую систему, когда за основу берется  не  уже сложившаяся система  и ее структура, а элементы программы, которые могут не совпадать с системой. В таких ситуациях разрабатываются мероприятия по изменению системы.

Основным достоинством программно-целевого метода в современных условиях является концентрация ресурсов на реализацию взаимосвязанных мероприятий, возможность контроля за их расходованием, корректировки и стимулирования их эффективного использования.

На современном этапе развития целевые программы получили широкое применение не только на федеральном, но и на  региональном и местном уровне. Количество региональных, муниципальных и внутриведомственных программ очень большое.

Правительство  Российской Федерации как высший орган исполнительной власти государства обеспечивает формирование и  реализацию  целевых программ

Итак,  целевые программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс работ, обеспечивающих эффективное решение  задач в области  развития страны.

Целевая программа является  плановым документом.  Целевые программы носят комплексный характер,  в них отражаются основные этапы реализации поставленных целей, дается их экономическая  оценка.











































Глава 1. Принципы разработки государственных  программ



1.1 Отбор проблем для разработки программы, ее формирование и экспертиза



Правильный отбор проблем по их значимости для  принятия решения о разработке целевой программы имеет ключевое значение  для эффективной  реализации ее этапов и достижения ожидаемого результата.

		При отборе проблемы, решение которой определяется основной целью программы, необходимо принимать во внимание следующее:

- значимостью проблемы, ее масштабность;

- невозможность решить проблему с помощью существующего механизма управления;

- принципиальная  новизна технических, технологических и организационных  решений; 

-  координация межгосударственных и межрегиональных связей.

При этом, на данном этапе необходимо определить следующие характеристики  программы:

- сроки программы (долгосрочная - 10 лет и более;  среднесрочная - до 5 лет);

- масштабность (международная, национальная,  региональная);

- содержание (социально-экономическая, экологическая, производственно-экономическая,  научно-техническая,  организационно-хозяйственная);

- oхват отрасли (межотраслевая,  отраслевая).

		Существуют также общие и специальные критерии отбора проблем для разработки федеральных и межгосударственных целевых программ.

К общим критериям относятся:

- характеристика объективно необходимого  и сложившегося я уровня удовлетворения проблемной потребности;

- определение необходимости программного решения проблемы;

- территориальный критерий, который показывает ту часть территории страны, для которой формируется программа;

- показатель бюджетной  независимости, определяющийся  долей средств на программу из внебюджетных источников в общих расходах на федеральную или региональную программу;

- экономическая эффективность – определяется как отношение нормативного срока реализации к реальному (расчетному) сроку реализации этапов программы. Чем ближе это значение к единице, тем с большей уверенностью можно считать, что данная проблема заслуживает программной разработки.

К специальным критериям отбора проблем для разработки федеральных и межгосударственных целевых программ относятся:

- социальная выгода, т.е. расширение объектов социальной инфраструктуры, увеличение доходов населения, сокращение уровня разрыва по оплате труда социальных слоев населения, улучшение уровня и качества жизни и др.;

- экономический вклад – характеризует вклад в обеспечение экономического роста, устойчивости экономики, создание новых рабочих мест, снижение инфляции и т.д.;

- научно-технический вклад – определяет степень вклада разрабатываемой проблемы в общее развитие НТП страны;

- внешнеэкономический  вклад – выражает вклад в укрепление конкурентоспособности отечественных товаров на внешних рынках, уменьшение зависимости от импорта, улучшение платежного баланса страны;

- экологический  вклад – характеризует, как решаемая проблема улучшит среду обитания людей, сможет предотвратить возможные техногенные катастрофы.

   Вопрос отбора проблем для разработки  целевых программ это достаточно серьезный шаг в процессе управленческого планирования.

Правительством Российской Федерации разработан Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, один из разделов которого посвящен отбору проблем для программной разработки

Так, в рамках государственного управления инициаторами постановки проблем для решения программными методами на федеральном уровне могут выступать федеральные органы исполнительной власти.

Инициаторами разработки межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, могут выступать как отдельные страны, так и группы стран, а также координирующие органы государств - участников Содружества Независимых Государств.

Отбор проблем для их программной разработки и решения на федеральном уровне определяется следующими факторами:

- значимость проблемы;

- невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки для ее решения;

- принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений и повышения на этой основе эффективности общественного производства;

- необходимость координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств для решения данной проблемы.

При обосновании необходимости решения проблем программными методами на федеральном уровне должны учитываться приоритеты и цели социально-экономического развития Российской Федерации, направления структурной, научно-технической и инновационной политики, прогнозы развития общегосударственных потребностей и финансовых ресурсов, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния страны, внешнеполитические и внешнеэкономические условия, критические технологии, а также международные договоренности.

В итоге предложения  о программной разработке проблемы и проект концепции целевой программы с обоснованиями представляются федеральными органами исполнительной власти в соответствующее министерство или ведомство,  уполномоченное на  рассмотрение вопросов в пределах своей компетенции.

Программа социально-экономического развития страны разрабатывается на основе посланий президента Российской Федерации федеральному собранию.

С учетом изложенного, определим основные  принципы разработки целевых программ. Это:

1. Реализация положений государственной  стратегии устойчивого развития регионов и страны в целом, приоритетного решения экономических, оборонных, научных, социальных и других важнейших задач;

2. Обеспечение координации и согласованности деятельности участников решения крупномасштабных федеральных, региональных, отраслевых программ;

3. Участие в программе не только органов государственной власти и местного самоуправления, но и субъектов экономики, научных и общественных организаций;

4. Достижение конкретного конечного результата;

5. Взаимная ответственность заказчиков и исполнителей  программы.

 	Формирование целевой программы проводится государственным  заказчиком, который  несет ответственность за ее своевременную и качественную подготовку, эффективное использование государственных средств. Для этой цели он осуществляет набор исполнителей работ, согласовывает с участниками разработки разделов программы сроки выполнения мероприятий, организует проведение специализированной экспертизы.

При проведении указанной экспертизы основное внимание обращается на приоритетность характера проблемы, научную обоснованность, комплексность и сроки реализации программы; экологическую безопасность; размер бюджетного финансирования, необходимость привлечения внебюджетных средств; эффективность осуществления программы

Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (далее - целевые программы), представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

Целевая программа состоит из следующих разделов:

1) характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа;

2) основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей;

3) перечень программных мероприятий;

4) обоснование ресурсного обеспечения целевой программы;

5) механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков;

6) оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.

Целевая программа также содержит паспорт целевой программы.

К содержанию разделов целевой программы предъявляются следующие требования.

Первый раздел целевой программы должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне. Раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы.

Второй раздел целевой программы должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с указанием целевых индикаторов и показателей.

Требования, предъявляемые к целям программы:

- специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков целевой программы);

- достижимость (цели должны быть потенциально достижимы);

- измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей);

- привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей).

Раздел должен содержать обоснование необходимости решения поставленных задач для достижения сформулированных целей программы и обоснование сроков решения задач и реализации программы с описанием основных этапов реализации и указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей для каждого этапа, а также условия досрочного прекращения реализации целевой программы.

Третий раздел целевой программы обычно  содержит перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач целевой программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач целевой программы.

Программные мероприятия предусматривают комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.

    В отдельных случаях для достижения целей программы, внесения изменений в нормативные правовые акты целевая программа может содержать соответствующие приложения с планом подготовки и принятия необходимых нормативных правовых актов.

Четвертый раздел программы отражает  обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование возможности привлечения (помимо средств федерального бюджета) внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.

Следующий раздел целевой программы – это  описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада целевой программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при необходимости и после ее реализации.

Методика оценки эффективности целевой программы разрабатывается государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) с учетом специфики программы и является приложением к тексту программы.

Управление реализацией целевой программы и контроль за ходом ее выполнения осуществляет государственный заказчик.

По сложившейся практике,  приложение к проекту государственной целевой программы обычно содержит  следующие официальные документы: 

- пояснительная записка; 

- бизнес-план с социально-экономическим и технико-экономическим обоснованием; 

- предварительная бюджетная заявка на финансирование  из федерального бюджета для реализации этапов программы на очередной финансовый год; 

- лист согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

В разработке целевых программ принимают участие специалисты из различных министерств и ведомств, а также внешние эксперты. Их всех можно отнести к нескольким группам:

·- инициаторы разработки программы (заказчики);

·- аналитики и разработчики;

·- руководители и координаторы направлений;

·- обеспечивающий технический персонал;

·- контролирующие лица и органы.

В настоящий момент в Российской Федерации сложилась система государственных органов и общественных организаций, проводящих экспертизу целевых программ и проектов. 

Итак, целевые программы имеют структуру и от разработки до реализации проходят ряд этапов. Также в разработке целевых программ участвуют разные специалисты, которые еще проводят их экспертизу.

Любые  программы – как государственные так и муниципальные, нуждаются в проведении экспертизы.

Так например, распоряжением Председателя Контрольно - счетного органа городского округа Котельники Московской области от 21.01.2013 года №3 утверждены  Методические рекомендации проведения экспертизы проектов целевых программ городского округа Котельники Московской области.

Данные рекомендации содержат следующие разделы:

Раздел 1. «Общие положения», который определяет цель и задачи методических рекомендаций. В рассматриваемых рекомендациях – это установление общих правил и процедур проведения  экспертизы проектов целевых программ городского округа Котельники Московской области и  установление единых требований к организации, проведению и оформлению результатов экспертизы проектов целевых программ городского округа Котельники Московской области.

Вторым шагом  проведения экспертизы, согласно рекомендациям, является общая характеристика экспертизы проекта целевых программ городского округа Котельники. На данном этапе определяется  соответствие положений, изложенных в проекте Программы, действующим нормативным правовым актам Российской Федерации, Московской области и городского округа Котельники, дается оценка соответствия поставленных в проекте Программы целей и задач социально-экономического развития городского округа Котельники,  оценка взаимоувязанности поставленных целей, задач и запланированных мероприятий Программы между собой, а также оценка экономической обоснованности и достоверности (реалистичности) объема ресурсного обеспечения Программы.

Также данным разделом рекомендаций определено проведение  экспертизу предоставленного проекта Программы уполномоченным органом и подготовка заключения  по ее результатам в течение 10 дней со дня поступления проекта Программы. Заключение на проект Программы направляется представителю, подавшему соответствующий проект Программы для проведения экспертизы.

     Третий и четвертый разделы рекомендаций являются пошаговой инструкцией проведения непосредственно самой экспертизы проекта Программы и составления заключения о ее результатах.

. Для достижения целей экспертизы проекта Программы в ходе ее проведения необходимо определить соответствие сроков представления проекта Программы требованиям Бюджетного Кодекса Российской Федерации, оценить полноту структуры проекта Программы, которая должна включать исчерпывающий перечень разделов, определить соответствие содержания проекта Программы и поясняющих материалов, представляемых с проектом Программы, требованиям к содержанию долгосрочных целевых программ. 

При экспертизе программы также анализируется уровень  социально-экономической  проблемы, для решения которой принимается Программа.

Проводится анализ цели Программы, в том числе:

- соответствие цели Программы поставленной в ней социально-экономической проблеме;

- четкость формулировки цели в части отсутствия специальных терминов, затрудняющих понимание цели Программы лицами, не обладающими профессиональными знаниями в соответствующей сфере деятельности, а так же понятий и выражений, которые допускают произвольное или неоднозначное толкование цели.

Оценка  целевых индикаторов реализации Программы на соответствие их адекватности, объективности, экономичности и сопоставимости,  достоверности, однозначности и  последовательности – это также один их важных аспектов проведения экспертизы проекта программы.

При этом, особое место при проведении экспертизы проекта программы занимает оценка ожидаемых результатов программы ее целям.

Не стоит также забывать, что при  реализации программы возникает необходимость принятия так называемых «подпрограмм».

Анализ подпрограмм Программы (при наличии) в части соответствия и увязанности их наименований наименованию Программы, показателей подпрограмм показателям Программы (цель, целевые индикаторы, ожидаемые результаты, мероприятия, ресурсы и т.д.) в порядке, предусмотренном подпунктами 3.4.6 - 3.4.8, 3.4.10 - 3.4.11 настоящих Методических рекомендаций.

Результаты проведения экспертизы проекта Программы оформляются в виде заключения уполномоченного  органа.

Заключение должно иметь следующую структуру: вводную часть и содержательную часть, включающую выводы и предложения.

 В вводной части заключения указываются реквизиты документов, по результатам рассмотрения, на основании и с учетом которых проведена экспертиза. 
 	 В содержательной части заключения отражаются результаты рассмотрения вопросов согласно раздела 3 настоящих Методических рекомендаций.

Выводы и предложения в рамках содержательной части заключения по результатам экспертизы проекта Программы должны быть четко сформулированы и иметь ссылку на конкретные нормы действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, Московской области и городского округа Котельники.

В случае выявления внутренней несогласованности, нелогичности, противоречивости проекта Программы, наличия смысловых ошибок их следует отметить в начале содержательной части заключения. 

Полный текст  Методических рекомендаций проведения экспертизы проектов целевых программ городского округа Котельники Московской области представлен в Приложении №1.













































1.2 Нормативное правовое регулирование при разработке целевых государственных программ 



  «Первой ласточкой» по применению программно-целевого метода в Российской Федерации стало постановление Правительства РФ от 26.06.95 № 594 «О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"». В рамках этого нормативного акта целевая программа представляла собой «увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации, являющийся одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие». 

В настоящее время для решения конкретных задач целевые программы получили распространение  на федеральном,  региональном и местном уровнях, а также внутри ведомств. Поэтому, приступая к работе в рамках той или иной программы, руководителю следует ознакомиться со статусом программы (федеральная, региональная, муниципальная или ведомственная) и нормативными правовыми актами, регулирующими реализацию целевых программ.

В соответствии со ст. 13 Федерального конституционного закона от 17.12.97 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" на правительство, как на высший орган исполнительной власти, возложены обязанности по формированию и обеспечению реализации федеральных целевых программ.

Согласно статье  3 Федерального закона от 13.12.94 № 60-ФЗ"О поставках продукции для федеральных государственных нужд"государственных заказчиков для организации работы по выполнению целевых программ и обеспечению поставок продукции для федеральных государственных нужд утверждает Правительство РФ. 

За последние годы законодателями сформирована большая база  нормативных документов, которые так или иначе регламентируют действия бюджетных учреждений при выполнении целевых программ. К числу таких нормативных актов относятся: Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98№ 145-ФЗ; Гражданский кодекс РФ от30.11.94 № 51-ФЗ, от 26.01.96 № 14-ФЗ; Федеральный закон от 21.07.05№ 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;" Федеральный закон от 13.12.94№ 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"; Федеральный закон от 02.12.94№ 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" ; Федеральный закон от 29.12.94 № 79-ФЗ "О государственном материальном резерве"; Федеральный закон от 27.12.95 № 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе"; Федеральный закон от 27.07.06 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"; Федеральный закон от 10.01.02 № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" и другие. 

Кроме того, начиная с 2007 года и до настоящего времени ход выполнения отдельных целевых программ регламентируется Федеральными законами о федеральном бюджете на текущих (планируемый) год.

Для каждой целевой программы существует масса других нормативных документов, регулирующих те или иные мероприятия по ее реализации. Бесспорно, руководителю учреждения весьма важно знать положения указанных нормативных актов, чтобы грамотно выстраивать свое поведение в отношении контрольных органов, курирующих ход выполнения целевых программ. В свою очередь, контроль за исполнением соответствующей целевой программы  осуществляет государственный заказчик, являющийся координатором программы. Это может быть один из главных распорядителей средств федерального бюджета, а также другой орган, установленный данной программой или государственным заказчиком-координатором. Контрольные функции осуществляют Министерство экономического развития Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, как правило, включенные в состав госзаказчиков программы. Основным видом отчетности о ходе выполнения программы является ежеквартальное федеральное государственное статистическое наблюдение по утвержденным формам. Для проведения анализа хода реализации и осуществления мониторинга программных мероприятий государственные заказчики подпрограмм представляют отчетность о ходе их реализации госзаказчику-координатору в соответствии с порядком, им установленным. За непредставление в установленный срок государственной статистической отчетности должностные лица государственных заказчиков подпрограмм несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

 В свою очередь, государственный заказчик-координатор направляет ежегодно в Минэкономразвития доклады о ходе работ по реализации целевой программы и эффективности использования финансовых средств. Отметим, что при осуществлении контроля возникает множество вопросов и проблем.

Наиболее распространенными проблемами  являются: 

- наличие противоречий  положений нормативных актов как различного уровня, так и регламентирующих взаимосвязанные, но не идентичные сферы правоотношений; 

- различное определение одного и того же термина в законах субъектов РФ в связи с отсутствием в федеральном законодательстве расшифровки того или иного понятия. 

Например, постановлением Правительства РФ от 21.03.07 №172 была утверждена Федеральная целевая программа "Дети России", включающая в себя, в частности, подпрограмму "Одаренны едети". Однако федеральные структуры, предусмотрев в порядке нормотворчества перечень мероприятий, составляющих подпрограмму, таких, как строительство и реконструкция образовательных учреждений, разработка и апробация программ дистанционного обучения, проведение всероссийских мероприятий, научно-практических конференций и семинаров и пр., не установили определение тех, во благо кого будут совершаться все эти действия. То есть в законодательстве отсутствует определение термина "одаренные дети", а указано только то, что одаренными являются дети, проявившие незаурядные способности в интеллектуальной и творческой деятельности, выявление которых должно происходить в рамках реализации программы. Поэтому трактовка понятия "одаренные дети" осуществляется в нормативных актах различных субъектов по-разному. В одном случае "одаренность" ребенка определяется только лишь его природными задатками, во втором - одаренность обуславливается также и результатами развития ребенка в процессе обучения, воспитания. А разное толкование понятия  сказывается на выявлении количества неординарных детей, что, в свою очередь, обуславливает возможность получения ими государственной поддержки.

 Зачастую контролирующими органами при проведении проверок указывается на формальный характер применяемых методов программно-целевого планирования, в т. ч. при разработке и реализации федеральных целевых программ. При этом такой формальный подход к выполнению чиновниками задач, поставленных государством, является следствием различного рода правонарушений среди должностных лиц. 

Особое внимание хотелось бы обратить на положения  статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации. 

Комментируемая статья определяет органы, принимающие соответствующие решения  об утверждении целевых программ различного уровня, сроки реализации  программ,  порядок принятия решений об объеме  бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ, его  утверждение  законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета, а также субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) на реализацию государственных программ субъекта Российской Федерации (муниципальных программ), направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам Российской Федерации (государственным программам субъекта Российской Федерации). 

Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой.

Статья определяет особенности такого важного этапа программы любого уровня как ее финансирование. Установлены виды поступления средств как к конкретному бюджетополучателю, так и поступление  финансирования  в ряд отраслей. Финансирование может направляться или напрямую исполнителю, или через соответствующее ведомство. Все вышеуказанные особенности указаны в комментируемой статье для более эффективного использования денежных средств. 

































1.3. Методика оценки эффективности целевой программы 

В современных условиях эффективность многих государственных целевых программ значительно снижается из-за их недостаточного финансирования, слабого контроля и неэффективного управления, отсутствия механизмов их оценки и анализа социально - экономического эффекта, слабого научно-методического обеспечения и отсутствия ориентации на конечный результат программы.

Оценка государственных программ позволяет повысить роль и значение программного подхода как важного средства решения социально-экономических проблем. В современных условиях первостепенное значение приобрели факторы гибкости и своевременной адаптации к постоянно меняющимся общественным требованиям и вызовам, что непосредственно связано с оценкой результатов осуществления программ и проектов. 

Процесс оценки программ носит многоуровневый характер: подготовка программы; реализация программы; результаты программы; последствия и эффекты; оценка программы проекта.

Если говорить о целевых программах и проектах, то к числу наиболее используемых методов оценки целевых государственных программ относятся следующие их виды:

1. Оценка реализации программ путем  изучения методов управления программными мероприятиями, их эффективность, способности и возможности организационных структур справиться с поставленными задачами, умение мобилизовать имеющиеся ресурсы, компетентность руководителей и служащих и др.

2. Оценка результатов политики предполагает изучение того, в какой степени были выполнены поставленные задачи и цели, удалось ли полностью осуществить запланированные мероприятия и выйти на соответствующие показатели. Здесь, пожалуй, самое трудное - неясно поставленные цели и отсутствие набора хорошо измеряемых показателей. Это относится к проблеме возможности оценки выбранного объекта, так как не все из социальных явлений поддаются точному измерению и количественной оценке.

3. Оценка последствий и эффектов программы является наиболее сложным типом оценки, хотя ее все чаще используют, особенно при изучении последствий экономического регулирования. Трудность состоит в том, что последствия могут проявиться не сразу, а через определенный промежуток времени, иногда довольно продолжительный. Более того, часто не очень ясны те причины, которые привели к таким.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44