- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Трудовой кодекс Республики Казахстан как основной нормативный правовой акт в области регулирования трудовых отношений
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000001 |
Тема: | Трудовой кодекс Республики Казахстан как основной нормативный правовой акт в области регулирования трудовых отношений |
Содержание
Министерство образования и науки Республики Казахстан Костанайский социально технический университет имени академика Зулхарнай Алдамжар Шефнер Наталья Геннадьевна Трудовой кодекс Республики Казахстан как основной нормативный правовой акт в области регулирования трудовых отношений ДИПЛОМНАЯ РАБОТА специальность 5В030100 – «Юриспруденция» Дипломную работу защитил с оценкой ____________«___»_____2015год Костанай 2015 Министерство образования и науки Республики Казахстан Костанайский социально технический университет имени академика Зулхарнай Алдамжар «Допущена к защите» ___________ Заведующий кафедрой Шевцов В.М. ДИПЛОМНАЯ РАБОТА На тему: «Трудовой кодекс Республики Казахстан как основной нормативный правовой акт в области регулирования трудовых отношений» по специальности 5В030100 – «Юриспруденция» Выполнил Н.Г. Шефнер Научный руководитель В.М. Шевцов Костанай 2015 Костанайский социально-технический университет имени академика Зулхарнай Алдамжар Факультет Экономики, права и управления Кафедра Юридических наук Специальность Юриспруденция УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой ___________ « ___» __________ 2014г. Задание по дипломной работе (проекту) студента Шефнер Наталья Геннадьевна (фамилия, имя, отчество) 1. Тема работы (проекта) «Трудовой кодекс Республики Казахстан как основной нормативный правовой акт в области регулирования трудовых отношений». 2. Срок сдачи студентом законченной работы (проекта) «31» марта 2015г. 3. Исходные данные к работе - Учебная и учебно-методическая литература по изучаемой теме. 4. Перечень вопросов, разрабатываемых студентом: аналитический обзор Общая характеристика источников трудового права Республики Казахстан; Место Трудового кодекса Республики Казахстан в системе источников трудового прав; Сравнительно-правовой анализ трудового законодательства Республики Казахстан и отдельных стран – участниц ЕАЭС (Российской Федерации, Республики Беларусь); заключение 5. Список рекомендованной литературы: Трудовой кодекс Республики Казахстан от 15 мая2007 года № 251 (с изменениями и дополнениями от 17 февраля 2012 года № 566-І?) // ИС Параграф http://online.prg.kz; Закон Республики Казахстан «О труде в Республике Казахстан» от 10 декабря 1999 г. (утратил силу) // ИС Параграф http://online.prg.kz; Чиркин В.Е. Закон как источник права в развивающихся странах // Государство и право в развивающихся странах. Источники права. М., 1985. С. 5; Кечекьян С.Ф. О понятии источника права // Ученые записки МГУ. Вып. 116. Кн. 2. М., 1946. С. 4; Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 2. М., 1982. С. 314; Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. С. 49 – 52; Теория права и государства: Учебник для вузов / Под ред. Г.Н. Манова. М.: БЕК, 1998. С. 171 – 177; Курс российского трудового права: В 3 т. Т. 1. Общая часть / Под ред. Е.Б. Хохлова. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. С. 556 – 558; 10 Трудовое право России: Учебник / Под ред. С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова. М.: Юристъ, 2002. С. 183, 192 – 195. 6. Дата выдачи задания «15» сентября 2014г. Руководитель _____________________________________________________ (подпись) Задание принял к исполнению _____________________________________ (подпись) Календарный план №№ п/п Наименование этапов дипломной работы (проекта) Срок выполнения этапов работы (проекта) Примечание 1. Подбор и изучение учебной и учебно-методической литературы по теме исследования сентябрь –октябрь 2014 2. Изучение практики привлечения к административной ответственности сентябрь-декабрь 2014 3. Написание введения и первой главы октябрь- ноябрь 2014 4. Написание второй главы январь- февраль 2015 5. Написание третьей главы февраль 2015 6. Полная проверка по написанию данной работы март 2015 7. Предзащита дипломной работы март-апрель 2015 8. Подготовка к защите апрель-май 2015 9. Защита дипломной работы По расписанию Студент-дипломник Шефнер Н.Г.. ______________________ Руководитель работы Шевцов В.М. _____________________ Содержание Введение……………………………………………………………………… 4 1 Общая характеристика источников трудового права Республики Казахстан…………………………………………………………………….. 7 1.1 Понятие источников трудового права…………………………………... 7 1.2 Классификация источников трудового права…………………………. 8 1.3 Система источников трудового права………………………………….. 16 2 Место Трудового кодекса Республики Казахстан в системе источников трудового права…………………………………………………………….. 22 2.1 Общая характеристика Трудового кодекса Республики Казахстан как основного источника трудового права……………………………….. 22 2.2 Роль Трудового Кодекса Республики Казахстан в регулировании трудовых, непосредственно связанных с ними отношений, социального партнерства и отношений по безопасности и охране труда…………….. 25 2.3 Вопросы совершенствования Трудового Кодекса Республики Казахстан…………………………………………………………………….. 32 3 Сравнительно-правовой анализ трудового законодательства Республики Казахстан и отдельных стран – участниц ЕврАзЭС (Российской Федерации, Республики Беларусь) ………………………….. 42 Заключение…………………………………………………………………… 54 Список использованных источников………………………………………. 59 Приложения………………………………………………………………….. 62 Введение «В условиях рыночной экономики, наличия рынка труда и проблем занятости населения актуальным является вопрос трудовых правоотношений. В связи с этим необходимо постоянное совершенствование трудового законодательства на основе системного анализа практики его применения и учета международного опыта в данной сфере», - отмечается в Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года [1]. Сегодня трудовые отношения регулируются нормами Трудового кодекса Республики Казахстан, введенными в действие с 1 июня 2007 года, где максимально систематизированы все правовые рычаги в сфере трудовых отношений [2]. Становление независимого Казахстана и переход от административно-командной системы к рыночным отношениям потребовали радикального изменения целей, принципов и методов регулирования трудовых отношений. Трудовое законодательство в условиях административно-командной системы и монополизма государственной собственности во многом носило декларативный характер и предполагало централизованное государственное регулирование трудовых отношений, регламентирующее буквально каждый шаг работника и работодателя. Такое регулирование трудовых отношений вступило в противоречие с новыми реалиями социально-экономического развития. На начальном этапе перехода к рынку началось последовательное реформирование трудового законодательства путем принятия Закона Республики Казахстан «О труде в Республике Казахстан» [3]. Указанный закон являлся переходной моделью, позволившей урегулировать на определенный период основные вопросы, возникающие в процессе трудовых отношений. На сегодняшний день уровень развития казахстанского общества потребовал выведения трудовых отношений на качественно новый уровень. Возникла необходимость повышения роли и значения индивидуальных и коллективных договоров, унификации трудового законодательства Казахстана с международными нормами и стандартами, введения эффективных механизмов по достижению баланса интересов работников и работодателей, изменения роли государства в данной сфере общественных отношений, позволяющих обеспечить экономический рост, повысить эффективность производства и, соответственно, благосостояние людей. Немаловажным является и вопрос кодификации трудового законодательства, что позволило устранить пробелы, имеющиеся в законодательстве; существенно сократить число нормативных актов (особенно ведомственных) в сфере трудовых отношений; устранить противоречия и несогласованность в законодательстве; обеспечить доступность и удобство пользования трудовым законодательством. В свою очередь, принятие единого законодательного акта по регулированию всего комплекса отношений в сфере наемного труда способствовало правильному применению трудового законодательства, значительному сокращению его нарушений, уменьшению количества трудовых споров, обеспечению и защите прав работников и работодателей. Основными целями и задачами Трудового кодекса определены: правовое регулирование трудовых отношений и иных отношений, непосредственно связанных с трудом, установление минимальных гарантий трудовых прав и свобод человека, создание необходимых правовых условий, направленных на достижение баланса интересов сторон трудовых отношений, экономического роста, повышение эффективности производства и благосостояния людей [2]. Реформирование трудового законодательства направлено на приведение его в соответствие с Конституцией Республики Казахстан с учетом общепризнанных принципов и норм международного права и сложившимися новыми социально - экономическими условиями при функционировании рынка труда. При этом целью кодификации трудового законодательства является создание и развитие стройной и внутренне согласованной системы нормативных правовых актов, регулирующих трудовые и непосредственно связанные с ними отношения. С принятием Трудового кодекса Республики Казахстан реформирование трудового законодательства, таким образом, перешло в свою следующую фазу развития и приобретает особую актуальность. Проведенная кодификация трудового законодательства была направлена на его укрепление, развитие экономики, стимулирование договорных начал в регулировании трудовых отношений, защиту интересов работников и работодателей. Вместе с тем, в Трудовом кодексе имеют место и недостатки, связанные с некоторыми несоответствиям противоречиями его норм, не имеющих достаточной концептуальной основы для их закрепления в ТК. Можно видеть и огрехи юридико-технического характера. Их выявление путем изучения новейшего трудового законодательства Республики Казахстан, научного анализа полученных результатов послужит дальнейшему совершенствованию, а также развитию науки и отрасли трудового права и может способствовать применению соответствующих нормативных правовых актов, защите трудовых прав и законных интересов работников и работодателей. Цель и задачи исследования. Целью дипломной работы ставится комплексное теоретическое изучение источников трудового права и Трудового кодекса Республики Казахстан как основного нормативного правового акта в области регулирования трудовых отношений. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач: - исследовать и выявить основополагающие подходы к разработке понятия «источники трудового права», соответствующие современному этапу развития науки и отрасли трудового права; - раскрыть и исследовать характерные признаки источников трудового права; - раскрыть структурный состав системы и место источников трудового права для выявления соотношения и взаимодействия ее структурных элементов на республиканском, региональном, территориальном уровнях, на уровне социального партнерства и конкретных организаций (работодателей) в системе источников трудового права; - сформулировать и обосновать предложения, направленные на совершенствование трудового законодательства, включая внесение соответствующих изменений в Трудовой кодекс Республики Казахстан. Степень разработанности темы исследования. Теоретическую основу исследования составили труды казахстанских и российских ученых Гусова К.Н., Лушниковой М.В., Нуртдиновой А.Ф., Нургалиевой Е.Н, Нурмагамбетова А.М., Сыроватской Л.А., Уварова В.Н., Юдельсона С.К. и др. Объект исследования – место и роль Трудового кодекса Республики Казахстан в системе источников трудового права. Предмет исследования – нормативно-правовые акты, регламентирующие трудовые и связанные с ними отношения, научно-теоретические работы казахстанских и российских ученых, посвященные проблемам источников права вообще и источников трудового права в частности Эмпирическая основа исследования построена на анализе действующего законодательства Республики Казахстан. Методологическая основа дипломной работы представлена такими общенаучными методами как системный, исторический, диалектический, логический, и специальными методами исследования: формально-юридическим, сравнительно-правовым и др. Основные выводы и положения дипломной работы сформулированы на основе изучения Конституции Республики Казахстан, действующего трудового законодательства. Практическая значимость исследования – состоит в возможности использования в научно – исследовательской и практической деятельности. Содержащиеся в работе теоретические положения и выводы могут способствовать дальнейшему накоплению теоретических знаний об источниках трудового права. Структура работы. Структура дипломной работы обусловлена кругом исследуемых вопросов, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников, приложений. 1 Общая характеристика источников трудового права Республики Казахстан 1.1 Понятие источников трудового права Теоретические представления об источниках права в формальном (юридическом) смысле базируются на идее формы права. Под источником права обычно понимают: - внешнюю форму права [4], - форму установления и выражения правовых норм [5], - объективированный в документальном виде акт правотворчества [6]. Приведенные определения исходят из того, что право может существовать исключительно в виде правовых норм, хотя в настоящее время все большее число представителей теории права отходят от этой доктрины [7]. Применительно к конкретной отрасли уместнее говорить не об источниках права (форме права), а об источниках правовых норм, регулирующих соответствующие общественные отношения, или об источниках позитивного права. Обычно выделяют четыре группы таких источников: нормативный правовой акт, нормативный договор, судебный прецедент, обычай. Некоторые ученые добавляют к числу источников: - принципы права [8], - юридическую доктрину, религиозный памятник, естественное право [7]. В теории трудового права долгое время к источникам относили лишь нормативные правовые акты (при этом нормативным актом считался и коллективный договор). В последние годы активно формируется широкий подход к определению источников трудового права. Нет сомнений относительно существования в системе источников трудового права нормативных договоров, причем отдельные ученые относят к их числу и трудовой договор [9]. Авторы некоторых учебников и учебных пособий, изданных после принятия Трудового кодекса, к источникам трудового права относят судебный прецедент [10]. С определенной долей осторожности признается и роль обычая (обыкновения правоприменительной практики) [10]. Источник трудового права - это нормативный акт, регулирующий трудовые правоотношения и тесно связанные с ним и общественные отношения. Воля государства становится правом лишь тогда, когда она выражена и закреплена в определенных источниках (нормативных актах). Их совокупность образует законодательство о труде. Законодательство о труде имеет некоторые особенности, обусловленные спецификой предмета и метода правового регулирования трудовых отношений. Эти особенности выражаются: в участии работников, профсоюзов, трудовых коллективов и других представительных органов в нормотворческой деятельности; в сочетании централизованного и локального регулирования трудовых отношений; в наличии общего трудового законодательства, относящегося ко всем работникам на всей территории республики, и социального, отражающего дифференциацию его норм, распространяющего на определенные категории работников. Различные позиции правоведов в современной юридической литературе, характеризующие область правопонимания в целом, влекут изменения взглядов на источники права. Хотя ныне эти вопросы и не вызывают особых дискуссий, но так и не сложилось единства мнений и не выработано в отношении источников права общепринятого определения. Источник права в целом выражает не только особенности правотворческого процесса и его результата, но и факторы, объективно их обусловливающие, что означает взаимосвязь и взаимообусловленность содержательного (сущностного) и формального (юридического) аспектов проявления источников права. В науке трудового права среди ученых (Александрова Н.Г., Гусова К.Н., Дмитриевой И.К., Иванова С.А., Левиант Ф.М., Миронова В.И., Смолярчука В.И., Толкуновой В.Н., Трошиной С.М., Хохряковой О.С. и др.) также не утвердилось единого мнения в отношении источников трудового права, что создает трудности при разработке определения, охватывающего многоаспектность самого понимания источников трудового права. Изучение и обобщение выработанных наукой трудового права различных определений показывает, что понятие «источники трудового права» отражает как способ установления норм трудового права, так и указание на его результат (различные нормативные правовые акты и др.), а также выявляет черты, характерные для источников трудового права. В иерархии источников трудового права нормативный правовой акт занимает ключевые позиции, это самый важный регулятор общественных отношений в сфере труда, во-первых, в силу качественного разнообразия и количественного превосходства над другими источниками, во-вторых, по причине того, что нормативные акты регулируют (в той или иной мере) все общественные отношения, входящие в состав предмета трудового права. 1.2 Классификация источников трудового права Нормативные правовые акты весьма разнообразны, их можно классифицировать по различным основаниям. Наиболее общее деление - это деление на акты, принимаемые органами государственной власти, и акты, принимаемые иными субъектами с санкции государства. Акты, принимаемые государством, в свою очередь, делятся на законы и подзаконные акты. Для того, чтобы получить четкое представление о видах нормативных актов, их свойствах, взаимосвязях при регулировании трудовых отношений, пользуются их классификацией, с помощью которой подразделяют нормативные акты на группы по какому-либо признаку. Наиболее часто акты классифицирует по органам, которые их принимают; по юридической силе; по сфере действия; по сроку действия. Все нормативные акты по своей юридической силе и по органам, их применяющим, делятся на законы и подзаконные акты. Закон обладает высшей юридической силой и принимается высшим органом государственной власти - Парламентом Республики Казахстан. Основным законом государства является Конституция Республики Казахстан, которая была принята 30 августа 1995г. на республиканском референдуме [11]. Конституция Республики Казахстан является основным законом, источником всех отраслей права, в том числе и отрасли трудового права. В ней закреплены наиболее важные положения, исходя из которых осуществляется единое правовое регулирование труда работников, чем достигается единство законности в трудовых отношениях. Конституция устанавливает основные принципы организации труда, закрепляет основные трудовые права и обязанности граждан, гарантии их осуществления и защиты от нарушения. В статье 24 Конституции Республики Казахстан закреплен ряд гарантий в области трудовых правоотношений - право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии, право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также социальную защиту от безработицы, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждый имеет право на отдых. Работающим по трудовому договору гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск [11]. Следующий по юридической силе и степени важности в области трудовых правоотношений, является Трудовой кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007г. [2] Данный законодательный акт регулирует трудовые отношения, возникающие в процессе реализации гражданами конституционного права на свободу труда в Республике Казахстан. Нынешнее законодательство состоит из 40 глав и 341 статьи. В первой главе Кодекса (общие положения) определяются задачи законодательства, сфера его действия, закреплены гарантии равных возможностей в реализации трудовых прав, запрещение принудительного труда, основные права и обязанности работников и работодателей. Данное законодательство регулирует трудовые отношения на территории Республики Казахстан и распространяет свое действие на иностранцев и лиц без гражданства, осуществляющих трудовую деятельность в республике, если иное не предусмотрено законами и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан. Кодекс закрепляет равные возможности в реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах или получать какие-либо преимущества в их реализации в зависимости от пола, возраста, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к гражданству, общественным объединениям и других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника и результатами его труда. При нарушении указанных прав лицо может обратиться с соответствующим заявлением в суд. Законами регулируются как отдельные институты трудового права, так и комплекс общественных отношений, образующих предмет трудового права. Законы - основной вид актов, издаваемых высшими органами государственной власти. Законы отличаются от других актов государственной власти тем, что они всегда имеют нормативный характер, в то время как иные подзаконные акты могут быть как нормативными, так и ненормативного содержания. Трудовые отношения между работодателем и работником регулируются нормативными правовыми актами, индивидуальным трудовым, коллективным договором, заключенными в соответствии с законодательством о труде. Закон обуславливает минимальные сроки и условия, регулирующие трудовые отношения. При этом стороны трудового, коллективного договоров могут изменить этот минимум в сторону улучшения. В Республике Казахстан запрещается принудительный труд. Это условие может быть нарушено по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения. Согласно закону, работники имеют право заключать, изменять и расторгать индивидуальный трудовой договор с работодателем в установленном законом порядке, на равную оплату за равный труд, без какой-либо дискриминации, на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на возмещение вреда, причиненного его здоровью или имуществу в связи с исполнением им трудовых обязанностей, на предоставление гарантий и компенсаций и т.д. В обязанности работника входит: добросовестно выполнять трудовые обязанности, обусловленные индивидуальным трудовым, коллективным договорами и актами работодателя, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять требования по охране труда и т.д. В свою очередь, работодатель также наделен определенными правами: издавать в пределах своих полномочий акты, поощрять работников, привлекать их к дисциплинарной, а также к материальной ответственности, требовать возмещения вреда, нанесенного ему работником, создавать и вступать в объединения работодателей в целях представительства и защиты своих прав и интересов и т.д. В обязанность работодателя входит: обеспечить работникам условия труда в соответствии с законодательством о труде, индивидуальным договором, обеспечить работников средствами и материалами, необходимыми для выполнения ими трудовых обязанностей, своевременно и в полном объеме выплачивать заработную плату, страховать ответственность за нанесение вреда здоровью и жизни работника, предупреждать работника о вредных и опасных условиях труда и возможности профессионального заболевания и т.д. В последующих главах излагаются нормы, регулирующие: - компетенцию государственных органов в области регулирования трудовых отношений (Гл.2), - субъекты трудовых отношений. Основания возникновения трудовых отношений (Гл.3), - трудовой договор (Гл.4), - защита персональных данных работника (Гл.5), - трудовой распорядок. Дисциплина труда (Гл.6), и другие. В Кодексе наибольшее предпочтение и внимание уделяется трудовому договору, который становится основным регулятором трудовых отношений, возникающих между работником и работодателем. За период действия во все главы Трудового кодекса Республики Казахстан внесены значительные изменения. Президент Республики Казахстан на основе и во исполнение Конституции и законов издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории республики. Различаются указы двоякого характера: нормативные и ненормативные. Законы, в отличие от Указов, всегда носят нормативный характер. Например, Указы о награждении кого-либо орденами и медалями имеют характер разового применения и потому не являются источниками права. Указы, имеющие силу закона, изменяющие или отменяющие действующее законодательство - это нормативные Указы, являющиеся источниками права. Такие указы в последующем подлежат утверждению Парламентом, после этого они становятся законами. Предусмотрены Указы, которые не вносят никаких изменений и дополнений в действующее законодательство, а развивают или уточняют законы. Эти Указы являются подзаконными нормативными актами, стало быть, и источниками права. Но они не нуждаются в утверждении Парламентом, поскольку не создают новые нормы. Источником права являются нормативные акты Правительства в форме постановлений и распоряжений. Они, являясь подзаконными актами, развивают, конкретизируют, разъясняют действующее законодательство, определяют порядок его применения. Постановления и распоряжения Правительства имеют обязательную силу на всей территории республики, но не должны противоречить Конституции, законодательным актам, указам и распоряжениям Президента республики. Классификацию источников можно провести по юридической силе актов: Законы и подзаконные нормативные акты высшей юридической силы. Это значит, что они стоят выше всех прочих подзаконных нормативных актов, которые должны соответствовать нормам Закона. В случае несоответствия или противоречия нормам Закона они признаются недействительными и подлежат отмене в установленном порядке. Высшим среди всех законов, как уже было сказано, является Конституция. Затем по юридической силе стоят Конституционные законы, затем прочие законы. Особенность состоит в том, что Закон всегда содержит в себе нормы права, регулирующие те или иные общественные отношения. Законы могут быть временного и постоянного действия, вплоть до отмены. Среди подзаконных актов на первом месте стоят Указы Президента. Указы бывают нормативные и ненормативные. Среди нормативных особое значение как источник права имеют Указы Президента, имеющие силу Закона. Среди источников можно выделить правотворчество местных органов власти. Это акты органов местного самоуправления в лице областных и районных маслихатов и акиматов. Их деятельность в области труда охватывает следующие сферы: учет и распределение трудовых ресурсов на своей территории, утверждение планов трудоустройства, осуществление в соответствии с законодательством республики иных полномочий по обеспечению прав и законных интересов граждан. В сфере нормативного регулирования труда особая роль принадлежит государственной системе экономических нормативов, фондов и стандартов. Все предприятия в своей деятельности должны строго выполнять основные положения государственной системы стандартизации. Среди многочисленных стандартов, имеются и стандарты, содержащие нормы, правила, связанные с обеспечением безопасности условий труда и охраны здоровья работников, а также общетехнические и организационно-методические требования, обеспечивающие безопасность людей и сохранность материальных ценностей. Несоблюдение стандартов, установленных соответствующими государственными органами, преследуется по закону. В масштабе отрасли распространенными нормативными актами в области правового регулирования труда являются приказы, распоряжения и инструкции министерств, государственных комитетов, промышленных объединений. Они содержат предписания по отдельным вопросам регулирования труда на предприятиях данной отрасли. К числу таких актов относятся, в частности, отраслевые правила внутреннего трудового распорядка, типовые штаты административно-управленческого персонала, инструкции по технике безопасности и др. Нормативные приказы министерств, следует отличать от приказов, издаваемых по конкретным вопросам повседневной производственной деятельности или адресованных отдельным лицам (например, приказы о назначениях, увольнениях, переводах и т.д.). Такие приказы не имеют нормативного характера, поскольку не содержат в себе общего правила поведения и адресованы конкретным исполнителям. К нормам права относятся инструкции, исходящие от компетентного органа. В них содержатся правила, которые предназначены для всех работников или широкого круга лиц, рассчитанные на применение в течение длительного времени. Перечень источников трудового права не исчерпывается перечисленными нормативными актами. Внутри трудового коллектива также происходит определенная нормотворческая деятельность. Разрабатываемые нормативные акты представляют собой высшую степень конкретизации актов внешнего регулирования применительно к условиям трудовой деятельности данного коллектива. К ним, в частности, относятся некоторые приказы работодателя (администрации), правила внутреннего трудового распорядка, нормативные положения коллективных договоров, положения о поощрении и т.д. Внутриорганизационная нормотворческая деятельность, осуществляемая на основании и во исполнение государственных актов, получила в юридической науке название локального правового регулирования, а нормативные акты, принимаемые внутри предприятий, - локальных норм права. По сроку действия нормативные акты бывают временного и длительного действия [12]. Примером временного акта является коллективный договор, который заключает профсоюз работников, либо работники, не являющиеся членами профессионального союза, образовавшие свою организацию, и работодатель на срок, определяемый сторонами. Примером длительного действия (на неопределенный срок) являются многие нормативные акты - Конституция Республики Казахстан, Трудовой кодекс Республики Казахстан и т.д., которые действуют в течение длительного срока, вплоть до их отмены. Пределы действия нормативного акта во времени ограничиваются моментом, с которого он приобретает обязательный характер, и момент, с которого действие акта прекращается и он теряет значение юридически обязательного акта. Отмененный или не вступивший в силу нормативный акт, считается недействующим, и его применение противозаконно. Срок введения в действие нормативного акта может быть указан в самом акте. Для тех актов, в отношении которых нет прямого указания о сроке введения их в действие, законодательно установлен определенный порядок вступления их в силу. Как правило, нормативный акт действует в отношении фактов и ситуаций, возникших после его вступления в силу, и не распространяется на факты, предшествующие его вступлению в силу. Если акт временный, то об этом указывается в его тексте. По истечении обозначенного срока акт прекращает свое действие и специальная отмена не требуется. В некоторых случаях срок действия временного акта продлевается на новый период, причем решение о продлении может приниматься неоднократно. По территориальному признаку действия нормативные акты подразделяются на две группы: республиканского (централизованного) и местного (локального) значения [13]. Республиканские нормативные акты распространяют свое действие на всю территорию Республики Казахстан (Трудовой кодекс Республики Казахстан). Локальные (местные) нормативные акты, будучи подзаконными, конкретизируют, развивают общие нормы права применительно к местным условиям конкретных предприятий, организаций. Принимать их правомочны работодатели. В качестве локальных нормативных актов выступают местные правила внутреннего трудового распорядка, положения о премировании, о выплате вознаграждения по итогам годовой работы, графики отпусков, сменности и др. В зависимости от сферы действия правовые нормы подразделяются на общие и специальные [14]. Общие правовые нормы - нормы, сформулированные без учета особенностей производства и личности. Они распространяются на всех без исключения работников, применяются без оговорок, исключений и т.д. К специальным относятся нормы, распространяющиеся на определенный круг работников (женщин, подростков, и др.). Они, в свою очередь, делятся на: - нормы-изъятия (например, нормы, регулирующие труд сезонных работников), - нормы-дополнения (дополнительные отпуска, льготы работающим в особых условиях труда и т.д.), - нормы-приспособления (установление особого режима труда). В трудовом праве можно выделить также процессуальные нормы (например, нормы, определяющие порядок удержания материальног....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: