- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Труд как источник жизни человека и как элемент уголовного наказания
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001562 |
Тема: | Труд как источник жизни человека и как элемент уголовного наказания |
Содержание
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» Юридический факультет Кафедра уголовного права и процесса Магистерская программа «Проблемы противодействия преступности и осуществления правосудия». Руководитель Магистерской программы д.ю.н., профессор, Дуюнов В.К. РАБОТЫ ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ И ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ В СИСТЕМЕ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ Магистерская диссертация Выполнил: студент-магистрант 2 курса Миронов Андрей Николаевич _________________________________ (подпись) Научный руководитель д.ю.н., профессор Дуюнов В.К. __________________________________ (подпись) «Допустить к защите» Работа защищена «__» _________2016 г. Зав. кафедрой Оценка ____________________________ ________________________ к.ю.н., доцент Толмосов В.И. Председатель ГАК ___________________________________ (Ученая степень и звание, фамилия, инициалы) ___________________________________ (подпись) «____» _____________2016 г. Самара 2016 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………. 3 ГЛАВА 1. ТРУД КАК ИСТОЧНИК ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И КАК ЭЛЕМЕНТ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ ……………………………7 1.1. Труд и его значение для жизни и развития общества…………........ 7 1.2. Труд осужденных как элемент содержания наказаний в уголовном законодательстве России…..………….………………………….20 1.3. Международные стандарты и применение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества…………………………44 ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ, ЕГО СОДЕРЖАНИЕ, ВОЗМОЖНОСТИ И ЗНАЧЕНИЕ. СИСТЕМА ВИДОВ НАКАЗАНИЙ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ…………….………..………………54 2.1. Сущность уголовного наказания, его цели, содержание и значение………………………………………………………….55 2.2. Система видов наказаний в уголовном праве России, их классификация и значение…..................................................................….....67 ГЛАВА 3. РАБОТЫ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ НАКАЗАНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ К ТРУДУ, ИХ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ …….79 3.1. Правовое регулирование и практика применения исправительных работ…………………………………………………………...79 3.2. Правовое регулирование и практика применения обязательных работ…………………………………………………………….100 3.3. Правовое регулирование и практика применения принудительных работ…………………………………………………………114 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………122 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ……………………………………………...127 ВВЕДЕНИЕ Российское уголовное законодательство как в прежние времена, так и ныне предусматривает широкий перечень видов наказаний и иных мер уголовно-правового характера, применяемых к лицам, допускающим совершение преступлений. Это связано с необходимостью адекватно реагировать на разные по характеру и степени общественной опасности преступные деяния. При этом применение традиционно «популярного» у судей наказания в виде лишения свободы влечет заметные издержки для общества, которые выражаются в объеме финансовых, материально-технических ресурсов, которые государство должно направлять на содержание исправительных учреждений, в трудностях при решении задач организации исправления осужденных и социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. В связи с этим приходит осознание необходимости сокращения использования в судебной практике лишения свободы, и все более широкое применение наказаний, не связанных с изоляцией от прежней социальной среды к лицам, осужденным за преступления, небольшой и средней тяжести, исправление которых возможно при сохранении привычных им условий жизнедеятельности. Это обусловливает актуальность исследования наукой уголовного и уголовно-исполнительного права таких вопросов, как юридическая природа соответствующих видов наказаний, особенности назначения и исполнения наказаний без лишения свободы, имплементация международных стандартов ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением, и т.п. Заслуживает внимания то обстоятельство, в содержании традиционных для отечественного уголовного права видов наказаний, в современных условиях произошли существенные изменения, обусловленные переменами в политических, социально-экономических, идеологических отношениях в стране, появляются новые виды наказаний, применение которых особенно нуждается в научном осмыслении. Уголовное законодательство Российской Федерации содержит 13 видов уголовных наказаний (ст. 44 УК), а кроме того - многочисленные виды освобождения от уголовной ответственности (ст. 75-78, 84, 90 УК) и от уголовного наказания (ст. 79-83, 84, 85, 92 и др. ст. УК), иные меры уголовно-правового характера (ст. 99, 1041 УК), предоставляя правоприменительным органам широкие возможности для эффективного реагирования на совершаемые преступления. Однако, по признанию ученых, в решении и этого вопроса нет необходимых логической завершенности, стройности и последовательности1, которые обеспечивали бы эффективную реализацию уголовно-правовых целей (ч. 2 ст. 43 УК РФ). При этом важное значение для достижения уголовно-правовых целей имеет применение наказаний без изоляции осужденного от общества, и в их числе наказания, связанные с возложением трудовых обязанностей на осужденного, роль и карательно-воспитательные и превентивные возможности которых исследованы еще недостаточно. Труд входит в содержание многих видов наказаний, предусмотренных действующим Уголовным кодексом РФ: лишения свободы, исправительных работ и др. Но наибольший вес труд имеет в содержании наказаний прямо поименованных как «работы»: исправительные, обязательные и принудительные. Научное осмысление содержания и возможностей данных видов наказаний, особенностей их применения и возможных путей повышения эффективности представляется нам весьма актуальным в рамках настоящей диссертационной работы. Их наличие в перечне наказаний вызывает необходимость комплексного научного исследования данных институтов, в том числе с позиций их соответствия социальным потребностям общества на современном этапе развития. Теоретическую основу данной диссертации составили труды известных отечественных ученых: Н.А. Беляева, С.В. Бородина, А. Бриллиантова, И.А. Бушуева, Б.В. Волженкина, И.М. Гальперина, М.Н. Гернета, П.С. Дагеля, Н.Д. Дурманова, В.К. Дуюнова, В.А. Елеонского, И.И. Карпеца, В.Е. Квашиса, С.Г. Келиной, Г.А. Кригера, Н.М. Кропачева, В.Н. Кудрявцева, Н.Ф. Кузнецовой, В.П. Малкова, И.Л. Марогуловой, А.С Михлина, А.В. Наумова, А.И. Санталова, Н.А. Стручкова, Ф.Р. Сундурова, Б.С. Тадевосяна, Ю.М. Ткачевского, А.Л. Цветиновича, А.А. Чистякова, М.Д. Шаргородского, и других авторов. Основными проблемами, требующими исследования, являются порядок и условия исполнения (отбывания) исправительных, обязательных и принудительных работ, определение средств исправления осужденных и их правового статуса. Все это возможно осуществить на основе исследования действующих норм уголовного, уголовно-исполнительного права, другого федерального законодательства, изучения криминологических характеристик осужденных к указанным видам работ, практики осуществления контроля за поведением осужденных, организации воспитательной работы с ними, реализации правоограничений, свойственных этим работам, профилактики правонарушении, организации работы уголовно-исполнительных инспекций. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу назначения и исполнения наказаний в виде исправительных, обязательных и принудительных работ. Предметом исследования выступает совокупность норм уголовного, и уголовно-исполнительного законодательства, регулирующих назначение и исполнение наказаний в виде исправительных, обязательных и принудительных работ. Цель исследования - рассмотрение и анализ вопросов назначения и исполнения наказаний в виде исправительных, обязательных и принудительных работ. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: - исследовать историю возникновения и развития наказаний в виде исправительных, обязательных и принудительных работ в российском уголовном праве; - раскрыть сущность и содержание исправительных, обязательных и принудительных работ, их место в системе наказаний; - определить специфические особенности наказаний в виде исправительных, обязательных и принудительных работ и отличие от иных видов наказания; - проанализировать уголовно-правовые особенности назначения и исполнения наказаний в виде исправительных, обязательных и принудительных работ; - изучить вопрос о правовой, социальной и экономической целесообразности наказаний в виде исправительных, обязательных и принудительных работ; - рассмотреть организационно-правовые проблемы назначения и исполнения наказаний в виде исправительных, обязательных и принудительных работ, основные пути их решения. Эмпирическую базу работы составили материалы правоприменительной практики, данные уголовной статистики, касающиеся применения уголовных наказаний в виде исправительных, обязательных и принудительных работ. Методы исследования: универсальный диалектический метод, а также частно-научные методы - анализ, синтез, логический, нормативно–правовой, историко–сравнительный, изучение специальной юридической литературы. ГЛАВА 1. ТРУД КАК ИСТОЧНИК ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И КАК ЭЛЕМЕНТ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ 1.1. Труд и его значение для жизни и развития общества Труд, как известно, является обязательным условием человеческой жизни, основой жизнедеятельности и развития отдельного человека и общества в целом. В самой человеческой природе заложена потребность трудиться как необходимое и естественное условие его существования. Его роль в жизни общества невозможно переоценить, ибо труд выполняет важнейшие функции: а) формирует человека и определяет развитие его как личности; б) определяет условия жизни человека; в) служит элементом развития производительных сил; и г) выступает источником общественного богатства. Все, что необходимо человеку, все необходимые для его существования предметы созданы его трудом. Можно сказать, что труд создал человека, определяет сущность человека и является важнейшим условием человеческой жизни. Труд – вечная и естественная необходимость, без него невозможен обмен между человеком и природой, невозможна сама человеческая жизнь2. Труд – источник общественного богатства. В процессе труда создаются предпосылки существования и дальнейшего развития любого общества. Все, что имеет общество, создано прошлым трудом, все, что создается сейчас – создается живым трудом с использованием достижений прошлого. С повышением производительности общественного труда растут возможности увеличения общественного богатства, удовлетворения потребностей общества. В процессе труда развивается человек, производительные силы сама цивилизация. Исторические эпохи различаются не тем, что производится, а тем как производится, какими средствами труда. В свою очередь, средства труда – это мерило развития человека, его знаний и умений, развития рабочей силы. Труд формирует человека и служит развитию его личности. Человек развивается в процессе труда даже в условиях рабства и эксплуатации. Общественная формация, создающая наиболее полные условия для развития личности в процессе труда, получает и более высокий уровень производительности и выигрывает3. История человечества свидетельствует, что благодаря труду человек выделился из мира животных. Воздействуя на окружающую среду и изменяя ее, люди, побуждаемые все возрастающими потребностями, развивают способности к труду, обогащают свои знания, увеличивают сферу своей трудовой деятельности. Объективные условия существования побуждают человека трудиться. Труд в этом смысле не зависит от какой бы то ни было определенной общественной формы жизни, т.е. он как отношение человека к природе одинаков для всех общественных форм, для всех способов производства, для любого общественного строя4. В литературе нет четкого и однозначного определения понятия труда, это слово в русском языке имеет несколько различающихся значений, труд понимается как: 1) целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей; 2) работа, занятие; 3) усилие, направленное к достижению чего-нибудь; 4) результат деятельности работы, произведение5. Широко распространенным является определение труда, данное К. Марксом, который характеризовал труд как «процесс, совершающийся между человеком и природой, т.е. целесообразную деятельность человека, в процессе которой он своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, создает необходимые потребительные стоимости6. Это определение не утратило своего значения по настоящее время, его разделяет и автор данной магистерской диссертации. Близким данному понятию является понятие «работа», которое, несмотря на сходство в содержании, по мнению ученых, имеет несколько иное значение. Труд по своей природе – понятие более социальное, играет созидательную роль в жизни общества, показывает причастность человека к общественным результатам. Конкретная трудовая деятельность одновременно является деятельностью, в ходе которой люди вступают в определенные связи и отношения друг с другом. Труд присущ только человеку. «Работа» - понятие более физическое, она может выполняться и человеком, и машиной, и животным. В отличие от животных человек создает свой мир, и создает его своим трудом. Созданная человеком среда, условия его существования фактически являются результатом совместного труда. Труд имеет временную характеристику и измеряется рабочим временем. Работа измеряется в натуральных единицах (кг, метрах, штуках и т.д.)7. Труд - это деятельность человека, обладающая следующими свойствами: 1. Осознанностью действий. Это означает, что человек, прежде чем начать трудиться создает в своем сознании проект, т.е. мысленно идеально представляет результат труда. К. Маркс образно сравнивал труд архитектора и пчелы: самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. Пчела же совершает свои действия интуитивно. 2. Целесообразностью действий. Разработав проект, человек ставит цель, продумывает модель действий, ищет пути и средства, лишь затем приступает к реализации целей. 3. Результативностью действий. Любая деятельность направлена на получение определенного социально полезного результата. 4. Общественной полезностью действий. Люди производят блага не в одиночку, изолированно друг от друга, а сообща, объединившись в трудовые коллективы или на основе более или менее прочных контактов между собой, производя продукт для себя и для общества. 5. Энергозатратностью действий. Это проявляется в том, что на осуществление трудовой деятельности затрачивается определенная физическая и умственная энергия8. В процессе труда создаются материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей членов общества. Это позволяет выделить в качестве первой и важнейшей общественной функции труда, с которой начинается общественное бытие человека, удовлетворение потребностей. Экономическое развитие общества основано на производстве материальных ценностей, которое возможно лишь благодаря целенаправленной созидательной деятельности людей. В процессе труда человек при помощи средств труда вызывает заранее намеченные изменения в предмете труда, т.е. живой труд, овеществляясь в материале, тем самым изменяет этот материал. Но значение труда не исчерпывается его ролью в общественном производстве. В процессе труда создаются и духовные ценности. С ростом общественного богатства потребности людей усложняются, создаются культурные ценности, растет уровень образования населения. Таким образом, труд выполняет функцию одного из факторов общественного прогресса и творца общества. В конечном счете, именно благодаря разделению труда формируются социальные слои общества и основы их взаимодействия3. Труд — сознательная целенаправленная деятельность по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивидуума и общества в целом — формирует не только общество, но и человека, побуждает его к приобретению знаний и профессиональных навыков, к взаимодействию с другими людьми, к усложнению потребностей. В самой человеческой природе, как отмечают исследователи, изначально заложена потребность трудиться как необходимое и естественное условие существования4. Многие ученые придерживаются точки зрения, что труд сам по себе является источником удовлетворенности5, позволяющим реализовать свойственные человеку стремления к самовыражению в труде. Желание работать часто связывают с осознанием индивидуумом принадлежности к человеческому сообществу, участия в общей жизни, в совместном создании своей среды9. В целях ее познания и наиболее эффективного использования трудовая деятельность может быть классифицирована по видам в зависимости от характера и содержания труда; предмета и продукта труда; средств и способов труда; условий труда10. При этом из числа многочисленных предлагаемых в науке классификаций нас для целей настоящего исследования более всего интересует деление трудовой деятельности по характеру и содержанию труда на труд самостоятельный (собственника) и труд несамостоятельный (наемного работника), а также по лежащим в его основе способам мотивации труда (желание, осознанная необходимость, принуждение) – на труд добровольный и принудительный. Безусловно, важное значение имеют и иные классификации труда, его деление на: труд физический и умственный, репродуктивный и творческий, неквалифицированный и квалифицированный (высококвалифицированный) или труд разной степени сложности; и т.д., но они заслуживают отдельного изучения, а для целей данного исследования они имеют все же не главное, подчиненное значение. К. Д. Ушинский отмечает, что труд – не игра, не забава; он всегда серьезен и тяжел; только полное сознание необходимости достичь той или другой цели в жизни может заставить человека взять на себя ту тяжесть, которая составляет необходимую принадлежность всякого истинного труда. Труд человека преобразует природу, создает машины, добывает хлеб, создает науку, искусство. При этом труд в жизни человека и общества оказывает свое положительное влияние, подчеркивал К. Д. Ушинский, если он свободный, творческий; подневольный труд разрушает достоинство человека. «Труд истинный и непременно свободный, – утверждал он, – потому что другого труда нет и быть не может, имеет такое значение для жизни человека, что без него она теряет всю свою цену и все свое достоинство. Он составляет необходимое условие не только для развития человека, но даже и для поддержки в нем той степени достоинства, которой он уже достиг. Без личного труда человек не может идти вперед; не может оставаться на одном месте, но должен идти назад»11. Только в условиях свободы деятельность плодотворна, утверждал К. Д. Ушинский, увлекает человека, становится его внутренней потребностью. Свобода необходима для полезной обществу деятельности, а эта деятельность столь же необходима для свободы12. Понятие трудовой деятельности у К. Д. Ушинского включает преодоление препятствий, трудностей: «...Существование препятствий есть необходимое условие существования деятельности, – такое условие, без которого сама деятельность невозможна». Труд без трудностей не бывает, именно в процессе их преодоления складывается и закаляется характер человека … Из преодоления их рождаются такие положительные качества личности, как твердая воля, целеустремленный характер, сила мышления, увлечение идеей деятельности13. К.Д. Ушинский хорошо понимал, что есть трудности естественные, природные, и что борьба человека за открытие законов природы и их использование на благо человека составляет один вид трудностей. Но эта борьба, также понимал он, зависит от общественных условий: свобода и труд неотделимы, а в жизни, видел он, отсутствует свобода труда. «Машина и животное работают, – писал К. Д. Ушинский, – работает и негр, боящийся только плети надсмотрщика и не ожидающий для себя никакой пользы из своей работы: несвободный труд не только не возвышает нравственно человека, но низводит его на степень животного»14. О великом значении труда говорит и Библия, где труд представлен в единстве двух ипостасей: труд как наказание и труд как спасение15. Труд как наказание и одновременно как спасение – это две ипостаси сущности труда в библейском учении16. Труд одновременно - благословение Божие и наказание… Труд составляет основу любого общественного строя, является естественной необходимостью, без которой немыслимо общественное производство, сама жизнь, им создаются все материальные, культурные и духовные ценности человека. По??му он и называется общественно полезным трудом. В связи с темой настоящего исследования его предметом является как раз труд как наказание, как инструмент воздействия на лицо, нуждающееся в исправлении каких-то негативных свойств его личности, получивших выражение в совершенном лицом общественно опасном деянии. Мы будем исследовать труд в его менее привлекательном значении – труд подневольный, принудительный, вынужденно применяемый в качестве такового как средство самозащиты общества от опасных для него деяний и исправления опасных для него личностей. Такой труд, на наш взгляд, также можно считать общественно полезным, он нас в данной работе интересует как средство воздействия на лиц, виновных в совершении преступлений, как инструмент уголовного и уголовно-исполнительного права, как основа исправления осужденных. Общественно полезный труд традиционно является одним из основных средств исправления осужденных. Международными нормативно-правовыми актами запрещен принудительный или обязательный труд. Однако в п. 3 ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах содержится разъяснение этого понятия применительно к уголовным наказаниям: не охватывается терминами «принудительный и обязательный труд» какая бы то ни была работа или служба, которую выполняет лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда, или лицо, условно освобожденное от такого заключения17. В отношении лиц, отбывающих наказание, не связанное с изоляцией от общества, согласно международным стандартам при осуждении к наказаниям, связанным с обязательной трудовой деятельностью осужденного, требуется их согласие. Это указано в п. 3.4 Токийских правил, который гласит: «Не связанные с тюремным заключением меры, которые накладывают какое-либо обязательство на правонарушителя и которые применяются до формального разбирательства или суда или вместо них, требуют согласия правонарушителя»18. Новые Европейские пенитенциарные правила 2006 г. (п. 26.1) отмечают, что труд в местах заключения следует рассматривать как позитивный элемент внутреннего режима и никогда не применять в качестве наказания19. В советском исправительно-трудовом законодательстве и правоприменительной практике роль принудительного труда гипертрофировалась: долгое время труд только формально рассматривался как основа исправления осужденных, а исправительные учреждения выступали по существу как промышленные предприятия, которые обязаны были выполнять производственный план и приносить прибыль. Сегодня сложилась противоположная ситуация. Для уголовно-исполнительной политики нашей страны характерным является существенное значение труда в процессе отбывания уголовных наказаний. При этом общественно полезный труд всегда являлся одним из средств исправления осужденных. Данное положение прямо закреплено в действующем уголовно-исполнительном законодательстве. Вместе с тем, социально-экономические изменения, происшедшие в нашей стране, заметно изменили порядок трудоиспользования осужденных. При переходе российской экономики на рыночные отношения и отказе от плановой экономики в хозяйственной деятельности исправительных учреждений возникли сложности, прежде всего связанные с обеспечением осужденных оплачиваемой работой. Однако основные принципы привлечения осужденных к труду остались прежними. Так, согласно ч. 1 ст. 103 УИК РФ «каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности. А в соответствии с ч. 5 ст. 103 УИК РФ «производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений - исправлению осужденных»20. Согласно ч. 2 ст. 9 УИК РФ, «основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие». В ч. 3 данной статьи уточняется, что «средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения». Итак, как и раньше, Уголовно-исполнительный кодекс РФ предусматривает обязательность осужденных трудиться. Это положение является фундаментальным в пенитенциарной политике нашего государства, поскольку привлечение осужденных к общественно полезному труду в значительной мере способствует их исправлению21. Значение общественно полезного труда для исправления осужденного состоит в том, что добросовестное отношение к трудовым обязанностям учитывается при определении степени исправленности конкретного осужденного; позволяет осужденным поддерживать свое физическое и душевное здоровье; является основой удовлетворения материальных потребностей не только осужденного, но и оказания им помощи семье, накопления необходимых средств для устройства после отбывания наказания; нередко трудовые навыки, приобретенные во время отбывания наказания, позволяют осужденному после отбытия наказания решить проблему трудоустройства22. В ч. 1 ст. 9 УИК РФ впервые на законодательном уровне дается определение понятия исправления осужденных. Исправление осужденных – это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Оно рассматривается как процесс изменения личности осужденного, который происходит под воздействием как внешних (объективных), так и внутренних (субъективных) условий ее развития. Внешнее влияние оказывают сотрудники учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, представители иных государственных и общественных структур, родственники и близкие лиц, отбывающих уголовные наказания, а также другие осужденные. Все они участвуют в процессе нравственного, правового, трудового, эстетического, интеллектуального и физического развития личности осужденного. Именно такая деятельность и охватывается термином «исправительное воздействие». Исправление осужденных одновременно рассматривается и как результат исполнения наказания и применения средств исправительного воздействия. При определении понятия исправления законодатель акцентирует внимание на формировании у осужденных реально достижимых при исполнении наказания качеств личности – привитие элементарных привычек и навыков поведения в обществе: уважение к человеку, труду, нормам и правилам человеческого общежития. В соответствии с ч. 2 ст. 9 УИК РФ к основным средствам исправления относятся: 1) установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим); 2) воспитательная работа; 3) общественно полезный труд; 4) получение общего образования; 5) профессиональная подготовка; 6) общественное воздействие (рис. 5). Все наказания, назначенные приговором суда виновным лицам, должны быть исполнены. Исполнение наказаний – ??? реализация санкций уголовно-правовых норм. Исполнение наказаний, связанных с применением мер исправительного воздействия – ??? регламентированный нормами уголовно-исполнительного права карательно-воспитательный процесс, осуществляемый специально уполномоченными на то органами государства в с????е?с??ии с целями наказания в обществе. Исполнение наказаний, связанных с исправительным воздействием отличается от исполнения всех иных наказаний тем, что они: протекают во времени, будут по содержанию карательно-воспитательными и осуществляются традиционно специальными органами государства, пенитенциарными (исправительными) учреждениями. При исполнении наказаний их содержание и средства, а также цели должны быть между собой взаимосвязаны. Так, если лишение с??боды не будет связано с привлечением к общественно полезному труду и проведением воспитательной работы, то оно останется исключительно карой за совершенное преступление. Таким образом невозможно добиться выполнения задач, стоящих перед пенитенциарными учреждениями по исправлению осужденных. Стоит сказать - положение, что труд – основа исправления осужденных будет общепризнанным. Главная цель организации труда в местах лишения ???боды – исправление осужденных. В ???м пробудет важная черта гуманизма уголовно-исполнительной политики государства. Исходя из ст. 9 УИК РФ труд выступает в качестве одного из основных средств исправления осужденных. Значение труда осужденных в процессе отбывания наказания не исчерпывается воспитательной задачей. Стоит заметить, что он развивает у осужденных творческие способности, закаляет волю, формирует коллективизм, ответственность и другие жизненно важные для человека качества. Вовлечение осужденных в трудовое соревнование, движение рационализаторов и изобретателей позволяет воспитывать у них активность, чувство состязательности. Производительность труда поднимает осужденных в собственных глазах, придает им уверенность в собственных силах и способности создавать материальные блага, оказывает на них благотворное влияние как на равных членов общества. Чрезвычайно важно подчеркнуть, что воспитывает осужденных не труд вообще, а квалифицированный труд, так как они не приобретают никакой специальности, необходимой на ???боде и не подвергаются в должной мере исправительному воздействию, кроме ???го неквалифицированный труд низко оплачиваемый и не престижный и воспитательное значение такого труда невелико. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что на практике общественно полезный труд необходим как средство исправления осужденных, но он не эффективен если они не заинтересованы в с??ем труде. По???му нужно максимально заинтересовать в результатах их труда, ч??бы они просили предоставить им работу, выступали с предложениями по внедрению передовых методов труда, предлагали выпускать новые виды продукции и ее реализацию23. У труда как инструмента уголовно-правового воздействия имеется и оборотная сторона, о которой писали, в частности, авторы, на себе испытавшие «прелести» принудительного труда в местах лишения свободы – в тех случаях, когда за этой – оборотной стороной труда теряется его позитивная роль. Как писал В.Т. Шаламов: в лагере убивает работа - поэтому всякий, кто хвалит лагерный труд, - подлец или дурак»24. Принудительный труд, вернее, его организация, не может в полной мере функционировать в нашей системе исполнения наказания как средство исправления осужденных. Прежде всего потому, что не способствует «выработке рефлексов правильного поведения»25. В силу того, что к таковому труду принуждаются, как правило, те осужденные, которые до осуждения работали, т.е. нет необходимости прививать им в нем потребность. Вся их жизнь - это труд, который на протяжении всего их жизненного пути никогда ничего хорошего им не приносил. Более того, многие из них воспринимают его как одну из причин совершения преступления. Будучи наказанными, они подвергаются труду уже принудительному, который ими теперь уже воспринимается как дополнение к назначенному наказанию. Другая часть осужденных, которые до осуждения не трудились, как правило, не работают и при отбытии наказания. При такой организации процесс исправления осужденных трудом может формировать только негативное (отрицательное) отношение. Сказанное о значении труда как инструмента уголовно-правового воздействия на лиц, совершивших преступное деяние, во многом (но отнюдь не во всем) относится и к его роли в содержании исследуемых нами наказаний в виде работ: исправительных, обязательных и принудительных. Само название этих наказаний указывает на то, что именно эти виды наказаний в наибольшей мере связаны с использованием воспитательно - профилактической функции общественно-полезного труда, и именно такой труд (а не режим или даже воспитательная работа) является главным элементом их содержания. Следовательно, от того, насколько правильно, обоснованно, полно и четко регламентированы порядок и условия применения указанных видов работ, и насколько разумно организовано их исполнение – зависит эффективность и данных видов наказаний, и степень достижения уголовно-правовых целей в каждом конкретном случае воздействия на осужденного. 1.2. Труд осужденных как элемент содержания наказаний в уголовном законодательстве России Представление о сущности и целях рассматриваемых видов наказания, их значении и возможностях в современных условиях борьбы с преступностью будет неполным без анализа истории (хотя бы основных исторических тенденций) их возникновения и развития. В.К. Дуюнов правильно указывает на то, что понятие об уголовном наказании, его характере и целях применения всегда определялись конкретными историческими условиями, в которых развивались общество и государство26. Так, ранняя история Российского государства показывает, что наказание первоначально носило частный характер и выражалось в системе компенсаций или денежных штрафов в пользу потерпевшего. «Русская правда», например, определяла уголовное наказание как «обиду», нанесенную потерпевшему, в результате причинения ему материального (физического, имущественного) или морального вреда. Содержание обиды и ее оценка (кара) зависели от сложившихся обычаев. Наказание первоначально отражало стремление законодателя к мести и устрашению. В период зарождения государства и права преступление было частным делом и наказание за него исходило соответственно от частного лица, являясь формой ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: