- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Фотография как исторический источник повседневной жизни советских граждан
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W003309 |
Тема: | Фотография как исторический источник повседневной жизни советских граждан |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГАОУ ВО «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА ИСТОРИИ РОССИИ Утверждена приказом по университету Допущена к защите от ______________________ № ________ «_____» __________________ 2017 г. Заведующий кафедрой истории России, доктор исторических наук, профессор Колесникова М.Е. _________________________________ (подпись зав. кафедрой) М.П. ДИПЛОМНАЯ РАБОТА на тему: «Фотография как исторический источник повседневной жизни советских граждан» Рецензенты: Выполнила: ___________________________________ Товканева Анастасия Андреевна (ФИО) студентка 4 курса, группы ИСТ-б-о-13-2 ___________________________________ направления 46.03.01. “История” (ученая степень, звание, должность) очной формы обучения Дата защиты Научный руководитель: «_________» ________________ 2017 г. Адаменко Олеся Вячеславовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Оценка _____________ Нормоконтролер: ______________________________ (ФИО) ______________________________ (ученая степень, звание, должность) Ставрополь, 2017 г. Оглавление Введение......................................................................................................................3 1. Фотодокументы как исторический источник...............................................14 1.1. Специфические черты фотографии как исторического источника...............14 1.2. Проблемы методологического подхода и анализа фотодокументов.............27 2. Повседневная жизнь советских граждан через объектив фотоаппарата............................................................................................................33 2.1. Повседневность советских граждан 1922-1945 гг. в фотодокументах..........33 2.2. Будни советского гражданина в послевоенные годы: 1946-1991 гг..............48 Заключение...............................................................................................................55 Список источников и литературы.......................................................................61 Введение Актуальность работы связана с тем, что данная тематика затрагивает основные вопросы изучения повседневности советских граждан через такой относительно новый исторический источник как фотографию. Фотодокументы являются своеобразным живым и наглядным пособием о повседневной жизни советских людей, фиксирующим определенные события во всей их полноте. Фотография является как бы материализованными копиями, некими «слепками событий». Тематика изучения фотографии как исторического источника повседневности сравнительно недавно получила актуальность в кругах научного сообщества и требует ещё определенного количества времени для раскрытия наиболее важных процессов в изучении данного вида исторического источника. Надо отметить и тот факт, что своим весьма обширным кругом интересов отличается и советский период в истории России. В период с 1922 г. по 1991 г. Россия пережила различные политические и государственные преобразования, сопровождавшиеся сложнейшими социально-экономическими изменениями: нэп, индустриализация, коллективизация, освоение целины, «развернутое строительство коммунизма», «перестройка» 80-х годов, постперестроечное время. Большой урон для развития фотографии нанесла и Великая Отечественная война. Все эти процессы отражены в огромном количестве документов, но, к сожалению, не все эти события успели оставить свой след в истории и культуре. В русле всех этих сложных процессов так называемый мировой технический прогресс породил новую форму фиксации действительности – фотографию. Поэтому тема моей дипломной работы представляет весьма широкий интерес и оставляет за собой желание дальнейшего изучения, отечественными историками данной проблематики, проявляя тем самым её актуальность не только в научных кругах современного общества, но и в широких кругах населения Российской Федерации. Целью исследования является подробное изучение вопросов и проблематики повседневной жизни советского общества через призму фотодокументов. Объектом исследования в данной работе является повседневная жизнь советских граждан. Предметом – фотография как исторический источник повседневности. Задачи: 1) рассмотреть фотодокументы как исторический источник; 2) изучить проблемные вопросы анализа фотодокументов в современной исторической науке; 3) проанализировать повседневную жизнь советских граждан через фотодокументы в довоенный и послевоенный периоды. Историографию по данной теме следует разделять по времени её исследования: советская и современная. [ИСТОРИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ] Источники по данной теме можно разделить на следующие три группы: документальные и нарративные источники, фотодокументы. К документальным источникам относят послания и постановления, декреты, регламенты, отчеты, официальная переписка, протоколы выступлений, распоряжения, статистика. Из используемых мной источников в эту группу следует включить следующие: [ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ] К нарративным источникам – исторические сочинения, дневники, публицистика, мемуары, записки, художественная литература. В эту группу относятся используемые мной источники, такие как [ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ] К основной и наибольшей группе исторических источников кинофотофонодокументам – различные фотодокументы. В данной тематике интерес представляют следующие визуальные документы: [ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ] Все эти источники являются значительными и полными по своему содержанию, дающие нам много сведений о повседневной жизни советских граждан. Методологическая основа исследования. В данной работе применялись различные методы исследования. Широко применялся метод микроанализа на протяжении всего исследования. Также были применены методы индукции, в частности при составлении общих специфических черт фотографии как исторического источника, дедукции – при рассмотрении общей картины повседневности на конкретных примерах, а также метод обобщения при конкретизации информации и в выводах. По отношению к авторам, работавшим над проблемой изучения фотографии как исторического источника, применялся сравнительный анализ исследований одной тематической области. Метод причинно-следственного анализа применялся в ходе изучения влияния государственной власти на фотографию повседневности. Географические рамки моего исследования заключаются в пределах территории СССР 1922-1991 гг. Так как я рассматриваю фотографию повседневной жизни советских граждан. Хронологические рамки 1922 г. - 1991 г. обусловлены тем, что данный промежуток является расцветом советской государственности и позволяет проследить процесс эволюции фотографии как исторического источника повседневной жизни советских граждан. Практическая значимость работы. Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что результаты и выводы моего исследования могут быть использованы в современном развитии данной тематики и заинтересованности в её изучении массовых слоев населения. Фотографическое исследование жизни людей и их повседневного уклада также может привлечь научное сообщество развивать новые способы получения информации через объектив фотопленки. Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав: в каждой из глав находятся по два параграфа, заключения и списка источников и литературы. 1. Фотодокументы как исторический источник 1.1. Специфические черты фотографии как исторического источника Для раскрытия данной тематики дипломной работы нужно иметь четкое преставление, что же такое фотодокумент как исторический источник. Фотодокумент – это изобразительный вид источников, представляющих статическое отображение и авторское видение зафиксированных в прошлом исторических событий. В российском делопроизводственном стандарте фотодокумент определяется как «изобразительный документ, созданный фотографическим или электронным (цифровым) способом, фиксирующий информацию в виде отдельных изображений – статичных образов»1. Несмотря на то, что фотодокумент фиксирует лишь один миг снимаемого объекта, он способен останавливаться на каких-то важных деталях, чем имеет сходство с другим видом исторических источников – кинодокументом. Известный исследователь в области изучения фотодокументов В. М. Магидов выделяет следующие специфические черты фотодокумента: * способность мгновенно запечатлеть на пленочном или другом носителе информации некоторые факты реальной действительности (что очень важно, учитывая преходящий характер явлений). Отдельный фотокадр в этом случае выступает как техническая репродукция действительности; * способность остановить «мгновенье» в определенной мере ограничивает возможности познания того, что осталось за пределами фотокадра; * наличие вполне определенных границ фотокадра, основные компоненты которого находятся в пределах изображенного в фотодокументе. Это особенность учитывается при анализе содержания фотодокумента; * фотогеничность, характерная для фотодокументов, позволяет запечатлеть одно мгновенье события, явления или факта с присущим им ритмом, движением, что производит впечатление схваченного на лету; * возможность посредством информации, заключенной в фотодокументе, не только образно представить событие, но и осмыслить его с учетом своеобразия передачи движения в фотографии, её композиционной, пространственно-временной целостности, использования различных приемов съемки; * наличие разнообразия информации, заключенной в фотодокументе, создает возможность интегрированного представления о действительности, причем этот процесс осуществляется в наиболее активной для восприятия форме; * широкая доступность изготовления и использования фотодокументов в различных целях; * возможность использования различных технических средств, способствующих искажению содержания фотоизображения и приводящих в результате к фальсификации событий и фактов, отраженных в фотодокументе (ретушь, фотомонтаж, инсценировка и др.); * взаимосвязь эстетической и познавательной ценности фотодокументов2. Но главной особенностью фотографии как исторического источника является её способность зафиксировать определенный момент, который включает в свою очередь образ факта, события, или же является обобщением целого ряда явлений. Всё это характеризует фотодокументы как один из специфичных изобразительных источников, что в дальнейшем служит отправной точкой для интерпретации содержания фотографии историками и другими специалистами в этой области. Фотодокументы, исходя из своего изначального предназначения, могут подразделяться на документальные фотоснимки общественно-политического характера, фотодокументы из различных сфер науки, экономики, культуры, социальной сферы и т.п. Характерной особенностью фотографии в первой половине XX века были фотографии, образованные в ходе деятельности редакции газет и журналов. Почти все выпуски газет и журналов (общеполитические, специализированные и т.д.) включают в себя различного рода фотоснимки. Главными признаками фотографии как исторического источника являются документальность и достоверность. Фотография даёт нам образ, который воплощает момент действительности. Именно в этом главное отличие и преимущество фотографии как источника действительности прошлых событий. В современном массовом понимании фотодокумент есть подлинность какого-либо факта. Но настоящий историк опирается на комплексное изучение документов для воссоздания полной картины действительности. Тем более, что вместе с созданием фотографии появились различные приемы её обработки, что очень часто использовала советская власть в своих целях исказить те или иные события в фотографии. Такие фотодокументы являются объектом фальсификации. Ярким примером фальсификации фотографий к исследуемому периоду может послужить фотография В. И. Ленина на митинге в Москве от 5 мая 1920 года3. Мы видим на начальной фотографии справа на ступеньках у трибуны Л. Д. Троцкий и Л. Б. Каменев (плохо виден, за ним). Фотография публиковалась во всевозможных изданиях, но уже после 1927 года она выходила в новом формате4, где на ступеньках уже никого не было. Таким образом, следует поставить под большое сомнение тот факт, что специфической чертой фотографии как исторического источника в советский период является его естественная подлинность. Фотография – это своеобразный продукт творческой и авторской деятельности, который включает в себя и эстетическую функцию. Фотограф подает её принципиально в авторском видении, тем самым окрашивая событие личной оценкой. В данном случае документальность и художественность в сфере фотоискусства сливаются в единую составляющую черту фотографии. Сейчас же современная фотография включает ряд других признаков - идейный, художественный, смысловой, выразительный, социальный и эстетический. Выбор цветовой гаммы, определение жанровой принадлежности, составление изобразительного языка фотографии, специфических приёмов обработки фотоматериалов, проявление личного отношения фотографа к своему произведению – всё это проявление авторского стиля. «Направление, характер и сила авторского отклонения от натуралистической, чисто отражательной фотографии и определяют стиль в фотопроизведении. Он может быть сугубо индивидуальным или соответствующим определённой школе, традиции, художественной программе»5. По содержанию и характеру объектов фотодокументы подразделяются на следующие виды: * событийные – изображения отдельных моментов событий, действий или фактов жизни; * видовые – изображения отдельных предметов, местности или явлений природы; * портретные – изображения одного или нескольких лиц. Фотография – достаточно поздний способ запечатлеть настоящие события, созданный человеком. До XIX века люди сохраняли картины реальности посредством живописи. Тогда химические элементы, способные реагировать на свет попросту не были доступны. Термин «фотография» (др.-греч. «светопись» – техника рисования светом) впервые употребили английский астроном и физик Дж. Гершель и немецкий астроном И. Медлер в 1839 году для обозначения различных видов фотоизображений. В истории создания фотографии выделяют основные этапы совершенствования фотографического процесса: * гелиография (с 1822 г.); * дагерротипия (с 1835 г.); * калотипия (с 1841 г.); * коллодионный процесс (с 1951 г.); * желатиносеребряный фотопроцесс (с 1871 г.); * цифровая печать (с 1974 г.). Гелиография – самый ранний фотографический процесс, изобретенный французом Жозефом Н. Ньепсом в 1822 году. Такой метод включал в себя использование камеры-обскуры, а для создания черно-белых изображений использовалась бумага, пропитанная сирийским асфальтом – битум. Так удалось добиться первых результатов автоматического создания изображений на бумаге. Но здесь были определенные трудности. Во-первых, длительность создания экспозиции, которая иногда доходила до десяти часов. Поэтому первые фотографии Ньепса содержат пейзажные зарисовки города, а не портреты людей. Во-вторых, из-за природных свойств низкой светочувствительности битума фотографии давали контрастное изображение без деталей и полутонов. Поэтому, нужно было искать новые поиски фиксации светового рисунка. И Ньепс прибегнул к помощи другого выдающего изобретателя – Луи Дагера. Дагерротипия – фотографический процесс, изобретателем которого стал Жак Дагер. Он брал для создания фотографий медные пластинки с серебристым слоем, обмазанных йодом. В 1835 году Дагер совершенно случайно обнаружил, что изображение быстрее проявляется под воздействием ртутных паров. Это случилось после того, как изобретатель положил непроявленную фотографию в шкаф, где находились различные химические вещества. На следующий день он вынул из ящика шкафа уже готовую фотографию. Дальше ему пришлось экспериментировать со всеми химическими элементами, имевшимися у него тогда. Постепенно стало ясно, что быструю проявку фотографии обеспечивала именно ртуть. Калотипия – фотографический процесс, созданный в 1841 году британцем Уильямом Генри Фоксом Тальботом. От дагеротипии он отличался тем, что фотографии изначально состояли из негативного изображения, но при окунании их в специальный раствор в темной комнате картинку можно было перенести на другой носитель. При этом цвета видоизменялись, и в результате получалось обычное черно-белое изображение. Поэтому главным преимуществом калотипии стало отсутствие ограничений по количеству копий с одного негатива. Коллодионный процесс – фотографический процесс, изобретенный англичанином Фредериком Скоттом Арчером в 1951 году. Он использовал в качестве связующей среды для светочувствительных кристаллов галогенидов серебра коллодий, нанесённый на стеклянную подложку. Он отличался высокой светочувствительностью и качеством изображения. «Уже к середине 50-х годов XIX века такой фотографический способ полностью заменил дагеротипию»6. Он существует в двух формах: мокрый и сухой коллодионный процесс. Желатиносеребряный фотопроцесс – современный фотографический процесс, изобретенный в 1871 году американцем Ричардом Меддоксом и усовершенствованный впоследствии другим американским изобретателем Чарльзом Беннетом в 1878 году. Основан такой способ получения фотографии на использовании в качестве связующего элемента светочувствительных галогенидов серебра фотографической желатины. Фотоэмульсия такого состава наносится на подложку из стекла, бумаги или гибкой плёнки и может сохранять светочувствительность и пригодность для лабораторной обработки в течение десятилетий. Процесс допускает использование любых галогенидов серебра, но часто упоминается под названием сухая броможелатиновая эмульсия. Цифровая печать – технология фотографического процесса, созданная в 1974 году и использующая вместо светочувствительных материалов, основанных на галогениде серебра, преобразование света светочувствительной матрицей и получение цифрового файла, используемого для дальнейшей обработки и печати. А уже в 1975 году инженер компании Kodak американец Стив Дж. Сассон сделал первую действующую фотокамеру на ПЗС-матрице компании Fairchild. Она записывала снимки на магнитную кассету в течение 23 секунд. Таким образом, изучая фотографию как исторический источник необходимо также вникать в способ её получения, т.к. создание фотодокументов различными фотографическими способами несет в себе не только историческую справку, но и может помочь в получении расшифровки фотоматериала в них. История фотографии как исторического источника в России имеет свою специфику и основу. Знакомство в России с искусством фотографии состоялось в 1839 году. Член-корреспондент Академии наук Российской империи И. Гамель отправился в Англию для изучения метода калотипии. Оттуда он выслал в Академию наук подробное описание метода и несколько фотоснимков. В архиве Академии наук до сих пор хранятся 12 калотипов, на некоторых имеется подпись самого Талбота. «Из Англии Гамель едет во Францию, где знакомится с Жаком Дагером и под его руководством лично выполняет несколько снимков»7. Там Гамель приобретает необходимую аппаратуру и принадлежности для изготовления фотографий. В сентябре 1841 года Академия наук получила от Гамеля фотографию женской фигуры, которая, по его словам, была первым в мире фотоснимком, выполненным в Париже с живого человека. В Российской империи благодаря непрерывной работе ученых и изобретателей фотография развивалась стремительно. На рубеже XIX-XX вв. русские фотографы полноправно участвовали в зарубежных выставках и салонах, состояли членами международных фотографических обществ. При этом надо отметить, что их работы получали самые престижные премии и награды. Первым русским мастером, овладевшим методами калотипии и дагеротипии, стал московский гравер и изобретатель Алексей Греков. В июне 1840 года он открыл первый в России так называемый «художественный кабинет» для портретной фотосъемки, применив свою «особую фишку» – кресло с особыми подушечками для поддержания головы. Это позволяло получать резкие фотографии, в то время как другие фотографы терпели неудачу от долгого процесса фотосъемки. В апреле 1841 года Греков выпустил собственную рекламную брошюру «Живописец без кисти и без красок, снимающий всякие изображения, портреты, ландшафты и проч. в настоящем их цвете и со всеми оттенками в несколько минут». Им был разработан способ повышения долговечности дагеротипного изображения на серебряной пластине при помощи гальванопластики. Кроме того, он первым в мире предложил с помощью той же гальванопластики «наносить слой серебра на медные или латунные пластинки, что сделало дагеротипию более дешевой и доступной большей части людей»8. Другой человек, внесший огромный вклад в развитие русской фотографии, стал Сергей Левицкий. Первые его фотографии были сделаны именно у нас в Ставропольском крае. Его дагеротипы с изображениями Пятигорска и Кисловодска были отправлены на международную выставку в Париж, где получили золотую медаль. В 1847 году Левицкий для лучшей фокусировки изображения и облегчения фотокамеры начал использовать различные меха. Его же авторской задумкой является предложение изображать объект фотосъемки на фотографии в двух позах и в разных костюмах. Он также одним из первых фотографов в Европе ввел декоративный сменный фон, что сейчас в фотоискусстве является необходимым условием для плановой фотосъемки. Кроме того, Левицкий зарекомендовал ретушировать негативы для уничтожения или уменьшения технических недостатков. С целью повышения своих знаний и навыков фотографии Левицкий в 1845 году уезжает в Рим. По возвращении в Россию он 22 октября 1849 года в центре Петербурга открывает дагеротипную мастерскую под названием «Светопись». В 1867 году он открывает свое фотоателье, с большой собственной галереей портретов выдающихся русских писателей, художников и государственных деятелей. Здесь же Левицкий осуществлял опыты по применению в портретной фотографии электрического света и по сочетанию солнечного света с электрическим. Одним из ярких мастеров фотографии второй половины XX века был Андрей Деньер, выпускник Академии художеств, открывший в 1851 году в Петербурге «Дагеротипное заведение художника Деньера». Он первым создал альбом, в который вошли фотопортреты известных деятелей русской культуры: путешественников, ученых, врачей, артистов, писателей. В 80-х гг. XIX века появляется такой жанр фотографии как фоторепортаж. Его основоположником в России стал Максим Дмитриев, который открыл в 1886 году свою мастерскую в Нижнем Новгороде. Наиболее известными являются его «Волжская коллекция», в которой представлены фотографии Волги, снятые от истоков до устья в среднем через каждые четыре версты, и альбом «Неурожайные 1891-1892 годы в Нижегородской губернии». Он также создал альбом Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года и фотопортреты известных российских деятелей. Последние годы XIX столетия явились периодом широкого применения фотографии в профессиональной сфере. В связи с этим необходимо упомянуть имя Евгения Буринского – основоположника русской судебной фотографии, с 1894 года – сотрудника Российской Академии наук. Возглавив в Академии наук лабораторию по восстановлению древних письмен, он разработал уникальный метод выявления угасших текстов, состоящий в многоступенчатом повышении утерянного контраста на документе. В 1843 году при раскопках московского Кремля были найдены 40 документов, относящихся к XIII веку, написанных на сыромятных кусках кожи, на которых специалисты Академии так и не смогли обнаружить ни одной буквы. Оригинальная научная работа, проведенная Евгением Буринским по восстановлению «цветоделительным» способом «древних письмен», произвела тогда в научной среде Российской империи колоссальную сенсацию. Климент Аркадьевич Тимирязев – фотохудожник, прекрасно владевший техникой передачи красоты природы на фотографическом снимке. За серию пейзажных фотографий он был удостоен серебряными медалями в 1895 году на Московской фотографической выставке, а в 1896 году – на Нижегородской всероссийской промышленной выставке. «Тимирязев также являлся крупным представителем ландшафтной фотографии в России»9. Говоря о технических достижениях в области фотографии до 1922 года, следует сказать и о российском вкладе в мировое фотоискусство. Можно назвать десятки имен русских выдающихся изобретателей, получивших патенты на оригинальные фотографические приборы и материалы. Так, в 1854 году И. Александровский изобрел стереофотоаппарат. Подполковник российской армии И. Филипенко в 1885 году сконструировал фотоаппарат и устройство для проявления фотопластин на свету, которые помещались в небольшом чемодане. В 1894 году фотограф Н. Яновский изобрел фотографический аппарат, позволяющий представить движущийся объект в виде серии моментальных фотографий, отражающих определенные фазы движения. Государственная императорская власть сразу приняло на вооружение ценность фотографии и активно использовало данный вид фиксации в военных целях. Возникновение воздушного фотографирования в России относится именно к 1886 году, когда поручик русской армии А. Кованько в свободном полете воздушного шара произвел фотосъемку с высоты 800 метров окрестностей Петербурга. В этом же году были сконструированы аэрофотоаппараты с объективами, имеющими фокусные расстояния от 21 до 100 см, которые с успехом были применены во время русско-японской войны для уточнения топографических карт. Чуть позже, в 1890 году лейтенант русской армии Н. Апостоли для целей морской фоторазведки сконструировал двухобъективную фотокамеру, верхняя часть которой позволяла осуществлять наводку на резкость по матовому стеклу, а визирование проводилось во время фотосъемки нижней частью фотокамеры. «Эти две части камеры имели одинаковые фотообъективы, которые были связаны между собой кремальерным устройством»10. Многие фотографы-изобретатели стремились расширить возможности фотографии как вида искусства. В связи с этим необходимо вспомнить Ивана Болдырева. Изучая законы оптики и испытывая различные комбинации стекол, Болдырев достиг большого успеха в фотографии. Во время своей поездки в Крым он опробовал короткофокусный фотообъектив, позволяющий при портретной групповой съемке передавать не только линейную, но и воздушную перспективу, получив хорошие результаты фотосъемки он сообщил об этом фотографическому отделу Русского технического общества. Отдел в свою очередь рекомендовал испытать данный фотообъектив в фотоателье А. Деньера, что и было сделано в 1878 году. Однако чиновники отказали изобретателю в отправке «двухдюймового фотообъектива» на Всемирную выставку в Париж. Потерпев неудачу при внедрении в практику своего короткофокусного фотообъектива, Болдырев не отчаялся и занялся разработкой гибкой прозрачной «смоловидной» пленки взамен бьющегося стекла, которое являлось основой для фотопластин. Это изобретение было продемонстрированно на Всероссийской промышленной выставке в 1882 году, но эксперты, представлявшие бюрократическую верхушку, снова не выделили его. Кроме того, Болдырев в 1889 году сконструировал точнодействующий моментальный фотозатвор для объектива, который, наконец-то, на заседании Русского технического общества в 1889 году был признан «лучшим из всех имеющихся в продаже». С помощью своего короткофокусного фотообъектива и моментального фотозатвора Иван Болдырев достиг заметных успехов при фотосъемке пейзажа из окна вагона поезда и портретов. Среди фотографов-художников начала XX века выделялся своими жанровыми снимками на темы повседневности крестьянской жизни Сергей Лобовиков. Будучи участником многочисленных международных выставок, он удостоился международных наград на Всемирной выставке в Париже, первой Международной выставке фотографии в Петербурге, Дрезденской выставке 1909 года, в Будапеште в 1910 году, на Гамбургской фотовыставке. Этот фотограф был членом-корреспондентом Дрезденского общества развития фотографии, а уже в 1910 году стал почетным членом Лондонского фотографического салона. В первом десятилетии прошлого века большой вклад в русскую портретную и жанровую фотографию внесли многие известные и талантливые фотографы: К. Даутендей, В. Каррик, К. Бергамаско, К. Шапиро, М. Панов, Д. Никитин, А. Бунте, М. Ревенский, И. Хмелевский, Н. Чарушкин, А. Карелин, С. Соловьев, Н. Барщевский, А. Трапани, С. Лобинов, К. Булла, Н. Свищов-Паола, М. Наппельбаум и многие другие. В начале XX века в работах фотомастеров все еще заметно влияние живописи. Подтверждением этому служит необычайная популярность в России так называемых «крашенок» – раскрашенных фотографий. Раскраска проводилась вручную с помощью кисти и красок. Она приближала фотографии к любимому народом жанру портретной миниатюры. Таким образом, выделяя основные специфические черты и рассматривая путь фотографии как исторического источника в России можно отметить свою четкую, но сложную и многоступенчатую структуру фотодокументов. Так при реконструкции истории повседневности человека можно выделить возрастающую роль изобразительных источников и их конкурирующую способность по определенным свойствам и функциям наравне с письменными. Ведь повседневность в малой степени зафиксирована в официальных документах власти, отсюда возникает сложность при воссоздании действительности. В комплексном изучении фотодокументов и источников личного происхождения историк имеет возможность шире и глубже осветить проблему повседневного уклада жизни общества и людей. Объектив фотографа схватывает многие важные детали и нюансы, присущие какому-либо явлению повседневности, которые вряд ли можно рассмотреть и зафиксировать в иных видах исторических источников. Поэтому для реконструкции повседневной жизни использование фотографий является не только возможным, но и необходимым элементом исторического исследования. Так воспроизводится конкретный образ события, с деталями, мелочами, под разными углами зрения. Фото делают ощущение эмоциональной атмосферы восприятия истории. 1.2. Проблемы методологического подхода и анализа фотодокументов Отдельным важным проблемным вопросом, который следовало бы выделить при рассмотрении фотодокумента как исторического источника, является вопрос методологического подхода и анализа фотодокументов. Визуальные источники, как было рассмотрено выше, есть новая и, соответственно, ещё малоизученная группа исторических источников. Создание определенных методов работы с данным видом источников встречает определенные трудности в его интерпретации. Без методологических приемов работы с фотографиями нельзя в полном объеме и исторической действительности реконструировать какое-либо событие, опираясь только на внешний анализ фотодокумента. Е.М. Главацкая считает, что «попытки вульгарного иллюстрирования истории неизбежно приводят к тому, что визуальные документы вырываются из контекста времени, пространства и культуры, их не подвергают критическому анализу, не оформляют ссылки на место хранения, неаккуратно цитируют, допуская хронологические и географические нелепости»11. Действительно, в отечественной науке сравнительно недавно фотодокумент начали воспринимать как исторический источник, требующий не только критического подхода, но и собственной разработанной методики для интерпретации. Осложняет это всё и тот факт, что историография этого вопроса крайне скудна. Объясняется это тремя факторами: слабой изученностью данного вида источника, ограниченной доступностью к ним исследователя и неким «культом письменного источника» в сравнении с фотодокументом. Источниковедческий анализ фотодокументов подразумевает изучение носителей фотографического изображения (на стекле, пленке, бумаге). На первом этапе изучаются позитивные фотоотпечатки – фотографии в альбомах, авторские фотоотпечатки. Изучение негативов (на пленке, стекле) может дать информацию о типе фотоаппарата, времени производства снимка, количестве фотографов. Негативы – это фотографические изображения с обратной передачей тональности снимаемого объекта: светлые тона выглядят на негативе темными, а темные – светлыми. А на позитивах тональность и цвета передаются в правильной форме. Интересно такое понятие как контратип – дубликат негатива, полученный посредством печати с промежуточного позитива или непосредственно с негатива и предназначенный для тиражирования кино- и фотодокументов. Признаком дубликата снимка могут служить не только контратипная пленка и стекло, но и негативная пленка, если время её происхождения не совпадает с датой самой съемки. Как мы выяснили, фотокадры могут быть многократно скопированы и в качестве уже контратипных планов храниться и использоваться другими фотографами или иными людьми. Характерная контратипная рамка вокруг кадра, выраженная часть этой рамки, затемненная черта между кадрами и перфорацией, крупное зерно, цвет пленки – всё это дает историкам возможность при рассмотрении негативной пленки выявить контратипные планы. Однако при рассмотрении позитивного фотоотпечатка контратипность планов выявить нельзя. Важную информацию может дать изучение надписей на негативе, которые обычно представляют собой указания даты и места съемки, различные пояснения к запечатленному событию. Помет....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: