VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Тренер как формальный и неформальный лидер спортивной команды

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008162
Тема: Тренер как формальный и неформальный лидер спортивной команды
Содержание
Приложение № 1



           Федеральное государственное бюджетное образовательное 

      учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО 

ХОЗЯЙСТВА 

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»



                                           Институт общественных наук



Направление подготовки: 37.03.01 «Психология»

Профиль: «Психология управления»

Кафедра: акмеологии и психологии профессиональной деятельности



КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему

«Тренер как формальный и неформальный лидер спортивной команды»



Автор работы:

Студент 3 курса

Очной формы обучения

Николаичева Анастасия Сергеевна



Подпись________________



Руководитель работы:

Должность,звание: доктор психологических наук, профессор.

Селезнёва Елена Владимировна

Оценка



Подпись________________



«___»________________ 2017 г.















                                          Москва 2017 г.




                                                                                             Приложение № 2



       Содержание                                                                                     С.

Введение……………………………………………………                             

Глава 1. Определение понятия «лидерство»…………..

Глава 2. Проблема формального и неформального лидерства в контексте деятельности спортивного тренера…………

Глава 3. Пути формирования лидерских качеств у будущих тренеров…………………………………………………….

Заключение…………………………………………………

Библиографический список………..…………………….

Приложения……………..………………………………….


Тренер как формальный и неформальный лидер спортивной команды



Цель исследования – выявить психологические характеристики тренера как формального и неформального лидера спортивной команды. 

Объект исследования – личность и деятельность спортивного тренера.

Предмет исследования – особенности проявления качеств формального и неформального лидера у спортивных тренеров.

Задачи исследования:

Дать определение понятия «лидерство», провести сравнительный анализ формального и неформального лидерства.

Рассмотреть проблему формального и неформального лидерства в контексте деятельности спортивного тренера.

Определить пути формирования лидерских качеств у будущих тренеров.

Теоретико-методологической основой является накопленный теоретический материал о социально-психологическом феномене лидерства; структуре и динамике развития организованных групп (в данном случае спортивных команд) в активном взаимодействии с главным тренером; педагогическом мастерстве тренера и его способностях; а также теоретических материал о психологии физического воспитания и спорта.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психологической и социологической литературы, а также анализ ресурсов интернета.  








Введение

История профессии тренер берёт своё начало в далёкой древности, во времена первобытных людей. Одни люди были опытны в охоте, другие – в сборе трав и лечении. Они делились накопленным опытом и передавали свои знания менее опытным потомкам. Знания распространялись, накапливались и преображались благодаря этому длительному и бесконечному процессу. Данный опыт древности прослеживается и в современном мире, но уже в значительной реформации. Однако, ценность профессии тренера осталась неизменна. 

Тренерство на сегодняшний день – весьма широкое понятие. Его можно встретить в различных областях. Стандартно – в спортивной области; самобытно – в сфере бизнеса и делового администрирования. В данной работе наиболее подробно будет рассмотрена личность тренера в индустрии спорта, а основное внимание будет уделено его лидерским качествам и стилю руководства. 

Актуальность проблемы психологии лидерства в спорте говорит сама за себя. Спорт сегодня – неотъемлемая часть жизни общества; для одних – это хобби, для других – целая жизнь, основная профессия и главный источник заработка. Спортсмены и тренеры, стремящиеся к лидерству и успеху, стараются найти способ, позволяющий им максимально эффективно проявить себя на карьерном пути. Именно благодаря востребованности и интересу к понятию лидерства, изучение данного феномена сохраняет свою актуальность и на сегодняшний день.

Тренер в спорте – профессия наполненная большим риском, повышенной стрессогенностью, а также резкой сменой эйфории побед разочарованием проигрыша. Профессия тренер – особенная область труда, поэтому фраза: "Все профессии от людей, и лишь три от Бога - врач, педагог и судья" как нельзя точно ее характеризует. 


Определение понятия лидерства

Для того, чтобы максимально ясно определить и проанализировать понятие «лидерство» и «лидер», следует первым делом рассмотреть смысловое содержание этих слов с точки зрения русского и иностранных языков, а затем сделать небольшой экскурс с историю его происхождения, в его истоки и этимологию. Слово берёт своё происхождение из английского языка. Первоначальное значение английского глагола to lead – «вести кого-то», «руководитель кем-то». В русском же языке впервые встречается в начале  XX cтолетия, появление в словарях датируется 1938 г.  

Слово a leader применяли для обозначения военачальников и командиров войск, затем для определения человека, который прокладывает курс для корабля и возглавляет военный «ордер». Благодаря житейскому опыту и длительным наблюдениям, выяснилось, что всех вышеперечисленных персонажей объединяют схожие черты: качества, необходимые лидеру для успешного выполнения поставленных задач. Кроме того, помимо их личностных особенностей, так называемые «лидеры» занимали определённую социальную позицию, что определяло их роль и положение в социуме. В переводе на английский язык понятие «лидерства» получило название «leadership».2 Первоначально слово «leadership» имело только одно значение – «статус, положение лидера» (position of a leader) – которое начало расширяться и обрело ещё одно значение – «черты, качества, необходимые лидеру» (characteristics necessary to be a leader). Понятие о лидерстве, как известно, приобрело второе значение не без участия такой науки как психологии. Интерес и потребность раскрыть феномен в контексте психологической науки возник уже тогда, однако, накопленных знаний, эмпирических исследований и простого опыта оказывается недостаточно для полного его анализа даже сегодня. В доказательство тому, профессор Дж.М.Бернс отмечает: «Лидерство одно из самых притягательных, но в то же время одно из самых непонятный явлений в мире». Содержание понятия «лидерство» настолько многогранно, что дать единственное, полное тому определение нет возможности. Примером тому могут послужить специальные словари, которые так или иначе вмещают в себя различные толкования о проблеме лидерства. В качестве сравнения рассмотрим ряд словарных статей, анализирующих данное понятие:

Отношение доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе3;

Один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняет роль лидера, т.е.

объединяет,  направляет  действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия4 ;   

Оказание влияния или осуществление власти в социальных коллективах5; 

Ведущее положение отдельной личности, социальной группы, класса, партии, государства, обусловленное более

эффективными результатами деятельности.6

Помимо данных словарных определений существует также множество иных авторских трактовок и методологических подходов к изучению, которые  вернее всего рассматривать в совокупности, т.е. следует отдать дань традиционным подходам, а также не пройти мимо современных и порой провокационных предположений нынешних исследователей. 

До конца XIX — начала XX веков основные подходы к проблеме носили сугубо описательный характер. Анализ стал достоянием XX века. Различные теории вплотную попытались объяснить природу лидерства и выявить факторы, влияющие на этот феномен. В обобщенном виде можно выделить несколько групп подобных теорий. 



Существует несколько основных подходов к разработке теорий лидерства,  основные группы концепций лидерства. Далее более подробно о них.      Теорию данной группы следует рассматривать как первоначальный, древнейший подход к изучению данного психологического феномена. Первый подход, которому вполне законно присудили название «героической теории» имеет скорее социокультурный характер и детерминирована отнюдь не научными данными, а той или иной культурной средой, в которую были погружены авторы подхода. Так, например, в Древнем Египте было принято наделять правящий род «божественными чертами» и внимать слову «небесного творения». Вслед за «героической теорией», феномен лидерства пыталась объяснить «теория черт», автором которой явился известный американский психолог, доктор Университета штата Огайо, Ральф Стогдилл.7 Данный подход опирается на позицию личностных черт. Его концепция базируется на том утверждении, что лидером может стать не любой человек, а лишь тот, кто обладает определённым набором специфичных, личностных качеств. Обычно принято отмечать следующие качества, присущие лидеру в той или иной комбинации: инициативность, воля, решительность, активность, энергичность, уверенность, коммуникабельность, организованность, высокий интеллект и красноречивость. Трудно не согласиться с тем, что все вышеперечисленные особенности играют роль в процессе выдвижения человека в позицию лидера. Однако, и эта теория нашла критиков. По их мнению, недостаточно рассматривать исключительно только черты личности. Важно принимать во внимание ситуацию, в которую погружена личность, и рассматривать как особенности человека, так и характер ситуации, в которой ему приходится играть лидерскую роль.                                                                                Следующую, не менее интересную концепцию выдвинул Курт Левин. Согласно его подходу эффективность в организационной деятельности определяется не только личностными качествами конкретного руководителя, сколько его стилем управления и поведения по отношению к другим людям. В ходе многочисленных исследований и экспериментов, был выявлен следующий факт: степень, до которой лидер делегирует своим полномочия решающим образом влияют на манеру и стиль его поведения, а также на взаимоотношения в коллективе. Другой способ реализации поведенческого подхода предложил Р.Лайкерт. В результате возникла следующая дихотомия: «лидер, ориентированный на результат работы – лидер, ориентированный на человека». Согласно возникшему континууму стилей, лидер, ориентированный в первую очередь на работу, прежде всего, будет заботится о результате деятельности и личной эффективности в достижении общего успеха. Лидер, ориентированный на человека, напротив, будем уделять больше внимания совершенствованию человеческих взаимоотношений, а также беспокоиться о личностном росте и развитии каждого отдельного человека в команде. Иным взглядом на лидерство в поведенческой концепции является «Управленческая решётка» Р.Блейка и Д.Моутона (см.рис.1).8 Его авторы выделяют пять основных стилей управления:

Объединённое управление, лидер прилагает минимум инициативы и аналогично требует минимальных усилий со стороны других; цель – добиться минимального качества работы, для того чтобы избежать провала организации;

Управление в духе загородного клуба, большое внимание уделяются поддержанию благоприятного климата, однако, в такой случае страдает результативность и работоспособность организации;

Организационное управление, когда лидер стремится к балансу между эффективностью работы и моральными установками в коллективе; как результат – обеспечение более или менее приемлемого качества работы;

Власть – беспрекословное подчинение авторитету; лидер стремится к максимальной эффективности, не взирая на поддержание позитивной атмосферы в коллективе;

Групповое управление – тот вариант управления, который можно смело назвать «командным»; цель лидера – посредством доброго отношения направить членов коллектива работать в верном русле и добиться от них максимум желания и инициативы работать во благо всеобщего дела; в итоге – высокий результат работы организации, а также хорошие человеческие отношения на лицо.

Если рассматривать феномен лидерства через призму ситуационного подхода, то он будет выглядеть следующий образом. Cогласно подходу Ф.Фидлера, одного из ведущих представителей организационной психологии XX века, условием оптимальности стилей управления является ориентация на решение производственных задач и на установление благоприятных взаимоотношений в коллективе. Данная теория утверждает, что эффективный руководитель должен демонстрировать оба стиля и применять их в зависимости от характера текущей управленческой ситуации. Важен также и вывод о том, что каждая ситуация, в которой проявляется руководство, всегда есть сочетание действий руководителя, поведения его подчиненных, времени, места и других обстоятельств.                                                                                                   Согласно последнему и наиболее современному адаптивному подходу, управление должно быть гибким, а стиль лидерства - адаптивным, приспособляемым к конкретным ситуациям и условиям. Поэтому чем больше репертуар стилей, которыми владеет лидер, чем в большей степени он способен к установлению соответствия ситуаций и лучшего для них стиля, чем более он способен переключаться с одного стиля на другой, тем выше и общая эффективность его деятельности.


Проблема формального и неформального лидерства в контексте деятельности спортивного тренера



Спортивная команда – это всегда спортивная группа, сформированная для эффективной реализации единой спортивной цели. Как правило, в состав такой группы входят не менее двух и не более 25 человек. В процессе деятельности в команде формируются отношения доминирования и подчинения, влияние и следования ему.                                         Многочисленные исследования доказывают, что наличие цели у социальной группы не является основополагающим элементом в процессе её реализации: группа, не имеющая лидера, принимающего на себя роль руководителя, обречена на неудачу. И лишь в комплексном взаимодействии мотивированных членов группы и эффективного лидера команда может рассчитывать на успех.        Существуют два понятия, которые несут в себе единый смысл, однако, различаются по некоторым критериям. Это такие понятия, как «руководитель» и «лидер». Первый характеризуется официальным статусом в руководящей должности, второй же занимает лидирующую роль посредством налаживанию межличностных отношений в группе, которые чаще носят неофициальный или неформальный характер. Между вышеперечисленными понятиями не следует проводить противопоставление, так как руководитель может быть и неформальным лидером в том числе. Но также нельзя отождествлять их, поскольку руководитель, официально назначенный на должность вышестоящими инстанциями, может оказаться непринятым группой, а значит не являться лидером в более узком понимании этого слова. В доказательство истинности данных утверждений, рассмотрим реальные ситуации из профессиональной жизни тренеров и их команд.      

Молодёжная команда одного из Московских хоккейных клубов, будучи на в последних рядах турнирной таблицы, была передана в руки нового главного тренера. Целью данных изменений в кадровом составе явились новые задачи и претензии на более высокие результаты команды. Однако, молодому и неопытному тренеру не удалось занять лидирующие позиции. Бразды правления внегласно перенял его заместитель. Взаимоотношения со вторым тренером в спорте – проблема интересная и сложная. Второй тренер – первый помощник руководителя команды, необходимая и важнейшая фигура в управлении тренировочной деятельностью. Однако, формально, главный тренер владеет большими полномочиями нежели его заместитель. Данный случай – является редким примером того, как команда самостоятельно принимает решение и делает выбор в пользу того или иного представителя тренерского штаба. 

В спорте также известны и обратные ситуации. Принято считать, что руководитель плох, если во время его отсутствия все рушится. Один надёжных показателей мастерства тренера - успешная работа команды в его отсутствие. Когда помощник тренера работает самостоятельно, хотя и под контролем старшего тренера, когда он чувствует свою полную – и равную с коллегой – ответственность, то и сам растет как специалист, и вместе с тем это идет на пользу команде, положительно сказывается на ее игре и результатах. Роль второго тренера очень сложна. Порой случается, что некоторые спортсмены, особенно те, кто постарше, не хотят выполнять его указаний. Решен, казалось бы, вопрос с дисциплиной, команда вполне управляема, но едва старший тренер расстается с коллективом на день-другой, работа начинает страдать: второму тренеру спортсмены подчиняться не хотят. И в хоккейном клубе ЦСКА была идентичная ситуация. Коллектив сначала пытался оспаривать строгие меры  помощников главного тренера, им казалось сомнительным такое ведение дел, при котором другие тренеры имеют те же права, что и первый, если старший тренер отсутствует в команде, если он в это время работает со сборной страны, например. Руководителям пришлось приложить немало энергии и сил, чтобы хоккеисты  внутренне согласились с тем, что все тренеры равно имеют прерогативу влиять на жизнь коллектива.9 



Управление поведением и деятельностью спортсменов на уровне формальной структуры осуществляет тренер. Он является тем человеком, в руках которого сосредоточено официальное руководство спортивным коллективом. Деятельность тренера как официального руководителя команды довольно многогранна. Анализ этой деятельности позволяет выделить следующие основные функции тренера:

Информационная функция. В данном случае тренер рассматривается как специалист, обладающий необходимыми знаниями в области спорта и смежных дисциплин: теории и методики спортивной тренировки, педагогике, психологии, физиологии и др. Очень важно, чтобы тренер постоянно следил за новейшими достижениями в области развития современной спортивной науки.

Обучающая функция. Тренер, как человек, постоянно работающий с коллективом выполняет функции педагога. Под его руководством спортсмены совершенствуют свои двигательные навыки и умения, совершенствуют физические качества, разучивают технико-тактические комбинации. 

Воспитательная функция. Тренер своим примером оказывает целенаправленное влияние на развитие и формирование личности спортсменов. В его основные задачи входит не только достижение спортивного результата каждого отдельного игрока и команды в целом, но и активное влияние на саморазвитие и самоактуализацию своих подопечных. Одна из центральных целей тренера - воспитании у игроков высокой степени сознательности и ответственности за выполнение поставленных перед ними задач. Очень важно, чтобы тренер обладал социально-положительными чертами и был профессионалом в своем деле. Воспитание чаще всего происходит стихийно, посредством подражания своему воспитателю.

Так К. Д. Ушинский, писатель и основоположник научной педагогики в России, писал: «…главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни системой наказаний и поощрений».10 

Руководящая функция. В тренерской деятельности данная функция является центральной. В процессе её реализации максимально широко раскрывается профессионализм и мастерство тренера. Как руководитель команды тренер несет ответственность за всех членов команды, за формирование и достижение высоких спортивных результатов, за нацеленность команды на высокие результаты.

Административная функция. Некоторое время назад в обязанности тренера входило выполнение ряда административно-хозяйственных обязанностей: организация и проведение сборов и соревнований, аренда помещений и спортивных сооружений, нахождение спонсоров, обеспечение спортсменов инвентарем и др. Сегодня все вышеперечисленные функции выполняют иные люди, занимающие должность администраторов команд, ответственных за хозяйственную часть. Благодаря этим административных реформам у тренеров появилось больше возможностей и времени для концентрации на своих основных педагогических и тренерских задачах. 

При наиболее благоприятном развитии событий тренер осознаёт и выполняет все ранее перечисленные функции в комплексе. Однако, роль воспитательной функции в деятельности спортивного тренера редко высоко оценивается представителями тренерского штаба. И в этом заключается серьёзная проблема в области спорта. Почти каждый спортсмен сегодня является обладателем диплома узкоспециализированного спортивного тренера. При взгляде в будущее, которое наступит после окончания спортивной игровой деятельности в связи с наступлением определённого возраста или по иным обстоятельствам, игроки задумываются о запасном варианте профессиональной деятельности. Однако, по причине высокой загруженности и недостатка времени, спортсмены не получают достаточного уровня знаний в области психологической и педагогической науки. Этот недостаток компетенций отрицательно сказывается в дальнейшей работе тренера. Особенно негативно некомпетентность тренера в области педагогических методиках и практик влияет на спортсменов юного возраста. Будучи ещё несформированными личностями, им необходим особенный, профессиональный подход. Данный подход должен быть обеспечен формальным лидером группы, т.е. самим тренеров.

Умение наладить психологический контакт со своими подопечными и добиться расположения команды отражается в неформальном лидерстве тренера. В таком случае, тренер помимо официального руководства, будет также осуществлять контроль за внутренним климатом команды, создавать наиболее благоприятную обстановку для существования группы, решать межличностные конфликты и стремиться избегать их, а также многое другое. Неформальный лидер в лице тренера всегда знает о достоинствах и недостатках каждого отдельного игрока, о плюсах и минусах его характера, личностных психологических особенностях. И это позволяет ему успешно применять эти знания, например, в процессе выбора капитана команды. Истинный лидер не страшится конкуренции. Лидера не пугают люди с большим внутренним потенциалом. Спортивный тренер умеет разглядеть в коллективе своих подопечных наиболее авторитетных и внушительных и воспользоваться этим ценным знаний в своих спортивных целях.  Питер Друкер, американский педагог и публицист, говорил: «Ни один начальник ещё не пострадал от того, что его подчинённые были сильны и хорошо работали». Кроме того, исследования в области лидерства доказывают, что тренер с ярковыраженными лидерскими качествами привлекает к себе потенциальных лидеров. Иными словами, родственные натуры (не всегда осознанно) тянутся друг к другу. Верно полагать, что только лидер может распознать лидера, воспитать лидера и указать ему верный путь.  Т.е. в нашем конкретном случае, тренер-лидер притягивает к своей личности спортсменов, чьи способности в области лидерства и организации ещё не до конца раскрыты, но тем не менее, имеют неплохие перспективы на будущее. Суть данного симбиоза, как взаимовыгодного союза тренера-лидера и потенциального лидера-спортсмена, заключается в следующем: любому руководителю, вокруг которого только последователи, всё время приходится рассчитывать исключительно на свои силы; если рядом не окажется других лидеров, способных разделить его нелёгкую ношу, он быстро истощится и сгорит. Второй же, в свою очередь получает бесценный опыт и некоторые делегированные ему полномочия. 

В психологии принято условно выделять три основных типа руководства: авторитарный, демократический и либеральный. Условно, потому что типов руководства может быть больше, и они зависят, в том числе, и от индивидуально-личностных особенностей самих тренеров, от опыта их работы и общения со спортсменами. Стили лидерства также варьируются в процессе тренерской деятельности. Выбор типа руководства зависит от каждой конкретной ситуации, в которую погружен руководитель. Посредством гибкого и ситуативного подхода достигаются наиболее высокие результаты деятельности. 

Авторитарный стиль работы тренера характеризуется высокой централизацией руководства, большой требовательностью, жестким контролем, четким выполнением поставленных задач. При работе со спортсменами авторитарный тренер требует четкого исполнения и подчинения его требованиям, не поощряет самостоятельности и инициативы, жестко наказывает нарушителей дисциплины, не терпит возражений и обсуждений своих приказов.

Следует также отметить, что авторитарный стиль руководства, по мнению спортивных психологов, является наиболее подходящим в спортивной практике.

Надо иметь в виду, что существует еще и авторитарно-диктаторский стиль руководства характеризующийся полным единоначалием со стороны тренера. Все указания отдаются в виде ультимативных распоряжений и жестких приказов к исполнению. Отклонения от указаний, рассматривается как неподчинение и карается административными санкциями: выговоры, взыскания, лишение денежных премий, льгот и др.

Административно-диктаторский тренер признает только свою абсолютную власть, ни с кем ее не делит, его слово считается законом для всех, малейшее проявление самостоятельности рассматривается как грубое нарушение субординации и дисциплины. Такой тренер хорошо относится к тем спортсменам, которые с ним не спорят, выполняют все его распоряжения и поддерживают его начинания.

Демократический стиль руководства. Такой стиль предполагает опору тренера на своих помощников, на распределение функций между ними и внимательное отношение к спортсменам.

Демократический руководитель старается управлять командой таким образом, чтобы спортсмены почувствовали себя ответственными за достижение намеченной цели, проявляли самостоятельность и инициативу в достижении этих целей. Такой тренер ориентируется на мнения команды, считается с их пожеланиями, особенно с мнением капитана команды. Пожелания спортсменов его действительно интересуют, и поэтому спортсмены охотно обсуждают с ним свои личными проблемы, чувствуют себя самостоятельными и охотно делятся своими мыслями по совершенствованию спортивного мастерства.

Тренер с демократическим стилем руководства хорошо осведомлен о внутренней жизни команды, хорошо знает заботы и тревоги своих спортсменов. Уверенность в своих силах, тактичность, коллегиальность – вот главные особенности тренера демократического стиля руководства.

Либеральный стиль руководства предполагает незначительное участие тренера в управлении командой. Тренер старается как можно меньше вмешиваться в дела команды, предоставляя спортсменам самих принимать решения и корректировать свое поведение. Контроль за деятельностью спортсменов осуществляется эпизодически, в своих требованиях он непоследователен, основной своей функцией считает снабжение спортсменов информацией и консультативными советами, однако предпочитает это делать, только в тех случаях, когда спортсмены сами обращаются к нему за советами или за помощью.

В основном его замечания, похвала носят формальный характер, не любит вмешиваться в выяснения отношений по поводу нарушения дисциплины и невыполнения заданий. В команде, которой руководит либеральный тренер, спортсмены в основном предоставлены сами себе, поэтому ожидать высоких результатов очень сложно, если только в команде не собрались очень самостоятельные и волевые спортсмены.

Следует помнить, что в спортивной практике, редко встречается только какой-то один из перечисленных стилей руководства. Как уже упоминалось, стиль руководства во многом зависит от индивидуальных особенностей тренера, а также от социально-психологических феноменов окружающей среды.

Так например, Ханс Меркель из ФРГ, работавший с разными европейскими клубами, утверждает: «Тренер всегда прав». Такова его позиция. Таков его стиль. Энцо Беарзот, наставник сборной Италии, выигравшей в 1982 году чемпионат мира по футболу, говорит, что разговаривать с игроками следует на их языке: с интеллигентными – интеллигентно, с примитивными – примитивно. Энцо - наглядный пример лабильного типа руководства. Такой руководитель чаще всего старается найти общий язык со своими подчинёнными и ему это удаётся. 




Пути формирования лидерских качеств у будущих тренеров.



В условиях современного мира спортивное лидерство является одним из главных факторов обеспечения спортивных побед и достижений. Спортивные лидеры всех уровней являются непрерывно развивающимися личностями, обладающими набором определенных личностных качеств и ценностных ориентаций, высоким творческим потенциалом. Их формирование является следствием целенаправленного влияния извне и внутреннего саморазвития личности. На уровне «большого спорта» особое значение имеют не только такие личностные качества, как сила и выносливость, воля и ловкость, но, главным образом, профессионализм и интеллект, требовательное отношение к себе и окружающим, а также ценностные ориентиры, позволяющие отражать общие для группы требования и действовать в интересах коллектива. По мнению Б.Г. Ананьева именно смысложизненные ориентации предопределяют и характеризуют личностные качества индивида.   Поэтому формирование спортивных лидеров сопряжено с воспитанием определенных ценностных ориентаций, созданием командного духа, способностью принимать решения и нести ответственность за свои действия; стремлением располагать информацией о проблемах членов команды и вести их за собой в верном направлении. «Большой спорт» с малых лет воспитывает в ещё незрелой личности определённый набор качеств, который при правильной «культивации» способен сформировать потенциального лидера.

Широко распространено мнение о том, что не всех людей природа наделила лидерскими качествами. Но многие исследования доказывают, что эти качества можно приобрести. Один из основоположников теории физического воспитания А.Д. Новиков, профессор и автор теории и методики физического воспитания, сформулировал важное методологическое положение о том, что любое качество может быть воспитано лишь через деятельность и в процессе деятельности. Данную идею А.Д.Новиков перенял у А.Н.Леонтьева, советского психолога и основоположника теории деятельности, и адаптировал применительно к теории физического воспитания спортсмена. Главная мысль автора заключается в том, что внутренняя, психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней, практической деятельности и имеет принципиально то же строение. Сам А.Н.Леонтьев считал важнейшим практическим выводом данного положения следующее утверждение: изучая практическую деятельность, мы постигаем и закономерности психической деятельности; управляя организацией практической деятельности, мы управляем организацией внутренней, психической деятельности.11 

В настоящее время выделяется множество факторов, которые могут влиять на формирование и развитие лидерских качеств и способностей молодежи. Итак, рассмотрим влияние физической культуры и спорта на развитие лидерских качеств у студентов университетов физической культуры и спорта, будущих тренеров и руководителей команд. Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости его организаторских и коммуникативных качеств.12 Как  отмечают  Е.Жариков и Е.Крушельницкий, настоящий лидер должен обладать следующими качествами: воля, психическая устойчивость, критичность, выносливость, оптимистичность, настойчивость, требовательность к себе и другим, решительность, инициативность, независимость, самокритичность, надежность, стрессоустойчивость, способность лабильно менять стиль поведения в зависимости от ситуации.13 Помимо личностных психологических особенностей, на современном этапе развития теории физического воспитания различают пять основных физических качеств: быстрота, сила, выносливость, ловкость и гибкость. Во время учебно-тренировочного процесса наиболее радикальное средство формирования волевых черт характера - нагрузка. Упражнение рассматривается в данном контексте не только как метод, направленный на совершенствование в технике и тактике, обеспечение физической подготовленности, но и как средство развития воли. В ходе учебно-тренировочного процесса у студентов возникают определенные трудности, способствующие развитию волевых черт характера. Это - необходимость овладевать сложной техникой спортивных упражнений, проявлять волевые усилия, преодолевать сильную усталость, сохранять самообладание и работоспособность в неблагоприятных условиях окружающей среды, контролировать эмоциональное состояние, соблюдать установленный режим дня. Все эти трудности в наибольшей степени проявляются во время спортивных состязаний, которые и служат одним из основополагающих средств генерирования волевых качеств молодого спортсмена. Естественно, что различные физические упражнения и виды спорта в разной степени формируют психические качества молодежи. На современном этапе развития теории физического воспитания различают пять основных физических качеств: быстрота, сила, выносливость, ловкость и гибкость. 

Занятия физической культурой и спортом активно влияют на развитие находчивости и быстроты соображения - предъявляются высокие требования к способности быстро и адекватно ориентироваться в изменяющейся ситуации и мышления - необходимость вести поиски причин удачных и неудачных движений, осмысливать их цель. Нейродинамические свойства спортсменов прежде всего определяют быстроту передачи информации по каналам обратной связи, что обеспечивает своевременность реакций на изменяющиеся условия деятельности. Для спортсменов характерны более короткие величины этой реакции: в среднем, 120 мс у мужчин-спортсменов и 140 мс — у женщин. У высококвалифицированных представителей некоторых видов спорта и бегунов, в особенности, на короткие дистанции эти величины еще меньше — около 110 мс. Особым проявлением быстроты является скорость специализированных умственных операций: при решении тактических задач высококвалифицированные спортсмены затрачивают всего 0,5-1,0 с, а время принятия решения составляет у них половину этого периода. Способность моментально реагировать на колебания условий внешней среды – важное умение как спортсмена, так и руководителя.14 

Процесс принятия управленческого решения тренером развертывается и осуществляется на трех уровнях: сенсорном (ориентировка) - когнитивном (осмысление), операционном (реализация выбранного деи?ствия) и рефлексивном (аналитическии? анализ основании? принятых стратегических и тактических решении?). Принятое решение по своему содержанию является психомоторнои? установкои? для системы двигательных деи?ствии? посредством коррекции и регуляции игрового поведения спортсменов. Развертывание процесса управления игровым поведением спортивнои? команды определяет эффективность и результативность игрового противодеи?ствия команде соперника.15 Из вышеука.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%