- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теория и методика обучения информатике в образовательной организации
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W010850 |
Тема: | Теория и методика обучения информатике в образовательной организации |
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки Кафедра управления развитием образования Допущена к защите «____»________________2018 г. Зав. кафедрой: д.и.н., профессор Новиков С.В. __________________ (подпись) «Мультимедиа технологии личностно-ориентированного обучения на занятиях информатики в системе СПО» (на примере БПОУ ОО «ОКОТСиТ») Выпускная работа по программе профессиональной переподготовки «Теория и методика обучения информатике в образовательной организации» Выполнил: слушатель группы ТМ 17/1Д Медникова Людмила Александровна _________________________ (подпись) Научный руководитель: к.п.н., доцент кафедры УРО Ждан Н.А. ________________________ (подпись) Выпускная работа защищена «____»______________ 2018 г. Оценка ___________________ Омск 2018 Содержание Глава 1. Теоретические основы личностно-ориентированного обучения информатике. 7 1.1. Сущность и особенности организации личностно -ориентированного обучения на уроках информатики 7 1.2. Анализ содержания и особенности построения личностно- ориентированного занятия по информатике 20 Выводы по Главе 1 25 2.1. Технология организации личностно-ориентированных уроков по информатике для учащихся СПО 26 2.2. Экспериментальное обоснование целесообразности использования мультимедиа технологии в личностно-ориентированном обучении на уроках информатики в системе СПО 33 Выводы по Главе 2. 39 Заключение 40 Литература 42 Приложение 1 45 Введение Одним и приоритетных направлений в развитии среднего специального образования, на сегодняшний день является, личностно – ориентированный подход. Личностно-ориентированное обучение – это технология в педагогической деятельности, которая позволяет, опираясь на комплекс взаимосвязанных идей способов и понятий поддерживать процессы самопознания, самосовершенствования и самореализации личности студента, формирования личностной индивидуальности. Личностно-ориентированное обучение основано на комфорте личности обучаемого, бесконфликтных условий развития образовательной системы, реализации природных способностей. Студент в рамках данной методики является не просто приоритетным субъектом или средством достижения чего-либо отвлеч?нного, а целью образовательной системы. В этих условиях актуальность усовершенствования содержания личностно-ориентированного обучения, студентов СПО по информатике получает все большую популярность. До сих пор осталась нерешенной проблема отставания теории и практики использования информационных технологий в обучении от темпов развития аппаратного и программного обеспечения. Проанализировав педагогическую литературу, пришли к выводу, что в настоящее время разработка методов обучения, студентов информатике с использованием мультимедиа технологий находится на начальном этапе своего развития. В современной научно-методической литературе вопросы, связанные с личностно-ориентированными технологиями обучения освещались многими учеными - Селевко Г.К. , Бондаревской Е.В., Кузнецовым М.Е., Степановым Е.Н. и других ученых. Весь образовательный процесс должен быть нацелен на развитие способностей. Это в свою очередь требует от преподавателя большей подготовки, усилий, времени, проектирования личностно-ориентированной технологии обучения с учетом индивидуального подхода к каждому студенту. Методологическая основа исследования проблемы личностно-ориентированного обучения изложены в работах Ш.А. Амонашвили, Е.В.Бондаревской, В.А.Караковского, В.В.Серикова, И.С.Якиманской и других. Актуальность: приоритет данного направления в новой образовательной концепции признается во многих образовательных учреждениях, и в то же время лишь некоторые образовательные учреждения в полной мере реализуют систему личностно - ориентированного обучения на практике из-за недостаточной разработанности ее теоретических основ. Поэтому изучение данного вопроса является актуальным, так как применение его на практике может значительно повысить эффективность процесса обучения информатике в системе СПО. В проведенных педагогических исследованиях отсутствует целостная методическая система личностно-ориентированного обучения информатике с использованием средств мультимедиа, которая позволяет констатировать наличие противоречия между возможностями личностно-ориентированного обучения информатике и его практической реализации в ходе учебного процесса в системе СПО. Вызвано это тем, что преподаватели в основном работают по традиционной классической системе, считая, что на проектирование личностно-ориентированной технологии тратится много учебного времени и недооценивают его возможности. Проблема исследования - отсутствие теоретических и методических основ личностно-ориентированного обучения информатике с использованием мультимедиа технологии в системе СПО. Для решения данной проблемы выбрана тема исследования «Мультимедиа технологии личностно-ориентированного обучения на занятиях информатики в системе СПО». Цель исследования — проектирование технологии личностно-ориентированного обучения информатике, основанных на использовании средств мультимедиа. Объект исследования – личностно-ориентированное обучение студентов на занятиях информатики. Предмет исследования – способы реализации личностно-ориентированного обучения с использованием мультимедиа на занятиях информатики. Гипотеза исследования заключается в том, что использование мультимедиа технологии в личностно-ориентированном обучении на занятиях информатики будет эффективен, если: * выявить и использовать субъектный опыт студентов; * общение преподавателя и студента будет иметь форму диалога; * представляет собой обмен опытом познания и творчества при отсутствии ж?сткого и прямого управления познавательной деятельностью студентов. В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы основные задачи исследования: 1. Выявить сущность и особенности организации личностно-ориентированного обучения информатике в системе СПО; 2. Проанализировать возможности и особенности проведения личностно-ориентированного занятия по информатике в системе СПО; 3. Разработать методические рекомендации по проведению личностно-ориентированных занятий по информатике на базе мультимедиа технологии; 4. Экспериментально обосновать целесообразность использования мультимедиа технологии в личностно-ориентированном обучении на занятиях информатики в системе СПО. Методологической основой исследования выступают теоретические работы: * модернизация современного образования (В.А.Болотов, Г.А.Бордовский, В.В.Краевский, В.В.Лаптев, В.С.Леднев, и др.); * информатизация образования (В.Л.Матросов, В.М.Монахов, Е.С.Полат, В.Г.Разумовский, И.В.Роберт, А.Ю. Уваров и др). Для решения задач исследования будут использованы следующие методы: изучение и анализ научной и психолого-педагогической литературы; наблюдение за учебным процессом; педагогический эксперимент; тестирование учащихся. Практическая значимость исследования определяется тем, что на основе данного исследования разработаны методические рекомендации по созданию занятий информатики, с использованием мультимедиа технологии в личностно-ориентированном обучении в системе СПО. Результаты исследования могут быть использованы преподавателями в учебном процессе. Глава 1. Теоретические основы личностно-ориентированного обучения информатике. 1.1. Сущность и особенности организации личностно -ориентированного обучения на уроках информатики На сегодняшний день система СПО обладает свойством вариативности и многообразия, как в содержании, так и в технологиях, используемых в учебно-воспитательном процессе, оно обеспечено многочисленными программами и учебно-методическими комплексами. При организации учебного процесса необходимо исходить из признания двух равноправных источников: обучения и учения, и помнить, что учение является самостоятельным, личностно-значимым, а потому очень действенным источником развития личности. Классический учебный процесс - это учебно-воспитательный процесс, основными компонентами которого являются обучение и воспитание. На организацию, которых были направлены все методы и силы, так как считалось, что ребенок развивается только под влиянием специально организованных педагогических воздействий. Педагогический коллектив будет обсуждать продвижение, развитие студента, психологическую комфортность обучения, удовлетворенность студентом процессом обучения, а не степень усвоения материала, успешность прохождения учебной программы. Термин личностно-ориентированного обучения активно вошло в педагогику как противовес социально-ориентированному обучению, в котором на первый план выступают потребности и интересы общества в образовании, а интересы студента игнорируют. Когда мы противопоставляем интересы личности и общества, мы ?огрубляем" действительность, не учитывая, что существуют интересы личности, общества и государства. Интересы общества могут не совпадать с интересами государства, государство, но каким-либо причинам может не реализовать потребности общества в образовании в определенный исторический период, например, в связи с экономическими трудностями, как это происходит сейчас. Выделяя обучение, ориентированное на личность, и обучение, ориентированное на общество, мы также абстрагируемся от реальности. В чистом виде ни личностно-ориентированное, ни социально-ориентированное обучение не существуют, в реальной педагогической действительности они реализуются в единстве, взаимодействуя и взаимопроникая друг в друга, при этом в различные исторические периоды усиливается роль то личностной, то социальной ориентации обучения. Колледжи, техникумы - социальные институты, в их функции входит воспитание граждан общества, обладающих необходимыми качествами, которые нужны им для жизни и в профессии, в этом обществе. Причем от характера общества не зависит характер этих качеств. Отсюда - важнейшая функция образования: передача социального опыта. Эта функция может оставаться единственной, и в образовании будет наблюдаться крен в сторону социальной ориентации. Если основной функцией образования становится удовлетворение потребности личности в образовании, а в структуре СПО еще и подготовка высоко - профессиональных кадров, возникает личностно-ориентированное обучение, когда сам студент решает, что ему интересно, что он будет изучать, что - нет. В этом случае не происходит передача социального опыта в том объеме, в котором это нужно обществу, и процессы социализации могут быть затруднены. Советское образование было социально-ориентированным. В связи демократизацией общества увеличилась необходимость в самостоятельной, ответственной за свои поступки личности, способной принимать осознанные решения в ситуации выбора. От ориентации на общество образование повернулось к ориентации на личность. В некоторых педагогических исследованиях считается, что личностно-ориентированное обучение в условиях системы СПО осуществить невозможно, так как в группе 25 и более студентов, и настроить занятие, с учетом интересов и потребностей каждого студента, преподаватель просто физически не в состоянии. Да, действительно, учесть особенности каждого студента из 25 на занятии сложно, но ведь смысл личностно-ориентированного обучения заключается не в этом. Учет особенностей каждого студента предполагается в индивидуализации обучения, а не в личностной его ориентации. В педагогическом сообществе давно принято, что в условиях классно-урочной системы индивидуализация реализуется средствами дифференциации, когда мы учитываем особенности не каждого учащегося, а группу учеников. Система СПО не исключение. Вместе с тем, в практике наработаны и используются интересные приемы индивидуализации учебного процесса. Но если индивидуализация и личностно-ориентированное обучение не тождественны, то в чем же отличие? В процессе индивидуализации преподаватель изменяет вид учебного процесса, подстраивая его к особенностям студента, адаптирует педагогические воздействия к студенту. В личностно-ориентированном обучении студент представляется как активная личность, имеющий за плечами накопленный опыт, активно действующий в современном мире. Соответственно, студенту предоставляется право, во-первых, иметь собственные воззрения, убеждения, и, во-вторых, право на выбор. Возможность выбора учеником в учебном процессе — отличительная черта личностно-ориентированного обучения информатике. Гуманитаризация образования есть установление баланса между математическими и гуманитарными циклами с целью развития в каждом обучающемся духовно богатой личности, умеющей противостоять бесчеловечности. Гуманитаризация образования в условиях неопределенности постиндустриального информационного общества создает условия для овладения подрастающим поколением технологиями самоорганизации и самопрезентации, выбора и принятия решений, развития критического и диагностического мышления. Личностный подход в образовании составляет ядро, инвариантную компоненту личностно-ориентированных технологий. Таким образом, сложились объективные социальные предпосылки активного применения в образовательной практике личностно-ориентированных технологий для обеспечения безопасного развития личности: усложнение социального заказа системе образования в контексте факторов глобализации социально- экономического развития нашей страны, открытости новым условиям жизни и деятельности и вместе с тем нестабильности и быстрой изменчивости условий; утверждение гуманистического приоритета в образовательных целях и гуманитаризация образовательной среды в единстве с активно развивающимися инновационными образовательными технологиями. Для профессионала, который желает, умело использовать личностно-ориентированные технологии в образовании для обеспечения безопасного развития личности, важно знать их качественные характеристики, учитывать условия, повышающие эффективность их применения. Об этом подробно говорится в первой главе книги: раскрываются теоретико-методологические основы реализации личностно-ориентированных технологий в процессе обеспечения безопасного развития личности. Одной из центральных проблем в контексте заявленной темы, т.е. обеспечения наиболее благоприятных условии для безопасного развития личности, является вопрос, кто будет отслеживать и принимать решение о том, что развитие личности осуществляется в опасном или безопасном направлении. В настоящее время общество создало немало различных служб, в обязанности которых входит как раз отслеживание благополучия развития личности. Это и медики, и социальные работники, и работники образования, в том числе социальные педагоги, и психологи. В последние годы чаще всего говорят о важности комплексного сопровождения развивающейся личности, возникло даже понятие «медико-психолого-педагогическое сопровождение». Впервые понятие «сопровождение» было использовано в отечественной науке и практике Г. Бардиер, И. Розман. Т. Чередниковой в книге «Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей». Затем оно было развито и обосновано М.Р. Битяновой применительно к деятельности школьного психолога. После чего оно начало использоваться и в более широком контексте, когда стали говорить о необходимости комплексного сопровождения ребенка. Школьное образование по Бондаревской рассматривается как процесс окультуривания, происходящий в соответствующей образовательной среде, где все элементы заполнены человеческими смыслами. Бондаревская Е.В. выделяет следующие функции личностно – ориентирования обучения: * гуманитарную; * культуросозидательную; * социализацию; В качестве принципов личностно - ориентированного обучения рассматривается: * природосообразность; * культуросообразность; * индивидуально-личностный подход; * ценностно - смысловая направленность образования. Бондаревская Е.В. рассматривает и основные образовательные процессы в личностно-ориентированном образовании: * личностно-развивающее обучение; * «окультуривание» субъектного опыта; * нравственное воспитание, предполагающее развитие моральных способностей личности; * педагогическая поддержка индивидуальности. Идеи «окультуривания» субъектного опыта, педагогической поддержки индивидуальности перекликаются с идеями И.С. Якиманской. Рассматривая особености личностно –ориентированных занятий проведем сравнительный анализ с традиционным уроком и полученные результирующие выводы представим в табличной форме. Таблица 1 Основные отличия традиционного и личностно-ориентированного урока Традиционный урок Личностно-ориентированный урок 1. Количество объема получаемых 1. Каждый учащийся имеет знаний, умений и навыков заранее возможность эффективно нарастить определенно преподавателем свой собственный личностный опыт 2. Форма учебного процесса, задания 2. Студенты сами имеет право на для выполнения, а также образец для выбор заданий из различных правильного выполнения студенты вариантов, форму их выполнения. получают заранее Преподаватель самостоятельный поощряет поиск новых решений данных заданий 3. Студента можно заинтересовать 3. В процессе общения лишь тем учебным материалом, студент выявляет их реальные который предполагается для интересы и помогает в совместном изучения в рабочей программе выборе и организации учебного материала. 4. Разделяет отстающих студентов от 4. С каждым студентом ведется наиболее подготовленных. индивидуальная работа Происходит раздельное обучение 5. Учебная деятельность заранее 5. Студенты самостоятельно запланирована и направлена планируют свою учебную деятельность 6. Результаты выполнения задания 6. Студенты самостоятельно студентами оценивается с оценивают результаты своей работы последующим исправлением и сами исправляют ошибки преподавателя допущенных ошибок 7. Регламентирует правила поведения 7. Студенты сами определяют правила студентов в группе и следит за их поведения и самостоятельно выполнением контролируют их выполнение 8. Возникшие конфликты между 8. Студенты самостоятельно студентами решаются в пользу обсуждают конфликтные ситуации и невиновных наказывая виноватых самостоятельно решают их Личностно - ориентированное общение должно стать основным видом педагогического общения в системе СПО. Рассмотренные концепции личностно-ориентированного подхода педагогов- классиков и педагогов-новаторов убеждают нас, что это оптимальный подход в воспитании всесторонне развитой личности ребенка. Полноценное развитие человека, прежде всего психическое и социальное, зависит от его общения с себе подобными homo sapiens. Люди, окружающие личность, являются неиссякаемым источником его социального становления[11]. Главным инструментом, обеспечивающим связь личности с другими людьми, является общение. Поэтому тяга каждого человека к общению обусловлен естественными потребностями. Сердце человека соткано из его человеческих отношений с другими людьми. Отношение человека к человеку является своеобразной сущностью, ядром настоящей житейской психологии. Без общения должно остановиться развитие человека как личности. Ведь даже животные живут и развиваются благодаря общению с существами своего вида или рода. Стремление к человеческому общению выступает своеобразным внутренним стимулом, двигателем деятельности личности. Поскольку каждый из нас и наши дети учатся, и многому научаются и перенимают от преподавателей – важно, что бы преподаватели обеспечивали качественное педагогическое общение с целью позитивного и развивающего влияния на детей. Именно поэтому наша тема актуальна и важна для обсуждения, изучения и популяризации. Хотя педагогическая наука и не несет непосредственной ответственности за описанные выше негативные явления, но в силу присущих ей функций она обязана привлечь все силы общества к решению насущных и перспективных проблем образования, охваченного кризисом, как и все сферы жизни общества. В такой ситуации особенно пристального внимания заслуживает проблема воспитания подрастающего поколения. Модернизация и совершенствование системы начального образования сопровождается реализацией идей гуманизации и гуманитаризации образования. Обозначена цель развития и саморазвития личности, утверждается демократизация образовательного процесса. В связи с этим возникает необходимость реализации личностно ориентированного подхода в разработке стратегии и тактики личностно ориентированного воспитания учащихся. Современные целевые установки в системе среднего образования основываются на приоритете человеческой личности, которая должна стать главной ценностью обучения, что подтверждается различными направлениями развития образования: в построении системы непрерывного образования, в реализации альтернативных форм образования, в разработке инновационных подходов к процессу обучения. В таких условиях вопрос совершенствования и наполнения содержания получает все большую актуальность. С этих позиций ЛОО обучение на старшей ступени общего образования является одной из перспективных направлений модернизации системы образования, призванная обеспечить гарантии доступности качественного образования, индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся. Основная задача личностно-ориентированного обучения заключается в обеспечение условий для реализации интересов, способностей и потребностей учащихся, развития их творческой самостоятельности. Реализация методов индивидуализации учебного процесса предопределяет необходимость продумать и выстроить не только обучение на основе индивидуальных учебных планов, но и систему дополнительной внеурочной деятельности, где бесспорно эффективным методом обучения является организация исследовательской и проектной деятельности учащихся. Такой подход позволит им самостоятельно мыслить и решать возникающие проблемы, на основе полученных знаний из различных областей. При этом личностно-ориентированное обучение в различных образовательных организациях может иметь отличия по структуре и глубине изучаемого материала учебных дисциплин и уровня практической и прикладной и направленности. Анализируя содержание личностно-ориентированного обучения информатике на старшей ступени обучения, необходимо отметить трансформацию содержательных и процессуальных характеристик педагогической деятельности, сложность теоретической разработки и практической реализации личностно-ориентированного обучения, обуславливающаяся спецификой психолого-педагогических, организационно-педагогических и социально-педагогических аспектов. С этих позиций реализация личностно-ориентированного образования не может быть скоротечной, что обусловлено объективными причинами, среди которых можно выделить: - организация личностно-ориентированной подготовки на средней ступени обучения; - отсутствие квалифицированных педагогических кадров. При этом личностно-ориентированное обучение должно быть ориентировано на приобретение учащимися практических умений и навыков, систематизированных внутри предметными и междисциплинарными связями, на формирование способностей к будущей профессиональной деятельности, в условиях стремительного развития средств информационных и коммуникационных технологий, образовывающих новую информационную среду. В этой связи определение места дисциплины «Информатика и ИКТ» в системе личностно-ориентированного обучения, особенностей ее развития на современном этапе, раскрытие фундаментальных основ информационно- коммуникационной подготовки дают возможность понять потенциал этого учебного предмета в условиях информатизации старшей ступени общего образования. В качестве ведущей цели изучения информатики и ее содержания, следует определить формирование информационно-коммуникационной деятельности учащихся, включающую: - миропонимание и мировоззрение, основанные на осознании единства основных информационных законов в природе и обществе, вероятности их формального либо математического отображения; - способность к применению информационно-коммуникационных технологий для решения, относящихся к той или иной профессиональной деятельности; - в описание информационных объектов и их преобразование в практике, в том числе с помощью специализированных программных средств, реализующие эти технологии; - социальные и этические нормы поведения в современном информационном обществе. Этих позиций студенты колледжа ведут информационную деятельность условиях информационно-образовательной среды, включающей область теоретической информатики, информационных технологий и социальной информатики. В области теоретической информатики учащиеся учатся выявлять и анализировать информационные процессы в технических, биологических и социальных системах; строить и использовать информационные модели, а также средства описания и моделирования процессов и явлений. В области информационных технологий и средств информатизации учащиеся учатся использовать профессиональные, производственные программно-технические среды и информационные объекты в рамках выбранного профиля обучения. В области социальной информатики на базе личного опыта по применению информационных технологий в образовательном процессе закрепляются представления об истории и перспективах развития информационных технологий, о морально-этических и правовых аспектах информационной деятельности, осваиваются соответствующие модели поведения в информационном обществе. Таким образом, разработка методических систем обучения информатике в - многоэтапный процесс, что не является случайностью, поскольку конструирование содержания, методов и средств обучения одной из самых молодых и динамично развивающихся дисциплин является сложной и противоречивой задачей дидактики. Личностно ориентированное воспитание - это становление духовности личности, позволяющей ей реализовать свою природную, биологическую и социальную сущность. Личностно ориентированное воспитание направлено на нормы-стандарты, в формулировке которых содержится отрицание «не», и нормы-идеалы, степень достижения которых задается самой личностью. Это так называемые собственно личностные нормы: моральные, культурные, поведенческие и др. Целью личностно ориентированного воспитания становится развитие автономности, самостоятельности, ответственности, устойчивости духовного мира, рефлексии. Таким образом, личностно ориентированное обучение - это сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований в личные убеждения учащихся и на этой основе развитие способности к саморегуляции действий и поступков, проявление активности, выработка устойчивого поведения, в основе которого лежат нравственные принципы. Можно сказать, что личностно ориентированное информационное воспитание становится актуальным тогда, когда его содержание согласовывается с общими законами развития человека, учитывает возрастные и индивидуальные особенности студентов. Научно доказано, что личностно-ориентированное обучение признает студента главным действующим лицом образовательного процесса и, одновременно сутью личностно-ориентированной педагогики. Поэтому при построении лично направленной учебной деятельности возникает необходимость опираться на приоритет индивидуальности, самобытности ребенка, как активного носителя субъективного опыта, складывающегося задолго до влияния специально организованного обучения. При осуществлении образовательного процесса как личностно-ориентированного необходима особая работа по выявлению опыта каждого ученика, его социализации, «окультуриванию», контроль за выполняющимися способами учебной работы; организации коллективно распределенной деятельности между его участниками. Именно здесь происходит «встреча» задаваемого обучением общественно-исторического опыта студента и его субъектного опыта, реализуемого им в учении. Тогда взаимодействие двух видов опыта (общественно-исторического и индивидуального) пойдет не по линии вытеснения индивидуального и «наполнения» его общественным опытом, а путем их постоянного согласования, использования всего того, что накоплено студентом как субъектом познания его собственной жизнедеятельности. Развитие студента как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта как важного источника собственного развития. Учение как деятельность, обеспечивающая познание, разворачивается как процесс, основным результатом которого становится формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями. Исследователи учебной деятельности, о которых упоминается выше, в рамках личностно-ориентированного обучения отмечают, что в дидактике разработаны определенные требования, выполнение которых обеспечивает ее продуктивное протекание, назовем их: – характер предъявления учебного материала должен способствовать выполнению имеющегося, совершенствующегося субъективного опыта студента; – изложение знаний преподавателем должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого студента; – в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта студента с научным содержанием задаваемых нормативов; – использование активного стимулирования студента к самоценной образовательной деятельности, что мотивирует его к самообразованию, саморазвитию, самовыражению в ходе овладения знаниями; – учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы студент имел возможность его выбора при выполнении заданий, решении задач; – необходимо стимулирование учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов переработки учебной информации; – введение знаний о приемах выполнения учебных действий, где выделяются общелогические и специфические (предметные) приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии; – важно обеспечить контроль и оценку не только результатов, но, главным образом, процесса учения, тех трансформаций, которые осуществляет студент, усваивая учебный материал; – целесообразно обеспечение построения, реализации, рефлексии, оценки учения как субъектной деятельности. Исходя из указанных требований учебная деятельность как компонент личностно-ориентированного обучения приобретает новые черты, а с нею трансформируется структура и назначение занятия. Во-первых, основной задачей занятия становится не сообщение и проверка знаний, а выявление опыта студентов по отношению к излагаемому преподавателем содержанию обучения; актуализация этого содержания. Во-вторых, студенты не просто слушают преподавателя, а постоянно сотрудничают с ним в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своей информацией, обсуждают то, что предлагают студенты, отбирают с помощью преподавателя то содержание, которое актуально как научное знание. В-третьих, преподаватель постоянно обращается к группе с вопросами не для поиска правильных (неправильных) ответов, а для установления многообразия позиций, альтернатив, точек зрения, взглядов, увязывая их с дидактической целью урока. В-четвертых, преподаватель не принуждает, а убеждает у студентов принять то содержание, которое он предлагает с точки зрения актуальности научного знания (соответственно студенты не просто усваивают готовые знания, образцы, а осознают, как они получены, почему в их основе лежит то или иное содержание, в какой мере оно соответствует не только научному знанию, но и личностно значимым смыслам, ценностям, то есть индивидуальному осознанию). Следует заметить, что при совместной работе преподавателя и студента усваиваемое знание не «обезличивается», а становится личностно значимым, а знания становится формой коллективного общения, обеспечивающего их развитие. Для осуществления учебной деятельности в условиях личностно-ориентированного обучения значимыми становятся факторы, которые обеспечивают ее продуктивность. Дадим их перечень: – главной целью преподавания становится создание условий для проявления познавательной активности учащихся; – возникает необходимость использования разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся; – актуализируется создание атмосферы заинтересованности каждого студента в работе группы и стимулирование студентов к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.; – важным признается использование в ходе занятия дидактического материала, позволяющего студенту выбирать наиболее значимые для него виды и формы учебных действий, их содержание; – значимой становится оценка деятельности студента не только по конечному результату (правильно – неправильно), но и по особенностям его достижения; – важным становится поощрение стремления студента находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы товарищей в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные из них; – и последнее, – это создание ситуаций активного общения на уроке, позволяющих каждому студенту проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для самовыражения. 1.2. Анализ содержания и особенности построения личностно- ориентированного занятия по информатике Профильное обучение информатике и ИКТ, дополнительно к цели освоения предметного содержания и развития алгоритмического мышления, ставит цель развития способностей к формализации и элементов системного мышления. В разделе воспитательных целей указывается воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную и правовую деятельность в информационном обществе; соблюдения дисциплины проектной деятельности, умения планировать свою деятельность [4]. Цель «приобретение опыта» проектной деятельности, включая коллективную, создания и обработки различных информационных объектов с использованием современных программных средств, демонстрирует направленность стандарта личностно - ориентированного уровня на приобретение начального опыта профессиональной деятельности в области информатики и информационных технологий. Однако список воспитательно - развивающих целей, по сравнению с блоком «знаниево-навыкового» раздела, носит весьма ограниченный характер, что говорит об их второстепенной роли. Требования к уровню подготовки выпускников традиционно содержит перечен....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: