VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Программный комплекс обучения информатике на пропедевтическом уровне

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W014482
Тема: Программный комплекс обучения информатике на пропедевтическом уровне
Содержание
Оглавление
Введение	2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ ПРОГРАМННЫЙ КОМПЛЕКС ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ НА ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОМ УРОВНЕ	4
1.1 Определения понятия и сущности обучения информатике младших школьников.	4
1.2 Классификация программных комплексов обучения.	7
1.3 Анализ  процесса овладения основами информатики в общеобразовательных организациях.	16
Выводы по главе 1	22
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ ГОРЯЧЕВА А.В., МАТВЕЕВОЙ Н.В., МАКАРОВОЙ Н.В., БОСОВОЙ Л.Л.	23
2.1	Сравнительный анализ УМК по информатике	23
2.2.  Обучение информатике младших школьников по методике                Л.Л. Босовой	31
Вывод по главе 2.	37
ГЛАВА 3. СОЗЛАНИЕ ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ НА ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОМ УРОВНЕ	38
3.1 Создание программного комплекса обучения информатике на пропедевтическом уровне.	38
3.2 Создание интерактивной игры в программе Microsoft PowerPoint	44
3.3 Создания презентаций в Prezi.com	46
3.4 Анализ эффективности разработанной нашей программы обучения детей начального класса на тему «Устройства компьютера»  мы провели тестирование.	52
3.5 Анализ методом коэффициента конкордации Кендэла .	52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	56
Список литературы	57












Введение
В 1995 году Министерством образования РФ был издан документ под названием «Основные компоненты содержания информатики в общеобразовательных учреждениях», в соответствии с которым информатику в школе рекомендовалось изучать на трех уровнях: пропедевтическом, базовом и профильном. В 2009 году были приняты государственные образовательные стандарты для начальной школы, в которых изучение информационных технологий является компонентом подготовки по дисциплине «Технология». На сегодняшний день информатику в школе на пропедевтическом уровне (2-7 классы) преподают более чем в половине школ России, и тенденция к увеличению классов, изучающих информатику на пропедевтическом уровне, сохраняется.
На современном этапе наблюдается большое разнообразие программного обеспечения для уроков информатики пропедевтического уровня. Кроме того, существует множество игровых обучающих программ, конструкторов (например, конструкторы мультфильмов), компьютерных тренажеров и пр. К сожалению мы наблюдаем некоторую разобщенность при проведении уроков информатики, что приводит к отсутствию преемственности при обучении информатике.
Объектом исследования: является процесс обучения информатике на пропедевтическом уровне в соответствии с учебником Босовой Л.Л.
Предметом исследования: являются формы и методы обучения в соответствии с методикой Босовой Л.Л.
Цель работы: выработать рациональную методику преподавания информатики на пропедевтическом уровне.
Исследованиями по вопросу обучения программного комплекса на пропедевтическом уровне занимались такие исследователи, как  Горячева А.В.,  Макаровой Н.В., Босова Л.Л., Софронова Н. В., Суворова Н. Г., Бакшаева Н.В., Бельчусов А.А. и др.
Задачи исследования. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
 Изучить подходы к формированию понятия программный комплекс обучения;
 Сделать анализы учебно – методического комплекса обучения детей;
 Разработать программный комплекс обучения информатики на пропедевтическом уровне.
Методы исследования: 
 изучение и анализ научно-методической, психолого-педагогической, учебной и специальной литературы по проблеме исследования;
 изучение и анализ современного программного обеспечения и тенденций его развития;
 педагогический эксперимент и обработка его результатов.
На защиту выносятся:
1. Результаты анализа использования программного комплекса  на уроке;
2. Разработанные планы-конспекты уроков с использованием программного комплекса на пропедевтическом уровне ;
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на уроках информатики в четвёртом классе в МБОУ «Раскильдинская СОШ ». 
Работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка используемых литературы и приложений










ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ ПРОГРАМННЫЙ КОМПЛЕКС ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ НА ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОМ УРОВНЕ
 1.1 Определения понятия и сущности обучения информатике младших школьников.
     “Информатика - в настоящее время одна из фундаментальных областей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий” [28].
    В настоящее время никто не станет оспаривать тот факт, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Внедрения ИКТ в преподавательскую деятельность является предметом пристального внимания и обсуждения ученых, методистов, педагогов-практиков. Необходимо отметить, что информационные технологии всегда были неотъемлемой частью педагогического процесса. Это прежде всего связано с тем фактом, что процесс обучения является информационным процессом. Но только с появлением возможности использования компьютеров в образовательном процессе сам термин "информационные технологии" приобрел новое звучание, так как стал ассоциироваться исключительно с применением персональных компьютеров. Таким образом, появление компьютера в образовательной среде явилось своего рода катализатором тех тенденций, которые обнажили информационную суть процесса обучения .
Программный комплекс обучения  - это набор взаимодействующих программ: 
- согласованных по функциям и форматам; 
- имеющих единообразные, точно определенные интерфейсы; и 
- составляющих полное средство для решения больших задач.
     И. В. Роберт под обучающей программой подразумевает совокупность элементарных порций учебного материала по данной теме, дисциплине, предъявляемых обучаемому на экране компьютера в интерактивном режиме в зависимости от его действий[45].
     Понятие обучения рассматривается в исследованиях многих ученых, однако до сих пор нет единого определения, которое характеризовало бы ее сущность. 
     Каждый автор, занимающийся исследованиями в этой области, проводя исследования, больше внимание уделяет на интересующие его аспекты, что создает трудности в понимании сущности данного понятия. 
     По мнению Ю.К. Бабанский[2]  обучение - это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников. 
           В своей книге Н.И. Конюхов [25] дал следующее определение обучение - это процесс систематической, организованной, целенаправленной передачи знаний, навыков, умений социального опыта от обучающего к обучаемому.
          По мнению ученого Л.М. Даушка[21] обучение - это взаимообусловленная деятельность учителя и ученика, в процессе которой происходит усвоение знаний, умений и навыков и формируются свойства личности.
          В.И. Загвязинский [23] подразумевает, что обучение - это есть целенаправленный, социально и индивидуально обусловленный и педагогически организованный процесс развития личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и материальной культуры человечества.
      По мнению  О. А. Акулова[1] информационная технология обучения — процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер». 
Таким образом можно обучение - это целенаправленный педагогический процесс передачи знания, где передаюшим знания является педагог, а ученик - получатель определённых знаний в различных областях. 
 Обучение информатике младших школьников является одной из приоритетных направлений современной педагогики. Существует множества взглядов обучение в информатике. 
Н.В. Софронова [46] отмечает, что обучение информатике имеет стратегической целью развитие мышления ребенка и решает следующие задачи:
• научить ребенка осмысленно видеть мир и ориентироваться в нём;
•	помочь справиться с предметами школьной учебной программы;
•	научить полноценно и продуктивно общаться (с людьми и техникой), уметь принимать решения.
Ю.А. Первин[39]  предлагает проведение информационных минуток на уроках информационной культуры начиная уже с первого класса. Они посвящаются расширению представлений детей об устройствах персонального компьютера, магнитных дисках, компьютерных вирусах, применению компьютеров в повседневной жизни.
Л.И. Чепёлкина считает, что пропедевтический курс для младших школьников в целом следует иметь развивающее, а не обучающее значение, хотя на занятиях дети и приобретают начальные навыки работы на компьютере. Сам курс должен быть направлен на то, чтобы:
•	помочь ребенку осознать собственную связь с окружающим миром и осмыслить информационную природу этой связи;
•	развить представление об информационной картине мира, общности закономерностей информационных процессов в различных системах;
•	развить способность к быстрой адаптации в изменяющейся информационной среде;
•	сформировать представление о роли и месте информационных технологий, подготовить к их успешному освоению.
Н.Н. Ускова [27] считает, что курс информатики должен быть развивающим, а основной принцип его построения должен заключаться в реализации системного подхода к педагогическому процессу. Он должен включать задания на развитие новых качеств мышления: структурности, операционности, готовности к экспериментированию, ориентационной гибкости, понимания сущности проблемных ситуаций, нетривиальное восприятие кажущихся очевидными фактов, грамотный выбор тактики решения и усвоения нестандартных связей между входной и выходной информацией. Наиболее эффективным для реализации этого является использование информационного моделирования.
Ю.А. Первин [39] предлагает проходить курс информатики в начальной школе за 2 года по 2 часа в неделю на основе использования ПМС «Роботландия». 

1.2 Классификация программных комплексов обучения.
     Существует большое количество различных классификаций и типологий программ учебного назначения (Н. В. Апатова, Л. Х. Зайнутдинова, А. С. Лесневский, И. В. Роберт, Т. А. Сергеева, Н. В. Софронова, J. J. Wellington и др.). Например, в Институте средств обучения РАО выделили несколько классификационных критериев типологии педагогических программных средств:
 по предметному содержанию;
 по функции: диагностические, контролирующие, обучающие (демонстрационные, справочно-информационные, формирующие, тренажерные);
 по степени активности учащихся, которая определяется структурой и характером деятельности - программы, рассчитанные на минимальную степень активности (демонстрационные), на максимальную степень (конструирующие программы);
 по целевой группе пользователя - инструментальные программные средства для учителя: для создания новых обучающих программ, применение имеющихся программных средств в процессе подготовки к уроку (“электронный конспект”, “электронный журнал”); программные средства для учащихся (общего назначения и специализированные). Примером таких программ являются графические и текстовые редакторы, базы данных или электронные таблицы;
 по уровню коммуникативности можно выделить следующие типы программ: предметно-ориентированные обучающие программы с разными степенями интерактивности (диалоговости) и коммуникативно-ориентированные (локальные сети).
     В работах И. В. Роберт[45] дана классификация программных средств учебного назначения, основанная на их методическом назначении обучающие, контролирующие, тренажеры, информационно-справочные, информационно-поисковые, имитационные, моделирующие, демонстрационные, игровые, досуговые. В московском энергетическом институте совместно с Российским НИИ информационных систем предлагают следующую классификацию программ учебного назначения :
 компьютерные учебники,
 предметно-ориентированные среды (микромиры, моделирующие программы, учебные пакеты),
 лабораторные практикумы,
 тренажеры,
 контролирующие программы,
 справочники, базы данных учебного назначения.
     Л. Х. Зайнутдинова предлагает различать три типа компьютерных обучающих программ [24]:
 педагогические программные средства (ППС);
 информационно-поисковые справочные программные системы (ИПСПС);
 обучающие программные системы (ОПС).
     К педагогическим программным средствам она отнесла «компьютерные учебные программы одноцелевого назначения: сервисные, контролирующие, тренажеры, моделирующие, демонстрационные и т.п. программные средства. К информационно-поисковым справочным программным системам - базы данных и базы знаний. Обучающие программные системы отличаются тем, что представляют пользователю комплекс возможностей, в их число входят автоматизированные обучающие системы (АОС), электронные учебники (ЭУ); экспертные обучающие системы (ЭОС); интеллектуальные обучающие системы (ИОС)». Наиболее популярное в последнее время название одного из типов программных средств учебного назначения - электронный учебник - Л. Х. Зайнутдинова определила как «обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационнопоисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи» .
     За рубежом существует разделение обучающих программ на тренировочные (drill & practice), пошаговые (step-by-step), наставнические (tutorial), программы —учись через открытия” (discovery-learning).
     Проводит классификацию учебных программ по степени управления действиями учащихся Дж. Веллингтон [48]. Он выделяет программы, которые предназначены для тестирования и закрепления знаний, умений и навыков: тренировочные (skill-and-drill) и наставнические (tutorial). Следующая группа программных средств с менее жестким управлением со стороны компьютера - игровые и имитационные, затем программы обеспечения информационно- поисковой деятельности учащегося и, наконец, программы, в которых стратегию и тактику обучения выбирает учащийся.
     Наиболее перспективными в зарубежной литературе считаются такие направления использования компьютеров в обучении, как экспертные системы, раз- ветвленно-диалоговые системы, имитаторы экспериментов и обучающие игры. 
     В. М. Монахов выделил следующие четыре направления использования программных средств в процессе обучения: экспертные системы, разветвленно-диалоговые обучающие системы, имитаторы эксперимента и обучающие среды [38].
     Некоторые зарубежные педагоги возможности использования компьютеров в процессе обучения видят в следующем [49]:
 компьютерное обучение (программы);
 компьютерное изучение (инструмент для решения проблем);
 компьютерное тестирование;
 обучение, проводимое компьютером (учителем);
 моделирование (один из лучших вариантов использования компьютеров в обучении);
 подготовка учебных пособий.
     Первые обучающие программы для компьютеров почти полностью реализовали обучение на основе технологии программирования, а именно:
 порционное предъявление учебной информации на экране монитора (часто текстовой информации);
 после знакомства с новым материалом - тренировочный опрос, причем ответ на вопросы обычно надо было выбирать из предлагаемых системой;
 затем, в зависимости от ответов учащихся, либо продвижение вперед (выдача следующей порции учебного материала), либо возврат к пройденным темам.
     Обычно обучение по таким программам состояло в том, что учащемуся предлагались порции учебного материала; в зависимости от того, правильно он ответит на контрольный вопрос или нет, обучение продолжалось, или же программа выдавала повторно учебный материал. В свое время было показано, что такое использование программ ведет к повышению педагогической эффективности обучения, способствует прочности усвоения знаний (Н. Ф. Талызина, С. Г. Шаповаленко, M. C. Beardsly, J. S. Bruner).
     Кузнецов А.А. [26] вслед за А.М. Пышкало рассматривал методическую систему обучения информатике как совокупность пяти иерархически взаимосвязанных компонентов: целей, содержания, методов, организационных форм и средств обучения (рис. 1).
           
Рис. 1. Взаимосвязь компонентов системы обучения информатике
     Специфика курса информатики заключается в том, что наличие или отсутствие компьютерного класса и тип ПЭВМ определяют, чему и как учить школьников. Другими словами, от средств обучения зависят и задачи обучения, а, следовательно, и содержание, которое определяет методы и организационные формы проведения уроков.
     Общими целями, стоящими перед курсом информатики, являются формирование и развитие научных и технологических знаний и умений, необходимых для понимания информационной точки зрения на мир, для использования информационных технологий в практической деятельности в том числе для изучения других предметов, для продолжения образования, а именно:
 знание основных понятий и методов информатики, составляющих ядро содержания образования в области информатики;
 овладение языком информатики и умение использовать его для построения информационных моделей;
 формирование умений использовать компьютер и программное обеспечение для решения практических задач.
     В зависимости от конфигурации компьютеров, имеющихся в школе, учитель варьирует содержание образования по информатике, но в пределах, допустимых Стандартами образования. Более подробно содержание и взаимосвязи основных компонентов методической системы информатики будет описано в последующих главах. 
     Подготовка по информатике распределялась на базовую и специальную. Цель базовой подготовки - дать обучаемым знания по основам информатики и вычислительной техники, необходимые в дальнейшем для получения специальной подготовки в таких областях применения вычислительной техники, как проектирование систем обработки информации и микропроцессорных систем, автоматизация управления и проектирования и т. д.
     Программное средство учебного назначения в конкретный момент обучения может являться либо средством обучения, либо объектом изучения, а при соответствующей организации занятия и подборе упражнений - средством развития учащегося. Необходимо отметить, что нельзя отнести какие-то средства к одной из этих групп. Так, языки программирования могут выступать и как средство обучения (программированию), и как объект изучения (при знакомстве со средой), и как инструмент деятельности ученика, если для решения предлагаются задачи творческого характера. Исключением их всех ПС являются обучающие программы, которые не могут являться объектом изучения. Основное назначение обучающих программ - индивидуализация процесса обучения, создание условий для интенсификации и оптимизации учебного процесса.
     В соответствии с государственным стандартом функции использования программно-методических средств в учебном процессе определим в зависимости от места применения: 1) при преподавании общеобразовательных дисциплин, 2) на уроках информатики или 3) учебной деятельности учителя. Программные средства используются на уроках информатики, прежде всего, для формирования информационной культуры учащихся. Но понятие это весьма многогранно и включает ряд умений, необходимых для жизни в информационном обществе: умение работать с различного вида информацией, обрабатывать большие объемы информации, преобразовывать задачи для решения с помощью компьютера и т. д. Функции использования программно-методических средств при преподавании общеобразовательных дисциплин реализуют цели их применения. Функции можно охарактеризовать следующим образом: с помощью графических редакторов можно развивать мышление и воображение школьников, обучать рисованию и черчению с помощью современных технологий; текстовые редакторы служат для подготовки отчетов и рефератов по предметам; с помощью электронных таблиц осуществляется проведение вычислительных экспериментов, формируются навыки моделирования; системы управления базами данных и разработки мультимедиа приложений развивают навыки исследовательской работы с большими объемами информации. В таблице 1 мы представили функциональные возможности в обучении некоторых программных средств.
     Имеет свою специфику использование программно-методических средств в методической деятельности учителя. Под методической деятельностью учителя мы будем понимать деятельность педагога по подготовке процесса обучения и совершенствование своего профессионального мастерства. Например, среды языков программирования, специальные инструментальные программные средства, а иногда графические редакторы учитель использует для разработки обучающих программ, подготовки дидактического материала (слайды для кодоскопов и пр.); текстовые редакторы - для подготовки методических и учебных документов, раздаточных карточек; электронные таблицы - для проведения расчетов педагогического эксперимента; базы данных - для систематизации данных о классе и кабинете, подготовке отчетов.
     Необходимо отметить, что учитель не обязан, но может использовать программные средства в своей деятельности. Так, если учитель-новатор проверяет педагогическую эффективность своей методики, то он может проводить анализ экспериментальных данных с помощью электронной таблицы, но учитель, вообще говоря, не обязан проводить педагогические эксперименты. Аналогично разработка обучающих программ. Вместе с тем, использование программных средств для разработки обучающих программ позволяет учителю создавать программные продукты, наиболее полно отвечающие его представлению о методике изложения материала. Но сам процесс разработки обучающих программ учителем не является обязательным, поскольку предполагается использование его свободного времени. Поэтому функции использования ПС учителем носят рекомендательный и перспективный характер.
     Комплекс характеризуется определенной структурой, то есть последовательностью включения средств обучения в учебный процесс во взаимосвязи и сочетаниях друг с другом. При подборе средств обучения учитывают их дидактические возможности, задачи урока и конкретные условия, в которых будут проводиться занятия.
     
Таблица 1.
Функции использования программно-методических средств в учебном 	процессе общеобразовательной школы	
Средства ИТ
Области использования программных средств

Информатика
Общеобразовательные дисциплины
Для совершенствования деятельности учителя
Обучающие программы
Совершенствование процесса обучения
Совершенсвование процесса обучения
Средство обучения, облегчающее труд учителя
Среды языков программирования
Формирование алгоритмического стиля мышления, обучение программированию
Не используются
Универсальное средство разработки обучающих программ
Графические редакторы
Знакомство с системами графического представления информации
Развитие мышления и воображения учащихся
Разработка демонстрационных программ
Текстовые редакторы
Знакомство с системами текстового представления информации
Подготовка отчетов и рефератов по предметам
Подготовка документов и раздаточного дидактического материала
Электронные таблицы
Знакомство с системами обработки числовой информации
Проведение вычислительных экспериментов, моделирование, графическое представление числовых данных
Проведение расчетов результатов педагогического эксперимента, тестирования
Системы управления базами данных (СУБД)
Формирование навыков систематизации и поиска данных
Организация исследовательской деятельности с базами данных по предметам
Систематизация данных о классе, кабинете; подготовка отчетов
Мультимедиа системы (в том числе обучающие системы на CD ROM)
Знакомство с системами структурного представления различного вида информации
Организация исследовательской деятельности на основе мультимедиа приложений по предметам
Разработка мультимедиа приложений для образования
Системы для разработки обучающих программ
Формирование навыков разработки программных продуктов на основе использования инструментальных средств

Создание обучающих программ

Необходимо отметить, что учитель не обязан, но может использовать программные средства в своей деятельности. Так, если учитель-новатор проверяет педагогическую эффективность своей методики, то он может проводить анализ экспериментальных данных с помощью электронной таблицы, но учитель, вообще говоря, не обязан проводить педагогические эксперименты. Аналогично разработка обучающих программ. Вместе с тем, использование программных средств для разработки обучающих программ позволяет учителю создавать программные продукты, наиболее полно отвечающие его представлению о методике изложения материала. Но сам процесс разработки обучающих программ учителем не является обязательным, поскольку предполагается использование его свободного времени. Поэтому функции использования ПС учителем носят рекомендательный и перспективный характер.
     1.3 Анализ  процесса овладения основами информатики в общеобразовательных организациях.
     К настоящему времени определились несколько этапов овладения основами информатики и формирования информационной культуры в процессе обучения в школе [11].
     Первый этап (I-VI классы) - пропедевтический. На этом этапе происходит первоначальное знакомство школьников с компьютером, формируются первые элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров и т. д.
     Второй этап (VII-IX классы) - базовый курс, обеспечивающий обязательный общеобразовательный минимум подготовки школьников по информатике. Он направлен на овладение учащимися методами и средствами информационной технологии решения задач, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютеров в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.
     Третий этап (X-XI классы) - продолжение образования в области информатики как профильного обучения, дифференцированного по объему и содержанию в зависимости от интересов и направленности допрофессиональной подготовки школьников. При этом предусматривается, что в соответствии с базисным учебным планом средней школы, утвержденным Минобразования РФ, на общеобразовательный курс информатики отводится два учебных часа в неделю.
     Информатизация современного общества, характеризуемая внедрением средств новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности, ставит перед педагогами новые задачи по воспитанию членов информационного общества. Такое воспитание осуществляется прежде всего на уроках информатики и основывается на использовании средств информационных технологий.
     Продолжительность применения ПС в учебном процессе общеобразовательной школы равна продолжительности обучения. Как мы говорили выше, можно выделить три этапа изучения информатики в школе:
      “пропедевтический (I-VI классы) предусматривает знакомство школьников с компьютером, формирование первых элементов информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров и т. и.;
      на втором этапе (VII-IX классы) осваивается базовый курс, обеспечивающий овладение учащимися методами и средствами информационной технологии решения задач, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в учебных целях;
      третий этап (X-XI классы) обеспечивает продолжение изучения информатики в курсе, дифференцированном по объему и содержанию в зависимости от интересов и направленности допрофессиональной подготовки школьников”.
     Таблица 2.
     Структура технологии применения программных средств в учебном
     процессе общеобразовательной школы
     Уровни
Пропедевтический
     Базовый
Профориентацион
     ный
Задачи использования ПС в учебном Процессе
Сообщение знаний о возможностях ЭВМ и протекании информационных процессов
Сообщение знаний о системно информационной картине мире, формирование навыков пользователя ЭВМ
Профессиональная ориентация в области информационных технологий
Знания учащихся
Первоначальные знания об устройстве, способах функционирования ЭВМ, протекании информационных процессов
Базовые знания в области школьного курса информатики, умения применять ПС в учебной деятельности
Знания о возможностях использования программных средств в профессиональной деятельности 



Преобладающий вид деятельности учащихся
     Игровой
Познавательный, исследовательский
Исследовательский
Управление процессом обучения
Учитель частично функции управления учебным процессом передает программным средствам учебного назначения
Особенности этапа ориентировки
Предъявление учебной информации в динамике, эмоцио- нально-окрашено
Формируются навыки информационно поисковой деятельности
Формирование навыков структуризации информации
     Этап исполнительный
     Совершенствуется за счет использования ПС
Этап контроля
     Индивидуализируется за счет использования ПС
Деятельность учителя
Владение технологией использования ПС в учебном процессе
Роль учителя
     Учитель-друг
Наставник, помощник
Учитель-консультант
     
     
     Задачи использования ПС в учебном процессе соответствуют основным направлениям применения ПС в учебном процессе и на каждом этапе будут разные: на пропедевтическом уровне - это сообщение знаний о возможностях компьютерных технологий и протекании информационных процессов; на базовом - сообщение знаний о системно-информационной картине мире, формирование навыков пользователя ЭВМ; на профориентационном - профессиональная ориентация в области информационных технологий.
     В соответствии с выделенными уровнями можно определить требования к знаниям учащихся и преобладающий вид деятельности. На пропедевтическом уровне учащиеся должны знать первоначальные сведения об устройстве, способах функционирования ЭВМ, протекании информационных процессов; на базовом - содержание образования школьного курса информатики, уметь применять ПС в учебной деятельности; на профориентационном - знать о возможностях использования программных средств в будущей профессиональной деятельности.
     Преобладающий вид учебной деятельности на разных уровнях будет различным. Основной организационной формой урока в младших классах должна быть игра. Поскольку игровая деятельность представляет собой такой процесс, когда мотив и предмет деятельности совпадают и находятся в самом процессе деятельности - эффективность такой деятельности максимальна. Поэтому, по возможности, каждый урок должен содержать либо игровой момент, либо вообще быть построен в виде игры. Кроме того, обучающие программы, разработанные для начальной школы, включают, как правило игровой момент. Поэтому и при использовании ПС на уроках в качестве средства обучения возможна организация деятельности учащихся в виде игры. Роль учителя на уроке заключается в создании атмосферы поддержки и творчества, учитель является другом учащихся, имеющим, как и учащиеся, право на ошибку, не обязанным все знать. При такой установке познавательная деятельность учащихся активизируется, они не боятся задавать вопросы, не боятся ошибиться (ведь даже учитель имеет право на ошибку). Преобладание игровой деятельности в младших классах не отменяет другие виды учебной деятельности, здесь должны быть и работа с книгой, и заучивание, и пересказ, и контрольные работы и т. д.
     Принято в качестве деятельности преподавания рассматривать подсистему учебной деятельности, которая направлена на создание условий для осуществления деятельности учения. Программные средства учебного назначения предоставляют возможность обучающему:
      1) составлять индивидуализированные учебные и контрольные задания, 
     2) предъявлять их учащимся, 
     3) проводить обучение в интерактивном режиме, 
     4) совершенствовать коммуникативные связи в процессе обучения (за счет использования локальных сетей).
     Возможность составления индивидуализированных заданий предоставляют средства для разработки обучающих программ. Их основным назначением является реализация разработанной обучающим последовательности учебных (включая контрольные) заданий на программной основе. Некоторые системы предусматривают различение индивидуальных особенностей учащихся (психологических, а также по уровню сформированности первоначальных знаний). Но даже в случае единообразия предъявляемого учащимся материала, обучение с помощью компьютера ведется индивидуализировано в том смысле, что субъект в процессе акта учебной деятельности обменивается информацией со “своим” компьютером посредством обучающей программы.
     В тоже время программные средства являются устройством, предъявляющим учебные и контрольные задания учащимся. В случае использования обучающих программ, разработанных на основе инструментальных средств, применяется частично: только блок управления обучающей программой, являющийся частью средства разработки обучающей программы. Если же средство разработки обучающих программ используется как объект изучения или средство создания готового программного продукта, то инструментальное средство применяется в комплексе, включающем другие средства обучения. 

1.4  Сравнительный анализ УМК по информатике
     Проанализируем учебники по информатике для начальной и основной школы разных авторов. По образовательной системе «Школа 2100» учителю предлагается работать по учебнику под авторством А.В. Горячева[16]. Изучив учебник «Информатика в играх и задачах» для третьего класса, мы пришли к выводу, что знакомиться с темой «объекты» (составная часть темы «Человек и информация»), дети начинают с понятия составных частей, предметов и выполняемых ими (или над ними) действий, при этом описание предметов и их составных частей производится путем перечисления атрибутов. Совокупность атрибутов и действий предмета определяет класс (или тип), которому относится предмет и который является аналогом категории «понятие». Итак, зная общие названия (класс предметов), дети учатся находить и описывать особенное в предметах, перечисляя «что у него (предмета) есть, и что он умеет». Также, дети учатся, выявлять составные части и действия, которые может производить объект, учащиеся определяют тип (класс) этого объекта.
     Так, постепенно, урок за уроком, учащиеся учатся отгадывать загадки, находить общее и особенное в предметах, их составе и действиях. Объектами могут выступать, любые предметы (имена, животные, люди, учреждения).
     Тема «Объекты получают свое продолжение» в шестом классе, когда по учебнику А.В. Горячева[16] дети знакомятся с понятием «состояние объекта», изучают изменения состояния объекта, дают таким выделенным состояниям имена.
     Учащиеся узнают также, что такое «событие», как они действуют на переход объекта из одного выделенного состояния в другое состояние. Дети составляют схемы и диаграммы перехода объекта из одного состояния в другое, т.е. они преобразуют полученную информацию.
     Наконец, учащиеся усваивают, что события, а значит, и изменения состояний могут происходить не только с отдельными объектами, но и со всей системой.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%