- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоритические и правовые аспекты социальной работы с несовершеннолетними с делинквентным поведением.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001260 |
Тема: | Теоритические и правовые аспекты социальной работы с несовершеннолетними с делинквентным поведением. |
Содержание
Содержание введение 2 Глава 1. Теоритические и правовые аспекты социальной работы с несовершеннолетними с делинквентным поведением 3 1.1 Характеристика и причины возникновения ассоциального поведения у несовершеннолетних 3 1.2 Принципы социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями 4 1.3 Нормативно - правовая база социальной работы с несовершеннолетними с делинкветным поведением 5 Глава 2. Методы и технологии, применяемые в социальной работе с несовершеннолетними с делинквентным поведением 6 2.1 Анализ причин и факторов, побуждающих несовершеннолетних к совершению проступков 6 2.2 Профилактика правонарушений несовершеннолетних, на примере центра социальной службы семьи, детей и молодежи города Феодосии 7 Заключение 8 Ведение Противоправное поведение малолетних давно считается важнейшей проблемой, требующей разрешения. До XX в. не существовало особой системы правосудия для детей. Дети моложе восьми лет не отвечали за свои поступки, дети до 14 лет не несли жестокого наказания, однако формальные различия между детьми и взрослыми еще не были введены. К началу текущего столетия политические реформаторы, многие из которых занимались социальной работой, разработали систему правосудия для несовершеннолетних, основные положения которой стали стандартом для всей страны. Система основывалась не на правовых нормах, существующих для взрослых преступников, а на том положении, что в интересах общества дети должны подвергаться реабилитации (исправлению), а не наказанию. Юрисдикция отдельной системы для несовершеннолетних, по крайней мере на декларативном уровне, предусматривала в первую очередь необходимость воспитания детей. Глава 1. Теоритические и правовые аспекты социальной работы с несовершеннолетними с делинквентным поведением . 1.1 Характеристика и причины возникновения ассоциальногоповедения у несовершеннолетних Вопрос делинквентного поведения имеет огромное значение для исследований в большей части социальных наук, потому как общественный порядок представляет огромную значимость для спокойного функционирования и развития, как целого государства, так и отдельного человека. Для того, что бы определиться с причинами возникновения в подрастающем поколении, агрессии и склонности к правонарушению, а так же для того, что-быопределить методы и пути профилактики делинквентного поведения, необходимо, на основе современной литературы, раскрыть значение понятия «делинквентное поведение». Благодаря исследованиям социологов Г. Тарда, А. Кетле, П. Сорокина и др. в социологии исследования негативных явлений, стала зарождаться отдельная социологическая теория – социология делинквентного (девиантного) поведения. Основоположником делинквентного поведения принято считать Э. Дюргейма, но в развитие его как самостоятельного научного направления стояли Роберт Мертон и Альберт Коэн. В своей научной статье, посвященной понятию и сущности делинквентного поведения, Н. В. Хвостенко предлагает следующее определение: «Делинквентное поведение – действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент), а сами действия – деликтами». В настоящее время «делинквентное поведение» входит в изучение таких наук как: социология, криминология, социальная психология, педагогика и других наук, цель которых определение всевозможных антисоциальных действий, нарушение принятых в обществе социальных норм, правонарушений,совершенных как группами лиц, так и индивидом. Это может быть, как обычная шалость, так и влекущие за собой уголовное наказание действие. Все чаще понятия девиантного и делинквентного поведения рассматривают как одно целое. Но по факту, они имеют существенную разницу. К примеру, в социологии, поддевиантным поведением подразумевается наиболее широкий смысл, нежели в понятие делинквентного поведения. Другими словами, понятие делинквентность является составной частью понятия девиации. В своем смысле, девиация обозначает все виды нарушения социальных норм. Диленквентность можно отнести к более серьезным нарушениям, вплоть до уголовного наказания. Любое проявление девиантного поведения является отклоняющимся поведением, но не каждое отклонение в поведение относится к делинквентному. Делинквентноеповедение регулируется преимущественно правовыми нормами – законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами. Стоит отметить, что противоправные действия личности признаются одними из особенно опасных видов девиации, ввиду того, что носят угрожающий характер по отношению к общественному порядку. Что характерно для любого общества, такие поступки человека, как правило, активно обсуждают и наказывают. Отклоняющееся поведение индивида или группы, говорит о том, что существует конфликт между человеком, совершающим противоправный поступок и обществом. К видам делинквентного поведения относят различные административные правонарушения, такие как вандализм и мелкое хулиганство, осквернение собственности и сквернословие в общественных местах, мелкое хищение, драка и другие действия, которые характерны для нарушения общественного порядка. К административным правонарушениям так же можно отнести нарушение правил дорожного движения, оскорбительное приставание, распитие спиртных напитков несовершеннолетними, появление в алкогольном опьянении и курение в общественных местах; порча чужого имущества. Административной ответственности подвергаются и такие поступки как незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление,без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ, проституция, распространение материалов, носящих порнографический характер ит.п. Существует такой вид делинкветного поведения как «преступление»,оно носит особую опасность для общества. Согласно Уголовному Кодексу РФ – преступлением признается совершенное общественно опасное деяние,которое запрещеноУголовным Кодексом под угрозой наказания. (Укрф) К преступлениям относят: убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека. Так же сюда можно отнести изнасилование,кражу, грабеж, разбой, вымогательство, угон автомобиля и т.п. Все вышеперечисленные преступные деяния подлежат особо строгим мерам уголовной ответственности, таким как: штраф, общественные работы, арест и др. Применяемые к лицам, достигшим возраста 16 лет, но в отдельных случаях ответственность наступает по достижению 14 лет. К лицу, совершившему преступление, но не достигшему возраста уголовной ответственности, применяется ряд мер воздействия, воспитательного характера. Исходя из выше изложенного, очевидно, что степень противозаконных действий, входящих в понятие «делинквентного поведения», варьируется от кражи чего-либо в супермаркете и мелкого хулиганства до угона автомобиля и убийства человека.Нельзя оставить без внимания то, чтокак показывает статистика последних лет, значительная часть всех совершаемых преступлений, осуществляется несовершеннолетними преступниками. В январе – декабре 2015 г. на территории России зарегистрировано 2 388 476 преступлений, что на 197 898 больше, чем за аналогичный период прошлого года (+9%). При этом на 3,8% увеличилась преступность среди несовершеннолетних (с 59 549 до 61 833). Что касаемо Крымского федерального округа, то в Республике Крым зарегистрировано 27 842 преступления, а городе Феодосия 2403 преступления. По данным прокураты РФ, на долю несовершеннолетних совершивших преступления в возрасте до 15 лет приходится: девочки 1,21% , мальчики 1,59% . В возрасте 16-17 лет: девушки 2,25%, юноши 3,62% от общего числа зарегистрированных преступлений.На основе приведенных данных генеральной прокуратурой РФ, мы видим, что целых 8. 67% преступлений, совершенных за год, приходятся на несовершеннолетних. ( Генеральная прокуратура рф, портал правовой статистики_http://crimestat.ru) К сожалению, правонарушения среди несовершеннолетних стремительно увеличиваются, возникает острая проблема. Изменение общественных связей, изменчивость экономической ситуации в стране, отсутствие определенной системы ценностей в обществе, все это главным образом отражается на детях. Казалось бы, что может побудить, еще не сформировавшуюся личность, ребенка, на совершение действий, противоречащих общепринятым правилам и нормам? Причины возникновения делинквентного поведения могут быть различными. «Так П.Павленок иМ. Руднева приводят следующие факторы, влияющие на характеристику личности несовершеннолетних правонарушителей: 1) возрастные особенности: * бурное физическое развитие детского организма; * нравственная неустойчивость; * неадекватная самооценка; * процесс интенсивного формирования воли; * противоречивость мировоззрения; 2) педагогическая и нравственная запущенность: * наличие неорганизованного свободного времени; * низкий образовательный, духовный и профессиональный уровень; 3) проблемы в семье: * отсутствие родителей или неполная семья; * антиобщественные проявления в поведении родителей,родственников; * разрыв родственных связей; 4) мотивы совершения преступлений: * иметь то, что невозможно купить; * демонстрация своей взрослости, * получение одобрения группы подростков; * слабое осознание того, что совершает преступление; 5) склонность к девиантному поведению; 6) подчинение взрослым преступникам; 7) низкая правовая культура; 8) противодействие воспитанию, режиму образовательных учреждений; 9) отсутствие у несовершеннолетних определенных жизненных планов». Рассмотрим приведенные факторы более подробно. Как известно, несовершеннолетний возраст считается наиболее трудным, кризисным в жизни человека. Ребенок еще не достиг ни духовного, ни физического развития. Он не всегда может отличить, что хорошо, а что плохо. Об этом говорят его действия и поступки. В таком возрасте происходит социализация личности, начинают формироваться собственные взгляды на что-либо, оценочное мнение, постепенно сформировываетсясистема ценностей и идеалов. Огромную роль в процессе социализации личности играет его окружение. Неблагоприятное окружение способствует тому, что у ребенка формируется низкая самооценка, замкнутость, искажается система ценностей, что легко может подтолкнуть его на антиобщественные действия. В несовершеннолетнем возрасте остро встает проблема познания самого себя и осознания своего будущего. Т. Дмитриева в своей научной работе «Агрессия и психическое здоровье», пишет:«К возрастным особенностям психологии несовершеннолетнего относятся: двойственность, полярность чувств и побуждений, сочетания грубости, жесткости и холодности, неуверенность себе и неповиновение общепринятым нормам поведения, и подчинения себя «случайным кумирам», максимализма в оценках и неспособности к борьбе мотивов, к принятию обоснованных решений, противодействия советам с внушаемостью. Возрастает интерес к общим проблемам, к своему социальному положению в обществе, но при этом способность к объективной оценке поступков,и к самоконтролю поведения, остается по-прежнему недостаточной. Особенно явно отмеченные черты выступают при их сочетании с устойчивым негативным отношением к общественной морали, установкам родителей, стилю семейных отношений». Педагогическая и нравственная запущенность несовершеннолетнего проявляется в агрессии по отношению к окружающим его людям. Ребенок не желает следовать правилам поведения в обществе и протестует против обучения в школе. Причины, спровоцировавшие ребенка на такое поведение, могут быть различными, но наиболее часто встречающимися являются следующие: • недостаточный культурный и воспитательный уровень родителей; • неблагоприятная обстановка в семье, в которой присутствуют постоянные конфликты и асоциальное поведениеродителей; • безнадзорность ребенка в свободное время; • неправильный подход к ребенку, насилие в виде физического наказания, подавление личности; • недостаточная осведомленность педагогов об условиях воспитания ребенка в семье; Преступность среди несовершеннолетних напрямую зависит от влияния и взаимоотношений членов его семьи. Последствия недостаточного воспитания могут быть крайне тяжелыми. В большинстве случаев, окружавшие ребенка, неблагополучные обстоятельства в семье, приводят к алкоголизму, наркомании и преступности в раннем возрасте. Вклад семьи в делинквентное поведение несовершеннолетнего составляет 30-35%. Согласно Е. Замановской, можно выделить ряд факторов, влияющих на делинквентное поведение ребенка, по вине семьи: • Переживания ребенка носящие травматический характер из-за потребности в ласке, заботе со стороны родителей • Частое применение наказания в виде физической силы, психологическая жестокость • Недостаточное влияния одного из родителей (отсутствие в воспитание ребенка одного из них) • Травматические обстоятельства, повлекшиеза собой острую травму (развод родителей, смерть одного из них) • Потакание ребенку в его желаниях; низкий авторитет родителей в лице ребенка • Разногласия в требованиях к ребенку от обоих родителей, за счет чего нет четкого понимания норм поведения • Смена опекунов • Регулярные конфликты в семье (избиение отцом матери) • Освоение ребенком на примере семьи деленквентных ценностей (как явных, так и скрытых) Как мы видим, причины делинквентного поведения несовершеннолетних весьма многочисленны. К сожалению, мы живем в мире где моральные ценности отошли на задний план, плохая наследственность, детские травмы, алкоголь и наркотики, пропаганда антисоциального поведения ближайшим окружением, не каждый взрослый человек устоит перед подобным натиском, не говоря уже о подрастающем поколении. 1.2. Принципы социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями От подрастающего поколения, зависит социальное развитие и стабильность, как общества, так и страны в целом, поэтому молодежь, преступающая закон, все больше вызывает интерес и волнение среди людей. В настоящее время наблюдается стремительный рост несовершеннолетних преступников, это может быть, как социально-экономическая, возрастная, так ипсихологическая причина. Наибольшее влияние на ребенка, безусловно, оказывает его ближайшее окружение, родители, опекуны, школа. Неорганизованность свободного времени, плохая компания, отрицательное влияние СМИ, наследственность, плохое воспитание, за счет этих внешних и внутренних факторов происходит рост числа правонарушений среди детей и подростков. Нельзя оставить без внимания то, чтоза счет особенностей данноговозраста, правонарушения несовершеннолетних совершаются с повышенной агрессией, носят групповой характер. В настоящее время большая часть совершенных правонарушений среди подростков, подразумевают под собой открытый вызов обществу. Как было сказано ранее, значительная часть зарегистрированных правонарушений, совершено несовершеннолетними. Отсюда следует вывод, количество противоправных деяний среди детей и подростков с каждым годом становится все больше, что определяет значимость профилактической работы с несовершеннолетними. До начала текущего столетия к детям до 8 лет не применялось наказание, они не несли ответственности за совершенные проступки, дети до четырнадцати лет не подвергались жестокому наказанию. Однако политическими реформаторами, некоторые из них исследовали социальную работу, создали концепцию правосудия для малолетних. Данная концепция была основана непо правовым нормам, применяемым для уже совершеннолетних преступников, потому как для здорового развития общества, дети должны подвергаться исправлению, а не наказанию. Совокупность мер и средств, направленных на предупреждение правонарушений подростков, основывается на действиях, носящих социальный характер,обеспечивающий повышение материального благосостояния и культурного уровня. Данная система предупреждения правонарушений, имеет довольно существенные особенности. Обусловливаются они особым правовым и фактическим положением малолетних, как социально-возрастной группы общества, пребывающей впериод своего активного формирования и развития. Особенностью перечисленных выше причин преступлений, а также индивидуальными качествами каждого ребенка. Так же существуют некоторые сложности в приведенной системе предупреждения противозаконных действий,ее многоуровневость и разнонаправленность ставят необходимость исследовать меры профилактикипо различным основаниям:объему применения, содержимому самих мер, их правовой характеристики, моменту начала профилактической деятельности. Относительно предупреждения противоправных действий среди подростков, наиболее значимой можно назвать классификацию с момента начала профилактической работы. Она дает возможность определить совокупность во взаимодействии частных задач с общими, выявить пути их осуществления. А также установить систему профилактики посредством взаимосвязанных и взаимоподчиненных звеньев. Позволяет верно определить последовательность органов и применяемые ими профилактические средства1 Основываясь на выше сказанном, в системе предупреждения противозаконных действий, выделим: 1) раннюю профилактику, она помогает установить обстоятельства, которые способствуют отрицательному формированию личности подростка, а также предотвращает его переход на преступный путь. 2) выявление причин и факторов, за счет которых уже произошло конкретное правонарушение несовершеннолетним 3) предупреждение рецидива. Эти уровни по предупреждению правонарушений, применяются с основными сферами воспитания подростков, при помощи специальных, свойственных органам, участвующим в подобной деятельности, средствам и методам. Главным образом, мыговорим о работе, направленной на установление недостатков в рамках школьного, семейного и трудового воспитания подростков, занятости в досуговое время,а также по повышению эффективности работы служб, которые борются с правонарушениями подростков. В деятельности предупреждающей правонарушения среди несовершеннолетних, главную роль грает ранняя профилактика. Ее значимость обосновывается тем, что при правильной организации она наиболее эффективна, нежели другие уровни профилактической деятельности, так как направлена на предотвращение или устранение относительно слабых антисоциальных изменений личности несовершеннолетних, которые еще не устоялись. Если организацию ранней профилактики провести своевременно, то она поспособствует значительным положительным результатам, и тем самым исключит возможность применения более строгих мер. Профессор криминологии Г. А. Аванесов, верно отметил следующее: “В профилактической деятельности с конкретным человеком, - как правильно важно не упустить именно время. Как раз на ранней стадии, когда личность еще не приобрела устойчивых взглядов и привычек, может быть, легче достигнут успех”. В случае если методов ранней профилактики будет недостаточно, то их можно дополнить методами следующего уровня, поскольку для этого остается определенное количество времени. Как писал Коновалов В. Б.: «Раннюю профилактику, можно определить, как совокупность мер, осуществляемых государственными органами и существенными организациями, с тем чтобы: 1) Улучшить условия жизни и воспитания детей и подростков в случаях, когда ситуация негативно влияет на их нормальное развитие; 2) пресечь и установить действия источников антисоциального влияния; 3) воздействовать на несовершеннолетних, допускающих отклонения в поведении таким образом, чтобы не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам». Основные задачи ранней профилактики: 1. Выявить неблагополучные условия жизни и воспитания ребенка, прежде чем они отразятся на его поведении, сформировать взгляды на конкретного подростка. Предмет профилактики здесь - окружающая подростка семейно-бытовая и трудовая (учебная), и среда досуга, а содержание составляют меры: -компенсирующие недостатки воспитания детей в семье, оказывающие государственную и общественную помощь нуждающимся детям (установление опеки и попечительства, направление в детский дом, школу-интернат): - осуществляющие контроль над соблюдением запретных и ограничительных мер (продажа алкогольных напитков и табака, нахождение ребенка на улице в позднее время, без сопровождения взрослого); - устраняющие недостатки и нарушения в деятельности служб, занимающихся обучением, воспитанием, охраной прав и интересов несовершеннолетних; - организующие правовую и педагогическую пропаганду среди лиц, воспитывающих детей и подростков; 2) выявляющие и нейтрализующие источники отрицательного влияния на несовершеннолетних, которые могут поспособствовать формированию антисоциальной позиции личности и подтолкнуть на совершение противоправных действий. Это направление предполагает: - применение мер воздействия к родителям, в условиях неблагополучной семьи - исключение ребенка из неблагоприятной и плохо отражающейся на нем обстановки 3) применение действий, сдерживающих и корректирующих антисоциальное поведение несовершеннолетних. Главная задача данных действия - это помешать антисоциальным поступкам и взглядам закрепиться в мировоззрении ребенка; 4) применение конкретных мер по контролю поведения ребенка (постановка на учет по делам несовершеннолетних, назначение общественного воспитателя). Так же сюда относятся методы профилактики в виде административных, общественных, принудительных мер воспитательного характера к несовершеннолетним склонным к правонарушениям. Методы и формы такого вида профилактики, применяются как индивидуально (с конкретной личностью, с родителями), так и в общем (на определенной территории, с определенными несовершеннолетними лицами и их семьей). В том случае когдане обходимоприменить меры ранней профилактики – используют метод прогнозирования. Данный метод основывается на изменениях в личностных особенностях подростка, совершившего правонарушение и обстоятельств,влекущих за собой совершение противоправных деяний. Изучив и проанализировав статистические данные множественных криминологических исследований, можно выделить несколько признаков, схожих по характеру и указывающих на наличие серьезных отклонений в формировании личности, на их основе можно определить возможность становления несовершеннолетнего на преступный путь. Различие между ранней профилактикой и вторым уровнем предупреждения состоит в том, что во втором уровне предупреждения устанавливаются, обстоятельства, уже повлекшие подростка на совершение противоправных действий, для того чтобы предотвратить возможность совершения правонарушений, как этими несовершеннолетними, так и другими малолетними, находящимися под воздействием тех же негативных влияний. К выше сказанному можно отнести: - своевременное предотвращение правонарушений и недопущение их продолжения; -применение наказаний, обеспечивающих исправление и перевоспитание несовершеннолетнего преступника; - применение мер к лицам, участвующим в вовлечении подростков в преступную деятельность, а так же намеренно не выполняющим обязанностей по воспитанию детей; Третий уровень предупреждения направлен на борьбу с повторными правонарушениями малолетних преступников. В него входят меры: * по корректированию и перевоспитанию подростков; * по исключению источников негативного влияния в семье и окружении ребенка, связанных ранее с правонарушениями; На третьем уровне важную роль играеторганизация и проведение правовой пропаганды. Под организацией, в системе предупреждения правонарушений среди детей, подразумевается специализация органов ее исполняющих. Другими словами, это деятельность различных служб, органов и должностных лиц, организующих борьбу с детской беспризорностью и правонарушениями. Они обладают определенными правовыми возможностями, и в своей работе пользуются специфическими методами и формами, учитывающими специфику психологии, правового и фактического положения этой социально правовой группы, имеют обширный комплекс мер влияния на малолетних преступников, а также на лиц, обязанных ими заниматься, воспитывать. Специализация осуществляется применительно ко всем уровням предупреждения правонарушений несовершеннолетних, однако степень ее может быть различной. Выделим следующие субъекты, осуществляющие предупреждение правонарушений малолетних: 1) Инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних, специальныевоспитательные учреждения, воспитательно- трудовые колонии, для всех этих органов борьба с правонарушениями среди несовершеннолетних является главной функцией деятельности; 2) Прокуратура, суд, министерство внутренних дел (правоохранительныеорганы), они решают профилактические задачи по борьбе с преступностью подростков в более широком смысле. Им свойственновыделение специальных служб, отдельных должностных лиц, занимающихся проблемами борьбы с правонарушениями несовершеннолетних; 3) Такие органы, к примеру, как школы, техникумы, органы опеки и попечительства выполняют профилактические действия наряду с основной своей деятельностью по обучению, воспитанию и охране прав несовершеннолетних. В зависимости от стоящих перед ними задач и объема полномочий названные субъекты в разной степени и применительно к различным уровням участвуют в предупреждении правонарушений несовершеннолетних. Органы прокуратуры, милиция, суды участвуют практически на всех уровнях борьбы с правонарушениями среди детей и подростков. Комиссии по делам несовершеннолетних, являясь основным звеном, осуществляющим раннюю профилактику, одновременно участвуют и в предупреждении повторных правонарушений, оказывая, например, необходимую помощь в устройстве и контролируя поведение несовершеннолетних, отбывающих наказание. Рассмотрение этими комиссиями в соответствии с действующими положениями дел о преступлениях несовершеннолетних, не представляющей большой общественной опасности, наряду с решением ряда задач ранней профилактики одновременно направлено на устранение обстоятельств, уже повлекших совершение преступлений подростками. Деятельность инспекции по делам несовершеннолетних также носит многоуровневый характер: наряду с ранней профилактикой они контролируют поведение подростков, осужденных к мерам наказания, не связанных с лишением свободы (условно досрочно освобожденных и вернувшихся из воспитательно-трудовых колоний после отбытия наказаний и т. д.) Среди субъектов, осуществляющих предупреждение правонарушений несовершеннолетних, особое место принадлежит органам, выполняющим профилактические функции наряду с основной деятельностью по обучению, воспитанию и охране прав несовершеннолетних. Круг этих органов широк: школы, профтехучилища, органы опеки и попечительства, в этой связи необходимо как четкое разграничение функций каждой государственной или общественной организации, так и координация их деятельности, с тем, чтобы не допустить параллелизма и дублирования, смешивания функций и подмену одних органов другими, направить их деятельность на решение наиболее важных в данный момент задач. Все это возможно лишь при четкой организации деятельности всех субъектов, осуществляющих предупреждение правонарушений несовершеннолетних. Особенно важно представляется организация координации в области ранней профилактики. Это вызвано тем, что ее осуществляет широкий круг органов, большинство из которых не находится в подчинении друг у друга, а лишь связано функционально — как субъекты ранней профилактической деятельности. Кроме того, практически все органы ранней профилактики, даже специализированные, как инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних, занимаются комплексов вопросов, далеко выходящих за пределы ранней профилактики. Это в свою очередь требует строгого определения границ координации, четкой работы единого координирующего центра. Такими центрами в области ранней профилактики являются комиссии по делам несовершеннолетних, организующая роль которых в этой области закреплена нормативно. Задачи, стоящие перед комиссиями, широта их полномочий, межведомственный характер, представительность состава, положение в системе. Основной формой координационной деятельности в целом на всех уровнях предупреждения правонарушений несовершеннолетних является разработка комплексных реагированных планов профилактики, контроля за их претворение в жизнь. Именно в ходе такого планирования объединяются и координируются в борьбе с правонарушениями “усилия партийных, государственных, общественных организаций, трудовых коллективов, семьи и школы” определяются основные направления профилактической деятельности; формируются конечные и промежуточные задачи, определяются органы и средства, используемые для их решения, формы взаимодействия и контроля за исполнением планируемых мероприятий, предполагаемые результаты. Таким образом, предупреждение и искоренение детской преступности несовершеннолетних — важная задача, успешное решение которой требует совместных усилий правоохранительных органов, общественных организаций, школы и семьи. Меры предупреждения детской преступности и безнадзорности, несовершеннолетних должны быть направлены не на то, чтобы выждать, когда дети и подростки, оступившись или попав под дурное влияние, совершат проступки, которые могут перерасти в преступления, а на то чтобы уберечь их от действий начальной стадии, предупредив тем самым совершение преступления. Вопросом предупреждения правонарушений несовершеннолетних, ранней профилактики в настоящее время должно уделяться большое внимание. Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями должна опираться на следующие принципы: Принцип комплексного подхода к диагностике и реализации потенциальных возможностей детей в обучении и воспитании. Принцип индивидуализации и, вместе с тем, дифференциации подходов к обучению и воспитанию детей с проблемами в обучении. Принцип вариантности в выборе форм организации обучения и воспитания детей данной категории. Принцип ранней медико-психолого-педагогической диагностики и коррекции нарушенных психофизиологических функций детей и проявлений социальной дезадаптации, являющихся основными причинами затруднений в обучении. Принцип коррекционной направленности обучения и воспитания. Принцип направленности системы обучения и воспитания на сохранение и развитие здоровья детей приложение Принцип соблюдения прав детей и подростков, социального патронирования нуждающихся в особом внимании. В этой связи социальный работник: Должен осуществлять практическую психолого-педагогическую реабилитации детей группы риска; Способствовать преодолению явлений школьной и социальной дезадаптации, развитие познавательного интереса; Разрабатывать, апробировать и внедрять новые подходы к учебно-воспитательному процессу; Содействовать становлению индивидуальности и творческого отношения к жизни на всех этапах дошкольного и школьного детства, развитие способностей детей, изучение особенностей психического развития, определение психосоциальных причин и профилактика личностных нарушений; Обеспечивать социально-правовую защиту детей и подростков; Обобщать опыт практической психолого-педагогической реабилитации детей группы риска в условиях специализированного общеобразовательного учреждения. Исходя из вышеизложенного социальная работа с несовершеннолетними, склонными к правонарушениям должна решать следующие задачи: 1. осуществление комплексной медико-психолого-педагогической диагностики с целью определения причин возникновения проблем в обучении, общении и других; 2. выбор оптимального способа обучения для каждого ребенка и выбор мер психокоррекционного воздействия на его личность; 3. оказание индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, правовой и медицинской помощи детям и подросткамгруппы риска; 4. консультативная помощь родителям или лицам, их заменяющимметодическая и практическая помощь специалистам, занимающимся вопросами реабилитационно-коррекционной деятельности. Следовательно можно выделить следующие направления: * диагностическое; * психокоррекционное; * оздоровительное; * учебно-воспитательное; * социально-правовое; * консультационное; * научно-методическое; * социально-аналитическое и просветительское. Особый упор, на наш взгляд, необходимо сделать на учебно-воспитательное и социально-правовое направление в деятельности школ. Учебно-воспитательное направление деятельности - это осуществление образования детей, имеющих трудности в усвоении образовательных программ в связи с особенностями психофизического развития и неблагополучными социальными условиями жизни, в пределах государственного образовательного стандарта. Создание условий для личностно-ориентированного обучения, обеспечивающего вариативный характер образования с постановкой коррекционно - развивающих задач; для восстановления обучаемости и повышения уровня воспитанности. Социально-правовое направление предусматривает оказание помощи несовершеннолетним в социальной и трудовой адаптации, профориентации, получении профессии и трудоустройстве, в защите их прав и охраняемых законом интересов; консультирование несовершеннолетних и их родителей по правовым вопросам; профилактика асоциального поведения, бродяжничества, беспризорности, попыток суицида несовершеннолетних. Нормативно-правовая база социальной работы с несовершеннолетними с делинквентным поведением Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями на уровне отношений специалист - ребенок, является частью социальной работы на общегосударственном, региональном и местном уровнях. И та, и другая требуют эффективных технологий. Вопреки распространенному мнению, необходимо подчеркнуть, что в настоящий момент общегосударственная технология работы с несовершеннолетними правонарушителями в России действительно существует. Она представлена в текстах важнейших российских законов "Об основах социального обслуживания населения", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а так же в государственных и региональных программах профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, утверждаемых на различные сроки, в ряде других законов и документов, регламентирующих вопросы помощи и поддержки отдельных категорий детей, нуждающихся в особой помощи со стороны государства и общества. Как и всякая технология (определенным образом спланированная последовательность действий), общегосударственная технология работы с детьми группы риска гарантированно приводит ее разработчика к получению ожидаемого результата. В качестве цели социальной работы государство и законодатель рассматривают формирование общегосударственной системы защиты прав и интересов несовершеннолетних, предупреждение форм их противоправного поведения. В качестве основных з....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: