VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретико-психологический анализ педагогических конфликтов в образовательной среде

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K015886
Тема: Теоретико-психологический анализ педагогических конфликтов в образовательной среде
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….....

1. Теоретико-психологический анализ педагогических конфликтов в образовательной среде……………………………………………………………..

1.1 Исследование проблемы конфликтов в трудах отечественных и зарубежных ученых………………………………………………………………..
1.2 Конфликт: сущность и определения………………………………………….

1.3 Особенности педагогических конфликтов……………………………………

1.4 Конфликтологическая культура как специфическая особенность педагогического конфликта………………………………………………………..

2. Организация психологического исследования………………………………...

2.1 Состав испытуемых…………………………………………………………….

2.2 Этапы проведения психологического исследования………………………..

2.3 Методы и методики исследования…………………………………………….

2.3.1 Карта-схема оценки психологического климата Л.Н. Лутошкина………

2.3.2 Методика Н.В. Киршевой и Н.В. Рябчиковой «Определение уровня конфликтности личности»…………………………………………………………

2.3.3 Тест А. Ассингера «Оценка агрессивности в отношениях»……………….

2.3.4 Методика «Способы преодоления конфликта внутри малой группы»…...

2.3.5 Тест-опросник Томаса-Килманна «Стиль поведения в конфликте»……..

2.4 Методы статистической обработки результатов психологического исследования……………………………………………………………………..…

3. Анализ результатов психологического исследования и практические рекомендации……………………………………………………………………….

3.1 Анализ результатов экспериментального исследования…………………….

3.2 Практические рекомендации…………………………………………………..

Заключение………………………………………………………………………….

Список использованных источников……………………………………………...

Приложения…………………………………………………………………….......

ВВЕДЕНИЕ



     Наука конфликтология берет начало в середине XX в. с книгой германо-американского социолога Льюис Козера «Функции социального конфликта», положившего в основу своих заключений выводы немецкого философа начала XX в. Георга Зиммеля, и работой германо-британского социолога Ральфа Дарендорфа.

     Главный вывод Зиммеля, который Льюис Козер поставил во главу угла – это то, что конфликт является формой социализации. «Конфликт, так же как и сотрудничество, обладает социальными функциями. Определенный уровень конфликта отнюдь не обязательно дисфункционален, но является существенной составляющей как процесса становления группы, так и её устойчивого существования».

     Георг Зиммель выдвинул концепцию конфликта как «защитного клапана»: конфликт служит клапаном, высвобождающим чувство враждебности, которое, не будь этой отдушины, взорвет отношения между антагонистами. Конфликт не всегда дисфункционален по отношению к системе, в которой он возникает; часто конфликт необходим для её

сохранения. Конфликт служит установлению и поддержанию самотождественности и границ обществ и групп. То есть конфликт выполняет группосохраняющюю функцию в той мере, в какой регулирует системы отношений.

     Основания для конфликтов существуют в любом обществе, но социальные структуры различаются по дозволенным способам выражения антагонистических требований. «Возможно, конфликт является отцом всех вещей, то есть движущей силой изменений, но конфликт не должен быть войной и не должен быть гражданской войной», – писал Ральф Дарендорф. По мнению Дарендорфа, конфликты могут быть более или менее интенсивными и более или менее насильственными, но их регулирование

является	решающим	средством	уменьшения	насильственности;

регулирование конфликтов делает их контролируемыми, «и их творческая сила ставится на службу постепенному развитию социальных структур».

     Актуальность исследования данной темы заключается: в школах педагоги всегда взаимодействуют друг с другом. И у всех членов коллектива разные вкусы, предпочтения, интересы, взгляды и другие особенности, составляющие ядро индивидуальности. И так как противоречия между сотрудниками будут присутствовать всегда, то и конфликты в школах тоже. При возникновении такой ситуации каждая сторона старается отстаивать свою точку зрения и доказать правильность своих рассуждений.

     Проблема работы заключается в следующем: влияние конфликтов на работу педагогов может быть положительным и отрицательным. С одной стороны, они выявляют существование конкретной проблемы. Не зная о наличии проблемы, руководство не сможет ее решить. С другой стороны, решение проблемы может оказаться неудачным, что приведет к нежелательным последствиям и негативно скажется на работу. Конфликты в организации часто возникают из-за личной неприязни сотрудников, поэтому следует следить за атмосферой между членами коллектива, проводить профилактику и применять другие методы их пресечения. Если вовремя не устранить конфликт, то он может перерасти в межгрупповой конфликт или в конфликт между личностью и группой.

     Цель исследования – теоретически обосновать и эмпирически определить компоненты, влияющие на конфликтологическую культуру в педагогическом коллективе.

Объект исследования – конфликты в образовательном учреждении. Предмет исследования – специфические особенности педагогических

конфликтов в педагогическом коллективе.

     Гипотеза исследования. Предполагается, что специфические особенности педагогических конфликтов зависят от конфликтологической культуры педагогов.

Цель, предмет и гипотеза определили следующие задачи исследования:

   1. провести анализ литературных источников по проблеме педагогических конфликтов;

   2. изучить и структурировать отечественный и зарубежный опыт ученых в определении понятия и сущности конфликтов;

   3. рассмотреть конфликтологическую культуру педагогов и определить пути разрешения конфликтов;

   4. организовать и провести эмпирическое исследование проявления конфликтов в педагогических коллективах;

   5. предложить практические рекомендации, направленные на разрешение конфликтов.

Теоретико-методологическую	основу	исследования	составляют

работы: В.И. Андреева, А.Ю. Анцупова, Н.В. Гришиной, А.Г, Здравомыслова, И.А. Курочкиной, Е.Н. Соколовой, Н.В. Самсоновой.

Методы исследования:

     – теоретические: изучение и обобщение, теоретический анализ литературных источников;

– эмпирические: наблюдение, анкетирование, сравнение;

– статистические: количественный анализ экспертных данных,

Методики. В работе используются следующие методики:

1. Карта-схема оценки психологического климата Л.Н. Лутошкина.

     2. Методика Н.В. Киршевой и Н.В. Рябчиковой «Определение уровня конфликтности личности».

3. Тест А. Ассингера «Оценка агрессивности в отношениях».

4. Методика «Способы преодоления конфликта внутри малой группы».

5. Тест-опросник Томаса-Килманна «Стиль поведения в конфлкте».

     Научная новизна: исследование состоит в разработке групповых и индивидуальных подходов для разрешения педагогических конфликов в городских и сельских школах

     Теоретическая значимость результатов исследования состоит в изучении, обобщении и систематизации знаний по теме. Выявление
     
особенностей понятий и видов педагогических конфликтов, способов предотвращения конфликтов и изучения особенностей конфликтологической культуры педагогов. Анализ позволяет констатировать наличие разнообразных взглядов на природу конфликтов.

     Практическая значимость. Полученные в результате исследования положения направлены на совершенствование и решение практических задач, возникающих в работе педагогических коллективов. Содержащиеся в исследовании выводы, обобщения и предложения могут быть использованы в практической работе. Они полезны в работе руководства школы, педагогам и всем заинтересованным лицам.

Эмпирическая база и этапы исследования.

База исследования:

     1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ №11 им. И.А. Бурмистрова г. Ставрополя.

    2. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №7 Труновского муниципального района Ставропольского края.

    3. Средняя общеобразовательная школа СОШ №1 г. Цхинвал Республики Южная Осетия.

    4. Дзауская средняя школа им. К.Л. Хетагурова пос. Дзау Республики Южная Осетия.

Этапы исследования:

1. Первый этап – подготовительный.

2. Второй этап – опытно-экспериментальный.

3. Третий этап – интерпретационный.

4. Четвертый этап – аналитический.

5. Пятый этап – обобщающий.

     Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав заключения, списка использованных источников и приложений
     
1. Теоретико-психологический анализ педагогических конфликтов

в образовательной среде





1.1 Исследование проблемы конфликтов в трудах отечественных и зарубежных ученых


     Феномен конфликта не является порождением современности. Одна из первых концепций, связанных с понятием конфликта, восходит к Аристотелю (384 – 322 гг. до н.э.), который считал, что государство, общество – первичны, существуют от природы, а человек – существо общественное, политическое. В самой природе человека, по мнению Аристотеля, заложена способность к сотрудничеству с другими людьми. В обществе же происходит деление людей на властвующих и подчиняющихся. По мнению философа, важнейшими источниками конфликтов являются имущественное неравенство людей и неравенство получаемых ими почестей. По Аристотелю, избавиться от неравенства между людьми практически невозможно. Можно лишь с помощью справедливого государства добиться меры в распределении различного рода благ, почестей, участия во власти и тем самым создать предпосылки для более гармоничной жизни.

       В XVI веке Томас Гоббс высказал мысль о том, что естественное состояние общества – это «война всех против всех». Он считал, что природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей. Это равенство является источником раздоров, ибо из равенства, надежд на достижение целей и ограниченности ресурсов возникает исходный конфликт, а затем вторичный, проистекающий из общественного неравенства людей. Чтобы избежать самоуничтожения, люди,

по мнению Гоббса, заключают между собой договор об образовании государства, основной функцией которого является обеспечение потребности

самосохранения людей и возможность насильственного преодоления конфликтов.

     Проблема конфликта представлена в концепции К. Маркса о классовой борьбе. В классовом противостоянии К. Маркс видел основной источник конфликта в обществе XIX в., а разрешение конфликта им виделось в преодолении института частной собственности как основы классовой дискриминации людей.

     Проблема конфликта пронизывает исследования немецкого социолога М. Вебера. С его точки зрения, общество – это арена действия борящихся между собой статусных групп, каждая из которых имеет свои собственные экономические интересы, амбиции, понимание мира и других людей. По мнению М. Вебера, такие коллективные образования как государство, нация, семья, не функционируют, не поддерживают себя; главное – это изучение сознательного поведения индивидуумов обществе. М. Вебер подчеркивал, что определенные конфликты, в основе которых находятся противоположные конечные ценности, не могут быть устранены никакой аргументацией, так как они совершенно не совместимы друг с другом в мировоззренческом плане. Но это не означает, что общество характеризуется постоянной нестабильностью. В своих исследованиях М. Вебер доказал, что статусные группы могут выступать носителями культуры.

     Американский ученый Т. Парсонс называет конфликт «бедствием». По его мнению, при определенных условиях конфликты могут превращаться в зоны серьезной социальной напряженности, разрешение которой потребует значительных усилий.

     Весьма интересным направлением конфликтологии является сопоставительное изучение двух концепций: мотивационной и когнитивной. Согласно мотивационной концепции возникновение межличностного конфликта обусловлено осознанной необходимостью индивидуальных намерений и мотивов. Представители данной концепции ( М. Дейч, Л. Козер, Н. Тузард) считают, что конфликт может выполнять две функции:
     
конструктивную и деструктивную. Поэтому, важно не устранение или предотвращение конфликта, а нахождение способа сделать его продуктивным.

     Сторонники когнитивной концепции конфликтов (Л. Фестингер, Г. Магни и др.) видят его причину в противоречивости познавательных стратегий, используемых субъектами или сторонами при решении обоюдозначимых проблем. Говоря иначе, конфликт возникает при разной оценке одной и той же ситуации разными людьми. Таким образом, когнитивная концепция делает упор на изучение конфликтов в сфере сознания, мотивационная – в сфере предметной деятельности человека.

     Среди наиболее интересных основных направлений изучения конфликта в западной психологии следует выделить психоаналитическое, социометрическое и динамическое.

     Основоположник теории психоанализа З. Фрейд видел причины возникновения конфликтов в несоответствии моральных общественных условий требованиям природных инстинктов человека. По его словам, Сверх-Я культуры создало свои идеалы и предъявляет требования к взаимоотношениям между людьми. Однако, как пишет З. Фрейд, культурному обществу постоянно грозит развал из-за инстинктивной склонности людей к агрессии. З. Фрейд считал, что культура, духовность привели человека к тому, что, сжатый, как обручами, продуктами цивилизации, он вынужден постоянно вытеснять свою сексуальную энергию. Когда сила воздействия общественных условий превышает способность человека к сублимации (т.е. замещению инстинктивной цели в соответствии

с внешними социальными ценностями), тогда и возникает конфликт. Такие конфликты, по З. Фрейду, могут выражаться в неврозах, преступном поведении и т.д.

     Само общество, по Фрейду, возникло лишь в силу необходимости ограничения и подавления разрушительных по своей природе инстинктов человека, поскольку человек не может справиться с ними в одиночестве. Но
     
это привело, в свою очередь, к неразрешимому противоречию между обществом и человеком, так как человек стремится к полной свободе в удовлетворении своих желаний, а общество ее ограничивает.

     С практической точки зрения несомненный интерес представляет теория социометрии, которую разработал Дж. Морено. По его мнению,

межличностные конфликты возникают из-за эмоциональных антипатий между людьми. Дж. Морено разработал метод, с помощью которого могут фиксироваться эмоциональные предрасположения членов коллектива друг к другу, симпатии, антипатии, безразличие. Однако сведение всех конфликтов

к психологическим помехам в коммуникациях вызвало справедливую критику теории Дж. Морено со стороны других ученых.

     К. Левин, изучая механизм возникновения конфликта, доказывал, что его основой являются психические состояния личности (фрусрация,

напряженность, дискомфорт), отражающие степень неудовлетворенности объектами окружающей среды, на которые направлены потребности личности. Такой подход к конфликту основан на теории поля, согласно которой «жизненное пространство» – это совокупность сосуществующих и взаимосвязанных факторов, определяющих поведение индивида в данное время. Единое психологическое поле охватывает и личность, и окружающих

ее людей, и предметы. «Вокруг нас, – пишет К. Левин, существует мир предметов, который обладает определенной валентностью. Валентность – это свойство объекта привлекать или отталкивать человека. Конфликт возникает тогда, когда нарушается равновесие между индивидуумом и средой, когда силовые поля предметов в психологическом пространстве человека пересекаются».

К. Левин выделил три типа конфликтов:

     – человек находится между двумя положительными валентностями примерно равной величины;

     – человек находится между двумя примерно отрицательными валентностями;
     
     – человек сталкивается с объектом, имеющим одновременно отрицательную и положительную валентность.

     По мнению К. Левина, этими тремя ситуациями выбора может быть описан любой внутриличностный конфликт. А вот межличностный конфликт по мнению Левина, – это «конфликт между собственными и вынуждающими силами», т.е. возникновение объективного противоречия между собственными потребностями человека и внешней средой.

     Однако даже последователи Левина вынуждены отмечать, что он не смог вывести закономерности «жизненного пространства» из природы «социального пространства».

     Несомненный научный интерес представляет концепция трансактного анализа, предложенная Э. Берном. Ему удалось объяснить механизмы конфликтов, возникающие в процессе общения людей.

     По Э. Берну, у каждого человека существует определенный набор стереотипных межличностных коммуникаций, который соотносится с определенным состоянием его сознания. Он выделил три различных состояния Я (Я – Родитель, Я – Взрослый, Я – Ребенок), определяемых системой чувств и набором согласованных поведенческих схем. Единицей общения, по терминологии Э. Берна, является трансакция. Если человек, находясь в группе, проявит каким-либо образом свою осведомленность о присутствии другого, это будет трансактный стимул (Ст). Ответ на Ст называется трансактной реакцией (Рк). Таким образом, «трансакция= Ст+Рк» При нормальных человеческих отношениях стимул влечет за собой уместную, ожидаемую и естественную реакцию. Такую трансакцию называют дополнительной (Рис. 1).
     















Рис. 1. Модель различных состояний Я

где (Р) – «Родитель»

(В) – «Взрослый»

(Ре) – «Ребенок»

     Пока трансакции являются дополнительными (параллельными), процесс общения протекает спокойно. При пересекающихся трансакциях процесс общения прерывается. Это состояние соответствует конфликту.

     Таким образом, конфликтная ситуация заложена в самой структуре взаимодействующих личностей. Основой конфликта, по его мнению являются различные состояния, а «провокацией» конфликта – пересекающиеся трансакции.

     В своей работе «Человек как враг» Г. Зиммель анализирует многочисленные факты враждебности между отдельными индивидами и большими группами. По мнению Зиммеля, люди никогда не любили друг друга из-за вещей столь малых и ничтожных, как те, из-за которых один другого ненавидит. Более того, по его наблюдениям, внушить ненависть и враждебные настроения гораздо легче, чем дружелюбие и любовь. Отсюда Зиммель делает вывод, если причины конфликта столь незначительны, а подчас, действительно, просто смехотворны, то это не истинная причина конфликтов – скорее повод. В чем же тогда истинная причина конфликтов? В природе человека – отвечает Зиммель: «На сущностно присущую нам антипатию указывает нередко и такое явление, как «дух противоречия»,

свойственный	не	только	принципиальным	упрямцам,	всегда	говорящим

«нет». Даже во вполне гармоничных отношениях у многих людей этот инстинкт выступает с неизбежностью рефлекторного движения и добавляется в поведение человека в целом».

     Согласно вышесказанному, отметим, что идеи ученых Запада, занимающихся проблемами конфликтологии, находились в постоянном развитии. Разные времена изучались различные аспекты проблемы конфликта. Тем самым был сделан существенный вклад в развитие теории конфликта, в обоснование ряда интересных методологических подходов, благодаря которым стало возможным становление конфликтологии как самрстоятельного направления.

     В трудах отечественных ученых тоже содержится немало оригинальных теоретико-методологических находок, которые имеют прямое отношение к рассматриваемой области знания.

     В 1930 г. А.Р. Лурия опубликовал одну из первых работ по конфликтологии. Автор рассмотрел конфликт как самостоятельное психологическое явление. В своей работе «Экспериментальные конфликты у человека» он представил три типа конфликтов:

     – конфликт, вызванный необходимостью выбора человеком одного из двух приятных вариантов жизненной ситуации;

     – конфликт, вызванный необходимостью выбора между двумя приблизительно равными неприятными возможностями;

     – конфликт, вызванный необходимостью выбора между приятным и неприятным вариантом жизненной ситуации.

     А.Р. Лурия моделировал конфликты, опираясь на метод «ошибок», который использовал И.П. Павлов в своих физиологических опытах. Это помогло ученому в экспериментальных условиях изучить внутриличностные конфликты.

Огромное значение для понимания проблем конфликтологии (особенно

в педагогике) имеет культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, с точки зрения которого все психические функции человека имеют свои

глубинные корни, расположенные не внутри отдельного человеческого индивидуума, а вне его – в общении индивидов, в их отношении друг к другу и к вещам, созданным людьми. Особо актуальной представляется мысль Л.С. Выготского о том, что противоречия, таящиеся в социальной среде, всегда «будут вызывать трещины в самом хорошо задуманном и одушевленном воспитании».

     В контексте конфликтологии нельзя обойти вниманием работы А.С. Макаренко, в которых раскрывается система воспитания личности. Основой

ее является «закон движения коллектива», «система перспективных линий» (или «организация завтрашней радости»), которую А.С. Макаренко считал истинным стимулом человеческой жизни. Основанный на глубоком знании детской психологии, один из приемов коллективного действия – «метод взрыва» – впервые был разработан А.С. Макаренко. «Взрывом» он называл доведение конфликта до такого состояния, «когда уже нет возможности ни для какой эволюции, ни для какой тяжбы между личностью и обществом».

     Психологическим содержанием метода «взрыва» явилась ставка на быстрое и коренное изменение «дефективного» сознания, на рождение перспективных устремлений в результате перестройки мотивов. Макаренко считал, что в коллективе бывает очень много разных степеней конфликтности. Взрывной маневр, как писал Макаренко, – это вещь очень болезненная и педагогически трудная, поэтому не следует постоянно нервировать и утомлять коллектив. Необходимо выбирать из общей цепи конфликтных отношений самое яркое и убедительное. Эмоциональное внушение коллектива, выражение конфликта в различных формах (в формах отношения коллектива, осуждения и др.) является тем «категорическим императивом», в результате которого личность действительно взрывает в себе очень многие искаженные представления и формирует новые.

     Определенный интерес для конфликтологов представляют методы и принципы исследования свойств личности, описанные В.С. Мерлиным. По В.С. Мерлину, такой метод, как формирующий воспитательный и
     
психотерапевтический эксперимент, весьма успешен при разрешении психологических конфликтов, например, в школе при острых проявлениях дефектов поведения.

     С середины 70-х гг. прошлого столетия началось активное исследование конфликтов в коллективах.

     Одной из первых отечественных работ, в которой признавалась закономерность существования конфликтных ситуаций в коллективе и, следовательно, необходимость поиска их конструктивного разрешения, была книга В.М. Шепеля: «Руководитель и подчиненный». Конфликтные ситуации и их решение». В ней рассматривались три группы конфликтных ситуаций, связанные с этикой взаимодействия, педагогикой действия и психологией конфликта. Анализируя конкретные типовые ситуации, возникающие в практике управления, автор предложил принципы и логику аналитического решения конфликтов.

     Среди других исследований этого периода следует отметить работы А.А. Ершова, которым была осуществлена классификация конфликтов на основе источников их возникновения. Им же предложен и ряд методов обнаружения, предупреждения и разрешения межличностых конфликтов.

     Современная конфликтология – это учение, которое сложилось с помощью научного аппарата, разработанного в последние десятилетия многими учеными. Так, в середине 70-х гг. XX в. наметилась новая

тенденция в развитии конфликтологии: конфликты перестали рассматриваться только как отрицательное явление. Более того, конфликтное состояние межличностных отношений стало ассоциироваться с возможностью познания людьми друг друга.

     В 80-е гг. XX столетия получила признание теория субъектно-объектной природы конфликтов. Для этого периода характерно дифференцированное изучение конфликтов применительно к различным

сферам человеческой деятельности: научно-исследовательской, правоохранительной, педагогической и др.

     В 90-е гг. прошлого столетия проводилась одновременная разработка общей теории конфликта и проблем прикладного характера. В эти же годы предприняты попытки междисциплинарного изучения конфликтов.

Обоснование междисциплинарного подхода к проблеме конфликта строилась на том, что представители многих наук не видят свой предмет в объекте исследования, наблюдаются многочисленное дублирование, попытки распространить знания, полученные в одной науке, на конфликт в целом.

     Междисциплинарный подход к проблемам конфликта обусловлен также тем, что конфликтология тесно связана с различными науками – философией, социологией, социальной экологией, общей психологией и отраслевыми психологическими науками, правоведением, этикой, педагогикой и другими областями знания.

     Таким образом, исследованием конфликта занимаются многие науки, отечественные и зарубежные ученые, которые и продолжают развивать данную науку.


1.2 Конфликт: сущность и определения



     Понятие «конфликт» возникло от латинского conflictus – «столкновение» и означает противоречие сторон, суждений и интересов людей, инициирующие непосредственное воздействие.

     Впервые слово «конфликт» в качестве научного термина применил английский социолог Г. Спенсер в своей работе «Основания социологии». Термин «конфликт» считается междисциплинарным. Конфликты исследуют подобные науки как психология, педагогика, социология, политология, философия и др. Исследование социального конфликта вели М. Вебер, У. Мур, А. Росс и прочие иностранные и российские ученые.

     В «Большом психологическом словаре» конфликт – актуализированное разногласие, столкновение противоположно направленных интересов, целей,

позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов. При

этом подразделяют внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты.

     В словаре Ожегова под конфликтом понимается столкновение, серьезное разногласие, спор.

     С точки зрения А. Г. Здравомыслова, конфликт – это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия,

мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

     Р. Дарендорф понимает его как любое отношение между элементами, которое можно охарактеризовать через объективные («латентные») или субъективные («явные») противоположности.

     А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов предлагают понимать под конфликтом наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих

в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

     Б.И. Хасан определяет конфликт как актуализировавшееся противоречие, т. е. воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы.

В истоке  любого  конфликта  лежат  противоречия,  обусловленные

неудовлетворенностью каких-либо	потребностей	конфликтующих.

Противоречия являются объективной основой развития конфликтов. В тех случаях, когда конфликт возникает без видимых причин, конфликтная ситуация порождается латентным (скрытым) действием противоречий в социальных системах. Конфликт всегда связан с конкретными действиями противоположных сторон. Важной стороной этого противодействия является поведение людей. В конфликтных ситуациях стороны (индивиды, социальные группы, социальные организации) стремятся реализовать свои интересы.

     Конфликт возникает как форма социального противоречия и заключается в осознанном противоборстве субъектов, преследующих несовместимые цели.

     Все конфликты имеют общую структуру и включают в себя участников конфликта (личности, группы), конфликтную ситуацию (противоположные интересы, позиции, мотивы) и специфическую активность субъектов (противоборство, столкновение, непримиримость) однако разные исследователи рассматривают различные структурные компоненты конфликта.

     А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов при описании структуры конфликта говорят о конфликтной ситуации, участниках конфликта, объекте конфликта,

условиях протекания конфликта, образах конфликтной ситуации и конфликтном взаимодействии. Конфликтная ситуация, с их точки зрения, включает в себя участников (стороны конфликта); группы поддержки; объект или предмет конфликта; условия протекания конфликта и образы конфликтной ситуации, имеющиеся у ее участников. Конфликтное взаимодействие как структурный компонент представляет собой совокупность приемов этого взаимодействия. Динамические характеристики конфликта авторы сводят к стадиям процесса возникновения и развития конфликта (включая и конфликтное взаимодействие, и разрешение конфликта).

    Автором первой понятийной схемы социально-психологического анализа конфликта является Л. А. Петровская. При описании структуры конфликта она выделяет следующие составляющие: стороны (участники) конфликта, условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта, исходы конфликтных действий. Динамика конфликта, по мнению Л. А. Петровской, представляет собой процесс, состоящий из различных стадий развития конфликта – от возникновения конфликтной ситуации до ее разрешения.
    
     Существенным признаком конфликта, по мнению Н. В. Гришиной, является наличие субъекта или субъектов как активных носителей конфликта. Конфликт как фаза противоречия возможен лишь тогда, когда его стороны представлены субъектами.

     Причины возникновения конфликта – конкретные действия участников ситуации или возникшие обстоятельства. Выявить причину конфликта – это значит понять, что именно в действиях или поведении участников привело к переходу их взаимодействия в конфликт.

     Причиной конфликтов может быть физическая, эмоциональная и интеллектуальная несовместимость людей.

     Возникновение конфликта может быть обусловлено и различиями в понимании идей, ценностей, задач, методов и направлений работы.

     Интересным является взгляд В.И. Сперанского, который выделил три группы причин, на основе которых возникают любые конфликты:

     – когда коллективом управляет тот, кто потенциально не способен этого делать;

     – когда люди управляет в ситуациях, не предполагающих взаимоотношения управления;

     – когда человек не может реализовать свою естественную потребность управлять другими людьми.

     Таким образом, большинство причин конфликтов связано с изначально конфликтогенным несоответствием формальных и неформальных связей в социуме, с профессиональной деятельностью и личностными особенностями.

     В зависимости от того, какие структурные элементы конфликта рассматривались, Ф. Е. Василюк, Н. В. Гришина, М. Дойч, Дж. Доллард, А.

А. Ершов, К. Левин, Н. Д. Левитов, А. Р. Лурия, Н. Миллер и другие ученые создавали свои классификации конфликтов (табл. 1) и (табл. 2).


Таблица 1. Виды конфликтов



Автор (авторы)	Виды конфликтов

К. Боулдинг








С. Чейз



А. Г. Здравомыслов

















А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов



конфликты между отдельными личностями; между личностью и группой; между личностью и организацией; между группой и организацией;

конфликты между разными типами групп и организаций

конфликтные явления внутриличностного и

межличностного уровня;

конфликты между государствами, нациями и т. д.


межиндивидуальные конфликты;

межгрупповые конфликты:

–  между группами по интересам;

–  группами этнонационального характера;

– группами, объединенными общностью положения; конфликты между ассоциациями (партиями); внутри и межинституциональные конфликты; конфликты между секторами общественного раз-деления труда; конфликты между государственными образованиями;

конфликты между культурами или типами культур внутриличностные конфликты; социальные конфликты: межличностные конфликты, конфликты между малыми, средними и большими социальными группами; международные конфликты между отдельными государствами и их коалициями



Таблица 2. Классификация конфликтов

Признак классификации
Виды конфликтов



1.
По сферам проявления
Производственно-экономические


Идеологические


Социально-психологические


Семейно-бытовые



2.
По масштабам, длительности и
Общие и локальные
напряженности
Бурные быстротекущие,


кратковременные


Острые длительные, затяжные


Слабовыраженные и вялотекущие


Слабовыраженные и быстротекущие



3.
По субъектам конфликтного
Внутриличностные
взаимодействия
Межличностные


Межличностно-групповые


Межгрупповые
4.
По предмету конфликта
Реальные (предметные)


Нереальные (беспредметные)



5.
По источникам и причинам
Объективные и субъективные

возникновения
Организационные


Эмоциональные и социально-трудовые


Деловые и личностные
6.
По коммуникативной
Горизонтальные
направленности
Вертикальные


Смешанные
7.
По социальным последствиям
Позитивные и негативные


Конструктивные и деструктивные


Созидательные и разрушительные
8.
По формам и степени
Открытые и скрытые
столкновения
Спонтанные, инициативные и


спровоцированные


Неизбежные, вынужденные,


нецелесообразные
9.
По способам и масштабам
Антагонистические и компромиссные
урегулирования
Полностью или частично разрешаемые


Приводящие к согласию и


сотрудничеству




     К динамическим характеристикам конфликта относят этапы развития конфликта и процессы, возникающие на различных его стадиях.

Этапы развития конфликта:

     1) возникновение предконфликтной ситуации или объективной конфликтной ситуации;

2) осознание ситуации как конфликтной;

3) конфликтное взаимодействие (или собственно конфликт);

4) разрешение конфликта.

     Конфликт как процесс имеет три стадии: латентная стадия (предконфликтная ситуация); стадия открытого конфликта; стадия разрешения (завершения) конфликта.

     А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов в динамике конфликта выделили ряд периодов и этапов.

     Латентный период (предконфликтная ситуация) состоит из следующих этапов:

– возникновение объективной проблемной ситуации;

– осознание объективной проблемной ситуации.

     – попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами.

– возникновение предконфликтной ситуации.

     Открытый период, или конфликтное взаимодействие (собственно конфликт), составляют следующие этапы:

     – инцидент: происходит первое столкновение сторон, попытка одной стороны решить проблему в свою пользу. Конфликт может развиваться как чередование конфликтных столкновений – инцидентов;

– эскалация: интенсификация противостояния участников конфликта.

Этот этап связан с началом открытого конфликтного взаимодействия. Эскалация характеризуется сужением когнитивной сферы, т.е. переходом к более примитивным формам отражения реальности; вытеснением адекватного восприятия другого образом врага.

     – сбалансированное противодействие.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.