VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности преодоления конфликтов в среде подростков.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016766
Тема: Особенности преодоления конфликтов в среде подростков.
Содержание
Минобрнауки России
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Вятский государственный университет»
(ВятГУ)

Факультет Технологий, Инжиниринга и Дизайна
Кафедра технологии и методики преподавания технологии
Курсовая работа по психологии

Особенности преодоления конфликтов в среде подростков


Выполнила:
студентка 1 курса факультета технологий,
инжиниринга и дизайна
группы ПОДб-12 очной формы обучения
Рукавишникова Анна Сергеевна
_____________________/подпись/

Научный руководитель:
канд. психол. наук, доцент
кафедры общей и специальной психологии 
                                                                Королева Оксана Леонидовна

                                                    _____________________/подпись/













                                               Киров 

                                                2018 
 Содержание:
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы. Особенности преодоления конфликтов в среде подростков……………………………………………………………………….5

1.1. Особенности преодоления конфликтов в среде подростков………..5

1.2.Конфликты в среде подростков……………………………..8

1.3.Психофизиологические особенности подростков……………15


Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей преодоления конфликтов в среде подростков ……….……………………………………………………………………….…..20

2.1.Цель, гипотеза, задачи исследования………………………….20

2.2.Диагностический инструментарий исследования…………………….22 

2.3.Результаты исследования……………………………………………..23
2.4.Рекомендации для подростков по поведению в конфликтной ситуации.28


Заключение………………………………………………………………………30
Библиографический список……………………………………………………………………………31
Приложение………………………………………………………………………33







Введение
Подростковый возраст  - это значительный этап социализации, период формирования способов взаимодействия с окружающими. Одной из актуальных проблем современного общества являются особенности преодоления конфликтов в среде подростков. Конфликты оказывают существенное влияние на жизнь одного отдельного человека, развитие социальных групп, историю государства и человечества в целом. Конфликт, как социально-психологический феномен, является закономерной и естественной характеристикой социальных отношений. Наряду с социальными факторами и недостатком грамотности в общении, межличностные конфликты подростков обусловлены возрастным кризисом. Психологи единогласны в том, что разрешение или же наоборот – неразрешение конфликта существенно может повлиять на дальнейшее развитие и формирование личности, а так же на ее положение в социуме. Межличностные разногласия между подростками наиболее трудны в их разрешении и протекании , так как этот возраст считается самым тяжёлым, это период «крайней ранимости», от которой подростки защищаются либо депрессией, либо негативом. В большинстве случаев, подросток не обращает внимания на рациональное решение проблемы, а усиленно пытается оказать давление на оппонента, что приводит к зарождению конфликтной ситуации. На сегодня проблема конфликтов в подростковой среде велика, именно поэтому важно изучить их преодоление. 
Данной проблемой занимались такие психологи и учёные, как Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, Э.Эриксон, Т.В.Драгунова, В.М.Афонькова, Б.Т.Лихачёв и другие. Так же современными учёными разрабатываются методы по предотвращению конфликтов среди подростков и укрепление отношений подростков с родителями и школой. 

Актуальность предполагает цель исследования:
* Выявить особенности преодоления конфликтов в среде подростков;
Объектом исследования являются конфликты в среде подростков.
Предметом исследования являются особенности преодоления конфликтов.
Гипотеза исследования: предположим, что особенности преодоления конфликтов в среде подростков имеют такие особенности, как проявление агрессии.
Задачи исследования:
* Провести теоретический анализ проблемы особенностей преодоления конфликтов в среде подростков в психолого-педагогической литературе;
* Выявить особенности конфликтного поведения в среде подростков;
* Проанализировать полученные результаты в ходе констатирующего эксперимента;
* Разработать рекомендации для подростков.








          1.1.Особенности преодоления конфликтов в среде подростков
Невозможно прожить без общения взрослому, а что тогда говорить о подростках, ведущей деятельностью которых является общение со сверстниками. Но оно иногда приносит не только удовлетворение, но скрывает в себе неприятности. 
Рассмотрим варианты преодоления конфликта:
Первый – уход, закрытость от разрешения возникшего противоречия путем перевода разговора в другое русло (например ссылка  на недостаток времени). Такой исход конфликта - просто откладывание его. Но в этом есть и свой плюс. Данная тактика дает возможность обеим сторонам остыть, пережить с конфликтом, найти оптимальный вариант выхода из него. Но в большинстве случаев уход лишь переносит конфликт в ближайшее будущее, поэтому такой исход малопродуктивен, ибо проблема не устраняется.
Второй вариант исхода конфликта - сглаживание, когда одна из сторон соглашается с претензиями, но только в данный момент. Обвиняемый старается смягчить эмоциональное возбуждение партнера, но это не означает, что он принял и понял претензии обвинителя или осознал предмет спора. Просто не теперь и не сейчас. Эта тактика подрывает доверие партнера, ведь он через некоторое время поймет, что его слова никаким образом не воздействовали на обвиняемого , обещания были даны, но не были выполнены. 
Третий тип – компромисс (золотая середина). Под этим исходом понимается открытое обсуждение мнений и позиций, для того чтобы найти решение, которое бы удовлетворила обе стороны конфликта. 
Четвертый вариант – конфронтация или по-другому противостояние.  Это малопродуктивный исход конфликта, когда никто из участников не принимает во внимание мнение другого. При конфронтации, когда разумные доводы использованы, ситуация может дойти до личных оскорблений. В этом случае для разрешения ситуации необходимо третье лицо (арбитр) и соблюдение правил дискуссии.
Пятый вариант исхода конфликта, еще более непродуктивный, чем конфронтация, - принуждение. Под этим исходом понимают прямолинейное навязывание собственного мнения инициатора конфликта. Принуждение быстро и решительно устраняет причину недовольства инициатора, но у оппонента постепенно нарастает недовольство. Как только исчерпывается возможность для принуждения, добрые отношения между партнерами разрываются.
Мною была выдвинута гипотеза, что подросток преодолевает конфликты при  помощи агрессии. 
Проблема агрессии подростков была всегда, но на данный момент стала особо актуальной, так как они испытывают очень большой информационный стресс, реагируют на проблемы экономического характера. Данная проблема стала острее по мере того,  какие кризисы происходят в стране. И, конечно же, подростковый кризис с гормональными изменениями даёт подвижки в поведении. Всё чаще на экранах телевизора или в мониторе компьютера, или же в газетах мы видим страшные известия о жестокости подростковых действий , об их аморальном поведении. И что самое страшное - они не стыдятся своих поступков, а смело идут на телевизионные программы, дают интервью в газетах и т.д. Если раньше родители думали , что раз их ребенок дома, то он в безопасности, сейчас же эта фраза сомнительна. Каждый восьмой подросток проводит более пяти часов, а иногда и вообще не выходит из-за стола или не отрывается от смартфона в руках. В 2012 году в силу вступил закон о защите детей от информации, причиняющей вред их развитию, психическому здоровью. На самом деле корни агрессии лежат именно в интернете, социальных сетях. Огромное количество различных сайтов, с вредоносной для психики подростка информацией и видео, аудио файлами. В этот период подросток податлив, легковнушаем, так как он переживает внутриличностный конфликт, его психика слаба. Но к сожалению это не относится к родителям – их подросток не слушает, не признает, отталкивает и ничего не рассказывает о своей  повседневной жизни. Всё это ведётся к тому, что если человек внутренне агрессивен, то и межличностные конфликты будут решаться крайне негативно.
Таким образом, подросток может преодолеть конфликт пятью путями : избегание, компромисс, принуждение, сотрудничество, соперничество. Выбор зависит от самой ситуации, причины конфликта, кто является оппонентом. Но зачастую подростковый конфликт не обходится без агрессии, что с каждым годом положение усугубляется. Виной тому является информационный стресс : целыми часами или днями проведение своего досуга в просторах интернета, в котором собрана всяческая психоделическая информация.









1.2.Конфликты в среде подростков
Конфликты можно считать неотъемлемым компонентом любой сферы человеческой деятельности. Конфликты происходят в различных сферах жизнедеятельности, не исключением являются и конфликты в условиях подростковой среды. 
Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus — столкновение. Это психическое явление, заключающееся в столкновении взаимоисключающих, противоположно направленных мотивов, потребностей, целей, задач, интересов, взглядов, мнений, позиций, действий, устремлений и т.д. Самое важное в данном определении – это столкновение именно противоположно направленных и взаимоисключающих. Разные цели и разные мотивы это не обязательно конфликт. Как правило, содержание понятия конфликта раскрывается через следующие значения: 
1. Состояние открытой, часто затяжной борьбы; сражение или война. 
2. Состояние дисгармонии в отношениях между людьми, идеями или интересами; столкновение противоположностей. 
3. Психическая борьба, возникающая как результат одновременного функ ционирования взаимно исключающих импульсов, желаний или тенденций.
 4. Противостояние характеров или сил в литературном или сценическом произведении, в особенности главная оппозиция, на которой строится сюжет.
Из других изданий (Compton's Interactive Encyclopedia, 1996) к этому можно добавить еще одно значение: эмоциональное напряжение (волнение, беспокойство), возникающее в результате столкновения противоположных импульсов или неспособности согласовать, примирить внутренние импульсы с реальностью или моральными ограничениями.[2]
Среди психологов и в целом в науке нет точного понятия, которое бы было признано всеми, определяющее сущность конфликта. Одни ученые расшифровывают как вид общения, безвыходная ситуация, несовместимость в данный момент. Другие же имеют понятие более близкое к пониманию : столкновение, противоборство, схватка. Например В. В. Дружинин и его соавторы дают следующее определение конфликта: «Конфликт – способ разрешения коренных противоречий, неразрешимых другим (логическим) путем». 
В структуре конфликта всегда есть два основных аспекта: объект( то из-за чего возникает конфликт, но иногда может быть и сам субъект) и субъект( участник конфликта). 
Конфликты бывают конструктивные и неконструктивные. 
При конструктивном конфликте стороны спора не выходят за рамки приличий и аргументов. Конфликтующие не опускаются до взаимных оскорблений и грубости. 
При неконструктивном конфликте спорящие стороны считают, что для победы все средства хороши. Следовательно последствия могут быть самыми драматическими. 
Стадии развития конфликта: 
?возникновение конфликтной ситуации. Конфликта как факта пока нет, имеется лишь причина, способная его начать; 
? осознание конфликта. Осмысление, анализирование причины конфликта и вырабатывание возможной линии дальнейшего поведения;
? проявление конфликтного поведения. Участники конфликта переходят к активным действиям; 
? углубление конфликта. Участники конфликта открыто заявляют о своих позициях, выдвигают требования; 
? проявление конфликтного поведения; 
? разрешение противоречий. На этой стадии происходит практическая ликвидация противоречий. 
Начало подросткового периода связано с физиологическими изменениями, бурно влияющими на поведение, настроение, взаимодействие с окружающими подростка. Таким образом , переживая один из самых острых возрастных кризисов, в большей мере подростку свойственен внутриличностный конфликт, который приводит к спорам с самим собой, самоутверждение, самопознание и самореализация. Внутриличностный конфликт может возникнуть при неудовлетворенности жизнью, проблемы в личной жизни: негладкие отношения со сверстниками, трудности с учебой, недопонимание родителей, малая уверенность в себе и своих действиях и множество других факторов.
Подросток пребывает в социуме, следовательно кроме конфликтов, переживаемых внутри себя, когда борьба идет с самим собой , имеются конфликты и с внешним окружением :
— межличностный конфликт возникает при взаимодействии подростков с  различными взглядами, характерами, интересами, принципами и многие другие причины. 
— конфликт между личностью и группой возникает, если личность занимает позицию, отличающуюся от позиций группы, например, педагог в конце урока не задал домашнее задание, а один ученик напомнил ему про него —отношения с классом будут напряженными, так как он не считается с мнением группы, идет против всех. Восстановить отношения с группой намного сложнее, нежели с одним человеком, поэтому этот тип конфликта тяжелее других по моему мнению. Тем более, что подростки слушают своих сверстников, а тем более послушают лидера группы и не захотят стать тоже изгоями;
— межгрупповой конфликт возникает из-за противоречий и идейных установок двух различных групп. Стандартные ситуации в школах, когда класс «а» и класс «б» вечно между собой соревнуются, конфликтуют. 
Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации[3]
Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. Такой тип конфликта является естественным, так как не существует абсолютно схожих взглядов, интересов, мнений. В межличностных конфликтах индивиды противостоят друг другу и выясняют свои отношения лицом к лицу, доказывая свою правоту, иногда даже навязывая свою точку зрения. Это один из самых распространенных конфликтов. 
Рассмотрим причины подростковых конфликтов.
Большая часть конфликтов среди подростков возникает из-за претензий на лидерство в микрогруппах. Межличностные конфликты могут возникать между устоявшимся лидером и набирающим авторитет лидера членом микрогруппы.  Конфликтные ситуации могут возникать при взаимодействии лидеров микрогрупп, каждый из которых может претендовать на признание его авторитета всем классом. Лидеры могут втягивать в конфликты своих сторонников, расширяя масштабы межличностного конфликта. Кроме того, подростки стараются избегать вмешивания взрослых, так как будет подорван авторитет. Умение постоять за себя – ценность подростковых конфликтов. Здесь кроется другая проблема - проблема поведения в конфликте, выборе стратегии поведения. 
Ущемление личных достоинств и амбиций подростков другими сверстниками. Достоинство – это ценностное отношение личности к самой себе и отношение к ней других людей. Достоинство тесно связано с такими свойствами личности, как совесть, честь, ответственность. Обладая достоинством, человек во имя самоуважения не допускает отступлений от своих обещаний, сохраняет мужество в трудных жизненных условиях. Человека в любом возрасте возмутит , когда посягнут на его честь, интересы, убеждения. 
Не исключены конфликты, когда один из участников является агрессивной личностью, для которой конфликт – это повседневная обыденная ситуация. 

По мнению психологов психоаналитического направления, явления подростковой конфликтности неизбежны, поскольку попытки личности интегрировать новые сексуальные импульсы приводят к внутренним переворотам, личностным нарушениям и снижению социальной адаптации. Для уменьшения негативных последствий столкновения сексуальных импульсов с социальными табу, подросток "использует" механизмы психологической защиты (подавление, вытеснение, проекция, идентификация, рационализация и сублимация), искажающие восприятие ситуации, что может выступать как один из факторов возникновения межличностных конфликтов.
Роль конфликтов в подростковом возрасте достаточно велика. Как и в любом другом возрасте, конфликты подростков носят как позитивный, так и негативный варианты исхода.  С усложнением системы общественных отношений, с включением индивида в разнообразные общности, потребность в принадлежности к какой-либо группе удовлетворяется только при подчинении разнообразным общественным нормам и предписаниям, удовлетворяя при этом социальные ожидания окружающих. Постепенно на этой основе вырабатывается потребность следовать нормам, обычаям, традициям группы, поскольку в противном случае личность неизбежно вступает в постоянный устойчивый конфликт с окружающими и, в конечном счете, будет отторгнута группами, к которым она принадлежит [4]
Многие подростки испытывают затруднения в контактах со сверстниками и переживают свое одиночество болезненно. Любые трудности в социальной сфере приводят к нарушению деятельности, отношений, порождают негативные эмоции и переживания, вызывают чувство дискомфорта. Всё это может иметь неблагоприятные последствия для развития личности ребенка [5]. 
Наряду с деструктивными функциями, межличностный конфликт обладает важным конструктивным потенциалом.
К конструктивным функциям межличностных конфликтов в среде подростков можно отнести следующие:
     - межличностный конфликт является важным источником личностного развития, а также развития отношений внутри групп;
     - межличностные конфликты способны позитивно изменить и расширить сферу и способы межличностного взаимодействия;
     - через открытую конфронтацию межличностный конфликт освобождает группу от негативных факторов ее развития;
              - межличностный конфликт способствует развитию взаимопонимания между подростками, развивает их социальный интеллект [7]
Что касается позитивной роли межличностного конфликта в подростковом возрасте, следует отметить, что для развития личности конфликты необходимы. Лишь преодолевая конфликтную ситуацию, находя выход из неё, внутреннее или внешнее противоречие, индивид выходит на новую ступень собственного развития. Многие подростки болезненно переживают трудности при общении со сверстниками, при попытке повысить свой авторитет в группе. И такие проблемы могут повлиять на учебную мотивацию: подросток не будет обладать желанием идти в школу / колледж, на уроках будет погружен в себя и максимально закрыт от всех. Приоритет в этом возрасте отдаётся сверстникам, родители уходят на задний план. Поэтому родительская помощь не окажет влияния на исправление ситуации. 
Таким образом, во-первых, практически общепризнанной является мысль об объективной основе подростковой конфликтности; а, во-вторых, межличностный конфликт может быть рассмотрен как ситуация интенсивного личностного развития, связанного с переструктурированием когнитивных образований, динамикой мотивов, ценностей и т.д. И, наконец, так как  конфликты в подростковой среде - явление неизбежное, предметом пристального внимания должно стать не только наличие конфликтов и конфликтное поведение, но и их отсутствие. Имеются  основания утверждать, что отсутствие конфликтов так же опасно для позитивного личностного становления подростка, как и наличие деструктивных, хронических конфликтных внутригрупповых отношений.
Таким образом, в социуме без общения никак, но не всегда это общение дает положительные эмоции. Столкновения разных интересов, мнений, позиций происходит ежедневно. А в среде подростка , в которой он постоянно находится в общении, с его гормональным всплеском конфликтов избежать довольно нелегко. Но конфликты дают дополнительный толчок к развитию личности и становлению в обществе. Поэтому безконфликтный подросток , постоянно пытающийся избежать противоборства , мало чего добьётся в дальнейшем.  

                  




             1.3. Психофизиологические особенности подростков
В психологии до настоящего времени ведутся дискуссии о хронологических рамках подросткового периода. Существует множество точек зрения, которые будут приведены ниже.
Л.С. Выготский выделяет пубертатный возраст 14-18 лет и два кризиса : 13 и 17 лет. По Э.Эриксону подростковый период проходит 15 до 20 лет. Л.Ф.Обухова утверждает, что по современным данным подростковый период охватывает с 11 до 20 лет. 
Начало и окончание подросткового возраста психологи определяют по–разному. Ученые, придерживающиеся биологического подхода, считают, что начало подросткового периода совпадает с достижением половой зрелости. Это связано с репродуктивной функцией, половым созреванием, проходящим пять этапов.
 Подростковый возраст – это гормональная активация, когда половые железы как у мальчиков, так и у девочек, приходят в состояние активации. Начинают продуцировать активные половые клетки. Но в силу того, что долгое время организм находился без этих гормон, нервные системы головного мозга совершенно не адаптированы к работе в новых условиях. И в силу данных обстоятельств получается , что половые гормоны поступают к правому и левому полушарию. Правое полушарие более устойчиво и выдерживает нагрузку, а функции левого полушария начинают снижаться, следовательно доминирует правое полушарие. Левое полушарие отвечает за интеллектуальную деятельность человека, а правое  за его  эмоциональные характеристики: поведение, привычки, эмоции, интеллектуальные способности. Поэтому у подростков в этот период преобладает негативизм, низкая самооценка, неуверенность в себе и своих возможностях. Так же левое полушарие это процесс активного торможения. После замедления работы левого полушария подростку сложнее становится контролировать свои поведенческие реакции. 
Репродуктивная функция , половое созревание проходит 5 этапов: 
Первый (препубертатный) этап берёт своё начало с 7 лет и заканчивается в 10 лет у девочек и 13 – у мальчиков. Т.Ц. Марцинковская утверждает, что на данном этапе деятельность щитовидной железы и гипофиза меняется.
На втором этапе, пубертатном, проявляются первые признаки полового созревания, влияющего на физическое развитие, рост костной и мышечной систем изменяет темп, ускоряется  обмен веществ. Такие изменения происходят в возрасте до 12–14 лет.
Третий этап знаменует процесс активизации половых и щитовидной желез внутренней секреции. Этот этап характеризует начало собственно подросткового периода развития. В это время происходит бурный рост трубчатых костей, формирование грудной клетки. Подростки очень пластичны, умеют быстро развить у себя спортивную форму. На этом этапе увеличивается объем легких. Появляются боли в сердце, так как изменяется его работа, кровеносные сосуды растут медленнее, поэтому артериальное давление становится нестабильным. Результат этого – частые головные боли и повышенная утомляемость. Недостаточное насыщение мозга кислородом приводит к торможению и изменению функционирования психических процессов, уменьшению объема внимания, снижению скорости переключения внимания, к снижению способности распределения внимания и  концентрации.
На четвертом этапе максимально активны половые гормоны. У мальчиков они влияют на рост тела, созревание половых органов и появление вторичных половых признаков – изменение голоса, появление кадыка, оволосение, поллюции. У девочек утверждается менструальный цикл, также происходит развитие половых органов, которые готовы к оплодотворению, беременности, кормлению ребенка.
К пятому этапу, в 15–17 лет, окончательно завершается половое созревание. Наступает анатомическая и физиологическая зрелость. Таким образом, девочки достигают половой зрелости раньше, чем мальчики. Собственно говоря, этот этап в отечественной психологии считается началом юношеского возраста.
Одна из классификаций, основанная на биологических факторах, принадлежит З. Фрейду. Возраст 12–15 лет – это период пубертата, т. е. именно тот период, когда происходит половое созревание. Для данного уровня развития характерны влюбленность, способность к гетеросексуальным, интимным отношениям. 
Э. Эриксон больше внимания обращал на социальные и культурные факторы, влияющие на процесс развития подростка. Фрейд был убежден в значимости первых 6 лет жизни ребенка и родителей, но личность, согласно представлениям Эриксона, более податлива и формируется на протяжении всей жизни под влиянием друзей, семьи и общества в целом. Возраст 6–14 лет Эриксон относит к позднему детству, а 14–20 – к юности.
Продолжает эти идеи другой представитель современного психоанализа (неофрейдизма) – Блос. Он различает пять фаз, характерных для перехода от детства к взрослости. Нас интересуют в первую очередь два этапа – предпубертат (примерно 10–12 лет) и ранний пубертат (13–14 лет). На первом этапе предпубертата происходит усиление влечений с появлением агрессий. Иначе говоря, в 10–12 лет еще имеют место капризы, упертость, беспричинные действия, благодаря которым ребенок добивается того, чего хочет. На втором этапе девочки и мальчики отдаляются от близких людей из семейного круга и начинают ориентироваться на объекты, приносящие им удовлетворение.
Влияние биологических факторов, имеют большое значение для развития физиологических и нервных процессов.
Периодизация жизненного пути проходит через задачи,решаемые индивидом, для того, чтобы своевременно и успешно перейти в следующую фазу жизни. У подростка формируются новые ценностные ориентации, он по-иному начинает относиться к себе, меняется его отношение с окружающим себя бытом: семья, школа, сверстники. Стремительные изменения в организме подростков повышают интерес к своему облику. Они вынуждены приспособиться к своему меняющемуся телу, построить и принять новый физический Я-образ. Но так же существует  и Я-идеальный образ. Подростки находятся в постоянном сравнении себя с другими. Мальчики озабочены низким ростом и недостаточно развитым физическим здоровьем, а девочки – излишним весом и высоким ростом. Особое внимание подростки уделяют противоположному полу.
Социальная ситуация развития - эмансипация от взрослых и группирование, представляет собой переход от зависимого детства к  самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.
 Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Происходит переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. Продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. В этом возрасте появляется мужской взгляд на мир и женский. Стремительно развиваются творческие способности. Подросток относится к себе, как к взрослому , следовательно он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию. Чувство взрослости проявляется и в том, что подросток старается оградиться от опеки и вмешательства родителей. Основные линии развития подростков связаны с прохождением кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и обретения самостоятельности. В данном возрасте семья больше не играет роль авторитета , а больше подросток прислушивается к своему окружению, к друзьям. Познание себя через сходство с другими происходит у подростков при общении со сверстниками. Подростки имеют свои собственные нормы, специфические формы поведения, образующие подростковую субкультуру. Для них очень важно чувство принадлежности, возможность занять свое место в референтной группе. 













ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей преодоления конфликтов в среде подростков.
                      2.1. Цель, гипотеза, задачи исследования. 
Теоретический анализ проблемы позволил подойти к разработке её исследования.
Цель исследования: выявление  особенностей преодоления конфликтов в среде подростков. 
Предмет исследования –особенности преодоления конфликтов.
Объект исследования –конфликты в среде подростков.
Гипотеза: предположим, что особенности преодоления конфликтов в среде подростков имеют такие особенности, как проявление агрессии.
Задачи исследования: 
1. Провести теоретический анализ проблемы особенностей преодоления конфликтов в среде подростков в психолого-педагогической литературе;
2. Выявить особенности конфликтного поведения в среде подростков;
3. Проанализировать полученные результаты в ходе констатирующего эксперимента;
4. Разработать рекомендации для подростков.
Исследование включает в себя констатирующий эксперимент, на котором были использованы следующие методы: 
?теоретический анализ научной литературы с целью знакомства с психофизиологическими особенностями подростков, особенностями преодоления конфликтов в среде и подростков и само знакомство с существующими подростковыми конфликтами;
?наблюдение с целью сбора первичной информации взаимодействия друг с другом в группе;
?констатирующий эксперимент - метод, цель которого в нашем исследовании – это выявление особенностей преодоления конфликтов в среде подростков;
?тестирование использовано с целью выявления уровня конфликтности личности подростка;
?беседа - метод, цель которого наиболее точно вывить особенности преодоления конфликтов в среде подростков;
? количественный и качественный анализ полученных данных целенаправлен на итоговую интерпретацию проведенного исследования.
















                2.2. Диагностический инструментарий исследования. 
Для исследования были подобраны следующие методики:
1. Методика К.Н.Томас «Оценка способов реагирования в конфликте».
Цель: определение типичных способов реагирования на конфликтные ситуации (соперничество, сотрудничество, компромисс, избежание, приспособление). 
2. Тест на конфликтность Кноблох – Фальконетт
Цель: определение склонности к внутриличностному конфликту и оценивание данного критерия по двум шкалам «эгохватание» и «гармоничность». 
3. Тест по Г.Н. Маркову «Конфликтная личность»
Цель: определение уровня конфликтности личности, построенный на положении о ведущей роли одного из полушарий головного мозга.
Исследование проходило  на базе ВятКТУиС, Вятского колледжа технологий управления и сервиса. На этапе констатирующего эксперимента была выделена группа подростков – 23 человека, среди которых 19 девочек, 4 мальчиков, средний возраст которых 16,5±0,7. 







2.3.Результаты исследования 
Для выявления особенностей преодоления конфликтов в среде подростков были использованы: методика К.Н.Томаса «Оценка способов реагирования в конфликте»; тест на конфликтность Кноблох – Фальконетт; тест по Г.Н.Маркову «Конфликтная личность».
1) Результаты исследования по методике К.Н.Томаса «Оценка способов реагирования в конфликте» представлены в таблице.
Таблица 1. Распределение подростков по способам реагирования в конфликте по методике К.Н.Томаса «Оценка способов реагирования в конфликте» (n=23)
Респонденты
(возраст)
Способы реагирования в конфликте

Сотрудничество
Компромисс
Избегание
Приспособление
Соперничество

Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Девочки
3
15,8
10
52,6
3
15,8
5
26,3
3
15,8
Мальчики
1
25
2
50
-
-
-
-
3
75

По результатам данной таблицы  можно увидеть ,что девочки и мальчики в конфликтных ситуациях ведут себя по-разному. Среди мальчиков преобладает 2 способа реагирования на конфликт: компромисс(50%) и соперничество(75%), так же в меньшинстве преобладает сотрудничество(25%). Но у одного мальчика равное количество было по трём показателям : соперничество, сотрудничество, компромисс. В то время как у другого ярко выражен показатель соперничества. Среди девочек у двенадцати совпали некоторые показатели. У двух девочек компромисс и избегание имеют самый большой и равный между собой показатель , то есть они по максимуму стараются избегать конфликтных ситуаций. Так же две девочки имеют выраженный показатель соперничества среди всех остальных. 

Рис. 1. Результаты по методике К.Томаса «Оценка способов реагирования в конфликте» (n=23) 
Результаты, представленные на рис. 1, позволяют увидеть, что большая часть подростков, исследуемой группы, в конфликтных ситуациях используют такие типы поведения, как компромисс( 25,8%) и избегание (20,5%), меньше всего используется сотрудничество (16,6%) , приспособление (18,5%) и соперничество (18,6%). 
2) Рассмотрим результаты теста на конфликтность Кноблоха – Фальконетта (n=23)
Таблица 2. Распределение подростков по преобладающим чертам в характере: эгохватание, гармоничность по тесту на конфликтность Кноблоха – Фальконетта.
Респонденты
(возраст)
Преобладание в характере

Гармоничность
Эгохватание
Равнозначно

Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Девочки
9
47,4
7
36,8
3
15,8
Мальчики
1
25
1
25
2
50
По результатам теста, определяющей склонность к внутриличностному конфликту, были сделаны следующие выводы : с небольшим отрывом группа состоит в основном из нерешительных, неуверенных в себе подростков, склонных к самообвинениям. К такому выводу привела интерпретация самого автора результатов теста. По его словам эгохватание – это внутренняя конфликтность личности, склонность к самообвинениям, нерешительности и неуверенности в себе. А гармоничность – это спокойствие, уверенность в себе, сбалансированность желаний, стремлений, уровня притязаний. Но у двух мальчиков и трёх девочек уровни гармоничности и эгохватания равны. 
3) Результаты теста по Г.Н.Маркову «Конфликтная личность» (n=23)

Мальчики 
Девочки 

Кол-во
%
Кол-во 
%
Пппп
-
-
-
-
пппл
-
-
-
-
Пплп
-
-
1
5,3
Пплл
1
25
-
-
Плпл
-
-
1
5,3
Плпп
-
-
4 
21,1
Пллп
-
-
1
5,3
Пллл
1
25
1
5,3
Лппп
-
-
1
5,3
Лппл 
1
25
-
-
Лплп 
-
-
3
15,8
Лплл
-
-
1
5,3
Ллпп
-
-
1
5,3
Ллпл 
-
-
1
5,3
Лллп 
-
-
1
5,3
Лллл 
1
25
2
10,5

По результатам теста можно увидеть, что преобладает 3 показателя: ПЛПП, ЛПЛП, ЛЛЛЛ среди девочек, у мальчиков нет схожих ответов друг с другом. ПЛПП – испытуемые, выбравшие данную позицию, весьма готовы идти на конфликт, более того часто выступают его инициаторами. Конфликт для них является методом самоутверждения, в процессе которого чувствуют себя уверенно, даже доминантно. Но при этом всём смогут пойти на компромисс , если это защитит их интересы например. 
ЛПЛП – испытуемые с данным показателем, считают конфликт «всему головой» - целенаправленно на него движутся, считая конфликт неизбежным. Идут напролом, не считаясь со средствами и обходя компромиссы, если же они не решат поставленных задач. Делают вид, что согласны на уступки, при этом не меняя своей внутренней позиции, и , скорее всего, в памяти надолго сохранят конфликтную ситуацию и всех сторонников оппонента, даже второстепенных. Уверенные в себе за помощью не обращаются, но если предложат - не откажут.
ЛЛЛЛ – эти испытуемые упрямые и скрытные личности, впринципе , как и в конфликте : их они стараются избегать, более того могут предупредить конфликт. Но если будут принудительно затянуты в конфликт могут ранить оппонента своими несуществующими возможностями (иначе говоря -наврать), а так же используя слабые его стороны.  Если же понимают, что последствия конфликта с данным оппонентом б.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44