- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Специфика психологической безопасности учащихся в образовательной среде городской и сельской общеобразовательной школы
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W011559 |
Тема: | Специфика психологической безопасности учащихся в образовательной среде городской и сельской общеобразовательной школы |
Содержание
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИШИМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. П.П. ЕРШОВА (филиал) Тюменского государственного университета Кафедра педагогики и психологии РЕКОМЕНДОВАНО К ЗАЩИТЕ В ГЭК И ПРОВЕРЕНО НА ОБЪЕМ ЗАИМСТВОВАНИЯ Зав. кафедрой, к.п.н., доцент Слизкова Е.В. «______» ________________ 2018г. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (бакалаврская работа) Специфика психологической безопасности учащихся в образовательной среде городской и сельской общеобразовательной школы 44.03.02 Психолого-педагогическое образование Выполнила работу Казаковская Студентка 4 курса Екатерина Очной формы обучения (Подпись) Александровна Руководитель работы Еланцева к. псх. н., доцент Светлана (Подпись) Александровна г. Ишим, 2018 Содержание Введение …………………………………………………………………. 3 Глава 1. Теоретические аспекты проблемы психологической безопасности учащихся в образовательной среде городской и сельской общеобразовательной школы………………………9 1.1. Анализ понятий «психологическая безопасность», «образовательная среда общеобразовательной школы» ……9 1.2. Своеобразие образовательной среды городской и сельской общеобразовательной школы…………………….17 1.3. Анализ исследований специфики психологической безопасности учащихся в образовательной среде городской и сельской общеобразовательной школы……………………...27 Глава 2. Эмпирическое исследование специфики психологической безопасности учащихся в образовательной среде городской и сельской общеобразовательной школы ……………………39 2.1. Программа эмпирического исследования специфики психологической безопасности учащихся в образовательной среде городской и сельской общеобразовательной школы..39 2.2. Сравнительная характеристика психологической безопасности учащихся в образовательной среде городской и сельской общеобразовательной школы ……………………44 2.3. Рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению психологической безопасности учащихся в образовательной среде городской и сельской общеобразовательной школы…………………..…………….65 Заключение………………………………………………………………….73 Библиографический список………………………………………………..76 Приложения…………………………………………………………………82 Введение Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Психологическая безопасность является одной из составляющих национальной безопасности и включена в категорию социальной безопасности, предполагающая собой поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека окружающей его среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами или с помощью защитных факторов среды. Актуальность исследования. Образовательная среда школы является частью жизненной среды человека, но, к сожалению, на данный момент образовательная среда оказалась не защищена от неблагоприятных тенденций общества – криминализации общественных отношений, распространение насилия через средства массовой информации; увеличение численности социально девиантных контингентов, «групп риска» и т.д. Городская образовательная среда школы на наш взгляд в большей степени оказалась не защищена от неблагоприятных тенденций общества – криминализации общественных отношений, распространение насилия через средства массовой информации; увеличение численности и расширение спектра социально-незащищенных (малоимущие, мигранты и др.), социально девиантных контингентов и «групп риска», нежели сельская среда, которая в этом плане более-менее безопасна. В сельском социуме складываются особые условия, определяющие специфику его влияния на социальное развитие детей: это близость к природе, непосредственное включение детей в жизнь и быт всего социума, социальная открытость и преобладание традиционных механизмов социализации, и одновременно – ограниченность социальных контактов, удаленность от современной культуры и производства, низкий уровень культурного и материального обеспечения населения. Вследствие чего возникает вопрос о необходимости изучения психологической безопасности в образовательной среде городской и сельской общеобразовательной школ, проведению исследований, позволяющих измерить психологическую безопасность образовательной среды, проектировать условия, при которых она будет обеспечиваться. Всё это позволит сохранить и укрепить здоровье участников образовательной среды, создать в образовательном учреждении безопасные условия для трудовой и учебной деятельности и защитить участников данной среды от всех форм дикриминации. Обеспечение психологической безопасности при взаимодействии участников образовательной среды является важным условием снижения числа стрессовых ситуаций в педагогической практике. Степень изученности проблемы. Проблема взаимодействия человека с окружающей действительностью имеет давнюю традицию в психологических исследованиях. Этой теме посвящено большое количество публикаций (Б.Г.Ананьев, М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, В.Н. Панферов, С.Л.Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др.) Вопросами моделирования и проектирования образовательной среды, в которой личность востребована и свободно функционирует, а её участники чувствуют защищенность и удовлетворение основных потребностей занимались Я.А. Коменский, И.А. Баева, М.Р. Битянова, Н.В. Груздева, Г.А. Мкртычан и др. Значительный вклад в осмысление психологии образовательной среды внесли: В.В. Авдеев, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.Ф. Бурлачук, И.В. Дубровина, Е.И. Исаев, Е.А. Климов, Б. Краус, Б.Ф. Ломов, В.А. Левин, М.В. Осорина, А.А. Реан, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Э.Фромм, Д.Б. Эльконин, В.А. Ясвин и др. - изучали проблему создания условий, при которых образовательная среда будет психологически наиболее безопасной, анализировали роль наследственных и социальных факторов в процессе формирования личности. Специфика городской и сельской образовательной среды изучалась такими учеными как: А. Андрейко, М.П. Гурьяновым, Б.Ф. Ломовым, А.В. Мудрик, Ю.В. Сычёвым, И.Д. Фруминым и т.д. Исходя из вышесказанного, мы можем выделить противоречия: - между изучением специфики психологической безопасности учащихся в образовательной среде городской и сельской общеобразовательной школ и недостаточной теоретической разработанностью данных вопросов; - между эмпирическим исследованием специфики психологической безопасности учащихся в образовательной среде городской и сельской общеобразовательной школы и недостаточной практической разработанностью вопросов. Из актуальности и приведенных противоречий вытекает проблема, которая заключается в изучении специфики психологической безопасности учащихся в образовательной среде городской и сельской общеобразовательной школ. Тема исследования: Специфика психологической безопасности учащихся в образовательной среде городской и сельской общеобразовательной школы Цель исследования: теоретическое обоснование и эмпирическое изучение специфики психологической безопасности учащихся в образовательной среде городской и сельской общеобразовательной школы. Объект исследования: образовательная среда городской и сельской общеобразовательной школы. Предмет исследования: специфика психологической безопасности учащихся в образовательной среде городской и сельской общеобразовательной школы. Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что специфика психологической безопасности учащихся в образовательной среде городской школы, возможно, имеет различия по сравнению со спецификой психологической безопасности учащихся в образовательной среде сельской школы по удовлетворенности характеристиками среды школы; защищенности от психологического насилия во взаимодействии с субъектами образования; по референтной значимости среды. В соответствии с целью были намечены следующие задачи исследования: 1. Изучить проблему психологической безопасности образовательной среды в научно-методической и психолого-педагогической литературе. 2. Раскрыть сущность понятий «психологическая безопасность», «образовательная среда общеобразовательной школы». 3. Проанализировать своеобразие образовательной среды городской и сельской общеобразовательной школы. 4. Выявить критерии психологической безопасности учащихся в образовательной среде. 5. Провести эмпирическое исследование специфики психологической безопасности учащихся в образовательной среде городской и сельской общеобразовательной школы. 6. Составить рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению психологической безопасности учащихся в образовательной среде городской и сельской общеобразовательной школы. Методологическую основу исследования составили исследования П.И, Габриэляна, М.И Зайкина, А.Е. Кондратенкова, В.Б. Лебединцева, А.М. Мельникова, В.М. Пакуловой, Г.Ф. Суворовой, и т.д. В своих исследованиях авторы рассматривают различные аспекты специфики психологической безопасности субъектов образовательного процесса в образовательной среде. Методологической основой исследования послужили концепция психологической безопасности среды и личности (И.А. Баева, E.H. Волкова, Л.А.Гаязова, Е.Б. Лактионова, JI.A. Регуш и др.), социально-психологической защищенности личности (Б.Н. Боденко, Н.В. Юдин и др.). Для осуществления поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ педагогической, психологической, методической литературы по проблеме исследования; эмпирический (анкета-опросник «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» для учителей И.А.Баевой; анкета-опросник «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» для учеников И.А. Баевой; анкета-опросник «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» для родителей И.А. Баевой); организационный (сравнительный метод – сопоставление различных групп), обработка экспериментальных данных, интерпретационный (описательный). База исследования: МАОУ СОШ №31 г.Ишима, МАОУ Карасульская СОШ (филиал) Тоболовской СОШ п.Октябрьского, Ишимского района, Тюменской области, В исследовании принимало участие от МАОУ Карасульская СОШ (филиал) Тоболовской СОШ п.Октябрьского, Ишимского района Тюменской области: 10 учителей, 20 учащихся 10 а класса, и 10 учителей, 20 учащихся 10 а класса МАОУ СОШ №31 г.Ишима. Этапы исследования: На первом этапе (сентябрь - ноябрь 2017 г.) – проводился анализ научно-методической литературы, анализ понятий «психологическая безопасность», «образовательная среда общеобразовательной школы; рассматривалось своеобразие образовательной среды городской и сельской общеобразовательной школы; производился анализ исследований специфики психологической безопасности учащихся в образовательной среде городской и сельской общеобразовательной школы. На втором этапе (ноябрь - февраль 2018 г.) проводилось эмпирическое исследование специфики психологической безопасности учащихся в образовательной среде городской и сельской общеобразовательной школы, нами были представлены рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению психологической безопасности учащихся в образовательной среде городской и сельской общеобразовательной школы; составлена сравнительная характеристика психологической безопасности учащихся. На третьем этапе (февраль - май 2018 г.) осуществлялась обработка и коррекция результатов исследования, обобщались результаты теоретического и эмпирического исследования, формулировались выводы, оформлялась выпускная квалификационная работа. Теоретическая значимость исследования заключается в определении специфики психологической безопасности учащихся в образовательной среде городской и сельской общеобразовательной школы. Практическая значимость работы заключается в разработке методических рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению психологической безопасности учащихся в образовательной среде городской и сельской общеобразовательной школы. Апробация исследования: участие в международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Студенты вузов – школе и производству» (19.04.2018 г. Ишим); издана статья в сборнике конференции. Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 48 источников и 13 приложений. В работе представлено 42 таблицы, 10 рисунков. Общий объем работы – 121 страница (включая приложения). Глава 1. Теоретические аспекты проблемы психологической безопасности учащихся в образовательной среде городской и сельской общеобразовательной школы 1.1. Анализ понятий «психологическая безопасность», «образовательная среда общеобразовательной школы» Объективная реальность современного общества вынуждает человека постоянно сталкиваться с чрезвычайными, стрессовыми ситуациями. В связи с этим всё больше исследователей обращают свое внимание на необходимость активной разработки проблематики психологической безопасности личности. Это связано с тем, что социальная среда, в которой живет человек, становится все более опасной и агрессивной. Проблема психологической безопасности начала осознаваться в полном объеме лишь в последние годы. Всё больше исследователей и практиков обращают внимание на необходимость активной разработки данной проблематики не только на личностном, общественном и государственном уровнях, но и на профессиональном (И.А. Баева, 2002, Г.В. Грачев, 2003, А.А. Деркач, Т.С.Кабаченко, 2000, В.Е. Лепский, 2003) [6, c.37]. В рамках психологии безопасности исследуются: психические процессы, формирующиеся благодаря активной деятельности человека; психические состояния, оказывающие влияние на безопасность жизнедеятельности человека; субъективные особенности личности. Психологическую безопасность на сегодняшний день можно определить как состояние сохранности психики человека; сохранение целостности личности, адаптивности функционирования человека, социальных групп, общества; устойчивое развитие и нормальное функционирование человека во взаимодействии со средой; возможности среды и личности по предотвращению и устранению угроз. Отсюда следует, что психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга. Несмотря на то, что в толковом словаре безопасность определяется как «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности» [15, c.29], общеупотребительным значением слова является характеристики не состояния безопасности, которые остаются скрытыми в данном определении, а характеристики среды, обусловливающие данное состояние. Рассматривая понятие психологической безопасности, С.К. Рощин и В.А.Соснин проанализировали содержание этого понятия на основе определений, даваемых в толковых словарях различных стран. Так, было выявлено, что в общественном сознании понятие «безопасность» связывается не столько «с отсутствием угрозы», сколько с состоянием, чувствами и переживаниями человека [24, c.121]. Исходя из результатов проведенного анализа, авторы сформулировали определение психологической безопасности как состояния общественного сознания, при котором общество в целом и каждая отдельная личность воспринимают существующее качество жизни как адекватное и надежное, так как оно создает оптимальные возможности для удовлетворения естественных и социальных потребностей личности в настоящем и дает им основания для уверенности в будущем [14, c.12]. С точки зрения человеческого фактора психологическая безопасность рассматривается: как психологический вопрос безопасности, обусловливающий профилактику несчастных случаев на производстве (М.А.Котик, 1987), как повышение уровня индивидуальной защищенности человека путем формирования механизмов организации более безопасного поведения (В.Куликов, 1979) [35]. Т.С. Кабаченко предлагает рассматривать под психологической безопасностью «такое состояние информационной среды и условий жизнедеятельности конкретного человека, группы, общества в целом, которое не способствует нарушению целостности, адаптивности (всех форм адаптации) функционирования и развития социальных субъектов (отдельного человека, групп, общества в целом)» [19, с.67]. Данное определение «психологической безопасности» имеет общие черты с определением безопасности, применительно к социальным субъектам, как состояния, при котором обеспечивается устойчивое существование и функционирование социальных субъектов, удовлетворение и реализация необходимых потребностей и интересов, а также способность к предотвращению или устранению различного рода угроз, способность к прогрессу и саморазвитию. Участники образовательной среды школы и сама образовательная среда могут являться как субъектами (обеспечивать ее) и объектами (нуждаться в ней) психологической безопасности, так и средствами ее обеспечения. Образовательные учреждения, представляя собой социальный институт общества, образуют собой систему обеспечения психологической безопасности. В исследованиях А. Маслоу, Б. Боулби, Д.В. Винникота, Г.С. Никифорова, Э.Г. Эйдемиллера, Э. Эриксона и др. показано, что полноценное развитие человека возможно только при условии удовлетворения потребности в безопасности, когда его ресурс направлен не на защиту от субъективно воспринимаемой и переживаемой угрозы, а на собственное развитие [39, с.47]. Основной характеристикой, измерением безопасности является тензионность (от англ. tension – напряжение). Тензионная характеристика присуща любым состояниям, поскольку в осуществлении любого поведения и деятельности в той или иной мере требуется волевое регулирование. Его роль заключается в преодолении конкурирующих ценностных ориентаций, мотивов, целей, эмоционального притяжения к различным объектам [15, с.35]. Применительно к образовательной среде обеспечение ее психологической безопасности может осуществляться как на организационном, так и на профессиональном и личностном уровнях, поскольку школа представляет собой образовательное учреждение (организацию), где осуществляется профессиональная деятельность, целью которой может выступать личностное развитие всех участников образовательной среды. Образовательная среда представляет собой понятие, которое в последнее десятилетие широко используется при обсуждении и изучении проблем образования. Рассмотрение феномена образовательной среды осуществляется с позиций, связанных с современным пониманием образования как сферы социальной жизни, а среды как фактора образования. В самом общем смысле «среда» понимается как окружение, как совокупность условий и влияний, окружающих человека. Идеи развития образовательной среды обстоятельно разрабатываются как в исследованиях отечественных психологов и педагогов (Г.А. Ковалев, В.П.Лебедева, А.Б. Орлов, В.И. Панов, А.В. Петровский, В.В. Рубцов, Б.Д.Эльконин, В.А. Ясвин и др.), так и в зарубежной психологии (А. Бандура, К. Левин, К. Роджерс и др.) [40, c.18]. В современных исследованиях образовательная среда рассматривается как категория, характеризующая развитие ребенка, что определяет ее целевое и функциональное назначение, в контексте предметности культуры общества (В.И.Слободчиков); анализируется выделенный для исследований конкретный аспект образовательной среды (В.Г.Воронцова, О.С.Газман, Е.И.Казакова, ВАКозырев, А.А.Макареня, А.П.Тряпицына, Д.И. Фрумин и др.); осуществляется оценка образовательной среды школы с точки зрения ее эффективности как социальной системы (В.А.Бухвалов, Я.Г.Плинер; К.Маклафини др.). Образовательную среду общеобразовательной школы можно рассматривать как подсистему социокультурной среды, как совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций и как целостность специально организованных педагогических условий развития личности ученика. В современных исследованиях образовательная среда рассматривается как категория, характеризующая развитие ребенка, что определяет ее целевое и функциональное назначение. Рассмотрим основные подходы к раскрытию понятия «образовательная среда». По мнению В. А. Ясвина, образовательная среда общеобразовательной школы представляет собой систему влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [40, c.53]. Чаще всего, когда говорится об образовательной среде, имеется в виду конкретное окружение какого-либо учебного заведения. В понимании В. В. Рубцова «образовательная среда – это такая общность, которая в связи со спецификой возраста характеризуется [4, c.49]: а) взаимодействием ребенка с взрослыми и детьми; б) процессами взаимопонимания, коммуникации, рефлексии; в) историко-культурным компонентом». По мнению С.Д. Дерябо, образовательная среда – это «совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных» [13, c.86]. По мнению В.И. Слободчикова, «среда, понимаемая как совокупность условий и обстоятельств для образования, не существует как нечто однозначное и данное заранее» [24, c.25]. Среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают ее проектировать и строить как предмет и ресурс своей совместной деятельности и где между субъектами образования начинают выстраиваться определенные связи и отношения. В большинстве зарубежных исследований образовательная среда оценивается с точки зрения «эффективности школы» как социальной системы – эмоционального климата, личностного благополучия, особенностей микрокультуры, качества воспитательно-образовательного процесса (К.Маклафлин, К. Рейд, Д. Хопкинс). При этом констатируется, что не существует заранее заданного сочетания показателей, которые бы определили «эффективную школу», поскольку каждая школа уникальна и одновременно является «сколком общества» [14, c.28]. Качество образовательной среды определяется качеством пространственно-предметного содержания данной среды, качеством социальных отношений в данной среде и качеством связей между пространственно-предметным и социальным компонентами этой среды. Если рассматривать образовательную среду с точки зрения предоставляемых ею образовательных возможностей, то критерием качества образовательной среды является способность этой среды обеспечить всем субъектам образовательного процесса систему возможностей для эффективного саморазвития. Речь идет о ситуации взаимодействия ребенка со своей образовательной средой. В этом случае для того, чтобы использовать возможности среды, ребенок проявляет соответствующую активность, то есть он становится реальным субъектом своего развития, субъектом образовательной среды, а не остается объектом влияния условий и факторов образовательной среды. Предоставление образовательной средой той или иной возможности, позволяющей удовлетворить определенную потребность, «провоцирует» субъекта проявлять активность. Здесь актуальным становится вопрос о том, в какой степени интересам развития личности отдельного человека соответствует тот или иной тип образовательной среды. С. В. Тарасов полагает, что образовательная среда школы имеет следующую структуру [18, c.62]: - пространственно-семантический компонент (архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства школьников, герб, традиции и др.); - содержательно-методический компонент (концепции обучения и воспитания, образовательные программы, формы и методы организации обучения и др.); - коммуникационно-организационный компонент (особенности субъектов образовательной среды, коммуникационная сфера, особенности управленческой культуры). Е.А. Климов выделяет следующие компоненты образовательной среды школы [15, c.71-72]: - социально-контактная часть среды (личный пример, культура, опыт, образ жизни, деятельность, поведение, взаимоотношения; учреждения, организации, группы их представителей, с которыми приходится взаимодействовать); - информационная часть среды (правила внутреннего распорядка, устав учебного заведения, традиции, правила личной и общественной безопасности, средства наглядности, персонально адресованные воздействия); - соматическая часть среды (собственное тело и его состояния); - предметная часть среды (материальные, физико-химические, биологические, гигиенические условия). Наиболее важными условиями образовательной среды, создающими и обеспечивающими психологическую безопасность в общеобразовательной школе, являются доброжелательные взаимоотношения (включают в себя доверие друг к другу, внимание и уважение, психологическую поддержку, заботу о безопасности каждого члена коллектива и др.); дисциплина. Если учебное заведение придерживается строгой дисциплины, оно начинает рассматриваться учащимися как тюрьма, а педагоги как охрана и начальники. Образовательная среда школы характеризуется категорией «со-бытийность общности». По мнению В.И. Слободчикова, «со-бытийная общность представляет собой целостно-смысловое объединение людей, создающее условия для развития предметной деятельности, среды, индивидуальных способностей человека» [24, c.30]. Решение проблем психологической безопасности в образовательной среде, согласно исследованиям зарубежных психологов, может осуществляться через программы по улучшению межличностного взаимодействия и обучению социальным навыкам. Дефицит социальных навыков может быть уменьшен путем проработки характеристик группы, являющихся источником межличностных проблем, и увеличением мотивации (желания) эффективно справляться с такими проблемами. В рамках концепции национальной безопасности страны, психологическая безопасность учителей, учащихся и их родителей может рассматриваться как защищенность их жизни, здоровья, прав и свобод, чести и достоинства; психологическая безопасность образовательной среды – как прямое продолжение психологической безопасности личности учителей, учащихся и их родителей, а также как защита общественного порядка и спокойствия, духовных ценностей, прав и свобод учебных учреждений и их нормальной деятельности. Участники образовательной среды школы и сама среда могут подвергаться как внутренним, так и внешним угрозам. К основным внутренним угрозам на личностном уровне можно отнести внутренний дисбаланс и психологическое напряжение личности, нарушение и нестабильность ее психического здоровья и развития, к внешним – неустойчивость к психологическим воздействиям со стороны других людей и условий образовательной среды, неудовлетворенность ее психологическими характеристиками [5, c.40]. К основным внутренним угрозам на уровне образовательной среды можно отнести: нарушение порядка и спокойствия в образовательном учреждении, трудности в общении ее участников и их негативное отношение к образовательной среде, к внешним – криминализация общественных отношений и чрезвычайные ситуации в технической, социальной и экологической сферах [5, c.41]. В большинстве зарубежных исследований образовательная среда оценивается в терминах «эффективности школы» как социальной системы эмоционального климата, личностного благополучия, особенностей микрокультуры, качества воспитательно-образовательного процесса [1]. При этом констатируется, что не существует заранее заданного сочетания показателей, которые бы определили «эффективную школу», поскольку каждая школа уникальна. Таким образом, психологическая безопасность рассматривается как состояние защищенности личности, обеспечивающее ее целостность как активного социального субъекта. Модель психологически безопасной образовательной среды включает в себя защищенность от психологического насилия; референтную значимость окружения; удовлетворенность в личностно-доверительном общении. Психологическая безопасность личности и образовательной среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования учащегося во взаимодействии со средой. Образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования и специально организованных психолого-педагогических условий для формирования и развития личности. Люди организуют, создают образовательную среду, оказывают на нее постоянное воздействие в процессе функционирования, но и образовательная среда как целое и отдельными своими элементами влияет на каждого субъекта образовательного процесса. Перейдём к рассмотрению своеобразия образовательной среды городской и сельской общеобразовательной школы. 1.2. Своеобразие образовательной среды городской и сельской общеобразовательной школы Образовательная среда городской и сельской школ имеет свою специфику. Так, можно наблюдать культурное неравенство между данными школами. Говоря о культурном неравенстве, Б. Бернстайн, П.Бурдье показывают, что один и тот же образовательный процесс по-разному действует на детей из разных культурных групп, для одних становится условием процветания, а для других – причиной деградации. Предлагаемые в традиционном обучении тексты, задачи, ситуации ориентированы как минимум на городского ребенка, адекватны его мировосприятию, понятны ему, поэтому и более доступны. Жизнь, быт, реальные жизненные проблемы детей из малого города, села или непривилегированных групп практически отсутствуют в контексте программ обучения, поэтому не понятны этим детям, не формируют мотивацию учения, формируют комплекс провинциальности [1, с.13]. Большинство примеров, ситуаций, задач в школьных учебниках построено на городском материале, причем чаще всего – на материалах из жизни столиц, что изначально формирует у сельских школьников ощущение своей периферийности, подчеркивает их чуждость миру образования. Как показано в исследованиях Д.Л. Константиновского, основными источниками образовательного неравенства в современных условиях являются: принадлежность к непривилегированной социальной группе; особенности устройства педагогического процесса; имущественное неравенство; культурное неравенство; территориальное неравенство, индивидуальные особенности человека (болезнь, характер и т. д.) [13, с.38]. Как показывают исследования В.Б. Лебединцева, А.К.Лукиной, Е.Е. Сартаковой, для сельской школы характерны почти все из названных: имущественное, культурное и территориальное неравенство, принадлежность к непривилегированной группе [20, c.102]. Вместе с тем сельская школа имеет и ряд преимуществ, ресурсов по сравнению с городской, которые не столь очевидны, но способны компенсировать имеющиеся недостатки. Во многих поселениях сельская школа является единственным образовательным учреждением на селе, где отсутствует возможность выбора другого образовательного учреждения. Поэтому становление ученика как личности, напрямую зависит от школы – от тех задач, функций и условий, создаваемые школой, от ее культурного содержания, социальных ролей, необходимы для развития не только учащихся, но и сельского населения. Школа на селе является «селообразующим» фактором. На практике известны случае, когда школа, благодаря ее активной работе с населением, спасла угасающую жизнь деревни. Поэтому реформаторы аграрного сектора должны помнить о том, что освоение земель, восстановление тех или иных отраслей сельского хозяйства, организацией новых форм сельскохозяйственного производства неразрывно связаны со школой. Она выступает важным фактором жизнеобеспечения сельской семьи, развитие сельскохозяйственного производства и стабилизации социальной жизни села. Школа для села является и основным культуросберегающим центром, главным образовательным институтом [9, с.48]. Важным является понимание взаимообратных процессов общества и школы: общество определяет развитие образования, и система образования оказывает непосредственное влияние на развитие общества. Учебно-воспитательная работа с сельскими школьниками проводится в специфической, отличающейся от городской среде, обусловленной особенностями менталитета, производственной деятельности и быта населения, а также задачами подготовки сознательных тружеников сельского хозяйства. И. Чечель считает, что «в отличие от городских сверстников сельский ученик не имеет возможности обучаться в различных школах с продвинутым уровнем образования, получать консультации у репетиторов, учиться на подготовительных курсах в вузах» [26]. Несомненно, нужно стремиться к тому, чтобы уровень ориентации на продолжение образования, степень развития познавательного интереса, объем функциональных умений, информационная компетентность учащихся сельских школ не были ниже, чем у учащихся городских. Размышляя над состоянием и перспективами вариативного образования на селе, исследователи (Н.Е. Астафьева, Т.А. Антюфеева, Н.К. Солопова), рассматривая объективные факторы, оказывающие влияние на учебно-воспитательный процесс в сельской школе, назвали следующие [6, c.70]: - сельская школа в целом сегодня не ориентирована напрямую на потребности своих конкретных потребителей (учащихся, общества в целом), не дает школьникам реальных возможностей выбора объема и качества образования, его профиля в соответствии со способностями, склонностями и планами; - уровень обученности учеников сельских школ, особенно с малочисленным контингентом и мало комплектных, значительно ниже, чем в городских, и, как следствие, уровень доступности высшего образования для этой категории абитуриентов резко снижается; - ограничены возможности сельской школы и организации допрофессиональной подготовки школьников. Возможности сельских населенных пунктов в предоставлении разнообразных образовательных услуг весьма ограничены. Для сельской школы характерны низкий уровень развития материально-технической базы и учебно-методического комплекса. Одной из проблем сельской школы является ограниченность сферы социальных связей, что обусловлено ее удаленностью от культурных центров. Другой проблемой выступает малочисленность школьного коллектива, что порождает особый стиль взаимоотношений педагогов, родителей и учащихся («семейственность»), специфику формирования коллектива школы (по принципу разновозрастных объединений), большую по сравнению с городской школой возможность сплочения коллектива, многочисленные и постоянные контакты сельской школы с социумом [8, с.39]. В сельской местности школа, как правило, – единственное образовательное учреждение по месту жительства учащихся, где они могут получить основное или полное среднее образование. В отличие от го....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: