- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретико-правовые основы коррупции как социального явления
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K016530 |
Тема: | Теоретико-правовые основы коррупции как социального явления |
Содержание
Введение Актуальность темы исследования обусловлена высоким уровнем коррумпированности как федеральных, так и региональных органов государственной службы Российской Федерации. В нашей стране происходит сложный процесс становления института государственной службы, и параллельно с ним, разрабатывается законодательство, имеющее антикоррупционную направленность. Создавая системы противодействия коррупционным проявлением, по средствам принятия различных профилактических, предупредительных и карательных мер, наше государство, как бы оно не стремилось, в полной мере, на сегодняшний день не может обеспечить должной политической устойчивости и экономической безопасности страны. И действительно, коррупция как феномен в общественной и государственной жизни имеет повышенную степень общественной опасности по сравнению со всеми другими похожими элементами социальной действительности. Коррупционными правонарушениями в России в настоящее время охвачены практически все сферы государственной власти и управления. Коррупция – это коррозия власти. Как ржавчина разъедает металл, так коррупция разрушает государственный аппарат и разъединяет нравственные устои общества. Государственная коррупция существует, когда государство вмешивается в частную, общественную, экономическую жизнь. И там, где степень данного вмешательства больше, уровень коррумпированности выше. И прежде, чем приступать к искоренению коррупции, необходимо позаботиться о том, чтобы минимизировать порождающие ее социально-экономические условия. Важно понимать, что борьба с коррупцией не сводится к борьбе с ее проявлениями. Такая борьба всегда тесно связана с урегулированием всех сторон жизни общества и государства. Бороться с коррупцией силами самих коррупционеров бессмысленно. Начинать надо с создания благоприятной для этой борьбы политической среды, которая подразумевает наличие оппозиции, реальной свободы слова и прозрачность власти. Это три необходимых условия, без наличия которых всякая борьба будет просто фикцией. Другими, не менее значимыми условиями является: четкое законодательное определение функций государства и отдельных чиновников; сокращение сфер, где принятие решений зависит от воли отдельных лиц; ясность, простота и стабильность законодательства; создание условий для формирования гражданского общества; повышение образовательного уровня населения, в том числе и в плане правовой грамотности. Как отмечается многими учеными, современная коррупция представляет собой множество разветвленных структур, которые не только осуществляют противоправную деятельность, но и включаются в международные механизмы теневой экономики. При осуществлении коррупционной деятельности используются разнообразные механизмы: политические, социальные, экономические (подкуп, взятка, материальная выгода и др.), механизмы шантажа и угроз, а также шпионажа и иной противоправной деятельности, которые в совокупности представляют собой 5 сложнейшую систему. На современном этапе для коррупции характерна транснациональность и системность. Коррупция не признает национальных границ. Она имеет повсеместное распространение, а масштабы данного явления достигли международного уровня. Она проникла во все сферы деятельности человека: искажает политическую, экономическую и социальную жизнь, усугубляет бедность, разрушает нравственные устои общества. Перечисленные выше проблемы обусловили актуальность настоящего исследования. Степень научной разработанности темы исследования. Исследованием отношений по противодействию коррупции в советский и в постсоветский период времени уделялось большое внимание в научной литературе. Специальному исследованию проблемы борьбы с коррупцией посвятили свои работы А.И. Алексеев, А.А. Аслаханов, С.А. Алтухов, В.В. Астанин, С.Е. Борисова, О.Н. Ведерникова, Л.Г. Дашкова, В.В. Лунеев, Л.В. Петелина, М.А. Семко, А.Д. Сафронов, Р.В. Скоморохов, А.А. Тирских, Т.А. Хабибулин, В.А. Шабалин, П.А. Шурыгин, П.С. Яни и другие авторы. Анализ работ показывает, что данная проблема исследовалась ими преимущественно с уголовно-правовой или криминологической точек зрения и, как правило, в связи со взяточничеством. Целью работы является совершенствование управления антикоррупционной деятельности в Администрации муниципального образования Илекский район Оренбургской области. Исходя из поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть теоретико-правовые основы коррупции как социального явления; - провести анализ реализации управления антикоррупционной деятельности в Администрации муниципального образования Илекский район; - разработать рекомендации по совершенствованию управления антикоррупционной политики в Администрации муниципального образования Илекский район Оренбургской области. Объектом исследования является реализация управления антикоррупционной деятельности в Администрации муниципального образования Илекский район Оренбургской области. Предметом исследования является процесс совершенствования управления антикоррупционной деятельности в Администрации муниципального образования Илекский район Оренбургской области. Методы исследования: методы дедукции и индукции, эмпирические и статистические методы, анализ и наблюдение. Теоретическую базу исследования образуют такие принятые в современной юридической науке принципы анализа социальной действительности, как системность, комплексность, объективность, при ведущей роли положений диалектико-материалистической методологии, позволяющей исследовать рассматриваемые проблемы в диалектике их развития и взаимодействия. В работе использовались интернет-ресурсы, монографии по теме исследования, а также различные публикации. При написании Работы использовались как общенаучные философские методы познания, так и специальные. К числу первых относятся преимущественно логические методы – анализа и синтеза, индукции и дедукции, а также иные общенаучные методы – исторический, системный. К числу специальных методов познания, лежащих в основе работы, ? сравнительно-правовой, формально-юридический, структурно- функциональный. Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе выводы и рекомендации могут быть использованы в практике управления антикоррупционной деятельности других муниципальных образований. Структура работы: введение, три главы, заключение, список использованных источников. 1. Теоретико-правовые основы коррупции как социального явления 1.1. Понятие и виды коррупции Коррупционную преступность сегодня с уверенностью можно назвать традиционным и достаточно распространенным видом преступности, существующем не только в нашем государстве, но и во многих других цивилизованных странах мира. Коррупция (от латинского слова corrumpere – портить) – использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным законом и правилам. Возможно, наиболее краткое (и точное) из них: «злоупотребление публичной властью ради частной выгоды» (Joseph Senturia). Коррупция сопровождает человечество с древнейших времен. Наказание за взяточничество (подкуп) предусматривалось законами Хаммурапи (четыре тысячи лет назад), устанавливалось египетскими фараонами [5]. В научной, учебной и общественно-публицистической литературе существуют различные определения коррупции. Толковый словарь русского языка характеризует коррупцию как подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей. В справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией последняя определяется как «злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях» [1]. Это понятие включает в себя взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиции долга), непотизм (замещение по протекции доходных или выгодных должностей родственниками или «своими людьми») и незаконное присвоение публичных средств для частного использования. Рабочее определение междисциплинарной группы по коррупции Совета Европы гораздо шире. Коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента, или иного рода отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других. В докладе, подготовленном Советом по внешней и оборонной политике и Региональным общественным фондом «Индем», указывается, что под коррупцией (в узком смысле слова) понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение (иногда решение морально неприемлемое для общественного мнения), из которого извлекает выгоду некоторая вторая сторона (например, фирма, обеспечивающая себе благодаря этому решению государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Характерные признаки данной ситуации: принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы, обе стороны действуют по обоюдному согласию; обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества, обе стараются скрыть свои действия. Согласно ст. 1 ФЗ № 273 -ФЗ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции», коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами [2]. Российская юридическая энциклопедия 2003 года, так дает определение государственной коррупции: «использование государственными служащими (чиновниками) и представителями органов государственной власти занимаемого ими положения, в силу своих служебных прав и властных полномочий для незаконного обогащения, получения и использования материальных преимуществ и иных благ, как в личных, так и в корыстных целях» [5]. Многообразие точек зрения на определение коррупции свидетельствует о сложности этого явления и требует более глубокого и всестороннего его изучения. Теоретически возникновение и существование коррупции становится возможным с момента обособления функций управления в общественной и хозяйственной деятельности. Именно в этом случае у должностного лица (управленца) появляется возможность распоряжаться ресурсами и принимать решения не в интересах общества, государства, фирмы, а исходя из своих личных корыстных побуждений. Исторически это относится ко времени формирования первых классовых обществ и государственных образований в древнейших центрах человеческой цивилизации: Египте, Месопотамии, Индии, Китае в III-II тысячелетиях до н.э. Исходя из этого, коррупция в самом общем виде как социально-экономическая категория выражает отношения, складывающиеся между должностными лицами и отдельными членами общества по поводу использования возможностей занимаемой должности с целью получения личной выгоды в ущерб интересам третьей стороны (общества, государства, фирмы). Субъектами коррупционных отношений выступают с одной стороны должностные лица, с другой стороны – представители легального и нелегального частного сектора. Объектом коррупции могут являться практически все установленные и охраняемые законом общественные и хозяйственные отношения. Современная коррупция – это не элементарный уголовно-правовой феномен, который можно было бы квалифицировать конкретной нормой уголовного кодекса как отдельный состав преступления. Коррупцию следует рассматривать как криминологическое, социально-экономическое явление, обладающее многоструктурным и многоуровневым содержанием, в содержательный объем которого входит комплекс неоднородных видов общественно опасных деяний. Можно с уверенностью сказать, что коррупция распространяется во всех сферах общественной жизни. Коррупцию возможно классифицировать по многим критериям: по типам взаимодействующих субъектов (граждане и мелкие служащие, фирмы и чиновники, нация и политическое руководство); по типу выгоды (получение прибыли или уменьшение расходов); по направленности (внутренняя и внешняя); по способу взаимодействия субъектов, степени централизации, предсказуемости и т. д. В России исторически коррупция также различалась по тому, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий («мздоимство») или незаконных действий («лихоимство»). Существует множество форм (проявлений) коррупции: взяточничество, фаворитизм, непотизм (кумовство), протекционизм, лоббизм, незаконное распределение и перераспределение общественных ресурсов и фондов, незаконное присвоение общественных ресурсов в личных целях, незаконная приватизация, незаконная поддержка и финансирование политических структур (партий и др.), вымогательство, предоставление льготных кредитов, заказов, знаменитый русский «блат» (использование личных контактов для получения доступа к общественным ресурсам – товарам, услугам, источникам доходов, привилегиям, оказание различных услуг родственникам, друзьям, знакомым) и др. Соответственно приводятся различные классификации коррупции и коррупционной деятельности: различает коммерческое взяточничество и политическую коррупцию. Однако, исчерпывающий перечень коррупционных видов деятельности невозможен. Хорошо известно, что в России легально существовало «кормление», переросшее затем в мздоимство и лихоимство. Может быть, российское кормление служит первым проявлением того, что В. Клэверен, с экономической (рыночной) точки зрения, оценивает коррупционную деятельность как бизнес: коррупционер относится к своей должности как бизнесу, пытаясь максимизировать «доход». Такое понимание коррупции позволяет включать в число коррупционных правонарушений получение выгоды в связи с занимаемой должностью не только в результате получения взяток, но и хищения с использованием служебного положения, незаконного участия в 6 предпринимательской деятельности, от занятия контрабандой с использованием служебного положения и иных злоупотреблений служебными полномочиями. Рассматривая коррупцию как социальное явление необходимо отметить её функции. М. Вебер ввел функциональный подход к исследованию коррупции. Он сделал вывод о функциональности и приемлемости коррупции при условии, что она усиливает позицию элит, гарантирующих ускорение происходящих в обществе изменений. Согласно воззрениям сторонников такого подхода, выполнив свои политические и экономические функции, коррупция исчезает. Экономические функции коррупции сводятся к стимулированию инвестиций и предпринимательства за счет устранения или снижения бюрократических препятствий. Другой сторонник функционального подхода - Г. Мюрдаль, наоборот, признает негативную сторону коррупции. По его мнению, она является препятствием для модернизации общества и его развития. Сторонники институционального подхода (С. Хантингтон, Я. Тарковски) исследуя модернизацию развивающихся стран, видят в коррупции единственное средство постепенного создания институтов, необходимых для демократического развития общества. По их мнению, индустриализация создает новые источники богатства и власти, а также социальные и политические требования, которые постоянно меняются. Эти трансформации не позволяют осуществлять политическую институционализацию. Следовательно, по их утверждению, коррупция является не результатом отклонения поведения от норм, а несоответствием между нормами и устанавливающимися моделями поведения. Р. Теобальд выделяет следующие выгоду и негативные последствия от коррупции. Среди выгод от коррупции он называет: а) стимулирование экономического роста; б) содействие политическому развитию. Стимулирование экономического роста предполагает: - накопление капитала; - предприимчивость; - проникновение делового подхода в бюрократическую среду и т.д. В слаборазвитых странах, по мнению Р.Теобальда, в условиях ограниченности ресурсов капитала коррупция, не выходящая за определенные рамки, создает климат, благоприятный для расширения экономических возможностей, реализации стремления к получению при- были. Под влиянием коррупции здесь возникают параллельный рынок и диспаритет цен. Такой рынок позволяет выявить реальные соотношения спроса и предложения, с учетом которых может быть скорректирована регулируемая цена [18, С. 27]. Содействие политическому развитию Р. Теобальд видит в том, что коррупция, способствуя формированию политических партий, участвующих в выборах стимулирует массовое участие в политическом процессе. Что касается негативных сторон коррупции, то Р.Теобальд называет следующие: а) препятствие экономическому росту (растрата капитала, подавление предприимчивости, разбазаривание национальных ресурсов, ослабление управленческого потенциала, подрыв демократии); б) фактор нестабильности и подрыва национальной интеграции. В зависимости от сферы деятельности следует различать следующие виды коррупции: Коррупция в сфере государственного управления. Парламентская коррупция. Коррупция на предприятиях. Коррупция в сфере государственного управления имеет место потому, что существует возможность государственного служащего (чиновника) распоряжаться государственными ресурсами и принимать решения не в интересах государства и общества, а исходя из своих личных корыстных побуждений Отечественный исследователь Аминов Д.И. определяет следующие виды коррупции: бюрократическую и политическую, принудительную и согласованную, централизованную и децентрализованную [15, С. 55]. Скобликов П.А. различает коррупцию в широком и узком смысле. Первая связана с нарушением должностным лицом своих обязанностей ради материального вознаграждения, вторая ? с взяточничеством и чиновничьим предпринимательством. Наиболее распространенными видами коррупции в соответствии с данной классификацией являются: подкуп и продажность, коррупция «низов» и «верхов», коррупция в государственном (муниципальном) и негосударственном секторах. Таким образом, как в зарубежной, так и отечественной науке накоплен определенный опыт классификации коррупции. Тем не менее, ни одну из представленных сегодня классификаций коррупции, включая законодательство и практику его применения, нельзя признать отвечающей потребностям высокоэффективного противодействия этому явлению. Все вышеназванные подходы к классификации коррупции отличаются крайним разнообразием, а также отсутствием четкого определения критериев, что не в полной мере способствует анализу коррупции и ее проявлениям в современной политической практике [29, С. 63]. Как нам представляется, более предметной является классификация коррупции, в основе которой лежат строго определенные критерии (основания). Таковыми в частности, применительно к предмету исследования являются: сферы проявления коррупции, статус ее субъектов, ее уровень, а также степень общественной опасности данного явления. 14 Поскольку коррупция как социальное явление в наибольшей мере проявляется в таких основных сферах жизнедеятельности людей как политика и экономика, то, очевидно правомерным будет и определять такие основные виды коррупции как политическая и экономическая. Особой разновидностью является политическая коррупция. Большинство специалистов, изучающих коррупцию, относит к ней и покупку голосов избирателей во время выборов. Здесь действительно есть все характерные признаки коррупции, за исключением наличия должностного лица. В частности, например, авторы учебного пособия «Борьба с коррупцией в государственных органах Республики Казахстан», определяют политическую коррупцию как деяния политиков, претендентов или лиц, связанных с ними, во время подготовки и проведения выборов, назначение или утверждение определенной государственной должности, а также проведение иных политических мероприятий, направленных на получение или сохранение определенной должности или статуса как для себя, так и для других лиц, совершенных путем использования должностных полномочий ? как своих, так и иных лиц, использования своих или чужих материальных ресурсов вопреки интересам государства, общества и других лиц в целях получения политической выгоды, личного обогащения, а также в пользу узкогрупповых интересов и политических партий. В то же время, очевидно, что проявления политической коррупции выходят за рамки предвыборной борьбы [16, С. 37]. Политика, как практика управления государством, и коррупция всегда были тесно связаны. Более того, коррупция зачастую становится либо «спусковым крючком» глубоких политических изменений. О чем свидетельствуют события в виде «цветных революций» в Грузии, Украине и Кыргызстане. Любое государственное устройство объективно (в большей или меньшей степени) чревато коррупцией. Поэтому политическую коррупцию целесообразно рассматривать как более широкое явление. По мнению Андрианова В.Д. под политической коррупцией следует понимать коррупционные (или связанные с коррупцией) формы политической борьбы правящих или оппозиционных элит, партий, групп и отдельных лиц за власть, т. е. с целью ее захвата или удержания, а также против политических конкурентов. Некоторым ее видам присущи коррупционные деяния против конституционных прав и свобод человека и гражданина, против основ государственного строя и государственной власти [17, С. 37]. Курганов С.И. отмечает, что политическая коррупция проявляется в характеризующихся политической окраской деяниях, часть из которых ненаказуема в уголовно-правовом порядке, а другая – наказуема [33, С. 88]. Васильев, А.А. справедливо указывает на то, что цель коррумпированной элиты (представители государственных органов власти, юридические лица, претенденты на власть) – это не только укрепление, но и получение, сохранение и распределение власти Подчеркивая политическую составляющую коррупции [20, С. 60]. В.А. Шабалин в статье «Политика и преступность» определяет ее как «девиантное политическое поведение, выражающееся в нелегитимном использовании господствующей политической элитой государственных ресурсов в целях укрепления своей власти или обогащения». В отечественной науке, так же, как и в зарубежной выделяются следующие признаки политической коррупции: а) отсутствие явной противоправности; б) нацеленность на захват, сохранение, укрепление и распределение власти как отдельными лицами, так и их группами (партиями, иными устойчивыми сообществами); в) использование для достижения указанных целей как государственных, так и общественных ресурсов. Политическая коррупция имеет предельно широкий спектр. Ее особой разновидностью, по мнению ряда авторов, является идейная коррупция, под 16 которой понимается монополизация и ограничение пространства выбора властных решений на уровне государственного управления. Идейная коррупция непосредственно связана с системой государственного управления. Любое государственное управление должно четко соотносить средства администрирования с его стратегическими и тактическими целями. Посредством идейной коррупции происходит принципиальное смещение в системе «цель – средства». Идейная коррупция в своей наиболее опасной форме появляется тогда, когда искажаются сами цели управления. Представляется, что для достижения поставленных целей государство может использовать разнообразные средства (за исключением тех, которые прямо противоречат основным государственным и человеческим ценностям, хотя существуют оправданные изъятия и из этого исключения) [9]. Однако цели государственного управления должны быть едины. В тот момент, когда государственная власть подменяет цели управления, ставит цель на уровень ценности и начинает догматично ей следовать, зачастую, вопреки здравому смыслу, тогда проявляется идеологическая коррупция. Именно в этот момент реформы начинают проводиться не ради достижения каких-то общегосударственных целей, а ради «галочки», «реформа ради реформы», реформа ради PR и т. идейная коррупция – это подмена целей, подмена интереса общественного, общегосударственного, общечеловеческого иными интересами. Ее наиболее опасными проявлениями являются: узаконенный произвол чиновничества на выбор целей и средств государственных решений, стратегий, действий; низкое качество государственных решений, декларативность, популизм государственных политиков; привлечение одних и тех же разработчиков с едиными идеологическими и иными установками; участие в разработке государственно-управленческих решений организаций и органов, получающих финансирование за счет зарубежных бюджетных и небюджетных грантов; неизвестность авторов ? разработчиков проектов нормативных правовых актов приводит к их некачественности, к возможности лоббирования узких интересов в завуалированной форме; Все это выводит данный вид коррупции на уровень одной из наиболее значимых угроз национальной безопасности государства [19, С. 43]. Другим наиболее распространенным видом коррупции является экономическая коррупция. Под экономической коррупцией понимается подкуп (получение, обещание, предложение, дача или вымогательство взятки), любое другое незаконное использование лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением выгоды (имущества, услуг или льгот или преимуществ, в том числе неимущественного характера) как для себя, так и для любых других лиц, вопреки охраняемым законом экономическим интересам гражданина, юридического лица, общества или государства, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу вне зависимости от совершения данных деяний лично или через посредников. Исходя из данного определения экономической коррупции следует, что наиболее распространенными коррупционными преступлениями в этой сфере являются: коммерческий подкуп; получение взятки; провокация взятки или коммерческого подкупа; подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу, в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа; незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа; другие преступления, в основе которых лежит подкуп или дача взятки. Спецификой экономической коррупции является также и то, что значительная масса злоупотреблений связана с использованием полномочий в области контроля и распределения финансовых потоков. Подобный вид коррупции называют также «коррупционными услугами» в широком смысле. Происходит таким образом «продажа» властного ресурса, а также использование властного ресурса в целях присвоения иных государственных ресурсов, что определяет тесную взаимосвязь экономической и политической коррупции [23, С. 17]. Одним из важных стимулов экономической коррупции в негосударственном секторе является «комплекс государственного паразитизма». Данный феномен характерен как для отечественной, так и для 19 зарубежной политической практики. В то же время в России «комплекс государственного паразитизма» обусловлен тем, что значительное число появившихся в ходе приватизации коммерческих организаций стремятся во чтобы то ни стало использовать бюджетные ресурсы в своих интересах. Поскольку в противном случае подобные предприятия будут вынуждены существовать лишь на свой экономический риск. Экономически необоснованные привилегии становятся своеобразным наркотиком, без которого они уже не смогут нормально функционировать. А получить такие привилегии можно лишь за взятку. Таким образом, коррупция – это сложное социальное явление, требующее глубокого всестороннего изучения. В научных кругах даются различные определения коррупции, общий смысл которых сводится к одному: коррупция – это использование должностным лицом своего положения с целью извлечения личной выгоды. Коррупция классифицируется по различным основаниям, что свидетельствует о ее многогранности и глубоком проникновении в общество и государство. В разных сферах общественных, политических, экономических отношений коррупция выполняет разные функции, как положительные (в существовании которых убеждены некоторые ученые), так и отрицательные. Наиболее распространенными видами коррупции являются: экономическая и политическая. В то же время коррупция как сложное системное социальное явление не ограничивается этими двумя видами, что предполагает введение дополнительных критериев для классификации. Таковыми как, выше было отмечено, являются статус субъектов, уровень функционирования, степень общественной опасности и некоторые другие. По статусу субъектов различаются следующие виды коррупции: а) коррупция в органах власти; б) коррупция в частном секторе. Коррупция в органах власти чрезвычайно развита в силу того, что она охватывает все органы государственной власти (исполнительной, представительной и ). В ее основе неправомерное и корыстное ресурсов власти, в числе в негосударственном на уровне самоуправления. Как исследования, коррупция в государственной и муниципальной и в развитых, и в развивающихся принимает примерно формы и охватывает и те же деятельности. При наиболее подверженными областями деятельности : государственные закупки; с земельными участками; налогов; назначение ответственные посты в государственной власти; самоуправление. 1.2. Исторический опыт борьбы с коррупцией в России Искоренить «мздоимство и » пытались все исключения правители страны во исторические эпохи. верить документальным , полностью победить не удалось , но, справедливости , стоит отметить, двум лидерам же удалось это явление – Иван IV и Сталин. Обоим для этого к жестоким массовым с применением особых правопорядка, по действий больше на военный в период боевых [17, С. 49]. Мздоимство как часть общественного жизни сформировалось в древней Руси и характер совершенно элемента государственной . С самых первых о княжествах как общественного устройства, выяснить, что тогдашнего госаппарата закону возлагалось население, живущее вверенной чиновнику . В начале IX Ярослав Мудрый в русской конституции Правде прямо на ответственность людей за госслужащих и установил и весьма суровые по тем наказания за невыполнение. Это своеобразный кодекс под названием вирный (включен в Правду, статья 42). нему устанавливалось, население обязано вирника, приехавшего виру (своеобразный , но не ) на определенной . Каждый вирник большие порции , птицы, солода, , рыбы или взять определённую деньгами. В то время подчёркивалось, хлеб, муку, можно брать на еду и коню, а не продажу. «А се вирныи: вирнику 7 ведор солоду неделю, тъже любо полот, две ногате; а в резану въже , в пятницу тако ; а хлеба по могут ясти; а по двое день; коне 4 и сути им рот, колько зобати», - говорилось в . Первым эффективным с коррупцией на можно считать IV Грозного. фиксировали, что нем многие государевы «от стяжания лишились и вотчин». Кстати, из главных введения на опричнины, по самого самодержца, попытка справиться с коррупцией госаппарата. А в 1550 года появилось и за взяточничество – казнь. За правления Грозного, , уровень коррупции в резко сократился. В сохранилось множество реального антикоррупционного общества, в том переписка «государевых » тех лет, в они резко всякую возможность «податей» и различных «» от люда . После Ивана все вернулось круги своя. до того, в 1648 г. в Москве случился антикоррупционный бунт, закончился пожарами и мирных жителей. усмирения волнений Алексеем Михайловичем казнены два коррупционера - глава приказа Плещеев и Пушкарского приказа . Одним из непримиримых борцов с считается Петр I. его кампания показательной и непоследовательной. царь называл - ворами. Показателен : по доносу Нестерова князь Гагарин получал за отдачу откуп винной и продажи. Сенат князя к смертной - Гагарин был в присутствии двора и своих родственников. А в январе 1724 года самого Алексея . Сам царь за действием окна Ревизион-. Сначала были головы трех - подчиненных Нестерова, а самому Алексею поочередно раздробили и поволокли по к тому месту, были отрублены его помощников. -фискала бросили в их кровь и отсек ему . Затем головы четырех казненных на четыре шеста. Обвинения в часто делаются оружием во борьбе и в интригах многочисленными дворцовыми и кланами. А в антикоррупционных , периодически запускаемых в , прослеживался двойной : одним прощали , за что карали других. огромная «каста », которые воровали и с большим наслаждением. жадным и привилегированным вельмож считался , который, по самого императора, у казны более 2 рублей золотом и взяток еще 1,5 миллиона – в совокупности, сумма составляла 130% всего государственного ! Несмотря на риторику и показательные , коррупция достигла размеров, что иностранец, посетивший Россию, оставил запись о царивших в нравах: «На здесь смотрят на хищных . Они думают, со вступлением на должность предоставлено право народ до ». Впрочем, многие основной причиной петровской антикоррупционной считают явно финансовую мотивацию . Как следует документов Коллегий, к правления Петра, задолженность по составляла 8 месяцев. А в 1721 государство задолжало служащим уже сумму за 2,5 [23, С. 19]. Вскоре после Петра I нехватка заставила правительство I вернуться к прежней обеспечения, предусматривавшей канцелярских служащих в без жалования с «брать акциденцию дел». Таким вернулось «кормление дел». Императрица Петровна тоже с усердием взялась казнокрадов и взяточников. издано 187 указов, борьбе с коррупцией, она совершила ошибку, которая все ее – отменила выплату чиновникам низшего и они снова «» на кормление. ситуацию другая . Екатерина II указ о выплате сумм чиновникам, на государственной . При царствовании российского царя II было новое Уголовное . По сравнению с законодательными актами толка оно проработано гораздо в отношении борьбы с : было введено понятий «взяточничество» и «». Но коррупция в все равно до невиданных . Как говорили в : хочешь научиться на службе, в Россию. В 191....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: