VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Организационно-правовые основы противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001104
Тема: Организационно-правовые основы противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе
Содержание
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»
     
     Факультет_____________________
     
      Направление подготовки:    _________________________
      Магистерская программа:  __________________________

    Выпускная квалификационная работа
     (магистерская диссертация)
     
     Тема: «Организационно-правовые основы противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе»
     
     
     
Студент
 Стасюк Е.А.
   
 

(Фамилия, имя, отчество )

(подпись)
Руководитель 
   
  
 

(Фамилия, имя, отчество)

(подпись)
Консультант 
   
  
 

(Фамилия, имя, отчество)

(подпись)
Рецензент 
   
  
 

(Фамилия, имя, отчество)

(подпись)
Заведующий кафедрой 
   
  
 

(Фамилия, имя, отчество)

(подпись)
Москва 2016г.


     СОДЕРЖАНИЕ
      
ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ             ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ	9
1.1. Понятия и сущность коррупции как социально-правового явления	9
1.2. Виды и типы коррупции	16
1.3. Основные факторы коррупции в современном обществе	25
ГЛАВА 2. БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И               ПЕРСПЕКТИВЫ	29
2.1. Уровень, структура и динамика коррупции на государственной и муниципальной службе в России	29
2.2. Нормативно-правовые основы,  инновационные подходы в борьбе с коррупцией на государственной и муниципальной службе	38
2.3. Перспективы антикоррупционной борьбы на общероссийском и региональном уровнях, сотрудничество с другими государствами	52
ГЛАВА 3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ	67
3.1. Причины возникновения и современное состояние коррупции за рубежом	67
3.2. Международные организации и международные рейтинговые                       агентства как инструмент борьбы с распространением коррупции	76
3.3. Международное регулирование по предотвращению коррупции, опыт противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе развитых зарубежных стран	86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	106
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	110



ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность выбранной темы. В современном обществе международно-правовое сотрудничество в борьбе с коррупцией становится все более необходимой составляющей в борьбе с преступностью. 
     Проблема коррупции стоит сегодня настолько остро, что государства уже не в состоянии эффективно ее решить. Это, в свою очередь, приводит к необходимости создания универсальных и региональных специализированных международных организаций, основной целью которых является координация международных усилий по борьбе с коррупцией, контроль за выполнением международно-правовых обязательств государств в этой сфере. К международному экономическому сотрудничеству присоединяется и Российская Федерация, которая является стороной подавляющего большинства международно-правовых договоров, по предупреждению коррупции все чаще принимает активное участие в борьбе с данным преступным явлением. Существенно меняется национальное законодательство, связанное не только с расширением понятия коррупции, но и с совершенствованием правовых средств борьбы с нею.
     Актуальность диссертационного исследования на современном этапе обусловлена ??рядом обстоятельств. Во-первых, участие Российской Федерации в международно-правовом сотрудничестве в предотвращении коррупции нуждается в специальных исследованиях для разработки взвешенной и сбалансированной позиции нашего государства относительно современного понимания коррупции. Во-вторых, существует настоятельная необходимость в анализе современных представлений о коррупции, борьбе с данным явлением, формирующихся в практике наиболее авторитетных мировых организаций. В-третьих, необходима дальнейшая национальная имплементация в России международно-правовых норм по борьбе с коррупцией. Все это, безусловно, определяет актуальность темы исследования и ее важность с точки зрения, как общей доктрины международного права, так и отечественной.
     Целью диссертационного исследования является исследование организационно-правовых основ противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе с целью дальнейшей наработки конструктивных предложений по решению данной проблемы в Российской Федерации.
     Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи исследования:
     - раскрыть понятие и сущность явления коррупции и ее влияние на экономический рост стран;
     - охарактеризовать виды и типы коррупции;
     - рассмотреть основные факторы коррупции в современном обществе;
     - охарактеризовать влияние коррупции на экономику России;
     - раскрыть нормативно-правовые, экономические и технические основы,  инновационные подходы в борьбе с коррупцией;
     - выявить перспективы антикоррупционной борьбы на общероссийском и региональном уровнях, перспективы сотрудничества с другими государствами;
     - раскрыть причины возникновения и современное состояние коррупции за рубежом;
     - рассмотреть деятельность международных организаций и международных рейтинговых агентств как инструмента борьбы с распространением коррупции;
     - исследовать опыт противодействия коррупции развитых зарубежных стран.
     Объектом исследования является организационно-правовые отношения государств в области противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе.
     Предметом исследования являются совокупность нормативных правовых актов, регулирующих вопросы противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе.
     Методологической базой исследования является совокупность общенаучных методов и частных методов правовой науки: исторический, метод анализа и синтеза, структурный, системный и комплексный подходы, метод сравнительного анализа, графический и экономико-статистические методы.
     Теоретическую основу магистерской диссертации составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых: В.В. Астанина, К.М. Абдиева, В.Д.Андрианова, А.А. Вешнякова, И.П. Голосниченко, А.И. Гуровой, А.А. Дудорова, Н.А. Егоровой, А.А. Музыки, М.В. Бондаревой, П. Бернаскони, Г. Витткемпера, Л.Н. Галенская, А.И. Гурова, В. Зибера, И.И. Карпец, М. Леви, И.И. Лукашука, К. Мюллера, А.В. Наумова, В.П. Панова, М. Пита, Х.-Д. Швинд и других. 
     Эмпирической базой исследования являются результаты изучения коррупции правовой и международной статистики по исследуемым вопросам, судебная и иная практика применения правовых норм, бюллетени и обзоры, изучение и обобщение практики деятельности государственных органов, анализ ранее проводимых диссертационных исследований по данной тематике и др.
     Научная новизна диссертационного исследования заключается в комплексном подходе к научно-теоретическому анализу вопросов, связанных с противодействием коррупции на государственной и муниципальной службе. В рамках проведенного исследования получены результаты, имеющие научную новизну и обосновывают ряд новых и важных для юридической науки понятий, положений и выводов. 
     К самым значительным из них относятся:
     впервые:
     - предоставлено авторское определение понятия «коррупция»;
     - разработана авторская типология коррупции и динамика ее изменения в Российской Федерации;
     усовершенствована:
     - классификация форм проявления и видов коррупции;
     - анализ существующих международных и внутригосударственных договорных документов в сфере противодействия коррупции и установлены их слабые стороны: отсутствие унифицированного определения коррупции, наличие в международных документах значительного количества положений декларативного характера и допущения оговорок к ключевым положениям договоров;
     получили дальнейшее развитие:
     - осмысление правовой и институциональной базы международного механизма противодействия коррупции, выделен ряд функциональных особенностей международных институтов в этой сфере;
     - предложения усовершенствовать национальное законодательство по противодействию коррупции.
     Положения, выносимые на защиту:
     1. Предложено авторское определение понятия коррупции:
«Коррупция - это использование лицом предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей с целью получения неправомерной выгоды или принятия обещания/предложения такой выгоды для себя или других лиц, или соответственно обещание/предложение или предоставление неправомерной выгоды лицу или по его требованию другим физическим или юридическим лицам с целью склонить это лицо к противоправному использованию предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей».
     2. Усовершенствована классификация коррупции. Предлагается выделить следующие 4 типа (синдромы) коррупции в государстве: 1) рынки влияний, 2) элитные картели, 3) олигархия и кланы, 4) высокопоставленные магнаты. 
     3. Разработана типология коррупции и определена динамика ее изменения в Российской Федерации, которая проявляется в  изменениях иерархичности в целом децентрализованных коррупционных сетей, процветании патримониализма.
     4. Исследованы и обобщены причины и факторы коррупции, сделан вывод, что одни факторы являются непосредственными причинами и условиями конкретных коррупционных деяний (непосредственно производят такие деяния), другие косвенно влияют на их совершение (осуществляют общее детерминирующее влияние на коррупцию, находятся во взаимосвязи и взаимодействии с первым видом факторов), третьи создают, так сказать, благоприятный социальный (экономический, психологический и т.д.) фон для коррупции.
     5. Проанализирован уровень и динамика коррупции в России, проведен сравнительный анализ уровня коррупции  в Российской Федерации и за рубежом, оценены ее последствия и сделан вывод о малоэффективность норм антикоррупционного российского законодательства из-за его технических недостатков и содержательных противоречий, исключающих его реальное применение на практике; оно требует унификации; существует потребность в принятии целого ряда законов, которые бы по-новому или дополнительно урегулировали важные вопросы антикоррупционной деятельности.
     6. Анализ существующих договорных документов в сфере противодействия коррупции позволил выделить общие и отличительные черты этих договорных инструментов, что выявило системные недостатки нормативного регулирования противодействия коррупции на универсальном и региональном уровнях. Эти недостатки, переходя из одного документа в другой, уже представляют собой системную ошибку, которая снижает эффективность международно-правового механизма противодействия коррупции в целом. Во-первых, ни один из документов не содержит четкого, однозначного и исчерпывающего определения понятия «коррупция». Во-вторых, формулировка ряда положений документов преимущественно декларативный характер, особенно это касается Конвенции, принятых в рамках ООН и ОАГ. В-третьих, большинство международных договоров допускает использование оговорок к ключевым положениям, что позволяет исключить или изменить действие этих положений относительно  данного государства, и снижает эффективность документа в целом.
     7. На основе исследования лучшего опыта зарубежных стран по созданию действенного национального механизма противодействия коррупции, предложено создать в Российской Федерации единый централизованный орган по борьбе с коррупцией. Его создание позволит избежать дублирования функций ряда государственных органов по противодействию коррупции, является одной из существенных ошибок построения российского институциональной антикоррупционной системы.
     8. Сделан вывод, что немалым потенциалом противодействия коррупции должностных лиц государственного аппарата управления обладает электронное правительство и развитие интернет-технологий контроля за деятельностью органов государственного управления. Обеспечение национальной безопасности России в условиях устойчивого воспроизводства институциональной коррупции возможно путем максимального включения информационно-правовых методов в систему правового и гражданского воспитания. Перспективными формами борьбы с коррупцией, являются технологии сетевых взаимодействий – предлагается создать сетевые объединения  граждан на основе территориальных объединений и возможностей доступа к сети Интернет, локальные сетевые объединения.
     Ожидаемые результаты исследования:  сформулированные положения, предложения, рекомендации и выводы могут быть использованы при разработке отдельных аспектов реализации внешней политики нашего государства, а также в сфере научного консультирования, что позволит оптимизировать борьбу с коррупцией и снизить ее уровень.
     Практическая значимость исследования:  заключается в представленных теоретических выводах и предложениях, которые могут быть использованы при выработке государственной антикоррупционной политики, осуществлении практических действий по предупреждению, нейтрализации и противодействию коррупции в Российской Федерации.
     Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения трех глав, включающих девять параграфов, заключения и списка использованной литературы. 

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
      
     1.1. Понятия и сущность коррупции как социально-правового явления  
     
     Коррупция является одним из основных факторов, который создает угрозу национальной безопасности и демократическому развитию государства, она отрицательно влияет на все стороны общественной жизни: экономику, политику, управление, социальную и правовую сферы, общественное сознание, международные отношения. 
     Как антиобщественное явление коррупция является не столько правовой проблемой, сколько социально-политической. Коррупция подрывает авторитет демократических институтов, дискредитирует деятельность публичных служащих, негативно влияет на правосознание граждан1. Фактически она приобрела черты, которые определяют сегодня судьбу власти, экономики, государства, общества в целом. Это приводит к необходимости глубокого изучения явления коррупции с целью всестороннего удержания процесса в определенных рамках, который обеспечивает нормальную жизнь общества и в первую очередь дееспособность органов государственной власти и органов местного самоуправления.
     На сегодняшний день нет четкого и однозначного определения понятия коррупции. Однако выяснение сущности и дефиниции данного понятия имеет большое теоретическое и практическое значение. В практической плоскости определение сущности коррупции, а также исторических, экономических, психологических и социальных предпосылок ее существования необходимо для выработки эффективных и действенных механизмов противодействия ей, выбора направления формирования антикоррупционной политики государства.
     Этимологически термин «коррупция» происходит от латинского слова corruption (коррупция), что означает «порча, подкуп»2. По дефиниции коррупции, это понятие в общепринятом понимании данного явления впервые было сформулировано на 34 Сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1979 году. Специалистами этой организации коррупция определена как «выполнение должностными лицами любых действий или бездействие в сфере выполнения их должностных полномочий за вознаграждение во всякой форме в интересах того, кто предоставляет это вознаграждение, как с нарушением должностных инструкций, так и без их нарушения»3.
     Современные международные нормативно-правовые документы трактуют коррупцию по-разному. (См. табл. 1.1).
     Таблица 1.1 
     Определение понятия «коррупция» в международных нормативно-правовых документах4
Субъект, сформулировавший определение
Определение
1
2
Девятый конгресс ООН (Каир, 1995г.)
Коррупция - это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях.
Междисциплинарная рабочая группа Совета Европы
Коррупция - это взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе, которая ведет к нарушению обязанностей, возложенных на государственное должностное лицо или на частного сотрудника или независимого агента, или же к отношениям другого типа, нацелена на получение любых незаконных выгод для себя или других.

 Секретариат ООН
Коррупция - это совокупность трех классификационных групп уголовных деяний: 1. Кража, хищение и присвоение государственной собственности должностными лицами. 2. Злоупотребление служебным положением для получения неоправданных личных выгод. 3. Конфликт интересов между гражданским долгом и личной пользой.
Уголовные кодексы Германии, Франции, Италии и США
Коррупционной преступление - должностное преступление, прежде всего взяточничество, использование служебного положения, злоупотребление властью, вымогательство, кража и мошенничество.

      
Продолжение таблицы 1.1
1
2
Transparency International
Коррупция - это такое поведение должностных лиц государственного сектора как государственных служащих, так и политиков, следствием которого они сами или их близкие неправомерно и незаконно обогащаются за злоупотребляют переданными им государственными полномочиями.
Обобщенное определение, применяемое в документах ООН и Совета Европы
Характерные признаки коррупции: непосредственное причинение вреда авторитету или другим интересам государства (государственной службы), охраняемых Законом;  незаконный характер полученных госслужащим благ (материальных и нематериальных);  использование госслужащим своего положения вопреки интересам государственной службы;  наличие у госслужащего умысла на совершение действий (бездействие), которые объективно наносят ущерб интересам государства и службы, охраняются Законом;  корыстная цель или другая заинтересованность госслужащего.
Всемирный банк 
Коррупция - это самая большая помеха к уменьшению бедности. Она искажает право закона, ослабляет институционные основы нации, оказывает влияние на наиболее бедные слои населения.

     В законодательных актах стран СНГ также не существует единого определения понятия «коррупция». 
     В табл. 1.2 представлено сравнение определения понятия «коррупция» в законах некоторых стран СНГ. Представленные определения понятия «коррупция» отражают одновременно единство и разногласия в трактовке, что необходимо учитывать при совершенствовании российского антикоррупционного законодательства.
     Таблица 1.2
     Определение понятия «коррупция» в законодательных актах стран СНГ
Страна
Определение
1
2
Российская Федерация
Коррупция: 
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; 
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица5.
      
Продолжение таблицы 1.2
1
2
Азербайджан 
Коррупция - незаконное получение должностными лицами материальных и прочих благ, льгот или привилегий с использованием своего статуса, статуса представляемого ими органа, должностных полномочий или возможностей, вытекающих из данного статуса и полномочий, а также привлечение физическими и юридическими лицами данных должностных лиц на свою сторону путем незаконного предложения или обещания или передачи им отмеченных материальных и прочих благ, льгот или привилегий6
Беларусь 
Коррупция - умышленное использование публичным должностным или приравненной к ней лицом или иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженных с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненной к нему лица или иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное или приравненное к нему лицо или иностранное  должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных обязанностей7
Казахстан 
Под коррупцией понимается не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, которые выполняют государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностями или иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физ. и юридическими лицами указанных благ и преимуществ8
Кыргызстан 
Коррупция (коррупционное правонарушение) представляет собой действие должностных лиц, выполняющих определенные функциональные обязанности в государственном секторе, которое приводит к нарушению функциональных обязанностей, возложенных на них по статусу государственного служащего, и другого рода отношений, имеет целью получения незаконных выгод для себя и других и создает угрозу интересам общества и государства. Оно включает: взяточничество, воровство, хищения, халатность и присвоение государственной и частной собственности должностными лицами;  злоупотребления должностным положением для получения любых незаконных выгод (льгот, преимуществ) для себя и других в результате неофициального использования официального статуса9
Украина 
Коррупция - использование лицом предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей с целью получения неправомерной выгоды или принятия обещания / предложения такой выгоды для себя или других лиц или соответственно обещание / предложение или предоставление неправомерной выгоды такому лицу или по его требованию другим физическим или юридическим лицам с целью склонить это лицо к противоправному использованию предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей10
     
     С юридической точки зрения, коррупция - это:
     - подкуп-продажность государственных служащих;
     - злоупотребление властью или служебным положением, которое осуществлено в определенных личных интересах;
     - использование должностных полномочий, статуса должности, а также ее авторитета для удовлетворения личного интереса или интересов третьих лиц;
     - элемент (признак) организованной преступности11.
     В правовом аспекте коррупция - это совокупность различных по характеру и степени общественной опасности, но единых по своей сути деяний (уголовных, административных, гражданско-правовых, дисциплинарных), а также нарушений этических норм поведения должностных лиц, связанных с совершением этих деяний12. Такое широкое понимание коррупции указывает на то, что не все коррупционные проявления являются уголовно наказуемыми.
     В литературе коррупцию рассматривают как сложное и многоаспектное явление, на которое оказывают влияние политические, экономические, правовые, морально-психологические факторы. В свою очередь важным вопросом является экономический характер коррупции, обусловленный тем, что она является порождением экономических отношений и влияет на их развитие.
     Экономические последствия коррупции проявляются в том, что она: подрывает экономическую систему государства; дискредитирует экономические реформы; нарушает основные принципы хозяйственной деятельности; препятствует поступлению внутренних и внешних инвестиций; является причиной финансовых кризисов; нарушает конкурентные основы экономики, способствует развитию недобросовестные конкуренции; способствует монополизации экономики; препятствует развитию рыночных отношений, прежде всего среднего и малого предпринимательства; дискриминирует предпринимателей со стороны коррумпированных чиновников; способствует криминализации и тенизации экономики, легализации доходов, полученных преступным путем; приводит к необоснованному повышению себестоимости продукции; искажает принципы проведения приватизации; сокращает поступления в бюджет; затрудняет экономические отношения с другими государствами13.
     Характерные признаки коррупционной ситуации:
     - принятия решения, которые нарушает закон или с нарушением закона;
     - обе стороны действуют в сговоре;
     - обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества;
     - обе стороны пытаются скрыть свои действия14.
     По оценкам Всемирного банка, коррупция обходится мировому сообществу в 80 млрд долл. в год15. Многие иностранные компании, осуществляющие финансовую помощь другим странам, обеспокоены тем, что их деньги могут быть похищены и не поступят конкретным адресатам.
     Итак, можно констатировать, что из-за своей многогранности коррупция является одним из тех явлений, за время исторического существование которого применялись различные научные подходы к его правовому и научному определению, пониманию его сущности. Это объясняется особенностями правовой культуры разных стран мира, развития законодательства, а также различным восприятием того же деяния обществами определенных стран, в зависимости от ментальности, традиции, уровня демократизации и развития гражданского общества. Но в течение всего своего существования это явление имеет характерные особенности - оно вредно в правовом, социальном и других аспектах.
     Сущность коррупции заключается в том, что она имеет: социальную обусловленность; свою «цену», которую общество платит за ее существование; негативное влияние на все сферы общественной жизни; транснациональный характер; экономические, политические, правовые, психологические и моральные аспекты; способность постоянно приспосабливаться к новым реалиям жизни16.
     Таким образом, на основе обобщения отечественного и зарубежного опыта, сформулируем авторское определение понятию «коррупция» - это использование лицом предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей с целью получения неправомерной выгоды или принятия обещания/предложения такой выгоды для себя или других лиц, или соответственно обещание/предложение или предоставление неправомерной выгоды лицу или по его требованию другим физическим или юридическим лицам с целью склонить это лицо к противоправному использованию предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей.
     Итак, можем сделать вывод, что коррупция как социально-экономическое явление:
     - социальные обусловлена (то есть является продуктом социальной жизни);
     - имеет свою социальную стоимость (то есть «цену», которую платит общество за существование коррупции);
     - существенно влияет на важнейшие социальные процессы - экономические, политические, правовые и др .;
     - имеет исторические истоки и глобальный характер;
     - является социальным, экономическим, политическим, правовым, психологическим и моральным явлением;
     - имеет свойство постоянно видоизменяться в зависимости от социальных реалий.
     На фоне масштабных трансформационных изменений за последние десятилетия коррупция стала достаточно распространенным социальным явлением, которое, по сути, превратилось в устойчивую норму взаимоотношений во всех сферах общества. 
     
1.2. Виды и типы коррупции
      
     Для предметного понимания коррупции, ее политэкономической сущности и содержания важное значение имеет классификация коррупционных действий. Надо отметить, что в научной литературе достаточно широко и достойно представлены различные варианты классификации этого явления. Это связано, прежде всего, с трудом выбора универсальных критериев классификации и многообразием форм проявления коррупции.
     Наиболее упрощенной является классификация предложенная М.Ф. Мусаелян и М.А. Хатаевой, которые выделяют чисто уголовную (большинством экономического характера) и политическую коррупцию, последнюю подразделяют по поведением на уголовную и отклоненную17.
     Более сложная классификация разработана Х.Х.Кернер. Он выделяет несколько типов коррупции, в частности: взяточничество чиновников в сфере торговли (за продажу нелегально произведенной продукции, завышение качества товаров и т.д.); отношения в патронажных системах, в том счета покровительство «боссов» на основе родственных, партийных, домашних принципов; дружба и кумовство; так называемая кризисная коррупция, которая обусловлена ??тем, что предприниматели должны работать в условиях неопределенности и риска, когда решение органов власти могут привести к существенным для бизнеса изменениям и поэтому эти решения становятся предметом торговли18.
     Н.Ф.Кузнецова различает коррупцию в широком и узком смысле19. Первая связана с нарушением должностными лицами своих обязанностей ради материального вознаграждения, вторая - с взяточничеством и предпринимательством чиновников. Наиболее распространенными видами коррупции в соответствии с приведенной классификации являются: подкуп и продажность; коррупция «низов» и «верхов»; коррупция в государственном (муниципальном) и негосударственном секторах.
     Представители юридического подхода к исследованию коррупции в большинстве при классификации и подборе критериев уделяют внимание мотивации и нарушению действующих правовых норм. Так, А.А.Сенаторов20 в  зависимости от мотивации совершения (то есть содержания интереса, удовлетворить который стремится лицо, совершающее коррупционное правонарушение) коррупционные деяния разделяет на две группы: коррупционные деяния, связанные с противоправным использованием власти или служебных полномочий для получения материальных благ, услуг или преимуществ или завладение чужим имуществом или правом на него; коррупционные деяния, связанные с противоправным использованием власти или служебных полномочий для удовлетворения других (некорыстных) личных интересов или интересов третьих лиц.
     Считаем, что при осуществлении классификации коррупционных действий необходимо применять многокритериальный механизм, на основе которого возможна более полная структуризация этого явления. В рамках данной работы и исходя из его цели рассмотрим разработанную классификационную структуру, отвечающую предъявляемым требованиям. Отметим, что при ее разработке учитывались различные концептуальные подходы, взгляды специалистов и ученых, достижения различных школ экономической теории по обозначенной проблемы (см.табл.1.3).
     Кроме приведенных в таблице критериев коррупционные отношения можно классифицировать, например, по уровню обогащения от коррупционных действий; по уровню негативного влияния коррупции на экономическое (или социальное) развитие страны; по уровню влияния на стабильность; по влиянию на формирование международного имиджа государства и т.д.
     
     
Таблица 1.3
     Классификация коррупции
Критерий классификации коррупции
Формы проявления и виды коррупции
1 Субъекты коррупционных отношений
1. Субъекты - взяточники: государственные чиновники; менеджеры государственных и частных фирм; политические деятели. 
2. Субъекты, которые предлагают взятку: граждане; частные предприниматели; частные легальные фирмы; теневой бизнес; государственные фирмы; политические деятели; государственные чиновники.
2 Цели коррупции с точки зрения ее субъектов
1. Субъекты - взяточники: обогащение за счет получения товарно-денежных ценностей; обмен услугами (протекционизм, патронаж, кронизм, фаворитизм). 
2. Субъекты, которые предлагают взятку: ускорение решения вопросов в рамках правового поля; решение вопросов за пределами правового поля; получение выгодных государственных заказов; карьерный рост; лоббирование необходимых нормативно правовых актов; установление «хороших отношений»; получения конкурентных преимуществ. 
3 Инициативность в коррупционных отношениях
1. Вымогательство взятки должностным лицом. 
2. Подкуп должностных лиц по инициативе субъектов, которые предлагают взятку. 
3. Традиционализм в коррупционных отношениях.
4 Уровень организации и распространения коррупционных отношений
1. «Низинная» коррупция: местная; региональная. 
2. «Верховинная» коррупция: национальная; международная.
5 Тип организации коррупционных отношений
1. Локальный - имеет разовый характер. 
2. Сотовый - имеет сезонный или постоянный характер. 
6 Вид коррупционных отношений
1. Твердые: взятка в виде товара; денежная взятка; взятка в виде разного рода ценностей (антиквариат, драгоценности, ювелирные украшения и др.).
2. Мягкие: непотизм (кумовство), кронизм (протекционизм), фаворитизм; патронаж; лоббизм; родство; клановость; трайбализм; местничество и другие.
7 Степень централизации коррупционных отношений
1. Децентрализованная коррупция (случайная). 
2. Централизованная коррупция («снизу вверх»). 
3. Централизованная коррупция ( «сверху вниз»).
8 Регулярность коррупционных действий
1.Эпизодическая коррупция. 
2.Систематическая или институциональная коррупция. 
3.Клептократичная - коррупция как неотъемлемая часть властных отношений.
     
     
     В способах организации коррупционных рынков и коррупционных схем постоянно происходят изменения, которые трудно обобщить без проведения типологизации коррупции как системы.
     Попытки типологизации государств по моделям коррупции существуют давно. Так, в 1993 А. Шляйфер и Р.У. Вишну21 выделили 3 типа государств при наличии конкуренции на рынках коррупционных услуг особенностями таких рынков: 1) централизованная коррупция, 2) децентрализованная коррупция и 3) конкурентная система коррупции.
     Централизованная коррупция - монополистическая система, подобная олигопольному заговору, где отслеживается и наказывается именно повышение отдельных взяток. Предоставление государственных услуг является централизованным и подпадает под единый бюрократический контроль. Имеется высокая степень определенности - кому, сколько и за что платить. Экономический агент, оплативший взятку, обязательно получит оплаченное благо и не будет вынужден платить за него дополнительные взятки в будущем. Сумма первоначального взятки определяется бюрократической вертикалью централизованно и делится между всеми чиновниками, которые отвечают за предоставление оплаченного государственного блага. Для такой модели характерны сравнительно низкий уровень взяток, что обеспечивает непрерывный спрос на государственные блага, но высокий общий объем взяток. Она возможна при наличии: 1) подконтрольности бюрократии политической элите, 2) небольшой по размеру правящей элиты, 3) эффективной полицейской машины, 4) гомогенного высоко интегрированного населения.
     Децентрализованная коррупция - система независимых монополий возникает, когда государство не способно поддерживать политический порядок. Бюрократы, предоставляющие взаимодополняющие государственные блага, действуют независимо как отдельные монополисты и конкурируют между собой за объемы взяток, устанавливая каждый самостоятельно размер взяток с целью максимизации только собственной выгоды. Уплата взятки экономическим агентом не гарантирует получения последним уплаченного блага, а вероятность вымогательства его дополнительны.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44