VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретико-правовое исследование вопросов оперативно-розыскного предупреждения преступлений

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005201
Тема: Теоретико-правовое исследование вопросов оперативно-розыскного предупреждения преступлений
Содержание
Глава 1. Теоретико-правовое исследование вопросов оперативно-розыскного предупреждения преступлений

Оперативно-розыскная деятельность представляет собой особого рода правоохранительную функцию, основным содержанием и характерной чертой которой является её разведывательно-поисковая сущность. Особенность этой функции состоит главным образом в том, что она носит преимущественно негласный характер и направлена на получение информации, использующейся в основном в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, выявлении и установлении лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также в розыске лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания и без вести пропавших. 

Еще на одном из первоначальных этапов законодательного закрепления основ осуществления оперативно-розыскной деятельности Е. А. Доля отмечал, что защита личности, общества и государства от преступных проявлений, использующих специальные приемы и методы, технические средства, специалистов для подготовки, совершения и сокрытия преступлений, без активного использования в уголовном процессе результатов оперативно-розыскной деятельности весьма и весьма затруднительна, а зачастую и невозможна. Думается, что данное высказывание в полной мере применимо ко многим видам противоправной деятельности.

Именно Е. А. Доля первым в оперативно-розыскной науке ввел в научный оборот термин «оперативное доказывание», под которым предложил понимать частный случай применения теории познания в интересах достижения целей и решения задач оперативно-розыскной деятельности. По мнению указанного учёного, именно оперативное доказывание и составляет всю основу оперативно-розыскной деятельности, с чем трудно не согласиться.

Иные представители оперативно-розыскной науки также полагают, что в современных условиях традиционные процессуальные меры гласного характера «пробуксовывают» и не позволяют эффективно решать проблемы правоприменительной практики, что, в свою очередь, значительно актуализирует роль оперативно-розыскного обеспечения борьбы с преступностью.

В свою очередь, А. Ю. Шумилов считает, что использование в воздействии на преступность негласных оперативно-розыскных средств и методов наряду с гласными является вынужденной, защитной мерой общества и государства. Общество и государство не только одобрили применение против общественно опасных деяний лиц, совершающих преступления, систему законных оперативно-розыскных мероприятий, но и обязали своих представителей (оперативников и др.) осуществлять такого рода деятельность.

Оперативно-розыскная деятельность правоохранительных органов должна быть ориентирована не на любые противоправные деяния, а только на тайно совершаемые. Цели любой деятельности определяют специфику применения методов и средств их достижения. 

Тайный характер противоправных деяний диктует объективную потребность применения соответствующих негласных (конспиративных) мер, без которых невозможно достичь намеченной цели. Следовательно, функциональная сущность оперативно - розыскной деятельности определяется системой методов и средств конспирации. 

Трудно не согласиться с Н. П. Водько, что ни один вид правоохранительной деятельности не имеет таких исключительных возможностей в предупреждении замышляемых и подготавливаемых преступлений, а также их пресечении, как оперативнорозыскная деятельность, что предопределяет высокий уровень её социально-правовой значимости. 

Поскольку преступность как продукт социального поведения людей является вечной категорией любого из известных ранее человеческих обществ и, несомненно, будет присутствовать во всех новых общественно-экономических формациях, то государство и общество всегда будут испытывать потребность в использовании оперативно-розыскной деятельности в интересах защиты государства и его граждан. 

В том числе, абсолютно справедливо отмечает М. П. Поляков, что без средств и методов оперативно - розыскной деятельности современному уголовному судопроизводству не под силу подобраться к большинству серьёзных преступлений и, в первую очередь, к организованной преступности, полагая при этом, что данный вид деятельности представляет собой полноценную информационную технологию – фрагмент производственной цепочки обеспечения социальной справедливости. 

Вместе с тем нельзя согласиться с утверждениями Д. И. Беднякова о том, что процесс познания обстоятельств преступления путём непосредственного восприятия соответствующих сведений о них осуществляется в стадиях: возбуждения уголовного дела, предварительного расследования и судебного следствия. Очевидно, что кримкогнитивная деятельность сотрудников оперативно-розыскных органов берёт своё начало ещё до возбуждения уголовного дела - с момента получения сведений о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершённых противоправных деяний, а также о лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших. 

Из данных суждений следует, что процесс выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений без его полноценного и всестороннего оперативно-розыскного обеспечения теряет свою эффективность и минимизирует возможность достижения положительных результатов. 

На понятие и сущность оперативно-розыскного обеспечения учёные-исследователи данной области научных знаний имеют разносторонние взгляды. Безусловно, передовое место среди них занимают труды профессора В. К. Зникина, который закрепил основные научно-теоретические положения оперативно - розыскного обеспечения раскрытия и расследования преступлений с учётом системного подхода к существующей проблематике. 

По мнению этого учёного, одной из основных причин неполноценной реализации правоприменительного потенциала оперативно-розыскных и следственных органов в борьбе с преступностью является отсутствие реального восприятия соотношения и взаимосвязи уголовного процесса и оперативно - розыскной деятельности. Иными словами, это можно интерпретировать как проявление недостатков в организации взаимодействия следователей, органов дознания, субъектов оперативно-розыскной деятельности и несистемный обмен оперативной и доказательственной информацией между ними. 

Именно использование специфических сил, средств и методов работы субъектами оперативно - розыскной деятельности является одним из важнейших, неотъемлемых компонентов успешной работы для решения задач по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений. Поэтому адекватное правовое реагирование на криминальные проявления посредством совершенствования уголовного процесса, криминалистики и оперативно-розыскной деятельности есть необходимое условие выживания, условие преодоления ситуации, целесообразности и разумности действий общества и государства в борьбе с преступностью. 

В своей работе В. К. Зникин пришел к выводу, что основным средством обнаружения проявлений криминальных элементов и организованных преступных групп, а также выявления их противоправной деятельности, для оперативно-розыскного обеспечения раскрытия и расследования преступлений является оперативно-розыскная деятельность соответствующих оперативных подразделений государственных органов, уполномоченных на то законодательством, результатом чего является добывание необходимой разноплановой фактической оперативной информации для нужд уголовного процесса и собственных нужд. С данными утверждениями нельзя не согласиться, но мы также полагаем, что они могут быть распространены не только на раскрытие и расследование преступлений, а также на процесс их выявления, предупреждения и пресечения. 

Рассматривая сущность оперативно-розыскного обеспечения деятельности следователя, В. П. Хомколов указывает, что это такая организационная форма, которая представляет собой самостоятельную систему в структуре взаимодействия следователя и органов дознания и определяет ее как комплекс правовых и организационно тактических мер, обусловливающих взаимосвязь и взаимовлияние следователя и оперативно-розыскных аппаратов органов внутренних дел в целях всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела.

Кроме того, В. П. Хомколов полагает, что процесс оперативно-розыскного обеспечения начинается с момента реализации оперативных материалов и возбуждения уголовного дела, по которому неизвестно лицо, совершившее преступление. Думается, что данное утверждение наиболее подходит к процессу оперативно-розыскного обеспечения раскрытия и расследования преступлений, а также судебного разбирательства уголовного дела. На процесс выявления, предупреждения и пресечения преступлений оперативно-розыскными мерами данное положение распространяться не может, поскольку его течение, в большинстве случаев, осуществляется до возбуждения уголовного дела. 

Определённые сомнения в справедливости суждений В. П. Хомколова высказывают В. Ф. Луговик, С. И. Давыдов и О. Н. Пономаренко, позиция которых основана на том, что при осуществлении оперативно - розыскного обеспечения государственного обвинения значительный объём его задач решается без участия заинтересованных сторон уголовного процесса, когда решение о комплексном использовании оперативно - розыскных сил, средств и методов принимает оперативный работник самостоятельно. Основное же отличие взаимодействия и государственного обвинения заключается в том, что процесс осуществления последнего не ограничивается только согласованной по месту, времени деятельности оперативного сотрудника и прокурора, направленной на решение задач уголовного процесса, а является самостоятельным направлением оперативно-розыскной деятельности, в результате которого комплексно используются её силы, средства и методы в целях поддержания позиции обвинения, а также полного, объективного и всестороннего рассмотрения уголовного дела в суде. 

Проведя исследование сущностных черт оперативно-розыскного обеспечения государственного обвинения, эти указанные авторы пришли к выводу, что данный процесс является самостоятельной формой оперативно-розыскной деятельности, на что указывает специфика целей и особенности решаемых задач. В свою очередь, основным критерием разграничения рассматриваемой формы от иных форм оперативно - розыскной деятельности является направление использования оперативно-розыскных возможностей. 

Исходя из вышеперечисленных доводов, В. Ф. Луговик, С. И. Давыдов и О. Н. Пономаренко под оперативно - розыскным обеспечением государственного обвинения понимают комплекс оперативно - розыскных мер, осуществляемых субъектами оперативно - розыскной деятельности, как правило, во взаимодействии с должностными лицами прокуратуры, направленных на создание оптимальных условий для осуществления уголовно-процессуальной функции государственного обвинения путём выявления и фиксации фактических данных, которые могут быть использованы при доказывании в суде; обнаружения сведений, которые позволят усилить систему аргументов, подтверждающих позицию обвинения в процессе осуществления досудебного производства и судебного разбирательства; осуществления оперативно - розыскного контроля за поведением обвиняемых, подозреваемых и иных лиц, а также исполнения функции защиты уголовного судопроизводства. 

А. Ю. Шумилов определяет оперативно-розыскное обеспечение уголовного процесса (предварительного расследования и судебного разбирательства) как комплекс поступков сыскных и других мероприятий оперативно-розыскного свойства, совершаемых и принимаемых	оперативно-розыскными органами (оперативниками и др.) по установлению фактов и обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, источников информации о них, лиц, противодействующих уголовному процессу, в целях обеспечения предварительного расследования и судебного разбирательства, необходимыми сведениями, а также защиты участников уголовного процесса. 

Рассматривая два вышеприведённых определения, можно констатировать, что особое внимание в научных исследованиях уделяется оперативно-розыскному обеспечению стадий судебного разбирательства уголовных дел, что также играет немаловажную роль в борьбе с преступностью, как и выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие противоправных деяний путем осуществления оперативно-розыскной деятельности с момента получения информации о них. 

Довольно схожее и не менее широкое по объёму определение даёт вышеупомянутый нами В. К. Зникин, который под оперативно-розыскным обеспечением уголовного судопроизводства понимает систему мер, реализуемых субъектами оперативно-розыскной деятельности в ходе оперативно-розыскного процесса в интересах создания необходимых и достаточных условий для осуществления полного и объективного процесса доказывания, пресечения и нейтрализации противодействия криминальной среды, исполнению функций уголовного преследования и правосудия, безопасности участников уголовного судопроизводства и достижения цели неотвратимости наказания лиц, виновных за совершение преступного деяния. 

Кроме этого, авторское понятие оперативно - розыскного обеспечения уголовного судопроизводства было сформулировано В. Э. Гаджиевым, который определил его как систему знаний, а также основанных на них навыков и умений, направленных на использование сотрудниками органов - субъектов оперативно-розыскной деятельности - во взаимодействии с должностными лицами органов предварительного расследования и прокуратуры научных рекомендаций по применению комплекса оперативно-розыскных мер в целях создания оптимальных условий для осуществления уголовно-процессуальных функций обвинения по делам о конкретных преступлениях. 

Так же, как и В. Ф. Луговик, С. И. Давыдов и О. Н. Пономаренко, вышеуказанный автор в своей работе акцентирует внимание на оперативно-розыскном обеспечении государственного обвинения, которое, по его мнению, должно стать частью системы оперативно-розыскного обеспечения уголовного судопроизводства (предварительного расследования и судебного разбирательства). 

Как видно из дефиниции, В. Э. Гаджиев предлагает рассматривать категорию «оперативно-розыскное обеспечение» в двух значениях: в традиционном - как одну из форм оперативно-розыскной деятельности, а значит, как деятельность, а также через категории «знания» и «рекомендации». 

Мы же пытаемся представить оперативно - розыскное обеспечение выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений не как одну из форм оперативно-розыскной деятельности, а как совокупность необходимых действий по использованию её сил, средств и методов в борьбе с преступностью в определённых условиях и различных оперативно - розыскных ситуациях. 

О понятии оперативно-розыскного обеспечения деятельности по раскрытию и расследованию преступлений также высказывается Е. С. Дубоносов, который считает, что данная деятельность неразрывно связана с принципом наступательности (оперативности) в оперативно-розыскной деятельности и направлена, с одной стороны, на создание условий постоянной профессиональной готовности субъектов раскрытия и расследования преступлений к использованию в этих целях оперативно-розыскных сил, средств и методов, а с другой - на практическую реализацию таких условий в каждом конкретном случае раскрытия и расследования конкретных преступлений. 

Следует подчеркнуть, что аналогичные доводы были несколько ранее приведены в научных трудах профессора В. К. Зникина, так же, как и определение оперативно-розыскного обеспечения, представленное Е. С. Дубоносовым. 

В. А. Бодренков под оперативно-розыскным обеспечением предупреждения преступлений понимает систему мер (процедур), реализуемых субъектами оперативно-розыскной деятельности в оперативно - розыскном процессе в интересах создания необходимых и достаточных условий для принятия своевременного упреждающего решения по предотвращению, пресечению и профилактике криминального проявления. 

Кроме того, В. А. Бодренков выделяет следующие основные элементы оперативно-розыскного обеспечения предупреждения преступлений: 

1) оперативно - розыскное предотвращение замышляемых или подготавливаемых преступлений; 

2) оперативно-розыскное пресечение начатых преступлений (на стадии покушения на них или оконченного преступления; пресечение длящихся и серийных преступлений сразу после их совершения). 

Также нельзя не упомянуть о твёрдом убеждении Я. М. Мазунина в том, что современные устойчивые негативные тенденции в развитии преступности требуют принципиально новых решений и подходов к организации оперативно-розыскного обеспечения при раскрытии и расследовании преступлений, эффективного использования при этом достижений науки и техники, в том числе специальной, что позволит своевременно выявлять и доказывать вину членов преступных групп. 

Однако, признавая авторитет Якова Маркияновича, позволим себе не согласиться с его суждениями о том, что в процесс оперативно-розыскного обеспечения оперативные аппараты включаются с момента выявления преступления и возбуждения уголовного дела. На наш взгляд, это возможно при осуществлении оперативно-розыскного обеспечения раскрытия и расследования преступлений, но к оперативно - розыскному обеспечению их выявления, предупреждения и пресечения - не применимо. 

Обобщая вышеприведённые понятия, нами разработана дефиниция оперативно-розыскного обеспечения выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, под которой мы понимаем законодательно урегулированную, активную и целеустремленную деятельность сотрудников оперативно - розыскных органов, осуществляемую посредством проведения оперативно-розыскных, оперативно-поисковых и оперативно-технических мероприятий, агентурной и информационно-аналитической работы, а также осуществления иных мер и действий, направленную на решение задач оперативно-розыскной деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений. 

Сопоставляя данное понятие и взгляды других авторов, приведенные в настоящей статье, можно конкретизировать, что субъектами оперативно-розыскного обеспечения, выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений могут являться исключительно сотрудники органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Оперативно-розыскное обеспечение - это вполне возможная, действительная, реально выполнимая, наделённая в нужном количестве необходимыми ресурсами и материальными средствами, осуществляемая в наступательном характере деятельность по собиранию улик путём использования сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности. Кроме того, оперативно-розыскное обеспечение и взаимодействие следователя с оперативным сотрудником не могут являться тождественными категориями, поскольку первая имеет определенную специфику действий и правоотношений. 

Оперативно-розыскное обеспечение выявления предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений имеет существенные отличия от оперативно - розыскного обеспечения расследования уголовных дел и оперативно-розыскного обеспечения судебного разбирательства (государственного обвинения). Наиболее ярко оперативно-розыскное обеспечение выявления предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений как научно-практическая категория проявляется в таких организационно-тактических формах оперативно-розыскной деятельности, как оперативная проверка и оперативная разработка. 

Хотелось бы отметить, что без оперативно-розыскного обеспечения правоохранительной деятельности, а также использования сил и средств оперативно-розыскной деятельности в борьбе с преступными проявлениями любых форм, сотрудникам правоохранительных органов становится трудно достигнуть наиболее ожидаемых ими положительных результатов. Оперативно-розыскная деятельность объективна и существует, по своей сути, вне зависимости от нашего сознания, а тем более желания или воли государства и общества. Кроме того, деятельность данного вида исстари сопутствует правосудию на всём протяжении его истории. Поэтому даже самому демократическому, высокоразвитому и преуспевающему государству не обойтись без применения компетентными субъектами специфических и особенных разведывательно-поисковых методов в искоренении такого социально-негативного явления, как преступность. 

Оперативно-розыскная характеристика преступлений

В теории оперативно-розыскной деятельности все преступные деяния характеризуются в рамках такого понятия как «оперативно-розыскная характеристика преступлений». На сегодняшний день в научной литературе нет единого взгляда на эту дефиницию.

Оперативно-розыскная характеристика преступлений является одним из понятий, составляющих категорийный аппарат молодой науки – теории оперативно - розыскной деятельности. Данный вид характеристики преступлений появился совсем недавно, поэтому существуют различные точки зрения относительно её определения, сущности и содержательных элементов.

Предлагаемые различными авторами структурные элементы оперативно - розыскной характеристики преступлений, по сути, являются составными частями криминалистической характеристики, а некоторые - частями характеристик преступлений, разрабатываемых уголовным правом и криминологией. Именно поэтому некоторые учёные отрицают необходимость ввода в научный оборот понятия «оперативно-розыскная характеристика», поскольку считают, что в неё входят элементы, заимствованные из других характеристик.

По этому поводу справедливо отмечено, что и уголовное право, и криминология, и криминалистика, и теория оперативно-розыскной деятельности изучают одни и те же явления, а именно: преступления и лиц, их совершивших. Однако каждая наука изучает эти явления с позиций собственных интересов, под различными углами зрения в зависимости от направленности каждой из них.

На наш взгляд, если проанализировать соотношение характеристик преступлений, рассматриваемых разными науками, то очевидно, что различие в подходе к их изучению заключается не в методе исследования, а в целях, которые они перед собой ставят.

Понятие «оперативно - розыскная характеристика преступлений» было введено в теорию и практику оперативно - розыскной деятельности в конце 70-х - начале 80-х годов. Однако единого мнения о её содержании не выработано до настоящего времени.

Так, например, по мнению В. Д. Гребельского, оперативно-розыскная характеристика представляет собой ряд упорядоченных и взаимосвязанных, почерпнутых из различных источников информационных признаков уголовно-правового, криминалистического, психологического, экономического и иного характера, совокупное содержание которых содействует обоснованному выдвижению и проверке оперативно-розыскных версий при раскрытии родовых групп преступлений.

Думается, что оперативно-розыскная характеристика преступлений должна представлять своеобразного рода информационную парадигму, позволяющую помочь оперативному сотруднику на её основе определить источники информации о конкретном виде преступления с целью её последующего использования в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, а также при установлении лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

В понятие источников информации в рассматриваемом ключе, как правило, вкладывается довольно широкое содержание. К ним относятся лица, документы, информационные базы, материальные объекты со следами, которые располагают, обладают, содержат сведения, имеющие прямое или опосредованное отношение к раскрываемому преступлению.

Так, В. Д. Ларичев считает, что оперативно-розыскная характеристика преступлений должна дать наглядное представление о том, какие могут быть проведены оперативно-розыскные мероприятия, для чего и каким образом.

При этом элементы оперативно-розыскной характеристики преступлений должны находиться в определённом соотношении с оперативно-розыскными и другими мероприятиями.

Полагаем, что представленное им мнение имеет сходство с утверждением Н. П. Яблокова о том, что успех расследования любого преступления во многом определяется умением следователя проникнуть в его криминалистическую характеристику, уяснение которой позволяет в каждом конкретном случае расследования избрать наиболее правильные его направления, средства и методы.

Не менее интересной по этому поводу является позиция В. А. Образцова, который указывает, что в характеристике познавательной деятельности определяющими являются два момента. Первый связан с описанием того, что познаётся (с объектом познания). Второй предполагает ответы на вопросы: как, каким образом, на какой базе это делается, то есть каковы организация, средства, технологии деятельности. Эти два взаимосвязанных момента и положены в основу разработки характеристики практического следоведения в уголовном судопроизводстве.

В теории оперативно-розыскной деятельности обычно выделяют следующие элементы оперативно - розыскной характеристики преступлений:

- предмет преступного посягательства; 

- обстановка совершения преступлений (время, место и иные обстоятельства); 

- способ совершения преступления; 

- механизм следообразования; 

- способ сокрытия преступной деятельности; 

- личность преступника и личность жертвы преступления.

Но существуют и отдельные авторские мнения. Например, Б. Б. Шойжилцыренов и А. Е. Ступницкий в качестве основных элементов оперативно-розыскной характеристики предлагают выделять оперативно-значимое поведение объектов, представляющих оперативный интерес, и субъектов, представляющих оперативный интерес. Хотя нам видится, что предлагаемые данными авторами содержательные элементы по своей сути тождественны способу совершения и сокрытия преступления, обстановке совершения преступления и личности преступника.

Вышеупомянутый нами В. Д. Ларичев в структуру оперативно-розыскной характеристики экономической преступности включает: динамику и структуру экономической преступности, уголовно-правовые признаки конкретного преступления, место и способ совершения преступления, предмет преступного посягательства, личность преступника, мотивацию криминального поведения, организованные формы совершения преступления.

Очевидно, что автор приводит элементы криминологической, уголовно-правовой, но все же в большей степени криминалистической характеристики преступлений. Однако мне кажется, что криминологические и уголовно-правовые признаки преступного деяния имеют лишь вспомогательное значение для оперативно-розыскной деятельности и не могут в полной мере способствовать успешному выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений не процессуальными методами.

Именно поэтому, на мой взгляд, нельзя согласиться с суждениями С. Э. Воронина о включении оперативно-розыскной характеристики в структуру криминалистической как одного из элементов последней.

В свою очередь, Р. Ю. Плугин в оперативно-розыскной характеристике преступлений, связанных с торговлей людьми с целью эксплуатации рабского труда, выделяет такие структурно-содержательные элементы как способ совершения преступления, характеристика лиц, совершающих эти преступления, характеристика жертв преступлений, связанных с торговлей людьми с целью использования рабского труда. Данный автор определяет оперативно-розыскную характеристику торговли людьми с целью эксплуатации рабского труда как массив данных, которые обладают рядом поисково-тактических признаков, знание которых необходимо для наиболее эффективного применения сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности в целях своевременного решения её специфических задач. Кроме того, Р. Ю. Плугиным справедливо отмечено, что каждое преступление имеет свою специфику, в связи с чем не все элементы, присущие для оперативно-розыскной характеристики одного вида преступлений, приемлемы для оперативно-розыскной характеристики преступлений другого вида.

Обобщая вышеприведённые суждения, можно сделать вывод, что оперативно-розыскная характеристика имеет структуру, аналогичную по своей сути криминалистической, криминологической и уголовно-правовой характеристикам преступлений, но все же ее использование преследует достижение целей и решение задач именно оперативно-розыскной деятельности. Кроме того, с позиции нашего видения, данную дефиницию можно использовать в научном обороте, но только исключительно в области оперативно-розыскного права. В свою очередь в научных исследованиях и трудах, посвящённых проблемам расследования уголовных дел и уголовного судопроизводства, более уместным будет использование таких понятий как «криминалистическая характеристика преступлений», «криминологическая характеристика преступлений» и «уголовно-правовая характеристика преступлений».

Оперативно-розыскная характеристика наиболее ярко отражает присущие ей непроцессуальные, негласные свойства, а также её принадлежность только к специфической отрасли знаний – теории оперативно-розыскной деятельности. Служа нуждам оперативно-розыскной деятельности, она должна содержать определенные элементы, соответствующие ее целям и задачам.

Оперативно-розыскная характеристика преступлений отражает ретроспективную направленность с её специфическим внутренним содержанием, свидетельствующим о том, что и как происходит в различных оперативно-розыскных ситуациях, складывающихся при подготовке, совершении и сокрытии преступлений, и каковы их закономерности.

Более того, оперативно-розыскная характеристика является важным и неотъемлемым содержательным элементом тактики выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, путём использования сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности.

Каждый структурно-содержательный элемент оперативно-розыскной характеристики должен быть выделен в зависимости от вида подготавливаемого, совершаемого или совершённого преступления.

Все элементы оперативно-розыскной характеристики имеют тесную корреляционную связь между собой, следовательно, их изучение должно осуществляться в комплексной форме.

Оперативно-розыскное мероприятие - это составная часть оперативно-розыскной деятельности, сведения об организации и тактике которой составляют государственную тайну, представляющая собой совокупность действий специально уполномоченных на то государственных органов и их должностных лиц, осуществляемых с соблюдением регламентированных законом оснований и условий, отвечающая нормам морали и нравственности и непосредственно направленная на достижение целей и разрешение задач оперативно-розыскной деятельности. Оперативно-розыскное мероприятие представляет собой основную категорию теории оперативно-розыскных мероприятий.

Мероприятия, проводимые в процессе ОРД, нуждаются в организации. От того, насколько тщательно спланировано их проведение, зачастую зависит их окончательный результат.

Основой организации данных мероприятий является план проведения ОРМ, в котором должны быть предусмотрены:

- содержание мероприятий;

- время и место их проведения;

- участники проведения (конкретные сотрудники органа, осуществляющего ОРД, а также сотрудничающие с ними граждане);

- используемые технические и иные средства ОРД;

- привлекаемые со стороны МВД и других органов силы и средства, с указанием их задач и порядка действий........................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44