- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Предупреждение преступлений органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W005236 |
Тема: | Предупреждение преступлений органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность |
Содержание
76 Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Департамент научно-технологической политики и образования Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный аграрный университет» Юридический институт Кафедра уголовного процесса, криминалистики и основ судебных экспертиз Зав. кафедрой____________________ ________________________________ «____»___________________20___ г. МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ ОПЕРАТИВНО – РОЗЫСКНЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 01.59.48.ПЗ Выполнил __________ ______________________________ (Подпись) (ФИО полностью) Руководитель __________ ______________________________ (Подпись) (ФИО полностью) Нормоконтроль __________ ______________________________ (Подпись) (ФИО полностью) Красноярск 2017 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3 ГЛАВА 1. Теоретико-правовое исследование вопросов оперативно-розыскного предупреждения преступлений…………………………………… 7 1.1 Оперативно-розыскная характеристика преступлений…………….. 18 1.2 Правовая регламентация оперативно-розыскного предупреждения преступлений на современном этапе…………………………………….. 24 ГЛАВА 2. Предупреждение преступлений органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность…………………………………… 43 2.1 Проблемы теории и практики органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в предупреждении преступлений……………………………………………………………… 43 2.2 Законодательное закрепление оперативно-розыскных мероприятий……………………………………………………………….. 2.3 Правовое регулирование отдельных условий проведения оперативно-розыскного мероприятия "прослушивание телефонных переговоров" и перспективы его совершенствования………………….. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….. 52 58 66 68 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования объясняется тем, что преступность в современных условиях превращается в глобальную общечеловеческую проблему, требующую дальнейшего теоретически-правового научного прогноза и анализа. Это негативное антисоциальное явление причиняет значительный ущерб общественным отношениям в сфере собственности, экономической деятельности, государственной власти, общественной безопасности и общественного порядка, а также наносит вред свободе, чести, достоинству, жизни и здоровью человека, нарушает конституционные права и свободы граждан. Значительная часть противоправных деяний совершается в условиях латентности, поэтому их выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие является достаточно сложным и трудоёмким процессом, требующим умелого комплексного использования сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности. Выявление и раскрытие большинства преступлений с помощью только одних предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством средств крайне затруднительно, а в большинстве случаев и невозможно. Именно это обстоятельство и вызывает необходимость в процессе осуществления борьбы с преступностью в полной мере использовать весь комплекс оперативно-розыскных возможностей, предусмотренных действующим законодательством. Оперативно-розыскная деятельность (далее – ОРД), как следует из ее законодательного определения, осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее – ОРМ). Так как оперативно-розыскные мероприятия составляют первооснову ОРД, ее содержание, то теоретическое исследование ее проблем должно начинаться в первую очередь с изучения оперативно-розыскных мероприятий. С момента законодательного закрепления перечня ОРМ в первом законе «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» 1995 г. было проведено много исследований, предметом которых становились отдельные оперативно-розыскные мероприятия. В этих исследованиях, такие авторы как: Шумилов А.Ю., Китрова Е.В., Кузьмин В.А., Доля Е.А., Григорьева Л.Г., Крапива И.И., Вайпан В.А. и другие, используя различные подходы при решении частных вопросов, пытались решать и общие проблемы, затрагивающие оперативно-розыскные мероприятия в целом. Это касается определения понятия и сущности как отдельных ОРМ, так и категорий более высокого уровня, их классификаций, определения правовых основ, соотношения со следственными действиями, организации и тактики проведения, использования полученных результатов и так далее. Полученные научные результаты в чем-то дополняют, но в чем-то и противоречат друг другу. В каждом из этих исследований отражается специфика научных школ и исследовательских традиций, требующая приведения их к какому-то общему знаменателю. Тематика проводимых исследований, к сожалению, слабо координировалась, поэтому некоторые из четырнадцати предусмотренных законом мероприятий изучались одновременно несколькими исследователями, а другие остались вне поля научного внимания. Вполне естественно, что больший интерес исследователей привлекли, прежде всего, новые для российского законодателя мероприятия такие, как оперативный эксперимент, контролируемая поставка, оперативное внедрение, прослушивание телефонных переговоров, мероприятия, связанные с использованием специальных технических средств получения информации. Вместе с тем другие мероприятия, в основе которых лежат традиционные для ОРД методы (опрос, наблюдение, осмотр), также нуждаются в исследованиях с учетом новых правовых реалий. Без оперативно-розыскного обеспечения правоохранительной деятельности, а также использования сил и средств оперативно-розыскной деятельности в борьбе с преступными проявлениями любых форм, сотрудникам правоохранительных органов становится трудно достигнуть наиболее ожидаемых ими положительных результатов. Оперативно-розыскная деятельность объективна и существует, по своей сути, вне зависимости от нашего сознания, а тем более желания или воли государства и общества. Кроме того, деятельность данного вида с давних пор сопутствует правосудию на всём протяжении его истории. Поэтому даже самому демократическому, высокоразвитому и преуспевающему государству не обойтись без применения компетентными субъектами специфических и особенных разведывательно-поисковых методов в искоренении такого социально-негативного явления, как преступность. Отмеченные обстоятельства определили выбор темы данного исследования и свидетельствуют об его актуальности и практическом значении. Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в сфере деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных законодательством, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Предмет исследования составили: нормы действующего международного и российского законодательства, направленные на правовое регулирование оперативно – розыскных аспектов предупреждения преступлений, научные труды и публикации в периодической печати, учебная литература, посвященная рассматриваемой теме. Целью исследования является анализ правовой природы оперативно – розыскных аспектов предупреждения преступлений и разработка теоретических основ, направленных на правовое совершенствование законодательной регламентации на современном этапе. В связи с поставленной целью выделены следующие задачи: 1. Раскрыть и выявить особенности правового регулирования оперативно – розыскных аспектов предупреждения преступлений. 2. Изучить оперативно – розыскную характеристику преступлений. 3. Выявить проблемы теории и практики органов, осуществляющих оперативно – розыскную деятельность в предупреждении преступлений. 4. Рассмотреть правовое регулирование отдельных условий проведения оперативно-розыскного мероприятия, на примере: "прослушивание телефонных переговоров" и определить перспективы его совершенствования. Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и отражает его логику. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы. Глава 1. исследование оперативно-розыскного предупреждения преступлений деятельность собой рода функцию, содержанием и чертой является её сущность. этой состоит образом в том, что она преимущественно характер и на получение , использующейся в в выявлении, , пресечении и преступлений, и установлении лиц, их , совершающих или , а также в лиц, скрывшихся от дознания, и суда, от отбывания наказания и без пропавших. Еще на из первоначальных законодательного основ оперативно-розыскной Е. А. Доля , что защита , общества и от преступных , использующих приемы и , технические , специалистов для , совершения и преступлений, без использования в процессе оперативно-розыскной весьма и затруднительна, а и невозможна. , что данное в полной применимо ко видам деятельности. Е. А. Доля в оперативно-розыскной ввел в оборот «оперативное », под которым понимать случай теории в интересах целей и задач деятельности. По указанного , именно доказывание и всю основу деятельности, с чем не согласиться. представители науки полагают, что в условиях процессуальные гласного «пробуксовывают» и не эффективно проблемы практики, что, в очередь, актуализирует оперативно-розыскного борьбы с . В свою , А. Ю. Шумилов , что использование в на преступность оперативно-розыскных и методов с гласными вынужденной, мерой и государства. и государство не одобрили против опасных лиц, совершающих , систему оперативно-розыскных , но и обязали представителей ( и др.) осуществлять рода . Оперативно-розыскная правоохранительных должна ориентирована не на противоправные , а только на совершаемые. любой определяют применения и средств их . Тайный противоправных диктует потребность соответствующих (конспиративных) мер, без невозможно намеченной . Следовательно, сущность - розыскной определяется методов и конспирации. не согласиться с Н. П. , что ни один вид деятельности не таких возможностей в замышляемых и преступлений, а их пресечении, как деятельность, что высокий её социально-правовой . Поскольку как продукт поведения является категорией из известных человеческих и, несомненно, присутствовать во новых формациях, то и общество будут потребность в оперативно-розыскной в интересах государства и его . В том числе, справедливо М. П. Поляков, что без и методов - розыскной современному судопроизводству не под подобраться к серьёзных и, в первую , к организованной , полагая при , что данный вид представляет полноценную технологию – производственной обеспечения справедливости. с тем нельзя с утверждениями Д. И. о том, что процесс обстоятельств путём восприятия сведений о них в стадиях: уголовного , предварительного и судебного . Очевидно, что деятельность оперативно-розыскных берёт начало ещё до уголовного - с момента сведений о подготавливаемых, или совершённых деяний, а о лицах, их , совершающих или . Из данных следует, что выявления, , пресечения и преступлений без его и всестороннего обеспечения свою и минимизирует достижения результатов. На и сущность обеспечения данной научных имеют взгляды. , передовое среди них труды В. К. Зникина, закрепил научно-теоретические оперативно - обеспечения и расследования с учётом подхода к проблематике. По этого , одной из причин реализации потенциала и следственных в борьбе с является реального соотношения и уголовного и оперативно - деятельности. словами, это интерпретировать как недостатков в взаимодействия , органов , субъектов деятельности и обмен и доказательственной между . Именно специфических сил, и методов субъектами - розыскной является из важнейших, компонентов работы для задач по , предупреждению, и раскрытию . Поэтому правовое на криминальные посредством уголовного , криминалистики и деятельности необходимое выживания, преодоления , целесообразности и действий и государства в с преступностью. В работе В. К. пришел к , что основным обнаружения криминальных и организованных групп, а выявления их деятельности, для обеспечения и расследования является деятельность оперативных государственных , уполномоченных на то , результатом является необходимой фактической информации для уголовного и собственных . С данными нельзя не , но мы также , что они могут распространены не на раскрытие и преступлений, а на процесс их , предупреждения и . Рассматривая оперативно-розыскного деятельности , В. П. Хомколов , что это такая форма, представляет самостоятельную в структуре следователя и дознания и ее как комплекс и организационно мер, обусловливающих и взаимовлияние и оперативно-розыскных органов дел в целях , полного и исследования дела. того, В. П. полагает, что оперативно-розыскного начинается с реализации материалов и уголовного , по которому лицо, преступление. , что данное наиболее к процессу обеспечения и расследования , а также разбирательства дела. На выявления, и пресечения оперативно-розыскными данное распространяться не , поскольку его , в большинстве , осуществляется до уголовного . Определённые в справедливости В. П. Хомколова В. Ф. Луговик, С. И. и О. Н. Пономаренко, которых на том, что при осуществлении - розыскного государственного значительный его задач без участия сторон процесса, решение о использовании - розыскных сил, и методов оперативный самостоятельно. же отличие и государственного заключается в том, что осуществления не ограничивается согласованной по , времени оперативного и прокурора, на решение уголовного , а является направлением деятельности, в которого используются её , средства и в целях позиции , а также , объективного и рассмотрения дела в . Проведя сущностных оперативно-розыскного государственного , эти указанные пришли к , что данный является формой деятельности, на что специфика и особенности задач. В очередь, критерием рассматриваемой от иных оперативно - деятельности направление оперативно-розыскных . Исходя из доводов, В. Ф. , С. И. Давыдов и О. Н. под оперативно - обеспечением обвинения комплекс - розыскных мер, субъектами - розыскной , как правило, во с должностными прокуратуры, на создание условий для уголовно-процессуальной государственного путём и фиксации данных, могут использованы при в суде; сведений, позволят систему , подтверждающих обвинения в осуществления производства и разбирательства; оперативно - контроля за обвиняемых, и иных лиц, а исполнения защиты судопроизводства. А. Ю. определяет обеспечение процесса ( расследования и разбирательства) как поступков и других оперативно-розыскного , совершаемых и оперативно-розыскными (оперативниками и др.) по фактов и , подлежащих по уголовному , источников о них, лиц, противодействующих процессу, в обеспечения расследования и разбирательства, сведениями, а защиты уголовного . Рассматривая два определения, констатировать, что внимание в исследованиях оперативно-розыскному стадий разбирательства дел, что также немаловажную в борьбе с , как и выявление, , пресечение и противоправных путем оперативно-розыскной с момента информации о них. схожее и не широкое по определение вышеупомянутый В. К. Зникин, под оперативно-розыскным уголовного понимает мер, реализуемых оперативно-розыскной в ходе процесса в создания и достаточных для осуществления и объективного доказывания, и нейтрализации криминальной , исполнению уголовного и правосудия, участников судопроизводства и цели наказания лиц, за совершение деяния. этого, понятие - розыскного уголовного было В. Э. Гаджиевым, определил его как знаний, а основанных на них и умений, на использование органов - оперативно-розыскной - во взаимодействии с лицами предварительного и прокуратуры рекомендаций по комплекса мер в целях оптимальных для осуществления функций по делам о преступлениях. Так же, как и В. Ф. , С. И. Давыдов и О. Н. , вышеуказанный в своей акцентирует на оперативно-розыскном государственного , которое, по его , должно частью оперативно-розыскного уголовного (предварительного и судебного ). Как видно из , В. Э. Гаджиев рассматривать «оперативно-розыскное » в двух : в традиционном - как из форм деятельности, а , как деятельность, а через «знания» и «». Мы же пытаемся оперативно - обеспеч выявления, , пресечения и преступлений не как из форм деятельности, а как необходимых по использованию её сил, и методов в с преступностью в условиях и оперативно - ситуациях. О оперативно-розыскного деятельности по и расследованию также Е. С. Дубоносов, считает, что деятельность связана с наступательности( ) в оперативно-розыскной и направлена, с стороны, на условий профессиональной субъектов и расследования к использованию в целях сил, средств и , а с другой - на реализацию условий в конкретном раскрытия и конкретных . Следует , что аналогичные были ранее в научных профессора В. К. , так же, как и определение обеспечения, Е. С. Дубоносовым. В. А. под оперативно-розыскным предупреждения понимает мер (процедур), субъектами деятельности в - розыскном в интересах необходимых и условий для своевременного решения по , пресечению и криминального . Кроме , В. А. Бодренков следующие элементы обеспечения преступлений: 1) - розыскное замышляемых или преступлений; 2) пресечение преступлений (на покушения на них или преступления; длящихся и преступлений после их ). Также не упомянуть о убеждении Я. М. в том, что современные негативные в развитии требуют новых и подходов к оперативно-розыскного при раскрытии и преступлений, использования при достижений и техники, в том специальной, что своевременно и доказывать членов групп. , признавая Якова , позволим не согласиться с его о том, что в процесс обеспечения аппараты с момента преступления и уголовного . На наш взгляд, это при осуществлении обеспечения и расследования , но к оперативно - обеспечению их , предупреждения и - не применимо. вышеприведённые , нами дефиниция обеспечения , предупреждения, и раскрытия , под которой мы законодательно , активную и деятельность оперативно - органов, посредством оперативно-розыскных, и оперативно-технических , агентурной и работы, а осуществления мер и действий, на решение оперативно-розыскной по выявлению, , пресечению и преступлений. данное и взгляды авторов, в настоящей , можно , что субъектами обеспечения, , предупреждения, и раскрытия могут исключительно органов, оперативно-розыскную . Оперативно-розыскное - это вполне , действительная, выполнимая, в нужном необходимыми и материальными , осуществляемая в характере по собиранию путём сил, средств и оперативно-розыскной . Кроме , оперативно-розыскное и взаимодействие с оперативным не могут тождественными , поскольку имеет специфику и правоотношений. обеспечение предупреждения, и раскрытия имеет отличия от - розыскного расследования дел и оперативно-розыскного судебного (государственного ). Наиболее оперативно-розыскное выявления , пресечения и преступлений как категория в таких формах деятельности, как проверка и разработка. бы отметить, что без обеспечения деятельности, а использования сил и оперативно-розыскной в борьбе с проявлениями форм, правоохранительных становится достигнуть ожидаемых ими результатов. деятельность и существует, по сути, вне от нашего , а тем более или воли и общества. того, данного исстари правосудию на протяжении его . Поэтому самому , высокоразвитому и государству не без применения субъектами и особенных методов в такого явления, как . Оперативно-розыскная преступлений В оперативно-розыскной все преступные характеризуются в такого как «оперативно-розыскная преступлений». На день в литературе нет взгляда на эту . Оперативно-розыскная преступлений одним из , составляющих аппарат науки – оперативно - деятельности. вид характеристики появился недавно, существуют точки относительно её , сущности и элементов. различными структурные оперативно - характеристики , по сути, составными криминалистической , а некоторые - характеристик , разрабатываемых правом и . Именно некоторые отрицают ввода в оборот «оперативно-розыскная », поскольку , что в неё входят , заимствованные из характеристик. По поводу отмечено, что и право, и , и криминалистика, и оперативно-розыскной изучают и те же явления, а : преступления и лиц, их . Однако наука эти явления с собственных , под различными зрения в от направленности из них. На наш взгляд, проанализировать характеристик , рассматриваемых науками, то , что различие в к их изучению не в методе , а в целях, они перед ставят. «оперативно - характеристика » было в теорию и оперативно - деятельности в 70-х - 80-х . Однако мнения о её не выработано до времени. Так, , по мнению В. Д. , оперативно-розыскная представляет ряд упорядоченных и , почерпнутых из источников признаков , криминалистического, , экономического и характера, содержание содействует выдвижению и оперативно-розыскных при раскрытии групп . Думается, что характеристика должна своеобразного информационную , позволяющую оперативному на её основе источники о конкретном преступления с её последующего в выявлении, , пресечении и преступлений, а при установлении лиц, их , совершающих или . В понятие информации в ключе, как , вкладывается широкое . К ним относятся , документы, базы, объекты со , которые , обладают, сведения, прямое или отношение к преступлению. Так, В. Д. считает, что характеристика должна наглядное о том, какие быть оперативно-розыскные , для чего и образом. При элементы характеристики должны в определённом с оперативно-розыскными и мероприятиями. , что представленное им имеет с утверждением Н. П. о том, что успех любого во многом умением проникнуть в его характеристику, которой в каждом случае избрать правильные его , средства и . Не менее по этому является В. А. Образцова, указывает, что в познавательной определяющими два момента. связан с того, что (с объектом ). Второй ответы на : как, каким , на какой это делается, то каковы , средства, деятельности. Эти два момента и в основу характеристики следоведения в судопроизводстве. В оперативно-розыскной обычно следующие оперативно - характеристики : - предмет посягательства; - совершения (время, и иные ); - способ преступления; - следообразования; - сокрытия деятельности; - преступника и жертвы . Но существуют и авторские . Например, Б. Б. и А. Е. Ступницкий в основных оперативно-розыскной предлагают оперативно-значимое объектов, оперативный , и субъектов, оперативный . Хотя нам , что предлагаемые авторами элементы по сути способу и сокрытия , обстановке преступления и преступника. нами В. Д. в структуру характеристики преступности : динамику и экономической , уголовно-правовые конкретного , место и совершения , предмет посягательства, преступника, криминального , организованные совершения . Очевидно, что приводит криминологической, , но все же в большей криминалистической преступлений. мне кажется, что и уголовно-правовые преступного имеют вспомогательное для оперативно-розыскной и не могут в мере успешному , предупреждению, и раскрытию не процессуальными . Именно , на мой взгляд, согласиться с С. Э. Воронина о оперативно-розыскной в структуру как одного из последней. В очередь, Р. Ю. в оперативно-розыскной преступлений, с торговлей с целью рабского , выделяет структурно-содержательные как способ преступления, лиц, совершающих эти , характеристика жертв пр, связанных с людьми с использования труда. автор оперативно-розыскную торговли с целью рабского как массив , которые рядом признаков, которых для наиболее применения сил, и методов деятельности в своевременного её специфических . Кроме , Р. Ю. Плугиным отмечено, что преступление свою , в связи с чем не все , присущие для характеристики вида , приемлемы для характеристики другого . Обобщая суждения, сделать , что оперативно-розыскная имеет , аналогичную по сути , криминологической и характеристикам , но все же ее использование достижение и решение именно деятельности. того, с нашего , данную можно в научном , но только в области права. В очередь в исследованиях и , посвящённых расследования дел и уголовного , более будет таких как «криминалистическая преступлений», « характеристика » и «уголовно-правовая преступлений». характеристика ярко присущие ей , негласные , а также её только к отрасли – теории деятельности. нуждам деятельности, она содержать элементы, ее целям и . Оперативно-розыскная преступлений ретроспективную с её специфическим содержанием, о том, что и как происходит в оперативно-розыскных , складывающихся при , совершении и преступлений, и их закономерности. того, характеристика важным и содержательным тактики , предупреждения, и раскрытия , путём сил, средств и оперативно-розыскной . Каждый элемент характеристики быть в зависимости от подготавливаемого, или совершённого . Все элементы характеристики тесную связь собой, , их изучение осуществляться в форме. 1.2 Правовая регламентация оперативно – розыскного предупреждения преступлений на современном этапе Признание человека, его прав и свобод является высшей ценностью и ведущим принципом российского права, о чем, в частности, свидетельствует ч. 1 ст. 17 Конституции РФ, в которой признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Современный этап дальнейшего развития государственности в России характеризуется продолжающимся процессом совершенствования деятельности органов власти. Важнейшую роль в этом отводится контрольным органам, составляющим неотъемлемую часть общей системы власти и управления, обеспечения законности и прав и свобод граждан. В соответствии с п. "а" ст. 71 Конституции РФ осуществление контроля за соблюдением федеральных законов относится к ведению Российской Федерации. В развитие этого положения приведем редакцию ст. 11 Конституции, в которой установлены соответствующие органы государственной власти: "Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации". Перечисленные органы уполномочены осуществлять и государственный контроль за соблюдением федеральных законов. Отметим, что Президент РФ неоднократно отмечал важность выполнения требований законов и подзаконных актов. В частности, в одном из посланий Федеральному Собранию РФ он подчеркивал: "На государственной службе нужны профессионалы, для которых единственным критерием деятельности является закон. Иначе государство открывает дорогу коррупции. И может наступить момент, когда оно просто переродится, перестанет быть демократическим". К основным задачам государственного контроля относятся: своевременное и в полном объеме выявление отклонений в работе подконтрольных органов; выработка и принятие необходимых мер по их устранению и предупреждению в будущем и в конечном счете - обеспечение в деятельности государственных органов единства принятого решения и его своевременного и качественного исполнения. Поэтому выявление в ходе контроля нарушений в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правоохранительной деятельности не является самоцелью контрольных органов. Важнейшими задачами, стоящими перед госконтролем, являются разработка и принятие мер, направленных на устранение причин и условий совершения отклонений и их предупреждения в будущем. Конечной целью госконтроля является повышение эффективности борьбы с преступностью. Таким образом, внешний государственный контроль является важнейшим фактором улучшения деятельности правоохранительных органов и их подразделений - субъектов ОРД. Актуальность и необходимость рассмотрения полномочий субъектов госконтроля за оперативно-розыскной деятельностью (ОРД) сегодня связана и с тем, что в практической деятельности субъекты ОРД имеют реальные возможности при отсутствии эффективного госконтроля проводить различные оперативно-розыскные мероприятия в нарушение гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина, а в определенных случаях, используя специальную тактику и методику и технические средства, осуществлять оперативные розыскные мероприятия в коммерческих целях, в интересах хозяйствующих субъектов, а не личности, общества, государства. Перейдем непосредственно к теме рассматриваемого вопроса. В настоящее время нередко, включая СМИ, поднимаются вопросы повышения эффективности организации и применения спецслужбами форм и методов оперативно-розыскной деятельности. Особенно часто в этой связи упоминаются события, связанные с террористическими актами на Северном Кавказе. О необходимости повышения результативности проводимых оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) в борьбе с экономической преступностью, коррупцией свидетельствует социально-экономическая и криминальная ситуация в стране. Для достижения целей, направленных на активизацию борьбы с преступностью, крайне важно использование всего арсенала сил, средств и методов ОРД. В то же время необходимо учитывать, что ОРД по своему характеру, целям и способам их достижения не может не ограничивать прав и свобод человека и гражданина. Возможность такого ограничения предусмотрена, в частности, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Известно, что в последние десятилетия преступный мир ведет себя достаточно активно, недостаточно ослабевает его организованность и профессионализм. В свое время на почве передела собственности во многом произошел процесс сращивания криминала, теневого бизнеса и части представителей властных структур. Под контролем организованных преступных сообществ (ОПС) осталась немалая доля экономического потенциала и финансовых ресурсов государства. Более того, авторитеты преступного мира и бизнесмены от "криминальных дел" в расчете сохранить и приумножить свои капиталы по-прежнему стремятся сами либо продвигают своих ставленников в органы власти. Наиболее подвержены влиянию экономической преступности кредитно-финансовая система, рынок недвижимости, сфера приватизации, внешнеэкономическая деятельность, оборот сырьевых и энергоресурсов, автомобильный, алкогольный, табачный и продовольственный рынки. По-прежнему прибыльными остаются контроль за проституцией, незаконный оборот оружия и боеприпасов, наркобизнес, хищение и контрабанда антиквариата. Так, оборот нелегальной наркоторговли ежегодно может составлять многие миллиарды долларов. Все активнее проявляет себя киберпреступность. Эффективность борьбы с различного вида преступлениями и коррупцией во многом зависит от совершенства законодательства, факторов экономического характера, профессиональных и моральных качеств сотрудников, осуществляющих такую борьбу, от состояния организационного, финансового, технического, информационного и научно-методического обеспечения деятельности этих структур. Одним из условий решения задач повышения результативности борьбы с преступностью является обеспечение неотвратимости привлечения к уголовной ответственности и наказанию преступников. А это, в свою очередь, требует активного использования форм и методов ОРД по изобличению виновных лиц, обеспечению высокого уровня предупреждения и раскрываемости различного вида преступлений. В то же время необходимо учитывать, что ОРД по своему характеру, целям и способам их достижения не может не ограничивать прав и свобод человека и гражданина. Возможность такого ограничения предусмотрена, в частности, в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Под обеспечением соблюдения конституционных прав граждан нужно понимать четкое и неукоснительное следование нормам Федерального закона от 12 августа 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее по тексту - Закон об ОРД), а также ведомственных нормативных актов, регламентирующих основания и порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, соблюдение условий и использования средств, исключающих необоснованное ограничение прав и свобод граждан. Согласно ст. 2 Закона Об ОРД основные задачи данной деятельности состоят в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, а также в установлении лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда. В соответствии с действующими нормативными правовыми актами осуществлять оперативно-розыскные мероприятия уполномочены соответствующие субъекты оперативно-розыскной деятельности МВД России, Федеральной службы безопасности (ФСБ России), Федеральной службы охраны (ФСО России), Службы внешней разведки (СВР России), Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России), Федеральной таможенной службы (ФТС России), Главного разведывательного управления (ГРУ) Минобороны России. Кстати, необходимо также отметить, что в этих правоохранительных органах данную деятельность уполномочены вести только определенные подразделения, являющиеся субъектами ОРД и работающие в них сотрудники и военнослужащие, имеющие специальные допуски для ее проведения. Федеральным законом об ОРД субъектам ОРД при проведении оперативно-розыскных мероприятий предоставлены значительные права, в частности, связанные с ограничениями конституционных прав человека и гражданина. При этом согласно требованиям ст. 8 Закона об ОРД проведение ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а такж....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: