VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Основы выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений оперативными подразделениямии уголовного розыска

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W014471
Тема: Основы выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений оперативными подразделениямии уголовного розыска
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ	3

ГЛАВА 1. ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА	6

§1. Характеристика современной преступности и компетенция подразделений

уголовного розыска. Принципы организации деятельности подразделений

уголовного розыска, их структура	6

§2. Сущность и элементы организации деятельности подразделений уголовного

розыска. Критерии оценки деятельности подразделений уголовного розыска ..17

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА	32

§1. Сущность, значение и правовая основа предупреждения преступлений

аппаратами уголовного розыска. Выявление обстоятельств, способствующих

совершению преступлений и меры по их устранению	32

§2. Выявление лиц, склонных к совершению преступлений. Предупреждение

аппаратами уголовного розыска замышляемых, подготавливаемых

преступлений, а также покушений на преступления	40

ГЛАВА 3. ОСНОВЫ РАСКРЫТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ АППАРАТАМИ

УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА	50

§1. Сущность и значение раскрытия преступлений аппаратами уголовного

розыска. Правовые и организационно-тактические основы раскрытия

преступлений аппаратами уголовного розыска	50

§2. Раскрытие преступлений в ходе оперативного поиска. Оперативно-

розыскные мероприятия по раскрытию неочевидно совершаемых

преступлений	56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ	65

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	68

3

ВВЕДЕНИЕ


     Актуальность дипломной работы. Деятельность уголовного розыска в силу специфики ее средств и методов добывания информации преимущественно негласным характером, сопряженностью оперативно-розыскных мероприятий с ограничениями конституционных прав и свобод, использования содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, была и остается предметом критики, дискуссий и пристального интереса юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых граждан.

     В целях защиты интересов законопослушных граждан, общества и государства необходимо принимать соответствующие меры, позволяющие выявлять, предупреждать и пресекать преступления, привлекать к ответственности совершивших их лиц. Именно этому служит оперативно-розыскная деятельность, которая позволяет эффективно отслеживать и ликвидировать криминальные процессы на самых ранних стадиях, втайне от проверяемых лиц контролировать их поведение, предупреждая возможность совершения ими противоправных деяний или получая информацию для раскрытия преступления.
     Без оперативно-розыскных мероприятий невозможно организовать получение достоверной информации о тайных планах, намерениях и устремлениях подозреваемых в противоправной деятельности, заблаговременно создать надежные позиции по предупреждению и раскрытию преступлений. Практика показывает, что в таких ситуациях оперативно-розыскные мероприятия могут оказаться единственным способом получения положительного результата. Учитывая, что значительная часть тяжких преступлений раскрывается исключительно благодаря оперативно-розыскным мероприятиям, такая деятельность является эффективным средством борьбы с преступностью.
История  борьбы  с  преступностью  свидетельствует,  что  проблема

4

раскрытия совершённых преступлений была и остается одной из самых сложных. Оставаясь нераскрытыми, преступления создают условия для совершения новых, порой более опасных деяний. Раскрытие преступлений является одной из задач правоохранительных органов, в частности органов внутренних дел, и важнейшей обязанностью уполномоченных на то подразделений. Под органами внутренних дел (далее – ОВД), следует понимать Министерство Внутренних Дел (далее - МВД).

     Степень разработанности темы. Истории сыскной полиции в дореволюционной России посвящены диссертации А.О. Лядова, Т.Л. Матиенко, Е.Г. Юдина. В работах дореволюционных юристов отражаются в основном общетеоретические вопросы деятельности полиции, подбора и подготовки кадров. В них затрагиваются лишь отдельные аспекты организации и деятельности сыскной полиции. Начиная с 60-х годов отдельные аспекты темы получили освещение в работах историков государства и права и государственных учреждений: Н.П. Ерошкина, Д.И. Шинджикашвили, К.Г. Федорова, А.Н. Ярмыша, Р.С. Мулукаева, М.И. Сизикова, А.В. Борисова, А.Е. Скрипилева, А.Н. Дугина, В.В. Макеева, А.Я. Малыгина, В.В. Лысенко, В.П. Сальникова, СВ. Филиппова.

     В последние годы проводилось немало теоретико-правовых исследований, касающихся организации и деятельности полицейского аппарата России. Здесь следует назвать таких авторов, как А.П. Косицин, В.М. Курицин, В.В. Лысенко, В.В. Макеев, А.Я. Малыгин, Р.С. Мулукаев, В. Полубинский, М.И. Сизиков, А.Е. Скрипилев и др.

     Объектом исследования является подразделения уголовного розыска России.
     Предметом исследования являются основные направления деятельности подразделений уголовного розыска.
     Целью настоящей работы является всесторонне изучение деятельности подразделений уголовного розыска в борьбе с преступностью.
Для реализации названной цели необходимо решить следующие задачи:

5

     - охарактеризовать состояние преступности в Российской Федерации за последние годы,
     - раскрыть принципы организации деятельности подразделений уголовного розыска, их структуру,
- рассмотреть задачи и компетенции подразделений уголовного розыска,

- определить функции и задачи аппаратов уголовного розыска,

     - представить критерии оценки деятельности аппаратов уголовного розыска,
     - раскрыть основы предупреждения преступлений аппаратами уголовного розыска,
     - проанализировать основы раскрытия преступлений подразделениями уголовного розыска.

     Методологическая основа исследования. Исследование строится на общих методологических принципах научной объективности, системного и диалектического подходов, предлагающих рассмотрение проблемы на основе имеющейся совокупности фактов с учетом конкретной обстановки.

     Кроме того, в исследовании применялись формально-логический метод, статистический, метод конкретного анализа.

     Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, поделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы.

6

ГЛАВА 1. ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА



       §1. Характеристика современной преступности и компетенция подразделений уголовного розыска. Принципы организации деятельности
подразделений уголовного розыска, их структура





     В современной России происходит большое количество противоречивых событий и процессов в политической, экономической, социальной сферах, которые значительно влияют на изменения показателей преступности. По данным Министерства внутренних дел России, в 2017 году было зарегистрировано 2,06 миллиона преступлений, в результате которых погибли
более 30 тысяч человек1.

     Анализ статистических данных может позволить выявить основные тенденции преступности, что в свою очередь послужит привлечению внимания

к проблемным направлениям, оптимальной расстановке сил или даже реорганизации правоохранительных органов, а также предупреждению новых криминогенных «провалов».
     Преступность – порочащее, но неизбежное для любого общества явление. Преступность – что в древности, что в настоящее время – идентификатор «неидеальности» человеческой природы.
     Преступность сравнима с болезнью общества, а преступления, соответственно, — с её симптомами. Для «лечения» социума действует система правоохранительных органов, представляющая собой совокупность взаимосвязанных государственных органов, создаваемых для охраны права путем применения соответствующих санкций. Действия правоохранительных органов строго регламентируются государством, для которого обеспечение безопасности и правопорядка есть часть внешней и внутренней политики



1 Официальный сайт ГИАЦ МВД России // http://www.mvd.ru/presscenter/statistics

7

Российской Федерации, представляющая собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических,
организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных и иных мер1.

     Контроль эффективности работы правоохранительных органов может проводиться как с помощью надзора во время исполнения, так и с помощью подведения статистических итогов.

     Согласно Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается2. Граждане вправе иметь доступ к сведениям о результатах, решениях, правовых актах и т.п. органов государственной власти и местного самоуправления. Получать требуемую информацию можно с помощью запроса – обращения в устной или письменной форме в государственный орган или орган местного самоуправления либо к его должностному лицу, а в связи с появлением современных информационных технологий и в виде электронного документа. Однако существует еще более простой способ – поиск всей интересующей информации на официальном сайте нужного органа. Для выявления тенденций преступности нами использовался официальный сайт МВД, на котором размещена статистика преступности, отчеты о деятельности правоохранительных органов на сегодняшний день и за предыдущие годы.

     Конечно, анализом тенденций преступности и изучением феномена преступности в общем занимаются в постоянном режиме органы и должностные лица, научные сотрудники, средства СМИ. Но данные меняются в реальном времени, что не позволяет сделать вывод раз и навсегда, а только лишь дает конкретный объем информации, требуемый для работы. В связи с таким положением дел можно считать данную тему недостаточно


1 Воронцов С.А. Спецслужбы России. Учебник / Ростов-на-Дону, 2016. (4-е издание, дополненное и переработанное). С. 7.

2Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Собр. законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.

8

разработанной.

Прежде всего следует определиться с понятием «преступление». Преступление – виновное общественно опасное деяние (действие или
бездействие), посягающее на отношения, особо охраняемые государством: личность, ее права и свободы, конституционный строй, собственность, государственная безопасность и др.
     Широкое собирательное понятие преступности есть совокупность некоторых определяющих элементов, содержащих существенные особенности явления. Итак, преступностью называется социально-правовое, исторически изменчивое негативное массовое явление, которое слагается из всей совокупности совершаемых в определенный период преступлений, имеющее количественные и качественные показатели. Известно, что по своей природе преступность – явление, прежде всего социальное, т.е. основанное на содержании общественных отношений и противоречий (хотя биологическая природа человека может все-таки провоцировать преступное поведение, но заметно в меньшей степени, чем общественная). Помимо социального преступность содержит в себе и правовой аспект, ведь, согласно древнеримскому изречению, не существует преступления, если оно не указано
в законе («Nullum crimen sine lege»).

     Преступность исторически изменчива, потому что зависит от объективных условий существования общества.
     Преступность — однозначно негативное явление, наносящее невосполнимый ущерб личности, экономике, экологии, общественной безопасности, стабильности и другим объектам посягательства1.

     Рассматривая понятие преступности, необходимо обратить внимание на «латентную преступность», т.е. реально совершаемую, но скрытую или скрываемую преступность, сведения о которой не отражены в официальной отчетности. Латентная преступность – это разница между учтенной и




1 Понеделков А. В., Воронцов С. А. Социально-политические аспекты демографических процессов, влияющие на национальную безопасность России //Власть. – 2014. – №. 7. С. 180.

9

фактической преступностью, вторая при этом может нередко превышать зарегистрированную в несколько раз.
     Оценить объемы латентной преступности практически невозможно. Примерные ее показатели устанавливаются с помощью проведения сравнительного анализа взаимосвязанных показателей уголовной статистики; сопоставления сведений уголовного учета с данными административных и дисциплинарных нарушений, медицинских учреждений об оказании помощи по поводу телесных повреждений, со статистикой жалоб, заявлений, писем граждан в правоохранительные и другие государственные органы; проведения опросов граждан, осужденных и заключенных и др.
     Анализ обычно начинается с оценки общего количества совершенных преступлений, числа лиц, их совершивших, в конкретных территориальных и временных рамках. Именно в результате подсчётов устанавливается такой показатель, как объем (состояние) преступности.
     Следующий критерий – интенсивность (уровень) преступности. Ее измерение заключается в сопоставлении общего числа преступлений и их участников с численностью населения. Таким образом, выявляется общий уровень преступности и степень криминальной активности населения.
     Значение имеет и такой показатель, как динамика, т.е. изменение преступности (ее отдельных свойств) во времени, которое определяется путем расчета следующих характеристик: абсолютный рост или снижение, темпы роста и прироста преступности.
На динамику преступности влияют социальные и юридические факторы.

К первым относятся те, которые определяют сущность преступности (причины и условия преступлений, количество населения, его миграции и т.д.), ко вторым
– изменения уголовного законодательства, раскрываемость, обеспечение неотвратимости наказания и т.д.
     Все вышеперечисленные показатели (объем, интенсивность и динамика преступности) относятся к группе количественных признаков, а качественными являются структура, общественно-опасный характер, территориальное

10

распределение преступности, ее «цена».

     Структура определяется соотношением в преступности ее видов, групп преступлений, классифицируемых по уголовно-правовым либо криминологическим основаниям (социально-мотивационная направленность личности, социально-групповой состав, степень и характер общественной опасности, степень организованности и т.д.).
     Характер преступности – степень ее общественной опасности, определяемая по подсчетам особо тяжких и тяжких преступлений и лиц их совершивших из общего объема преступлений.
     Особое значение имеет территориальное распределение преступности, ее «география». Этот показатель позволяет выявить «проблемные» регионы и правильно поставить задачи противодействия преступности в них.
     Своеобразная «цена» преступности показывается дополнительным качественно-количественным показателем – социальными последствиями. К ним относится реальный вред, причиняемый преступностью общественным отношениям, выражающийся в совокупности негативных последствий преступлений и в экономических и иных издержках общества, связанных с
     Изменения динамики преступности в двадцать первом веке сопровождаются периодами роста и снижения. О появлении тенденции можно говорить при сохранении в течение нескольких лет поступательного снижения или повышения каких-либо показателей. Именно такие подтверждаемые статистикой изменения я попытаюсь выявить с помощью пользования данными, представленными на официальном сайте Министерства Внутренних Дел Российской Федерации.
     Стоит сразу же отметить, что количество зарегистрированных преступлений с 2000 года по 2017 снизилось на 20% (с 2952 тыс. преступлений до 2352тыс.). Хотя в определенные периоды происходили резкие повышения, например, в 2005-2007 гг. количество зарегистрированных преступлений почти достигало 4 миллионов.
Специалистами  была  замечена  интересная  закономерность,  согласно

11

которй для увеличения количества зарегистрированных преступлений требовалось 10 лет. И действительно, первая граница в 1 миллион была пройдена в 1980 году, следующая – в 1991 г, третья – в 1999 г. Четвертый рубеж, называемый «криминальным взрывом» ожидался еще в 2006г., но пока не был пройден.
     За последние пять лет наблюдалось постепенное снижение объема преступности, исключением стал лишь 2016 год.
За 2017г. зарегистрировано 2006,7 тыс., что на 7% ниже, чем в 2016 году. Из  приведенных  выше  цифр  можно  сделать  вывод  о  том,  что наблюдается положительная тенденция падения преступности. Однако, это лишь  приблизительная  и  возможно  даже  необъективная  оценка,  ведь существует  также  противоположный  показатель  –  количество  принятых заявлений и сообщений о происшествиях растет с каждым годом, так с 2000 г. по 2014 г. оно увеличилось более чем в 2 раза (с 13,7 млн. до 29,3 млн.)1. Конечно, это можно рассматривать и с позитивной стороны — как повышение доверия к правоохранительным органам, но это лишь одна из точек зрения. Не стоит  забывать  и  о  латентной  преступности,  уровень  которой,  при  всех примерных подсчетах и оценках, все же остается «тайной, покрытой мраком». Поэтому, чтобы не быть голословной, не буду включать в число по моему

мнению существующих тенденций преступности падение ее объема.

     Заметной отрицательной тенденцией сегодняшней преступности является рост количества преступлений, совершаемых в общественных местах и на улицах. Сейчас они составляют примерно треть от общего объема, а в начале века в общественных местах совершалось только каждое 9-10 преступление.
     Еще одной негативной тенденцией можно назвать отрицательную динамику рецидивной преступности. В 2016 году более чем в половине расследованных случаев были признаны виновными лица, ранее совершавшие преступления (55,1%), как впрочем, и в 2017 году (56,5%).
Положительной  является  статистика  участия  несовершеннолетних  в




1 Официальный сайт ГИАЦ МВД России // http://www.mvd.ru/presscenter/statistics

12

криминальной деятельности. Если в начале 2000-ных в преступлениях были задействованы около 145 тысяч несовершеннолетних лиц (9,6%), то на данный момент эта цифра равняется 48 тысячам (4,7%). В качестве негативной тенденции следует указать рост числа преступлений экстремистской и террористической направленности, свершенных молодыми людьми. Более 90% членов экстремистских организаций – молодые люди в возрасте до 30 лет. Они же составляют более 80% всех, совершивших преступления экстремистской направленности, в том числе убийства по мотивам расовой, религиозной и национальной ненависти. При этом более половины из них — несовершеннолетние1.

     Экономические и социальные потрясения негативно отражаются на состоянии криминальной обстановки, например, возрастанием наркотизации и алкоголизации населения, которые в свою очередь становятся причинами совершения преступлений общеуголовного характера. На сегодняшний день каждое третье преступление совершается в состоянии алкогольного опьянения (36,9%), а 2,5% — наркотического. Специализированными наркологическими учреждениями страны в 2016 году зарегистрировано около 333 тыс. больных наркоманией. По сравнению с 2015 годом этот показатель снизился на 2%. Общее число зарегистрированных потребителей наркотиков (включая больных наркоманией и лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями) в 2017 году составило 533,4 тыс. чел. (показатель остался на уровне 2015 года)2.

     Действительно, чуть ли не каждый день в СМИ появляется информация о новом задержании коррупционера, занимающего высокий пост – раскрываемость налицо. Ее уровень в данной сфере на сегодняшний день составляет 97%!

     Негативной тенденцией становится повышение общего ущерба от преступлений – в 2003 г. он составлял 75,2 млрд. руб., в 2011 г. -250,73 млрд. руб., а в 2016 г. – уже 436,49 млрд. руб. и эти различия показателей не



1 Воронцов С. А. Противодействие экстремизму в среде студенческой молодежи //Власть. –
2012. – №. 9. С. 52.
2 Официальный интернет-сайт МВД России. Доступ: https://xn--b1aew.xn--p1ai/

13

компенсируются инфляцией и изменениями курса валют, в абсолютных единицах происходит рост.
     Конечно, материальный ущерб значим, но угроза жизни и здоровью граждан или покушение на государственную безопасность остаются самыми серьезными видами правонарушений, поэтому тенденция повышения удельного веса тяжких и особо тяжких преступлений настораживает. Так в 2005 г. Их процент составлял 34,7%, а в 2016г вырос до 62,6%.
     Набирает силу тенденция усиления внешнеэкономического, межнационального, межрегионального характера преступной деятельности. Привлекает внимание постепенное увеличение числа преступлений, зарегистрированных в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Статистика свидетельствует о том, что в 2005 г. было зарегистрировано 13307 таких преступлений, в 2008 г. – 15210 преступлений, а в 2015 г. – 17289 преступлений.
     На наш взгляд, самым ужасающим можно назвать увеличение объема преступлений террористического характера экстремистской направленности, совершенных исламскими радикалами. Подразделения уголовного розыска участвуют в противодействии терроризму, пресечении оборота оружия и взрывчатых веществ. Исламский радикализм, в широком смысле можно рассматривать как идеологическую доктрину и основанную на ней политическую практику, являющиеся идеологическим основанием деятельности радикальных исламистских организаций, которые в совокупности образуют радикальное исламское движение. Исламcкий радикализм представляет собой агрессивную часть политизированного ислама, экстремистские и террористические акции которого в два последних десятилетия имели место в России и различных регионах мира1. Динамика преступлений террористического характера за последние годы демонстрирует устойчивый рост относительно предыдущих лет: в 2014 г. он составил 70,5% и




1 Воронцов С. А. Исламский радикализм как угроза национальной безопасности современной России //Философия права. – 2017. – №. 2. – С. 94.

14

14,3% соответственно, а в 2015 г. — 35,8% и 27,7%. Регистрируется около трех тысяч таких преступлений ежегодно1.

     Существует некий замкнутый круг – негативные события в политике, экономике, социальной сфере вызывают отрицательные изменения показателей преступности, а последние, в свою очередь, влекут неблагоприятные последствия – разрушение моральных устоев, падение доверия к государственной власти и правоохранительным органам, общую социальную напряженность и пр.

     Избежать ухудшения ситуации, спасти правопорядок в обществе и население от потрясений помогут своевременно принятые меры по результатам адекватного анализа специалистами тенденций преступности. Следует избегать однозначно жестких мер, ведь они в большинстве случаев носят недолговременный характер, а что еще неприятнее — провоцируют преступность к «мутации», т.е. «усовершенствованию», ужесточению, большей изощренности.
     Теоретики и практики, отслеживающие изменения криминологической обстановки, в большинстве своем согласны, что для эффективного противодействия современным негативным тенденциям в развитии преступности необходима модернизация политико-правовой системы Российской Федерации. Конечно же, государство проводит определенные реформы, но они зачастую вызывают только спорные оценки. Так, например, попытка воздействия на экономическую преступность изменением в 2015 году статьи 76.1 УК РФ, которая теперь не дает возможности привлекать к уголовной ответственности бизнесменов и требует освобождать их от уголовного преследования, не только в случае полного возмещения ущерба и уплаты штрафа в двукратном размере, но и в случае подачи ими в налоговый орган до 31.12 года специальной декларации и добровольного сообщения об активах и счетах в банках, которые были получены любым, в том числе и противоправным путем. Получается, экономические преступники,



1 Официальный интернет-сайт МВД России. Доступ: https://xn--b1aew.xn--p1ai/

15

представляющие не меньшую, чем другие категории правонарушителей опасность для общества, получили привилегии по сравнению с теми, кто не может компенсировать вред, причиненный ими в результате преступления. При действительно верных решениях государства подобных вопросов возникать не должно.
     Что говорить об экономических преступлениях, если даже в осуждении за тяжкие и особо тяжкие преступления возникают вопросы. Судебная практика содержит в себе удручающую тенденцию: каждому четвертому осужденному за умышленное убийство по ч.1 ст.105 УК РФ и каждому 12-му осужденному за квалифицированное убийство (ч.2 ст. 105 УК РФ) в 2016 году было назначено наказание ниже низшего предела. Около 20% осужденных по ч.1 ст. 131 УК РФ, 7% осужденных по ч.2 ст. 131 УК РФ и около 4,5% насильников, осужденных по ч.3 ст.131 УК РФ (особо отягчающие обстоятельства) получили от суда условное наказание и остались на свободе1.

     В то же время хотелось бы упомянуть, что существуют и позитивные последствия государственных нововведений. Так, например, действие системы «Безопасный город» многие признают достаточно успешным.

     Из положительного можно выделить также, что в настоящее время существуют некоторые отдельные программы противодействия конкретным видам преступлений. Например, коррупционная, террористическая и экстремистская криминальная деятельность взяты под особый контроль. Пристальное внимание и осуществление своевременных мер в данных
направлениях правоохранительными органами дает положительные результаты — не только находятся и осуждаются виновные, но и не дозволяются совершение и подготовка данных преступлений, а раскрываемость близится к 100%.
     Изложенное позволяет сделать вывод, что эффективность противодействия преступности в большой степени зависит от реализации государством социальных программ, различных проектов и реформаторских



1 Официальный интернет-сайт МВД России. Доступ: https://xn--b1aew.xn--p1ai/

16

решений. Нельзя считать ответственными за появление некоторых негативных тенденций отдельные правоохранительные органы в тот момент, когда в российском законодательстве можно найти нормы, являющиеся удобными и спасительными для правонарушителей, посягающих на жизнь и здоровье граждан, собственность, государственную, экономическую безопасность.
     И вообще, поскольку появление неких закономерностей в криминологической обстановке есть результат изменений объективных условий в обществе, не следует возлагать ответственность на один из элементов государственной системы.
Статьей 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» определены

оперативные подразделения, которые имеют право осуществлять ОРД1. К ним относятся подразделения:
1) Органов внутренних дел РФ;

2) Органов Федеральной службы безопасности;

3) Федеральных органов государственной охраны;

4) Таможенных органов РФ;

5) Службы внешней разведки РФ;

6) Федеральной службы исполнения наказаний;

Согласно ст. 38 Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18 декабря

2001 г № 174-ФЗ (УПК РФ)2 результаты ОРД могут быть использованы в качестве основания возбуждения уголовного дела, для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, использования и доказывания по уголовным делам. При этом сведения, полученные с помощью
ОРД, не являются доказательством3.

     Перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять ОРД, их полномочия, структуру и организацию работы определяют руководители


1Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.12.2017) «Об оперативно-розыскной деятельности» // "Собрание законодательства РФ", 14.08.1995, N 33, ст. 3349.
2 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от
02.12.2017) // "Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921,
3 Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. Комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности" постатейный – М.: Деловой двор, 2009. – С.329.

17

органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, таможенных органов, службы внешней разведки, федеральной службы исполнения наказаний, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ1.

     Это право предполагает создание не только конкретных служб и подразделений, осуществляющих ОРД, в структуре министерства или ведомства, но и соответствующих территориальных органов. Структура, полномочия и иные элементы организации деятельности подразделений устанавливаются руководителями органов, осуществляющих ОРД. Полномочия оперативно-розыскных подразделений определяются, как правило, их уголовно-правовой компетенцией и выполняемыми функциями.

     Подытоживая сказанное, следует отметить, что преступность в современной российской действительности продолжает оказывать свое деструктивное воздействие на государство и общество. В целях сдерживания темпов роста и иных негативных изменений показателей преступности следует реализовывать адекватную реакцию на криминогенные факторы с использованием всего арсенала мер социально-экономического, правового, технического и иного характера.






     §2. Сущность и элементы организации деятельности подразделений уголовного розыска. Критерии оценки деятельности подразделений уголовного розыска




     В соответствии с Приказом МВД России от 19.06.2012 N 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в



1 Кудрявцев Г.С., Кудрявцев Б.Г. Преступность в России: правовые основы: специфика и проблемы профилактики: монография. - М., 2013. – С.114.

18

системе МВД России», подразделения уголовного розыска относятся к оперативным подразделениям системы МВД России, правомочным осуществлять оперативно-розыскную деятельность1.

     Уголовный розыск (УГРО, УР) — оперативная служба, орган дознания органов внутренних дел, которая имела место в СССР, Российской Федерации, Украине, Белоруссии и некоторых других странах бывшего Советского Союза,

в задачу которой входит предупреждение, пресечение, раскрытие готовящихся, либо совершенных преступлений общеуголовной направленности, розыск лиц, скрывшихся от следствия и суда, без вести пропавших граждан, установление личности неопознанных трупов.
     Деятельность сотрудников подразделений уголовного розыска регулируется, прежде всего, Федеральным законом «О полиции», Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", а также Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений (утв. Приказом МВД РФ от 17 января 2006 г. N 19 "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений"), Приказом МВД РФ от 6 августа 2007 г. N 697 "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по производству предварительного расследования в форме дознания", Типовым положением о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 699), Совместным приказом ФАС России и МВД России от 30.12.2004 №878/215 «Об утверждении положения о порядке взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы», Перечнем оперативных подразделений системы МВД России, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность (утв. Приказом МВД РФ от 15 августа 2011 г. № 938) а также другими ведомственными нормативными актами.



1 Приказ МВД России от 19.06.2012 N 608 "О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России" (Зарегистрировано в Минюсте России

25.07.2012 N 25005)// "Российская газета", N 177, 03.08.2012

19

     В соответствии с п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О полиции» одним из видов деятельности полиции является выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам, а также розыск лиц.
     Согласно Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, сотрудники подразделений уголовного розыска выявляют при проведении оперативно-розыскных мероприятий причины и условия, способствующие совершению преступлений, в пределах своей компетенции принимают меры по их устранению.
     Помимо этого, они проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению лиц, занимающихся приготовлением или покушением на преступление и принимают к ним меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
     Сотрудники подразделений уголовного розыска поддерживают взаимодействие с участковыми уполномоченными полиции, сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних. Данное взаимодействие направлено на выявление преступлений, совершаемых несовершеннолетними, лицами, ранее судимыми, и лицами, ведущими аморальный образ жизни. Помимо этого, сотрудники подразделений уголовного розыска принимают участие в проведении совместных комплексных оперативно-профилактических мероприятий.
     Также, немаловажное значение играют обязанности сотрудников данного подразделения, направленные на работу с несовершеннолетними. Так, сотрудники подразделений уголовного розыска осуществляют в ходе оперативно-розыскной деятельности мероприятия, направленные на выявление
и предупреждение преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Помимо этого, они осуществляют регулярный обмен оперативной и иной информацией, связанной с несовершеннолетними, входящими в организованные группы или преступные сообщества с подразделениями по борьбе с организованной преступностью.

20

     Кроме того, подразделения уголовного розыска предоставляют информацию,полученную в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении несовершеннолетних правонарушителей, в подразделения по делам несовершеннолетних, относящуюся к их компетенции.
     Также они осуществляют меры, противодействующие участию несовершеннолетних в незаконном обороте наркотических средств, психотропных, веществ и их прекурсоров.
     Отдельное внимание уделяется подразделениями уголовного розыска непосредственно розыску преступников, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, без вести пропавших и несовершеннолетних, занимающихся бродяжничеством.
     В последние годы, к сожалению все больше внимание сотрудники подразделений уголовного розыска вынуждены уделять мероприятиям по предупреждению преступлений террористического характера и экстремистской направленности.
     Как видно из вышеизложенного, сотрудники подразделений уголовного розыска осуществляют достаточно тесное взаимодействие с другими подразделениями.
     Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" предоставляет возможность сотрудникам подразделений уголовного розыска для предупреждения тяжких и особо тяжких преступлений, а также для предупреждения противоправной деятельности участников организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), проведения комплекса оперативно-розыскные мероприятий, которые бывают гласными и не гласными.
     К гласным оперативно-розыскные мероприятиям (то есть о них информируют лицо, в отношении которого они проводятся), могут быть

21

отнесены, например, опрос; обследование помещений, зданий, сооружений, у.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.