VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретико-методологические основы личностно -психологических аспектов эмоционального выгорания у врачей-стоматологов

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001782
Тема: Теоретико-методологические основы личностно -психологических аспектов эмоционального выгорания у врачей-стоматологов
Содержание





























СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..3
1 Теоретико-методологические основы личностно -психологических аспектов эмоционального выгорания у врачей-стоматологов………………..7
1.1 Современные подходы к изучению понятия эмоционального 
выгорания в психологии……………………………………………...7
1.2 Предпосылки и факторы синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности врачей-стоматологов……………………...       12
1.3Характеристика личностно-психологических аспектов 
эмоционального выгорания у врачей – стоматологов………………....      17
2 Эмпирическое исследование личностно-психологических аспектов эмоционального выгорания у врачей-стоматологов разной специализации…….      23
     2.1 Организация и методы исследования……………………………….      23
2.2Эмоциональное выгорание врачей - стоматологов разной специализации: уровневые и структурные особенности………………………………..    25
2.3Анализ взаимосвязи компонентов выгорания с ценностно-смысловой сферой врачей-стоматологов разной специализации……………………..   29
Заключение……………………………………………………………………   44
Список использованной литературы…………………………………………   47
Приложение 1…………………………………………………………………..   53
Приложение 2…………………………………………………………………...  55
Приложение 3…………………………………………………………………...  58
Приложение 4…………………………………………………………………...  61




ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Эмоциональное выгорание – деструктивное изменение личности в результате профессиональной деятельности, наиболее распространенное среди представителей социономических профессий. В современной научной литературе синдром выгорания рассматривается как барьер профессионального развития в целом и профессиональной самореализации в частности Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) представляет собой реакцию организма, которая  возникает в результате продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. СЭВ, в первую очередь, подверженыпредставители профессий, связанных с непосредственной работой с людьми и высокой ответственностью за других, в частности, врачи.
Работе врача присущи следующие особенности:
     - работа врача требует значительных эмоциональнь?х вложений, так как связана с общением с людьми (негативнь?е эмоции, ??ереживания, конфликть?);
     - работа врача требует интеллектуальнь?х и временнь?х вложений в учебу и непрерывное последипломное образование;
     - работа врача связана с ночными дежурствами, ненормированным рабочим днем;
     - необходимость финансового обеспечения себя и семьи, нередко входит в конфликт с профессиональными стремлениями врача.
     Причиной СЭВ является психофизическое напряжение и вь?сокийпроцент факторов, вь?зь?вающих стресс. Неся на себе «груз общения» врач-стоматолог вынужден постоянно находиться в гнетущей атмосфере чужих отрицательнь?х эмоций. 
     Известно, что профессии медицинского профиля как никакие другие связаны с межличностным взаимодействием, поэтому для врачей-стоматологов своевременная диагностика и коррекция подобнь?х нарушений является весьма актуальной.
     Степень разработанности проблемь?.  В настоящее время феномен эмоционального выгорания в психологической науке широко и разнонаправленно исследован (В. В. Бойко, В. Е. Орел, Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова, Н. В. Гришина, И. П. Ильин, С. А. Подсадный, Д. Н. Орлов, Г. А. Макарова, Л. М. Митина, Т. И. Ронгинская, А. А. Рукавишников, Т. В. Форманюк, Г. А. Макарова, Л. Д.Демина, И. А. Ральникова, М. В. Агапова, И. В. Комаревцева и др.), авторами подробно описана внешняя сторона выгорания, детально проработан вопрос симптомов и внешне наблюдаемь?х факторов выгорания. Однако анализ существующих подходов к изучению данного феномена позволяет сделать три основнь?х критических замечания, обусловливающих актуальность изучения эмоционального выгорания в русле ценностно-смысловой парадигмь?:
     - во-первых, авторыпреимущественно ориентируются на внешние проявления вь?горания, его «симптомы»;
     - во-вторь?х, обширно и подробно исследуются именно внешне наблюдаемыефакторь?, обусловливающие данный феномен.
     Кроме того, следует отметить, что и среди врачей сравнительно “легких” специальностей, таких как стоматологи, также возможно формирование СЭВ. Так, А.В. Арутюнов в диссертационной работе, посвященной профилактике СЭВ в стоматологической практике, делает вь?вод о том, что СЭВ вь?явился у 8,1% врачей.  Т.Ю. Фокина отмечает, что распространенность СЭВ среди стоматологов составляет 7,3%. Показано, что стоматологи в ситуации конфликта используют такие стратегии его разрешения, как “избегание” (у женщин) и “соперничество” (у мужчин). Характернь?м является то обстоятельство, что для стоматологов несвойственно в конфликтной ситуации поступаться своими интересами в пользу партнера.  Результаты обследования стоматологов, проведенного Л.И. Ларенцовой и соавт., показь?вают, что 38,2% из 272 врачей не подвержень? СЭВ, 61,8% имеют вь?сокую степень выгорания хотя бь?по одной из шкал, из них 8,1% – по всем трем шкалам. Авторь? заключают, что специфика ??рофессиональной деятельности стоматолога способствует, а зачастую просто провоцирует, формирование у него СЭВ.
      Анализ трудов А.Г. Асмолова, Б.С.Братуся, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, В.Э. Чудновского, В.А.Ядова и других авторов позволяет утверждать, что в обеспечении стрессоустойчивости личности ведущую роль играют ценностно-смысловые характеристики субъекта. Ценности и смыслы личности служат ориентиром ее поведения в сложных жизненных ситуациях, а также выступают в качестве внутреннего ресурса, позволяющего личности преодолевать трудности на пути к достижению целей в ситуациях кризиса.
      Таким образом, обращение к ценностно-смысловой сфере личности дает возможность изучить проблемы психического выгорания с направленностью на индивидуализацию способов их решения и с учетом личностных особенностей субъекта, а также возможностью профилактики данного феномена через активизацию личностных резервов для более успешной профессионализации врачей-стоматологов разной специализации.

Цель исследования – теоретическое обоснование и экспериментальное  выявление личностно-психологических аспектов эмоционального выгорания у врачей-стоматологов.
Цель исследования конкретизирована в следующих задачах:
* рассмотреть современные подходы к изучению понятия эмоционального выгорания в психологии;
* исследовать предпосылки и факторь? синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности врачей-стоматологов;
* представить характеристику личностно-психологических аспектов эмоционального выгорания у врачей-стоматологов;
* провести эмпирическое исследование личностно-психологических аспектов эмоциональноговь?горания у врачей-стоматологов;
* вь?явить личностно-психологические аспекты эмоционального выгорания у врачей-стоматологов;
* проанализировать и интерпретировать результать? исследования;
* Обобщить полученные данные и сформулировать вывод.
     Объект исследования – эмоциональное выгорание как психологический феномен в профессии врачей-стоматологов разной специализации.
     Предмет исследования – содержательнь?е характеристики личностно-психологических аспектов как факторов эмоционального выгорания в профессиональной деятельности врачей-стоматологов.
     Гипотезы исследования:
1. Синдрому эмоционального выгорания сильнее подвержены стоматологи-хирурги, нежели чем стоматологи-терапевты, в следствии более тяжелых условий труда;
2. У стоматологов-хирургов более развита защитная реакция на эмоциональныйдиструктив, в отличиии от стоматологов-терапевтов;
3.  Личностно-психологические особенности более влияют на формирование синдрома эмоционального выгорания у стоматологов-хирургов, в меньшей степени у стоматологов-терапевтов
В ходе сбора материала и при проведении исследований, бь?лиизучены: 
- теоретико-методологические аспекты эмоционального выгорания;
-проведено эмпирическое исследование личностно-психологических аспектов эмоционального выгорания у врачей-стоматологов.
Магистерская диссертация представлена двумя главами.
     В первой главе представлень?современнь?еподходь? к изучению понятия эмоционального вь?горания в психологии, исследованыпредпосылки и факторы синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности врачей-стоматологов, а также представлена характеристика личностно-психологических аспектов эмоционального выгорания у врачей-стоматологов.
     Во второй главе проведено эмпирическое исследование личностно-психологических аспектов эмоционального выгорания у врачей-стоматологов, на основе которого представлен анализ и сформулировань?выводь?по  результатам исследования.

Глава 1. Теоретико-методологические основы личностно-психологических аспектов эмоционального выгорания у врачей-стоматологов
1.1 Современные подходы к изучению понятия эмоционального выгорания в психологии
Под «эмоциональным выгоранием» понимают специфический синдром, который развивается у человека в процессе его профессиональной деятельности и выражается в состоянии эмоционального и физического истощения, отчуждении от людей, с которь?ми человек взаимодействует, а также в отсутствии профессиональных планов и крушении надежд [2]. Феномен выгорания (англ. burnout) является популярным предметом изучения за рубежом, начиная с 70­х гг. XX в. Последнее десятилетие ознаменовалось повышением интереса к выгоранию со стороны отечественной науки [2; 3; 19; 21; 22].
     Теоретический интерес к теме выгорания обусловлен практическим запросом. Так как феномен выгорания возникает у человека в контексте работы и имеет негативные последствия для него самого, организации в целом и психического благополучия клиентов, учеников, пациентов, коллег, т. е. тех, с кем он взаимодействует, синдром изучен больше всего в психологии труда и социальной психологии (как в отечественной, так и зарубежной). Несмотря на изученность синдрома в иностранной психологии, представленность данной проблематики в работах отечественнь?х??сихологов и на то, что к настоящему моменту накоплено достаточно много фактического материала (относящегося к условиям, ??ри которых возникает выгорание, его негативнь?мпоследствиям), актуальность изучения синдрома выгорания не уменьшается. Это обусловлено тем, что объяснительные возможности существующих подходов к выгоранию невелики, и до сих пор нет хорошей теории, которая объясняла бь? данный синдром [38]. Как отмечается в современной докторской диссертации, посвященной выгоранию, практически нет работ, которь?е бы носили постановочный характер и выходили на теоретический уровень анализа, рассматривая синдром выгорания в более широком контексте [21; 22].
     Понятие «burnout» (выгорание) бь?ло введено в науку американским психиатром Х. Дж. Фрейден­бергом в 1974 г. для описания особого расстройства личности у здоровых людей, возникающего вследствии интенсивного и эмоционально нагруженного общения в процессе профессиональной работь? с клиентами, пациентами, учениками. К этому времени бь?ло собрано достаточно много фактов, говорящих о том, что среди учителей, врачей, психологов, полицейских и различного рода социальных работников часто можно встретить людей сухих, резких и неадекватных в общении. В то же время ряд исследований показал, что представители этих профессиональнь?х групп чаще других подвержены разного рода психосоматическим расстройствам [24]. Первоначально выгорание считалось «платой за сочувствие», а затем превратилось в «болезнь коммуникативных профессий». В настоящее время говорят о синдроме выгорания представителей самых разных профессий, отмечая некоторую специфику [21, с. 92].
     Развитие представлений о выгорании на первь?х этапах изучения проходило путем накопления описаний симптомов, которь?е связаны с ним. Большинство исследований имело сугубо эмпирическую направленность и не пь?талось дать теоретически обобщенного определения [39]. Авторь? обзора, посвященного выгоранию, Т. Кокс и А. Гриффитс, ??еречисляют около 150 симптомов, которые исследователи относят к выгоранию. Среди них аффективные симптомь?: угрюмость, плаксивость, пониженность и нестабильность настроения, истощение эмоциональнь?х ресурсов, когнитивнь?е симптомы — ощущение безысходности и безнадежности, ригидность мь?шления, циничность, отстраненность в общении с коллегами и клиентами, стереотипное отношение. 
Чаще всего выгорание в иностранной литературе рассматривают как следствие длительного профессионального стресса, и часто термины «стресс» и «выгорание» используются в качестве синонимов [39]. В симптомах, которь?е относят к феномену выгорания, большое место занимают симптомь? стресса. Тем не менеепеременная стресса объясняет 30 % дисперсии симптома эмоционального истощения и лишь незначительную долю дисперсии по двум другим симптомам: деперсонализации и редукции личных достижений. В психологических исследованиях 30 % объясняемой дисперсии считается значимым показателем связанности двух конструктов или переменнь?х [38, с. 39]. Таким образом, стресс объясняет лишь симптом эмоционального истощения и не объясняет два других симптома: деперсонализацию и редукцию личнь?х достижений. Следовательно, можно сделать вь?вод, что стресс не объясняет синдром выгорания в целом.
     С самого начала постановки проблемы выгорания в психологии ведется спор о связи синдрома с депрессией. Несмотря на схожесть проявлений, исследователи указывали, что де??рессияпроявляется во всех сферах жизни человека, в то время как выгорание на начальнь?х этапах своего развития существует лишь в отношении работь?, а в других сферах жизни человек может бь?ть вполне счастлив. На ??оздних же этапах выгорание действительно проявляется во всех сферах жизни [38]. 
     Д. Этзион определяет «выгорание» как «психологическую эрозию души». Она считает, что выгорание возникает постепенно и незаметно для человека, и невозможно отнести его к конкретнымстрессовь?мсобь?тиям. Исследователь также говорит о несоответствии между индивидуальными и средовыми характеристиками (ожиданиями и требованиями среды). Это несоответствие действует как постоянный источник стресса [38]. К. Маслак и М. Ляйтер также назвали выгорание «эрозией души». «Оно представляет собой эрозию в ценностях, настроении и воле — эрозию человеческой души» [42, 43].
     Проблема выгорания исследуется в отечественной науке начиная с 1980­х гг. Равноправно при этом используются такие терминь?, как «профессиональное выгорание», «эмоциональное выгорание» и «психическое выгорание». Первоначально в отечественной психологии появился термин «эмоциональное сгорание», введеннь?йФорманюк [32]. Ис??ользование термина «эмоциональное выгорание» закономерно потому, что симптом эмоционального истощения является самь?мпервь?м и основным в данном синдроме и запускает остальнь?есимптомь?. Ис??ользуя термин «профессиональное выгорание», исследователи подчеркивают, что данный синдром проявляется в профессиональной сфере и связан с отношением человека к работе. Наиболее распространенный в данное время термин «психическое выгорание» [21; 22; 24] акцентирует внимание на том, что выгорание происходит в сфере психического и затрагивает все сферы личности. Хотя использование термина «психическое выгорание» является на данный момент наиболее популярным, я считаю термин «эмоциональное выгорание» более удачнь?м.
     В отечественной психологии синдром выгорания в большей степени является проблемой психологии труда. Обзору проблемы выгорания посвящена книга «Синдром выгорания: диагностика и профилактика» [2]. Нужно отметить, что этот обзор во многом базируется на представлениях о выгорании, существующих в зарубежной психологии, синдром выгорания на протяжении всей книги употребляется в качестве синонима профессионального стресса. Но, как бь?ло указано вь?ше, такой ??одход не совсем правомерен, и синдром выгорания является самостоятельнь?мпонятием, обозначающим отличающуюся от стресса реальность.
     Типичным для отечественной психологии является рассмотрение синдрома «выгорания» в контексте профессионализации, особенно в исследованиях выгорания учителей. Например, Н. В. Мальцева дает следующее определение: «Синдром психического выгорания представляет собой сложное структурно-динамическое образование, которое формируется в ??роцессепедагогической деятельности и является негативнь?м эффектом профессионализации» [19].
     В. Е. Орел считает, что в «общеметодологическом плане отсутствует определение места выгорания среди таких традиционнь?х для психологии понятий, как «деятельность», «личность», «психические свойства», «психические процессы» [21, с. 95]. По мнению автора, «упоминание о том, что выгорание представляет собой арофессиональный феномен, абсолютно не означает четкого определения его статуса, а порождает новые проблемы, связанные с дифференциацией феномена выгорания от таких понятий, как “профессиональнь?й кризис” и “профессиональная деформация” [21, с. 96]. С??раведливо отмечается также, что нет единой объясняющей концепции. В результате проведения теоретических и эмпирических исследований В. Е. Орел считает: «Влияние выгорания на личность профессионала заключается в проявлении ряда функциональных закономерностей. Используя методологию психических состояний и свойств, автор выдвигает «положение о выгорании как о дезадаптационном феномене, характеризующемся комплексом соответствующих функций»... «Психическое выгорание характеризуется рядом функций в процессе профессионального становления личности, противоположных по направлению традиционным функциям любого психического явления: антимотивационной, антикогнитивной и дерегулятивной. Антимотивационная функция выгорания заключается в дестимулировании субъекта на выполнение своей профессиональной деятельности и снижение уровня достижений в реализации профессиональнь?х и социальнь?х целей. Антикогнитивная функция выгорания проявляется в упрощении когнитивных структур личности, направленных на п?ознание социальных объектов, сужении сферыпрофессионального опь?та субъекта и формирование отрицательных оценочных суждений относительно его профессиональной компетентности и эффективности вь?полнения трудовых функций, а также относительно социального окружения. Дерегуляторная функция выгорания п?роявляется в разрушении системыпрофессиональной деятельности, что находит свое выражение в снижении профессиональной эффективности и низкой степени удовлетворения жизнью» [21, с. 100].
     Таким образом, определяя выгорание через «антисистему», основной функцией которой является «дерегуляцияпрофессиональной деятельности» и «различных ??одсистем личности», автор, семантически придает «выгоранию» автономный статус, что иллюстрируется также его тезисом о необходимости определения статуса выгорания в общеметодологическом плане наряду с такими понятиями, как «деятельность», «психическое свойство», «психический процесс» [21]. Подытожив все рассмотренные подходы, можно сделать вь?вод, что,  несмотря на изученность синдрома выгорания в иностранной литературе и на представленность данной проблематики в отечественной психологии, во??рос о причинах выгорания и психологических механизмах, лежащих в основе данного синдрома, остается открь?ть?м. Специфичность и уникальность синдрома выгорания заключается в связанности симптомов эмоционального истощения, деперсонализации (цинизма) и редукции личнь?х достижений. Также к выгоранию относят целый ряд симптомов, проявляющихся в когнитивной, мотивационной сфере личности, в поведении и физическом состоянии; общим для этих симптомов является их дезадаптивность.
     В иностранных исследованиях «красной нитью»проходит идея возникновения выгорания в результате несовпадения идеалистических установок личности или установок личности с реалиями действительности. Следовательно, идеалистические установки становятся причиной физического и эмоционального истощения, циничного отношения к людям и низкой оценки себя как ??рофессионала. Таким образом, при сведении выгорания к стрессу, когда встает вопрос о причинах возникновения, без погружения и обращения к ценностно-смысловой сфере личности не обойтись. Ведь даже исследователи, которые объясняют выгорание через теорию стресса, рано или поздно упираются в ее ограничения и начинают ис??ользоватьобъяснительнь?й аппарат, вь?ходящий за пределы теории стресса.
     1.2 Предпосылки и факторы синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности врачей-стоматологов
Как уже бь?лосказано выше, синдром выгорания представляет собой цель?йсимптомокомплекс, в котором физиологические симптомы необъяснимо связаны с «эрозией души».
     Выгорание — это своеобразное состояние упадка, дезорганизации на всех уровнях функционирования человека. Анализируя этот симптомокомплекс, хочется сказать: «В здоровом теле — здоровый дух!». А в случае выгорания вернее сказать: « В здоровом духе — здоровое тело». В любом случае при объяснении причин механизмов выгорания нерешенность в современной психологии старой, но нетривиальной психофизиологической проблемы встает особенно остро. Между тем в трудах выдающегося русского физиолога А. А. Ухтомского есть идеи, которь?епозволяют довольно близко подойти к пониманию механизмов выгорания, связи в одном комплексе физиологического и духовного.
     Идеи А. А. Ухтомского об энергийном человеке, функциональном органе и, если идти вслед за В. П. Зинченко, — о духовном организме, кажутся нам весьма актуальными. Ухтомским бь?линамечень?пути понимания одухотворенного тела и «овнешненного, объективированного духа» [8, с. 19].
      «С именем “органа” привычно связывать представление о морфологически сложившемся, статически постоянном образовании. Это совершенно не обязательно. Органом может бь?ть всякое временное сочетание сил, способное осуществить определенное достижение» [8, с. 20]. Как полагает В. П. Зинченко, функциональные органы, по Ухтомскому, обладают биодинамической, чувственной и эмоциональной тканью и рассматриваются как материал, из которого можно конструировать духовный организм как единицы анализа анатомии и физиологии духа. Природа функциональных органов, по утверждению Ухтомского, энергийна. Таким образом, В. П. Зинченко отмечает, что мыпрактически получаем «энергийнуюпроекцию человека», которая может бь?ть не менее интересна, чем «мозговой человечек» Пенфилда [8, с. 19].
Проблеме построения концепции смысла посвящена монография Д. А. Леонтьева «Психология смысла» [15], которая стала результатом его двадцатилетней работы над данной темой. Смысл, по мнению Д. А. Леонтьева, является перспективным понятием для построения единой общей психологии, психологии будущего. В своей монографии Д. А. Леонтьев собирает из кусочков мозаики общую картину смысловой реальности и приходит к выводу, что «за понятием смысла скрь?вается не конкретная психологическая структура, допускающая однозначную дефиницию, а сложная и многогранная смысловая реальность, принимающая различнь?е формы и проявляющаяся в различнь?хпсихологических эффектах» [15]. В. П. Зинченко для дефиниции этой сложной и многогранной системь? считает наиболее подходящим язык метафор и говорит, вслед за Шпетом, о «кровеносной системе смысла» [9].
     Д. А. Леонтьев выстраивает концепцию смысла в парадигме деятельностногоподхода, начиная с описания разновидностей смысловь?х структур: личностный смысл, смысловая установка, мотив, смысловая диспозиция, смысловой конструкт и личностные ценности, и рассматривая их в системе функционирования смысловой регуляции жизнедеятельности.
     Эти шесть структур Д. А. Леонтьев относит к трем уровням организации: уровню непосредственно включенных в регуляцию процессов жизнедеятельности и психического отражения (личностный смь?сл и смысловая установка), уровню смыслообразующих структур, участие которых в регуляторных процессах опосредовано порождаемыми ими структурами первого уровня (мотив, смысловая диспозиция и смысловой конструкт), и, наконец, высшему уровню, к которому относится одна из разновидностей смысловых структур — личностные ценности, являющиеся неизменнь?м и устойчивым в масштабе жизни субъекта источником смыслообразования, автономнь?мипо отношению к конкретным ситуациям взаимодействия субъекта с миром [15, с. 233]. Автор говорит, что выделение структурнь?х составляющих — это лишь промежуточнь?й этап, так как «характеристика системь? в целом требует инь?хпонятий, чем характеристика отдельных иерархических уровней» и обращается к понятию «динамической смысловой системы?», которое было впервые использовано Л. С. Вь?готским[1, с. 60].
     Д. А. Леонтьев определяет динамическую смысловую систему как «относительно устойчивую и автономную иерархически организованную систему, включающую в себя ряд разноуровневь?хсмысловь?х структур и функционирующую как единое целое» [15, с. 235]. 
     Д. А. Леонтьев говорит о смысле жизни как о высшем смысле, противопоставляя его низкоуровневым смысловым механизмам, которь?е регулируют человеческую деятельность [15, с. 250]. Он вь?деляет три аспекта смысла жизни: субъективный образ цели, объективная направленность и эмоциональное переживание включенности и осмысленности. Выделяя данные аспекты смысла, Д. А. Леонтьев обращается к работам В. Франкла, которого он цитирует на протяжении всей книги, и отмечает, что хотя кажется, что смысл с точки зрения деятельностногоподхода и теории Франкла — это совершенно разные понятия, это не так. Используя все тот же димензионный метод Франкла, Д. А. Леонтьев выстраивает общее пространство, в котором соединяет теоретические взгляды В. Франкла и подход деятельностнойпсихологии.
В идеях В. Е. Орла, которые являются результатом его исследований, в том числе и эмпирических, проявляется как раз идея «динамической смысловой системы» Д. А. Леонтьева. Главнь?мв понятии «динамическая смысловая система» является то, что она относится к разным уровням деятельности человека, а также к «жизненному миру» личности.
     Но если смысловая система, которая характерна для личности, приводит к таким последствиям, неизбежно встает вывод о характере самой смысловой системы личности. Согласно многим зарубежным авторам, выгорание возникает при столкновении неадекватных и идеалистических установок с реалиями действительности. Таким образом, смысловая система, которая есть у личности, «загоняет» человека в синдром выгорания, потому что данная смысловая система неадекватна реалиям действительности. [15, с. 154].
     Венчающим и центральным в концепции смысла Д. А. Леонтьева является понятие смысла жизни, который Д. А. Леонтьев определяет как «концентрированную описательную характеристику наиболее стрежневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого…» [15, с. 250].
     В теоретических представлениях Д. А. Леонтьева ценности вь?полняют смыслообразующую функцию. Согласно теории В. Франкла, через переживание ценностей личность реализует смь?слы, они представляют собой «смысловь?е универсалии, кристаллизовавшиеся в результате обобщения типичнь?х ситуаций, с которыми обществу или человечеству пришлось сталкиваться». Ценности представляют собой возможнь?епути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной. Д. А. Леонтьев делает акцент на направляющем аспекте смысла, ценности в его теоретических представлениях — «конечные ориентиры желательного состояния дел», в то время как В. Франкл говорит о смысле каждой конкретной ситуации. Смь?сл априори содержится в каждой ситуации жизни, даже самой безвыходной, он единственный и истинный, человек должен его найти. В теории Д. А. Леонтьева истинность смысла жизни не вь?водится из теоретических построений его концепции. Как уже бь?ло сказано выше, личностнь?е ценности в концепции Д. А. Леонтьева являются смыслообразующими. Личностные же ценности, в свою очередь, ??редставляют собой интериоризованные социальные. Для Франкла это не так. Его учение о ценностях — это аксиология немецкого философа, ученика Э. Гуссерля, Макса Шеллера [11]. По Шеллеру, ценности объективно присутствуют в мире, и человек рождается со способностью их воспринимать в здоровой (т. е. правильной с точки зрения его экзистенции) иерархии. Нарушение этой иерархии (??оШеллеру — «ordoamoris» — порядок любовей),  есть результат травм и нездорового влияния со стороны социума. Таким образом, адекватное восприятие иерархии ценностей — внесоциально, оно не имеет межкультурных различий [10]. Таким образом, согласно этой аксиологии, можно говорить об истинном смысле жизни человека, если он соответствует здоровь?м, правильным ценностям. Вопрос о том, какой смысл считать истинным и правильным для человека, является актуальным для нас и требует рассмотрения в более широком контексте, так как он напрямую связан с темой синдрома выгорания. 
     1.3 Характеристика личностно-психологических аспектов эмоционального выгорания у врачей-стоматологов
В 1920­е гг. европейская философия и психология личности занималась изучением личностно-психологических аспектов выгорания, очевидно, не без влияния экзистенциальной философии. Введение в ту пору в обиход науки понятия «экзистенция» — хорошая жизнь — предполагало и критерии этой настоящей, полноценной жизни, и вслед за этим — критерии отклонений от нее. Тем более плодотворно бь?лопоследнее направление, чем больше в нем принимали участие психиатры и психотерапевты, т. е. ученые, занимающиеся патологическими феноменами личности, устойчивыми заблуждениями людей в отношении «правильного» и «хорошего» для своей собственной жизни. Вопрось? истинных и ложных установок в отношении жизни бь?липросто необходимы теориям личности того времени (З. Фрейд, А. Адлер и их ученики).
     А. Адлер, например, стремился создать теорию, которую можно бь?ло бы использовать в психотерапии. В учение А. Адлера входит концепция «фикционного финализма», представляющая интерес в контексте моейпроблематики. 
     А. Адлер делает вь?вод, что основнь?е цели, определяющие направление нашей жизни, представляют собой фиктивные цели, так как их невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть путем соотнесения с реальностью. Некоторь?е люди, например, могут выстраивать свою жизнь, исходя из представления, что напряженная работа и чуть-чуть удачи помогают достичь почти всего. С точки зрения Адлера, это утверждение — просто фикция, потому что многие, кто напряженно работает, не получают ничего из того, что заслуживают. Когда фиктивная цель индивидуума известна, все последующие действия наполняются смыслом, и его «история жизни» приобретает дополнительное объяснение [36]. Адлер настаивал на том, что если ??одобные цели не вь?полняют функции ориентира в повседневной жизни, их следует или изменить, или отбросить. Данная идея была подхвачена и развита в работах Карен Хорни, ученицы Адлера. Центральной для теории Карен Хорни является тема невротического конфликта, в основе которого лежит базальная тревожность, корнями уходящая в детство. Невротик считает, что он «должен все вь?терпеть, все понять, любить всех, всегда бь?тьпродуктивнь?м». «Он должен бь?ть олицетворением честности, великодушия, внимательности, справедливости, достоинства, храбрости, бескорыстия. Он должен бь?ть совершенным любовником, мужем, учителем. Он должен знать, понимать и предвидеть все. Он должен быть всегда в состоянии моментально решить любую проблему, собственную или чужую» [33, с. 61]. «Любая малейшая неудача может повергнуть его в депрессию, так как она доказывает его ничтожность в целом, даже если причинь? неудачи ему не подвластнь?» [33, с. 232]. 
     В своей работе «Невроз и развитие личности» К. Хорнипишет, что невротику необходимо личное возвеличивание, он не может не заключить, что что-то неправильно в окружающем его мире, и он заключает, что мир должен бь?ть другим. Вместо того чтобыпопытаться преодолеть свои иллюзии, человек предъявляет претензии к внешнему миру [34, с. 35].
     Таким образом, можно заметить, что описания невротика совпадают во многом с описаниями человека, который находится в группе риска выгорания. Те же завышенные требования к самому себе, та же чувствительность к малейшим неудачам, та же зависимость от одобрения окружающих людей. Картина синдрома выгорания с присущими ему эмоциональным истощением, деперсонализацией и редукцией личнь?х достижений может быть интуитивно названа безнадежностью. К чувству безнадежности невротик приходит вследствие неразрешенных внутренних конфликтов. То есть можно увидеть, что нереалистичность жизненных установок и отчуждение от себя реального неминуемо приводит к безнадежности и «духовной смерти».
     В теории Юнга нахождение и реализация смысла жизни выступает как специфическая потребность и задача. Юнг также предостерегал от опасности отчуждения личности, утрать? ее реальности, которая происходит, если человек ориентируется на навязанные извне социальные роли либо на выдуманный, внушенный себе смысл.
     В экзистенциальном анализе АльфридаЛэнгле, как и в теории Виктора Франкла, существует различение экзистенциального и «кажущегося» смыслов. Для экзистенциального смысла характерно то, что ведет к внутреннему исполнению. «Кажущийся смысл» уводит человека в пустоту. Экзистенциальный смысл реализуется через переживание ценного. Ценности, по Франклу, — это ценности творчества, переживания и отношения [31]. Жизнь, в которой реализуется экзистенциальный смь?сл, характеризуется экзистенциальной исполненностью. Экзистенция — это основное понятие экзистенциального анализа, которое обозначает «настоящую жизнь, полную глубоких чувств, реализованных начинаний, собственных решений, пусть даже ошибочных, в общем, трудную, конечно, но хорошую жизнь» [40]. Под синдромом выгорания А. Лэнглепонимает затяжное состояние истощения, возникающее в деятельности. Истощение в данном случае — первый симптом, оно вначале касается только самочувствия, затем начинает влиять на переживания, а потом и на решения, позиции, установки и действия человека, т. е. отражается во всех трех измерениях человеческого бь?тия согласно димензиональнойантропополической модели Франкла [32].
     Выгорание возникает, согласно Лэнгле, из-за недостатка истинного экзистенциального смысла выполняемой человеком деятельности. Для экзистенциального смысла характерно, что он ведет к переживанию чувства экзистенциальнойисполненности. Это чувство может возникнуть и на фоне усталости (оно переживается, возможно, как «усталый, но довольный»). В противоположность осмысленной и исполненной жизни, жизнь, которая следует только кажущемуся смыслу (например, сосредоточенность на собственной карьере или ожидание социального признания и т. п.), в аспекте переживания уводит человека в пустоту. Такая жизнь лишает сил и способствует возникновению стресса. Вместо радости по поводу того, что бь?ло создано, в лучшем случае человек ощущает гордость по поводу самого факта его достижения, но гордость не может согреть. Даже отдь?х и расслабление не заменяют пустоть?, в которую человек каждь?й день вновь и вновь себя загоняет [40].
     Реализуя истинный смысл, человек чувствует исполненность, даже если устает. Исполненность — это результат воплощения в жизнь ценностей, которь?е человек ощущает как его собственнь?е (ценности Per.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.