VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Синдром эмоционального выгорания.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001357
Тема: Синдром эмоционального выгорания.
Содержание
Оглавление 

Содержание:
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Литературный обзор…………………………………………………….8
1.1. Синдром эмоционального выгорания ……………………………………8
1.2. Синдром эмоционального выгорания у различных категорий лиц медицинских работников………………………………………………...11
1.3. Методы исследования синдрома эмоционального выгорания………...18
1.4. Факторы, влияющие на выраженность синдрома эмоционального выгорания………………………………………………………………….27
Глава 2. Материал и методы исследования……………………………………34
2.1.  Выборка исследования……………………………………………………..34
2.2.  Методы исследования……………………………………………………...35
Глав 3. Результаты исследования……………………………………………….44
3.1. Изучение особенностей синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников многопрофильной клиники………………………..44
3.2.  Степень сформированности синдрома эмоционального выгорания у врачей и среднего медицинского персонала
3.3.  Особенности эмоционального состояния 
3.4. Изучение выраженности индивидуально-личностных особенностей у медицинского персонала
3.5. Соотношение выраженности индивидуально-личностных особенностей, эмоционального состояния и степени сформированности синдрома эмоционального выгорания
3.6.  обсуждение результатов 
Заключение 
Список литературы
Приложение 

Введение 
    Актуальность: тема дипломной работы, посвящённая синдрому эмоционального выгорания, актуальна, так как его жертвой может стать любой человек. "Выгорание" - это ответная реакция на продолжительные стрессы в сфере межличностного общения. Погоня за прибылью, не всегда правильно организованная работа с коллективом и пациентами, организационные и профессиональные стрессы и многие другие факторы оказывают влияние на развитие данного синдрома. Люди начинают "перегорать как лампочки" - и тогда наступает состояние эмоционального, психического и физического истощения в результате неразрешенного стресса на рабочем месте. В результате этого люди не могут эффективно работать.
    В настоящее время получило распространение в литературе обсуждение вопроса профессионального выгорания работников, в первую очередь, "коммуникативных" и "социальных" профессий, специфика работы которых заключается в постоянном взаимодействии и общении с другими людьми, как положительно, так и отрицательно окрашенном. Медицинский  работникодна из таких профессий, где на профессионале лежит огромный груз ответственности за здоровье и жизнь пациента.
    О влияния профессии на личность писали еще древние философы, но особенно часто эта проблема обсуждалась в конце 19 и начале 20 веков. В последующем крупные психологи также неоднократно уделяли внимание этой проблеме, она периодически возникает в фокусе внимания исследователей, но до настоящего времени остается актуальной и недостаточно разработанной.
    Понятие «эмоциональное выгорание» появилось в психологии сравнительно недавно, около 40 лет назад. Синдром «эмоциональное выгорание» широко исследуется в зарубежной психологии. Что касается отечественной науки, то данный феномен как самостоятельный практически не изучался, а рассматривался в контексте более широкой проблематики. В зарубежной литературе этот синдром называется английским словом burnout. [7]
    Понятие «burnout» (выгорание) было введено в науку американским психиатром Х. Дж. Фриденбергом в 1974 г. для описания особого расстройства личности у здоровых людей, возникающего вследствие интенсивного и эмоционально нагруженного общения в процессе профессиональной работы с клиентами, пациентами, учениками. К этому времени было собрано достаточно много фактов, говорящих о том, что среди учителей, врачей, психологов, полицейских и различного рода социальных работников часто можно встретить людей сухих, резких и неадекватных в общении. В то же время ряд исследований показал, что представители этих профессиональных групп чаще других подвержены разного рода психосоматическим расстройствам. [9]
    Проблема выгорания, исследуется в отечественной науке, начиная с 1980х гг. Равноправно при этом используются такие термины, как «профессиональное выгорание», «эмоциональное выгорание» и «психическое выгорание». Первоначально в отечественной психологии появился термин «эмоциональное сгорание», введенный Т.В. Форманюк. [8]
    Типичным для отечественной психологии является рассмотрение синдрома «выгорания» в контексте профессионализации, особенно в исследованиях выгорания учителей. Например, Н. В. Мальцева дает следующее определение: «Синдром психического выгорания представляет собой сложное структурно-динамическое образование, которое формируется в процессе педагогической деятельности и является негативным эффектом профессионализации». [8]
    Исследователь ссылается на положение В. В. Бойко, который «понимает под синдромом психического выгорания выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избыточное психотравмирующее воздействие». [8]
    В отечественной психологии синдром выгорания в большей степени является проблемой психологии труда. В последнее время больше всего книжных публикаций по данной теме выпускают исследователи из Санкт-Петербурга. Обзору проблемы выгорания посвящена книга «Синдром выгорания: диагностика и профилактика». [5] Нужно отметить, что этот обзор во многом базируется на представлениях о выгорании, существующих в зарубежной психологии.Синдромвыгорания на протяжении всей книги употребляется в качестве синонима профессионального стресса. Но, как было указано выше, такой подход не совсем правомерен, и синдром выгорания является самостоятельным понятием, обозначающим отличающуюся от стресса реальность. [5]
    Выделяют различные факторы, играющие существенную роль в эмоциональном выгорании. У медицинских работников выделяют три типа факторов в возникновении «синдрома эмоционального выгорания»:
   1. Социальный фактор. Основное отношение к жизни – это соперничество, что обуславливает неуверенность в себе и повышенную тревожность. Часто это является причиной формирования синдрома эмоционального выгорания, когда личность не в состоянии осуществлять по-прежнему свою профессиональную деятельность.  
    Вероятнее всего, что влияние социальных факторов, перечисленных ниже, оказывается одной из причин деформации медицинских работников:
    *  непризнание истинных заслуг врача;
    *  ограничение прав на свободу выбора (стиля жизни, направления научного исследования и т.п.);
    *  ограничение активности профессионала по овладению новыми знаниями, препятствие к внедрению новых технологий и прогрессивных методов (когда «инициатива наказуема»); 
    *  семейно-бытовые проблемы.
    *  принижение социального статуса профессии (в том числе и в материальном плане), ее значимости;
    В этом случае медики испытывают разочарование вследствие несовпадения реальной профессиональной ситуации с идеальными представлениями о ней.[2]
   2. Личностный фактор. «Сгорают», как правило, не изначально равнодушные и безучастные к своей работе профессионалы, а наоборот, те для которых деятельность изначально значима, сознательно выбрана, предполагает известное эмоциональное отношение и ориентацию на других людей. Сочувствующий, увлекающийся медицинский работник-идеалист, ориентированный на других, при недостаточной связи с реальностью, неумении оценивать критически неблагоприятные факторы, низкой устойчивости к стрессорам медицинских профессий (таким, как боль, страдания, болезнь и смерть) может стать носителем быстро прогрессирующего «синдрома эмоционального выгорания». [2]
   3. Фактор среды или места работы. Огромное значение имеет взаимоотношение в коллективе с коллегами и то, создается или нет ситуация «движения рука об руку», активного совместного решения профессиональных задач в рамках гуманистического ценностного подхода. Коллектив (нередко — включая администрацию) может снижать мотивацию деятельности своим общим негативным или равнодушным отношением к ней. Кроме того, условия работы могут не способствовать успешному осуществлению профессиональных задач: общая низкая материально-техническая база, отсутствие медикаментов, суточные дежурства и отсутствие полноценного отдыха после них.[2]
    Подытожив все рассмотренные нами подходы, можем сделать вывод, что, несмотря на изученность синдрома эмоционального выгорания в зарубежной литературе и на представленность данной проблематики в отечественной психологии, вопрос о причинах выгорания и психологических механизмах, лежащих в основе данного синдрома, остается открытым. Специфичность и уникальность синдрома выгорания заключается в связанности симптомов эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений. Также к выгоранию относят целый ряд симптомов, проявляющихся в когнитивной и мотивационной сферах личности, в поведении и физическом состоянии. 
    Цель данной работы изучение взаимоотношений синдрома эмоционального выгорания медицинских работников и их индивидуально-личностных характеристик.
    Объект: синдром эмоционального выгорания у медицинских работников.
    Предмет: соотношение особенностей синдрома эмоционального выгорания медицинских работников и их индивидуально-личностных характеристик.
    Гипотеза: существует взаимосвязь между синдромом эмоционального выгорания и личностными особенностями медицинских работников. 
    Задачи:
    1. Оценить степень сформированности синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников;
    2. Изучить особенности синдрома эмоционального выгорания у врачей и медицинских сестер;
    3. Изучить особенности эмоционального состояния медицинских работников многопрофильной клиники;
    4. Исследовать выраженность индивидуально-личностных особенностей у медицинских работников;
    5. Изучить взаимосвязь личностных особенностей и степени сформированности синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников многопрофильной клиники.

    
    
Глава 1. Литературный обзор
1.1. Синдром эмоционального выгорания
     Традиционно и в общественном сознании, и в научной литературе акцент делается, прежде всего, на позитивных аспектах работы с людьми (врачей, педагогов, социальных работников и т. д.). Вместе с тем совершенно очевидно, что именно работа с людьми в силу предъявляемых ею высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность возникновения профессионального стресса.
           Впервые на эту проблему обратили внимание американские специалисты в связи с созданием и массовым распространением социальных служб, работники которых, имеющие профессиональное образование или получившие специальную подготовку в области психологии или социологии, по долгу службы вступали в постоянные контакты с посетителями, приходившими к ним со своими разнообразными и, как правило, довольно тяжелыми проблемами. Часто их единственной обязанностью в подобных случаях было оказание психологической поддержки — выслушать, поддержать, если возможно, что-то посоветовать. Несмотря на специальную подготовку и подбор персонала, руководство служб через некоторое время их работы нередко сталкивалось с фактами неудовлетворительной работы сотрудников, прежде всего с жалобами посетителей на их невнимание, равнодушие и даже грубость. Проведенные исследования привели к обнаружению своеобразного профессионального стресса — «стресса общения», который в сочетании с другими профессиональными стрессами, приводит к возникновению так называемого  феномена «эмоционального выгорания».[12] 
     Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. [1]
     К 1982 г. в англоязычной литературе были опубликованы, свыше тысячи статей, про «эмоциональное выгорание». Представленные в них исследования носили главным образом описательный и эпизодический характер.
     Со временем появление данного понятие исследование этого феномена было затруднено из-за его содержательной неоднозначности и многокомпонентности. С одной стороны, сам термин не был тщательно определен, поэтому измерения выгорания не могло быть достоверным. С другой стороны, из-за отсутствия соответствующего измерительного инструментария данной феномен нельзя было детально описать эмпирически.
     Подавляющая часть статей и книг, написанных на тему выгорания с 1974 по 1980 гг., не могли быть признаны научными исследованиями, поскольку содержали лишь описательные характеристики и отдельные параметры их практики. Положение существенно изменилось после создания «Опросника для выявления выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, 1986). Это снабдило исследователей психометрическим инструментом, позволяющим использовать более стандартизованный и научный подход к изучению рассматривающего синдрома.
     Первоначально количество профессионалов, относимых к подверженным «эмоциональному выгоранию», было незначительно это были сотрудники медицинских учреждений и различных благотворительных организаций. Р.Шваб в 1982 г. расширяет группу профессионального риска: это – прежде  всего учителя, полицейские, юристы, тюремный персонал,  политики, менеджеры  всех уровней. Как пишет К. Маслач, одна из ведущих специалистов по исследованию «эмоционального выгорания», деятельность этих профессионалов весьма различна, но всех их объединяет близкий контакт с людьми, который, с эмоциональной точки зрения, часто очень трудно поддерживать продолжительное время. Таким образом, к настоящему времени существует единая точка зрения на сущность психического выгорания и его структуру. Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие, выделенные К. Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений. [16]
     Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и т.д. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут  поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом  раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.
    Е. Махер в 1983 году обобщила перечень симптомов сгорания: 
a. Усталость, утомление, истощение;
b. Психосоматические недомогания;
c. Бессонница;
d. Негативное отношение к пациенту;
e. Негативное отношение к самой работе;
f. Злоупотребление химическими агентами: кофе, табаком, алкоголем, наркотиками;
g. Отсутствие аппетита или переедание;
h. Переживание чувства вины;
i. Упадническое настроение и связанные с ним эмоции: цинизм, пессимизм, апатия, депрессия;
j. Агрессивные чувства или раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность.
     Кюйнарпуу назвал последние три симптома разрушительными, а остальные их следствием. [18]
    Таким образом, определяя феномен эмоционального сгорания, можно отметить, что синдром эмоционального выгорания – это специфический вид профессиональной деформации лиц, работающих в тесном эмоциональном контакте с клиентами и пациентами, при оказании профессиональной помощи. [11]
    Исследования последних лет позволили существенно расширить сферу распространения этой структуры, включив профессии, не связанные с социальной сферой, что привело к некоторой модификации понятия «выгорания» и его структуры. Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Такое понимание  несколько видоизменило и его основные компоненты: эмоциональное  истощение, цинизм, профессиональная эффективность. С этих позиций понятие  деперсонализации имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только к клиентам, но и к труду и его предмету в целом.
1.2. Синдром эмоционального выгорания у различных категорий 
лиц медицинских работников
     Одно из первых мест по риску возникновения СЭВ занимает профессия медицинской сестры. Ее рабочий день - это теснейшее общение с людьми, в основном с больными, требующими неусыпной заботы и внимания. Сталкиваясь с негативными эмоциями, медсестра невольно и непроизвольно вовлекается в них, в силу чего начинает и сама испытывать повышенное эмоциональное напряжение. [14]
     Выделяют три типа медицинских сестер, которым угрожает СЭВ: 
     1-й - "педантичный", характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе); 
     2-й - "демонстративный", стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы; 
     3-й - "эмотивный", состоящий из впечатлительных и чувствительный людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.
     Подвержены формированию СЭВ и другие категории медицинских работников, прежде всего те, кто осуществляет лечение и уходза тяжелыми больными. Сотрудники "тяжелых" отделений постоянно испытывают состояние хронического стресса в связи с негативными психическими переживаниями, интенсивными межличностными взаимодействиями, напряженностью и сложностью труда. А в результате постепенно формирующегося СЭВ возникают психическая и физическая усталость, безразличие к работе, снижается качество оказания медицинской помощи, порождается негативное и даже циничное отношение к пациентам. [14]
    Поэтому знание особенностей формирования синдрома выгорания и путей его профилактики у представителей различных медицинских профессий необходимо для оптимизации совместной работы с коллегами, так как ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек.[14]
    Персонал служб терапевтического профиля. [14]
     Проведенные отечественными учеными исследования, в которых анализировались показатели, характеризующие условия и содержание труда, психофизиологическое состояние врачей в процессе их работы и данные изучения их заболеваемости, позволили разделить медицинские специальности на три категории тяжести. Врачи терапевтического профиля, работающие как в стационаре, так и в поликлинической службе, были отнесены к группе медицинских профессий со средним индексом категории тяжести Работа персонала служб терапевтического профиля сопряжена с высокой вероятностью заражения заболеваниями, передающимися преимущественно воздушно-капельным путем (ОРЗ, грипп, ангина и т.п). Кроме того, свыше 52% сотрудников этих служб имеют хронические заболевания. Так, в структуре хронических заболеваний участковых терапевтов первое ранговое место занимают болезни органов пищеварения (преобладают хронический холецистит и гастрит), второе — болезни системы кровообращения, третье — болезни нервной системы и органов чувств. Следует отметить, что среди медицинского персонала распространен феномен «самодиагностики и самолечения», а также нежелание брать больничный лист. Так, по данным В.С.Васюкова и соавт. (1985), в случае острого заболевания (ОРЗ, ангина, грипп) больничный лист оформляли только 56,1% участковых терапевтов. Уровень заболеваемости коррелирует с возрастом и полом, стажем и характером работы, уровнем рабочего стресса и социально-экономическим положением медицинских работников. H.R.Winefield, T.J.Anstey (1991) исследовали 966 врачей общей практики из Южной Австралии. Они заполняли опросник, в котором предоставляли информацию по четырем показателям профессионального стресса: эмоциональное истощение, деперсонализация, оценка достижений и степень неудовлетворенности работой. Было выявлено, что приблизительно треть врачей отмечает у себя высокий уровень профессионального стресса, который коррелировал с возрастом, полом и отношением к работе. Т.Л.Ряполова (2002) изучала распространенность синдрома выгорания среди докторов одной из общесоматических больниц Украины. В результате исследования у 42 врачей уровня эмоционального выгорания по В.В. Бойко сформированная фаза напряжения была диагностирована у 23,7%, сформированная фаза резистенции — у 32,5%, сформированная фаза истощения — у 38,7% респондентов. Выявлена средняя корреляция уровня эмоционального выгорания с показателями депрессии и качества жизни врачей. Основным источником стресса на рабочем месте врачи общей практики из Швейцарии назвали чрезмерную нагрузку и недостаток времени в сочетании с ответственностью при принятии решений, этические конфликты, конфликты в команде сотрудников, а также организационные недостатки в работе. В США ретроспективно было обследовано 1352 работника здравоохранения, которые нуждались в лечении от химической зависимости. В этой группе исследуемых самый высокий уровень злоупотребления наркогенными веществами был выявлен у практикующих врачей. При изучении специфики синдрома выгорания у 1840 врачей США, специализирующихся в области инфекционных болезней, высокая степень эмоционального истощения была выявлена у 43% обследуемых, а значительный уровень деперсонализации — у 40,3%. Однако, несмотря на это, 91,8% врачей отметили у себя высокий уровень достижений в работе. Интересно, что, в отличие от других исследований, наиболее высокая частота синдрома выгорания выявлена у врачей частной практики (55%), затем у врачей государственных учреждений (39%), за которыми следовали специалисты, работающие в академических учреждениях (37%).
    Персонал служб хирургического профиля 
    и анестезиологи-реаниматологи. [14]
     Труд специалистов, работающих в подразделениях хирургического профиля, сопряжен с постоянным психоэмоциональным напряжением, ночными дежурствами, требующими значительных энергетических затрат и эмоционального напряжения и вредным воздействием анестетиков. Врачи стационаров хирургического профиля и анестезиологи-реаниматологи отнесены отечественными специалистами по гигиене труда в группу с самым высоким индексом категории тяжести работы, а врачи-хирурги поликлиник — в группу с низким индексом категории тяжести труда. В литературе имеются сведения о высокой заболеваемости врачей хирургического профиля сердечно-сосудистой патологией (20-23% в общей структуре заболеваемости хирургов), гепатитом и неврастенией. У женщин — врачей хирургического профиля часты гинекологические заболевания, патология беременности и родов (В.К.Овчаров, 1985) Заболеваемость медицинского персонала коррелирует с возрастом и полом, стажем и характером работы, уровнем рабочего стресса и социально-экономическим положением. T.W.Whitley et al. (1989, 1991) изучали уровни стресса, связанного с работой, у врачей из США, Великобритании и Австралии, проходивших обучение в области оказания неотложной помощи. В их исследовании убедительно доказано, что уровни рабочего стресса и депрессии коррелируют со страной и местом работы, с полом и семейным положением. Причем у врачей из Великобритании более высок уровень стресса, связанного с работой, чем у врачей США. Но врачи США продемонстрировали более высокий уровень депрессии, чем респонденты из Австралии и Великобритании. Во всех странах уровень рабочего стресса и депрессии оказался выше у женщин (особенно незамужних), у мужчин уровень рабочего стресса был ниже (особенно у женатых). Анализ данных эпидемиологических исследований, проведенных в США, выявил, что у врачей-анестезиологов риск развития химической зависимости выше, чем в общей популяции врачей. Обследование медицинского персонала колледжа Висконсина определило: 15,8% анестезиологов-резидентов злоупотребляли лекарственными препаратами, обладающими наркотическими свойствами. Исследователи объяснили этот факт доступностью данной группы препаратов и недостаточным контролем за их использованием в экстремальных ситуациях. Кроме того, они высказали предположение, что иногда студенты, зависимые от психоактивных веществ, выбирают свою будущую специальность, исходя из соображений доступности таких веществ. Работа анестезиологов связана с длительным пребыванием в операционном зале и воздействием ингаляционных анестетиков. Украинские ученые считают, что врачи-анестезиологи могут служить моделью многократно анестезируемого организма, выполняющего свои профессиональные обязанности в ситуации острого стресса с последующим формированием посттравматического стрессового расстройства. К факторам, потенцирующим развитие стрессовых расстройств, относят внезапность и новизну многих клинических случаев, высокий темп действий, дефицит времени для принятия решений, смену биологического цикла сон-бодрствование. Особенно патогенны эти ситуации для молодых специалистов, у которых они носят характер острого профессионального стресса, что со временем хронифицируется. По мере увеличения стажа работы по специальности хронический стресс повышает острый стрессогенный эффект ситуационных реакций и истощает адаптационно-защитные механизмы организма. Саланжий А.Н. (2003) изучил механизмы формирования стресса у врачей-анестезиологов соответственно стажу работы по специальности. Объектом его исследования были студенты-медики VI курса Днепропетровской медицинской академии, врачи-интерны-анестезиологи первого года обучения и врачи-анестезиологи г. Днепропетровска с разным стажем работы, а также врачи-хирурги со стажем работы по специальности 20 и более лет. В каждой из этих групп анализировалось функциональное состояние симпатоадреналовой, гистаминреактивной, энтерохромаффинной систем, психологического, психофизиологического, психосоциальных уровней личности. Проведенное комплексное исследование позволило автору выделить четыре периода профессионального развития врача-анестезиолога. Первый период - вхождение в специальность (стаж работы до 5 лет) характеризуется активацией симпатоадреналовой, серотонинэргической систем, снижением резервных возможностей гистаминреактивной системы. Для этого периода характерна высокая степень отклонения от аутогенной нормы, убежденность в идентичности «Я» декларируемым идеалам, отрицанием ситуативной тревожности. Второй период - стойкая адаптация с элементами нерациональности в ответах на сложные профессиональные воздействия (стаж работы от 5 до 9 лет) характеризуется тенденцией к уменьшениюрезервных возможностей симпатоадреналовой системы и выраженной активацией гистаминреактивной системы. Психологически этот период характеризуется высокой профессиональной активностью, направленной на достижение психологического равновесия, трудностями в выборе ориентации на правила, снижением порога толерантности к стрессу, усилением желания доминировать, что сопровождается неудовлетворенностью в основных сферах жизнедеятельности. Для третьего периода - дезадаптации (стаж работы от 10 до 19 лет) - характерно прогрессировать неблагоприятных эффектов реализации стресса на нейромедиаторном уровне. Кроме того, регистрируется высокий процент лиц со слабым типом нервной системы и низкой устойчивостью к стрессам Усиливается ситуативная тревога и формируются следующие типы преодолевающего поведения: отрицание, инерция, аффективные реакции. Четвертый период - реадаптация (стаж работы 20 и более лет) имел три варианта течения. В 66% случаев регистрировался вариант, характеризующийся прогрессирующим истощением функциональных возможностей симпато-адреналовой системы на фоне манифестирующего влияния гистаминреактивной системы. У этих врачей доминировал слабый тип нервной деятельности, отмечался низкий уровень работоспособности, выраженное отклонение от зоны психологического комфорта, устранение тревоги за счет ее соматизации. Формировались демонстративные или агрессивные стратегии преодолевающего поведения, отмечалось несоответствие собственному уровню притязаний и профессиональная уступчивость. Другие варианты характеризовались поступательным сглаживанием механизмов регуляции адаптационных процессов и менее выраженными биохимическими и психологическими изменениями личности. В проведенном исследовании убедительно доказано, что длительный стаж работы врачей таких экстремальных специальностей, как анестезиология и хирургия, приводит к дезориентации функционирования ведущих регуляторных систем организма и профессиональным деформациям.
    Стоматологи. [14]
    Профессиональный труд врача-стоматолога отличается большой эмоциональной, психической и физической нагрузкой. Стоматологи поликлиники отнесены отечественными специалистами по гигиене труда к группе со средним индексом категории тяжести работы. У специалистов этого профиля высокие показатели заболеваемости органов дыхания и заболеваний и заболеваний нервной системы. При изучении динамики артериального давления (АД) и числа сердечных сокращений (ЧСС) до и после работы у врачей-стоматологов Крыма были получены интересные данные. [15]
    У докторов в возрасте от 25 до 45 лет достоверных изменений цифр АД и ЧСС до и после работы не выявлено, что, по-видимому, объясняется высоким уровнем компенсаторных механизмов. У специалистов в возрасте от 45 до 55 лет к концу рабочего дня АД повышалось на 17-20 единиц, а ЧСС практически не изменялось. У врачей в возрасте старше 55 лет к концу рабочего дня регистрировалось повышение АД на 5-8 единиц и ЧСС на 8-10 единиц. Кроме того, практически у всех врачей этой группы изменились заболевания нервной системы: радикулит, остеохондроз, невротические расстройства. 
    При исследовании видов эмпатии и синдрома выгорания у 150 врачей-стоматологов г. Москвы Л.И. Ларенцова (2002) диагностировала у 12% из них сформировавшуюся первую фазу выгорания и высокий уровень эмпатии, у 42% - вторую фазу выгорания и средний уровень эмпатии и у 14% - третью фазу выгорания и низкий уровень эмпатии. С нарастанием выраженности синдрома выгорания у врачей у врачей чаще встречались невротические и связанные со стрессом расстройства и расстройства настроения. 
    1.3. Методы исследования синдрома эмоционального выгорания
    В большинстве случаев профессиональное выгорание представляется как деструктивный процесс потери профессиональной эффективности, снижения коммуникативных качеств и развития нервно-психической дезадаптации вплоть до необратимых изменений личности. Причиной профессионального выгорания являются как неудовлетворительные условия работы, так и индивидуальные особенности личности работника. Наиболее тяжёлой является работа, предполагающая эмоциональный контакт с людьми в качестве обязательной составляющей производственного процесса, например профессия учителя, менеджера, врача, следователя и т.д.
    Опросник выгорания Маслач. [5]
    Опросник выгорания (перегорания) Маслач (англ. Maslach Burnout Inventory, сокр. MBI) - тестовая методика, предназначенная для диагностики профессионального выгорания. Создана в 1986 году Maslach и Jackson, в России адаптирована Водопьяновой, дополнена математической моделью НИПНИ им. Бехтерева. [5]
    Опросник состоит из 22 пунктов, по которым возможно вычисление значений 3-х шкал: 
    * «Эмоциональное истощение» проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, повышенной психической истощаемости и аффективной лабильности, утраты интереса и позитивных чувств к окружающим, ощущении «пресыщенности» работой, неудовлетворенностью жизнью в целом. В контексте синдрома перегорания «деперсонализация» предполагает формирование особых, деструктивных взаимоотношений с окружающими людьми.
    * «Деперсонализация» проявляется в эмоциональном отстранении и безразличии, формальном выполнении профессиональных обязанностей без личностной включенности и сопереживания, а в отдельных случаях – в негативизме и циничном отношении. На поведенческом уровне «деперсонализация» проявляется в высокомерном поведении, использовании профессионального сленга, юмора, ярлыков.
    * «Редукция профессиональных достижений» отражает степень удовлетворенности медицинского работника собой как личностью и как профессионалом. Неудовлетворительное значение этого показателя отражает тенденцию к негативной оценке своей компетентности и продуктивности и, как следствие, - снижение профессиональной мотивации, нарастание негативизма в отношении служебных обязанностей, тенденцию к снятию с себя ответственности, к изоляции от окружающих, отстраненность и неучастие, избегание работы сначала психологически, а затем физически.
    Данный опросник предназначен для определения степени выраженности и распространенности синдрома выгорания (перегорания) среди профессионального контингента, в том числе медицинских работников. Методика может быть использована в практическом здравоохранении, образовании, бизнесе и управлении для своевременной и всесторонней диагностики синдрома перегорания с последующим определением мишеней и уровней профилактического воздействия, как в направлении оптимизации терапевтической среды, так и в отношении профилактики накопления эмоционального напряжения. Полученные данные могут быть рекомендованы при подготовке руководящих кадров с информированием и тренингом построения программ профилактической санации производственной обстановки в коллективе. Методика может применяться при проведении профессионального отбора. [5]
    Результаты экспериментальных исследований.
    Оценка индекса синдрома перегорания была проведена у специалистов, оказывающих помощь пациентам с хроническими, малокурабельными формами заболеваний: врачей-психиатров и медицинских сестер, работающих в психиатрических учреждениях г.Санкт-Петербурга, а также врачей-онкологов, работающих в НИИ онкологии им.Н.Н.Петрова. Всего было обследовано 98 психиатров, (средний возраст 40,4±1,2 лет, средний стаж 12,84±1,16 лет), 25 медицинских сестер (средний возраст 46,7±2,0 лет, средний стаж – 19,56±2,26 лет) и 39 онкологов, (средний возраст 39,3±1,9 лет и средний стаж – 12,34±1,78 лет).
    По данным корреляционного анализа между показателями по шкалам «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация», «Редукция профессиональных достижений» статистически достоверных связей обнаружено не было. В ходе исследования было установлено, что врачи-психиатры в наименьшей степени (ИСП=0,69±0,01), а медицинские сестры в наибольшей степени (ИСП=0,99±0,03) отличаются от идеальных показателей, свидетельствующих об отсутствии синдрома перегорания. У врачей-онкологов ИСП составил 0,71±0,03, которые, таким образом, заняли промежуточное положение между психиатрами и медицинскими сестрами. Установлено наличие достоверной разницы между показателями ИСП психиатров и медицинских сестер (p<0,01), а также между онкологами и медицинскими сестрами (p<0,01). Между показателями ИСП психиатров и онкологов достоверного р.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44