- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические и методологические основы исследования профессионального выгорания в служебной деятельности сотрудников полиции
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000875 |
Тема: | Теоретические и методологические основы исследования профессионального выгорания в служебной деятельности сотрудников полиции |
Содержание
СО?ДЕ?Р?Ж?А?Н?ИЕ Ст?р. ?В?ВЕ?ДЕ?Н?ИЕ 3 1. Тео?рет?ичес?к?ие и мето?до?ло?г?ичес?к?ие ос?но?в?ы исс?ле?до?в?а?н?и?я п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?го в?ы?го?р?а?н?и?я в с?лу?жеб?но?й де?яте?л?ь?ност?и сот?ру?д?н?и?ко?в по?л?и?ц?и?и 6 1.1 По?н?ят?ие о с?и?н?д?ро?ме п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?го в?ы?го?р?а?н?и?я 6 1.2 С?пе?ц?иф?и?к?а п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?го в?ы?го?р?а?н?и?я у сот?ру?д?н?и?ко?в по?л?и?ц?и?и 18 2. Э?м?п?и?р?ичес?кое исс?ле?до?в?а?н?ие особе?н?носте?й п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?го в?ы?го?р?а?н?и?я в с?лу?жеб?но?й де?яте?л?ь?ност?и сот?ру?д?н?и?ко?в по?л?и?ц?и?и 34 2.1 О?р?г?а?н?из?а?ц?и?я и мето?д?ы исс?ле?до?в?а?н?и?я 34 2.2 Резу?л?ьт?ат?ы исс?ле?до?в?а?н?и?я 42 3. О?п?ис?а?н?ие ко?р?ре?к?ц?ио?н?но-?пс?ихо?ло?г?ичес?ко?й п?ро?г?р?а?м?м?ы по?мо?щ?и сот?ру?д?н?и?к?а?м по?л?и?ц?и?и по п?роф?и?л?а?кт?и?ке п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?го в?ы?го?р?а?н?и?я 54 3.1 Н?а?п?р?а?в?ле?н?и?я и со?де?р?ж?а?н?ие ко?р?ре?к?ц?ио?н?но?й р?абот?ы 54 3.2 О?р?г?а?н?из?а?ц?и?я з?а?н?ят?и?й 59 З?А?К?Л?ЮЧЕ?Н?ИЕ 68 С?П?ИСО?К ИС?ПО?Л?ЬЗО?В?А?НО?Й Л?ИТЕ?Р?АТУ?Р?Ы 71 ?П?Р?И?ЛО?ЖЕ?Н?ИЕ 76 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Одной из самых актуальных проблем в психологической науке является синдром профессионального выгорания. В науке синдром «профессионального выгорания» рассматривается как одна из форм профессиональной деформации личности, вызванная стрессогенностью профессиональной деятельности. В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства. Правильные принципы организации производства, оптимальные системы и процедуры играют, конечно же, важную роль, но реализация всех возможностей, заложенных в новых методах управления, зависит уже от конкретных людей, от их знаний, компетентности, квалификации, дисциплины, мотивации, способности решать проблемы, восприимчивости к обучению. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что управление персоналом является одним из важнейших аспектов теории и практики управления. Проблема «выгорания» становится все более актуальной для современных организаций из-за своих негативных последствий: ухудшение психологического и физического здоровья, нарушение системы отношений, развитие негативных установок по отношению к организации, снижение качественных и количественных показателей профессиональной деятельности и др. Поэтому одной из важных проблем практической психологии является изучение закономерностей проявления данного синдрома с целью разработки научно обоснованных программ его профилактики и преодоления. Степень разработанности проблемы. Проблема профессионального выгорания личности берет своё начало в зарубежной психологии (М. Anderson, М. Burisch, R. Burke, Е. Iwanicki, С. Maslach, Н. Kuunarpuu, К. Kondo, X. Дж. Freudenberger, S. Jackson, В. Pelman, Е. Harman и др.) и получает развитие в трудах и исследованиях отечественных психологов (М.А. Аминов, В.В. Бойко, Т.В. Форманюк, Т. И. Ронгинская, Н. В. Гришина, Л.М. Митина, В.Е. Орёл, В.В. Макаров, Н.Е. Водопьянова). Цель исследования - исследования профессионального выгорания в служебной деятельности сотрудников полиции. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи: 1. Изучить теоретические и методологические основы исследования профессионального выгорания в служебной деятельности сотрудников полиции. 2. Провести эмпирическое исследование особенностей профессионального выгорания в служебной деятельности сотрудников полиции. 3. Дать описание коррекционно-психологической программы помощи сотрудникам полиции по профилактике профессионального выгорания. Объектом исследования является профессиональное выгорание сотрудников полиции. Предметом исследования выступают факторы возникновения профессиональной деформации личности сотрудника полиции. Гипотеза исследования: проявления синдрома профессионального выгорания личности сотрудника полиции обусловлены воздействием комплекса детерминант (личностных, деятельностных, социально-психологических). Методы исследования. При решении поставленных задач и проверке гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов: 1) общенаучных (анализ, синтез, дедукция, индукция) и частно-научных (формально-логический, сравнительный, конкретно-исторический, системно-аналитический), методов теоретического изучения литературных источников по проблеме предупреждения синдрома профессионального выгорания; 2) методов исследования эмпирического содержания проблемы и практического опыта ее решения (наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, опрос, квазиэксперимент); 3) аналитико-интерпретационных (количественно-качественный анализ результатов исследования, выявление корреляционных взаимосвязей полученных данных). Методики исследования. Тест-диагностика синдрома профессионально-профессионального выгорания сотрудники полиции, уровень и характер проявления профессионального выгорания оценивался по опросникам «Профессиональное выгорание» (В.В. Бойко) и «Диагностика профессионального выгорания» (К. Маслач). Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявлены и описаны личностные и поведенческие факторы риска профессионального «выгорания» у сотрудников полиции; разработана и апробирована программа психологического тренинга, направленного на снижение уровня «выгорания» у сотрудников полиции. Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть применены для совершенствования исследований профессионального выгорания в служебной деятельности сотрудников полиции. Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. 1. Теоретические и методологические основы исследования профессионального выгорания в служебной деятельности сотрудников полиции 1.1 Понятие о синдроме профессионального выгорания Термин «burnout» («профессиональное выгорание») был предложен в 1974 г. американским психиатром Г. Фрейденбергом. Это состояние, проявляющееся нарастающим профессиональным истощением. Может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми. Профессиональное выгорание – совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом. Один из видов «профессиональной деформации личности»1. Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению профессионально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без «разрядки» или «освобождения» от них. Профессиональное выгорание ведет к истощению профессионально-энергических и личностных ресурсов человека. В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания или выгорания работников (далее будет применяться термин «профессиональное выгорание» как наиболее адекватный). Профессиональное выгорание это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению профессионально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. По существу, профессиональное выгорание это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома стадия истощения2 В 1981 г. Э. Moppoy (A. Morrow) предложил яркий профессиональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки». Можно выделить следующие закономерности3. Во-первых, профессиональному выгоранию больше подвержены сотрудники, которые по роду службы вынуждены много и интенсивно общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми. Прежде всего это руководители, менеджеры по продажам, медицинские и социальные работники, консультанты, сотрудники полиции, полицейские и т. п. Причем особенно быстро «выгорают» сотрудники, имеющие интровертированный характер, индивидуально-психологические особенности которых не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативных профессий. Они не имеют избытка жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именно они способны накапливать профессиональный дискомфорт без «сбрасывания» отрицательных переживаний во внешнюю среду. Во-вторых, синдрому профессионального выгорания больше подвержены люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой. Чаще всего как в России, так и за рубежом это женщины, переживающие внутреннее противоречие между работой и семьей, а также «прессинг» в связи с необходимостью постоянно доказывать свои профессиональные возможности в условиях жесткой конкуренции с мужчинами. В-третьих, профессиональному выгоранию больше подвержены работники, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха потери рабочего места. В России к этой группе относятся прежде всего люди старше 45 лет, для которых вероятность нахождения нового рабочего места в случае неудовлетворительных условий труда на старой работе резко снижается по причине возраста. Кроме того, в этой группе находятся работники, занимающие на рынке труда позицию внешних консультантов, вынужденных самостоятельно искать себе работу. В-четвертых, на фоне перманентного стресса синдром выгорания проявляется в тех условиях, когда человек попадает в новую, непривычную обстановку, в которой он должен проявить высокую эффективность. Например, после лояльных условий обучения в высшем учебном заведении на дневном отделении молодой специалист начинает выполнять работу, связанную с высокой ответственностью, и остро чувствует свою некомпетентность. В этом случае симптомы профессионального выгорания могут проявиться уже после шести месяцев работы. В-пятых, синдрому выгорания больше подвержены жители крупных мегаполисов, которые живут в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах4. С меньшим риском для здоровья и менее выраженным снижением эффективности синдром профессионального выгорания переживают работники, которые характеризуются следующими особенностями. В первую очередь это люди, имеющие хорошее здоровье и сознательно, целенаправленно заботящиеся о своем физическом состоянии (они постоянно занимаются спортом и поддерживают здоровый образ жизни). Это люди, имеющие высокую самооценку и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Необходимо также подчеркнуть, что профессиональное выгорание меньше касается людей, имеющих опыт успешного преодоления профессионального стресса и способных конструктивно меняться в напряженных условиях. Если говорить о характере таких людей, то необходимо выделить такие индивидуально-психологические особенности, как высокая подвижность, открытость, общительность, самостоятельность и стремление опираться на собственные силы. Наконец, важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще. Симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания, условно можно разделить на три основные группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие. К психофизическим симптомам профессионального выгорания относятся такие, как5: -чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости); -ощущение профессионального и физического истощения; -снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию); -общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей); -частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; -резкая потеря или резкое увеличение веса; -полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 час. утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 час. ночи и «тяжелое» пробуждение утром, когда нужно вставать на работу); -постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; -одышка или нарушения дыхания при физической или профессиональной нагрузке; заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений; -возможно, профессиональное выгорание является одной из причин снижения продолжительности жизни в России, особенно у мужчин. К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся такие неприятные ощущения и реакции, как6: -безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный профессиональный тонус, чувство подавленности); -повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; -частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»); -постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности); -чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); -чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или человек «не справится»; -общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «Как ни старайся, все равно ничего не получится»). К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения работника: -ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее; -сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит); -вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает; -руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим; -чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; -невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий; -дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности; -злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств. Симптоматика профессионального выгорания может быть «инфекционной» и проявляться не только у отдельных работников7. Нередко встречается профессиональное выгорание организаций, которое проявляется в том, что у подавляющего большинства сотрудников присутствует внутреннее физическое или профессиональное состояние с одними и теми же симптомами, а также одни и те же формы поведения. В таких случаях заметно «стираются» индивидуальные различия между работниками, они становятся неестественно похожими и одинаковыми, как бы «на одно лицо». Люди становятся пессимистами, у которых нет веры в позитивные изменения на работе и возможность что-то изменить собственными усилиями. Причинами профессионального выгорания организации выступают постоянные противоречия в стратегическом и тактическом руководстве; чрезмерные, невыполнимые требования к работникам; передача ответственности сотрудникам, не имеющим полномочий; отсутствие объективных критериев для оценки результатов труда; неэффективная система мотивирования и стимулирования персонала8. Симптомы профессионального выгорания организаций: неадекватно повышенная текучесть кадров (от 100% и более в год, т. е. в течение года увольняются практически все сотрудники, а некоторые работают меньше года); сниженная мотивация к труду, слишком частые «перекуры» и «чайные» перерывы (более 30% от общего объема рабочего времени); профессиональная зависимость персонала от руководителей, которая проявляется либо в повышенном и неадекватном критическом отношении к управлению, либо в чувстве беспомощности без активной помощи со стороны руководства; слишком высокая конфликтность персонала и тяжелая атмосфера в компании. Как для отдельного работника, так и для организации состояние профессионального выгорания может быть неосознанным или неправильно понятым и оцененным. Собственное неблагополучное состояние, как человеку, так и организации трудно, практически невозможно увидеть со стороны, поэтому отсутствуют условия для того, чтобы вовремя начать коррекционные и восстанавливающие мероприятия. В психологии синдром профессионального выгорания рассматривается как патологическое отклонение профессионального развития. Словарь определяет профессиональную деформацию как «когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирующаяся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности, и приводящая к формированию специфически-профессионального типа личности»9. Традиционно, когда говорят о синдроме профессионального выгорания, имеется в виду распространение привычного ролевого (профессионального) поведения, либо взаимодействия человека, на непрофессиональные сферы. В психологии существуют различные определения синдрома профессионального выгорания, базирующихся на приведенном выше традиционном подходе. Лаконично его можно сформулировать следующим образом: интериоризация в структуру личности профессиональных поведенческих стереотипов. А далее идут последствия профессиональных деформаций: экстериоризируясь во внешнем поведении, они вызывают негативную реакцию окружающих, могут приводить к явным или неявным конфликтам. В наибольшей степени проявление синдрома профессионального выгорания выражено в системе «человек-человек». К признакам синдрома профессионального выгорания относятся как нарушения в деятельности и поведении человека, так и профессиональные изменения в личности, которые не соответствуют нормам профессиональной этики и деонтологии и не одобряются общественным мнением. По С. Л. Рубинштейну, поведение это особая форма деятельности: она становится поведением тогда, когда мотивация действий из предметного плана приходит в план личностно-общественных отношений. При этом исследователь подчеркивает, что «прежде чем войти в зону деятельности, человек должен понимать, принимать и безупречно выполнять» предписанные нормы деятельности10. В научной литературе рассматриваются два вида синдрома профессионального выгорания: деформация личности и деформация деятельности. Освоение личностью профессии неизбежно сопровождается изменениями в структуре ее личности, когда, с одной стороны, происходит усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а, с другой, изменение, подавление или даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Если эти профессиональные изменения расцениваются как негативные, т.е. нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деформации. В психологическом феномене синдрома профессионального выгорания выделяют два компонента11: 1) Изначальные склонности. Еще до соприкосновения со своей будущей работой у человека уже есть черты характера и особенности личности, присущие представителям этой профессии. Они могут осознаваться их обладателем, приниматься как желательные и вызывать чувство гордости (например, желание помогать людям) или же быть неосознанными, подавляться и скрываться (например, интерес к частной жизни других людей). 2) Собственно синдром профессионального выгорания. Профессиональная деятельность развивает эти личностные особенности, очерчивает и рельефно выделяет их. Иногда (в случае с вытесненными и непринимаемыми чертами) профессиональная деятельность оправдывает их, дает им право на существование и проявление. Несомненно, изначальные склонности влияют на выбор соответствующей профессии. Они представляют собой благоприятный фон, «почву», на которой в последующем разворачивает свою деформирующую деятельность профессия. Такая деформация начинается уже во время учебы, когда у студентов (или учащихся) разрушаются обыденные установки и стереотипы и формируется профессиональная картина мира. В качестве основной причины деформации психологи называют разделение труда и узкую специализацию деятельности. В результате специализации возникает так называемый «профессиональный тип человека» (или «профессиональный характер»), в формировании которого большое значение имеет профессиональный опыт. Таким образом, можно констатировать, что профессиональная деятельность оказывает формирующие влияние на личность, приводя порой к синдрома профессионального выгорания. В качестве наиболее частых причин синдрома профессионального выгорания называют специфику ближайшего окружения, с которым вынужден общаться специалист, а также специфику профессиональной деятельности. «Специфические предметы деятельности и их средства являются (де)формирующими факторами сознания субъекта профессиональной деятельности. Разные исследователи оказываются единодушны в понимании того, что в одних профессиях велик риск синдрома профессионального выгорания, а в других он меньше, а также в том, что характер и динамика синдрома профессионального выгорания зависит от индивидуально-психологических и личностных свойств человека. Любая профессиональная деятельность уже на стадии освоения, а в дальнейшем и при ее выполнении, оказывает деформирующее влияние на человека в целом12. Профессиональное развитие это и приобретение, и потери, а значит, становление профессионала сопровождается не только совершенствованием, но и разрушением. Многие из качеств человека оказываются невостребованными, другие, способствующие успешности деятельности, «эксплуатируются» годами. Отдельные из них могут постепенно трансформироваться в «профессионально нежелательные» качества; одновременно исподволь развиваются профессиональные акцентуации чрезмерно выраженные качества и их сочетания, отрицательно сказывающиеся на деятельности и поведении специалиста. Происходит то, что называют деструкцией (от лат. destructio разрушением, нарушение нормальной структуры чего-либо)13. Очевидна взаимная обусловленность личности и характеристик деятельности. Поскольку личность формируется и развивается в деятельности, то в определенном смысле можно говорить о личности как следствии особенностей деятельности. С другой стороны, характеристики личности оказывают влияние на особенности реализации той или иной деятельности. При этом деформации трудового поведения могут рассматриваться в качестве внешнего проявления внутренних деформаций личности. Р.М. Грановская считает, что синдром профессионального выгорания проявляется в стереотипных действиях. Вначале выработанные стереотипы ускоряют и повышают эффективность работы, но когда они начинают доминировать, восприятие ситуации становится упрощенным, а уверенность в непогрешимости используемых методов излишней, что понижает аналитические способности, гибкость мышления и умение взглянуть на ситуацию с другой позиции14. При рассмотрении профессиональных деформаций следует исходить из понимания того, что профессионал это человек в целом. Соответственно, деформирующим изменениям в процессе длительного выполнения профессиональной деятельности могут подвергаться все его уровни (индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности). Проявляться эти деструктивные изменения будут в профессиональной деятельности, профессиональном поведении (при вхождении и выходе из профессиональной деятельности), а также в профессиональном и в непрофессиональном общении. Профессиональную деформацию мы рассматриваем как «искажение» психологической модели деятельности, либо ее деструктивное построение. Профессиональные деформации человека проявляются в поведении. По сложившимся традициям в психологии под поведением понимают внешнее проявление психической деятельности. Неадекватность поведения отрицательно сказывается на межличностных отношениях, она выражается, в частности, в переоценке личностью своих возможностей, расщеплении вербального и реального планов, ослаблении критичности при контроле за реализацией программ поведения. Главное в профессиональном поведении отношение к профессиональным этическим нормам. Выделяют следующие виды деформации трудового поведения15: -общепрофессиональные деформации, свойственные работникам определенной профессии. Например, работникам правоохранительных органов свойственен синдром «асоциальной перцепции», при котором каждый человек воспринимается как потенциальный нарушитель; -специальные профессиональные деформации данные деформации возникают в процессе специализации. Например, у адвоката изворотливость, у прокурора обвинительная способность; -профессионально-типологические деформации виды деформаций, связанные с наложением на личность определенных психологических особенностей, отражающихся на структуре профессиональной деятельности; -индивидуальные деформации деформации свойственные работникам самых разных профессий. Они обусловлены чрезмерным развитием профессиональных качеств, которые впоследствии приводят к возникновению сверх качеств, таких например, как трудовой фанатизм и сверх ответственность. Итак, синдром профессионального выгорания изменение восприятия стереотипов личности, способов общения, поведения, а так же характера, наступающие под действием длительного выполнения профессиональной деятельности. 1.2 Специфика профессионального выгорания у сотрудников полиции Специфика профессионального выгорания у сотрудников полиции в оперативно-служебной деятельности сотрудников полиции связана с повседневными этапами работы с задержанными лицами. В оперативно-служебной деятельности сотрудников полиции постоянно сталкиваются с проявлениями неадекватных состояний задержанных лиц16. Девиантное состояние задержанных проявляется под влиянием наркомании, алкоголизма, токсикомании, проституции. Виктимное неадекватное состояние задержанных характеризуется провокациями причинить вред сотруднику полиции, создать опасную ситуацию, вызывающее поведение, не подозревая о том, что он сам может начать провоцировать опасность. Задержанным присущи неадекватные реакции, что особо влияет на психическую устойчивость самих сотрудников. Делинквентное состояние задержанных связано с совершением поступков, которые наносят вред обществу и индивиду (подростковая делинквентность, вызывающие акты поведения под влиянием выпитого алкоголя, употребление нецензурных слов). Конфликтное состояние задержанных характеризуется скандальными провокациями и создание конфликтных ситуаций, направленных в сторону сотрудников полиции от желаемой цели. Неадекватные реакции задержанных связаны с вульгарными высказываниями в адрес сотрудников полиции, постоянное ругание и оправдывание своих действий, манёвренность в показаниях, случайность, невоспитанность, некомпетентность, психологические проблемы и провокации сотрудников полиции. Все эти условия являются возникновением психических деформаций у сотрудников полиции17. Демонстративное состояние задержанных проявляется в неприемлемых поступках с желанием привлечь внимание любыми способами, невзирая на мнение сотрудников полиции в целях достижения цели. Задержанные не контролируют свои действия, чётко не знают, что они делают, ждёт соответствующую реакцию от сотрудников полиции. Они ведёт себя неадекватно вполне осознанно, чтобы сделать вызов общественному мнению, нормам морали, проявляя элементы эпатажного поведения, что находится на грани с расстройствами психики личности. Задержанные не отдают отчёта действиям, их принципы неадекватны, хотя они считают, что все в норме. Поэтому, специфика профессионального выгорания у сотрудников полиции в оперативно-служебной деятельности сотрудников полиции находится в полной зависимости от психического состояния задержанных, что оказывает сильное профессиональное воздействие на самих сотрудников. Отличительными особенностями профессиональных деформаций сотрудников полиции выступают аффекты, причинами которых являются: чрезмерная интенсивность и бурное внешнее выражение профессионального переживания задержанных, настроение тревоги с неясными опасениями, настроение сменяется чувством страха, которое отличается определённостью и причина известна. Аффект тревоги и ужаса - профессиональное состояние сотрудников полиции с необыкновенной силой и бурным выражением во внешних движениях и внутренних физиологических процессах. Состояние раздраженности сотрудника перерастает в сильное чувство гнева, вызванное осознаваемыми обстоятельствами. Аффект ярости сотрудника выражен состоянием бурных эмоций в сильных движениях, крике, яростном выражении лица. Аффекты - отчаяние, восторг, растерянность. Аффекты сотрудников полиции характеризуются чрезмерной силой возбудительных и тормозных процессов в коре головного мозга и усиленной деятельностью подкорковых центров, проявлением глубинных, инстинктивных профессиональных переживаний. Бурно развивающееся возбуждение в центрах коры, связанных с профессиональными переживаниями, сопровождается сильным индуктивным торможением участков коры. Во время аффекта сотрудники не замечают окружающего, не дают себе отчета в событиях и поступках, что передается в подкорковые центры, которые освобождены от сдерживающего и контролирующего воздействия коры, что вызывают яркое внешнее проявление переживаемого профессионального состояния18. Кратковременное, отличающееся особенностями, течение профессионального переживания. Будучи чрезмерно интенсивным процессом, аффект сотрудников полиции не длится долго и очень быстро изживает. Аффекты сотрудников полиции различаются друг от друга по силе, начиная от слабых и контролируемых сознательно, заканчивая патологическими, сключающими возможность сознательного контроля. Физиологический аффект сотрудников полиции характеризуется профессиональной вспышкой высокой степени и взрывного характера и выводит психику из обычного состояния, тормозит сознательную интеллектуальную деятельность, и нарушает избирательный момент в мотивации поведения, затрудняет самоконтроль и критическую оценку поступков сотрудников полиции, лишает возможности твёрдо взвесить последствия поведения19. В состоянии аффекта способность сотрудников полиции осознавать характер и опасность действий, руководить ими, понижена, что является последствием сложной профессиональной деятельности. Патологический аффект - временное расстройство психики сотрудников полиции. При нем наступает глубокое помрачение сознания, и сотрудник человек утрачивает способность отдавать себе отчёт в своих действиях и руководить ими, т.е. признается невменяемым. Стресс - ответная реакция организма на перенапряжение, негативные эмоции и на монотонную суету сотрудников полиции. Во время стресса, организм вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. Стресс - острое состояние напряжения организма, в котором он стремится мобилизовать защитные силы, чтобы преодолеть угрожающую ситуацию. А.Г. Маклакова выделила 3 стадии стресса20. 1. Стадия возбуждения с активной выработкой и поступлением в кровь большого количества адреналина, заставляющего стимулировать работоспособность всего организма, учащённым сердцебиением, повышением артериального давления, учащением дыхания, повышением уровня сахара в крови. Чувствительность организма повышается и защитные силы организма мобилизуются, повышается работоспособность, появляется ясность ума. 2. Стадия напряжения с проявлением повышенной активности и приводит к выраженной активизации ресурсов организма после 48 часов после начала стрессового воздействия со способностью достичь больших результатов, что зависит от силы и продолжительности самого стрессового состояния. 3. Стадия истощения - после сильного всплеска эмоций, волнения и получения максимальной физической нагрузки наступает усталость и наступает истощение организма, сопровождающееся вялостью и усталостью. Таким образом, основными видами стрессов сотрудников полиции являются: 1. Психологические стрессы - переживание сильных эмоций, т.е. организм реагирует на отклонение от нормы. 2. Физиологические стрессы - воздействие внешних факторов, таких как, холод, жара, боль, жажда, голод. 3. Кратковременный стресс - связан с инстинктами, например, реакция на резкий звук, внезапное движение и характерна внезапность и быстрое прохождение стадий стресса. 4. Хронические стрессы - стресс, которому человек подвержен постоянно. 5. Химический стресс - курение, наркотики, алкоголь, загрязнение окружающей среды химическими препаратами, что влияет на продолжительность жизни человека. 6. Питательный стресс - стресс, вызываемый пищевыми аллергиями, недоеданием, нехваткой витаминов и минералов (недомогание). 7. Травматический стресс - травмы, ожоги, заболевания, инфекции и частая смена температур. 8. Духовный стресс - стресс при финансовом состоянии и карьерным давлением, проблемах в отношениях и духовном неравновесии. Все эти стрессы выступают следствием и реакцией на сложные условия работы и оперативной деятельности, что вызывает особые состояния напряжения и тревожности. Напряжение и тревожность сотрудников полиции связаны с появдением профессионального выгорания в проведении оперативно-следственной работы. Фрустрация - состояние переживания неудач и разочарований в постоянстве смены психических и физических состояний. Симптомами профессионального выгорания сотрудников полиции являются: чувство гнетущего напряжения; тревожность; неудовлетворённость собой и обстоятельствами жизни; общий упадок сил; ощущение профессионального опустошения; отчаяние. Причинными возникновения профессионального выгорания сотрудников полиции являются: незаметные постоянные стрессы; мелкие неудачи, подрывающие уверенность сотрудника и снижающие е....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Теоретические основы синдрома профессионального выгорания
- Теоретические основы исследования психологических особенностей профессионального самоопределения
- Взаимосвязь стиля руководства, межличностных отношений на эф-фективности служебной деятельности сотрудников, несущих службу с оружием в учреждениях и органах УИС