- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретико-методические условия подготовки туристов- спортсменов Искитимской станции юных туристов
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K011377 |
Тема: | Теоретико-методические условия подготовки туристов- спортсменов Искитимской станции юных туристов |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАФЕДРА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ Зав. кафедрой теоретических основ физической культуры И.Н. Гребенникова ____ ___________ 2017 г. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Бакалаврская работа Теоретико-методические условия подготовки туристов- спортсменов Искитимской станции юных туристов Выполнил студент группы 1-ФК-12 Серафима Михайловна Ильина _________________ Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование Профиль: Физическая культура Форма обучения: заочная Руководитель: д-р биол. наук, профессор кафедры ТОФК ФФК Сергей Михайлович Рябцев __________________ Новосибирск 2017 ОГЛАВЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ…………………… 4 ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 5 ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКИХ ПОХОДОВ И СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ТУРИСТОВ-СПОРТСМЕНОВ……………………………………..7 1.1.Совершенствование методико-технической подготовки туристов-спортсменов на пешеходных дистанциях различного класса сложности с России..7 1.2. Классификация видов и форм туризма…………………………………..10 1.3.Особенности организации туристских походов в Искитимском районе………………………………………………………………………………….11 1.4. Выбор района похода и сроков его проведения…………………………19 1.5. Составление календарного плана похода………………………………..23 1.6. Проведение похода………………………………………………………...26 1.7.Особенности физиологического развития организма юношей 15-17 лет………………………………………………………………………………………29 1.8. Особенности подготовки туристов-спортсменов в Искитимском районе…………………………………………………………………………...31 1.9. Методика туристской подготовки в естественных условиях …….................................................................................................................................36 1.10. Методика туристской подготовки в искусственных условиях………..39 ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………...41 2.1 Характеристика исследуемых групп……………………………………...41 2.2. Организация исследования………………………………………………..41 2.3 Теоретико - методические аспекты методики обучения преодолению препятствий в естественных и искусственных условиях…………………………..42 2.4. Описание методов исследования. ………………………………………..43 ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……..47 3.1 Уровень показателей двигательной подготовленности контрольной и экспериментальной группы в начале и в конце эксперимента…………………….47 3.2 Результаты эксперимента достигнутых результатов контрольной и экспериментальной группы в начале и в конце эксперимента…………………… 51 3.3. Практические рекомендации применения методик тренировок в естественных и искусственных условиях…………………………………………...52 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...54 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………57 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...60 ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ В настоящей выпускной квалификационной работе применяют следующие термины с соответствующими определениями: БСУ - безопасное спусковое устройство. ЖЕЛ – жизненная емкость легких. КПД – коэффициент полезного действия. МКК – маршрутно-квалификационная комиссия. МКУ ДО «ИР СЮТур» - Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования "Искитимская районная станция юных туристов" Искитимского района Новосибирской области. МКОУ «СОШ п.Агролес» - Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п.Агролес» Искитимского района Новосибирской области. ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Современные тенденции роста популярности пешеходного туризма, как средства оздоровления человека, его спортивного совершенствования, постоянно возрастающая конкуренция на спортивных форумах различного уровня требуют поиска новых научно обоснованных путей совершенствования системы подготовки спортсменов в туризме. Проблемы создания и совершенствования системы подготовки спортсменов в различных видах спорта, как и оздоровительно-развивающего воздействия физических упражнений на организм человека, находятся в центре внимания учёных, ведущих специалистов последних десятилетий. Как показывают исследования, авторские разработки методик, мало обоснованы, имеют неточности и не обладают полной информацией об исследованиях, а это не позволяет использовать в практике данные материал. Это готовит о том, что необходимо дальше проводить исследования и совершенствовать тренировочные процессы. Искать и разрабатывать новые методики, изменять сложность и вид походов, с учётом современных знаний процессов адаптации человека к физическим нагрузкам и факторам окружающей среды. Физкультурно-спортивная деятельность является очень необычной и сложной структурой двигательной деятельностью человека, характеризующейся максимальными психофизическими усилиями, осуществляемыми как в длительные промежутки времени, так и в краткое время в ограниченном пространстве подготовки туриста–спортсмена. Специальные виды подготовки, имеет решающее значение для достижения спортивных результатов и является важнейшей научной проблемой, что и предопределяет актуальность настоящей работы. Проблема заключается в том, что сравнительно мало изучены дидактические вопросы подготовки спортсменов в пешем туризме и её структурные связи с другими специфическими составными компонентами, стимулирующими формирование умений и навыков у спортсменов занимающихся пешеходным туризмом в процессе формирования спортивного мастерства. Для решения этих вопросов представляется целесообразным разработать систему подготовки туристов-спортсменов на разных тренировочных площадках: искусственного полигона и в естественных условиях. Предмет исследования: процесс подготовки туристов-спортсменов в возрасте 15-17 лет. Объект исследования: методики подготовки туристов-спортсменов к соревнованиям посредством туристских походов. Гипотеза: мы предположили, что подготовка туристов-спортсменов в возрасте 15-17 лет с применением специально созданных станций позволит повысить результативность на соревнованиях класса «дистанция». Цель исследования: разработать методику совершенствования технической подготовленности занимающихся спортивным туризмом в туристских объединениях станции юных туристов Искитимского района. Задачи исследования: 1) Изучить научно-методическую литературу по теме настоящего исследования; 2) Определить динамику показателей двигательной подготовленности туристов-спортсменов. 3) Выявить наиболее эффективную из исследуемых методик, на основании результатов соревнований и показателей двигательной подготовленности. ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 1.1. Совершенствование методико-технической подготовки туристов-спортсменов на пешеходных дистанциях различного класса сложности с России. По словам М.Б. Биржакова «Спортивный туризм – вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах (спортивный поход), включающих преодоление категорированных по трудности препятствий в природной среде (дорог и троп с различным покрытием и бездорожья, переправ, перевалов, вершин, порогов, каньонов, пещер, водных путей и т. п.), и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе».[2] Со слов В.А. Таймазова «Туристскую подготовку можно рассматривать как многолетний процесс спортивного совершенствования или сравнительно кратковременный период предпоходной подготовки в соответствии с периодизацией тренировочного процесса. Следует отметить, что подготовка высококвалифицированного туриста – многолетний процесс. Термин «подготовка туриста» частично совпадает с термином «тренировка туриста», однако является понятием общим. Подготовка туриста включает в себя и тренировку как основное средство подготовки туриста, и целый ряд факторов, дополняющих тренировку. По существу – это педагогический процесс воспитания туриста».[34] Смена привычной обстановки, влияние естественно-средовых факторов на организм подростка, повышенная двигательная активность, развитие возможностей адаптации в сложных условиях смены климата, применение активных способов передвижения, самых разнообразных двигательных действий, соблюдение правил личной гигиены в условиях самоконтроля способствуют укреплению здоровья ребёнка, повышению функциональных возможностей его организма. Туризм во всех его проявлениях пригоден в качестве средства массового оздоровления населения разного возраста в силу его общей доступности, так как походы выходного дня, и даже походы первой-второй категории сложности доступны практически любому человеку, не имеющему серьёзных заболеваний с нормальным физическим развитием, поскольку не предъявляют каких либо предельных требований функциональным возможностям организма, за исключением эндокринной системы, и запаса гликогенов и жиров в мышцах. Не вызывает сомнений, что чрезвычайно важным компонентом успеха в спортивном туризме является аэробная выносливость. Прогулки с рюкзаком – эффективный способ тренировки для турпоходов. Если у начинающего спортсмена нет доступа к холмам или горам, подойдут также разнообразные рельефы, такие как лестничные клетки, небольшие холмы, ступени стадиона. Если находящиеся на открытом воздухе местоположения с возвышениями трудно найти или если погода не позволяет часто проводить тренировки на открытом воздухе, можно применять соответствующие машины. Лестницы-тренажёры, эллиптические тренажёры и наклонные беговые дорожки развивают выносливость в толкающих мышцах (ягодицы, бёдра, икроножные мышцы и подколенные сухожилия). При тренировке на спусках задействуются преимущественно четырехглавые мышцы. После месяца выполнения трёх-пяти тренировок в неделю на выносливость, рекомендуется совершить поход в пределах своих возможностей и прислушаться к самочувствию во время и после похода. Если цель состоит в развитии выносливости для пеших прогулок, необходимо повышение высоты в каждом походе, пока спортсмен не сможет комфортно добавлять 300-450 метров в час или идти со скоростью четыре километра в час (или быстрее) в течение нескольких часов. Когда спортсмен адаптируется к данным нагрузкам, ему рекомендуется попробовать несколько промежуточных походов с большим коэффициентом усиления, большими нагрузками или большими расстояниями. Требуется заранее изучить маршрут, чтобы знать, чего ожидать, и суметь выбрать именно ту дистанцию, которая соответствует текущему уровню работоспособности. После достижения необходимого уровня аэробной выносливости и скоростных способностей, рекомендуется добавлять 1,5-2,5 килограмма в рюкзак с каждым выходом, вплоть до состояния, когда спортсмен может преодолеть всю целевую дистанцию. Задача состоит в том, чтобы поддерживать скорость по мере увеличения веса рюкзака. Если необходимо поддержание устойчивого темпа для заданного расстояния или повышения высоты, потребуются еженедельные тренировки на сопоставимой местности. Это поможет создать резервы в мышечной и сердечно-сосудистой системах, чтобы спортсмен мог справиться с любым дополнительным расстоянием, весом или увеличением высоты, не ставя под угрозу безопасность. Нужно стремиться к тому, чтобы обладать способностью выполнять на 10 процентов больше, чем требуется на целевом маршруте. Увеличение работоспособности мышц ног. Во время тренировочных походов следует преодолевать наиболее крутые участки тропы длинными мощными шагами. Если известно, что подъём в гору короткий, нужно двигаться вверх, прилагая максимум усилий, а затем, по преодолении ландшафта, следует пауза отдыха. При планировании походов можно попробовать следующее упражнение: выбрать короткий сегмент (не более нескольких сотен метров) на полпути и выполнить работу величиной 85-95 % от индивидуального максимума. Оставшийся отрезок, преодолеваемый в обычном темпе, субъективно будет ощущаться как щадящая в сравнении с выполненным спуртом. Такой приём, к тому же, позволит уменьшить общее время похода. По мере возрастания тренированности следует включать всё больше подобных спуртов. Установив контрольный показатель в начале сезона и сравнив последовавшие походы с первоначальным выездом, можно обнаружить, что по мере увеличения веса рюкзака, скорость выполнения работы соответствует таковой при предыдущих тренировках или даже увеличивается по мере повышения уровня физической подготовленности. «Скорость. Чтобы увеличить скорость работы, необходимо в ходе тренировок постепенно приближаться к темпу, аналогичному темпу, который будет использоваться в походе. Чтобы оценить прогресс скорости, нужно выбрать маршрут, который спортсмен способен преодолевать каждую вторую неделю. В начале сезона следует начинать с рюкзака весом в 4,5-7 кг, а затем каждый раз, когда повторяется поход, уменьшается время или сохраняется предыдущее время с дополнительными 1,5-2,5 кг. Можно повторить более короткий цикл возвышения или маршрут несколько раз, стремясь показать одно и то же время на каждом круге. Можно попробовать увеличить скорость во время каждого передвижения вверх или вниз или совершить больше проходов за определённый период времени. По мере увеличения аэробной мощность и силовой выносливости, скорость прохождения маршрута и уровень комфорта должны увеличиваться, в то время как время похода уменьшается» - говорится в книге «The Outdoor Athlete» [40]. 1.2. Классификация видов и форм туризма. Существует несколько классификаций видов и форм туризма, однако все они условно подразделяются на две основные группы: спортивно-оздоровительный туризм (активно-двигательный, совершенствующий и развивающий двигательные способности и функциональные возможности) и так называемый «нездоровый» туризм (познавательно-экскурсионный, предусматривающий экскурсионные поездки на различных видах транспорта, различной продолжительности). В настоящее время достаточно интенсивно развивается одно из направлений спортивно-оздоровительного туризма - соревнования на дистанциях (соревнования по «туристскому многоборью»). С начала века соревнования по спортивному туризму на дистанциях начинают проводить и в закрытых помещениях, на искусственном рельефе. Увеличение количества занимающихся, совершенствование правил соревнований, повышение сложности дистанций предъявляет более серьёзные требования к технической подготовленности участников. В конце прошлого века появился новый вид соревнований по спортивному туризму, который получил название туристское многоборье. В настоящее время правила соревнований по спортивному туризму и терминология изменились. Согласно новым правилам соревнований по спортивному туризму, утверждённым в 2008 г., туристское многоборье стало называться: соревнования по спортивному туризму, группа дисциплин – дистанции. Тем не менее, эти состязания стремительно набирают обороты и завоевывают всё большие территории, как внутри уже освоенного пространства, так и в регионах, не охваченных ранее спортивным туризмом. В спортивном туризме существует два вида туристско-спортивных соревнований. Один из таких видов - это соревнования на дистанциях, которые проводятся по разным видам туризма (пешеходный, лыжный, горный, водный и т.д.). В данный момент соревнования на дистанциях в спортивном туризме проходят этап становления в своем развитии [8]. В литературных источниках говорится об организации, проведении, судействе соревнований, но, к сожалению, о методиках технической подготовки туристов к соревнованиям на дистанциях информации крайне мало [3]. Таким образом, этот раздел подготовки в спортивном туризме до сих пор остаётся мало изученным, что повышает актуальность научных исследований в данной области. В связи с этим, как обычно бывает в «молодом» спорте, практика опережает теорию, и это приводит к тому, что научно обоснованных методик подготовки спортсменов-туристов в настоящее время почти нет. Не менее важной проблемой является подготовка спортсменов для участия в соревнованиях по спортивному туризму в дисциплине «дистанции – пешеходные», поскольку этот вид наиболее предпочтительный и массовый, по мнению ряда исследователей [6]. 1.3. Особенности организации туристских походов в Искитимском районе. Самой массовой и распространённой формой туризма, самой яркой его стороной, отражающей саму суть этого явления, являются, несомненно, туристские походы. Это именно то, ради чего люди приходят в туризм, что является целью его и одновременно формой, методом и пр. Походы могут быть спортивными, просто туристскими; походами с определенной, например, научной или краеведческой целью; походы могут быть тренировочными или зачетными, категорийными и некатегорийными, степенными или выходного дня. Могут быть походы-экспедиции, походы одного вида туризма и походы, собирающие несколько его видов - комплексными. «Золотой треугольник НСО» – Искитим, Маслянино, Тогучин. Эти маршруты используются Искитимской станцией юных туристов. Часть их разработаны и опробованы здесь же. Часть уже давно используются туристами. В любом маршруте находится своя «изюминка», отличающая его от сотни таких же. И все эти маршруты пройдены детьми. Все опробованы и паспортизованы Искитимской СЮТур. И, вопреки распространенному мнению, некоторые из них действительно отвечают требованиям категорийных маршрутов в спортивном туризме, вплоть до второй. Походы делятся по степеням сложности: 1. Экскурсии и полевые выходы. 2. Степенные походы (1, 2, 3 степени) и поход выходного дня. 3. Категорийные походы спортивного туризма. Весь этот список можно найти и у нас в Новосибирской области. Экскурсия – это посещение коллективом или индивидуально достопримечательных мест интересных объектов, музее и т. п. Об экскурсиях и полевых выходах нет смысла говорить отдельно, так как это известное и доступное дело. Школьники и взрослые совершают недалекие выходы к реке, к интересной скале-лакколиту в учебных целях или просто отдохнуть. Обычно это 3-4 километра, и не требует особой заботы о еде и укрытии. Поход выходного дня (ПВД). Продолжительность его 1-3 дня, протяжённость от 10-12 км до 40-60 км. Эти походы могут быть уже степенными (схема классификации туристских походов). Организуется туристской секцией или клубом туристов или по инициативе самих граждан (участников). Проводится обычно в окрестностях города или посёлка, и могут быть как видовыми (пеший, водный), так и комбинированным (пеше-водно-парусным). В зависимости от физических нагрузок, ПВД подразделяют на познавательные, прогулочные, тренировочные и соревновательные. В познавательных ПДВ участники похода знакомятся с историческими и культурными памятниками, природными достопримечательностями. Прогулочные ПДВ имеют в основном оздоровительный и познавательный характер. Тренировочные ПВД преследуют цель укрепить здоровье туриста, закалить его физически, отработать приемы преодоления естественных препятствий, приобрести навыки ориентирования на местности, войти в походный ритм жизни, подготовится к сложному, категорийному спортивному путешествию. В последние годы все более популярными становятся семейные походы выходного дня, в которых участвуют родители вместе с детьми. Маршруты к походам выходного дня обычно складываются самими участниками походов. Особой методики здесь не требуется. И все же в нашей области были специально разработаны несколько изданий, содержащих описание подобных маршрутов. Сейчас таких паспортизированных маршрутов ПВД насчитывается около пятидесяти. В банке данных Искитимской СЮТур находится 23 организованных, проверенных маршрута ПВД, которые регулярно функционирую круглый год. С нашей точки зрения, пригодны не только для семейного туризма и познавательных целей, но вполне отвечают и требованиям к спортивным степенным походам, позволяющим присвоить школьникам, прошедшими этими маршрутами юношеские разряды. Поход – это прохождение нового, заранее разработанного или известного маршрута, как в населенной, так и в не населенной местности с определенными целями: познавательными, спортивными, учебными, тренировочными, оздоровительными и т.п. Туристские походы подразделяются по продолжительности (одно или двухдневные и многодневные), по виду туризма (основному способу передвижения) – пешие, горные, водные и т.п., а так же по степеням и категориям сложности. Туристские походы совершаются, как правило, группами (реже в одиночку), спортивные – только группами в составе не менее 4-6 человек, в зависимости от сложности маршрута. Отличительная особенность спортивных походов - обязательное преодоление препятствий, характер которых обусловлен видом туризма. Большое влияние на проведение походов оказывают погодные условия. Наиболее благоприятная для каждого вида туризма погода определяется сезонностью (период года) для совершения похода в том или ином регионе. Однако и в оптимальный сезон туристская группа нередко оказывается застигнутой непогодой или сталкивается с ее неблагоприятными последствиями (селями, лавинами, паводками и т.п.). Туман, дождь, гроза, снегопад, сильный ветер и т.п. создают серьезные помехи движению группы на маршруте, часто вынуждают прервать движение до улучшения обстановки. В некоторых случаях (в зависимости от продолжительности, интенсивности, характера атмосферных явлений) может возникнуть аварийная ситуация и группа будет вынуждена совсем прервать поход. Особое влияние на туристов может оказать продолжительное воздействие низких температур, вызывающих появление специфической «Холодовой усталости». Возможность неприятных погодных условий и явлений и их последствий учитываются при составлении нитки маршрута и графика его прохождения, предусматривая запасные дни и безопасные пути эвакуации, на случай вынужденного прекращения похода. Цели и задачи похода определяются и одновременно учитываются в процессе комплектовании групп увязкой интересов и возможностей группы. Подготовка похода, во всех случаях должна завершаться согласованием маршрута с маршрутно-квалификационной комиссией. Проверкой готовности группы (если необходимо на местности) и оформлением маршрутных документов [16]. По форме и характеру туризм разделяют на два типа: Плановый туризм - это походы и экскурсии по путевкам советов во туризму и экскурсиям, добровольных спортивных обществ, экскурсионно-туристских станций и других организаций, которые занимаются туризмом. Они проходят по изученным, описанным и иногда промаркированным маршрутам, под руководством инструкторов, которые имеют достаточный опыт и хорошее знание местности. Весь маршрут, как правило, проходит через туристские базы, где участники походов обеспечиваются ночлегом, услугами экскурсоводов, проводников, медицинским и культурным обслуживанием, а на отдельных частях маршрута – транспортом. Самодеятельный туризм – это походы, которые проводятся с целью активного отдыха и оздоровления спортсменов [16]. Туризм является составной частью системы физического воспитания в повседневной жизни широких масс населения. В таких случаях туристы сами подбирают состав группы, сами составляют маршрут, обеспечивают себя необходимым походным снаряжением и продуктами питания, а на маршруте - организуют экскурсии, переходы и ночлег. Такая форма организации туристских походов наиболее полно отвечает целям и задачам массового туризма. Турпоходы бывают одно- и многодневными, походами выходного дня, а также разделяются на категории сложности: 1, 2, 3, 4, 5. Походы выходного дня наиболее популярные и массовые мероприятия. Они проводятся в выходные дни и являются «начальной» школой для туриста. Их проводят с целью активного отдыха, ознакомления с природой, памятными местами своего района, привлечения к туризму самых широких слоев населения. Походы выходного дня – это один из способов тренировки и подготовки для последующих дальних походов. В этих походах начинающий турист получает первые знания походной жизни, первые навыки, повышает свою общую физическую подготовку и т. д. В этих походах могут принимать участие все желающие [16]. Многодневные некатегорийные походы – это походы по известным маршрутам с целью физического совершенствования. Туристская экспедиция – это заранее подготовленный поход, в ходе которого по заданиям туристических организаций проводится работа, направленная на дальнейшее развитие туризма в стране, повышение его оздоровительного и познавательного значения [18]. Как правило, экспедиции организуются в малоизученные районы с целью изучения и описания, разработки рекомендаций для правильной организации и обеспечения безопасности походов. Туристские прогулки – это короткий поход или выезд за город с целью активного отдыха. Систематические прогулки пешком благотворно влияют на нервную систему человека, способствуют восстановлению сил, закаливанию организма, укреплению здоровья. Одним из важных этапов в организации туристского похода является комплектование туристской группы. Без особых усилий формируется туристская группа из членов одного коллектива, связанных общими производственными иди другими интересами, близких по возрасту и физической подготовке. При таком составе учитываются запросы и возможности каждого, заранее совместно выбирается и разрабатывается маршрут. Важно вначале установить оптимальный состав участников похода [18]. Опыт подсказывает, что лучше всего, когда численность группы колеблется в пределах 8-12 человек. Это обеспечивает маневренность, соблюдение графика движения, преодоление естественных препятствий. При большем числе желающих активно отдохнуть на природе, можно создать параллельные группы, возглавляемые туристами с опытом, выполняющими рекомендации и указания руководителя похода. При неоднородном составе одному руководителю, естественно, трудно управлять слишком большой группой. Поэтому, если путешествие будет длиться более трех дней или два-три дня с ночлегом, то следует заранее распределить обязанности между участниками. Кроме руководителя группы и его заместителя, в группе необходимо иметь заведующего хозяйством. Завхоз ведает денежными расходами, в том числе, на покупку продовольствия и проездных билетов, учитывает расход продуктов, составляет меню, назначает дежурных по кухне. Завхоз также получает напрокат туристское снаряжение, распределяет его между членами группы и по окончании похода сдает в пункт проката. Нужен группе и санинструктор, имеющий необходимую подготовку по оказанию первой помощи больному или пострадавшему на маршруте. Он отвечает за аптечку, следит за состоянием здоровья участников похода, соблюдением ими санитарно-гигиенических требований в полевых условиях, оказывает медицинскую помощь. Во время привалов, разбивки бивуака все участники похода поочередно занимаются заготовкой дров, разжиганием костра, приготовлением пищи, несут дежурство по лагерю. Большое значение играет психологический климат, зависящий от общности интересов, единства целей участников похода, от доброжелательности и готовности прийти на помощь друг другу. Настроение в походе повышают культмассовые мероприятия. Обычно удачная шутка, задорная песня в пути оказывает удивительное действие, заставляет забыть об усталости. Культмассовые мероприятия в походе могут быть самыми разнообразными. Может быть интересной и спортивная программа. Участники походов имеют возможность на малых и больших привалах играть в бадминтон, волейбол, шахматы, подвижные игры и т.д. При выборе маршрута исходят из основной задачи, цели путешествия и учитывают желание членов туристской группы. Всякий поход должен иметь определенную цель. Самый распространенный мотив участия в походе - желание познакомиться с памятными и историческими местами, с достопримечательностями, самому все увидеть и узнать. Практикуются и циклы (серии) тематических путешествий, посвященных знаменательным событиям и памятным датам. Такие туристские мероприятия служат действенным средством воспитания молодежи. Познавательность – вот основная особенность, цель таких походов [19]. Походы выходного дня имеют непременно оздоровительную, спортивную направленность, дают возможность провести тренировку на выносливость, ориентирование, подготовить участников к физическому совершенствованию, а также к более сложным путешествиям. Руководитель похода должен хорошо знать маршрут и район похода, изучить выходы с маршрута и расположение населенных пунктов, возможность устройства бивака. Надо начинать с походов по уже известным местам и маршрутам и расширять их перечень разведкой новых. В туристской секции должен быть список маршрутов с описанием их особенностей, со схемами, чтобы с ними мог знакомиться каждый, желающий отправиться в поход [21]. Для туристского организатора лучший способ изучить маршрут – пройти по нему с одной из групп другого руководителя, уже знающего дорогу. Маршрут должен быть интересным. Подготовку нового или забытого маршрута начинают с разведки [8]. Многое можно определить по карте, взять из литературы, затем разведывательная группа из 4-5 человек (не рекомендуется ходить в одиночку). Руководитель проходит весь путь, изучает его возможные варианты, обходы препятствий, броды, места привалов, оценивает пригодность маршрута в целом, и лишь после утверждения маршрута правлением клуба туристов или бюро туристской секции побывавший в разведке, руководитель похода ведет за собой группу туристов [21]. Иногда уже исхоженный маршрут переосмысливается, находятся новые тропы между старыми и хорошо известными начальными и конечными пунктами. Но и в этом случае нужна проверка нового пути разведкой. И в однодневных и в многодневных походах одежда и снаряжение туриста играют существенную роль. Организация и подготовка походов (массового многодневного, учебного или спортивного) – это комплекс параллельных и последовательных мероприятий, системное выполнение которых обеспечивает достижение поставленных целей, решение воспитательных, образовательных и спортивных задач при максимальном оздоровительном эффекте и полной безопасности участников похода [7]. Сетевой график организации и подготовки похода содержит все этапы работы в максимуме; при этом учитывается организация спортивного похода. При организации и подготовке массовых многодневных и учебных походов те или иные этапы выпадают, и сетевой график упрощается. Маршруту, расположенному в равнинном районе с умеренным климатом, – задача существенно более простая, чем подготовка группы к спортивному походу в горном или северном районе: для участников массового похода предыдущий туристский опыт определяется лишь совершением похода выходного дня; не требуется ни специальной технической подготовки, ни специального снаряжения и т. п. Комплектование групп для массовых или учебных походов основано на принципиально других положениях, чем комплектование спортивной группы (команды). Если в массовом походе участвуют все желающие (как правило, учащиеся одного класса, студенты одного вуза и т. п.). В учебных походах – слушатели семинара, спортсмены одного туристского объединения, одного туристского направления. Маршрутная же работа, имея, конечно, качественные различия, по форме и содержанию едина. 1.4. Выбор района похода и сроков его проведения. Подготовка туристского похода начинается с выбора района путешествия. Уже на этом этапе подготовки важнейшими становятся обеспеченность туристской группы картографическим материалом и умение участников грамотно работать с этим материалом. Выбор района похода и сроков его проведения предполагает решение задач, связанных с финансированием, учебными, спортивными и другими целями, обеспечением безопасности участников, и определяется совокупностью реальных условий успешного осуществления похода. Важными факторами здесь являются освоенность района, наличие необходимого картографического материала, правильное представление руководителя и участников похода о реальных возможностях группы: об опыте участников (соответствует ли он, а также их техническая, психологическая и физическая подготовка условиям, характерным для выбранного района), о материально-технической обеспеченности группы (финансовые возможности, экипировка, включающая соответствующую одежду, обувь, средства передвижения, бивачное и специальное снаряжение). Для разработки маршрута, составления календарного плана путешествия и решения разнообразных задач жизнеобеспечения группы картографический материал – условие необходимое, но недостаточное. Важна не только ландшафтная, но также подробная климатическая, спортивно-техническая характеристика района и многое другое [10]. Источниками сведений о районе служат учебники и учебные пособия, монографии и популярные издания по физической и экономической географии, а также по отдельным отраслям: метеорологии, климатологии, геоморфологии, гляциологии, гидрологии; физико-географические обзоры отдельных районов, статьи и очерки в сборниках и альманахах обзорные статьи и описания маршрутов, фотоочерки и дневники путешествий в журнале «Турист»; брошюры серии «По родным просторам» издательства «Физкультура и спорт»; путеводители, буклеты и туристские картосхемы; отчеты туристских групп о совершенных путешествиях; прямая информация авторов этих отчетов в форме писем и личных бесед; консультации людей, имеющих отношение к изучаемому району (работавших или работающих в этом районе). Завершив работу по изучению района похода, следует оценить реальные возможности группы, определить нитку маршрута и приступить к его детальной разработке [12]. Разработка маршрута, ключевой этап всей работы по организации и подготовке похода – во многом определяет успех его проведения. Так, при организации массового похода особое значение имеет правильный выбор участков дневных переходов с обязательным достижением максимально удобных мест ночлега или населенных пунктов. Для учебных походов характер маршрута, последовательность и особенности естественных препятствий определяют эффективность учебных мероприятий, а для маршрутов спортивных походов важны еще и красота, логичность, полное соответствие опыту участников [12]. Изучение района и подготовка картографического материала позволяют приступить к разработке маршрута и определению сроков похода. Последние определяются, прежде всего, по метеорологическим условиям, характерным и наиболее благоприятным для данного района, а также по условиям обеспечения безопасности. К началу работы над маршрутом необходимы предварительные тактические соображения, основанные на оценке технико-тактических характеристик участков маршрута, таких, как: скорость течения реки, заранее планируемое полное прохождение ее или обнос некоторых препятствий; характер снежного покрова, наиболее типичный для данного района, участки, характеризуемые лавинной опасностью; предполагаемое для планируемых сроков похода состояние ледников (откры....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Особенности физической подготовки спортсменов туристов специализирующихся в дисциплине дистанция – пешеходная
- Особенности психической подготовки туристов на этапе спортивной специализации, специализирующихся в группе дисциплин «дистанция-пешеходная»
- Особенности начальной подготовки юных спортсменов в фигурном катании на коньках