VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности начальной подготовки юных спортсменов в фигурном катании на коньках

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W000124
Тема: Особенности начальной подготовки юных спортсменов в фигурном катании на коньках
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЕЖИ И ТУРИЗМА (ГЦОЛИФК)»


ИНСТИТУТ СПОРТА И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
(ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ)

Кафедра теории и методики лыжного и конькобежного спорта, 
фигурного катания на коньках

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему:
«ОСОБЕННОСТИ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В ФИГУРНОМ КАТАНИИ НА КОНЬКАХ»
Специальность 032101.65 «Физическая культура и спорт»

Исполнитель:
студентка 6 курса специализации
ТиМ фигурного катания на коньках
заочной формы обучения
Чугунова Е.М.

Научный руководитель:
доцент кафедры ТиМ лыжного и конькобежного спорта, 
фигурного катания на коньках,
к.п.н. Варданян А.Н.


Москва – 2015

Оглавление
Введение	3
1.	ГЛАВА I. Литературный обзор	5
1.1.	Физиологические особенности юных спортсменов	5
1.1.1.	Физиологические особенности детей дошкольного возраста	5
1.1.2.	Физиологические особенности спортивной деятельности фигуриста	12
1.2.	Психологические особенности юных спортсменов	16
1.3.	Особенности этапа начальной подготовки юных спортсменов в фигурном катании на коньках	22
1.3.1.	Построение тренировочного процесса на этапе начальной подготовки юных фигуристов	27
1.3.2.	Нормативы для этапа начальной подготовки	28
1.3.3.	Методы, применяемые на этапе начальной подготовки юных фигуристов	33
2.	ГЛАВА II. Исследование эффективности применения игрового метода на этапе начального обучения юных фигуристов	47
2.1.	Цели и задачи исследования	47
2.2.	Методы и организация исследования	48
3.	Глава 3. Результаты исследования и их обсуждения	52
3.1.	Результаты исследования	52
ВЫВОДЫ	59
Список используемой литературы	61



Введение
      Фигурное катание в последнее столетие развивалось достаточно быстро, с каждым годом к спортсменам предъявляется все больше требований, относящихся и к технической и к эстетической стороне катания. Для достижения высших спортивных результатов, необходимо всестороннее развитие спортсмена с самых первых его шагов на льду. Этап начальной подготовки является основой для спортивного совершенствования и последующего успешного освоения более сложных элементов, а также он является определяющим в формировании отношения к спорту у юных спортсменов.
      Сложно переоценить важность этапа начальной подготовки в фигурном катании, в последнее время сложилась устойчивая тенденция к освоению и успешному выполнению все более сложных элементов на данном этапе. Задачи становятся все более сложными, а объем требований для перехода на учебно-тренировочный этап увеличивается. 
      Актуальность проблемы этапа начальной подготовки состоит в том, что при сложившихся тенденциях, тренеру необходимо постоянно совершенствовать учебно-тренировочный процесс, чтобы он мог обеспечить качественное и уверенное освоение новых движений в короткие сроки, без потери эстетической составляющей катания и с сохранением интереса к занятиям у юных спортсменов. Выполнение данной задачи требует от тренера высокого профессионализма и уверенных знаний в разных областях, в т.ч. физиологии и психологии, чтобы строить тренировочный процесс с учетом возрастных особенностей юных спортсменов.
     Объект исследования – фигуристы 5-6 лет, занимающиеся в группах начальной подготовки 2 года обучения. Юные спортсмены на данном этапе начинают осваивать более сложные элементы и сдают нормативные требования на разряд «Юный фигурист», измерения результатов тренировки и уровня интереса к занятиям спортом становятся более достоверными и объективными. Поэтому в качестве объекта исследования выбраны именно юные фигуристы 2 года обучения на этапе начальной подготовки.
      Предмет исследования – подвижные игры на льду для воспитания двигательных качеств юных фигуристов на 2 году обучения в группах начальной подготовки. Для успешного обучения юных спортсменов тренер должен применять различные методы физического воспитания. Считается, что на этапе начальной подготовки одним из наиболее эффективных методов обучения является игровой метод, поэтому он выбран в качестве предмета исследований.
      Эффективная разнонаправленная подготовка юных фигуристов на начальном этапе формирует прочный фундамент для будущего спортивного мастерства. Грамотный подход тренера, учитывающий возрастную и индивидуальную специфику своих учеников, позволит фигуристам в дальнейшем достичь высоких спортивных результатов.
1. ГЛАВА I. Литературный обзор
1.1. Физиологические особенности юных спортсменов
      Строение и функции отдельных систем и органов человеческого организма имеют свои особенности в зависимости от возраста человека и его физической активности. При формировании двигательных навыков и воспитании физических качеств необходимо учитывать возрастную и индивидуальную специфику спортсмена, это позволит достичь более высоких и устойчивых результатов, а также избежать травм и неблагоприятных воздействий на организм. Все педагоги, тренеры должны учитывать возрастные особенности своих учеников при построении тренировочного процесса. 
1.1.1. Физиологические особенности детей дошкольного возраста
      В дошкольном возрасте развитие ребенка происходит динамично и вместе с тем неравномерно, хотя в целом относительно высокими темпами. Характерной особенностью этого возраста являются значительные индивидуальные различия в темпах возрастного развития. Это предъявляет большие требования к педагогическому процессу и особенно - к деятельности воспитателя по физической культуре в дошкольных учреждениях.
      Дошкольный возраст включает в себя период развития ребенка от 3 до 6—7 лет, когда происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Период от 5 до 7 лет характеризуется ростом тела в длину (так называемый «полуростовой» скачок), рост конечностей при этом превышает темпы роста туловища, динамика роста отдельных систем и органов определяется индивидуальным, возрастными и половыми различиями. Например, окружность грудной клетки у девочек увеличивается интенсивнее, чем у мальчиков. 
      В этом периоде за год ребенок может вырасти на 7—10 см., средний рост ребенка пяти лет составляет около 107 см, а масса тела — примерно 17 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц — 200 г, а роста — 0,5 см. Организм ребенка в этом периоде развивается более интенсивно, характеризуется большей пластичностью, но вместе с тем и больше подвержен травмам, что связано с активными процессами роста и тканевой дифференцировки, обусловливающей значительно меньшую устойчивость организма ко многим неблагоприятным воздействиям внешней среды.
      При организации физического воспитания детей раннего возраста следует помнить о физиологической слабости их костной системы и мышечно-связочного аппарата и строго дозировать физические нагрузки. Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат) у детей до 7 лет еще не окончено. По сравнению со взрослыми костная система ребенка богаче хрящевой тканью, содержит больше органических веществ и меньше минеральных солей, поэтому кости ребенка легко поддаются искривлению и могут приобрести неправильную форму под влиянием неблагоприятных внешних факторов. Окостенение скелета происходит постепенно на протяжении всего периода детства. В этот период почти каждая из 206 костей скелета продолжает значительно изменяться по форме, размерам и внутреннему строению. Костная система дошкольников характеризуется незавершенностью костеобразовательного процесса и сохраняет еще в отдельных местах хрящевое строение (кисти рук, берцовые кости, некоторые части позвоночника). Поэтому очень важно следить за правильной осанкой детей, за правильным положением тела во время сна, предупреждая возникновение деформаций позвоночника, грудной клетки, костей таза, конечностей. Следует помнить, что чрезмерные нагрузки отрицательно сказываются на развитии скелета, вызывают искривление костей и, наоборот, умеренные по нагрузке и доступные для данного возраста физические упражнения  бег, лазание, прыжки  стимулируют рост костей, способствуют их укреплению. Формирование костного скелета продолжается до периода полового созревания.
      Фигурное катание на коньках благоприятно влияет на формирование правильной осанки. К 7-ми годам устанавливается шейная и грудная кривизна, к 12 – поясничная. Позвоночник наиболее подвижен до 8 – 9- летнего. Интенсивно протекает развитие мышечной системы, особенно крупных мышц, обеспечивающих «прямостояние» и естественные движения ребенка. Мелкие мышцы спины, кисти руки и стопы развиты относительно слабо. Скелетная мускулатура ребенка 6 лет характеризуется слабым развитием так называемого «мягкого остова», т. е. сухожилий, фасций и связок. По этой причине, а также в связи с недостаточным развитием мелких мышц спины часто возникают дисфункции мышечных групп в области позвоночника. 
      В фигурном катании большое значение имеет способность спортсмена управлять своими движениями, точно дозировать скорость и силу мышечных усилий, то есть наиболее совершенно решать двигательные задачи, особенно сложные и возникающие неожиданно.
      Созревание мышечной системы сопровождается развитием двигательной функции, совершенствованием основных видов движении, таких, как ходьба, бег, прыжки, метание. В развитии мышц выделяют несколько «ключевых» этапов. Один из них — это возраст шесть лет. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания на ходьбу, бег, прыжки, но затрудняются в выполнении упражнений, требующих работы мелких мышц. Основой двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. Оно зависит от степени взаимодействия проприоцептивных, вестибулярных и других рефлексов, а также от массы тела и площади опоры. С возрастом ребенка показатели сохранения устойчивого равновесия улучшаются. 
      При выполнении упражнений на равновесие девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками. В целом детям возраста 5-6 лет по-прежнему легче даются упражнения, где имеется большая площадь опоры. Но они способны выполнять и короткие упражнения, в которых требуется опора на одну ногу, например, в подвижных играх «Сделай фигуру», «Не оставайся на полу», «Совушка». 
      Интенсивно развиваются в этом возрасте и основные двигательные качества: быстрота, ловкость, сила, выносливость. Асинхронная биологическая активность работающих мышц, имеющая место в 3—5 лет, сменяется у 6—7-летних выраженной синхронностью, которая сохраняется на всем протяжении выполнения динамической нагрузки. Совершенно очевидно, что значительное нарастание мышечной силы в возрасте от 6 до 7 лет связано ее только с увеличением массы тела и мышечных поперечников, но и более интенсивной тренировкой в повседневной жизни различных групп мышц, особенно мышц кисти и стопы. У детей 4—7 лет наблюдается наибольший прирост поддержания статического усилия. В то же время устойчивость детей этого возраста подобного рода нагрузкам остается крайне низкой и статические напряжения оказываются наиболее утомительными. Для детей 6—7 лет желательны динамичные физические упражнения, одновременно вовлекающие большое число крупных мышц. В этом возрасте не рекомендуется давать специальных упражнений для развития силы и выносливости, упражнений с элементами упора и виса. Нельзя предлагать упражнений, требующих длительного и сосредоточенного внимания. Весь комплекс физических упражнений должен быть направлен на укрепление мышц шеи, спины, кистей рук и стопы на развитие ловкости и согласованности движений рук и ног при беге и ходьбе, на воспитание умения правильно держать корпус при различных видах деятельности и отдыха. Именно в этом возрасте рекомендуется начинать хождение на лыжах, занятия фигурным катанием и плаванием.
      Особенности размеров и строения дыхательных путей у детей дошкольного возраста также необходимо учитывать при организации тренировочного процесса, т.к. они очень чувствительны к нарушению температурного режима и влажности воздуха, неблагоприятные условия могут привести к заболеванию органов дыхания. Также необходимо правильно организовать двигательную активность, жизненная емкость легких ребенка дошкольного возраста составляет в среднем 1100-1200 см3, но сиьно варьирунтся от длины тела, типа дыхания и других индивидуальных особенностей. Резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, согласно  исследованиям по определению общей выносливости у дошкольников, достаточно высоки, и продолжают увеличиваться при занятиях физической культурой. У многих потребность в двигательной активности настолько велика, что врачи и физиологи называют период от пяти до семи лет «возрастом двигательной расточительности». Одной из задач тренера в данном периоде является направление излишней двигательной активности на решение задач по воспитанию физических качеств, он должен как предупреждать случаи гипердинамии, так и помоччь активизироваться тем, кто проявляет меньшую активность.
      Сердечно-сосудистая система. К пяти годам у ребенка по сравнению с периодом новорожденное размеры сердца увеличиваются в 4 раза. Так же интенсивно формируется и сердечная деятельность, но процесс этот не завершается даже у подростков. В первые годы жизни ребенка пульс его неустойчив и не всегда ритмичен. Средняя частота его к шести-семи годам составляет 92— 95 ударов в минуту.
      Развитие высшей нервной деятельности характеризуется ускоренным формированием ряда морфо-физиологических признаков. Так, поверхность мозга шестилетнего ребенка составляет уже более 90% размера поверхности коры головного мозга взрослого человека. Бурно развиваются лобные доли мозга. Завершается, например, дифференциация нервных элементов тех слоев (так называемых ассоциативных зон), в которых осуществляются процессы, определяющие успех сложных умственных действий: обобщения, осознания последовательности событий и причинно-следственных отношений, формирования сложных межанализаторных связей и др. Так, дети старшего дошкольного возраста понимают сложные обобщения, образуемые на основе межфункциональных связей. В учебно-тренировочном процессе необходимо широко использовать способность центральной нервной системы к образованию сложных межфункциональных связей. У ребенка 5—6 лет проявляется параллельность, одновременность течения нервных процессов в разных анализаторных системах. Так, целями для метания могут служить геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник. Попав (после одной—трех попыток) в такую цель, ребенок получает карточку с изображением соответствующей фигуры. Число ее сторон (углов) обозначает количество очков, которое он получил (прием разработан В.Н. Аванесовой).
      На шестом году жизни ребенка совершенствуются основные нервные процессы: возбуждение и особенно торможение. В данный период несколько легче формируются все виды условного торможения (дифференцировочное, запаздывающее, условное и др.). Совершенствование дифференцировочного торможения способствует соблюдению ребенком правил поведения. Дети чаще поступают «как надо» и воздерживаются от недозволенного. Однако задания, основанные на торможении, следует разумно дозировать, так как выработка тормозных реакций сопровождается изменением частоты сердечных сокращений, дыхания, что свидетельствует о значительной нагрузке на нервную систему. Свойства нервных процессов (возбуждения и торможения) — сила, уравновешенность и подвижность — также совершенствуются. Дети быстрее отвечают на вопросы, меняют действия, движения, что позволяет увеличивать плотность занятий, включать в двигательные упражнения элементы, формирующие силу, скорость, выносливость. Но все-таки свойства нервных процессов, особенно подвижность, развиты недостаточно. Ребенок порой медленно реагирует на экстренную просьбу, в необходимых случаях не может быстро по сигналу оттолкнуться, отскочить, отпрыгнуть и др.
      У детей 6—7 лет отражение действительности все больше опирается на развитие сложных систем условных связей, их взаимодействие и обобщение. К этому возрасту значительно развиваются такие свойства основных нервных процессов, как сила, подвижность и уравновешенность. Возбуждение и торможение — ведущие нервные процессы — лучше сбалансированы. В то же время свойства нервных процессов характеризуются неустойчивостью. В 6 лет дети способны довольно быстро вырабатывать все виды условного торможения, но часты и явления растормаживания. О трудностях торможения для нервной системы 6-летних детей говорит и тот факт, что развитие его сопровождается изменениями дыхания и частоты сердцебиений. Последовательное торможение концентрируется, т. е. начинает оказывать сильное влияние на процессы возбуждения, однако влияние это скоропреходящее. Внутреннее торможение вырабатывается легко и 9 оказывается относительно стойким. Эта наиболее трудная функция коры головного мозга ребенка требует постоянной тренировки. Особенностями высшей нервной деятельности детей 6 лет обусловлена высокая функциональная истощаемость нервных клеток коры головного мозга, малая устойчивость внимания, быстро развивающееся «охранительное возбуждение». Все это проявляется в двигательном беспокойстве и отвлечении детей во время деятельности, требующей сосредоточенности. Вторая сигнальная система к 6 годам достигает достаточного совершенства, но ее функциональное истощение более высоко, чем первой сигнальной системы — носительницы конкретного, образно эмоционального отображения действительности. Рефлексы подражания и повторение у детей в 5—6 летнем возрасте сильно выражены. Поэтому считается целесообразным именно с этого возраста начинать обучение иностранным языкам. У детей 6 лет непроизвольное внимание играет важную роль и преобладает над вниманием произвольным, способность управления которым развита слабо. Однако дети этого возраста могут уже некоторое время сосредоточиться на одном предмете, одном задании. Эта способность к непродолжительной сосредоточенной деятельности является начальной формой произвольного внимания. К 6—7 годам в значительной степени развивается глазомер. Дети различают более мелкие детали и устанавливают их отсутствие в изображении предметов, могут дать оценку в отношении их красоты, комбинации тех или иных черт. Высшие психические процессы - воображение, память, восприятие и другие - в 6- летнем возрасте все ещ? в большей степени формируются в условиях содержательной ролевой игры.

1.1.2. Физиологические особенности спортивной деятельности фигуриста
      Представители всех видов фигурного катания имеют четкую правостороннюю асимметрию в развитии мышц верхних и нижних конечностей. Периметры бедра и плеча правой стороны тела больше, чем левой. Исключительно влияние упражнений фигуристов на вестибулярную устойчивость, развитие тонко дифференцированного чувства равновесия, на снижение восприимчивости к угловым ускорениям, вызывающим головокружения и дезориентацию в пространстве. Фигурному катанию свойственны смешанные упражнения, в которых преобладают ациклические движения. У детей 6—7 лет появляется умение осознанно управлять движениями. В катании на коньках дети учатся управлять отдельными действиями целостного двигательного акта: сохранять равновесие, правильно держать туловище, соблюдать направление толчка и согласовывать движения рук и ног. Многообразие форм движений, различный характер прилагаемых усилий требуют развития у фигуриста разных по характеру физических качеств. Особенностью характера работы сердца фигуриста является способность быстро входить в работу с максимальной мощностью на короткий период времени и быстро, резко возвращаться из этой зоны работы к нормальному сердечному ритму. Наибольшими показателями работоспособности сердечно-сосудистой системы характеризуются фигуристы в парном катании и фигуристки в одиночном катании. Показатели ЖЕЛ у спортсменов всех видов, как у мужчин, так и у женщин, высокие и находятся на уровне таких циклических видов спорта, как лыжные гонки, бег на средние дистанции, плавание (спринт). Этот факт говорит о важности учета степени развития респираторной системы для успешного достижения высот спортивного мастерства.
      Переменная мощность работы требует развития соответствующих физиологических свойств организма — адаптации двигательного аппарата и вегетативных систем к резким изменениям уровня рабочей активности. Это может быть обеспечено путем совершенствования регуляции перестроек различных функций, повышения скорости процессов врабатывания и восстановления. Переключения мощности работы сопровождаются и переключениями уровня энергозатрат— от незначительных в обязательных программах, где невысока скорость и велика доля статического компонента, до больших — при быстрых и динамичных произвольных упражнениях. По длительности выполнения произвольных программ (2—4,5 мин) они относятся к зоне субмаксимальной мощности. При такой длительности упражнений образование энергии осуществляется как аэробным (окислительным), так и анаэробным (гликолитическим) путем. Следовательно, для фигуриста важно развитие и аэробных возможностей организма (доставки кислорода работающим мышцам), и анаэробных возможностей (способности выполнять работу за счет расщепления гликогена). 
      Динамическая работа дополняется значительной долей статических упражнений. В связи с этим занятия фигурным катанием развивают как статическую (изометрическую), так и динамическую (в частности, взрывную) силу. Совершенствуются у фигуристов и такие физические качества, как гибкость и ловкость. С повышением квалификации спортсмена растет быстрота поступательных и вращательных движений, статическая выносливость при поддержании различных поз. 
                В фигурном катании активно работают почти все основные мышечные группы. Передвижение по льду, малая площадь опоры,  необходимость сохранения равновесия при выполнении сложных поз придают специфический характер работе двигательного аппарата. Значительная нагрузка приходится на ноги. Нагрузка на толчковую ногу в прыжках в момент стопорящего движения коньком резко усиливается. Величина опорной реакции в этот момент может составлять до 200% веса тела. 
      Это требует специального внимания к развитию костно-суставного и мышечно-связочного аппарата ног для предотвращения возможных травм, особенно у юных фигуристов.           
      Занятия на коньках способствуют развитию основных видов движений. Катание на коньках у большинства детей (63,3%) приводит к повышению свода стопы, способствует улучшению терморегуляторных процессов в организме, повышает устойчивость вестибулярного аппарата, который имеет большое значение в поддержании равновесия, помогает ребенку сравнительно легко овладеть двигательными навыками, обеспечивает необходимую психологическую подготовку к преодолению возникающих трудностей и так далее [22]. 
      Мышцы рук и туловища в фигурном катании также выполняют большую работу (маховые движения и скручивание тела при прыжках, статические усилия при поддержках). Так как большинство спортсменов являются правшами и легче управляют движениями правой руки, то у большей части фигуристов наблюдается преобладание вращательных движений в более удобную для них сторону — влево. 
      Этот вид спорта оказывает огромное влияние не только на развитие двигательного аппарата, но и на функции сенсорных систем организма. Многочисленные ускорения и замедления, наклоны и вращения, сложность сохранения равновесия на малой площади опоры повышают тонкость анализа положений и перемещений тела и развивают вестибулярный аппарат. Повышаются мышечно-суставная и тактильная чувствительность, точность глазомера, дифференцировка слуховых ощущений, способность к комплексному восприятию информации от многих сенсорных систем (чувство льда). 
      Многие сенсорные системы (анализаторы) — двигательная, вестибулярная, слуховая, зрительная, тактильная — информируют центральную нервную систему спортсмена об особенностях движения, создают комплексное представление о положении тела на льду — чувство льда. Сигналы от рецепторов внутренних органов также участвуют в анализе деятельности фигуриста, помогая спортсмену оценивать собственное состояние и способствуя правильной раскладке сил в процессе исполнения обязательной и произвольной программ. 
      В связи с большим удельным весом вращательных движений, изменением направления и скорости локомоций, а также положений тела чрезвычайно важное значение в фигурном катании имеет деятельность вестибулярной сенсорной системы. Постоянная им пульсация с рецептором отолитового аппарата и полукружных каналов повышает точность анализа этих сигналов, совершенствуя пространственную ориентацию, координацию движений и управление положением тела. Одновременно повышается устойчивость вестибулярного аппарата, к этим раздражениям и снижаются неблагоприятные реакции организма на них: рвота, тошнота, расстройство координации движений, изменения пульса, артериального давления, колебательные движения глаз (нистагм) и головы. 
      Из-за недостаточной устойчивости вестибулярного аппарата у начинающих фигуристом заметно расстраивается координация рук и ног. Но уже на начальном этапе она повышается.  
1.2. Психологические особенности юных спортсменов
      Дошкольный возраст является значимым этапом становления способностей человека - двигательных, познавательных, творческих и других, поскольку связан с созреванием необходимых для их развития органических структур и формированием на этой основе нужных функциональных органов. В этом возрастном периоде происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органами движения, что создает благоприятные условия для начала формирования у ребенка общих и специальных способностей [20].
      Важным моментом в развитии у детей способностей выступает их комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга. Одно из необходимых условий комплексного и разностороннего развития способностей человека - многоплановость и разнообразие видов деятельности [20]. В то же время некоторые авторы отмечают, что содержание и методика проведения занятий по физической культуре в дошкольных образовательных учреждениях ориентированы преимущественно на формирование у детей двигательных навыков и не учитывают больших возможностей двигательной деятельности в развитии познавательных, творческих, межличностных контактных и других способностей.
      В связи с вышеизложенным выявление форм, средств, методов и организационно-методических условий, способствующих комплексному развитию способностей дошкольников в процессе физического воспитания, представляет определенный интерес. 
      Уровень познавательной деятельности у ребенка возрастает, если он воспринимает информацию активно, а не пассивно и если она вызывает у него интерес, эту особенность необходимо учитывать при планировании учебно-тренировочного занятия. Упражнения, предлагаемые во время занятия должны стимулировать познавательную активность детей. Интерес - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение. Устойчивый интерес побуждает ребенка к активности, к преодолению препятствий, связанных с учебой, делает деятельность приятной.
      Согласно возрастной периодизации по Эриксону период 5-6 лет является переходным между двумя стадиями развития – детство и школьный возраст.  Возраст пяти лет — последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов — внимания, памяти, восприятия и др. — и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе и в самосознании, и в самооценке. Появление произвольности — решающее изменение в деятельности ребенка: целью последней становится не изменение внешних, окружающих ребенка предметов, а овладение собственным поведением. Существенно меняется представление ребенка о себе, его образ Я. Примерно до пяти лет в образе Я ребенка присутствуют только те качества, которые, по мнению малыша, у него имеются. После пяти лет у ребенка начинают появляться представления не только о том, какой он есть, но и о том, каким он хотел бы быть и каким не хотел бы стать. Иными словами, кроме имеющихся качеств, начинают появляться представления о желательных и нежелательных чертах и особенностях. В образе Я, кроме Я-реального — тех качеств, которые, по мнению ребенка, у него имеются, появляется и Я-потенциальное, которое включает в себя как положительные черты, которые ребенку хотелось бы у себя видеть, так и отрицательные, которые ему не хотелось бы иметь. Разумеется, этот процесс находится еще в зародыше и имеет специфические формы. Так, ребенок шестого года жизни не говорит и не думает о том, что он хотел бы иметь те или иные черты характера, как это происходит с подростками. Дошкольник обычно просто хочет быть похожим на персонажей сказки, фильма, рассказа, на кого-нибудь из знакомых людей. Ребенок может воображать себя этим персонажем, — не играть его роль, а именно воображать, приписывая себе его качества. Появление Я-потенциального, или Я-идеального, то есть того, каким ребенок хочет себя видеть, является психологической предпосылкой становления учебной мотивации. Дело в том, что учиться ребенка побуждает не только и не столько интерес к изучаемым дисциплинам. Вряд ли старательное выписывание палочек и букв может представлять для детей особый интерес. Существенным побудителем учения, овладения новыми знаниями и умениями является желание видеть себя «умным», «знающим», «умеющим». Еще одно важное изменение происходит в сфере отношений со сверстниками. Начиная с этого возраста сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка. До этого центральной фигурой в жизни детей, несмотря на окружение сверстников, все же оставался взрослый. Причин тому несколько. До трех лет сверстник является для ребенка лишь более или менее приятным либо интересным объектом. На четвертом году жизни ребенка больше интересуют предметы и игрушки, с которыми действует сверстник, чем он сам. Совместная игра — важнейшая основа детских взаимоотношений — по-настоящему еще недоступна детям, и попытки наладить ее порождают множество недоразумений. Общение в форме обмена впечатлениями и мыслями не представляет интереса, ибо сверстник не способен ни понять личные проблемы и интересы другого, ни оказать ему поддержку или выразить необходимое сочувствие. Да и речевые возможности детей четвертого года не позволяют полноценно осуществлять такое общение. На пятом году дети начинают переходить к совместной игре и к эпизодическому неигровому общению со сверстниками в форме обмена мнениями, информацией, демонстрации своих знаний. На шестом году жизни ребенка разные линии психического развития, соединившись, образуют благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками. Это, во-первых, развитие речи, которое у большинства детей достигает, как правило, такого уровня, что уже не препятствует взаимо¬пониманию. Во-вторых, накопление внутреннего багажа в виде различных знаний и сведений об окружающем, которые ребенок стремится осмыслить и упорядочить и которыми он жаждет поделиться с окружающими. Развитие произвольности, а также об¬щее интеллектуальное и личностное развитие позволяют детям самостоятельно, без помощи взрослого налаживать и осуществлять совместную игру. Как мы уже отмечали, у ребенка развивается представление о себе, благодаря этому он начинает более дифференцированно воспринимать сверстников и проявлять к ним интерес. Все это, вместе взятое, приводит к двум существенным изменениям в жизни детей. Это, во-первых, изменение роли взаимоотношений ребенка со сверстниками в его эмоциональной жизни и усложнение этих взаимоотношений. Во-вторых, появление интереса к личности и личным качествам других детей. Происходит разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и детей малозаметных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных. Дети 5—6 лет уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Поскольку дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) В играх действия детей становятся весьма разнообразными. К моменту поступления в старшую группу большинство детей на занятиях, в труде и других видах деятельности, внимательно слушая педагога, принимают объясняемые им цель и мотив деятельности. Это обеспечивает интерес и положительное отношение ребенка к предстоящей работе, позволяет совершенствовать его память, воображение. Задание дети выполняют тем лучше, чем значимее для них мотив предстоящей деятельности. Так, очень эффективна игровая мотивация. Например, большее число новых слов дети запоминают не на занятиях, а во время игры в «магазин», получив задание сделать необходимые покупки. В игре у всех детей шестого года значительна (до 40—70 минут) длительность удержания цели в памяти. Самостоятельно ставят цель в индивидуальной игре уже воспитанники средней группы, но в старшей с 80 до 92% увеличивается число умеющих ставить цель в общей игре.
      Развитие психических процессов. В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями!), а не игровой. У него появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, восприятие. Восприятие. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до десяти различных предметов. Внимание. Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале года 5—6 объектов, к концу года — 6—7. Память. В возрасте 5—6 лет начинает формироваться произвольная .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44