VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности психической подготовки туристов на этапе спортивной специализации, специализирующихся в группе дисциплин «дистанция-пешеходная»

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W011282
Тема: Особенности психической подготовки туристов на этапе спортивной специализации, специализирующихся в группе дисциплин «дистанция-пешеходная»
Содержание
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
 высшего профессионального образования 

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЕЖИ И ТУРИЗМА (ГЦОЛИФК)»




На правах рукописи


Поваров Алексей Дмитриевич

Особенности психической подготовки туристов на этапе спортивной специализации, специализирующихся в группе дисциплин «дистанция-пешеходная»

Направление магистерской подготовки 49.04.01 – «Физическая культура»
направленность «Спортивно-оздоровительный туризм»


Научный руководитель:
Кандидат педагогических наук,
 доцент кафедры МКФФК
Павлов Евгений Александрович


Москва – 2018


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...
5
ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА КАК ВИДА СПОРТА. РОЛЬ ПСИХИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ…………………………………………



1.1. Развитие спортивного туризма как вида спорта……………………….....
7
1.2. Характерные особенности соревнований по спортивному туризму на искусственном рельефе……………………………………………………...

11
1.3. Подготовка туристов к конкретному соревнованию………………
13
1.3.1. Психическая подготовка туриста как фактор успешной спортивной деятельности……………………………………………………………………..

18
1.4. Организационные аспекты проведения соревнований по спортивному туризму…………………………………………………………………………..

23
Резюме……………………………………………………………………………
25
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………………

26
2.1. Цель, задачи исследования……………………………………………….
2.2. Методы исследования……………………………………………………...
26
26
2.2.1. Анализ литературных источников и документов………………………
27
2.2.2. Методы психологического тестирования………………………………
27
2.2.3 Социометрические методы исследования (анкетирование, экспертный опрос)………………………………………………………………

32
2.2.4. Методы математической статистики……………………………………
33
2.3. Организация исследования
34
ГЛАВА III. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ТУРИСТОВ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ГРУППЕ ДИСЦИПЛИН «ДИСТАНЦИЯ»…………………………………………………………………



35
3.1. Особенности программного обеспечения психической подготовки туристов на различных этапах в разных группах дисциплин………………..

35
3.1.1. Сравнительный анализ программ………………………………………
35
3.1.2. Сравнительный анализ психической подготовки ФССП и авторских программ по виду спорта «Спортивный туризм»……………………………

37
3.2. Методы психической подготовки туристов………………………………
43
3.3. Психическая готовность спортсменов в тренировочном процессе ……

Методические рекомендации……………………………………….................

Выводы…………………………………………………………………………..

Список литературы……………………………………………………………...

Приложения…………………………………………………………………...…











Список сокращений, используемых в магистерской диссертации
* ПДО – педагог дополнительного образования;
* СОТ – спортивно-оздоровительный туризм;
* ЕВСК – Единая Всероссийская Спортивная Классификация;
* СП – спортивный поход;
* РОТ – Российское общество туристов;
* КМС – кандидат в мастера спорта;
* МС – мастер спорта;  
* МСМК – мастер спорта международного класса;
* ВРВС - Всероссийский реестр видов спорта;
* КВ - контрольное время;
* БЗ - безопасная зона;
* ОЗ – опасная зона;
* ИС – исходная сторона;
* ЦС – целевая сторона;
* РЗ – рабочая зона;
* КЛ – контрольная линия
* ТП – технический приём;
* ТО – точка опоры;
* ОКВ – общее контрольное время;
* ДЮСШ – детско-юношеская спортивная школа;
* ОФП – общая физическая подготовка;
* СФП – специальная физическая подготовка;
* ФССП – федеральный стандарт спортивной подготовки; 



ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность. В последние годы вырос интерес к проблеме психической подготовки человека к деятельности в экстремальных условиях, соревновательная деятельность относится к экстремальным условиям.  Психическая подготовка туристов выходит на более значимый уровень в связи с тем, что на начальном этапе развития соревнования в группе дисциплин «дистанция-пешеходная» результат соревнования во многом определялся от технической подготовки и физической подготовки. В современных условиях, когда уровень технического мастерства и физической подготовленности спортсмена из разных городов примерно одинаковый, на первое место выходит психическая подготовка спортсмена, готовность его к конкретному соревнованию [7, 11, 12].
     Всё больше на турнирах наблюдается картина, когда спортсмен, казалось бы, полностью готов и может смело претендовать на высокое место, в итоге оказывается во второй десятке в финишном протоколе. Или на отборочных этапах успешно выступает, а в финале ничего стоящего показать не может. Что-то помешало ему показать свой максимальный результат, максимально использовать свой потенциал [1, 11, 37]. 
     Одной из причин, на наш взгляд, является смутное представление или даже незнание тренеров и спортсменов о психических состояниях соревновательной деятельности, способов воздействия на них, и как следствие, лишь формальное наличие в программах подготовки психологической составляющей. 
     Эти факты указывают на необходимость научного исследования в области психической подготовки к конкретному соревнованию в спортивном туризме.
     Цель работы. Выявить особенности психической подготовки туристов на этапе спортивной специализации (тренировочный этап), специализирующихся в группе дисциплин: «дистанция-пешеходная».
     
     Объект исследования. Психическая подготовка туристов, специализирующиеся в группе дисциплин «дистанция-пешеходная», находящиеся на этапе спортивной специализации.
     Предмет исследования. Соотношение средств и методов психической подготовки туристов, специализирующихся в группе дисциплин «дистанция-пешеходная», находящихся на этапе спортивной специализации.
      Гипотеза исследования. Предполагается, что для успешного выступления на соревнованиях на этапе спортивной специализации ведущую роль играет психическая подготовка туристов, так, при одинаковой физической, технической, тактической готовности спортсменов наиболее высокое место, лучший результат показывает спортсмен, обладающий лучшей психической готовностью к данному соревнованию. 
      Практическая значимость. Результаты, полученные на основе исследований, проведённых в данной работе, могут быть использованы тренерами по спортивному туризму в группе дисциплин: «дистанция- пешеходная» при подготовке сборных команд города Москвы к соревнованиям. При этом, методики психической подготовки к конкретному соревнованию, отражённые в работе, как установка на результат, аутотренинг могут использоваться, как тренерами, так и спортсменами.









ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА КАК ВИДА СПОРТА. РОЛЬ ПСИХИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИ
1.1. Развитие спортивного туризма как вида спорта
     В современных условиях подготовки спортсменов по спортивному туризму, специализирующихся в группе дисциплин «дистанция-пешеходная», остро стоит вопрос о наиболее быстром преодолении технических этапов дистанции с специально технической, физической, психической, тактической подготовкой спортсменов. Спортивный туризм - это преодоление разных форм рельефа (снежного, скального, ледового, водного, подземного и др.) различными способами (пешком, на велосипеде, на лыжах, на разнообразных средствах сплава и др.). 
     Спортивный туризм является средством физического, эстетического, морально-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения, средством познания окружающей среды и человека в природной среде. Воспитательное воздействие оказывают учебно-тренировочные сборы, туристические слеты и соревнования, которые, как правило, проходят в естественных природных условиях [21, 22, 31].
     Развитие спортивно-оздоровительного туризма в России, является важной составной частью государственной социально-экономической политики. Спортивный туризм получил широкое распространение в СССР в середине XX века, когда в 1949 году был внесен в «Единую Всесоюзную спортивную классификацию». По сей день, спортивный туризм наряду с другими видами спорта включен в Единую Всероссийскую спортивную классификацию (ЕВСК), имеет определенные разрядные требования для получения спортивных званий и разрядов. По уровню доступности он относится к социальному, по форме организации – к самодеятельному, по физической нагрузке – к активному, по составу участников – к групповому [31, 32].
     В спортивном туризме основной мотив занятий – развитие и повышение уровня знаний, умений, навыков преодоления естественных препятствий различных форм природного рельефа; основной результат занятий – спортивное совершенствование в самом широком смысле слова, включая физическое и духовное совершенствование. Понимание назначения самодеятельного и спортивного туризма с социальной точки зрения вырабатывалось десятилетиями и в настоящее время связывается: с эффективным средством жизнеобеспечения человека; с эстетическим и 9 морально-волевым воспитанием; с познанием истории и современности, культур форму и обычаев местного возросшими населения; с бережным обращением двигательным отношением к природе представлена и уважением национальных результате традиций [4].
     Спортивный туризм можно связать с различными видами туризма.  Например, экстремальный туризм, познавательный, событийный, оздоровительный и так далее. 
     В спортивном   содержащей туризме достаточно важных хорошо развита природной нормативная база, текущих связанная с организацией (формами) и приобретения проведением спортивных могут походов, туристских разрядные соревнований и других мировым мероприятий [21, 23].
     В правилах облегчающего вида спорта «Спортивный туризм», утвержденных приказом Министерства спорта России от “22” июля 2013 г. прописано следующее:
     Спортивный туризм – вид разрядные спорта, который состоит решения из двух групп течение спортивных дисциплин: 
     -  приобретения дисциплина «маршрут», основными соревнования, по которым общую состоят в прохождении формами спортивных туристских правильно маршрутов с преодолением присутствовать категорированных препятствий технической в природной среде (перевалов, тактики вершин, порогов, других каньонов, пещер общая и прочее);
      - группа содержащей дисциплин «дистанция», соревнования которые считают, состоят в преодолении таких дистанций, сделанных ране   ходьба и на искусственном рельефе. 
     Содействие в спортивном туризме делается для того, чтобы  выявить сильнейшие стороны спортсменов и тур. Команд при прохождении маршрутов и дистанций. 
     Состязания по части спортивного туризма в России ведутся по Правилам вида спорта «спортивный туризм», которые необходимы для тренеров, спортсменов, судей и организаторов.
     Проблемы составление состязаний и иных событий в спортивном туризме, не вошедшие в настоящие Правила, регулируются Регламентами, ратифицируемыми общероссийской федерацией согласно виду спорта «спортивный   туризм» [24, 29].
1.2. Характерные особенности соревнований по спортивному туризму на искусственном рельефе
     На сегодняшний день спортивный туризм на искусственном рельефе –один из видов спорта, входящих в систему спортивного туризма, имеющий свой Регламент проведения соревнований и установленные Единой Всероссийской спортивной классификацией разрядные требования. Соревнования по спортивному туризму в группе дисциплин «дистанция» – это, прежде всего, соревнования в мастерстве владения разнообразной техникой и тактикой выполнения тех или иных приёмов [41].
      	В основном дистанции по спортивному туризму на естественном рельефе в природной среде выступают в качестве своеобразной модели маршрута туристско-спортивного похода, а технические этапы – модели отдельных классифицированных участков маршрута. С некоторой долей допущения можно говорить о том, что соревнования по спортивному туризму – это соревнования по технике и тактике преодоления характерных для спортивного туризма препятствий (технических этапов) [32, 43].
     Однако тенденция развития совокупности данных элементов, совместно с нынешними условиями организации соревнований на искусственном рельефе – создаёт о данных соревнованиях совсем другое представление. Если соревнования в природной среде ещё хоть в какой-то мере соответствуют отдельным элементам модели туристского маршрута, то постановка таких дистанций на искусственном рельефе возможна лишь в меньшей мере. Отличительные особенности соревнований по спортивному туризму на искусственном рельефе от соревнований на естественном рельефе представлены в таблице 1 [43].
     Постановка этих этапов на искусственном рельефе просто невозможна. Если рассматривать технические элементы, очевидно, что соревнования в природной среде — это противоположность соревнованиям на искусственном рельефе. 
     Отсутствие протяжённости, ориентирования на территории, очевидной разницы при постановки параллельных ниток дистанции тому подтверждение.
Таблица 1 Отличительные особенности соревнований по спортивному туризму

     Как видно из представленных данных, виды этих соревнований схожи по многим признакам, а такие этапы подготовки как навесная переправа, параллельные перила, вертикальный маятник, подъем, спуск присутствуют в дистанциях как на естественном, так и на искусственном рельефе. Однако такие технические этапы как ориентирование, завал, переправа вброд, могут принципиально присутствовать только в условиях природной среды на естественном рельефе.   
1.2. Пути развития соревновательной деятельности в туризме
     Спортивный туризм - это вид спорта в Российской Федерации, отображающий национальные устои  Российской Федерации.
     Соревнования считаются главной формой развития туризма, повышающей численность и управляемость перемещения и средством отработки туристских способностей походной жизни, в результате, обеспечивая безопасность туристско-спортивных мероприятий.
     Туристское движение в Российской федерации появилось в конце XIX века. В то время в стране стали возникать первые туристские организации: "Альпийский клуб" в Тбилиси (1877), "Предприятие для общественных путешествий во все страны света" в Санкт-Петербурге (1885), "Крымский горный клуб" в Одессе (1890) с филиалами в Ялте и Севастополе (позднее - "Крымско-Кавказский горный клуб"), "Русский тюринг-клуб" (общество велосипедистов) в Петербурге (1895) с отделениями в Москве, Киеве, Риге и др. В 1901 г. "тюринг-клуб" был преобразован в Российское общество туристов (РОТ), ставшее крупнейшим необходимых туристским объединением в стране - к 1914 г. в его рядах возможно насчитывалось около 5 тыс. членов [41, 43].
     В первый раз спортивный туризм был введен в Единую Всероссийскую спортивную классификацию в 1949 году. Это повлекло за собой  формирование маршрутных и квалификационных (позднее групп маршрутно-квалификационных) коллегий, разработку разброса туристских походов. 
     Основными задачами соревнования считается проработка и усовершенствование технических и тактических способов при преодолении существующих преград, требуемых для туристов спортивных походов (СП), основными экстремальных ситуаций, а кроме того привлечения жителей в общедоступных географических регионах государства. 
      Состязания заключаются в том, что нужно пройти общую дистанцию, состоящую из естественных и искусственных препятствий, в выполнении специальных упражнений с использованием снаряжения, саморегуляции облегчающего и ускоряющего тактическое передвижение, обеспечивающего безопасность и выполнение формами технических и тактических если задач [32, 43].
     В наше время такой вид спорта, как спортивный туризм – представляет собой молодое течение. Соревнования сейчас делятся по группам дисциплин на «маршруты» и «дистанция» в любом виде туризма. 
     Соревнования в группе дисциплин «маршрут» заключаются в прохождении похода, определенной категории сложности, написании отчета по нему. В заочном соревновании группы занимают места согласно выставленным за отчет баллам. Соревнования в группе дисциплин «дистанция» проводятся очно, заключаются в преодолении определенной дистанции на время. К тому же зачет здесь может подводиться не только в командном, но и в личном первенстве, а также среди мужских и смешанных связок [32, 43].
     С недавнего времени широкое распространение получили соревнования по туризму, проводимые в основном на искусственном рельефе.
     Предпосылками к этому явилось желание спортсменов и тренеров не прерывать тренировочный процесс в зимний период. Как следствие, спортсмены перешли в закрытые помещения на искусственный рельеф, где создавали условия для отработки техники пешеходного туризма. Так постепенно зарождалась идея проведения соревнований на искусственном рельефе.
п1.3. Подготовка туристов к конкретному соревнованию
1.3.3. Психическая подготовка туриста как фактор успешной спортивной деятельности
     Термин «психическая подготовка» - это совокупность психолого-педагогических событий и определённых условий спортивной работы, нацеленных на развитие таких психических функций, действий, состояний и качеств человека, которые обеспечивают удачное разрешение вопросов, занятия и роли в соревнованиях [13].
     Специфика спорта требует от спортсмена соблюдения им спортивной этики — совокупности норм его взаимоотношений с соперниками, судьями, партнерами, тренерами и т. д., которая выходит за рамки официальных правил вида спорта. Спортивная этика предполагает честное ведение соревнования, недопустимость запрещенных действий, уважение ко всем участникам спортивного движения, включая соперника, и т. д [17].
     Актуальность этого особенно усиливается большой популярностью спортивных зрелищ, из-за чего каждый факт грубости, недисциплинированности, каждая попытка достичь успеха обманным путем может оказывать отрицательное воздействие на зрителей [33, 34].
     Одним из важнейших компонентов психической подготовки спортсмена является воспитание воли. В спортивной деятельности волевые качества проявляются в преодолении препятствий [36, 37, 38]. 
     Примерами могут служить протяженность дистанции, сопротивление соперника, метеорологические условия, состояние спортивных сооружений, большая величина тренировочной нагрузки, сложность разучиваемого действия, жесткие требования спортивного режима и т. д. [28]. 
     При воспитании волевых качеств необходимо сочетать спортивную тренировку и соревновательную практику со стимулированием высокой умственной активности спортсмена, акцентировать его внимание на причинах возникновения трудностей и путях их преодоления. 
     Формирование эмоциональных компонентов волевых качеств проводится на основе этичного поведения, накопления опыта по преодолению трудностей и переживания положительных эмоций от этого процесса. В тренировку следует включать упражнения, требующие максимальных волевых усилий для проявления предельной быстроты, силы, выносливости, внимания, преодоления отрицательных эмоциональных состояний (неуверенности, страха, растерянности) [5, 37, 38].
     При этом необходимы индивидуальный подход и организация эффективного самовоспитания. Спортсмен должен научиться использовать приемы психической саморегуляции и формирования на этой основе волевых усилий [28].
     В процессе формирования соревновательного потенциала все разделы подготовки спортсмена оказываются тесно связанными. Так, если спортсмен выполняет упражнения тактической направленности, то при этом он не только учится принимать правильные решения, но и совершенствует технику (за счет многократного повторения движений), повышает уровень физической подготовленности (вследствие адаптации к нагрузке), а преодолевая возникающие при этом трудности, воспитывает свои волевые качества. Делая вывод, можно сказать, что психическая подготовка – это неразрывный процесс, части которого дополняют друг друга [36, 37, 38].
     Целью психической подготовки является формирование значимых для спорта свойств личности и психических качеств спортсмена занимающимся спортивным туризмом. Различают три вида психической подготовки: общую подготовку, специальную подготовку к соревнованию и подготовку к выполнению конкретного двигательного действия.
     Общая психическая подготовка направлена на совершенствование психических функций и умений спортсмена по спортивному туризму. Этот вид психической подготовки спортсмена обеспечивается в основном за счет выполнения им спортивного режима (регулярных тренировок, ограничений в питании и отдыхе), а также за счет выполнения повышенных психических нагрузок, являющихся обязательным атрибутом любого вида спорта.
     Специальная психическая подготовка к соревнованиям направлена на создание у спортсмена состояния "боевой готовности" к определенному сроку (к старту). Этот вид психической подготовки обеспечивается большим набором средств и методов. Каждое физическое упражнения и каждый вид подготовки имеет свою величину "психической напряженности". Так, например, легкий бег имеет очень низкие показатели "психической напряженности", более высокие показатели - в лазании по скальному стенду, еще выше - в лазании по реальному скальному рельефу и очень высокий уровень "психической напряженности" - в соревнованиях по спортивному туризму. В свою очередь, каждый старт имеет свой уровень "психической напряженности", который зависит от сложности технических элементов.
     Психическая подготовка к выполнению конкретного двигательного действия. Так как спортивный туризм связан с объективно опасными условиями, то и в тренировочный процесс необходимо включать специальный вид подготовки для выработки у спортсмена способности действовать в условиях риска. Это психическая подготовка к срыву, к прохождению предельно сложных и объективно опасных участков, к работе в критических погодных условиях, оказание первой доврачебной помощи при аварии и т.п. [5].
     Особое место в психической подготовке спортсмена по спортивному туризму занимает волевая подготовка. Она направлена на формирование у спортсмена таких волевых качеств, как: решительность, смелость, воля к победе, терпение, настойчивость и др. Волевая подготовка связана с преодолением трудностей. Формирование волевых качеств зависит от того, какие трудности в своей деятельности преодолевает спортсмен по спортивному туризму [21].
1.4. Организационные аспекты проведения соревнований по спортивному туризму
Ориентирование - комбинация навыков бега и способности сконцентрироваться. Задача спортсмена - найти контрольные пункты с помощью карты и компаса за минимальное время. "Изюминка" этого спорта - возможность самостоятельного планирования дистанции. Контрольные пункты на местности отмечены красно-белыми призмами и средствами отметки. 
     SPORTident создал электронную систему отметки. Система используется, чтобы опознать бегунов быстро и занять время в контрольных пунктах. Это производит базу данных для широкого диапазона возможностей оценки - непосредственно после прохождения финишной черты, прибор в состоянии предложить отдельную бумажную распечатку результата для каждого участника.
     Система основана на SPORTident-карте (ЧИП) (см. рис. 1, стр. 24). Карта может содержать полный комплект персональных данных владельца, включая имя, адрес, дату рождения, адрес электронной почты и телефонный номер. Карта обеспечивает быстрый обмен информацией.
       Таким образом, SPORTident-система поддерживает организацию, быструю и легкую проверку в соревнованиях по ориентированию.
     Спорт в залах. С помощью этого устройства можно сделать  проведение уроков в спортзалах с отсечками времени. Спортсменам интереснее самим отсекать время с помощью ЧИПов, чем это делает тренер с помощью секундомера. Каждый может получить распечатку со своими отсечками и сравниться с товарищами. 










Рисунок 1. SPORTident-карта (ЧИП) 
     Станции. SI-station (в дальнейшем - "станция") (см. рис. 2) - специализированное электронное устройство, предназначено для работы в составе системы электронной отметки SPORTIdent. Внутри станции установлен микропроцессор, управляющий работой станции. Микропроцессор работает по управляющей программе, которую возможно модернизировать при появлении нового оборудования.





Рисунок 2. SI-station


РЕЗЮМЕ 
     Как видно из представленного обзора литературы, опубликованных в нашей стране, показал, что основная масса исследований в области психической подготовки посвящена изучению частных вопросов.
     В частности, отсутствует унифицированная система контроля и оценки уровня психической подготовленности спортсменов по спортивному туризму, нет единых критериев анализа тренировочной и соревновательной деятельности, слабо разработаны механизмы организации и управления спортивной тренировкой, использования эффективных средств и методов в их единстве и интеграции. При этом следует отметить, что в системе подготовки спортсменов на этапе спортивной специализации, специализирующихся в группе дисциплин «дистанция-пешеходная» недостаточно используются современные достижения спортивной науки.
     В связи с этим наши исследования в области психической подготовки спортсменов по спортивному туризму были ориентированы на развитие и реализацию тех продуктивных идей и положений, которые выработаны коллективными усилиями ученых, тренеров и специалистов в области общей теории и методики подготовки спортсменов.
     Решение этой задачи невозможно без разработки новых подходов к организации и методическому обеспечению процесса подготовки на основе систематизированного подхода. Последний, служит отправным моментом моделирования и программирования содержания средств и методов подготовки, в системе управления тренировочным процессом. [21]






ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель, задачи исследования
     Цель исследования. Как мы упоминали во введении (стр. 5) целью нашей работы стало выявление особенностей психической подготовки туристов на этапе спортивной специализации (тренировочный этап), специализирующихся в группе дисциплин: «дистанция-пешеходная».
     Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить особенности программного обеспечения психической подготовки туристов на этапе спортивной специализации в группах дисциплин «дистанция»;
2. Конкретизировать методы психической подготовки туристов;
3. Определить психическую готовность спортсменов в тренировочном процессе;
4. Разработать методические рекомендации по психической подготовке туристов на этапе спортивной специализации;
2.2. Методы исследования
     В ходе научно-исследовательской работы для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: 
1. Теоретический анализ литературных источников и документов по проблеме исследования;
2. Методы психологического тестирования;
3. Социометрические методы исследования (анкетирование, экспертный опрос);
4. Методы математической статистики;
5. Педагогический эксперимент.


2.2.1. Теоретический анализ литературных источников и документов по проблеме исследования
     Анализ литературных источников и документов (Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта спортивный туризм) показал, что на психическую подготовку в спортивно-оздоровительном туризме уделяется мало времени по сравнению с другими видами подготовки и сравнительный анализ данных, полученных разными авторами, показывает наличие значительных различий в психической подготовленности занимающихся.
     Обобщение данных научно-методической литературы позволило конкретизировать задачи настоящей работы, выбрать наиболее адекватные методы исследования и содержательно интерпретировать полученные данные.
     Изучение литературных источников показало, что авторы не дают конкретных рекомендаций по совершенствованию психической подготовки. Нами не обнаружено научных исследований, посвященных проблеме психической подготовки в тренировочном процессе. Поэтому тема, выбранная нами для исследований, актуальна. Изучение проблемы необходимо для разработки рекомендаций по психической подготовке и требует дальнейшего изучения. 
     Нами было проанализировано … литературных источников
2.2.2. Методы психологического тестирования
     Психологическое тестирование применялось для выявления готовности спортсмена к соревновательной деятельности в качестве метода психологического тестирования были отобраны следующие методы:
Шкала реактивной тревоги Ч. Спилбергера. [37, 38]
     Данный тест является надёжным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент и личностной тревожности. [37]
     Метод применялся для самооценки осознаваемого уровня тревоги в условиях соревнования в качестве экспресс - самооценки осознаваемого уровня тревоги за несколько дней до начала соревнований.
     Описание. В таблице 2 необходимо прочитать приведенные ниже 5 суждений и подчеркнуть цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. 
Таблица 2 Шкала реактивной тревоги Ч. Спилбергера. [37, 38]
      
      
 Нет, это совсем не так
 Пожалуй так
 Верно
 Совершенно верно
1.Я чувствую себя свободно.
 1
 2
 3
 4
2.Я  нервничаю.
 1
 2
 3
 4
3.Я не чувствую скованности, напряженности.
 1
 2
 3
 4
4.Я доволен.
 1
 2
 3
 4
5.Я озабочен
 1
 2
 3
 4
     Общий итоговый показатель является суммой баллов, соответствующих зачеркнутой цифре в четырехмерной шкале оценки каждого суждения. При этом вопросы 1,3,4 оценивались в следующем соответствии: цифра 1 – 4 балла, 2 – в 3 балла, 3 – в 2 балла, 4 – в 1 балл.
     Вопросы 2 и 5 оценивались прямо: 1-й – в 1 балл, 2-й – в 2 балла, 3-й – в 3 балла, 4-й – в 4 балла.
     Общий показатель может находиться в пределах от 5 (низкая тревога) до 20 баллов (высокая тревога, стресс), оптимальным является показатель в 8 - 10 баллов.
     Состояние тревоги как эмоциональная стресс-реакция может возникнуть в условиях тренировочной или соревновательной деятельности под влиянием реальных или ожидаемых воздействий со стороны той микросреды (товарищей по команде, тренеров, знакомых, конкурентов, семьи и др.), в которой постепенно формируется косвенная или непосредственная оценка испытуемого, его действий, поведения, отношений.
     Шкала мотивационного состояния В.Сопова. [37, 38]
     Описание. Шкала содержит семь суждений об отношении спортсмена к факторам спортивной тренировки, оценивая которые по 4-мерной шкале спортсмен зачеркивает соответствующую цифру справа. (Таблица 3).
     Обработка и интерпретация результатов проводиться следующим образом: общий итоговый показатель является суммой баллов, соответствующих зачеркнутой цифре в 4-мерной шкале оценки каждого суждения. При этом вопросы 1,3,4,6 оцениваются в соответствии зачеркнутому номеру ответа (т.е. если зачеркнута цифра 1 – оценивается в 1 балл, цифра 2 -  в 2 балла и т.д.), а вопросы 2,5,7 оцениваются наоборот: цифра 1 – в 4 балла, цифры 2,3,4 – соответствен в 3,2,1 балла.
     Общий показатель в шкале может находиться в пределах от 6 (полное отсутствие побуждений к тренировочной деятельности) до 28 (чрезвычайно выраженный уровень мотивации). Оптимальным является уровень в 20-23 балла.
     Низкие значения в 8-15 баллов наблюдаются у спортсменов, которые выступают в качестве запасных участников на соревнованиях, у спортсменов, для которых соревновательная деятельность является тревогой. Значения в 9-11 баллов отмечены у малоквалифицированных спортсменов. 
     Шкала используется прежде всего для изучения динамики мотивационного состояния спортсмена в тренировочном процессе. Анализ отдельных суждений шкалы в целом по команде или группе может являться ценным источником информации о системе отношений отдельных спортсменов к организации учебно – тренировочного процесса, его отдельных параметров, о слабых его звеньях.
     Используется шкала мотивационного состояния как показатель готовности спортсмена к конкретному соревнованию.


Таблица 3 Шкала мотивационного состояния Сопова В.Ф. [37, 38]

Нет, это совсем не так
Пожалуй,
так
Верно
Совершенно верно
1.Я доволен ходом тренировочного процесса.
1
2
3
4
2.В методике тренировки я хочу кое-что изменить.
1
2
3
4
3.Я надеюсь на успех в этом сезоне.
1
2
3
4
4.В тренировке я во всем активен
1
2
3
4
5.Я думаю мои замечания вряд ли что изменят
1
2
3
4
6.Я верю, что методика моей тренировки верна
1
2
3
4
7.Происходящее на тренировке не вызывает у меня особого интереса.
1
2
3
4
     Взаимосвязь тревоги и мотивации позволяет предположить оригинальный метод интерпретации психического состояния через графическое отображение зависимости тревоги от уровня мотивации (Сопов В.Ф , 2003).
     Точки пересечения перпендикуляров от точек результатов мотивации и тревоги попадают в квадрат, соответствующий типу психического состояния испытуемого. В заштрихованной зоне находятся оптимальные состояния для различных видов деятельности. (Приложение 1, рисунок …) [37]
     Восьмицветовой тест М. Люшера (аутогенная норма). [37]
     Тест Люшера относится к категории проективных методов и основан на предположении о том, что предпочтения одних цветов другим связаны с устойчивыми личностными характеристиками испытуемого и особенностями его переживания актуальной ситуации.
     Основные преимущества этой методики:
     * быстрота тестирования;
     * простота поставленной перед испытуемым задачи;
     * полная закрытость от испытуемого психологического содержания, фиксируемого методикой;
     * возможность многократного повторного тестирования того же испытуемого;
     * результат теста не зависит от точности самооценки испытуемого и его способности к вербализации своих состояний.
      Описание. В полном варианте теста Люшера имеется 7 наборов различных цветов, что в общей сложности составляет 73 цветные полоски 25 различных цветов и оттенков. Наиболее часто употребляется упрощенный вариант, который известен как «Краткий тест» или «Быстрый тест». Он содержит 8 цветов:  4 основных и 4 дополнительных, причем каждому цвету соответствует свой номер.
     Основные цвета:
     1. Синий – символизирует спокойствие, удовлетворенность, любовь, привязанность;
     2. Сине-зеленый – символизирует чувство уверенности, самоуважение, настойчивость, иногда упрямство;
     3. Оранжево-красный – символизирует силу волевого усилия, агрессивность, властность, наступательные тенденции, возбудимость;
     4. Светло – желтый – символизирует активность, стремление к общению, экспансивность, эксцентричность, честолюбие, любознательность.
     Дополнительные цвета:
     5 – Фиолетовый; 6 – Коричневый; 7 – Черный; 0 – Серый – обозначают негативные тенденции, стресс, тревожность, огорчение, страхи.
     Посмотрев на эти цвета необходимо проранжировать их, чтобы образовалась некоторая последовательность цветов, а соответственно и номеров этих цветов.
     На основе закономерностей цветового выбора, открытых М.Люшером (1948) и уточненных Вальнефером (1976), предположен числовой показатель для методики Люшера – «суммарное отклонение от аутогенной нормы (СО)». [37]
     Аутогенная норма представляет собой следующую последовательность выбора цветов: красный, желтый, зеленый, фиолетовый, синий, ко.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%