VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности физической подготовки спортсменов туристов специализирующихся в дисциплине дистанция – пешеходная

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016192
Тема: Особенности физической подготовки спортсменов туристов специализирующихся в дисциплине дистанция – пешеходная
Содержание
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ  
ИМЕНИ П.Ф. ЛЕСГАФТА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»


Кафедра неолимпийский видов спорта


АНДРЕЕВ МАКСИМ ЕВГЕНЬЕВИЧ


ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ТУРИСТОВ СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ДИСЦИПЛИНЕ ДИСТАНЦИЯ – ПЕШЕХОДНАЯ 
Выпускная квалификационная работа
(магистерская диссертация)

Направление подготовки 49.04.01 – Физическая культура

Направленность (профиль) образовательной программы 
Подготовка высококвалифицированных спортсменов в избранном виде спорта


Представляется для защиты 	
Зав. кафедрой__________________
Защищена на ГИА___(дата)________________	
С оценкой_____________________
Председатель ГЭК______________
	

Санкт-Петербург
 2018

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ	2
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ	6
1.1. Характеристика физических качеств спортсменов-туристов	6
1.2. Техническая подготовка в спортивном туризме	25
1.3. Особенности физической подготовки спортсменов – туристов в рамках дисциплины "Дистанция пешеходная"	31
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.....................................................................................................35
2.1. Цель и задачи	35
    2.2. Методы исследования.....................................................................................38
2.2. Организация исследования	38
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ	47
3.1. Учебно-тренировочный процесс  физической подготовки спортсменов-туристов, специализирующихся в дисциплине "Дистанция пешеходная"	47
3.2. Результаты эксперимента	51
3.3. Сравнительный анализ полученых результатов исследования	70
ВЫВОДЫ	
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ	
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................................

ВВЕДЕНИЕ

     Спортивно-оздоровительный туризм - один из самых массовых видов отдыха и спорта, не требующий больших государственных затрат позволяет охватывать широкие массы населения без каких-либо социальных и возрастных ограничений. При этом достаточно эффективно реализуется не только специфические функции физической культуры: образовательная, прикладная, спортивная, но и оздоровительно-реабилитационная. Спортивно-оздоровительный туризм имеет большое значение для физического, эстетического, трудового, моральнонравственного, патриотического воспитания, как средство познания окружающей среды и человека в природных условиях.
     Современное состояние развития различных видов спорта, особенно неолимпийских, в том числе и спортивного туризма, предъявляет повышенное требование к профессионализму тренера-преподавателя. Учитывая специфику спортивного туризма, кроме знаний его теории и практики, необходимы еще и знания по педагогике, психологии, медико-биологическим дисциплинам, а также географии, метеорологии, гидрологии, геологии и др.
     Как и многие виды спорта, спортивный туризм взаимосвязан с различными компонентами физической культуры. В базовой физической культуре спортивный туризм представлен в виде школьного, в профессионально-прикладной физической культуре - в виде элементов ориентирования на местности и преодолевания разнообразных естественных препятствий. 
     В спортивном туризме достаточно эффективно реализуются специфические функции физической культуры: образовательные, спортивные, рекреативные и оздоровительно-реабилитационные. При этом данный вид спорта имеет большое воспитательное значение, он используется как средство физического, эстетического, трудового, морально-волевого, патриотического воспитания подрастающего поколения, как средство познания окружающей среды и человека в природных условиях.
     Существующие на общественных началах различные школы (начальной, средней и высшей подготовки) при федерациях спортивного туризма и курсы инструкторов и руководителей спортивных походов не могут обеспечить необходимый уровень обучения. Только высшие учебные заведения спортивного профиля, имеющие соответствующую научно-методическую и материальную базу, а главное, профессорско-преподавательский состав, могут обеспечить должный уровень подготовки тренера-преподавателя по спортивному туризму.
     В процессе подготовки туристов-спортсменов должны формироваться такие индивидуальные качества, как самостоятельность в принятии решений, умение брать на себя ответственность, способность адаптироваться к изменениям во внешней среде, умение работать в команде, внимательное отношение к людям, высокие моральные стандарты и многое другое. Для решения обозначенных задач требуется создание эффективного механизма формирования указанных качеств у подростков и наличие соответствующего тренерского состава, способных совместно с обучающимися этот механизм реализовывать. 
     Современная подготовка туристов-спортсменов выступающих на пешеходных дистанциях предъявляет высокие требования, прежде всего к технической подготовке, которую необходимо выстраивать с учетом индивидуальных особенностей и исходной готовности спортсмена.
     Значимость исследования заключается в объективном анализе физической подготовки спортсменов-туристов в дисциплине дистанция – пешеходная, а также в разработке методики подготовки спортсменов-туристов и её внедрения в программу тренировочного этапа подготовки в  спортивном туризме.
          Таким образом, актуальность данного исследования заключается в том, что в таком виде спорта как, спортивный туризм, а именно в дисциплине «дистанции – пешеходные», на данный момент мало научно -  исследовательской литературы, а так же разработанных методик  по повышению и развитию физической подготовленности.  
     Гипотезой исследования являлось предположение о том, что применение методики повышения уровня общей физической подготовки спортсменов-туристов в системе подготовки в дисциплине «дистанция-пешеходная» позволит существенно повысить эффективность их тренировочной и соревновательной деятельности.
     Объект исследования: процесс физической подготовки туристов-спортсменов, специализирующихся в дисциплине «дистанция-пешеходная».
     Предмет исследования: методики обучения технике спортивного туризма в дисциплине «дистанция – пешеходная» 
     Научная	новизна. Выявлены взаимосвязи содержания физической подготовки туристов-спортсменов, специализирующихся в дисциплине «дистанция пешеходная». 
     Исследованы факторная структура подготовки спортсменов-туристов, специализирующихся в дисциплине «дистанция пешеходная», структура и содержание естественных препятствий, составляющих соревновательные дистанции.
     Методологическую основу исследования составляют основные концепции теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки.
     Практическая значимость проведенных исследований заключается в том, что разработанные нами методики общей физической подготовки могут применяться и использоваться в программах тренировочного этапа подготовки спортсменов – туристов, в различных СДЮШОР, спортивных секциях, клубах по спортивному туризму. 

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

     1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНОВ ТУРИСТОВ
     
     Физические качества - это различные стороны двигательных возможностей человека, степень овладения определенными движениями.
     Известно, что любой человек может научиться кататься на коньках или на велосипеде. Но это не значит, что любой человек сможет пробежать на коньках 10 км или проехать 100 км на велосипеде. Это сможет только тот, у кого развита сила, быстрота, выносливость, ловкость. Мы говорим: человек сильный, быстрый, выносливый, ловкий. Этими словами и обозначают физические, или, как их еще называют, двигательные, качества.
     Из выше сказанного следует, что физическая подготовка - это процесс развития оптимального соотношения физических качеств у спортсмена в избранном виде спорта. Но в каждом физическом качестве существует некоторая неопределённость. В чём различия или сходства физических качеств и способностей? Кандидат педагогических наук, доцент Р.Х. Яруллин тоже заметил эту неопределённость, более того, проводя исследование, он установил, что такие известные специалисты как Л.П. Матвеев, Б.А. Ашмарин и другие, по-разному представляют сущность этих понятий. По его мнению, физические способности - это вид способностей человека, его генетически и социально обусловленные различия в проявлении физических свойств (качеств) при совершенствовании им двигательной деятельности [4; 21; 42].
     На наш взгляд наиболее достоверный ответ на этот вопрос даёт Ю.В. Верхошанский. Проведя исторический обзор литературы, он установил, что к физическим качествам были чисто умозрительно отнесены быстрота (скорость), сила, выносливость, ловкость и гибкость.
     Такой подход основывался на наблюдении внешних, наглядно проявляющихся характеристик двигательной активности человека, легко поддающихся измерению в физических мерах механического движения. Физиологический механизм при этом во внимание не принимался, так как он был ещё мало известен. Этот подход довольствовался описательной функцией, развивался на чисто логической основе и объективно опирался на результаты выполнения различных двигательных заданий.
     Всё сказанное позволяет сделать вывод, что в результате комбинаций (сочетаний, интеграций, объединений) основных качеств возникают новые (комплексные, интегральные, гибридные, синтетические, сложные, вторичные) качества. Взрывная сила, например, представляет собой интеграцию силы и скорости; моторная ловкость - комплекс силы, выносливости, гибкости; скоростная выносливость - сочетание быстроты и выносливости и т. п. [8].
     Таким образом, далее будем опираться на физические (двигательные) способности, под которыми будем понимать комбинации (сочетания, интеграции, объединения) основных качеств, учитывая физиологический механизм человека. Ведь именно они составляют структуру физической подготовленности для избранного вида спорта. Отдельно взятая физическая способность не может выразить в полном объеме соответствующее физическое качество. Только относительно постоянно проявляющаяся совокупность физических способностей определяет то или иное физическое качество. Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления — двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательнокоординационные способности, общую и специфическую выносливость [11; 37].
     В разные годы жизни ребенка, физические качества развиваются неравномерно. Некоторые качества, в один период, развиваются одинаково быстро - синхронно, в другие периоды жизни физические качества нарастают с разной интенсивностью, т.е. гетерохронно. Периоды, в которые какое-либо качество развивается наиболее интенсивно, называются сенситивными периодами. Однако особенности биологического развития школьников лучше учитывать в физиологической периодизации - 7 лет - конец периода первого детства, 8 - 11 лет (девочки) и 8 - 12 лет (мальчики) период второго детства. Подростковый возраст по этой периодизации наступает с 12 лет у девочек и с 13 лет у мальчиков. С 16 лет у девочек и с 17 лет у мальчиков начинается юношеский возраст.
     Сила
     Сила — это способность человека совершать действия с определенными мышечными напряжениями. Сила тесно связана с выносливостью и быстротой. Обычно, когда говорят о мышечной силе человека, речь идет о максимальной произвольной силе. Осуществление мышечного действия протекает при произвольном усилии и стремлении максимально сократить необходимые мышцы. Максимальная произвольная сила зависит от двух групп факторов, влияющих на ее величину: мышечных и координационных.
     Управлять мышцами, когда требуется проявить их силу, — очень сложная задача для центральной нервной системы. Максимальная произвольная сила всегда ниже, чем максимальная сила мышц [26].
     Расположение тела и его звеньев в пространстве влияет на величину силы действия за счет неодинакового растяжения мышечных волокон при разных исходных позах человека: чем больше растянута мышца, тем больше величина проявляемой силы.
     Проявление силы действия человека зависит также от соотношения фаз движения и дыхания. Наибольшая величина силы действия проявляется при натуживании и наименьшая - при вдохе. Силовые способности определяются мышечными напряжениями и соответствуют различным формам изменения активного состояния мышц. Мышечные напряжения проявляются в динамическом и статическом режимах сокращения. Первый характеризуется изменением длины мышц и присущ преимущественно скоростно-силовым способностям, в спортивном туризме проявляется при (подъеме на жумаре), а второй — постоянством длины мышц при напряжении и является прерогативой собственно силовых способностей (движение рук по навесной переправе) [13].
     Собственно силовые способности проявляются преимущественно в условиях изометрического напряжения мышц, обеспечивая удержание тела и его звеньев в пространстве, сохранение поз при воздействии на человека внешних сил.
     Скоростно-силовые способности проявляются при различных режимах мышечного сокращения и обеспечивают быстрое перемещение тела в пространстве. Для развития скоростно-силовых способностей спортсмены - туристы используют упражнения с преодолением веса собственного тела (например, подъем по стенду без помощи ног) и с внешними отягощениями (например, движение по навесной переправе с бухтой веревки за плечом). Наиболее распространенными методами развития скоростно-силовых способностей туристов являются методы повторного прохождения дистанции и круговой тренировки. Метод повторного прохождения дистанции позволяет избирательно развивать определенные группы. Метод круговой тренировки обеспечивает комплексное воздействие на различные группы мышц.
     Упражнения подбирают таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц, позволяла значительно повысить объем нагрузки при чередовании работы и отдыха. Подобный режим обеспечивает значительный прирост функциональных возможностей систем дыхания, кровообращения и энергообмена спортсменов [13; 21].
     Быстрота
     Одним из важнейших физических качеств циклических видов спорта является быстрота - способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью.
     Быстрота является комплексным двигательным качеством и основными формами её проявления являются:
     - время двигательной реакции;
     - время максимально быстрого выполнения одиночного движения;
     -время выполнения движения с максимальной частотой;
     - время выполнения целостного двигательного акта.
     В вопросе о природе этого качества среди специалистов нет единства взглядов. Одни высказывают мысль, что физиологической основой быстроты является лабильность нервно-мышечного аппарата. Другие полагают, что важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов. Многочисленными исследованиями доказано, что быстрота является комплексным двигательным качеством человека. Она составляет важную основу, необходимую для успеха в большинстве видов спорта. Залог быстроты находится в зависимости от трех основных компонентов [24].
     Итак, проявление высоких скоростных качеств зависит от степени развития подвижности нервных процессов, воли и координационных центрально-нервных факторов. Обычно выделяют три разновидности проявления быстроты: 1) латентное время двигательной реакции (минимальное время, необходимое для начала действия в ответ на определенный раздражитель); 2) скорость отдельного движения; 3) частота движений.
     В первой форме проявления быстроты следует рассматривать время, затраченное на начало движения в ответ на звуковой сигнал старта. В данном случае латентным временем двигательной реакции будет время, затраченное на восприятие звукового сигнала, обработку полученной информации, передачу импульса к действию как ответной реакции на раздражитель. Окончанием этого процесса считается момент, с которого было начато движение [24; 35].
     Скорость отдельного движения характеризуется психической организацией одиночного действия. Если движение по навесной переправе состоит из множества повторяющихся движений (шагов), то один шаг — отдельное движение. Скорость одного шага — это скорость отдельного движения. Скорость шагов — соответственно частота движений.
     Быстроту воспитывают посредством решения многообразных двигательных задач, успех решения которых определяется минимальным временем выполнения двигательного действия. Для целенаправленного развития быстроты простой двигательной реакции с большой эффективностью используются различные методы:
     - метод многократного повторения скоростных упражнений с предельной и околопредельной интенсивностью;
     - игровой метод (комплексное развитие скоростных качеств).
     Зациорский М.А. выделяет ещё одну форму проявления быстроты - быстрое начало движения («резкость»). Все формы проявления быстроты специфичны и не взаимосвязаны между собой, поэтому многие авторы предлагают определение «скоростные качества» [15].
     Проявления быстроты в различных сочетаниях и в совокупности с другими двигательными качествами и техническими навыками обеспечивают комплексное проявление скоростных способностей в сложных двигательных актах.
     К комплексным формам быстроты относятся:
     - способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости;
     - умение быстро набирать скорость на старте;
     - выполнять с высокой скоростью движения, скоростные манёвры, повороты, подсечки, броски, прыжки, удары и т.п.
     В циклических видах спорт по развитию быстроты существует несколько особенностей, которые более чем актуальны на сегодняшний день. Быстрота имеет разные формы проявления. Различают быстроту как способность к быстрым двигательным реакциям на зрительный, звуковой или тактильный раздражитель. Быстрота выражается также в способности к смене движений по направлению и характеру, прекращению движений. Это та сторона качества быстроты, которая в наибольшей мере проявляется в спортивных играх, скоростном циклическом двигательном действии туристов, лыжников и т.д. [3; 7; 39].
     Выносливость
     Развитие выносливости каждого вида сопровождается возникновением особых, характерных для данной мышечной работы приспособительных явлений в организме в виде разных комбинаций условных рефлексов.
     Выносливость представляет собой способность человека в течение продолжительного времени противостоять утомлению и выполнять при участии больших групп мышц тела динамическую работу умеренной интенсивности [15; 38].
     На личной дистанции в спортивном туризме, продолжительность работы не достигнет 4-5мин, дыхательные процессы не успевают в достаточной мере усилиться и энергетическое обеспечение берут на себя анаэробные реакции. По мере сокращения длительности работы всё больше уменьшается роль дыхательных процессов и возрастает значение сначала гликолитических, а затем и креатинфосфокиназных реакций. Поэтому для совершенствования гликолитических механизмов используют в основном нагрузку от 20сек до 2мин, а для усиления фосфокреатинового механизма - от 3 до 8сек. Продолжительность упражнения взаимосвязана со скоростью передвижения. Число повторений определяет суммарную величину воздействия нагрузки на организм. В анаэробных условиях увеличение повторений рано или поздно приводит к исчерпанию бескислородных механизмов. Тогда работа либо прекращается, либо её интенсивность резко снижается [23].
     Доктор медицинских наук, профессор Я. А. Эголинский выделил следующие виды выносливости.
     Общая выносливость представляет собой способность человека в течение продолжительного времени противостоять утомлению и выполнять при участии больших групп мышц тела динамическую работу умеренной интенсивности. Этот вид выносливости хорошо развивается посредством бега и передвижениях на лыжах.
     При тренировке общей выносливости образуются новые условные рефлексы, которые способствуют улучшению регуляции деятельности мышц и, что особенно важно, совершенствуют кровообращение, дыхание, обмен веществ и теплорегуляцию.
     Скоростная выносливость характеризуется способностью длительное время совершать работу в максимально быстром темпе. Таким образом, скоростная выносливость проявляется в том, что человек в течение определённого времени поддерживает максимальную скорость движения.
     Силовая выносливость проявляется в способности длительное время выполнять работу, связанную с большими физическими нагрузками. Для того чтобы совершить подъём гири в определённом темпе много раз, требуется силовая выносливость [41].
     Однако такие авторы как Н.Г. Озолин, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов выделяют два вида выносливости: общую и специальную. Причём все специфические виды они объединили в специальную выносливость, но о разносторонней выносливости они не упоминают.
     Общая выносливость - способность продолжительно выполнять лю-бую работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и предъявляющую достаточно высокие требования к сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной системам. Общая выносливость позволяет каждому подготовленному спортсмену успешнее справляться с любой продолжительной работой большой или умеренной мощности.
     Специальная выносливость - это выносливость по отношению к определённой двигательной деятельности. Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.
     У девочек младшего школьного возраста одновременно со скоростными качествами предельных величин возрастного развития достигает силовая выносливость к работе динамического характера. Измеренная в упражнении сгибание-разгибание рук в упоре - лежа, они увеличивается у них более чем на 60%. А общая и статическая выносливость достигают предельных величин своего развития к 13 - 15 годам независимо от пола учащихся [26; 37].
     Ловкость
     Ловкость — важная предпосылка к развитию и совершенствованию спортивной техники и поэтому имеет первостепенное значение в видах спорта, где предъявляются высокие требования к координации движений. Она играет большую роль в тех видах спорта, в которых необходима способность приспосабливаться к быстро изменяющимся ситуациям в соревнованиях (спортивные игры). Ловкость нужна и при реактивных движениях, когда спортсмену приходится рефлекторно (мгновенно) восстанавливать нарушенное равновесие при столкновении, поскользнувшись и т.п. [24]. Ловкость может проявляться только в сочетании с другими физическими качествами. В этом и заключается одна из главных предпосылок развития ловкости — физические способности спортсмена [6].
     Другой предпосылкой, влияющей на развитие ловкости, является запас движений. Каждое изучаемое движение частично опирается на старые, уже выработанные координационные сочетания, которые вместе с новыми, образуют новый навык. Обычно для развития ловкости применяют повторный и игровой методы. Наиболее распространенными средствами при развитии ловкости являются акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры. В тренировочном процессе спортивного туризма ловкость развивают при работе со специальным снаряжением и веревками. При круговой тренировке для развития ловкости используют такие упражнения как: перестежка карабинов с точки на точку, крепление перил к точке опоры, переход с одного этапа на другой не теряя само страховки. Статическое равновесие как качество, обусловливающее ловкость, у девочек особенно интенсивно развивается с 8 до 10 лет (около 70%) и в дальнейшем мало изменяется с возрастом [24; 30; 37].
     Мелкая моторика - слово означающее движение. Всё многообразие движений, на которое способен человек, осуществляется мышцами и суставами - их совокупность обычно называют опорно-двигательным аппаратом.
     Рассматривая разминку спортсменов автор считает, что это важнейший процесс который имеет прямое отношение к системе ауто-гипно-идеомоторики [24].
     Известно, что каждый вид спорта имеет свою, специфичную для него последовательность разминочных упражнений. В частности, боксеры разминаются совсем не так, как хоккеисты, а тяжелоатлеты иначе, чем стрелки.
     Но есть нечто такое, что на наш взгляд объединяет все варианты разминок. В спортивном туризме обычно разминка состоит из бега, для разогревания мышц, бега на короткие дистанции (челночного бега) перекатов, выпадов и специфичных для вида спорта упражнений (велосипед лежа на спине, махи руками, заменяющие движение по навесной переправе, разминка суставов пальцев на скалолазном стенде) [29].
     Гибкость
     Гибкость - это способность выполнять движения с большей амплитудой. Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещения отдельных частей тела.
     Такие авторы как, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, выделяют общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризуется высокой подвижностью (амплитудой движения) во всех суставах (плечевом, локтевом, голеностопным, позвоночника и др.); специальная гибкость - амплитудой движений, соответствующей технике конкретного двигательного действия.
     Важнейшими признаками для классификации гибкости являются:
     - режим работы мышечных волокон;
     - наличие или отсутствие внешней помощи при выполнении упражнений.
     На основании этих признаков различают динамическую гибкость, проявляемую в движении; статическую - при сохранении позы, положения; активную - за счёт собственных мышечных усилий и пассивную - за счёт внешней помощи [32; 36].
     Взрывная сила
     Взрывная сила человека - это его способность проявить самое большое усилие за возможно более короткое время.
     Она имеет решающее значение в двигательных действиях, требующих большой мощности напряжения мышц. Это в первую очередь, разнообразные прыжки и метания. Большое значение имеет взрывная сила в нанесении эффективного удара в боксе, выводе соперника из равновесия в борьбе, выполнении укола с выпадом в фехтовании, подъеме штанги и т.п.
     В большинстве физических упражнений, где взрывная сила имеет ведущее значение, проявлению взрывного сокращения мышц в основной фазе движения предшествует механическое их растягивание. Например, перед метанием копья или гранаты спортсмен делает энергичный замах. В данном случае рабочий эффект двигательного действия определяется способностью мышц к быстрому переключению от уступающего к преодолевающему режиму работы, с использованием упругого потенциала растягивания для повышения мощности их последующего сокращения. Это специфическое свойство мышц получило название "реактивность мышц". Взрывная сила на дистанции в спортивном туризме явно проявляется при прохождении навесной переправы, наклонной переправы и подъеме по стенду. Успешное преодоление навесной переправы это 50% успех прохождения всей дистанции [14; 20].
     Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой. Стартовая сила — это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила — способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения [22].
     Многие авторы дают определение технической подготовки, которое мало чем отличается друг от друга. Техническая подготовка - та часть процесса подготовки, которая преимущественно направлена на овладение техникой избранного вида спорта и совершенствование в ней [4; 26].
     Под техникой понимается наиболее рациональный и эффективный способ выполнения упражнения. Чтобы повысить спортивное мастерство, спортсмену необходимо овладеть правильной техникой. Правильность овладения техникой требует от спортсмена хорошей координации своих действий, высокого уровня общей и специальной ловкости, наличие меткости в действиях и точности движений. Кроме того, техника всегда неразрывна с совершенствованием психических процессов и физических качеств [22]. 
     
     1.2 ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В СПОРТИВНОМ ТУРИЗМЕ

     Соревнования в спортивном туризме заключаются в прохождении участниками дистанции с использованием снаряжения, облегчающего и ускоряющего движение, обеспечивающего безопасность и выполнение технических и тактических задач, требующей знания технических приемов и способов преодоления препятствий.
     В зависимости от технической подготовленности команды и количества реальных препятствий соревнований делятся на шесть классов [17].
     Соревнования проводятся с целью повышения технического и тактического мастерства участников, оценки возможностей команды, пропаганды и популяризации туризма, повышения безопасности походов. Туристские соревнования могут проводиться по всем видам туризма или быть комплексными.
     Соревнования могут проводиться на одной или нескольких дистанциях и включать специальные задания, отличающиеся характером преодолеваемых препятствий, технических приемов и тактических задач с отдельным зачетом на каждой дистанции или специальном задании и общим зачетом в спортивной программе.
     В обучении начинающих туристов техническая подготовка занимает сравнительно небольшой объем часов, но с повышением уровня квалификации нагрузки значительно увеличиваются.
     Техническая подготовка предусматривает наличие определенной техники туризма и включает в себя: подготовку по технике преодоления естественных препятствий, технике страховки, поисково-спасательных работ, подготовку по технике ориентирования на местности [33].
     Техника туризма - это совокупность технических приемов и технических средств, используемых для решения туристских задач.
     Технический прием - одно или несколько взаимосвязанных действий с использованием или без использования технических средств.
     К техническим средствам относится личное или групповое туристское снаряжение специального технического назначения.
     Наряду с другими авторами Константинов Ю.С. сообщает, что Техника туризма делится по видам туризма. В каждом виде туризма используются свои определенные совокупности технических приемов и технических средств, которые образуют отличительные признаки техники данного вида туризма. Например, техника преодоления препятствий в пешеходном и водном туризме различна, хотя препятствия могут преодолеваться одни и те же. В водном туризме, горные реки преодолевают по воде с помощью различных плав средств, например, на байдарках. А в пешеходном - по воде вплавь и вброд. Либо организуют переправы над водой по камням, по бревну и с помощью навесных веревочных переправ [2].
     Обучение технике и совершенствование в ней проводится главным образом во время учебно-тренировочных занятий, групповых и в особенности индивидуальных. Для этого используются отдельные части занятия или всё занятие целиком. Изучать технику упражнений занимающиеся могут и самостоятельно, в свободное время, по заданию тренера на дом. Во время самостоятельных занятий обучающийся может повторять то, что он выполнял занятии; может быть дано и специальное домашнее задание - улучшить выполнение какой-либо детали техники, закрепить освоенное движение и т. д. [26].
     В практике существуют следующие общепринятые методы обучения и совершенствования спортивной техники.
     Метод целостно-конструктивного упражнения. Применяется на любом этапе обучения. Основа его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например, бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.).
     Разносторонний метод применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает разбор целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.
     При применении разностороннего метода необходимо соблюдать следующие правила.
     1. Обучение целесообразно начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения.
     2. Необходимо разделять упражнения таким образом, чтобы выделенные элементы были относительно самостоятельными или менее связанными между собой.
     3. Изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединять их.
     В спортивном туризме разносторонний метод пользуется большой популярностью, так как, двигательные действия состоят из многих сложных элементов, которые быстрее и качественнее усваиваются при данном методе.
     Метод сопряженного воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.
     Барчуков И.С. выделяет два основных принципа занятия физическими упражнениями.
     Принципы постепенности напрямую связаны с применением техники выполнения физических нагрузок в процессе обучения и с усложнением техники выполняемых двигательных действий.
     Всегда следует помнить, что чрезмерная нагрузка негативно влияет на организм спортсмена, поэтому необходимо подбирать для него оптимальные нагрузки. Сложностью отбора оптимальных нагрузок является то, что величина нагрузок зависит от многих факторов: пола спортсмена, его возраста, уровня тренированности и других.
     Нельзя забывать, что однообразные, постоянно применяющиеся упражнения вызывают адаптацию организма к ним, поэтому эффективность от их исполнения снижается. Чтобы расширить двигательный диапазон, надо применять разнообразные, но похожие по структуре упражнения, направленные на решения основной задачи. Нагрузку необходимо чередовать по объёму и интенсивности, постепенно её увеличивать, чтобы происходило привыкание организма [5].
     Процесс обучения неразрывно связан с каждым конкретным учащимся, а значит, мы обязаны учитывать его индивидуальные особенности.
     Принцип постепенности - зависимость эффекта обучения от прогрессируеммых педагогических требований. Принцип вытекает из закономерности постепенного, но неравномерного развития умственных и физических способностей ребёнка.
     Реализация осуществляется по 2 направлениям:
     1. усложнение изучаемых действий.
     2. расширение их состава.
     Усложнение технико-тактических характеристик изучаемых действий позволяет безгранично со.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%